Рабочая программа по предмету обществознание





Скачать 199.25 Kb.
НазваниеРабочая программа по предмету обществознание
Дата публикации08.09.2014
Размер199.25 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Право > Рабочая программа
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Кульшариповская ООШ
Рассмотрено Согласовано: Утверждаю:

на заседании МО Зам.директора по УВР Директор СШ

Протокол № от ___Х.Х.Ярусова ___Г.Т.Исрафилова

«__»_____2011г. «__»_____2011г. «__»_____2011г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету обществознание

(включая экономику и право; базовый уровень)

на 2010 -2011 учебный год

7 класс (35 часов, 1 час в неделю)              

 

Составила учитель

истории и обществознания

Саттарова Земфия Ясавиевна

 
 2011 год


 

Пояснительная записка.

Данная программа по обществознанию составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования.

Примерная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам и темам курса, определяет минимальный набор самостоятельных, лабораторных и практических работ, выполняемых учащимися.

Формы промежуточной аттестации: устные и письменные ответы, самостоятельные работы, тестовые задания.

Формы итоговой аттестации: контрольная работа (1 час).

Примерная программа выполняет две основные функции:

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Курс обществознания в 7 классе ориентирован на более сложный круг вопросов и не только сопровождает процесс социализации, но и способствует предпрофильной подготовке учащихся. На втором этапе последовательность изучения учебного материала определяется с учетом возрастных рубежей изменения социального статуса (расширение дееспособности), социального опыта, познавательных возможностей учащихся.

На каждом из этапов реализуются межпредметные связи с курсом истории и другими учебными дисциплинами.
Цели.

Изучение обществознания (включая экономику и право) в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • развитие личности в ответственный период социального взросления человека (11-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;

  • воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

  • освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;

  • овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;

  • формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.


Результаты обучения

  • Результаты изучения курса «Обществознание» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в социальной среде, делать сознательный выбор в условиях альтернатив.

  • Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и осознанно воспроизводятся учащимися.

  • Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: описывать, сравнивать, объяснять, приводить примеры, оценивать, решать познавательные и практические задачи, осуществлять самостоятельный поиск социальной информации и т.д.

  • В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.

  • Некоторые результаты обучения могут быть определены как прогнозируемые и не подлежат непосредственной проверке, поскольку связаны с личностными чертами и мировоззренческими установками выпускников.


Содержание программы

 Тема: Личность подростка.

 В этой главе пойдет разговор о личности подростка его физическом, психологическом и гражданском становлении. Речь идет о тех трудностях и задачах, которые приходится ему решать, вступая в общество, о том риске, которому он может подвергнуться в течение жизни, о тех последствиях, к которым приводят его поступки. Автор учит преодолевать барьеры общения, разбираться в самом себе.

 

Переходный возраст.

 Определение возраста. Понятие «тинэйджер», «подросток». Система ценностей подростка.

Самоутверждение. Особенности подросткового периода. Место подростка в обществе в различные исторические эпохи. Другие возрасты человека: юность, зрелость, старость.

 

Задачи и трудности подросткового возраста.

 Определение подросткового возраста. Задачи подросткового периода. Принятие своей внешности.

Формирование более зрелых отношений со сверстниками обоего пола. Принятие мужской или женской роли. Достижение эмоциональной независимости от родителей и других взрослых. Подготовка к трудовой деятельности. Подготовка к вступлению в брак и к семейной жизни. Пути преодоления трудностей подросткового периода.

 

Быть взрослым

 Взросление. Сложности вхождения в мир взрослых. Отличие подростков от взрослых и друг от друга. Возраст контрастов. Подростковый оптимизм и пессимизм, альтруизм и эгоизм, подозрительность и доверчивость. Особенности воспитания подростков.

 

Физические изменения у подростков Физические изменения в подростковом периоде. Усиление роста. Факторы, влияющие на рост. Акселерация. Телосложение, его основные типы. Неравномерность развития подростков. Внешняя привлекательность, ее влияние на самооценку. Комплекс неполноценности, пути его преодоления.

 

Психологический портрет личности.

 Понятие личности. Основные характеристики личности. Темперамент: сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик. Характер. Способности. Трудолюбие и работоспособность. Интеллект.

Чувства и эмоции. Стресс, причины его возникновения у подростков.

 

Самооценка подростка. Составляющие психической жизни человека: ум, воля, чувства. Управление эмоциями. Влияние семьи на самооценку подростка. Низкая самооценка, ее причины и последствия. Высокая самооценка, ее причины и последствия. Самооценка и успеваемость в школе. Корректировка самооценки подростка.

 

Выдающаяся личность. Выдающиеся личности в истории. Философы о выдающихся личностях. Одаренные дети, их особенности. Факторы, влияющие на развитие выдающейся личности. Воспитание выдающегося человека. Признаки выдающейся личности.

 

Как стать лидером. Определение лидера. Роль лидера в обществе. Основные элементы лидерства: воображение, знание, талант решимость, жесткость и притяжение. Ораторский талант как важный элемент лидерства.

Искусство общения. Лидер в подростковой среде.

 

Обобщающе-повторительный урок (1 час)

Требования к уровню подготовки учащихся:

 1. Определять границы подросткового возраста

2. Давать общую характеристику подросткового возраста

3. Перечислять задачи, необходимые для решения в подростковом возрасте

4. Сравнивать различные уровни проявления способностей

5. Объяснять взаимосвязь свободы и ответственности

6. Характеризовать общение

7. Объяснять смысл понятий: подростковый возраст, тинэйджер, альтруизм, самооценка, темперамент, характер, способности, эмоции, индивид, личность, индивидуальность, аффект, гениальность, лидер.
 

ГЛАВА 2.

 Тема: Подросток в социальной среде. Социальная среда подростка. Понятие социальной среды, ее составляющие. Бедные и богатые семьи: особенности и проблемы. Влияние семьи на подростка. Влияние школьной среды. Влияние улицы. Особенности отношения к подросткам в обществе.

 

Юношеский пессимизм. Драматизм подросткового возраста. Возникновение юношеского пессимизма, причины его. Пути преодоления пессимистических настроений.

 

Подросток в группе.  Определение группы и их классификация. Человек в группе. Законы группы. Командный дух группы. Групповое давление. Конформизм. Соотношение самооценки и влияния группы.

 

Межличностные отношения.

 Отношения в малой группе. Определение межличностных отношений. Факторы, помогающие и мешающие развитию межличностных отношений. Взаимопонимание - основа межличностных отношений. Межличностные отношения в подростковой среде.

 

«Мы» и «они». Непосредственное окружение. Понятие «я». Понятие «мы». Понятие «они». Кто принадлежит к группе «мы». Кто принадлежит к группе «они». Знакомство. «Свои» И «чужие». «Ненормальное» или анормальное поведение. Различие между «своими» И «чужими».

 

Мир знакомых и незнакомых людей. Знакомые и незнакомые; различия в отношениях. Близкие знакомые, их роль в жизни человека. «Я» и «другие». Понятия «чужие», «чужаки». «Свои», их защита. Родственная солидарность.

 

Социальный портрет молодежи. Понятие «большой группы». Молодежь как большая группа. Проблемы молодежи в современном обществе: снижение общественной роли, ухудшение здоровья, безработица, меркантилизм. Зрелость современной молодежи. Российская молодежь в обществе контрастов.
 

Юридические границы подросткового возраста. 

Понятие «юридических отношений». Малолетние, их права и обязанности. Получение паспорта. Несовершеннолетние их права и обязанности. Защита прав ребенка.

«Конвенция ООН О правах ребенка». Законные представители прав ребенка. Ответственность за нарушение прав.

 

Подросток как гражданин. Подросток как гражданин. Российское гражданство, пути его получения. Гражданские права и свободы. История развития гражданских прав. Основные конституционные права, их характеристика. Основные конституционные обязанности.

 

Подросток и его права. Права человека. Право на жизнь. Право на жилище. Право на труд и свободный выбор профессии.

Право на отдых и досуг. Детство и материнство. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Право на образование. Умение пользоваться правами.

 

Опасный путь преступной жизни. Причины противоправного поведения в подростковом возрасте. Преступление. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Наказание несовершеннолетних, их виды. Проступки, ответственность за их совершение. Задержание подростка правоохранительными органами. Правила поведения и права подростка при задержании.

 

Требования к уровню подготовки учащихся:

 1. Объяснять смысл понятий социальная среда подростка, оптимизм, пессимизм, максимализм, конформизм, группа, конфликт, межличностные отношения, свои, чужие, другие, выбор, свобода, ценностные ориентиры, гражданская позиция, гражданин, гражданство, дееспособность, правоспособность, преступление, уголовная ответственность, кража, грабеж,

 2. Называть основные нормы морали.

3.Приводить примеры морального выбора

4.Характеризовать подростка как гражданина

5. Приводить примеры уголовной ответственности несовершеннолетних

 

Тема 20.

 Заброшенные, одинокие, непонятые. Подростковая нервозность, раздражительность. Страхи. Защитная агрессивность. Одиночество.

Одиночество в современном обществе. Специфика подросткового одиночества. Депрессия, ее причины и проявления. Пути выхода из депрессии.

 

Подросток в обществе риска.

 Современное общество как источник опасности. Поведение подростка как источник опасности.

Необходимость развития чувства безопасности. Подростковые ситуации риска, их характеристика.

Источники риска: повышенный уровень шума, городской транспорт, курение, наркомания, негативное влияние фильмов.

 Подростковая культура. Формальные коллективы подростков. Неформальные коллективы подростков. Подростковая культура, ее особенности. Одежда подростков. Молодежная музыка. Увлечения. Система ценностей.

Место подростковой культуры в обществе.

 Образ жизни. Понятие образа жизни. Образ жизни человека, семьи, народа. Факторы, влияющие на образ жизни.

Изменение образа жизни со временем. Образ жизни разных народов, его характерные черты.

 Досуг и отдых. Досуг и отдых - часть повседневного образа жизни.

Понятие досуга. Основные характеристики досуга: продолжительность, место и способ проведения.

Отдых, его особенности в различные исторические эпохи у разных народов.

Досуг. Различные виды досуга у разных народов. Культурный досуг. Свободное время россиян.

Преобладание пассивного досуга. Досуг и отдых российских подростков. 

Развитие спорта. Определение спорта. Спорт в различные исторические времена. Олимпийские игры (история).

Спорт в ХХв.: профессиональный и любительский. Молодежь и спорт. Современные популярные виды спорта молодежи: спортивный велосипед, виндсерфинг, ролики. Пассивный образ жизни, его отрицательные последствия.

Речевое поведение. Значение речевого поведения. Пять жанров речевого поведения подростков. Хвастовство.

Осуждение. Оскорбление. Непомерное оскорбление. Угроза. Одобрение. Значение подросткового сленга. Воспитание речевого поведения.

 Обобщающе-повторительный урок.

 Требования к уровню подготовки учащихся:

 1. Объяснять смысл понятий: культура, образ жизни, досуг, отдых. Свободное время, речевое поведение.

2. Оценивать виды межличностных отношений.
 

Учебно-методический комплекс:
1. А.И.Кравченко, И.С.Хромова Программа курса «Обществознание» для 5-7 классов общеобразовательных учреждений. М.: 000 «ТИД «Русское слово», 2006

2. А.И. Кравченко. Обществознание. Учебник для 7 класса. М.: 000 «ТИД «Русское слово»- РС», 2006

З. Я.В.Соколов. Граждановедение: Учебное пособие для учащихся 7 классов, их родителей и учителей. М.: НВЦ «Гражданин»,2003

4.Н.С.Кочетов. Поурочные планы по учебнику А.И.Кравченко, Е.А.Певцовой. – Волгоград:Учитель, 2008.

 

Календарно-тематическое планирование по обществознанию 7 кл.

п/п


Раздел, тема урока.


Кол-во часов

Дата проведения


Знания


Умения

Домашнее задание

1.

(1 чет.)

I. Личность подростка.

Переходный возраст.

1




Определить границы подросткового возраста. Знать особенности возраста.

Уметь дать его общую характеристику.

§1

2.

Задачи и трудности подросткового возраста.


1




Перечислить задачи и трудности подросткового возраста.


Уметь избегать подростковые проблемы.

тестирование

§2

3.

Быть взрослым.

Физические изменения у подростков.

1




Выяснить какие физические изменения происходят в подросткового возраста.


Уметь быть взрослым.

§3

4.

Психологический портрет личности: темперамент и характер.

1




Объяснить, что такое стресс и как с ним справляться.

Уметь распознавать свои положительные и отрицательные качества характера.

§4

5.

Психологический портрет личности:

Интеллект, эмоции, чувства.

1




Дать определение понятиям: чувства, эмоции, интеллект.

Уметь владеть своими чувствами в жизненных ситуациях.

§5

6.

Самооценка подростка.


1




Дать основные понятия: самооценка, самоконтроль, самокритичность

Развивать объективное отношение к самооценке.

§6

7.


Выдающаяся личность.

Лидер и его качества.


1





Выявить основные лидерские качества подростка.

Уметь быть лидером.

§7-8

8.

Повторительно –обобщающий урок «Личность подростка».

1




Проверка знаний.

Тестирование.

(1 чет.)




§1-8

9.

II. Подросток в социальной среде.

Социальная среда подростка.


1




Знать прямые и косвенные способы реакции окружающих людей;

Объяснить смысл понятий: социальная среда, влияние на подростка;

§9

10.

(2 чет.)

Юношеский пессимизм.

1




Знать определения: пессимизм , оптимист, пессимист.




§10

11.

Подросток в группе.

1




Понятия: конформизм, группа.

Уметь размышлять о своих поступках.

§11

12.

Межличностные отношения

1




Понятие: межличностные отношения

Составить таблицу. (правила поведения в гостях, в театре,в спортзале.

§12

13-14

«Мы» и «Они». Мир знакомых и незнакомых людей.

2




Основные понятия: свои, чужие, другие.

Приводить примеры различных жизненных ситуаций, связанных с этими понятиями; развивать умение работать в группе.

§13-14

15.

Повторительно-обещающий урок «Подросток в социальной среде».


1




Проверка знаний.

Тестирование.





§9-14

16.

Социальный портрет молодежи


1




Понятия: ответственность. Выбор, свобода, ценностные ориентиры, гражданская позиция, свобода.

Анализировать полученную информацию, выделять в нем главное, делать выводы.

§15

17.
(3 чет.)

III.Подросток и закон.
Юридические границы подросткового возраста, молодежи.

1




Понятия: гражданин, гражданство.

Содействовать воспитанию гражданственности, патриотизма, уважения к социальным и правовым нормам.

§16

18.

Подросток как гражданин.

1




Понятия: гражданин, гражданство. Уважения к социальным и правовым нормам.

Содействовать воспитанию гражданственности, патриотизма.

§17

19.

Подросток и его права.

1




Понятия: дееспособность, правоспособность.

Умение выполнять и уважать законы.

§18

20.

Опасный путь преступной жизни

1




Понятия: преступление, умысел, соучастие в преступлении, уголовная ответственность, кража, наказание.

Выражать свои собственные взгляды, вести дискуссию.

§19

21.

VI. Образ жизни подростка.

Заброшенные и одинокие. Подросток в обществе риска.

1




Понятия: преступление, умысел, соучастие в преступлении, уголовная ответственность, кража, наказание.


Выражать свои собственные взгляды, уметь вести дискуссию.

§20

22.

Проблема одиночества.

1



Выявить проблемы одиночества подростковой среды.

Умение находить правильный выход из проблемы одиночества

§21

23.

Подростковая культура.

1




Понятия: культура.

Прививать высокую, истинную культуру, а также воспитывать в себе культурного человека..

§22

24

Образ жизни.







Развивать критическое и ответственное отношение к своему образу жизни

Общаться, выступать перед аудиторией; дискутировать.



§23

25.

Повторительно-обощающий урок «Подросток и закон.

Образ жизни подростка».

1




Проверка знаний.

Тестирование.





§16-23

26. (4чет.)

Досуг и отдых. Спорт и подросток.

1




Различать понятия: спорт, отдых, культурный досуг

Уметь совмещать спорт, отдых, культурный досуг. Умение объяснить, зачем люди занимаются спортом.


§24

27

Развитие спорта

1




Различать понятия: спорт, отдых, культурный досуг

Уметь совмещать спорт, отдых, культурный досуг. Умение объяснить, зачем люди занимаются спортом.


25

28

Речевое поведение.

1




Понятия: речевое поведение. Правильно выражать свои мысли и знания.

Умение быть осторожным в мыслях и словах



§26

29

V.Подросток и его жилая среда.

Город и село.



1




Понятия: город, село. Их различия и сходства.

Уметь находить положительные стороны города и деревни.

§26-27

30

Мой дом, мое жилище.

1




Знать уровни приблизительного, поверхностного, контактного, глубокого знакомства.

Уметь создавать уют в том месте, где ты живешь и находишься.

§28-29

31

Повторение всего пройденного материала за год.

2




пройденный материал

Уметь грамотно и тактично выходить из любой ситуации, которая встречается в жизни человека.



§1-29

32.

Итоговая контрольная работа по теме

« Подросток и его жизнь».

1




Проверка знаний.

Тестирование.





33, 34

35

Резерв.

3













Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по предмету обществознание iconРабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта
Данная рабочая программа написана на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования 2004...
Рабочая программа по предмету обществознание iconРабочая программа по учебному предмету Обществознание
Разработана на основе авторской программы авторы: Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванов, А. И. Матвеев Обществознание....
Рабочая программа по предмету обществознание iconРабочая программа по учебному предмету Обществознание
Разработана на основе авторской программы авторы: Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванов, А. И. Матвеев Обществознание....
Рабочая программа по предмету обществознание iconРабочая программа по предмету «Обществознание (включая экономику и право)» 10 класс
Рабочая программа создана на основе Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации, Программе...
Рабочая программа по предмету обществознание iconРабочая программа по предмету (курсу и т д.) Обществознание
...
Рабочая программа по предмету обществознание iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа по предмету обществознание для 9 класса базовый уровень (далее – Рабочая программа) составлена на основе авторской...
Рабочая программа по предмету обществознание iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа по предмету обществознание для 8 класса базовый уровень (далее – Рабочая программа) составлена на основе авторской...
Рабочая программа по предмету обществознание iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа по предмету обществознание для 7 класса, базовый уровень (далее – Рабочая программа) составлена на основе авторской...
Рабочая программа по предмету обществознание iconУчебному предмету "обществознание" учителя истории и обществознания...
Рабочая программа по обществознанию для 9 класса составлена на основе авторской программы А. И. Кравченко «Программа курса. 8-9 классы»,...
Рабочая программа по предмету обществознание iconКалендарно-тематическое планирование на 2011 / 2012 учебный год по...
Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Е. И. Жильцова, Л. Ф. Иванова, А. Т. Кинкулькин, А. Ю. Лазебникова, А. И. Матвеев. Введение в...
Рабочая программа по предмету обществознание iconРабочая программа по предмету «Обществознание» (9 класс) учителя истории и обществознания

Рабочая программа по предмету обществознание iconУчебному предмету "обществознание" учителя истории и обществознания...
Рабочая программа по обществознанию для 8 класса составлена на основе авторской программы под редакцией А. И. Кравченко «Программа...
Рабочая программа по предмету обществознание iconКалендарно-тематический план по предмету "обществознание 9 класс"....
Программа общеобразовательных учреждений: Обществознание 9 класс. Под ред. Соколова Л. А., М.: Просвещение 2007г
Рабочая программа по предмету обществознание iconРабочая программа По предмету: обществознание ( VII вид)
Рабочая программа составлена в соответствии с основными нормативными документами
Рабочая программа по предмету обществознание iconРабочая программа по предмету «Обществознание»
Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии со следующими нормативными документами и инструктивно-методическими...
Рабочая программа по предмету обществознание iconО преподавании учебного предмета «Обществознание» в общеобразовательных...
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск