Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Васильево – Шамшевская средняя общеобразовательная школа № 8
Рассмотрена:
ШМО учителей
начальных классов
Протокол № 1
От 28.08.12
| Рассмотрена:
На заседании МС
МБОУ Васильево-
Шамшевской
СОШ № 8
Протокол № 1
От 29.08.12
| Рассмотрена и
рекомендована
к утверждению
Педсоветом
Протокол № 1
От 30.08.12
| Утверждена:
Директор МБОУ
Васильево-
Шамшевской СОШ № 8
_____ С.А. Семейникова
Приказ № 239
От 30.08.12
|
|
|
|
| РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по музыке для 1класса
на 2012- 2013 учебный год.
Срок реализации программы: 1год.
Составил: Начинённая Н.В.,
учитель начальных классов
МБОУ Васильево- Шамшевской СОШ №8.
Образование: высшее
2012-2013 уч. год
Содержание
1.Пояснительная записка____________________________3- 7 2.Содержание учебного предмета ______________________8-11 3.Тематическое планирование________________________12-14
4. Календарно – тематическое планирование_____________15-21 5. Материально-техническое обеспечение
образовательного процесса___________________________22-23
1. Пояснительная записка
Настоящая программа разработана на основе примерной программы начального общего образования по технологии (базовый уровень) , образовательная система « Школа 2100, авторов: В.О.Усачёва, Л.В.Школяр. Музыка.. 1 класс. Москва. Баласс. 2012г.
Программа соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения , в соответствии с учебным планом МБОУ Васильево - Шамшевской СОШ №8 для 1,2 классов при пятидневной учебной неделе в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на 2012-2013 учебный год., основной образовательной программой ступени начального общего образования в контексте ФГОС НОО для 1-2 класса МБОУ Васильево – Шамшевской СОШ №8 на 2012-2013 учебный год
Нормативная база разработки рабочей программы :
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года №373
- Приказ Минобрнауки России от 27.12.2011 г. № 2885 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 учебный год»;
- Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта второго поколения.
- Приказ Минобразования России от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального образовательного стандарта начального общего образования»;
- Приказ Минобразования России от 26.11.2010 №1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федераци ая Координационным советом при Департаменте общего образования Минобрнауки России по вопросам организации введения ФГОС (протокол заседания Координационного совета №1 от 27-28 июля 2010г. выставлен на сайте: http: // standart. еdu.ru);
- Приказ Министерства общего и профессионального образования РО от 03.06.2010г. №472 «О введении ФГОС начального общего образования в образовательных учреждениях РО.
- Приказ Минобрнауки России от 22.09.2011 года № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 № 373».
- Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г.
№ 189 «Об утверждении СаиПиН 2.4.2.2821- 10 «Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
- Учебный план МБОУ Васильево - Шамшевской СОШ №8 для 1,2 классов при пятидневной учебной неделе в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на 2012-2013 учебный год.
- Основная образовательная программа ступени начального общего образования в контексте ФГОС НОО для 1-2 класса МБОУ Васильево – Шамшевской СОШ №8 на 2012-2013 учебный год.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта « Школа 2100»:
В.О.Усачёва, Л.В.Школяр. Музыка.. 1 класс. Москва. Баласс. 2012г. Программа конкретизирует содержание предметных тем, предлагает распределение предметных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учётом личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета. В учебном плане МБОУ Васильево – Шамшевской СОШ № 8 для 1,2 классов при пятидневной учебной неделе в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на 2012-2013 учебный год на изучение музыки в 1 классе отводится 1 час. Данная рабочая программа составлена из расчета 33 часа в год (согласно календарному графику образовательного процесса в 1 классе МБОУ Васильево – Шамшевской СОШ № 8).
Содержание предмета «Музыка» создавалось в опоре на педагогическую концепцию Д.Б. Кабалевского, который еще в 70-е годы ХХ века сумел сформулировать и реализовать основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы, заложившие основы развивающего, проблемного музыкального воспитания и образования. Именно эта педагогическая концепция исходит из природы самой музыки и на музыку опирается, естественно и органично связывает музыку как искусство с музыкой как школьным предметом, а школьные занятия музыкой также естественно связывает с реальной жизнью. Она предлагает такие принципы, методы и приемы, которые помогают увлечь детей, заинтересовать их музыкой с её неизмеримыми возможностями духовного обогащения человека.
Задача программы – ввести учащихся в мир большого музыкального искусства, научить их любить и понимать музыку во всём богатстве её форм и жанров, воспитать в учащихся музыкальную культуру как часть всей их духовной культуры.
Содержание программы предмета «Музыка» реализует Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования и опирается на развивающее музыкальное образование и деятельностное освоение искусства. Поэтому программа и программно-методическое сопровождение предмета (учебник, блокнот для музыкальных записей, нотная хрестоматия и аудиозаписи) отвечают требованиям, заложенным в Стандарте начального общего образования:
общим целям образования – ориентации на развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира, признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса;
задачам образования – развитию способностей к художественнообразному, эмоционально-ценностному восприятию музыки как вида искусства, выражению в творческой деятельности своего отношения к окружающему миру, опоре на предметные, метапредметные и личностные результаты обучения.
Предметные требования включают освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.
1. Сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии.
Для формирования первоначальных представлений о значении и роли музыки в духовном развитии человека необходимо прежде всего научить детей слушать и слышать музыку, выделяя музыкальные звуки из общего звучащего потока. Вот почему в качестве ведущей для музыкального развития учащихся выступает тема «Искусство слышать» и её конкретизация – главная тема 1-го класса, получающая продолжение во всех последующих классах, «Как можно услышать музыку». Она позволяет дать учащимся представление о музыке, её образной природе, о способах воплощения в музыке чувств, характера человека, его отношения к природе, к жизни.
Раздел «Внутренняя музыка» специально предназначен для сосредоточения школьников на процессуальности своего духовного мира: вслушиваясь в колыбельные песни (1-й класс как начало познания музыки и жизни. )
2. Сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности.
Родные корни, родная речь, родной музыкальный язык – это та основа, на которой воспитывается любовь к русской культуре. Обеспечивается не только информационная сторона получаемого знания, но прежде всего предусматривается воссоздание детьми какой-либо из сторон музыкально-творческой деятельности, уходящей корнями в народное творчество, например, они
музыкально интонируют (сочиняют) в традиционной народной манере загадки, пословицы, заклички, скороговорки;
учатся за графическим изображением знаков – букв и нот – видеть и слышать смысл предметов, явлений, человеческих чувств, событий, пробуют сами создавать графические музыкально-смысловые соответствия.
Таким образом, учащиеся получают представления об истоках человеческого творчества и умении в живом звучании и нотных обозначениях выражать свои музыкальные мысли.
Пониманию единства мысли, речи, характера человека служат представленные в «Галерее» – музыкальной, литературной, художественной – портреты русских людей, созданные художниками-передвижниками, звучащие в музыке, возникающие на страницах биографий и различных литературно-поэтических произведений.
3. Развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности.
Одна из центральных позиций, развивающих важнейший принцип Д.Б. Кабалевского о доступности учащимся младшего школьного возраста высочайших образцов серьёзной музыки и о необходимости воспитания на этих образцах духовного мира школьников, связана с обращением к музыкальной классике. В качестве такого фундамента привития вкуса и интереса к музыкальному искусству выступает музыка И.С. Баха, В.А. Моцарта, Э. Грига, Ф. Шопена, П.И. Чайковского, М.П. Мусоргского, М.И. Глинки, С.В. Рахманинова, А.И. Хачатуряна, Д.Б. Кабалевского и других композиторов, оставивших заметный след в мировой музыкальной культуре.
Явления искусства входят в детское сознание не как что-то обыденно расхожее, аналитико-конструктивное, которое заучивается, чтобы знать. Главное здесь то, что в роли «питательной среды», готовящей, формирующей восприятие детьми этих явлений, выступают великие творцы, для которых смыслом жизни становится прожить жизнь в искусстве. В этом плане концептуальное значение приобретает понятие «мелодия», определяя смысловой ряд: сочинить мелодию, прожить мелодию, прожить мелодией, жизнь в мелодии, мелодия в жизни.
Освоение классической и народной музыки возможно только на основе опыта творческой деятельности учащихся – хорового пения, слушания музыки, игр на детских музыкальных инструментах.
4. Умение воспринимать музыку и выражать своё отношение к музыкальному произведению.
Восприятие музыки как живого образного искусства, неразрывно связанного с жизнью, является не только отдельным разделом – «Слушание музыки», а становится ведущим видом деятельности, проявляющимся и в хоровом пении, и в импровизациях, и в размышлениях о музыке. Слушательская культура – это умение воспринимать музыку и выразить своё отношение к ней; это знание основных закономерностей и понятий музыки как вида искусства (обобщённые знания, служащие опорой восприятия) – композитор, исполнитель, слушатель, выразительные и изобразительные средства музыкального языка, песенность, танцевальность, маршевость, интонация, развитие и построение музыки. Эти содержательные линии формирования восприятия школьников и их интереса к музыкальному искусству преемственно и последовательно из класса в класс прослеживаются в содержании предмета. Методическим «ключом» к пониманию содержания музыки является проблема соотношения художественного и обыденного. Через практические задания («Лаборатория музыки») школьники, наряду с другими проблемами, самостоятельно исследуют музыку, выявляя, как обыденное становится в искусстве художественным.
5. Использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.
Опора на принцип «образно-игрового вхождения в музыку» позволяет создавать ситуации, требующие от детей перевоплощения, работы фантазии, воображения. Поэтому в программе большое место отводится музыкальным играм, инсценировкам, драматизациям, основанным на импровизации: сюжет (сказка, история, быличка) складывается, сказывается в единстве музыки и текста, с использованием музыкальных инструментов.
Игра как деятельность на уроке наполнена и тем смыслом, который искони имела в народном искусстве: исполнить песню – значит сыграть её.
К метапредметным результатам обучающихся относятся освоенные ими при изучении одного, нескольких или всех предметов универсальные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.
Личностные результаты освоения образовательной программы начального общего образования должны отражать готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности..
Программа по музыке строится на следующих принципах: обучение музыке как живому образному искусству; обобщающий характер знаний; тематическое построение содержания образования, вытекающее из природы искусства и его закономерностей.
Особенности содержания программы и тематическое планирование
Структурное отличие программы для 1-го класса связано с особенностью этого возрастного периода, который одновременно является и пропедевтическим этапом, и начальным этапом систематического формирования музыкальной культуры детей в общеобразовательной школе.
Главная и единственная тема 1-го класса и первого года обучения музыке в школе – «Как можно услышать музыку». Она рассматривается в каждой четверти под различным углом зрения. В ней «высвечивается» тот или иной аспект этого основополагающего умения, необходимого для постижения музыки, и поэтому она представлена боле подробно – 8-ю тематическими блоками, а не почетвертными темами.
Содержание программы по музыке
1 класс
Раздел 1.» Внутренняя музыка»- 3ч
«Внутренняя музыка». Колыбельная.Сказку складываем, музыкой сказываем. В результате изучения раздела учащиеся должны:
Знать народное предание о «Кикиморе». Знать ноты и их расположение на нотном стане.
Тренируем свою «внутреннюю музыку».Играем вместе. Знать слова песен и уметь петь их выразительно.
Уметь: Уметь исполнять колыбельные. Знать их смысл и предназначение. Стараться и стремиться сочинять мелодии в духе колыбельных. Уметь участвовать в общих игровых действиях. Уметь элементарно, под руководством учителя играть на фортепьяно. Участвовать в творческих заданиях, задействовать своё воображение. Раздел 2. Родная речь.-4 ч
Родная речь.Точки, чёрточки, крючки, дуги и круги. Сказанное слово и несказанное.
Не перевыскороговоришь? Поём вместе. Портреты заговорили и запели. В результате изучения раздела учащиеся должны:
Знать : названия нот и музыкальных символов, а также осознавать смысл славянских букв. Понимать стиль исполнения русских народных песен. Знакомиться не только с музыкальными , но и художественными произведениями. Знать новые элементы нотной грамоты (< >). Знать скороговорки.
Уметь сопоставлять живопись и музыку. Сравнивать музыкальные и художественные произведения. Уметь отличать разные певческие исполнительские стили. Уметь петь выразительно. Уметь сопоставлять их, сравнивать. Определять жизненную основу музыкальных произведений. Эмоционально откликаться на живописные, литературные и музыкальные образы. Уметь проговаривать скороговорки в быстром темпе. Уметь сопоставлять цвета и музыку.
Раздел 3. Пётр Ильич Чайковский- 3ч
Пётр Ильич Чайковский.Детские годы. Здесь живёт музыка П.И. Чайковского. Волшебный тот цветок... Тренируем свою «внутреннюю музыку».
В результате изучения раздела учащиеся должны: Знать о детских годах великого русского композитора П.И. Чайковского. Знать сюжет балета «Щелкунчик». Знать названия нот и их расположение на клавиатуре. Знать новое понятие: балет, оркестр.
Уметь эмоционально откликаться на литературные и музыкальные образы в искусстве. Понимать высокую духовность и нравственность творчества композитора. Уметь с помощью учителя исполнять одной рукой знакомые несложные песни и мелодии. Уметь отличать балетные мелодии и вокальные. Узнавать главные темы балета. Уметь выражать свои впечатления и эмоции в рисунке.
Раздел 4. Михаил Иванович Глинка- 4ч
Михаил Иванович Глинка. «Бряцайте, струны золотые...». Руслан и Людмила.
О, поле, поле!Слава!
В результате изучения раздела учащиеся должны:
Знать о жизни и творчестве М.И. Глинки. Определять жизненную основу музыкальных произведений. Знать о таких понятиях: опера, былина, гусли. сказание, эпос. Знать основные темы оперы, уметь отличить их от других опер.
Уметь пересказывать содержание оперы. Знать понятия: ария, монолог, речитатив .Уметь отличить оперу от балета.
Раздел 5. Мелодия жизни- 4ч
Мелодия жизни. Заветное слово. Как начинается музыка? Вольфганг Амадей Моцарт. Моцарт сочиняет.
В результате изучения раздела учащиеся должны: Знать основные произведения В.А. Моцарта и уметь их отличать от других. . Знать о жизни композитора, о его детских годах. Знать основные произведения В.А. Моцарта и уметь их отличать от других. . Знать не только о творчестве композитора, но и о его детских годах. Знать основные произведения композитора Уметь анализировать музыкальные и стихотворные произведения. Уметь эмоционально откликаться на выразительные особенности стихов. Уметь выразительно читать стихи и находить в них главную мысль. Уметь подбирать эстетически значимые слова к прослушанному стиху и музыке. Стремиться слышать в стихах музыку. Стремиться участвовать во внутриклассных конкурсах, эстафетах и инсценировках.
Стремиться участвовать во внутриклассных конкурсах, эстафетах и инсценировках. Уметь сравнивать и отличать стиль Чайковского и Прокофьева
Раздел 6. Сергей Сергеевич Прокофьев. -3ч
Сергей Сергеевич Прокофьев.Детство композитора. Щелкунчик!
В результате изучения раздела учащиеся должны: Знать не только о творчестве композитора, но и о его детских годах. Знать основные произведения композитора.
Уметь сравнивать и отличать стиль Чайковского и Прокофьева. Уметь анализировать музыкальные и стихотворные произведения. Уметь эмоционально откликаться на выразительные особенности стихов. Раздел 7. Путешествие во времени и пространстве. – 6 ч
Путешествие во времени и пространстве. Тренируем свою «внутреннюю музыку». Солнцеворот. Тренируем свою «внутреннюю музыку».Две песни. Ждём весну, встречаем птиц. Иные земли.
В результате изучения раздела учащиеся должны: Знать слова песен. Участвовать в выполнении творческих заданий. Знать традиции празднования Масленицы и встречи весны. Знать понятия и имена композиторов: И.С. Бах, Дж. Верди, А. Дюрер, Л. Да Винчи, Паганини, Карузо и других.
Знать о празднике Масленица. Знать о русских фольклорных традициях и обрядах. Знать и уметь исполнять масленичные песни и заклички в народном стиле. Знать разные цвета и уметь подбирать к различным сочинениям определённую цветовую гамму. Уметь писать ноты на нотном стане и петь их. Уметь элементарно играть ноты на клавиатуре одной рукой. А также записывать ноты с клавиатуры в тетрадь.
Уметь исполнять масленичные песни и заклички в народном стиле. Уметь передать свои впечатления и чувства в танце, выразительном пении и рисунке.
Уметь сопоставлять музыку и цвет. Уметь петь выразительно и чисто. Уметь петь как со всем класом, так и соло. Участвовать в творческих конкурсах рисунка на тему прослушанной музыки. Развивать своё воображение, самостоятельно придумывать образы и воплощать их в рисунке или аппликации.
Раздел 8. Счастье, ты где?- 6 ч
Счастье, ты где? Идём за Синей птицей. Тренируем свою «внутреннюю музыку». В результате изучения раздела учащиеся должны:
Знать все музыкальные понятия и их значение в музыкальной культуре. Знать и уметь писать элементы нотной грамоты, знать названия нот и их расположение на нотной линейке и на клавиатуре.
Уметь подбирать цветовые гаммы к звучащей музыке. Мысленно слышать музыку стихий и при выполнении творческих заданий подбирать музыку к словам и наооборот. Уметь и не бояться фантазировать. Воображать на различные музыкальные темы.Уметь выразитель петь. Активно участвовать во всех творческих музыкальных мероприятиях. Уметь рассказать о музыке другим. Предавать в своём исполнении различные музыкальные образы. Выполнять творческие задания.
Система оценки планируемых результатов учащихся 1 класса
Требования к качеству знаний, предъявляемые на занятиях по музыке
1. Важны только те знания учащихся, которыми они могут пользоваться на практике. Фактически нужны навыки использования знаний, а не сами знания. Разнообразные теоретические знания, полученные школьниками, должны позволять грамотно анализировать различные произведения искусства и формулировать, в чём особенности их собственных работ.
2. Важны и нужны прочные знания, а не выученный к данному уроку материал.
Оценка усвоения знаний и умений осуществляется через выполнение учащимися продуктивных заданий в учебниках и рабочих тетрадях. Продуктивные задания требуют уметь применять полученные знания к конкретному практическому или творческому заданию.
Требования к уровню подготовки выпускников 1 класса:
К концу 1 класса обучающиеся должны знать/понимать:
слова и мелодию Гимна России;
смысл понятий: «композитор», «исполнитель», «слушатель»;
названия изученных жанров и форм музыки;
названия изученных произведений и их авторов;
наиболее популярные в России музыкальные инструменты.
К концу 1 класса обучающиеся должны уметь:
узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов;
определять на слух основные жанры музыки (песня, танец и марш);
определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности (мелодия, ритм, темп, тембр, динамика) в музыкальных произведениях (фрагментах);
передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально-пластическом движении;
участвовать в коллективном пении;
исполнять несколько народных и композиторских песен (по выбору обучающегося).
Первоклассники должны решать учебные и практические задачи:
выявлять жанровое начало (песня, танец, марш) как способ передачи состояний человека, природы, живого и неживого в окружающем мире;
ориентироваться в многообразии музыкальных жанров (опера, балет, симфония, концерт и др.);
различать характер музыки, ее динамические регистровые, тембровые, метроритмические, интонационные особенности;
применять элементы музыкальной речи в различных видах творческой деятельности (пении, сочинении и импровизации, художественном движении).
|