Совокупный потенциал академических библиотек как ресурс развития науки





Скачать 347.11 Kb.
НазваниеСовокупный потенциал академических библиотек как ресурс развития науки
страница1/3
Дата публикации17.07.2013
Размер347.11 Kb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > Право > Автореферат
  1   2   3


http://vak2.ed.gov.ru/catalogue/details/78672
На правах рукописи

Оганова Ольга Афанасьевна

Совокупный потенциал академических библиотек
как ресурс развития науки

Специальность 05.25.03

«Библиотековедение, библиографоведение и книговедение»

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук

Новосибирск

2012

Работа выполнена в Федеральном государственном бюджетном учреждении науки Государственной публичной научно-технической библиотеке Сибирского отделения Российской академии наук (ГПНТБ СО РАН).


Научный руководитель:

доктор педагогических наук, профессор

Кожевникова Лариса Анатольевна



Официальные оппоненты:

Дрешер Юлия Николаевна – доктор педагогических наук, профессор, дирек­тор Республиканского медицин­ского биб­лио­теч­но-информационного центра Министерства здравоохранения Респуб­лики Татарстан




Павлова Лия Павловна – канди­дат педагогических наук, заведующий лабо­ра­торией электронных ресурсов Феде­рального государственного бюд­жет­ного учреж­дения науки Государ­ственной публич­ной научно-техни­ческой библио­теки Сибирского отделения Российской академии наук

Ведущая организация:

Федеральное государственное бюджет­ное учреждение науки Библиотека по естественным наукам Российской акаде­мии наук

Защита состоится 23 мая 2012 г. в 11:00 на заседании диссертационного совета К 003.004.01 при Федеральном государ­ственном бюджетном учреждении науки Государственной публичной научно-технической библиотеке Сибирского отделения Российской академии наук по адресу: 630200, Новосибирск, ул. Восход, 15.
С диссертацией можно ознакомиться в Федеральном государ­ственном бюджетном учреждении науки Государственной публичной научно-технической библиотеке Сибирского отделения Российской академии наук.

Автореферат разослан 22 апреля 2012 г.
Ученый секретарь

диссертационного совета Артемьева Е. Б.

Общая характеристика работы

Актуальность исследования. Трансформации всех сфер россий­ского общества повлияли на развитие науки и ее инфра­стуктуры, частью которой являются библиотеки. Изменения, проис­ходящие в государственной и социально-экономической сфере страны, имеют для библиотек концептуальное значение, так как затрагивают сущность библиотеки как социального института, в частности, меняется миссия библиотек. Акаде­мические библиотеки на совре­менном этапе развития общества не только осуществляют функцию информационного обеспечения нау­ки, но и играют роль методических центров для научных библиотек территории. Адекват­ное понимание изменений в деятельности академической библио­теки как социального института, сущест­вующего в условиях по­стоянных трансфор­маций общества, определение роли акаде­мической библиотеки в новой экономи­ческой и социокультурной ситу­ации невозможно без всесторон­него ана­лиза совокупного потенциала академи­ческих библиотек региона. Актуальность ис­сле­до­вания обу­словлена необ­ходи­мостью опре­де­ления перспек­тив развития академических библио­тек Урала и совершен­ствования управления их ресурсами.

Совокупный потенциал академической библиотеки – это база организации ее деятельности, поэтому факторы детерми­нации процессов его накопления, развития, использования дол­жны изучаться в рамках широкого проблемного поля с при­менением как библиотековедческих теорий, так и подходов и методов других наук – социологии и экономики, философии и культурологи, регионалистики. Анализ и диагностика совокуп­ного потенциала академических библиотечных систем актуальны, прежде всего, потому, что поиск механизмов адаптации библиотек к постоянно меняющейся структуре общественного производства, а, следовательно, и к территориальным информа­ционным потребностям, затруднен вариативностью качест­венных характеристик социально-экономического и культурного про­стран­ства различных территорий Уральского региона, в рамках которых функционируют библиотеки Уральского отделения Рос­сийской академии наук (УроРАН). Актуализируются вопросы изу­чения всех подсистем (и связей между ними) совокупного потенциала, поскольку его можно охарактеризовать как сложную, много­функ­циональную динамическую систему. В связи с этим выделяются как минимум две фундаментальные проблемы: изу­чение совокупного по­тенциала академических библиотек как институциональной структуры и обоснование его функцио­нальной роли как ресурса будущего развития науки Урала.

Степень разработанности проблемы. Вопросы совокуп­ного потенциала академических библиотек, осуществля­ющих ин­фор­ма­ци­онное обеспечение науки, изучаются впервые. На­иболее глубоко понятие «потенциал» изучалось в экономике, в связи с этим в ходе исследования проводился анализ основных поло­жений концеп­ции социализации экономики, разработанных в трудах Л. И. Абал­ки­на, О. И. Ананьина, Т. И. Заславской, Р. В. Ры­в­киной, С. В. Тарасо­вой и других.

В последнее время понятие «потенциал» все шире упо­требляется библиотековедами. Большой интерес представ­ляют работы специа­листов, изучающих проблемы стратеги­ческого управления библио­течно-информационной деятель­нос­тью в усло­виях рыночной эконо­мики и современных трансформаций об­щества. Наиболее глубоко эта проблема раскрывается в трудах Е. И. Кузьмина, Т. Л. Маниловой, Н. С. Карташова, Л. А. Ко­жевниковой, Ю. А. Горшкова, В. К. Клюева, Е. А. Фенелонова, И. М. Сусловой.

Полезными для нашего исследования стали положения о вли­янии социокультурных факторов на развитие библиотек территории, изложенные в работах Е. Б. Артемьевой, С. А. Басо­ва, Н. И. Гендиной, Л. И. Госиной, Н. Е. Калёнова, В. С. Крей­денко, А. В. Соколова, Е. Б. Соболевой, П. П. Треско­вой, Е. М. Яс­тре­бовой и других. Сущностные функции библиотек рассматривали М. И. Аки­лина, А. Н. Ванеев, Р. С. Мотульский, А. В. Соколов, Ю. Н. Столя­ров, В. Р. Фир­сов, О. Л. Лаврик, И. Г. Юдина.

Библиотековедами изучаются и предлагаются различные вари­анты развития региональных научно-информационных комп­лексов, взаимо­использование библиотечных ресурсов на основе применения инфор­мационных технологий. Концепция системного подхода к анализу информационно-библиотечных систем изложена в трудах Н. Г. Алексеева, Э. К.-Ф. Ваттера, А. В. Со­колова, К. В. Тараканова, Я. Л. Шрайберга.

Следует отметить, что на протяжении многих лет специи­алисты Госу­дарственной публичной научно-технической библио­теки Сибир­ского отделения Российской академии наук (ГПНТБ СО РАН) (Б. С. Елепов, Е. Б. Артемьева, Г. М. Вихрева, Т. В. Дер­гилёва, Л. А. Ко­­­жев­никова, И. Ю. Красиль­никова, О. Л. Лаврик, А. Н. Мас­лова, Н. Н. Нестерович, Л. П. Павлова, Г. Б. Паршукова, Н. И. Подко­рытова, Н. С. Редькина, Е. Б. Соболева, О. П. Федото­ва, Д. М. Цукер­блат) изучают тенденции развития библиотечных ресурсов (БР) Сибири и Дальнего Востока. Проведен ряд дис­серта­ционных исследо­ваний, посвященных этим вопросам в контексте системных тран­сформаций общества в федеральных округах (Л. Ю. Данилова, В. Г. Сви­рюкова). Тенденции развития БР территорий в контексте современных преобразований в экономике исследовали Г. А. Буевич, Т. В. Комо­ровская, С. В. Кра­­вец, Т. Н. Мельникова.

Ученые изучали различные аспекты деятель­ности библио­тек, но проблема «потенциала» ими не исследовалась. Потенциал – это много­мерное явление, поэтому особый интерес пред­ставляют публикации специалистов, осуществляющих разработки методи­ческих и практических аспектов экономической деятель­ности библиотек, анализ финансовых, документных, электрон­ных, кадровых ресурсов, управления ими. Финансово-экономи­ческие аспекты деятельности современной биб­лио­­теки отражены в трудах В. К. Клюева. Особенности организации финанси­рования библиотек в условиях нового экономического простран­ства рассматриваются в работах Н. В. Могилевер; проблемам поиска инновационных подходов к формированию и рацио­нальному использованию бюджетных и внебюджетных средств в крупных научных библиотеках посвящены работы В. И. Гнезди­лова, А. И. Зем­скова, Г. А. Евстигнеевой, Е. А. Глухова, Е. А. Коз­ло­вой. Проектной деятельности библиотек, как фактора финан­сового оздоровления, посвящены труды А. А. Пурника, З. И. Злот­никовой, Н. В. Жадько. Вопросы маркетинга и менедж­мента как стратегии вхождения биб­лиотек в новые экономические условия анализировались Д. И. Сту­пиным, В. В. Кармовским, Л. А. Дуб­ровиной; проблемы управления персоналом раскры­ваются в работах Г. Л. Тульчинского, В. В. Авде­ева, Ф. Котлера. Вопросы построения экономических моде­лей в биб­лиотечном деле рас­сматривались Н. В. Могилевер, В. В. Шиловым.

Несмотря на широкий диапазон рассматриваемых проблем фор­мирования тенденций развития совокупного потенциала, остаются практически неизученными возможности потенциала академи­ческих библиотек как ресурса развития науки. Полный анализ не осуществлялся ни в библио­тековедении, ни в культу­рологии. В данном диссертационном исследовании представлена реальная картина развития библиотечного потенциала Уральского отделения РАН в условиях системных трансформаций.

Исходя из этого целью диссертационного исследования явля­ется разработка концептуальной модели развития совокуп­ного потен­циала академической библиотеки, которая позволила бы выделить основные приоритеты функци­они­рования академии­ческих библиотек как ресурса развития науки.

Достижение цели обеспечивается решением следующих задач:

  1. Исследовать институциональную структуру потенциала академических библиотек;

  2. Выявить тенденции и основные факторы становления и развития регионального научного комплекса и определить его влияние на формирование системы академических библиотек;

  3. Провести мониторинг показателей совокупного потен­циала академических библиотек во взаимосвязи с внут­ренним и внешним пространством их деятельности;

  4. Оценить возможности использования совокупного потен­циала академических библиотек как ресурса развития науки;

  5. Разработать концептуальную модель развития совокуп­ного потенциала академических библиотек как основы совер­шенствования информационного обеспечения науч­ных иссле­дований Уральского региона.

Объект исследования совокупный потенциал акаде­мических библиотек УрО РАН, его сущностные свойства, струк­турные параметры и характеристики, институциональный статус.

Предмет исследования формирование условий развития совокупного потенциала академических библиотек с учетом доминантных экономических и социокультурных факторов внешнего и внутреннего пространства их деятельности.

Методология исследования. Задачи исследования опреде­ли­лись его междисциплинарным характером. В связи с этим в качестве методо­логической основы исследования совокупного потен­циала акаде­мических библиотек как ресурса развития науки в диссертационной работе исполь­зованы системный, социально-эко­номи­ческий и региональный под­ходы, которые позволяют рас­крыть природу взаимодействующих между собой процессов, проис­ходящих внутри целостной террито­риальной социально-экономи­ческой системы.

Основным методологическим подходом к оценке развития системы академических библиотек и происходящих в ней социально-куль­тур­ных процессов в настоящем исследовании является социально-экономический подход, позволяющий провести диагностику основных сегментов совокупного потенциала и рассмотреть его как институ­циональную структуру.

В целях определения пространственных факторов воздей­ствия на процессы деятельности академических библиотек ис­пользованы тео­ретические положения трудов экономистов-регионоведов А. Г. Гран­берга, П. А. Минакира, В. В.  Кулешова, Р. И. Шнипера, С. С. Гуз­нера. Основой исследования эконо­мических аспектов деятельности биб­лиотек являются тео­ретические положения работ Ю. А. Горшкова, Л. А. Кожев­никовой, В. К. Клюева, Е. А. Фенелонова, И. М. Сусловой.

Методы исследования. Многоаспектность и комплек­сность выбранной исследовательской проблемы обусловили применение общенаучных и специальных методов: термино­логического – для определения дефиниции «сово­купный потен­циал библиотеки»; логико-методологического – для анализа существующих инсти­туциональных структур научной и библио­течно-информа­цион­ной деятельности региона; историчес­кого, системного и сравнительного анализа, которые позволили связать воедино социальные и экономические аспекты деятель­ности академических библиотек в ее развитии; социологического – для изучения определенных типов ком­муникативного поведения (в том числе информационного) и читательской актив­ности отдель­ных категорий потребителей инфор­мации, их установок на тот или иной источник, в зависимости от их статуса в системе интеллектуального пространства, с использованием анкетиро­вания, экспертных оценок комплектования фондов; эко­но­мичес­кого и факторного анализа, мониторинга и диагностики; ситуа­ционного метода и метода системного анализа – для установления этапов развития, целей библиотечно-информа­ционной деятель­ности в научном пространстве региона; контент-анализа – для количественно-качественного изучения документо­потока библио­тек; SWOT-анализа1 – для выявления и структу­рирования силь­ных и слабых сторон деятельности академических библиотек и диагностики их дальнейшего развития; статис­тического мони­торинга – для обработки статистических сведений.

Исходя из того, что совокупный потенциал библиотеки, как справедливо указывает Л. А. Кожевникова, это сложная, много­функ­циональная система, включающая большое количество подсистем, самостоятельно взаимодействующих с внешним и внутренним про­странством библиотек, диссертант применяет совокупность мето­дов для изучения пространственных аспектов функционирования акаде­мических библиотек.

Географические рамки. В исследовании мы рассматриваем совокупный потенциал библиотек Уральского отделения РАН, расположенных в четы­рех крупных центрах: Екатеринбург (Сверд­ловская область) – 13 библиотек, Пермь (Пермский край) – 4 библиотеки, Сыктывкар (Республика Коми) – 1 библиотека, Ижевск (Удмуртская Республика) – 2 библио­теки. Указанные субъекты Российской Федерации входят в состав трех федераль­ных округов: Уральского (Екате­рин­бург), Приволжского (Пермь, Ижевск) и Северо-Западного (Сыктывкар).

Хронологические рамки. Временной интервал исследо­вания – с 1990 по 2009 г., что обусловлено социально-экономи­ческими тран­сфор­мациями науки, происходящими в этот период.

Базой исследования явились данные из статистических сбор­ников Федеральной службы государственной статистики, Мини­стер­ства культуры Российской Федерации, а также сведения отчетных ма­териалов академических библиотек Уральского отде­ления РАН. Для срав­нения привлечены сведения о состоянии ресурсного потенциала центральных библиотек субъектов РФ, расположенных на изучаемой территории – областных научных универ­сальных и национальных библиотек. Ис­пользовались мате­риалы текущей библиотечной и экономической ста­тистики, планово-отчетная документация библиотек УрО РАН и уни­версальных научных библиотек региона, нормативно-правовая и тех­но­логи­ческая документация, материалы социологических исследо­ваний.

Научные результаты, выносимые на защиту:

1. Концепция совокупного потенциала академической библио­теки базируется на утверждении, что его сущностные свойства и характеристики определяются как основными целями деятельности академической библиотеки, так и спецификой трансформаций науки.

2. Потенциал академических библиотек развивается неравно­мерно в рамках отдельных территорий, что обусловлено степенью развитости научных комплексов региона.

3. Современное состояние совокупного потенциала цент­ральной научной библиотеки (ЦНБ) УрО РАН, уровень развития технологий и инновационный характер деятельности сохраняет за ней статус централь­ной библиотеки регионального научного комп­лекса и позво­ляет ей не только осуществлять комплексное библиотечно-инфор­мационное обеспечение научных исследова­ний Уральского отделения РАН, но и развивать исследования в области науковедения и регио­нального библио­тековедения.

4. Комплексное развитие потенциала сети академических биб­лиотек зависит не только от увеличения их финансовой поддержки, но и от изменения механизма формирования структуры затрат на биб­лиотечно-информационную деятельность.

5. Созданная концептуальная модель развития совокупного потенциала академических библиотек включает в себя взаимо­связанные блоки и предполагает создание возможностей равно­прав­­ного включения территориальных библиотек научно-иссле­до­­ва­тельских учреждений (НИУ) региона в глобальное инфор­мационное пространство, оптимизацию библио­течно-ин­форма­ционного обеспечения научных исследований, расширение дос­тупа к инфор­мации пользователям (независимо от места их проживания), содействие стабилизации региональной социо­культурной ситуации.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Совокупный потенциал академических библиотек как ресурс развития науки iconМеждународная деятельность библиотек как ресурс развития экономической...
Сборник содержит материалы и решение Общероссийской научно-практической конференции «Международная деятельность библиотек как ресурс...
Совокупный потенциал академических библиотек как ресурс развития науки iconПрограмма развития детских библиотек
«Об итогах реализации Программы развития детских библиотек Чувашской Республики (2008-2010)»
Совокупный потенциал академических библиотек как ресурс развития науки iconУказатель изданий
Широкий спектр информационных ресурсов варьируется от общих библиографических собраний до специально разработанных, предметно-специализированных...
Совокупный потенциал академических библиотек как ресурс развития науки iconМеждународная Лига развития науки и образования (Россия) Международная...
Электронный ресурс]: для написания контрольных работ / Н. Ю. Рычкова, И. В. Яковенко. – Электрон дан. – Красноярск: Сиб федер ун-т,...
Совокупный потенциал академических библиотек как ресурс развития науки iconИспользование инструментальной панели (Toolbar)
Широкий спектр информационных ресурсов варьируется от общих библиографических собраний до специально разработанных, предметно-специализированных...
Совокупный потенциал академических библиотек как ресурс развития науки iconБакулина Марина Эдуардовна Актуальные вопросы развития воспитательного...
Ключевые слова: воспитательный потенциал школы, воспитательный потенциал процесса обучения и внеурочной деятельности
Совокупный потенциал академических библиотек как ресурс развития науки iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Европы. Региональное различия. Особенности географического положения, природно-ресурсный потенциал, населения, хозяйства,...
Совокупный потенциал академических библиотек как ресурс развития науки iconИтоги
«Технические кадры как потенциал инновационного развития промышленности Якутии», посвященной 100-летию Г. П. Ефимова
Совокупный потенциал академических библиотек как ресурс развития науки iconУрок рассчитан на 2 академических часа
Электронный ресурс]: для написания контрольных работ / Н. Ю. Рычкова, И. В. Яковенко. – Электрон дан. – Красноярск: Сиб федер ун-т,...
Совокупный потенциал академических библиотек как ресурс развития науки iconАнализ деятельности общедоступных библиотек Республики Дагестан за...
Рдб им. Н. Юсупова, рсб для слепых. В сельской местности расположены 1015 библиотек, в городах 58. Как и в прошлые годы библиотеки...
Совокупный потенциал академических библиотек как ресурс развития науки iconКаталоги библиотек. Электронные библиотеки
Здесь и классика, и современная литература. Раздел содержит перечень детских сетевых библиотек. С помощью различных библиотек можно...
Совокупный потенциал академических библиотек как ресурс развития науки iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Стажировочная площадка Инко как ресурс развития профессиональной компетентности педагога»
Совокупный потенциал академических библиотек как ресурс развития науки iconОсновные организаторы Программы: Общероссийская Малая академия наук...
Национальной образовательной программы «Интеллектуально-творческий потенциал России»
Совокупный потенциал академических библиотек как ресурс развития науки iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Художественно-эстетическое творчество как ресурс формирования и развития ключевых компетенций школьника»
Совокупный потенциал академических библиотек как ресурс развития науки iconКадровая политика и безопасность
Стремительный рост такого фактора, как человеческий потенциал определяет качество развития государства. Он становится основным направлением...
Совокупный потенциал академических библиотек как ресурс развития науки iconМетодические указания по изучению модулей Контроль и оценка результатов...
Компетенции обучающихся, как совокупный ожидаемый результат по завершении освоения программы


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск