Министерство образования Российской федерации Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Самарский государственный педагогический университет Кафедра экономических наук методические рекомендации,





Скачать 411.27 Kb.
НазваниеМинистерство образования Российской федерации Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Самарский государственный педагогический университет Кафедра экономических наук методические рекомендации,
страница1/4
Дата публикации19.06.2013
Размер411.27 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Право > Программа
  1   2   3   4


Министерство образования Российской федерации

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Самарский государственный педагогический университет
Кафедра экономических наук

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ,

ПРОГРАММА И ВОПРОСЫ КОМПЛЕКСНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ЭКЗАМЕНА

для итоговой государственной аттестации выпускников

экономического факультета

Самарского государственного педагогического университета
Специальность 080101 «Экономическая теория»

Самара, 2007

Составители: Крючкова В.А., Демидкин В.Ю.

Ответственный за выпуск: Помякшев Н.Ф.

Печатается по решению редакционно-издательского совета Самарского государственного педагогического университета.

СОДЕРЖАНИЕ





стр.

  1. Общие положения

-4-

  1. Цель комплексного государственного междисциплинарного экзамена

-4-

  1. Процедура проведения комплексного государственного междисциплинарного экзамена

-5-

  1. Критерии оценки знаний при сдаче государственного междисциплинарного экзамена

-6-

  1. Программа государственного междисциплинарного экзамена по разделам:

-8-

    1. Экономическая теория

-8-

    1. Институциональная экономика

-15-

    1. Международные экономические отношения

-17-

    1. История экономических учений

-18-

    1. Менеджмент

-20-

    1. Основы маркетинга

-21-

    1. Бухгалтерский учет, анализ и аудит

-21-

    1. Статистика

-22-

  1. Примерный перечь вопросов для государственного междисциплинарного экзамена

-22-

7. Учебно-методическое обеспечение государственного междисциплинарного экзамена

-26-


1. Общие положения

Государственный экзамен является важным заключительным видом аттестационных испытаний, входящим в состав итоговой государственной аттестации выпускников учебных заведений на основании и в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

Государственный экзамен проводится для выпускников квалификации – экономист (дипломированный специалист) по специальности 080101 «Экономическая теория» в форме комплексного государственного междисциплинарного экзамена.

Данные методические указания определяют основные требования и правила при подготовке к итоговому экзамену студентов, обучающихся по специальности 080101 «Экономическая теория».
2. Цель комплексного государственного междисциплинарного экзамена

Подготовка и успешная сдача комплексного государственного междисциплинарного экзамена наряду с защитой выпускной квалификационной (дипломной) работы завершает процесс освоения студентом основной образовательной программы подготовки экономиста по специальности 080101 «Экономическая теория», разработанной на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

Цель комплексного государственного междисциплинарного экзамена заключается в оценке уровня и качества теоретической, общепрофессиональной и специальной подготовки выпускников по циклам дисциплин, предусмотренных Государственным образовательным стандартом по специальности 080101 «Экономическая теория».

В соответствии с содержанием дисциплин, изученных в течение всего срока обучения в вузе, профессиональной ориентацией и спецификой присваиваемой квалификации выпускники на итоговом государственном экзамене должны продемонстрировать

знания:

  • экономической теории, основ ее методологии и истории становления;

  • современных направлений экономической теории;

  • закономерностей функционирования экономических систем, особенности экономических процессов в системах различного типа, их социальное содержание;

  • теоретических и методологических основ таких дисциплин, как менеджмент, маркетинг и других прикладных экономических дисциплин;

умения:

  • использовать методологию анализа рыночной среды на микроэкономическом уровне, способы оценки производственно-экономического потенциала предприятия и разработки предложений по достижению их более эффективной деятельности;

  • применять современные методы социально- экономической диагностики;

владение:

  • методами поиска, систематизации и использовании информации;

  • методами прогнозирования развития социально-экономических и организационных процессов на объектах управления;

  • методами и практическими навыками методики преподавания экономических дисциплин в учебных заведениях разного уровня экономической подготовки.

Комплексный государственный междисциплинарный экзамен включает актуальные и практически значимые вопросы по экономической теории (разделы: введение, микро- и макроэкономика, международные экономические отношения, история экономической мысли), а также по общему менеджменту, маркетингу и другим экономическим дисциплинам. На базе этих учебных дисциплин формируются экзаменационные билеты.

В целях оказания помощи студентам в подготовке к государственному междисциплинарному экзамену кафедрой проводятся обзорные лекции, в которых излагаются проблемные вопросы, отражающие наиболее сложные вопросы экономической теории, а также те изменения, которые имеют место в развитии указанных конкретных дисциплин в ходе проводимой в стране экономической реформы.
3. Процедура проведения комплексного государственного междисциплинарного экзамена

К государственному комплексному междисциплинарному экзамену допускаются лица, завершившие полный курс обучения по основной образовательной программе высшего профессионального образования и успешно прошедшие все предшествующие аттестационные испытания, предусмотренные этой программой.

Для проведения комплексного государственного междисциплинарного экзамена приказом ректора университета образуется государственная экзаменационная комиссия (ГЭК).

Комплексный государственный итоговый междисциплинарный экзамен проводится в устной форме (по заранее подготовленным билетам).

При подготовке ответов на вопросы билета студенты могут сделать краткие записи на представленных им листах бумаги со штампом факультета.

При освещении вопросов экзаменационного билета выпускник должен чётко и ясно сформулировать ответы, показать достаточно глубокие знания по данному вопросу, уметь формулировать и раскрывать проблему, приводить различные точки зрения по тем или иным экономическим проблемам. Делать ссылки на труды выдающихся экономистов. Особое внимание следует уделить концептуальным и проблемным вопросам, иллюстрируя свой ответ знаниями конкретной отечественной и зарубежной практики экономической деятельности.

Для подготовки ответа экзаменующемуся отводится 30 минут.

Государственной экзаменационной комиссией допускаются различные варианты сдачи государственного итогового междисциплинарного экзамена.

В одних случаях студент рассказывает содержание одного вопроса, содержащегося в билете, и ему сразу же предлагается ответить на уточняющие и дополнительные вопросы, задаваемые членами комиссии ГЭК, затем таким же образом по следующим вопросам билета.

В других случаях студент отвечает на все вопросы, поставленные в билете, а затем даёт ответы на задаваемые членами комиссии уточняющие, поясняющие и дополняющие вопросы. Как правило, задаваемые членами комиссии дополнительные вопросы, тесно связаны с основными вопросами, поставленными в билете. В обоих случаях экзаменационная комиссия предоставляет право выпускнику дать (с его точки зрения) полный ответ по всем вопросам.

В некоторых случаях ответ экзаменующегося может быть приостановлен. Это может быть связано с тем, что ответ даётся не по существу вопроса, допускаются грубые ошибки в изложении проблем, приводится излишняя детализация второстепенных положений в ущерб основным и т.п. При остановке ответа экзаменующемуся даётся пояснение причины приостановки ответа и предлагается перестроить содержание излагаемой информации сразу же либо после ответа на другие вопросы, содержащиеся в билете.

Результаты сдачи комплексного государственного междисциплинарного экзамена обсуждаются Государственной экзаменационной комиссией на закрытом заседании, где формируется общая оценка уровня теоретических и практических заданий выпускников, выделяются наиболее грамотные и компетентные ответы. Результаты сдачи экзамена определяются дифференцированно оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно» и объявляются председателем ГЭК в тот же день после оформления протоколов работы государственной экзаменационной комиссии и проставления оценок каждому студенту-выпускнику в зачётной книжке. В случае устного заявления экзаменующегося о несогласии с выставленной ему оценкой, с ним проводится собеседование в присутствие комиссии. Целью собеседования является разъяснение студенту-выпускнику качества его ответов и обоснование итоговой оценки знаний.
4. Критерии оценки знаний при сдаче государственного итогового комплексного междисциплинарного экзамена

Критерии оценки знаний разработаны с учётом требований Государственного образовательного стандарта.

Члены государственной экзаменационной комиссии оценивают ответы на все вопросы (основные и дополнительные) исходя из степени раскрытия сути и глубины поставленных вопросов и проблем экономической теории и практики.

Комиссия в своей работе по оценке знаний выпускников на итоговом экзамене руководствуется Методическими рекомендациями по определению структуры и содержания государственных аттестационных испытаний, сформированных на основе «Письма Министерства образования РФ от 16 мая 2002 г.».

Критерии выставления оценок следующие:

«отлично» - заслуживают ответы, в которых полно и правильно освещаются все вопросы экзаменационного билета. Содержание ответов свидетельствует об уверенных, глубоких знаниях как теории, так и практических вопросов, соответствующих будущей квалификации. В ответах содержатся ссылки на труды выдающихся экономистов, приводятся статистические данные, иллюстрирующие теоретические положения. При ответе на вопросы членов государственной экзаменационной комиссии выпускник демонстрирует отличное владение литературной речью, самостоятельность мышления, творческий подход.

Оценки «хорошо» заслуживают ответы, содержание которых свидетельствует о полных, прочных знаниях, умении четко формулировать и излагать свои мысли. При этом два вопроса билета освещены достаточно полно, а один освещен в общих чертах, без достаточной глубины и умения свободно ориентироваться в практических вопросах, соответствующих будущей квалификации. В ответах на все вопросы соблюдаются нормы литературой речи, приводятся примеры, статистические данные, делаются ссылки на труды видных экономистов.

Оценки «удовлетворительно» заслуживают ответы, в которых как минимум один вопрос освещен со всей полнотой, а два вопроса раскрываются недостаточно подробно. Содержание ответов свидетельствует о поверхностных знаниях и ограниченных способностях выпускника ориентироваться в практических вопросах, касающихся его будущей профессии. В ответах на вопросы отмечены нарушения в последовательности изложения материала, в нормах литературной речи.

Оценки «неудовлетворительно» заслуживают ответы, в которых не освещены все три вопроса экзаменационного билета и нет правильных ответов на вопросы членов государственной экзаменационной комиссии. Содержание ответов свидетельствует о слабых теоретических знаниях выпускника и его неумении отвечать на вопросы.

Получение оценки «неудовлетворительно» на итоговом государственном экзамене не лишает студента права на продолжение обучения. Выпускники, не прошедшие аттестационного испытания, повторно, допускаются к ним в соответствии с действующим порядком на основе положения об итоговой государственной аттестации (См. «Положение об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений РФ» (от 25.03.2003 г. № 1155).

В случае несовпадения мнений членов государственной экзаменационной комиссии по итоговой оценке знаний ваыпускника решение принимается большинством голосов. При равном числе голосов голос председателя считается решающим.

Итоговая оценка по экзамену заносится в протокол заседания экзаменационной комиссии, сообщается студенту и проставляется в зачетную книжку студента, где расписывается председатель и все члены комиссии (равно как и в протоколе).

Ежегодно за шесть месяцев до даты итогового комплексного экзамена на заседании кафедры экономических наук обсуждаются и утверждаются программные положения и вопросы дисциплин, включаемых в комплексный государственный междисциплинарный экзамен. Программа и вопросы государственного итогового экзамена своевременно доводятся до студентов.
5. Программа комплексного междисциплинарного экзамена по разделам:
Экономическая теория, институциональная экономика, международные экономические отношения, история экономических учений, менеджмент, маркетинг и другие экономические дисциплины
Тематический план
Введение в экономическую теорию
Микроэкономика
Макроэкономика
Институциональная экономика
Международные экономические отношения
История экономических учений
Менеджмент
Основы маркетинга
Бухгалтерский учет, анализ и аудит
Статистика

Программа государственного комплексного междисциплинарного экзамена
5.1. Экономическая теория
Введение в экономическую теорию

Предмет и методы экономической науки. Экономическая наука – зарождение и развитие. Эволюция предмета экономической теории в трактовке различных экономических школ (меркантилизм, физиократы, классическая политическая экономия, марксизм, маржинализм, историческая школа, неоклассики, институционализм, монетаризм). Современное определение предмета экономической теории.

Функции экономической теории: познавательная, методологическая, практическая. Предмет микро- и макроэкономики. Экономическая наука и политика.

Методология экономической науки. Особенности субъективистского, эмпирического, рационалистического, диалектико-материалистического подходов к анализу экономики. Методы экономических исследований. Анализ и синтез. Индукция и дедукция, экстраполяция и др. Количественный и качественный анализы. Математические методы. Прием анализа «при прочих равных условиях». Экономическое моделирование. Краткосрочный и долгосрочный периоды в экономическом анализе. Позитивный и нормативный анализ. Экономические категории и законы.

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Министерство образования Российской федерации Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Самарский государственный педагогический университет Кафедра экономических наук методические рекомендации, iconМетодические указания Самара Самарский государственный технический...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Министерство образования Российской федерации Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Самарский государственный педагогический университет Кафедра экономических наук методические рекомендации, iconМинистерство образования и науки российской федерации федеральное...
Факультет фиоп
Министерство образования Российской федерации Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Самарский государственный педагогический университет Кафедра экономических наук методические рекомендации, iconМетодические указания разработаны кандидатом экономических наук,...
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение...
Министерство образования Российской федерации Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Самарский государственный педагогический университет Кафедра экономических наук методические рекомендации, iconМинистерство образования и науки российской федерации государственное...
Федеральная служба финансово-бюджетного надзора территориальное управление в Брянской области
Министерство образования Российской федерации Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Самарский государственный педагогический университет Кафедра экономических наук методические рекомендации, iconМинистерство образования и науки российской федерации государственное...
Специальность 071500. 62 «Народная художественная культура» Профиль подготовки: Руководство любительским театром
Министерство образования Российской федерации Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Самарский государственный педагогический университет Кафедра экономических наук методические рекомендации, iconЛ. С. Скрябина А. Ф. Фазлыева адаптация ребенка в замещающей семье:...
Министерство образования и науки российской федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального...
Министерство образования Российской федерации Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Самарский государственный педагогический университет Кафедра экономических наук методические рекомендации, iconМинистерство образования и науки российской федерации государственное...
Волков В. А. Универсальные поурочные разработки по физике: 9 класс. 2-е изд., перераб и доп. М.: Вако, 2010. 368 с
Министерство образования Российской федерации Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Самарский государственный педагогический университет Кафедра экономических наук методические рекомендации, iconМинистерство образования и науки российской федерации государственное...
Рабочая программа учебной дисциплины «Управление стоимостью предприятия в сфере эксплуатации недвижимости» составлена в соответствии...
Министерство образования Российской федерации Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Самарский государственный педагогический университет Кафедра экономических наук методические рекомендации, iconМинистерство образования и науки российской федерации федеральное...
Представленная программа по мировой художественной культуре составлена на основе федерального компонента государственного стандарта...
Министерство образования Российской федерации Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Самарский государственный педагогический университет Кафедра экономических наук методические рекомендации, iconМинистерство образования и науки российской федерации федеральное...
Манохина Г. А., кандидат технических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита
Министерство образования Российской федерации Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Самарский государственный педагогический университет Кафедра экономических наук методические рекомендации, iconМинистерство образования и науки российской федерации федеральное...
Минобрнауки РФ от 16. 03. 2011 г. №1365; программы-минимума кандидатского экзамена по общенаучной дисциплине «Иностранный язык»,...
Министерство образования Российской федерации Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Самарский государственный педагогический университет Кафедра экономических наук методические рекомендации, iconМетодические указания для студентов Стр. 7 Министерство образования...
Данный учебно-методический комплекс (умк) разработан для студентов 1,2,3,4 курсов очной формы обучения по направлению: 531100 (071300....
Министерство образования Российской федерации Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Самарский государственный педагогический университет Кафедра экономических наук методические рекомендации, iconМинистерство образования и науки российской федерации федеральное...
Дробница Августина Васильевна доктор исторических наук, профессор кафедры истории и культуры фгбоу впо «Дальневосточный институт-филиал...
Министерство образования Российской федерации Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Самарский государственный педагогический университет Кафедра экономических наук методические рекомендации, iconМинистерство образования и науки российской федерации федеральное...
...
Министерство образования Российской федерации Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Самарский государственный педагогический университет Кафедра экономических наук методические рекомендации, iconРеанимация и интенсивная терапия
Министерство здравоохранения российской федерации государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального...
Министерство образования Российской федерации Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Самарский государственный педагогический университет Кафедра экономических наук методические рекомендации, iconГосударственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального...
Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины Организационная психология


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск