Министерство образования и науки российской федерации государственное образовательное учреждениЕ высшего профессионального образования «Томский государственный педагогический университет»





НазваниеМинистерство образования и науки российской федерации государственное образовательное учреждениЕ высшего профессионального образования «Томский государственный педагогический университет»
страница1/3
Дата публикации27.07.2013
Размер0.51 Mb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Культура > Рабочая программа
  1   2   3
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное образовательное учреждениЕ высшего профессионального образования

«Томский государственный педагогический университет»
(ТГПУ)


Утверждаю

________________________

директор института

«___» ___________ 20__ года


рабочая Программа учебной дисциплины (модуля)
__________Б.1.04______русский язык и культура речи____________

Трудоемкость (в зачетных единицах) ______3_______

Направление подготовки 100400.62 Туризм
Профиль подготовки Технология и организация туроператорской и турагентской деятельности

профиль Технология и организация экскурсионных услуг
Квалификация (степень) выпускника бакалавр
1. Цели изучения дисциплины (модуля).

Цель курса — формирование и развитие у студентов навыков профессионального общения, умения оптимально использовать средства русского языка при устном и письменном общении, представляющем собой совокупность знаний, умений, способностей, необходимых для установления межличностного контакта в социально-культурной, профессиональной (учебной, научной, педагогической и др.) сферах и ситуациях человеческой деятельности. В настоящее время компетенции специалиста в определенной области характеризуются не только профессиональными знаниями, навыками, умениями, но также развитыми социально-коммуникативными и собственно-коммуникативными способностями, обеспечивающими креативный (творческий) уровень профессиональной деятельности.

В основе лежит формирование коммуникативной компетенции, комплекса умений, которые позволяют коммуниканту участвовать в речевом общении (в его продуктивных и рецептивных видах). Коммуникативная компетенция базируется на: лингвистической, языковой, речевой, социокультурной, социальной, стратегической (компенсаторной), дискурсивной, предметной, профессиональной компетенции).

При этом перечисленные виды компетенции понимаются следующим образом:
Лингвистическая компетенция – «владение знаниями о системе языка, о правилах функционирования единиц языка в речи» [Там же, с.42].
Языковая компетенция – «способность с помощью системы языка понимать чужие мысли и выражать собственную точку зрения как в устной, так и в письменной форме» [Там же, с.44].
Социокультурная компетенция – «знание национально-культурных особенностей социального и речевого поведения носителей изучаемого языка, включающих обычаи, этикет, социальные стереотипы, историю и культуру, а также умение пользоваться полученными знаниями в процессе общения» [Там же, с.43].
Социальная компетенция – «желание и умение вступать в коммуникацию с другими людьми, способность ориентироваться в ситуации общения, строить высказывание в зависимости от коммуникативного намерения говорящего и ситуации» [Там же, с.43].
Стратегическая (компенсаторная) компетенция – «1.Восполнение пробелов в знании языка, в речевом и социальном опыте общения в иноязычной среде. 2.Умение прибегать к необходимым стратегиям при чтении, аудировании, говорении, переключаться с одной стратегии на другую» [Там же, с.43].
Дискурсивная компетенция – «способность учащегося использовать те или иные стратегии при конструировании и интерпретации текста, знание особенностей, присущих различным типам дискурсов, а также способность порождать дискурсы в процессе общения (доклад, сообщение, обсуждение, расспрос и др.)» [Там же, с.41].
Предметная компетенция – «способность к ориентации (в содержательном плане общения) в определённой сфере человеческой деятельности» [Там же, с.43].
Профессиональная компетенция – «способность к успешной профессиональной коммуникации, деятельности, владение соответствующими знаниями; личностные качества, призванные обеспечить эффективность выполнения деятельности» [Там же, с.43].

Курс позволяет специалисту решать профессиональные задачи:-

- повышение уровня культуры речевого поведения в сферах устной и письменной коммуникации;

- формирование необходимых языковых знаний в области коммуникативной компетенции будущего специалиста (виды общения, вербальные и невербальные средства коммуникации, принципы коммуникационного сотрудничества и т.д.);

  • формирование практических умений в области стратегии и тактики речевого поведения в различных формах и видах коммуникации (письменные, устные формы и жанры речи; монологический, диалогический, полемический виды речи).


2. Место учебной дисциплины (модуля) в структуре основной образовательной программы.

Профессиональный цикл (Б.1) основная часть Гуманитарного, социального и экономического цикла. Дисциплина «Русский язык и культура речи» входит в цикл дисциплин подготовки педагогического направления как составляющая профессиональной квалификации педагога (преподавателя любой дисциплины). Взаимодействует с дисциплинами цикла ГСЭ. Психология, Педагогика.

Дисциплина «Русский язык и культура речи» базируется на ряде дисциплин школьного цикла (русский язык, литература, обществознание, иностранный язык и др.) и связана с вузовскими дисциплинами (философия, психология, педагогика, этика и др.).

Преподавание дисциплины «Русский язык и культура речи» необходимо для успешного освоения последующих дисциплин, связанных с методикой преподавания спецпредметов, а также для прохождения производственной практики.
3. Требования к уровню освоения программы.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

общекультурные компетенции (ОК)

  • владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1)

  • способен понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК-3),

  • способен логически верно организовывать устную и письменную речь (ОК-6),

  • готов к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе (ОК-7),

  • способен использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии, полемики (ОК-16).

  • владеет основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3),

  • способен к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания (ОПК-6),


В результате изучения базовой части цикла студент должен:

знать:

  • основные закономерности взаимодействия человека и общества;

  • экстралингвистические и лингвистические особенности особенности функциональных стилей современного русского литературного языка,

  • особенности официально-делового стиля общения и его разновидностей, особенности устной и письменной речи в сфере делового общения,

  • принципы создания устного публичного выступления информативного и воздействующего характера;

уметь:

  • использовать различные формы, виды устной и письменной коммуникации на родном языке в учебной и профессиональной деятельности;

  • анализировать и обобщать, критически воспринимать текстовую информацию в учебно-профессиональной, научной и официально-деловой сферах общения,

  • создавать и редактировать тексты профессионального и официально-делового назначения в соответствии с нормами современного русского литературного языка и стандартами оформления деловой документации,

  • логически верно, аргументированно, ясно и точно строить деловую, научную, публицистическую речь,

  • пользоваться словарями и справочниками,


владеть:

  • Навыками коммуникации в родной речи,

  • навыками коммуникации в родной среде,

  • различными способами вербальной и невербальной коммуникации;

  • техникой речи,

  • способами создания речевого и неречевого портрета оратора,

  • жанрами устного делового общения (беседа, телефонный разговор, деловое совещание, переговоры, презентации),

  • навыками публичной профессионально-ориентированной дискуссии,

  • нормами устной и письменной речи,

  • качествами хорошей речи,

  • жанрами русского речевого этикета в повседневном обиходе (приветствие, прощание, благодарность, извинение и др.)..


4. Общая трудоемкость дисциплины (модуля) ___2____ зачетных единиц и виды учебной работы.

Вид учебной работы

Трудоемкость (в соответствии с учебным планом)

(час)

Распределение по семестрам (в соответствии с учебным планом)

(час)




Всего

1 семестра


2 семестра

семестра

Аудиторные занятия

51

19

32




Лекции













Практические занятия

51

19

32




Семинары













Лабораторные работы













Другие виды аудиторных работ













Другие виды работ













Самостоятельная работа

57

28

29




Курсовой проект (работа)













Реферат













Расчётно-графические работы













Формы текущего контроля

зачет




зачет




Формы промежуточной аттестации в соответствии с учебным планом

тестирование












5. Содержание учебной дисциплины (модуля).

5.1. Разделы учебной дисциплины (модуля).

?п/п

Наименование раздела дисциплины (темы)

Виды учебной работы (час)

(в соответствии с учебным планом)







лекции

практические (семинары)

лабораторные работы

самостоятельные

1.

Культура речи и деловое общение как предмет изучения




10




10

2.

Норма как центральное понятие культуры речи и основа правильности




14




20

3.

Функциональные стили литературного языка




16




14

4

Основы ораторского искусства




11




13










51




57


5.2. Содержание разделов дисциплины (модуля).

1. Культура речи и деловое общение как предмет изучения

Общение как основа существования человека. Виды общения: вербальное, невербальное. Нормативный, коммуникативный, этический аспекты общения. Язык как знаковая система. Естественные и искусственные языки. Языковые единицы и уровни языковой системы. Основные функции языка. Национальный язык, литературный язык, нелитературные формы языка (диалект, жаргон, просторечие). Функциональные стили.

Речь как форма реализации языка. Формы речи. Коммуникативные качества речи. Типы речевых культур. Виды речевой деятельности. Эффективность общения. Условия реализации эффективного общения. Коммуникативная и речевая ситуация. Структура (компоненты) коммуникативного акта. Коммуниканты (адресант и адресат). Социальные и речевые роли общающихся. Мотив и цель общения. Коммуникативное намерение (речевая интенция). Гармонизирующее общение. Постулаты общения (Аристотель, Х. Грайс, Р. Лакофф и др.). Требования к речевому поведению общающихся. Правила речевого поведения. Правила отбора языковых единиц. Русский речевой этикет. Речевой жанр как единица общения. Типология речевых жанров: информативные, императивные, оценочные, ритуальные. Основные жанры повседневного общения: приветствие, просьба, извинение, благодарность, прощание. Условия эффективной коммуникации: принцип кооперации, принцип вежливости и др. Понятие коммуникативной компетенции.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Министерство образования и науки российской федерации государственное образовательное учреждениЕ высшего профессионального образования «Томский государственный педагогический университет» iconМинистерство образования и науки российской федерации государственное...
Специальность 071500. 62 «Народная художественная культура» Профиль подготовки: Руководство любительским театром
Министерство образования и науки российской федерации государственное образовательное учреждениЕ высшего профессионального образования «Томский государственный педагогический университет» iconМинистерство образования и науки российской федерации государственное...
Федеральная служба финансово-бюджетного надзора территориальное управление в Брянской области
Министерство образования и науки российской федерации государственное образовательное учреждениЕ высшего профессионального образования «Томский государственный педагогический университет» iconМинистерство образования и науки российской федерации федеральное...
Минобрнауки РФ от 16. 03. 2011 г. №1365; программы-минимума кандидатского экзамена по общенаучной дисциплине «Иностранный язык»,...
Министерство образования и науки российской федерации государственное образовательное учреждениЕ высшего профессионального образования «Томский государственный педагогический университет» iconМинистерство образования и науки российской федерации федеральное...
...
Министерство образования и науки российской федерации государственное образовательное учреждениЕ высшего профессионального образования «Томский государственный педагогический университет» iconМинистерство образования и науки российской федерации федеральное...
Факультет фиоп
Министерство образования и науки российской федерации государственное образовательное учреждениЕ высшего профессионального образования «Томский государственный педагогический университет» iconЛ. С. Скрябина А. Ф. Фазлыева адаптация ребенка в замещающей семье:...
Министерство образования и науки российской федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального...
Министерство образования и науки российской федерации государственное образовательное учреждениЕ высшего профессионального образования «Томский государственный педагогический университет» iconМетодические указания для студентов Стр. 7 Министерство образования...
Данный учебно-методический комплекс (умк) разработан для студентов 1,2,3,4 курсов очной формы обучения по направлению: 531100 (071300....
Министерство образования и науки российской федерации государственное образовательное учреждениЕ высшего профессионального образования «Томский государственный педагогический университет» iconМинистерство образования и науки российской федерации федеральное...
Представленная программа по мировой художественной культуре составлена на основе федерального компонента государственного стандарта...
Министерство образования и науки российской федерации государственное образовательное учреждениЕ высшего профессионального образования «Томский государственный педагогический университет» iconМинистерство образования и науки российской федерации государственное...
Практическое руководство по администрированию базы данных пользователей системы дистанционного обучения нп «телешкола» 1
Министерство образования и науки российской федерации государственное образовательное учреждениЕ высшего профессионального образования «Томский государственный педагогический университет» iconРеферат по дисциплине «история электротехники» Тема: «Сюда вбиваешь свою тему»
Министерство образования и науки российской федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального...
Министерство образования и науки российской федерации государственное образовательное учреждениЕ высшего профессионального образования «Томский государственный педагогический университет» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Министерство образования и науки российской федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального...
Министерство образования и науки российской федерации государственное образовательное учреждениЕ высшего профессионального образования «Томский государственный педагогический университет» iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...

Министерство образования и науки российской федерации государственное образовательное учреждениЕ высшего профессионального образования «Томский государственный педагогический университет» iconМинистерство образования и науки российской федерации томский государственный...
Государственное общеобразовательное учреждение-средняя общеобразовательная школа
Министерство образования и науки российской федерации государственное образовательное учреждениЕ высшего профессионального образования «Томский государственный педагогический университет» iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...

Министерство образования и науки российской федерации государственное образовательное учреждениЕ высшего профессионального образования «Томский государственный педагогический университет» iconМинистерство образования Российской федерации Государственное образовательное...
Информационный блок имеет целью помочь учащимся 8-ого класса подготовиться успешно к экзамену по русскому языку
Министерство образования и науки российской федерации государственное образовательное учреждениЕ высшего профессионального образования «Томский государственный педагогический университет» iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск