Процесс складывания государства в произведении С.П.Толстова «По следам древнехорезмийской цивилизации» В своем произведении «По следам древнехорезмийской цивилизации» в шестой главе «Священная Кангха» С.П. Толстов описывает период истории Хорезма с середины I тысячелетия до н.э. до IV в. н.э. Характерными чертами этого периода он выделяет наличие общих особенностей строительного дела и фортификации, а также особенности керамической посуды, украшений и орудий труда.
Строительное дело и фортификация данного периода включала:
1) господство крупного квадратного сырцового кирпича с обычным стандартом 40x40x10 сантиметров, с незначительными отклонениями в ту и другую сторону;
2) общий тип коробовых сводов полуциркульного или эллиптического сечения, с наклонным положением рядов кладки;
3) одна и та же в своих основных принципах система оборонительных сооружений — стены с внутренними стрелковыми галереями с высокими «стреловидными» бойницами, рассчитанными на навесной бой;
4)весьма характерный тип укрепленных «лабиринтов», защищающих подступы к воротам;
5) преобладание квадратных или прямоугольных в плане башен.
Из представленных для данного периода орудий труда он обращает внимание на крупные овальные зернотерки, при этом отмечает, что: «В области керамики на протяжении всей хорезмийской античности доминирует высококачественная, сделанная преимущественно на ножном круге ремесленная посуда, чаще всего покрытая красным ангобом или лаком, некоторые формы которой проходят, мало изменяясь, через все тысячелетие» (С.П. Тостов стр. 93 ).
Украшения, представленные в этом периоде большей частью мелкие призматические бусы из просверленных кристаллов пирита и импортные мелкие бусы из цветного стекла.
В шестой главе С.П. Толстов ставит вопрос об образовании древнехорезмийского государства в середине I тысячелетия до н. э.
Уже к середине I тысячелетия до н. э сложились все предпосылки для образования государства по мнению С.П.Толстова. Свои выводы он делает по результатам раскопок крупных городищ: Кюзели-гыр, Калалы-гыр, Джанбас-кала, Базар-кала – «Довольно далеко от этого канала, на юг от старого русла южного Даудана, на останцовых щебнистых возвышенностях расположены два крупных городища Калалы-гыр № 1 и Кюзели-гыр. Первое — подпрямоугольной формы, размером 1100x700 метров, второе - треугольное, в соответствии с формой холма, 1000x400 метров площадью». Исследование городищ показало, что они относятся к середине I тысячелетия до н. э., что определяется «архаическим характером бронзовых «скифских» стрел, тяготеющих к VI — IV вв. до н. э., и довольно грубой, сделанной на ручном круге керамикой с характерной горизонтально-канелированной поверхностью, встречающейся в самых нижних слоях позднейших городищ, достигших расцвета в последующий кангюйский период (Базар-кала, Джанбас-кала)».
С.П. Толстов замечает, что планировка их весьма своеобразна: все огромное внутреннее пространство городища совершенно лишено культурного слоя; всюду оно представляет собой обнаженную щебнистую материковую поверхность холма. Жизнь обитателей городищ была целиком сосредоточена в длинных, опоясывающих всю площадь памятника, узких сводчатых коридорообразных помещениях, скрытых в толще мощных стен городища. В Калалы-гыре было два параллельных внутренних жилых коридора, в Кюзели-гыре - целых три. Никаких иных жилых помещений на городищах обнаружено не было. Многокомнатное здание у северной стены Калалы-гыра оказалось погребальным сооружением, «домом мертвых», где в больших глиняных корчагах хранились кости умерших. Планировка «городищ с жилыми стенами» находит яркую параллель в описанной в Авесте («как и большинство других «священных книг» - памятник сложный и многослойный. Но в нем, бесспорно, доминирует пласт, восходящий к архаической эпохе истории восточного Ирана и Средней Азии — эпохе, которая сейчас, в свете наших материалов, может быть хронологически приурочена к первой половине I тысячелетия до н. э.») «квадратной Варе» — укрепленном поселении, построенном мифическим героем Йимой: «И Йима построил Вару длиной в лошадиный бег по всем четырем сторонам и перенес туда семена быков, людей, собак, птиц и огней красных, пылающих. Он сделал Вару длиной в лошадиный бег по всем четырем сторонам жилищем для людей; Вару, длиной в лошадиный бег по всем четырем сторонам, — загоном для скота. Туда он провел воду по пути, длиной в хатр (около 1.5 км). Там он построил жилища, дом, свод, двор — место, закрытое со всех сторон. В широкой части постройки он сделал девять проходов, шесть в средней, три в узкой... И сделал он вход и световой люк...» (Вендидад, II, 33-38). Этот темный текст делается понятным при сопоставлении его с описаниями наших городищ, в свою очередь многое объясняя в их конструкции и планировке. Огромное пустое внутреннее пространство городища, на первый взгляд столь непонятное, — это загон для скота» (стр. 94).
По мнению С.П.Толстова вся планировка городищ подчинена главной задаче – охране скота, таким образом проявляется потребность в защите общественного имущества, наличии силы, обеспечивающей сохранность имущества – это и есть первая предпосылка для образования государства (стр. 94 ).
Для развития хозяйства в данный период периода характерны особенности: «хозяйство, как оседлое с доминирующей ролью скотоводства, наряду с которым существует и земледелие, — об этом говорит ирригационная сеть. Однако на этом этапе земледелие играет явно второстепенную роль» (стр. 95).
С.П. Толстов повествует о разложении родоплеменных отношений и образование новой структуры, что является второй предпосылкой для образования государства: «Глиняные стены, свидетельствуют об эпохе бурных военных столкновений, причем — и на это также отвечает нам планировка наших городищ — основным объектом этих столкновений было главное богатство общин — скот, защитить который надо было во что бы то ни стало». Войны за скот ведут к дифференциации в области скотовладения, способствуя концентрации масс скота в руках отдельных семей, образующих мало-помалу могущественную родоплеменную аристократию», находя параллель в Авесте «между «квадратной Варой» и «городищами с жилыми стенами»» и такое же подтверждение Геродота и Страбона. А также: «Общество уже в древнейших частях Авесты выступает разделенным на касты: жрецов огня (атраваны), воинов (ратхаеста, буквально — «ездящие на колесницах») и рядовых общинников». Таким образом, С.П. Толстов VIII-VI вв. до н. э. определяет как период, в который формируются предпосылки для складывания государства.
Первый период древнехорезмийского государства – «доахеменидский» Хорезм – С.П. Толстов относит к периоду с VI по IV вв. до н. э., он связан с созданием оросительной системы: «А создание такой оросительной системы своим необходимым условием имеет наличие сильной централизованной государственной власти на данном этапе истории, широкого применения подневольного труда, которым, в обстановке исследуемой эпохи, мог быть только труд военнопленных рабов» - «без политической централизации невозможно не только создание, но и нормальное функционирование столь обширной ирригационной системы». Это также подтверждает описание жизни: «В Хорезме возникает сильное рабовладельческое государство, сочетающееся, однако, с продолжающей функционировать и даже сохраняющей родовые формы и матриархальные традиции общиной… в состав XVI сатрапии входили Хорезм, Согд, Парфия и Ариана и что в сферу политического влияния Хорезма, по сказанию Геродота об истории хорезмийской ирригации, входили гирканцы, парфяне, арианцы и таманаи. Оба текста взаимно подтверждают друг друга, рисуя обширную сферу влияния Хорезма, объединявшего под своей властью Согд на востоке и Хорасан, за исключением Маргианы, на юго-западе… Но превращение Хорезма в сильное рабовладельческое государство предопределило новое направление использования старинных связей конфедерации: культурные оазисы периферии расселения массагетских племен оказались под властью Хорезма».
Толстов, ссылаясь на Вендидад II, 33-38, говорит о найденных остатках крепостей, созданных, очевидно, для охраны скота (95 стр.) Это может многое сказать об их основных занятиях кангюйского периода. Затем, обнаружив следы ирригационной сети (VIII – VI вв. до н.э.), он предположил наличие организованного, коллективного труда, что подтвердилось в Авесте, Геродотом и ал–Макдиси (96 стр.), это доказывается еще и нахождением огромных античных кирпичей, созданных руками не одного человека (100 стр.). Из Авесты, наличие войска и вооружения: «Они хорошие конные и пешие воины, вооруженные луками, мечами, панцирями, медными топорами; в битвах носят золотые пояса и золотые повязки. Уздечка и наплечники их лошадей украшены золотом» - Гекалей – Страбон (XI,1,6-7), найденное городище свидетельствует об оседлости племен (1000 до н.э.), об этом говорит также Страбон и вещественные доказательства – остатки городища, в Авесте и некоторых сказаниях упоминается об архаичных обычаях Хорезма, например, о матриархальных традициях: особенности наследования имущества и престола (II в. до н.э.).
После обнаружения еще более совершенной системы оросительных каналов Толстов делает вывод, что Хорезм – рабовладельческое государство: «А создание такой оросительной системы своим необходимым условием имеет наличие сильной централизованной государственной власти я, на данном этапе истории, широкого применения подневольного труда, которым, в обстановке исследуемой эпохи, мог быть только труд военнопленных рабов» - на этом начинается третий этап формирования государства Хорезм. Геродот рассказывает о сатрапии между Хорезмом, Согдом, Парфией и Арианой, в которой Хорезм играет господствующую роль (104 стр.), т. е. Хорезм не только окончательно сформировался, но и доминировал над соседями, что говорит о нем, как о более совершенном государстве.
Толстов не указывает точный источник (скорее всего Геродот), он говорит о росте могущества Хорезма, и следовательно, о нашествии соседей – ахеменидов (530 г. до н.э. 105 стр.) Но Толстов убежден в теории невозможности достижения войск Кира через единственную магистраль и отвергает теорию завоевания Хорезма из-за отсутствия каких-либо письменных подтверждений. Но в одном письменном источнике утверждается, что ахемениды из-за трудностей захвата решили заключить с Хорезмом договор (512 г. до н.э.105-108 стр.). Геродот пишет (VII, 64-66), что хорезмийцы были на службе у Персии, но не смотря на это выступали как суверенное государство против нее (С.П. Толстов относит это к IV в. до н.э) – этому нет подтверждений, это его точка зрения (109 стр.) Этим заканчивается этот период.
Далее Хорезм для окончательного свержения ига ахеменидов входит в сатрапию с Македонией, но понимая, что Македония опасна, оказывает поддержку антимакедонским партизанам (110 стр.). Время с VI в. до н.э. до I н.э. Толстов определяет как расцвет Хорезма: «Памятники исторического периода, следующего за временем архаических городищ с жилыми стенами, гораздо более обильны и богаты. Это период расцвета древнехорезмийской цивилизации, когда с полной силой выявляются ее своеобразные и яркие черты. Хорезм в период с IV в. до н. э. по I в. н. э. — могущественное государство, освободившееся от ахеменидского ига». Хорезм выступает как полноценное, развитое государство с совершенной системой орошения, разделением городов на фратрии (116-117 стр.) и со своей собственной религией и идеологией («История династии Тан»): «Дуализм, представление о разделении всего материального мира и мира духов на враждебные половины, возглавляемые двумя верховными духами, братьями-близнецами и одновременно жестокими врагами -Агура-Маздой и Ангро-Майныо, является одной из специфических черт зороастрийской религии». |