Методические рекомендации по изучению дисциплины «социальная работа с представителями различных конфессий» для студентов 1 и 3 курсов направления подготовки





Скачать 194.94 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по изучению дисциплины «социальная работа с представителями различных конфессий» для студентов 1 и 3 курсов направления подготовки
Дата публикации17.07.2013
Размер194.94 Kb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Право > Методические рекомендации
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(МГГУ)

Методические рекомендации по изучению дисциплины
«СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ РАЗЛИЧНЫХ КОНФЕССИЙ »
для студентов 1 и 3 курсов направления подготовки

040101 «Социальная работа»


Автор: Грашевская О.В., канд. ист.наук, доцент кафедры «социальных наук».

Рост числа приверженцев традиционных конфессий, а также и различных деструктивных культов в современной России, обуславливает необходимость для специалистов по социальной работе ориентироваться в религиозной ситуации в стране, понимать психологию верующего человека (возможного клиента социальных служб). Это и представляется главной целью курса «Социальная работа с представителями различных конфессий».

Основные задачи курса «Социальная работа с представителями различных конфессий»:

- сформировать основные представления о религиозной антропологии.

-раскрыть типологию религиозности;

-сформировать представления о современной религиозной ситуации в стране и в Мурманской области, в частности;

- познакомить с законодательством о свободе совести в современной России;

-раскрыть основные принципы социальной работы как с представителями традиционных конфессий, так и членами деструктивных сект.

Курс «Социальная работа с представителями различных конфессий» связан с курсами социальной психологии, социологии, истории религий, технологий социальной работы.

Студенты, завершившие изучение данного курса, должны уметь применять полученные знания на практике в работе с клиентом.

Разделы дисциплины и примерное распределение

учебного времени




Наименование раздела, темы

Количество часов

Всего ауд.

ЛК

ПР

СР

1.

Тема 1. Религия в общественной жизни.

2

2




7

2.

Тема 2. Религиозная ситуация в современной России.

4

2

2

6

3.

Тема 3. Основы религиозной антропологии. Представители традиционных религиозных конфессий как возможные объекты социальной работы

8

4

4

10

4.

Тема 4. Представители тоталитарных сект как объект социальной работы

8

4

4

10

5.

Тема 5. Религиозные конфессии и верующие в Мурманской области.

2

2



8



Всего:

24

14

10

41



Содержание практических занятий

Семинар 1

Тема «Религия в общественной жизни»


  1. Социальные позиции религии.

  2. Социальные функции религии.

  3. Структура религии.

  4. Религия и социальная работа.


Вопросы для коллективного обсуждения

  1. По Вашему мнению, какие социальные позиции занимает и может занимать в мире религия?

  2. Что понимается под сакрализацией общественной жизни? Насколько это понятие применимо к характеристике общественной жизни России на современном этапе?

  3. Что понимается под секуляризацией в современном обществе?

  4. Какие функции религии имеют значение для социальной работы?

Литература

Основная

1.Веремчук В.И. Социология религии. – М., 2004.

2.Павловский В.П. Основы религиоведения. – М., 2006.

Дополнительная

1.Гараджа В.И. Социология религии. – М., 1996.

2. Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии. – М., 1996.

3. Панкин С.Ф. Религиозная антропология. – М., 2006.
Семинар 2

Тема «Религиозная ситуация в современной России»
План


  1. Понятие религиозной ситуации в социологии религии.

  2. Отличительные особенности современной религиозной ситуации в России.

  3. Международные документы по вопросам свободы совести, вероисповедания и деятельности религиозных организаций.

  4. Законодательство о свободе совести в современной России.

Вопросы для коллективного обсуждения

  1. Что Вы вкладываете в понятие «религиозная ситуация»?

  2. Что Вы понимаете под традиционными религиозными конфессиями?

  3. Как Вы относитесь к деятельности западных миссионеров в России?

  4. Каковы основные факторы, определяющие современную религиозную ситуацию в российском обществе?

  5. Каково влияние религиозной ситуации на социально-политические процессы в современной России?


Литература

Основная


  1. Веремчук В.И. Социология религии. – М., 2004.

  2. Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений (1981 г.).

  3. Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.)

  4. Митрохин Л.Н. Религиозная ситуация в современной России//Социс. – 1995. - № 11.

  5. Федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях» (№ 125 ФЗ, 26 сентября 1997 г.).


Дополнительная

  1. Бурьянов С.А. Свобода совести. Отношения Российского государства с религиозными объединениями//Закон и право. – 2003. - № 9.

  2. Всеобщая Декларация прав человека (1948 г.)

  3. Грановская Р.М. Психология веры. – СПб, 2004.

  4. Грашевская О.В. Грашевская О.В. К вопросу о роли религиозного фактора в жизни советского/российского общества в ХХ в.// Европейский Север в судьбе России. ХХ в. (К 80-летию профессора А.А.Киселева). Сб.научных статей. – Мурманск. - 2006. - С.151-160.

  5. Конституция РФ (1993 г.).

  6. Павловский В.П. Основы религиоведения. – М., 2006.

  7. Религия в истории и культуре: Учебник для вузов/Под ред. М.Г.Писманика. – М., 2000.


Семинар 3

Тема «Основы религиозной антропологии. Представители традиционных религиозных конфессий как возможные объекты социальной работы»
Часть 1. Основы религиозной антропологии

План
1.Религиозная антропология. Ее специфика.

2.Христианская антропология в целом.

3. Традиционная христианская антропология (православная и католическая).

4. Протестантская антропология.
Вопросы для коллективного обсуждения

1.В чем основное различие западной и восточной религиозной антропологии?

2.Сравните взгляд на человека в православной и католической антропологии.

3.В чем различие между традиционной христианской и протестантской антропологией?

Литература

Основная
1.Веремчук В.И. Социология религии. – М., 2004.

2.Грановская Р.М. Психология веры. – СПб, 2004.

3.Павловский В.П. Основы религиоведения. – М., 2006.

4. Панкин С.Ф. Религиозная антропология. – М., 2006.
Дополнительная

1. Чеснокова В. Тесным путем. – М., 2005.

2. Кураев А. (диакон). Диспут с атеистом. – М., 2007.

3. Кураев А. (диакон). Почему православные такие? – М.. 2006.
Часть II. Представители традиционных религиозных конфессий как возможные объекты социальной работы
План


  1. Понятие религиозности. Типология религиозности.

  2. Социально-демографические характеристики верующих в современной России.

  3. Религия и семья.

  4. Верующие как возможные объекты социальной работы.

Вопросы для коллективного обсуждения

  1. Что Вы понимаете под религиозностью, религиозной психологией?

  2. Как Вы считаете, сохранены ли в современной российской семье религиозные традиции? Необходимо ли их пропагандировать в социальной работе?

  3. Сопоставьте функции социального работника и священника.


Литература

Основная


  1. Абу аль Маудуди. Образ жизни в исламе. – М., 1993.

  2. Веремчук В.И. Социология религии. – М., 2004.

  3. Ионов А.И. Современный ислам, человек и общество. – М., 1991.

  4. Мчедлов М.П., Гаврилов Ю.А., Шевченко А.Г. О социальном портрете современного верующего//Социс. – 2002. - № 7.

  5. Писманик М.Г. Светская школа и религия//Социально-гуманитарные знания. – 2000. - № 4.

  6. Писманик М.Г. Светская школа и религия//Социально-гуманитарные знания. – 2000. - № 4.

  7. «Новые православные» в России: тип или стереотип религиозности//Социс. – 2004. - № 5. – С.130-136.

  8. Синелина Ю.Ю. О критериях определения религиозности населения//Социс. – 2001. - № 7. – С.89-96.

  9. Форсова В.В.Православные семейные ценности//Социс. – 1997. - № 1.

  10. Элкабян Е.С., Медведко С.В. Влияние религиозных ценностей на экономические предпочтения верующих россиян//Социс. – 2001. - № 8.


Дополнительная


  1. Грановская Р.М. Психология веры. – СПб, 2004.

  2. Красников Н.П. Православная этика: прошлое и настоящее. – М., 1981.

  3. Кураев А. (диакон). Диспут с атеистом. – М., 2007.

  4. Кураев А. (диакон). Почему православные такие? – М.. 2006.

  5. Нравственно-гуманистические истоки социальной работы/Под ред. И.Г.Зайнышева. – М., 1994.

  6. Павловский В.П. Основы религиоведения. – М., 2006.

  7. Панкин С.Ф. Религиозная антропология. – М., 2006.

  8. Религия в истории и культуре: Учебник для вузов/Под ред. М.Г.Писманика. – М., 2000.

  9. Тетерский С.В. Введение в социальную работу. - М., 2004.

  10. Угринович Д.М. Психология религии. – М., 1986.

  11. Чеснокова В. Тесным путем. – М., 2005.



Семинар 4

Тема «Представители тоталитарных сект как объект социальной работы»
План


  1. Тоталитарные секты и деструктивные культы. Общие понятия.

  2. Тоталитарные секты в современной России.

  3. «Свидетели Иеговы» - секта или религиозная конфессия?

  4. Члены тоталитарных сект как объект социальной работы.

  5. Деятельность социального работника по профилактике сектантства среди молодежи.

  6. Нормативно-правовые документы, препятствующие возникновению и деятельности сектантских групп.


Вопросы для коллективного обсуждения


  1. Что Вы понимаете под тоталитарной сектой, деструктивным культом?

  2. В чем, по Вашему мнению, главное отличие секты от религиозной конфессии?

  3. Как Вы считаете, насколько может быть эффективна социальная работа с членами деструктивных культов?

  4. Какие меры профилактики сектантства среди молодежи вы считаете наиболее эффективными?

  5. Известны ли Вам случаи проявления сектантства и религиозного экстремизма в Мурманской области?


Литература

Основная

  1. Веремчук В.И. Социология религии. – М., 2004.

  2. Дворкин А. Как защитить себя и своих близких от тоталитарных сект. – М., 2006.

  3. Дворкин А. Сектоведение. Тоталитарные секты. – Нижний Новгород, 2000.

  4. Павловский В.П. Основы религиоведения. – М., 2006.


Дополнительная


  1. Грановская Р.М. Психология веры. – СПб, 2004.

  2. Дворкин А. Десять вопросов навязчивому незнакомцу или пособие для тех, кто не хочет быть завербованным. – М.: Издательство Московской Патриархии, 2000.

  3. Митрохин Л.Н. Религии «Нового века». – М.. 1985.

  4. Тетерский С.В. Введение в социальную работу. - М., 2004.

  5. Чернышев В.М. Сектоведение. – Киев, 2006.



Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Рекомендуемая литература.

Основная

  1. Веремчук В.И. Социология религии. – М., 2004.

  2. Дворкин А. Как защитить себя и своих близких от тоталитарных сект. – М., 2006.

  3. Дворкин А. Сектоведение. Тоталитарные секты. – Нижний Новгород, 2000.

  4. Нравственно-гуманистические истоки социальной работы/Под ред. И.Г.Зайнышева. – М., 1994.

  5. Павловский В.П. Основы религиоведения. – М., 2006.

  6. Панкин С.Ф. Религиозная антропология. – М., 2006.

  7. Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии. – М., 1996.



Дополнительная

  1. Абу аль Маудуди. Образ жизни в исламе. – М., 1993.

  2. Бурьянов С.А. Свобода совести. Отношения Российского государства с религиозными объединениями//Закон и право. – 2003. - № 9.

  3. Грановская Р.М. Психология веры. – СПб, 2004.

  4. Дворкин А. Десять вопросов навязчивому незнакомцу или пособие для тех, кто не хочет быть завербованным. – М.: Издательство Московской Патриархии, 2000.

  5. Грашевская О.В. Русская Православная Церковь и религиозная обстановка на Кольском Севере в конце 80-х гг. – начале ХХI века// Ушаковские чтения: Материалы 1-й научно-практической межрегиональной краеведческой конференции памяти профессора И.Ф. Ушакова. – Мурманск, 2004. - С.153–158 .

  6. Грашевская О.В. Религиозная обстановка и положение Русской православной церкви в Кандалакшском районе в советский период (1917-1988 гг.)// Преподобный Феодорит Кольский и его духовное наследие. Материалы региональной научно-богословской историко-краеведческой конференции «Первые Федоритовские чтения», посвященной 480-летию основания Кандалакши – СПБ, 2007 – С.102-120.

  7. Грашевская О.В. К вопросу о роли религиозного фактора в жизни советского/российского общества в ХХ в.// Европейский Север в судьбе России. ХХ в. (К 80-летию профессора А.А.Киселева). Сб.научных статей. – Мурманск. - 2006. - С.151-160.

  8. Дворкин А. На Север стремятся секты, занимающиеся шпионажем?//Комсомольская правда. – 2007. – 7 ноября. – С.7.

  9. Дворкин А. В секту не приходят, туда приводят//Аргументы и факты на Мурмане. - 2007. - № 46. – С.13.

  10. Ионов А.И. Современный ислам, человек и общество. – М., 1991.

  11. Красников Н.П. Православная этика: прошлое и настоящее. – М., 1981.

  12. Козлов А.А. Социальная работа и проблемы духовности//Российский журнал социальной работы. - № 1996 - № 1.

  13. Кураев А. (диакон). Диспут с атеистом. – М., 2007.

  14. Кураев А. (диакон). Почему православные такие? – М.. 2006.

  15. Митрохин Л.Н. Религии «Нового века». – М.. 1985.

  16. Митрохин Л.Н. Религиозная ситуация в современной России//Социс. – 1995. - № 11.

  17. Мчедлов М.П., Гаврилов Ю.А., Шевченко А.Г. О социальном портрете современного верующего//Социс. – 2002. - № 7.

  18. На покаяние, к священнику//Литературная газета. – 2006. - № 28. – 12-18 июля. – С.5.

  19. «Новые православные» в России: тип или стереотип религиозности//Социс. – 2004. - № 5. – С.130-136.

  20. Писманик М.Г. Светская школа и религия//Социально-гуманитарные знания. – 2000. - № 4.

  21. Религия в истории и культуре: Учебник для вузов/Под ред. М.Г.Писманика. – М., 2000.

  22. Синелина Ю.Ю. О критериях определения религиозности населения//Социс. – 2001. - № 7. – С.89-96.

  23. Тетерский С.В. Введение в социальную работу. - М., 2004.

  24. Угринович Д.М. Психология религии. – М., 1986.

  25. Форсова В.В.Православные семейные ценности//Социс. – 1997. - № 1.

  26. Чернышев В.М. Сектоведение. – Киев, 2006.

  27. Чеснокова В. Тесным путем. – М., 2005.

  28. Элкабян Е.С., Медведко С.В. Влияние религиозных ценностей на экономические предпочтения верующих россиян//Социс. – 2001. - № 8.

  29. Шаймиев М. Нация и вера – в наших генах//Аргументы и факты. – 2006. - № 37. – С.5.


Международные и отечественные законодательно- правовые акты


  1. Всеобщая Декларация прав человека (1948 г.)

  2. Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений (1981 г.).

  3. Конституция РФ (1993 г.).

  4. Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.).

  5. Федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях» (№ 125 ФЗ, 26 сентября 1997 г.).



Материально-техническое обеспечение дисциплины

DVD: Религиозные секты: свобода от совести. Части 1, III, IV, V. Автор и режиссер А.Егорцев, продюсер Н.Фрицлер. – 2004.

Примерные зачетные тестовые задания
1. Федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях» (№ 125 ФЗ, 26 сентября 1997 г.) признает «особую роль в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры»:

а. буддизма

б. ислама

в. иудаизма

г.православия
2. Под свободой совести понимается:

а. принятие любого вероисповедания

б.атеистические воззрения

в. обеспеченная законом возможность для каждого гражданина добровольного выбора своего отношения к религии: как принятия любого вероисповедания, так и полного неприятия вероисповедания и культа.
3. Православие является в России:

а. государственной религией

б. традиционной конфессией

в. деноминацией
4. Изоляция, социальное групповое давление, страх - приемы, которые используются в :

а. в традиционных церквях

б.деноминациях

в. тоталитарных сектах
Примерный перечень вопросов к зачету

  1. Социальные функции религии.

  2. Структура религии.

  3. Религиозная антропология.

  4. Характеристика современной религиозной ситуации в России.

  5. Традиционные религиозные конфессии в современной России.

  6. Законодательство о свободе совести в России.

  7. Понятие о религиозности и религиозной психологии.

  8. Религия и социальная работа.

  9. Религия и семья в современном обществе.

  10. Представители различных конфессий как возможные объекты социальных служб.

  11. Тоталитарные секты и деструктивные культы в современной России.

  12. Представители тоталитарных сект как объект социальной работы.

  13. Деятельность социального работника и социального педагога по профилактике религиозного сектантства в молодежной среде.

  14. Верующие, религиозные конфессии и религиозная ситуация в Мурманской области.


Примерная тематика рефератов

  1. Роль религии в современном обществе.

  2. Социальные функции религии.

  3. Современная религиозная ситуация в России: проблемы и противоречия.

  4. Гуманистический потенциал мировых религий и его влияние на практику социальной помощи.

  5. Современные верующие: кто они?

  6. Традиционные религиозные конфессии в современной России.

  7. Религиозность и религиозная психология.

  8. Религия и семья в современном обществе.

  9. Представители различных конфессий как возможные объекты социальных служб.

  10. Тоталитарные секты и деструктивные культы в современной России.

  11. Представители тоталитарных сект как объект социальной работы.

  12. Деятельность социального работника и социального педагога по профилактике религиозного сектантства в молодежной среде.

  13. Нравственно-гуманистические истоки социальной работы.

  14. Верующие, религиозные конфессии и религиозная ситуация в Мурманской области.

  15. «Православные: почему они такие?»

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по изучению дисциплины «социальная работа с представителями различных конфессий» для студентов 1 и 3 курсов направления подготовки iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Социальная работа...
Автор: Сапрыкин В. П., кандидат педагогических наук, доцент кафедры Социальной педагогики и социальной работы мгпу
Методические рекомендации по изучению дисциплины «социальная работа с представителями различных конфессий» для студентов 1 и 3 курсов направления подготовки iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Социология образования»...
На основе курса предполагается сформировать у студентов целостное теоретическое представление об образовании как важнейшем институте...
Методические рекомендации по изучению дисциплины «социальная работа с представителями различных конфессий» для студентов 1 и 3 курсов направления подготовки iconI. Общая характеристика работы
России, обуславливает необходимость для специалистов по социальной работе ориентироваться в религиозной ситуации в стране, понимать...
Методические рекомендации по изучению дисциплины «социальная работа с представителями различных конфессий» для студентов 1 и 3 курсов направления подготовки iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Социальная работа»...
Цели освоения дисциплины «Социальная работа» формирование системных знаний о теории и методологии социальной работы как науки и практики,...
Методические рекомендации по изучению дисциплины «социальная работа с представителями различных конфессий» для студентов 1 и 3 курсов направления подготовки iconМетодические рекомендации к изучению дисциплины б. 15 Социальная...
Пк-3: быть готовым к посреднической, социально-профилактической, консультационной и социально-психологической деятельности по проблемам...
Методические рекомендации по изучению дисциплины «социальная работа с представителями различных конфессий» для студентов 1 и 3 курсов направления подготовки iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Гражданское и патриотическое...
История со специализацией «Скандинавские страны: язык, история, культура» и 040101. 65 «Социальная работа»
Методические рекомендации по изучению дисциплины «социальная работа с представителями различных конфессий» для студентов 1 и 3 курсов направления подготовки iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Интервью в социологических...
Автор: Недосека Е. В., кандидат социологических наук, доцент кафедры «Социальных наук»
Методические рекомендации по изучению дисциплины «социальная работа с представителями различных конфессий» для студентов 1 и 3 курсов направления подготовки iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Социально-педагогическая...
Тема Модели создания приемных семей в мировой практике социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Методические рекомендации по изучению дисциплины «социальная работа с представителями различных конфессий» для студентов 1 и 3 курсов направления подготовки iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Местное самоуправление...
Автор: Петошина С. И., кандидат философских наук, старший преподаватель кафедры «Социальных наук»
Методические рекомендации по изучению дисциплины «социальная работа с представителями различных конфессий» для студентов 1 и 3 курсов направления подготовки iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления...
Содержание: умк по дисциплине Психолого-педагогические основы общениядля студентов направления подготовки 39. 03. 02(040400. 62)...
Методические рекомендации по изучению дисциплины «социальная работа с представителями различных конфессий» для студентов 1 и 3 курсов направления подготовки iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления...
Содержание: умк по дисциплине Благотворительность и меценатство в социальной работе для студентов направления подготовки 39. 03....
Методические рекомендации по изучению дисциплины «социальная работа с представителями различных конфессий» для студентов 1 и 3 курсов направления подготовки iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления...
Содержание: умк по дисциплине в. Дв 2 Благотворительность и меценатство в социальной работе для студентов направления подготовки...
Методические рекомендации по изучению дисциплины «социальная работа с представителями различных конфессий» для студентов 1 и 3 курсов направления подготовки iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления...
...
Методические рекомендации по изучению дисциплины «социальная работа с представителями различных конфессий» для студентов 1 и 3 курсов направления подготовки iconМетодические рекомендации для студентов по изучению дисциплины Социально-экономическое...
Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы
Методические рекомендации по изучению дисциплины «социальная работа с представителями различных конфессий» для студентов 1 и 3 курсов направления подготовки iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины д 2 Введение в литературоведение...
Методические рекомендации по изучению дисциплины д 2 Введение в литературоведение для студентов, обучающихся по направлению подготовки...
Методические рекомендации по изучению дисциплины «социальная работа с представителями различных конфессий» для студентов 1 и 3 курсов направления подготовки iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Занятость населения...
Цель освоения дисциплины «Занятость населения и ее регулирование» является формирование у студентов целостного представления о социально-экономической...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск