Физиолого-гигиеническое обоснование организации учебно-воспитательного процесса для слабовидящих детей в условиях интерната





Скачать 324.29 Kb.
НазваниеФизиолого-гигиеническое обоснование организации учебно-воспитательного процесса для слабовидящих детей в условиях интерната
страница1/3
Дата публикации10.09.2014
Размер324.29 Kb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > Право > Автореферат
  1   2   3
На правах рукописи

КВАШЕННИКОВА

Елена Александровна

ФИЗИОЛОГО-ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ ДЕТЕЙ

В УСЛОВИЯХ ИНТЕРНАТА


14.02.01 – Гигиена

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата медицинских наук

Оренбург — 2010 г.


Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Оренбургская государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию».

Научный руководитель: доктор медицинских наук, профессор

Сетко Нина Павловна
Официальные оппоненты: доктор медицинских наук, профессор

Березин Игорь Иванович
доктор медицинских наук, профессор

Быстрых Владимир Викторович

Ведущая организация: Российский государственный

медицинский университет


Защита диссертации состоится « » декабря 2010 г. в___ часов на заседании Диссертационного Совета 208.066.01 при ГОУ ВПО «Оренбургской государственной медицинской академии Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию» по адресу: 460000, г. Оренбург, ул. Советская, 6; телефон (3532) 40-35-62; факс (3532) 77-24-59; e-mail: orgma@esso.ru

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО «Оренбургской государственной медицинской академии Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию» по адресу: г. Оренбург, Парковый проспект, 7 и на сайте http:www.orgma.ru


Автореферат разослан « » ноября 2010 г.


Учёный секретарь

Диссертационного совета

доктор биологических наук, профессор Г.Н.Соловых

Общая характеристика работы
Актуальность проблемы. Помощь детям с ограниченными возможностями является одной из основных задач государства, т.к. это непосредственно затрагивает сферы медицины и образования, в соответствии с новым пониманием обществом и государством прав детей с отклонениями в развитии (Логинова Е.Т. 2003). Особая роль отводится детям с патологией органа зрения, т.к. его нарушение ведет к появлению отклонений, проявляющиеся в снижении функции восприятия предметов и явлений действительности, дезориентации в пространстве, недостатках в формировании двигательных функций, а также снижению уровня успешности обучения (Афанасьев В.Л., 1971; Касаткин Л.Ф., 1980; Сермеев Б.В., 1980; Касаткин Л.Ф., 1985; Кручинин В.А., 1991; Жукова Н.П., 2005).

В настоящее время мало изученным остается вопрос по оценке влияния различных факторов образовательной среды и организации учебно-воспитательного процесса специализированных школ-интернатов на здоровье и уровень функционирования основных систем организма, задействованных в учебном процессе слабовидящих детей. Не раскрыты вопросы и механизмы развития адаптации, резервных возможностей и уровня работоспособности слабовидящих учащихся, воспитывающихся в данных условиях. Более того, большое внимание уделено психосоциальной адаптации детей, но не проводятся исследования по изучению состояния центральной нервной и сердечно-сосудистой систем в стратегии развития биологической адаптации, которая особо необходима при социализации личности в обществе.

Организация режима дня и учебного процесса в школах-интернатах не учитывает патологию органа зрения, и деятельность организуется без оценки уровня работоспособности и процессов адаптации организма детей, в связи с чем остается открытым вопрос по научному обоснованию и разработке системы мероприятий, направленных на рационализацию учебно-воспитательного процесса и режима дня с учетом функционального состояния систем организма слабовидящих учащихся в условиях пространства специализированных школ-интернатов для слабовидящих детей.

В литературе приводятся лишь отдельные рекомендации по профилактике и реабилитации, заключающиеся в необходимости улучшения питания, условий пребывания слабовидящих детей в таких учреждениях, а проведение только данных мероприятий недостаточно, т.к. они не учитывают особенности обучения таких учащихся в современных условиях в связи с чем, требуется разработка адекватной комплексной системы помощи детям, находящимся в условиях интерната.

Круг перечисленных нерешенных вопросов определяет актуальность и необходимость проведенного исследования.
Цель работы: Научно обосновать и разработать экспериментальную модель организации рационального и адекватного учебно-воспитательного процесса, направленную на укрепление здоровья слабовидящих учащихся специализированных общеобразовательных школ-интернатов.

Задачи исследования:

  1. Провести комплексную гигиеническую оценку факторов образовательной среды и исследовать особенности организации учебно-воспитательного процесса, режима дня учащихся младших классов специализированных общеобразовательных школ-интернатов для слабовидящих детей.

  2. Выявить закономерности и особенности функционального состояния основных систем, задействованных в учебном процессе слабовидящих учащихся младших классов в условиях многокомпонентного воздействия факторов образовательной среды и учебного процесса в школах-интернатах.

  3. Оценить состояние здоровья слабовидящих учащихся младших классов на основании периодических медицинских осмотров и анализа заболеваемости.

  4. Научно обосновать и разработать экспериментальную модель организации учебно-воспитательного процесса для слабовидящих учащихся младших классов и оценить ее эффективность путем сравнительной оценки функционального состояния основных систем организма учащихся при разных формах организации учебного процесса.

Научная новизна. Впервые оценено влияние комплекса факторов образовательной среды, организации режима дня и учебно-воспитательного процесса специализированных школ-интернатов на функциональное состояние основных систем организма слабовидящих учащихся младших классов.

Разработана и научно обоснована модель организации рационального и адекватного учебно-воспитательного процесса, как современной здоровьесберегающей системы формирования здоровья учащихся младших классов специализированных школ-интернатов для слабовидящих детей.

Практическая значимость работы. Показана эффективность внедренной экспериментальной модели организации учебно-воспитательного процесса специализированных школ-интернатов для слабовидящих детей, способствующая повышению функциональных резервных возможностей организма и уровня работоспособности слабовидящих учащихся младших классов.

Внедрение результатов исследования в практику. По результатам исследования разработано информационно-методическое письмо «Организация учебно-воспитательного процесса слабовидящих детей в условиях специализированных общеобразовательных школ-интернатов» (Оренбург, 2010). Предложенные в нем практические рекомендации используются в работе специализированной общеобразовательной школе-интернате для слабовидящих детей г.Новотроицка Оренбургской области (акт внедрения от 14.05.2009г.), Министерства образования Оренбургской области (акт внедрения от 7.06.2010г.), Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Оренбургской области (акт внедрения от 15.09.2010г.).

Результаты исследований включены в программу преподавания раздела гигиены детей и подростков на педиатрическом, медико-профилактическом и последипломном факультетах в ГОУ ВПО «Оренбургская государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию» (акт внедрения от 20.09.2010г.).

Апробация работы. Основные результаты исследования доложены на Пленуме научного совета по экологии человека и гигиене окружающей среды РАМН и Минзравсоцразвития РФ «Методологические проблемы изучения и оценки био- и нанотехнологий (нановолны, частицы, структуры, процессы, биообъекты) в экологии человека и гигиене окружающей среды» (Москва, 2007), I Конгрессе педиатров Урала «Актуальные проблемы педиатрии» (Екатеринбург, 2008), II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Диагностика, профилактика и коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата у детей и подростков» (Москва, 2008), региональных научно практических конференциях молодых учёных и специалистов Оренбургской области (Оренбург, 2009, 2010), XIV Всероссийском Конгрессе «Экология и здоровье человека» (Самара, 2009), II Всероссийском конгрессе по школьной и университетской медицине с международным участием (Москва, 2010).

Публикации. По теме диссертации опубликовано 10 научных работ, среди них 3 статьи в журналах, рекомендуемых ВАК.
Объём и структура работы. Диссертация изложена на 183 страницах машинописного текста и состоит из введения, пяти глав, заключения, выводов, списка литературы. Работа иллюстрирована 32 таблицами и 32 рисунками. Библиографический указатель содержит 200 отечественных и 57 иностранных источников.
Связь работы с научными программами. Диссертационная работа выполнена в ГОУ ВПО «Оренбургская государственная медицинская академия» Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию согласно плана НИР по комплексной программе (№ государственной регистрации 0120.0809342).
Основные положения, выносимые на защиту


  1. Уровень функционирования основных систем организма, задействованных в учебном процессе слабовидящих учащихся в условиях специализированных школ-интернатов зависит от влияния комплекса факторов образовательной среды, организации режима дня и учебно-воспитательного процесса.

  2. Нерациональная организация учебно-воспитательного процесса приводит к напряжению функционального состояния основных систем организма задействованных в учебном процессе, что проявляется в снижении резервных возможностей организма и уровня работоспособности слабовидящих учащихся младших классов.

  3. Разработанная экспериментальная модель организации рационального и адекватного учебно-воспитательного процесса является эффективной, что подтверждается повышением уровня умственной работоспособности и формированием биологической и социально-психологической адаптации слабовидящих учащихся младших классов в условиях школы-интерната.


Содержание работы

Материалы и методы исследования. Для выполнения поставленной цели были сформированы две группы учащихся 1-4 классов школы-интерната г.Оренбурга и г.Новотроицка: 1 группа – учащиеся, занимающиеся при классической форме организации учебно-воспитательного процесса (n=74); 2 группа – учащиеся, занимающиеся при экспериментальной модели организации учебно-воспитательного процесса (n=53).

Комплексная оценка факторов внутришкольной среды и организации учебно-воспитательного процесса проводилась по методике А.Г.Сухарева и Л.Я.Каневской (2002) с гигиенической оценкой санитарной ситуации территории; набора, площадей и оборудования помещений; внутренней системы водоснабжения, канализации и санитарного оборудования помещений; светового и воздушно-теплового режимов; организации учебно-воспитательного процесса; условий и организации физического воспитания; условий и организации питания; санитарно-противоэпидемического режима; организации медицинского обеспечения учащихся в исследуемых школах-интернатах.

Организация учебно-воспитательного процесса в исследуемых школах-интернатах была оценена посредством анализа расписания занятий (суммарная недельная нагрузка, структура, плотность, продолжительность уроков и перемен, распределение уроков в зависимости от трудности предмета в течение учебного дня) с использованием ранговой шкалы трудности предметов В.И.Агаркова (1986) и режима дня учащихся путем проведения суточного хронометража. Особое внимание уделялось организации и продолжительности дневного и ночного сна, кратности и продолжительности прогулок, организации учебных и факультативных занятий, времени затрачиваемого на приготовление домашнего задания.

Детальная характеристика каждого из десяти показателей проводилась по критериальным признакам, степень соответствия которых требованиям СП №4076-86 «Санитарные правила устройства, оборудования, содержания и режима специальных общеобразовательных школ-интернатов для детей, имеющих недостатки в физическом и умственном развитии» оценивалась по балльной системе. Сумма всех баллов критериальных признаков определяла степень риска каждого из десяти вышеперечисленных показателей для здоровья слабовидящих учащихся по трехуровневой шкале: риск не выражен (сумма баллов от 100 до95); слабая степень риска (сумма от 94 до 65); сильная степень риска (сумма менее 65 баллов).

Оценка состояния здоровья слабовидящих учащихся 1-4 классов проводилась по уровню достигнутого физического развития и степени его гармоничности, уровню функционального состояния основных систем организма, наличию или отсутствию заболеваний и степени резистентности, с определением групп здоровья согласно приказа МЗ РФ №621 от 30.12.03г. «О комплексной оценке состояния здоровья детей». Анализ заболеваемости слабовидящих учащихся проводился по данным выкопировки из медицинской карты истории развития ребенка (у/ф №112) в соответствии с Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем Х пересмотра (1999).

Физическое развитие учащихся оценивалось по соматометрическим (рост, масса, окружность грудной клетки) показателям при помощи центильного метода (Кучма В.Р., 1996) с использованием региональных центильных таблиц (Оренбург, 1993).

Функциональное состояние дыхательной системы определялось методом спирометрии по показателю жизненной емкости легких. Костно-мышечная система оценивалась методом динамометрии по силе сжатия мышц кистей рук слабовидящих учащихся.

Функциональное состояние сердечно-сосудистой системы (ССС) учащихся определялось по показателям артериального давления и данным вариационной пульсометрии с использованием автоматизированного кардиоритмографического комплекса ORTO Expert (Игишева Л.Н., Галеев А.Р., 2003) с определением исходного вегетативного тонуса, степени напряжения регуляторных систем и резервных возможностей организма.

Функциональное состояние центральной нервной системы (ЦНС) оценивалось с помощью вариационной хронорефлексометрии (Мороз М.П., 2001) по показателям функционального уровня нервной системы (ФУС), устойчивости нервной реакции (УР), уровню функциональных возможностей сформированной функциональной системы (УФВ), с определением интегрального показателя - умственной работоспособности.

Уровень тревожности воспитанников изучался по анкете для учащихся согласно методике А.М.Прихожан (1994). Социально-педагогическая запущенность, уровень коммуникативной успешности и самооценки оценивались по анкетам предназначенным для учителей и воспитателей по методике Р.В.Овчаровой (1999).

Оценка эффективности разработанной и внедренной экспериментальной модели организации учебно-воспитательного процесса по отношению с классической формой обучения проводилась путем сравнения режима дня, организации учебного процесса и функционального состояния основных систем организма слабовидящих учащихся младших классов по методам описанным выше.

Статистическая обработка результатов исследований проводилась с использованием стандартных методов вариационной статистики, при этом вычислялись среднее арифметическое (М), стандартное отклонение (σ), средняя квадратичная ошибка (m), коэффициент Стьюдента (t) с последующим нахождением уровня достоверности различий (р). Расчеты осуществлялись с использованием прикладных программ Microsoft Office 2003. Для выявления статистически значимых различий в сравниваемых группах были использованы параметрический метод Стьюдента (Rosner B.A., 1982) и непараметрический метод Манна-Уитни (Siegel S., 1997).
Результаты исследования и их обсуждение

В результате проведенных исследований установлено, что в исследуемых специализированных школах-интернатах для слабовидящих детей учащиеся подвергаются ряду неблагоприятных факторов образовательной среды, приоритетными из которых являются переуплотнение классов на 12,5% недоукомпелктованность учебной мебелью необходимых размеров на 38,5%, что приводит к неправильному рассаживанию учащихся, статическому напряжению мышц, способствует раннему развитию утомления, ухудшает функциональное состояние органа зрения и способствует формированию патологии со стороны опорно-двигательного аппарата.

При оценке организации учебно-воспитательного процесса установлено превышение допустимого уровня суммарной недельной нагрузки в первых классах на 5,0%, во вторых классах на 2,3%, в третьих и четвертых классах на 4,6% и 6,8% соответственно. Нерациональная организация учебного процесса выражалась в составлении расписания занятий без учета трудности предметов и физиологических принципов изменения работоспособности детей в течение учебного дня и недели. Установлено, что в течение учебного дня в расписании занятий предметы с максимальной оценкой трудности в 7-8 баллов (математика, русский язык) были первыми и последними уроками, что не соответствовало периодам врабатывания и снижения работоспособности, а предметы с низкой трудностью в 2-4 балла (музыка, рисование, история) проводились вторым и третьим уроками, что не соответствовало периоду высокой и устойчивой работоспособности. Аналогичная ситуация наблюдалась при составлении расписания в течение учебной недели. Установлено, что в начале и в конце учебной недели сумма баллов по ранговой шкале трудности предметов составляла 28 баллов и была больше в сравнении с другими днями учебной недели, где сумма составляла 23-25 баллов, что не соответствовало периодам врабатывания, устойчивой работоспособности и снижения работоспособности.

При оценке элементов режима дня (учебные занятия и приготовление домашнего задания, пребывание на открытом воздухе, сон ночной и дневной, отдых по собственному выбору, приемы пищи и личная гигиена) по данным суточного хронометража установлено увеличение времени затрачиваемого учащимися на выполнение домашнего задания от 0,5часа до 1часа и сокращение времени пребывания на свежем воздухе на 1,5часа, что способствовало снижению двигательной активности слабовидящих учащихся.

Учитывая круглосуточное пребывание учащихся в школе-интернате, фактор питания является определяющим в формировании здоровья и работоспособности и должен полностью обеспечивать организм энергией и основными пищевыми веществами. Установлено, что питание детей в исследуемых школах-интернатах является нерациональным, так при оценке двухнедельных меню-раскладок было установлено превышение содержания углеводов на 12,7% и снижение содержания общего белка в рационе на 5,1% от физиологических норм потребления. Содержание кальция составило 63,3% от физиологических норм потребления, в то время как содержание фосфора было увеличено на 5,5%. На усвояемость питательных веществ оказывает влияние их сбалансированность в рационе, так соотношения белков, жиров и углеводов, кальция и фосфора, кальция и магния, а так же белка и витамина С не соответствовали требованиям физиологических потребностей (Табл 1).

Структура питания в школах-интернатах характеризовалась продуктовым дисбалансом и однообразием блюд в течение недели. При этом установлено сниженное потребление учащимися таких продуктов как мясо, рыба, яйцо и молочных продуктов.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Физиолого-гигиеническое обоснование организации учебно-воспитательного процесса для слабовидящих детей в условиях интерната iconЗадача лекции разъяснение физиолого-гигиенического обо­снования наиболее...
Санитарные правила воору­жают педагогов научно обоснованными рекомендациями по организации учебно-воспитательного процесса учащих­ся,...
Физиолого-гигиеническое обоснование организации учебно-воспитательного процесса для слабовидящих детей в условиях интерната iconВ условиях внедрения фгос
Аннотация: данная статья описывает опыт использования мобильного компьютерного класса при обучении слабовидящих детей младшего школьного...
Физиолого-гигиеническое обоснование организации учебно-воспитательного процесса для слабовидящих детей в условиях интерната iconАнализ работы отдела методической работы управления образования администрации...
«Пути совершенствования организации образовательно-воспитательного процесса в условиях реализации национальной образовательной инициативы...
Физиолого-гигиеническое обоснование организации учебно-воспитательного процесса для слабовидящих детей в условиях интерната iconМатериально-техническое обеспечение образовательного и воспитательного процесса
Для организации учебно-воспитательного процесса имеется 45 классных комнат, мастерские технического и обслуживающего труда, библиотека,...
Физиолого-гигиеническое обоснование организации учебно-воспитательного процесса для слабовидящих детей в условиях интерната iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В рамках организации учебно – воспитательного процесса в 2012 – 2013 учебном году перед коллективом школы-интерната стояли следующие...
Физиолого-гигиеническое обоснование организации учебно-воспитательного процесса для слабовидящих детей в условиях интерната iconПовышение качества учебно-воспитательного процесса в условиях модернизации...
В. П. Тихонова» в 2007/2008 учебном году работает над темой: «Повышение качества учебно-воспитательного процесса в условиях модернизации...
Физиолого-гигиеническое обоснование организации учебно-воспитательного процесса для слабовидящих детей в условиях интерната iconМетодические рекомендации для педагогов образовательных учреждений...
Методические рекомендации для педагогов образовательных учреждений по профилактике основных групп заболеваний в условиях учебно-воспитательного...
Физиолого-гигиеническое обоснование организации учебно-воспитательного процесса для слабовидящих детей в условиях интерната iconПлан научно-практического семинара «Совершенствование учебно-воспитательного...
План научно-практического семинара Совершенствование учебно-воспитательного процесса
Физиолого-гигиеническое обоснование организации учебно-воспитательного процесса для слабовидящих детей в условиях интерната iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Обоснование актуальности и перспективы опыта, его практической значимости для повышения качества учебно-воспитательного процесса
Физиолого-гигиеническое обоснование организации учебно-воспитательного процесса для слабовидящих детей в условиях интерната iconАнализ деятельности по направлению «Социализация слабовидящих детей...

Физиолого-гигиеническое обоснование организации учебно-воспитательного процесса для слабовидящих детей в условиях интерната iconАнализ учебно-воспитательного процесса за 1 полугод
Цель анализа: проанализировать работу педагогического коллектива по ведению учебно-воспитательного процесса, нацеленного на повышения...
Физиолого-гигиеническое обоснование организации учебно-воспитательного процесса для слабовидящих детей в условиях интерната iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методические консультации по организации режимных моментов, учебно-воспитательного процесса и досуговой деятельности детей
Физиолого-гигиеническое обоснование организации учебно-воспитательного процесса для слабовидящих детей в условиях интерната iconТема: «Повышение качества учебно-воспитательного процесса в условиях...

Физиолого-гигиеническое обоснование организации учебно-воспитательного процесса для слабовидящих детей в условиях интерната iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Основы педиатрии и гигиены...
Введение данной дисциплины обусловлено тем, что необходимым условием успешной организации учебно-воспитательного процесса является...
Физиолого-гигиеническое обоснование организации учебно-воспитательного процесса для слабовидящих детей в условиях интерната iconО режиме работы школы
Для четкой организации учебно-воспитательного процесса и в связи с началом нового учебного года
Физиолого-гигиеническое обоснование организации учебно-воспитательного процесса для слабовидящих детей в условиях интерната iconВысокогорный Фестиваль «Педагогических идей»
«Повышение качества учебно-воспитательного процесса в условиях модернизации системы общего образования»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск