Скачать 395.04 Kb.
|
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ставропольский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации» Кафедра поликлинической педиатрии «УТВЕРЖДАЮ» Проректор по учебной работе профессор ___________ А.Б. Ходжаян «___»___________2013 г. «СОГЛАСОВАНО» Декан педиатрического факультета доцент ____________ Л.Я. Климов «___»___________2013 г. Рабочая учебная программа по дисциплине «Поликлиническая педиатрия» для специальности 060103 «Педиатрия» Всего часов – 191 Лекций – 36 Практических занятий – 95 Самостоятельная работа – 60 Экзамен–XIIсеместр г. Ставрополь, 2013 г. Рабочая учебная программа разработана на основании требований Федерального Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования второго поколения, учебного плана по специальности «Педиатрия» 060103-65, типовой учебной программы по дисциплине «Поликлиническая педиатрия», М., 2000 г. Рабочая учебная программа обсуждена на заседании кафедры поликлинической педиатрии. Протокол № ______ «____»___________ 2013 г. Зав. кафедрой, профессор Н.А. Федько Рабочая учебная программа одобрена цикловой методической комиссией по педиатрии Протокол №______ «____»____________ 2013 г. ПредседательЦМК, профессор М.В. Голубева Начальник УМУ Н.П. Вышковский Руководитель ЦУКО, профессор Ю.В. Первушин ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Дисциплина «Поликлиническая педиатрия» является клинической дисциплиной и предназначена для решения задач по обеспечению подготовки врача первичного звена здравоохранения (педиатрический участок, дошкольные и школьные учреждения в городе и на селе) с возможностью приобретения необходимых теоретических знаний и практических навыков. Дисциплина изучается в объёме 191 часов с чтением лекций (36 часов), практических занятий (95 часов) и самостоятельных занятий (60 часов). Лекции читаются профессором и доцентами кафедры по наиболее важным темам дисциплины. На лекциях применяются современные информационные технологии и технические средства обучения. В лекциях и на практических занятиях используются персональный компьютер (с мультимедийной системой), учебные кинофильмы, кодограммы, слайды, утвержденные статистические формы первичной медицинской документации, типовые истории развития детей, муляжи. Характерной особенностью профессиональной деятельности врача-педиатра, преимущественно в первичном звене здравоохранения, является диспансеризация здоровых детей с целью профилактики возможных отклонений в состоянии здоровья. Оценка состояния здоровья требует владения целым рядом специфических умений и навыков. Однако программа вузовской подготовки врача-педиатра на 1-5 курсах предусматривает изучение анатомо-физиологических особенностей здоровых детей в большей мере в плане понимания развития патологического процесса. С основными проблемами детской валеологии студенты сталкиваются впервые на цикле поликлинической педиатрии 6 курса. Поэтому деятельность кафедры направлена на создание оптимальных условий для освоения студентами основных знаний и навыков воспитания здорового ребенка. Работа со здоровыми детьми начинается с периода новорожденности ребенка. Эту работу студенты выполняют в течение всего цикла, получая на курацию здорового новорожденного ребенка с первых дней занятий на цикле. Они совместно с участковыми врачами проводят первичные патронажи новорожденных. При этом анализируются данные всех видов анамнеза – биологического, генеалогического, социального. При непосредственном обследовании ребенка выявляются имеющиеся отклонения в состоянии здоровья. На основании полученных данных определяются группа здоровья и группы риска, с их учетом составляется план наблюдения за ребенком на первый год жизни. В дальнейшем студенты самостоятельно, в течение занятий на цикле, проводят повторные патронажи и наблюдают растущего ребенка в поликлинике в соответствии со своим планом диспансеризации под контролем преподавателя. Результаты наблюдения заносятся в медицинскую документацию ребенка (ф. № 112/у), Дубликат медицинской документации, «История развития здорового ребенка», по окончании цикла сдается в форме публичной защиты как зачетная работа. Оценка «Истории развития здорового ребенка» входит составной частью в итоговую оценку по циклу «Детская поликлиника». Основу обучения составляет активная самостоятельная работа студентов под руководством опытных преподавателей по освоению теоретических знаний и практических навыков. Детские поликлиники г. Ставрополя располагают более чем 60 педиатрическими участками, квалифицированными специалистами по 18 специальностям, всем набором кабинетов и служб, необходимым для обучения студентов на 6 курсе (процедурные, прививочные кабинеты, кабинеты здорового ребенка, служба ЦСО, кабинеты участковых педиатров, специалистов, диагностические кабинеты, лаборатории и др.). Они оснащены современной аппаратурой для диагностики и лечения детей, дневными стационарами. В качестве баз для работы со здоровыми детьми используются также детские дошкольные образовательные учреждения (ДОУ), школы, приемные отделения детских больниц. Для ведения учебного процесса на 6 курсе в поликлиниках г.Ставрополя имеются: в детской поликлинике №2 – 2 учебные комнаты общей площадью 28 м2, в детской поликлинике №3 – 1 учебная комната площадью 14м2, в городской поликлинике №9 – 1учебная комната площадью 9м2. Количество студентов в клинической группе на практическом занятии составляет 8-10 человек. В связи с актуальной практической необходимостью интенсифицирования преподавания вопросов экстренной помощи особое внимание уделяется помощи детям при неотложных состояниях на догоспитальном этапе. Для этого в детских поликлиниках организованы дежурства студентов совместно с дежурным врачом по оказанию экстренной помощи детям. Серьезное внимание уделяется работе с медицинской документацией, формами статистической отчетности. Студенты самостоятельно оформляют необходимую документацию: направления, выписки, рецепты, справки, планы диспансерного наблюдения хронических больных, эпикризы на подростков, участвуют в составлении плана работы участкового педиатра, плана профилактических прививок на участке, анализируют причины смерти детей. Все практические навыки ежедневно контролируются преподавателями, по некоторым разделам представляются письменные контрольные работы, результаты регистрируются в учебных журналах. На консультативных приемах преподавателей студентам предоставляется возможность самостоятельного сбора анамнеза, осмотра больного, участие в постановке диагноза и назначении лечения. Работая в ДОУ и школах, студенты дополняют и закрепляют пропедевтические навыки по комплексной оценке состояния здоровья каждого ребенка и детского коллектива в целом, проводят оценку биологической зрелости и адаптационных возможностей детей к яслям, саду, школе. Знакомятся с организацией и проведением лечебно-оздоровительной работы в ДОУ, определяют группы закаливания и физического воспитания, работают с документацией. В плане санитарно-просветительной работы студенты самостоятельно готовят и читают микролекции в средних и старших классах школ по вопросам гигиены, токсикомании и наркомании, алкоголизма, профилактике заболеваний, половому воспитанию. Студенты готовят рефераты и доклады по конкретным вопросам программы, участвуют в научно-исследовательской работе кафедры, клинических и патологоанатомических конференциях, выполняют контрольные работы по вопросам профилактической педиатрии, диспансеризации детей и подростков, оздоровлению часто болеющих детей. Самостоятельная работа студентов во внеучебное время включает изучение учебников, монографий, методических рекомендаций по темам цикла «Поликлиническая педиатрия». Для решения задач образовательного процесса на кафедре разработан учебно-профессиональный (методический) комплекс, включающий в себя ряд элементов: федеральный государственный образовательный стандарт, примерная учебная программа, рабочая учебная программа, методические разработки для студентов и преподавателей по каждому практическому занятию, перечень практических навыков, тексты лекций, перечень информационного и материального обеспечения образовательного процесса. Особое внимание уделяется вопросам интеграции с другими кафедрами СтГМА, в том числе выпускающими кафедрами педиатрического профиля. Для унификации процесса преподавания на кафедре разработана и внедрена сквозная программа, включающая координацию преподавания с другими кафедрами. В их числе 13 кафедр, знания которых используются при преподавании поликлиники, и 5 кафедр, которые используют в своей работе знания поликлиники. Предметом согласования между кафедрами является совместный протокол согласования. Ряд студентов активно участвует в студенческом научном кружке. Впоследствии из таких студентов формируется резерв кадров кафедры, через клиническую ординатуру. Воспитательные задачи на кафедре решаются в ходе учебной деятельности и направлены на воспитание у студентов обязательности, пунктуальности, толерантности, аккуратности, бережного отношения к имуществу, умению вести себя с сокурсниками, сотрудниками учреждений здравоохранения, больными и их родителями. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ Целью и задачами преподавания дисциплины являются:обеспечение подготовки врача первичного звена здравоохранения (педиатрический участок, дошкольные и школьные учреждения в городе и на селе) с возможностью приобретения необходимых учебно-педагогических, теоретических знаний и практических навыков. В результате обучения на цикле студент должен ЗНАТЬ:
УМЕТЬ:
ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ:
ВЛАДЕТЬ:
ОБЛАДАТЬ НАБОРОМ КОМПЕТЕНЦИЙ:
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Введение. Краткое содержание историческихсведений о дисциплине. Предмет и задачи дисциплины. Литература. Отчетность. Раздел 1. Профилактическая работа врача педиатра с детьми и подростками в поликлинике и на дому. Тема 1.Структура и организация работы детской поликлиники (ДП). Профилактическая работа педиатра. Основные задачи и направления деятельности ДП. Режим и порядок работы. Разделы работы участкового педиатра. Стандарты профилактической помощи, этапность диспансеризации. Этика и деонтология в педиатрии. |
Учебное пособие предназначено для студентов 5 курса педиатрического... Пособие предназначено для преподавателей при прохождении производственной практики студентами 5 курса педиатрического факультета... | Методическая разработка к практическому занятию для студентов по... Содержание работы врача дошкольно-школьного отделения детской поликлиники | ||
Методические указания для обучающихся по дисциплине «Поликлиническая педиатрия» Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Красноярский государственный медицинский... | Методические указания для обучающихся по дисциплине «Поликлиническая педиатрия» Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Красноярский государственный медицинский... | ||
Поликлиническая педиатрия Определение унифицированных рекомендаций диспансерного наблюдения детей с различной патологией в амбулаторной практике врача педиатра,... | Методическая разработка к практическому занятию для студентов по... Тема Система диспансерного наблюдения за детьми, перенесшими острые заболевания и детьми с хроническими заболеваниями. Медицинская... | ||
Рабочая программа по элективной дисциплине «поликлиническая терапия»... «Поликлиническая терапия» составлена на основании Программы по поликлинической терапии для студентов лечебных факультетов высших... | Рабочая учебная программа по дисциплине патофизиология, клиническая... Педиатрия, утверждённым Учёным советом университета от 26 июня 2013 г протокол №11 | ||
И ее актуальность Педиатрия, утвержденным Министерством образования Российской Федерации от 2000г и с рабочей программой дисциплины «Судебная медицина»... | Рабочая учебная программа дисциплины «Поликлиническая терапия» Московский государственный медико-стоматологический университет им. А. И. Евдокимова | ||
Рабочая программа по физике, математике цикла математический, естественнонаучный... Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо 060101, с учетом рекомендаций примерной программы по специальности подготовки... | Рабочая программа по дисциплине педиатрия для специальности 060201... Рабочая программа разработана в соответствии с фгос впо по специальности педиатрия, утвержденным приказом Министерства образования... | ||
Рабочая учебная программа по дисциплине Синдром жестокого обращения... Рабочая программа составлена заведующим кафедрой детской хирургии ПетрГУ, профессором И. Н. Григовичем | Методические рекомендации по преподаванию специальности педиатрия.... Образовательный стандарт послевузовской профессиональной подготовки специалистов с высшим образованием по специальности «педиатрия»... | ||
Методические рекомендации по преподаванию специальности педиатрия.... Образовательный стандарт послевузовской профессиональной подготовки специалистов с высшим образованием по специальности «педиатрия»... | Методические рекомендации по преподаванию специальности педиатрия.... Образовательный стандарт послевузовской профессиональной подготовки специалистов с высшим образованием по специальности «педиатрия»... |