Скачать 0.51 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Государственное образовательное учреждениЕ высшего профессионального образования «Томский государственный педагогический университет» (ТГПУ) Утверждаю ________________________ директор института «___» ___________ 20__ года рабочая Программа учебной дисциплины (модуля) __________Б.1.04______русский язык и культура речи____________ Трудоемкость (в зачетных единицах) ______3_______ Направление подготовки 100400.62 Туризм Профиль подготовки Технология и организация туроператорской и турагентской деятельности профиль Технология и организация экскурсионных услуг Квалификация (степень) выпускника бакалавр 1. Цели изучения дисциплины (модуля). Цель курса — формирование и развитие у студентов навыков профессионального общения, умения оптимально использовать средства русского языка при устном и письменном общении, представляющем собой совокупность знаний, умений, способностей, необходимых для установления межличностного контакта в социально-культурной, профессиональной (учебной, научной, педагогической и др.) сферах и ситуациях человеческой деятельности. В настоящее время компетенции специалиста в определенной области характеризуются не только профессиональными знаниями, навыками, умениями, но также развитыми социально-коммуникативными и собственно-коммуникативными способностями, обеспечивающими креативный (творческий) уровень профессиональной деятельности. В основе лежит формирование коммуникативной компетенции, комплекса умений, которые позволяют коммуниканту участвовать в речевом общении (в его продуктивных и рецептивных видах). Коммуникативная компетенция базируется на: лингвистической, языковой, речевой, социокультурной, социальной, стратегической (компенсаторной), дискурсивной, предметной, профессиональной компетенции). При этом перечисленные виды компетенции понимаются следующим образом: Лингвистическая компетенция – «владение знаниями о системе языка, о правилах функционирования единиц языка в речи» [Там же, с.42]. Языковая компетенция – «способность с помощью системы языка понимать чужие мысли и выражать собственную точку зрения как в устной, так и в письменной форме» [Там же, с.44]. Социокультурная компетенция – «знание национально-культурных особенностей социального и речевого поведения носителей изучаемого языка, включающих обычаи, этикет, социальные стереотипы, историю и культуру, а также умение пользоваться полученными знаниями в процессе общения» [Там же, с.43]. Социальная компетенция – «желание и умение вступать в коммуникацию с другими людьми, способность ориентироваться в ситуации общения, строить высказывание в зависимости от коммуникативного намерения говорящего и ситуации» [Там же, с.43]. Стратегическая (компенсаторная) компетенция – «1.Восполнение пробелов в знании языка, в речевом и социальном опыте общения в иноязычной среде. 2.Умение прибегать к необходимым стратегиям при чтении, аудировании, говорении, переключаться с одной стратегии на другую» [Там же, с.43]. Дискурсивная компетенция – «способность учащегося использовать те или иные стратегии при конструировании и интерпретации текста, знание особенностей, присущих различным типам дискурсов, а также способность порождать дискурсы в процессе общения (доклад, сообщение, обсуждение, расспрос и др.)» [Там же, с.41]. Предметная компетенция – «способность к ориентации (в содержательном плане общения) в определённой сфере человеческой деятельности» [Там же, с.43]. Профессиональная компетенция – «способность к успешной профессиональной коммуникации, деятельности, владение соответствующими знаниями; личностные качества, призванные обеспечить эффективность выполнения деятельности» [Там же, с.43]. Курс позволяет специалисту решать профессиональные задачи:- - повышение уровня культуры речевого поведения в сферах устной и письменной коммуникации; - формирование необходимых языковых знаний в области коммуникативной компетенции будущего специалиста (виды общения, вербальные и невербальные средства коммуникации, принципы коммуникационного сотрудничества и т.д.);
2. Место учебной дисциплины (модуля) в структуре основной образовательной программы. Профессиональный цикл (Б.1) основная часть Гуманитарного, социального и экономического цикла. Дисциплина «Русский язык и культура речи» входит в цикл дисциплин подготовки педагогического направления как составляющая профессиональной квалификации педагога (преподавателя любой дисциплины). Взаимодействует с дисциплинами цикла ГСЭ. Психология, Педагогика. Дисциплина «Русский язык и культура речи» базируется на ряде дисциплин школьного цикла (русский язык, литература, обществознание, иностранный язык и др.) и связана с вузовскими дисциплинами (философия, психология, педагогика, этика и др.). Преподавание дисциплины «Русский язык и культура речи» необходимо для успешного освоения последующих дисциплин, связанных с методикой преподавания спецпредметов, а также для прохождения производственной практики. 3. Требования к уровню освоения программы. Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: общекультурные компетенции (ОК)
В результате изучения базовой части цикла студент должен: знать:
уметь:
владеть:
4. Общая трудоемкость дисциплины (модуля) ___2____ зачетных единиц и виды учебной работы.
5. Содержание учебной дисциплины (модуля). 5.1. Разделы учебной дисциплины (модуля).
5.2. Содержание разделов дисциплины (модуля). 1. Культура речи и деловое общение как предмет изучения Общение как основа существования человека. Виды общения: вербальное, невербальное. Нормативный, коммуникативный, этический аспекты общения. Язык как знаковая система. Естественные и искусственные языки. Языковые единицы и уровни языковой системы. Основные функции языка. Национальный язык, литературный язык, нелитературные формы языка (диалект, жаргон, просторечие). Функциональные стили. Речь как форма реализации языка. Формы речи. Коммуникативные качества речи. Типы речевых культур. Виды речевой деятельности. Эффективность общения. Условия реализации эффективного общения. Коммуникативная и речевая ситуация. Структура (компоненты) коммуникативного акта. Коммуниканты (адресант и адресат). Социальные и речевые роли общающихся. Мотив и цель общения. Коммуникативное намерение (речевая интенция). Гармонизирующее общение. Постулаты общения (Аристотель, Х. Грайс, Р. Лакофф и др.). Требования к речевому поведению общающихся. Правила речевого поведения. Правила отбора языковых единиц. Русский речевой этикет. Речевой жанр как единица общения. Типология речевых жанров: информативные, императивные, оценочные, ритуальные. Основные жанры повседневного общения: приветствие, просьба, извинение, благодарность, прощание. Условия эффективной коммуникации: принцип кооперации, принцип вежливости и др. Понятие коммуникативной компетенции. |
Министерство образования и науки российской федерации государственное... Специальность 071500. 62 «Народная художественная культура» Профиль подготовки: Руководство любительским театром | Министерство образования и науки российской федерации государственное... Федеральная служба финансово-бюджетного надзора территориальное управление в Брянской области | ||
Министерство образования и науки российской федерации федеральное... Минобрнауки РФ от 16. 03. 2011 г. №1365; программы-минимума кандидатского экзамена по общенаучной дисциплине «Иностранный язык»,... | Министерство образования и науки российской федерации федеральное... ... | ||
Министерство образования и науки российской федерации федеральное... Факультет фиоп | Л. С. Скрябина А. Ф. Фазлыева адаптация ребенка в замещающей семье:... Министерство образования и науки российской федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального... | ||
Методические указания для студентов Стр. 7 Министерство образования... Данный учебно-методический комплекс (умк) разработан для студентов 1,2,3,4 курсов очной формы обучения по направлению: 531100 (071300.... | Министерство образования и науки российской федерации федеральное... Представленная программа по мировой художественной культуре составлена на основе федерального компонента государственного стандарта... | ||
Министерство образования и науки российской федерации государственное... Практическое руководство по администрированию базы данных пользователей системы дистанционного обучения нп «телешкола» 1 | Реферат по дисциплине «история электротехники» Тема: «Сюда вбиваешь свою тему» Министерство образования и науки российской федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Министерство образования и науки российской федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального... | Государственное образовательное учреждение высшего профессионального... | ||
Министерство образования и науки российской федерации томский государственный... Государственное общеобразовательное учреждение-средняя общеобразовательная школа | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... | ||
Министерство образования Российской федерации Государственное образовательное... Информационный блок имеет целью помочь учащимся 8-ого класса подготовиться успешно к экзамену по русскому языку | Основная образовательная программа высшего профессионального образования Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального... |