Московский департамент образования
Северо-восточное управление образования
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Центр образования №953
«Утверждено»
______________
Волощенко О. В.
Тематическое планирование по обществознанию в 7 классах средней общеобразовательной школы № 953 г. Москвы на 2013/2014 учебный год
Учебники и программы:
Обществознание, 7 класс/ А. И. Кравченко, Е.А. Певцова - 10-е изд.- М. «Русское слово», 2008
Количество часов в неделю: 1
Количество часов в год: 35
Учитель: Коровин Н.В.
Принято на заседании методического совета СОШ № 953 г. Москвы
Протокол № 1 от 27 августа 2013 года
Рабочая программа составлена на основе:
Федерального компонента государственного стандарта общего образования
Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человека в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания учебного предмета обществознания является опыт познавательной и практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике.
Цели.
Изучение обществознания (включая экономику и право) в основной школе направлено на достижение следующих целей:
· развитие личности в ответственный период социального взросления человека (11-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
· воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
· освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
· овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;
· формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования являются:
· сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
· владение такими видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
· выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности и на уроках и в доступной социальной практике:
- на использование элементов причинно-следственного анализа;
- на исследование несложных реальных связей и зависимостей;
- на определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
- на поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
- на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
- на объяснение изученных положений на конкретных примерах;
- на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
- на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Знать/понимать
· социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
· сущность общества как формы совместной деятельности людей;
· характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
· содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.
Уметь
· описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
· сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
· объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
· приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
· оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
· решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека
· осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;
· самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
· полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
· общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
· нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
· реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей
· первичного анализа и использования социальной информации;
· сознательного неприятия антиобщественного поведения. Перечень знаний и умений, формируемых у учащихся VII класс
Учащиеся должны знать:
Определение возраста; понятия: подросток, тинэйджер; особенности подросткового периода, иметь представление о системе ценностей подростка, пути и возможности самоутверждения;
Место подростка в обществе в различные исторические эпохи;
Понятия: взросление, подростковый оптимизм, подростковый пессимизм, альтруизм, эгоизм;
Физические изменения происходящие в подростковый период; комплекс неполноценности; иметь представление о путях преодоления комплекса неполноценности;
Определения понятий: личность, характер, способность, интеллект, чувство, эмоции; основные характеристики личности;
Основные составляющие психической жизни человека; влияние семьи на самооценку подростка;
Выдающихся личностей в истории, факторы влияющие на развитие выдающейся личности;
Определение понятий: лидер, формальный лидер, неформальный лидер, роль лидера в обществе, иметь представление об основных элементах лидерства;
Понятия: социальная среда, бедность, богатство; факторы влияющие на социальную среду подростка;
Определение группы;
Определение межличностных отношений;
Определение большой группы, что такое ненормальное, аномальное и девиантное поведение;
Понятие «юридические отношения», права и обязанности детей и подростков;
Определение гражданства, пути его получения, основные гражданские права и свободы;
Причины противоправного поведения в подростковом возрасте;
Источники риска в подростковом возрасте.
Учащиеся должны уметь: Характеризовать возрасты человека;
Характеризовать особенности воспитания подростков;
Характеризовать типы темперамента;
Характеризовать уровни самооценки;
Соотносить самооценку и влияние группы;
Характеризовать факторы, помогающие и мешающие развитию межличностных отношений;
Описывать различия в отношениях со знакомыми и незнакомыми людьми;
Характеризовать подростковые ситуации риска;
Характеризовать факторы, влияющие на образ жизни;
Характеризовать роль городов в развитии общества.
Календарно-тематическое планирование по обществознанию в 7 классе.
Учебник: Обществознание, 7 класс/ А. И. Кравченко, Е.А. Певцова - 10-е изд.- М. «Русское слово», 2008
№ п\п
| Тема
| Количество часов
| Знания, умения, навыки развития личности.
| Понятия и термины.
| 1
| Переходный возраст.
| 1.
| Характеризовать подростковый возраст, возрастные особенности человека, объяснять смысл и значение понятий.
| Возраст, тинэйджер, подросток, юность, зрелость, старость
| 2
| Задачи и трудности подросткового возраста.
| 1.
| Называть задачи, необходимы для решения в подростковом возрасте;
рассказывать о месте подростка в обществе в различные исторические эпохи.
| Зрелые отношения со сверстниками, мужская и женская роль, эмоциональная независимость, трудовая деятельность, брак, трудности подросткового периода.
| 3
| Быть взрослым.
| 2.
| Приводить примеры поступков подростков, характеризующих их личность; определять свое отношение к решению проблемы «подросток – общество».
| Возраст контрастов, оптимизм, пессимизм, альтруизм.
| 4
| Физические изменения у подростков.
| 1.
| Называть физические изменения, происходящие в подростковом возрасте;
определять пути решения проблем, связанных с подростковыми комплексами.
| Самооценка, комплекс неполноценности, динамизм.
| 5
| Психологический портрет личности.
| 1.
| Составлять перечень положительных и отрицательных черт характера;
характеризовать психологический портрет своей личности.
| Темперамент: сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик; характер, способности, трудолюбие и работоспособность, интеллект, чувства и эмоции, стресс.
| 6
| Самооценка подростка.
| 1.
| Соотносить самооценку личности с влиянием семьи и успеваемостью в школе.
| Самооценка, корректировка самооценки.
| 7
| Выдающаяся личность.
| 1.
| Определять факторы влияния на становление выдающейся личности;
приводить примеры выдающихся личностей из истории и современности.
| Одаренность, вдающаяся личность, 1991.талант, гениальность.
| 8
| Лидер и его качества
| 1.
| Называть черты лидера; характеризовать роль лидера в обществе, в подростковой среде.
| Лидер, воображение, талант, решимость, жестокость, искусство общения ответственность.
| 9
| Повторительно – обобщающий урок « Личность подростка»
| 1
| Сообщение об известных лидерах
|
| 11
| Социальная среда подростка.
| 1.
| Объяснять смысл понятий; приводить примеры влияния семьи на подростка.
| Социальная среда, бедные и богатые семьи, школьная среда, влиянии на подростка.
| 12
| Подросток в группе.
| 1.
| Называть классификацию групп.
| Группа, конформизм, влияние группы.
| 13
| Межличностные отношения.
| 2
| Объяснять влияние на подростка отношений в семье.
| Малая группа, межличностные отношения, равнодушие.
| 14
| «Мы» и «Они».
| 1.
| Характеризовать понятия и термины;
приводить примеры становления своих чужими и чужих своими.
| Конфликт, столкновении.
| 15
| Мир знакомых и незнакомых людей.
| 1.
| Высказывать суждение по поводу защиты «своих» в любых ситуациях;
сравнивать роль «своих» и «чужих» в жизни человека.
| Противостояние, родственная солидарность, круг знакомств.
| 16
| Социальный портрет молодежи.
| 1.
| Высказывать суждение по решению проблем молодежи в современном обществе.
| Социальная группа, общественная роль, инфантильность.
| 17
| Повторительно – обобщающий урок «Подросток в социальной среде»
| 1
| Эссе «ценности современной молодежи»
|
| 18
| Юридические границы подросткового возраста.
| 1.
| Рассказывать о путях и методах защиты прав ребенка; приводить примеры прав и свобод человека.
| Малолетние, несовершеннолетние, ответственность за нарушение прав.
| 19
| Подросток как гражданин.
| 1
| Называть способы участия гражданина в политической жизни страны; объяснять связь между правами гражданина и его обязанностями.
| Гражданин, гражданство, гражданские пава свободы, конституционные права и обязанности, получение гражданства.
| 20
| Подросток и его права.
| 1.
| Объяснять значение понятия «права человека»,объяснять пути реализации прав подростка.
| Права человека: на жизнь, а жилище, на труд, на свободный выбор профессии, на отдых и досуг, на охрану здоровья, на образование; зашита прав граждан.
| 21
| Опасный путь преступной жизни.
| 1.
| Рассказывать о причинах
противоправного поведения и об уголовной ответственности несовершеннолетних; приводить примеры преступлений из литературных произведений или фильмов.
| Преступление, уголовная ответственность несовершеннолетних, правоохранительный органы, задержание.
| 22
| Повторительно – обобщающий урок «Подросток и закон».
| 1.
| Таблица «права подростка»
|
| 23
| Подросток в обществе риска.
| 1.
| Называть источники риска и высказывать своё отношение к ним;
характеризовать подростковые ситуации риска.
| Источник опасности, уровень шума, наркомания, слух, городские дороги.
| 24
| Проблемы одиночества
| 1
| Знать причины депрессии и пути выхода из неё
| Депрессия , агрессия
| 25
| Подростковая культура.
| 1.
| Рассказывать о подростковой культуре и е особенностях; устанавливать отношение между подростковой и взрослой культурой.
| Система ценностей, увлечения.
| 26
| Образ жизни.
| 1.
| Определять факторы, влияющие на образ жизни разных народов и его изменения;
приводить примеры их художественных произведений об образе жизни человека разных слоев общества.
| Образ жизни, организация образа жизни.
| 27
| Досуг и отдых.
| 1.
| Объяснять понятия: досуг, культурный досуг; объяснять назначение учреждений культуры (театров, музеев, библиотек).
| Досуг, отдых, свободное время, культурный досуг.
| 28
| Повторительно – обобщающий урок «образ жизни подростка»
| 1.
| Контроль знаний учащихся.
|
| 29
| Город и село
| 1
| Уметь характеризовать роль города в развитии общества
| Особенности городской и сельской жизни
| 30
| Мой дом, моё жилище
| 2
| Сопоставлять плюсы и минусы городской и сельской жизни
| Перенаселение, миграция
| 31
| Итоговое повторение Контрольное тестирование по курсу.
| 1.
| Контроль знаний учащихся.
|
| 32
| Резервный урок
| 2
|
|
| |