Скачать 136.47 Kb.
|
Содержание программы Введение …………………………………………………………………………… 3 Раздел I. Теоретическая часть …………………………….................……………..4 Раздел II. Практическая часть ………………………….…………………………. 7 Библиографический список ……………………………………………………… 10 ВведениеПрограмма государственного экзамена предназначена для студентов специальности 050104.65 «Безопасность жизнедеятельности» в целях подготовки к сдаче государственного экзамена, позволяющая оценить знания, умения и навыки, приобретенные студентами при изучении профилирующих дисциплин: «Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях», «Чрезвычайные ситуации природного характера и защита от них», «Чрезвычайные ситуации техногенного характера и защита от них», «Чрезвычайные ситуации социального характера и защита от них», «Опасные ситуации в населенных пунктах, на улице, дома, в школе, на дорогах, в транспорте», «Гражданская оборона», «Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», «Экология», «Основы медицинских знаний и профилактика болезней», «Основы военной службы», «Приборы и оборудование по контролю за состоянием окружающей среды», «Индивидуальные и коллективные средства защиты», «Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности». Экзамен состоит из теоретической и практической части. Студент должен показать высокие знания, умения и навыки по своей специальности, полученные в процессе аудиторных занятий, при прохождении учебных, педагогической и преддипломной практик, а также при самостоятельном изучении основных вопросов. Раздел I. Теоретическая часть Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуацияхБезопасность как философская категория. Понятие безопасности, основные объекты безопасности, классификационные признаки различных видов безопасности и чрезвычайных ситуаций (ЧС). Предмет национальной безопасности РФ. Основные виды безопасности. Субъекты обеспечения безопасности. Основные концепции безопасности: устойчивого развития; приемлемого риска; оправданного риска. Область применения и уровень принятия решения в рамках каждой концепции. Цели, критерии и индикаторы безопасности. СОППЖ – как один из важнейших критериев безопасности. Понятия: авария, катастрофа, стихийное бедствие, экологическая катастрофа. Классификационные признаки ЧС. Классификация природных и техногенных ЧС по масштабам. Понятие «обеспечение безопасности жизнедеятельности». Основные направления государственной политики обеспечения безопасности населения и территории в условиях возможных ЧС природного и техногенного характера: снижение риска от ЧС, смягчение последствий ЧС. Опасность, риск и ущерб. Риск, как интегральный показатель опасности. Схема управления риском: государственное регулирование; мониторинг ОС и анализ риска; распределение средств на превентивные меры по снижению риска и на смягчение последствий от ЧС; осуществление превентивных мер; проведение спасательных и восстановительных работ при ЧС. Виды опасностей и защиты. Классификация видов защиты: по цели; по месту; по опасным факторам; по объекту защиты; по принципу действия. Состав, краткая их характеристика. Глобальные проблемы безопасности человечества. Их краткая характеристика. Безопасность и устойчивое развитие. Качество жизни и безопасность. Права человека, экономика и образование. Здоровье, природа, социальная среда. Чрезвычайные ситуации природного характера и защита от них Классификация. ЧС геологического происхождения: землетрясения, извержения вулканов, оползни, обвалы, лавины. ЧС метереологического происхождения: ураганы, бури, смерчи. ЧС гидрологического происхождения: наводнение, сели, цунами. Наиболее характерные ЧС природного характера для Саратовской области. Общие закономерности их проявления. Возможные последствия. Основные мероприятия по защите населения и территорий. Действия властей и населения по предупреждению, спасению и смягчению последствий. Природные ЧС биологического происхождения: эпидемии, эпизоотии, эпифотопии. Их последствия. Мероприятия по защите населения, животных, растений. Карантин и обсервация. Порядок действия властей и населения при эпидемиях и эпизоотиях. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и защита от них Классификация. Основные причины возникновения. Понятие «потенциально опасный объект» (ПОО). Законодательно-правовые акты о ПОО и защите населения и территорий от ЧС техногенного характера. ПОО Саратовской области. Классификация пожаро- и взрывоопасных объектов (ПВОО). Основные причины пожаров на ПВОО, в быту, в образовательных учреждениях. Действия руководства учреждений, учителей, учащихся в случае возникновения пожара в образовательном учреждении. Химически опасные объекты (ХОО) Саратовской области. Классификация аварий на ХОО. Причины и возможные последствия аварий на ХОО для территорий и населения. Зоны первичного и вторичного заражения. Действия властей, руководителей учебных учреждений, учащихся, студентов в случае аварии на ХОО г. Саратова при выбросе хлора. Радиационно – опасные объекты (РОО) Саратовской области. Возможные аварии на РОО. Основные причины возникновения. Возможные зоны заражения. Допустимые дозы облучения для персонала, населения и лиц, привлекаемых для аварийно – спасательных работ. Действия властей, персонала и населения в случае аварии на БАЭС с выбросом радиоактивных веществ и радиоактивного загрязнения воздуха и территории выше допустимых норм. Опасные ситуации в населенных пунктах, на улице, в школе, дома, на дороге, в транспорте ЧС социального характера в городе. Их причины, возможные последствия. Мероприятия по защите и спасению людей в условиях массовых беспорядков на улице, при захвате заложников. Действия пострадавших для целей самозащиты и самоспасения. Возможные причины возникновения и последствия ЧС в быту. Действия населения при возникновении пожара в квартирах. Первичные средства пожаротушения и самозащиты. Аварии и катастрофы на транспорте. Основные причины возникновения аварий на транспорте. Мероприятия по спасению пострадавших в автомобильных авариях. Оказание первой медицинской помощи пострадавшим и самопомощи. Мероприятия по защите и действия пассажиров при пожаре в метро, поезде. Гражданская оборона (ГО)Закон «О гражданской обороне». Понятие «гражданская оборона». Основные задачи гражданской обороны. Назначение, структура и основные задачи РСЧС. Основные режимы функционирования. Структура и основные задачи объектовых комиссий по делам ГО и ЧС. Ядерное оружие (ЯО). Поражающие факторы ЯО. Воздействие поражающих факторов на человека и объекты экономики. Зоны радиоактивного заражения. Допустимые дозы облучения на военное время. Групповой и индивидуальный контроль облучения личного состава. Используемые для этих целей дозиметры. Химическое оружие. Классификация отравляющих веществ (ОВ) по стойкости, физиологическому воздействию на организм человека. Понятия: «LCt50, ICt50, PCt50, LD50» . Основные средства защиты от поражения и поражения ОВ. Обнаружение и обозначение участков радиоактивного и химического заражения. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) Средства индивидуальной защиты органов дыхания: противогазы типа ГП-5, 7, респираторы, марлевые повязки. Назначение, устройство, порядок подбора и применения противогаза ГП-5 (7) и респиратора. Средства защиты кожи: ОЗК, Л-1 и др. Назначения, состав комплекта, порядок использования в виде комбинезона, плаща, накидки. Медицинские средства индивидуальной защиты. Аптечка индивидуальная АИ-2. Назначение, состав комплекта. Порядок применения. Водительская аптечка. Пакет перевязочный индивидуальный (ППИ). Индивидуальные противохимические пакеты (ИПП-8, ИПП-10). Назначение, порядок использования. Основные принципы организация и способы защиты населения РФ от ЧС. Укрытие людей в защитных сооружениях. Эвакуация (рассредоточение) персонала объектов экономики (ОЭ) и населения за пределы зоны ЧС. Использование средств индивидуальной защиты. Комплекс мероприятий защиты в ЧС ОЭ и населения. Предупредительные, защитные и аварийно-спасательные работы. Их состав, краткая характеристика, кто проводит. Оповещение, укрытие и эвакуация персонала ОЭ и населения при угрозе возникновения ЧС военного и ЧС техногенного характеров. Действия населения по сигналам «Внимание всем», «Воздушная тревога», «Радиационная опасность», «Атом», «Газы», «Химическая тревога». ЭкологияСущность понятий экология и экологическая безопасность. Основные формы, взаимодействия общества и природы («О» и «П»). История взаимодействия. Особенности взаимосвязей в системе «О» и «П» в современных условиях. ЧС экологического характера. Классификация. Краткая характеристика уровней природно-антропогенных экологических нарушений: нормы, риска, кризиса, бедствия. Санитарно-гигиенические и хозяйственно-экологические нормативы, (ПДК, ПДВ, ПДС и др.) Кто разрабатывает, утверждает. Кто проводит мониторинг загрязнения воздуха и воды в г. Саратове и области. Основные показатели потенциальной опасности территорий. Законы экологии: 1-4 закон Б. Коммонера; закон внутреннего динамического равновесия; закон максимизации энергии (Г. и Э. Одумовы); 1 и 10 %. Их сущность. Связь с практикой жизнедеятельности. Основы военной службыВоинская обязанность в РФ и воинский учет. Основные законодательно-нормативные акты, регулирующие воинскую обязанность и воинский учет граждан РФ. Цели и задачи воинского учета. Постановка на воинский учет. Медицинское освидетельствование граждан при первичном воинском учете и призыве на воинскую службу. Категории А, Б, В, Г, Д годности к военной службе. Подготовка граждан к военной службе. Обязательная и добровольная подготовка гражданина к военной службе. Их сущность. Призыв граждан на воинскую службу. Кто подлежит призыву. Освобождения, отсрочки от призыва на воинскую службу. Понятие военная служба и ее особенности. Исполнение обязанностей военной службы. Начало, срок и окончание военной службы. Назначение, тактико-технические характеристики автомата типа АКМ. Порядок разборки и сборки автомата. Раздел II. Практическая часть Методика проведения занятия по ОБЖ Моделирование занятий, проводимых в школе по темам:
Содержание занятия: назначение, структура, основные задачи.
Содержание занятия: Классификация, краткая характеристика ЧС гидрологического происхождения: наводнения, сели, цунами. Действия властей по оповещению, спасению и само спасению населения при наводнении.
Содержание занятия: ЧС метеорологического происхождения (бури, ураганы, смерчи). Последствия. Оповещение населения. Правила безопасного поведения при угрозе ЧС. Относительно безопасные места и укрытия на улице, дома. Правила безопасного поведения после ЧС.
Содержание занятия: Основные инфекционные заболевания, признаки заболевания. Периоды и продолжительность заболеваний. Схема передачи инфекционных болезней. Особенности возникновения инфекционных заболеваний в коллективах и меры безопасности. Карантин.
Содержание занятия: Орган медицинского освидетельствования. Порядок освидетельствования. Категории годности А, Б, В, Т, Д к воинской службе. Оформление результатов медицинского освидетельствования.
Содержание занятия: Понятие о ЗОЖ, составные части ЗОЖ. Основные элементы жизнедеятельности человека: рациональное питание, умственная и физическая нагрузка, понятие о режиме труда и отдыха.
Содержание занятия: Классификация СИЗ органов дыхания. Устройство и принцип работы противогаза ГП - 7. Порядок подбора, надевания и снимания.
Содержание занятия: Классификация СИЗ кожи. Назначение, состав комплекта ОЗК и Л – 1. Порядок применения ОЗК, одевание и снимание ОЗК.
Содержание занятия: Назначение, состав комплекта, устройство, порядок подготовки к работе и измерение гамма – фона.
Содержание занятия: Понятие о ЯО. Виды ядерных взрывов (ЯВ). Поражающие факторы и их краткая характеристика. Простейшие способы самозащиты от воздействия поражающих факторов ЯВ.
Содержание занятия: Порядок оповещения. Сигналы оповещения. Действия населения при различных сигналах оповещения. При моделировании урока необходимо в соответствии с темой занятия написать: учебно-воспитательные цели; спланировать время на вступительную, основную и заключительную части. Раскрыть содержание вступительной и заключительной частей (вопросы контроля знаний, задание на дом); спланировать время, отводимое на освещение вопросов занятия, используемые для этих целей наглядные материалы, ТСО, макеты, приборы, при необходимости рассказать и показать. Подвести итог занятия письменно или устно. Оказание первой медицинской помощиОказание первой медицинской помощи: при пищевых и наркотических отравлениях; при остановке сердца; при ожогах и переломах конечностей; при ранениях с кровотечением. Показ приема сопровождается объяснением. Используются как подручные средства, так и специальные медицинские средства (жгуты, бинты, шины, и т.д.), а также электронный тренажер «Малыш». Проведение радиационного и химического контроляНазначение ТТХ, устройство, порядок подготовки к работе ДП–5В и проведение контроля радиоактивного заражения техники, продовольствия, снаряжения. Ведение радиационного наблюдения и разведки. Назначение ВПХР, состав комплекта. Порядок определения ОВ типа ФОВ, синильная кислота, фосген, иприт в воздухе, в дыму; стойких ОВ на местности и в сыпучих материалах с помощью ВПХР. Работа с приборами сопровождается объяснением. Назначение, устройство, порядок разборки и сборки автомата типа АКМ. Разборка и сборка сопровождается объяснением. Форма проведения и критерии оценки экзамена Форма проведения государственного экзамена: государственный экзамен осуществляется в форме ответа на два теоретических вопроса из раздела 1 и практической отработки одного из вопросов из раздела 2 использование индивидуальных средств защиты органов дыхания и кожи (респиратор, противогаз, ОЗК и Л-1). При необходимости члены государственной экзаменационной комиссии могут задавать уточняющие вопросы по билету. Критерии оценки государственного экзамена: оценка «отлично» ─ студент показал глубокие, правильные, исчерпывающие знания и умелые практические навыки при ответах на основные вопросы билета и дополнительные (при необходимости) вопросы членов комиссии. Оценка «хорошо» ─ студент показал твердые и достаточно полные знания программного материала, представленного в теоретических вопросах, умелые практические навыки, но с ошибкой снижающей оценку на один балл (в соответствии с нормативами). При наличии хотя бы удовлетворительной оценки по одному из вопросов ─ общая оценка «хорошо». Оценка «удовлетворительно» ─ студент показал твердые знания и понимания основного программного материала; правильные, без грубых ошибок ответы на теоретические вопросы при устранении неточностей и несущественных ошибок в освещении отдельных положений при наводящих вопросах членов экзаменационной комиссии; при выполнении практических навыков допустил 2–3 ошибки, снижающие оценку на один балл (в соответствии с нормативами). При наличии одной неудовлетворительной оценки по отдельным вопросам – общая оценка «удовлетворительно». Оценка «неудовлетворительно» – студент дал неправильные ответы на поставленные вопросы, совершил грубые ошибки при выполнении практических навыков, определяющие оценку «неудовлетворительно» (в соответствии с нормативами). При наличии двух оценок «неудовлетворительно» – общая оценка «неудовлетворительно». Библиографический список Основная литература
Дополнительная литература
Составители: канд. техн. наук, профессор А.А. Карасев канд. техн. наук, доцент В.И. Силкин Одобрено на заседании кафедры экологии и БЖД Протокол № 16 от «25» октября 2012 г. Заведующий кафедрой В.Н. Титов Рекомендовано ученым советом факультета Протокол № __5__ от « 27 » октября 2012 г. |
Рабочая учебная программа составлена в соответствии с требованиями... Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов очной и заочной формы обучения по специальности 050104. 65 «Безопасность... | Рабочая учебная программа составлена в соответствии с требованиями... Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов очной и заочной формы обучения по специальности 050104. 65 «Безопасность... | ||
Рабочая программа по дисциплине «Спортивные игры» для студентов одо... ... | Учебно-методический комплекс дисциплины медицина катастроф направление... ... | ||
Рабочая программа для студентов очной и заочной форм обучения по... | Рабочая программа для студентов очной и заочной форм обучения по... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 11, Дпп. Дс. 7 Основы... «Безопасность жизнедеятельности» со специализацией «Экологическая безопасность и охрана труда», 050104 «Безопасность жизнедеятельности... | Учебно-методический комплекс для студентов специальности 050104.... Рассмотрено на заседании кафедры теоретических основ физического воспитания 18. 09. 2008, протокол №1 | ||
Учебно-методический комплекс для студентов специальности 050104.... Рассмотрено на заседании кафедры теоретических основ физического воспитания 29. 09. 2010, протокол №1 | Учебно-методический комплекс дисциплины «Правовое регулирование и... «Безопасность жизнедеятельности», 050720 «Физическая культура», утвержден ученым советом вгпу 29. 09. 05, протокол №2 | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины экология и безопасность жизнедеятельности... Специальность 050104. 65 – Безопасность жизнедеятельности с дополнительной специальностью «Физическая культура» | Рабочая программа для студентов специальности 050104. 65 «Безопасность жизнедеятельности» Рассмотрено на заседании кафедры теоретических основ физического воспитания 29. 09. 2010 №1 Соответствует требованиям к содержанию,... | ||
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности... Канаев Алексей Алексеевич старший преподаватель кафедры безопасности жизнедеятельности и основ медицинский знаний | Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности.... Канаев Алексей Алексеевич старший преподаватель кафедры безопасности жизнедеятельности и основ медицинских знаний | ||
Тюменский государственный университет Разумкова Н. В. Русский язык и культура речи. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 050104. 65... | Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с гос специальности... Большое внимание уделяется дестабилизирующим факторам современности и профилактике их реализации, а также проблемам личной и национальной... |