«Поликлиническая педиатрия»





Скачать 395.04 Kb.
Название«Поликлиническая педиатрия»
страница1/5
Дата публикации27.10.2014
Размер395.04 Kb.
ТипСамостоятельная работа
100-bal.ru > Право > Самостоятельная работа
  1   2   3   4   5
Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Ставропольский государственный медицинский университет

Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации»

Кафедра поликлинической педиатрии

«УТВЕРЖДАЮ»

Проректор по учебной работе

профессор ___________ А.Б. Ходжаян

«___»___________2013 г.
«СОГЛАСОВАНО»

Декан педиатрического факультета

доцент ____________ Л.Я. Климов

«___»___________2013 г.

Рабочая учебная программа

по дисциплине «Поликлиническая педиатрия»

для специальности 060103 «Педиатрия»

Всего часов – 191

Лекций – 36

Практических занятий – 95

Самостоятельная работа – 60

Экзамен–XIIсеместр


г. Ставрополь, 2013 г.

Рабочая учебная программа разработана на основании требований Федерального Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования второго поколения, учебного плана по специальности «Педиатрия» 060103-65, типовой учебной программы по дисциплине «Поликлиническая педиатрия», М., 2000 г.
Рабочая учебная программа обсуждена на заседании кафедры поликлинической педиатрии.

Протокол № ______ «____»___________ 2013 г.

Зав. кафедрой, профессор Н.А. Федько

Рабочая учебная программа одобрена цикловой методической комиссией по педиатрии

Протокол №______ «____»____________ 2013 г.
ПредседательЦМК, профессор М.В. Голубева

Начальник УМУ Н.П. Вышковский

Руководитель ЦУКО, профессор Ю.В. Первушин

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Дисциплина «Поликлиническая педиатрия» является клинической дисциплиной и предназначена для решения задач по обеспечению подготовки врача первичного звена здравоохранения (педиатрический участок, дошкольные и школьные учреждения в городе и на селе) с возможностью приобретения необходимых теоретических знаний и практических навыков.

Дисциплина изучается в объёме 191 часов с чтением лекций (36 часов), практических занятий (95 часов) и самостоятельных занятий (60 часов).

Лекции читаются профессором и доцентами кафедры по наиболее важным темам дисциплины. На лекциях применяются современные информационные технологии и технические средства обучения. В лекциях и на практических занятиях используются персональный компьютер (с мультимедийной системой), учебные кинофильмы, кодограммы, слайды, утвержденные статистические формы первичной медицинской документации, типовые истории развития детей, муляжи.

Характерной особенностью профессиональной деятельности врача-педиатра, преимущественно в первичном звене здравоохранения, является диспансеризация здоровых детей с целью профилактики возможных отклонений в состоянии здоровья. Оценка состояния здоровья требует владения целым рядом специфических умений и навыков. Однако программа вузовской подготовки врача-педиатра на 1-5 курсах предусматривает изучение анатомо-физиологических особенностей здоровых детей в большей мере в плане понимания развития патологического процесса. С основными проблемами детской валеологии студенты сталкиваются впервые на цикле поликлинической педиатрии 6 курса. Поэтому деятельность кафедры направлена на создание оптимальных условий для освоения студентами основных знаний и навыков воспитания здорового ребенка.

Работа со здоровыми детьми начинается с периода новорожденности ребенка. Эту работу студенты выполняют в течение всего цикла, получая на курацию здорового новорожденного ребенка с первых дней занятий на цикле. Они совместно с участковыми врачами проводят первичные патронажи новорожденных. При этом анализируются данные всех видов анамнеза – биологического, генеалогического, социального. При непосредственном обследовании ребенка выявляются имеющиеся отклонения в состоянии здоровья. На основании полученных данных определяются группа здоровья и группы риска, с их учетом составляется план наблюдения за ребенком на первый год жизни. В дальнейшем студенты самостоятельно, в течение занятий на цикле, проводят повторные патронажи и наблюдают растущего ребенка в поликлинике в соответствии со своим планом диспансеризации под контролем преподавателя. Результаты наблюдения заносятся в медицинскую документацию ребенка (ф. № 112/у), Дубликат медицинской документации, «История развития здорового ребенка», по окончании цикла сдается в форме публичной защиты как зачетная работа. Оценка «Истории развития здорового ребенка» входит составной частью в итоговую оценку по циклу «Детская поликлиника».

Основу обучения составляет активная самостоятельная работа студентов под руководством опытных преподавателей по освоению теоретических знаний и практических навыков. Детские поликлиники г. Ставрополя располагают более чем 60 педиатрическими участками, квалифицированными специалистами по 18 специальностям, всем набором кабинетов и служб, необходимым для обучения студентов на 6 курсе (процедурные, прививочные кабинеты, кабинеты здорового ребенка, служба ЦСО, кабинеты участковых педиатров, специалистов, диагностические кабинеты, лаборатории и др.). Они оснащены современной аппаратурой для диагностики и лечения детей, дневными стационарами. В качестве баз для работы со здоровыми детьми используются также детские дошкольные образовательные учреждения (ДОУ), школы, приемные отделения детских больниц. Для ведения учебного процесса на 6 курсе в поликлиниках г.Ставрополя имеются: в детской поликлинике №2 – 2 учебные комнаты общей площадью 28 м2, в детской поликлинике №3 – 1 учебная комната площадью 14м2, в городской поликлинике №9 – 1учебная комната площадью 9м2. Количество студентов в клинической группе на практическом занятии составляет 8-10 человек.

В связи с актуальной практической необходимостью интенсифицирования преподавания вопросов экстренной помощи особое внимание уделяется помощи детям при неотложных состояниях на догоспитальном этапе. Для этого в детских поликлиниках организованы дежурства студентов совместно с дежурным врачом по оказанию экстренной помощи детям.

Серьезное внимание уделяется работе с медицинской документацией, формами статистической отчетности. Студенты самостоятельно оформляют необходимую документацию: направления, выписки, рецепты, справки, планы диспансерного наблюдения хронических больных, эпикризы на подростков, участвуют в составлении плана работы участкового педиатра, плана профилактических прививок на участке, анализируют причины смерти детей. Все практические навыки ежедневно контролируются преподавателями, по некоторым разделам представляются письменные контрольные работы, результаты регистрируются в учебных журналах. На консультативных приемах преподавателей студентам предоставляется возможность самостоятельного сбора анамнеза, осмотра больного, участие в постановке диагноза и назначении лечения.

Работая в ДОУ и школах, студенты дополняют и закрепляют пропедевтические навыки по комплексной оценке состояния здоровья каждого ребенка и детского коллектива в целом, проводят оценку биологической зрелости и адаптационных возможностей детей к яслям, саду, школе. Знакомятся с организацией и проведением лечебно-оздоровительной работы в ДОУ, определяют группы закаливания и физического воспитания, работают с документацией. В плане санитарно-просветительной работы студенты самостоятельно готовят и читают микролекции в средних и старших классах школ по вопросам гигиены, токсикомании и наркомании, алкоголизма, профилактике заболеваний, половому воспитанию.

Студенты готовят рефераты и доклады по конкретным вопросам программы, участвуют в научно-исследовательской работе кафедры, клинических и патологоанатомических конференциях, выполняют контрольные работы по вопросам профилактической педиатрии, диспансеризации детей и подростков, оздоровлению часто болеющих детей.

Самостоятельная работа студентов во внеучебное время включает изучение учебников, монографий, методических рекомендаций по темам цикла «Поликлиническая педиатрия».

Для решения задач образовательного процесса на кафедре разработан учебно-профессиональный (методический) комплекс, включающий в себя ряд элементов: федеральный государственный образовательный стандарт, примерная учебная программа, рабочая учебная программа, методические разработки для студентов и преподавателей по каждому практическому занятию, перечень практических навыков, тексты лекций, перечень информационного и материального обеспечения образовательного процесса.

Особое внимание уделяется вопросам интеграции с другими кафедрами СтГМА, в том числе выпускающими кафедрами педиатрического профиля. Для унификации процесса преподавания на кафедре разработана и внедрена сквозная программа, включающая координацию преподавания с другими кафедрами. В их числе 13 кафедр, знания которых используются при преподавании поликлиники, и 5 кафедр, которые используют в своей работе знания поликлиники. Предметом согласования между кафедрами является совместный протокол согласования.

Ряд студентов активно участвует в студенческом научном кружке. Впоследствии из таких студентов формируется резерв кадров кафедры, через клиническую ординатуру.

Воспитательные задачи на кафедре решаются в ходе учебной деятельности и направлены на воспитание у студентов обязательности, пунктуальности, толерантности, аккуратности, бережного отношения к имуществу, умению вести себя с сокурсниками, сотрудниками учреждений здравоохранения, больными и их родителями.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
Целью и задачами преподавания дисциплины являются:обеспечение подготовки врача первичного звена здравоохранения (педиатрический участок, дошкольные и школьные учреждения в городе и на селе) с возможностью приобретения необходимых учебно-педагогических, теоретических знаний и практических навыков.

В результате обучения на цикле студент должен

ЗНАТЬ:

  1. Работу врача дошкольно-школьного отделения детской поликлиники;

  2. Работу врача-педиатра с детьми и подростками в поликлинике и на дому;

  3. Принципы питания здоровых детей раннего возраста;

  4. Противоэпидемические мероприятия в очагах инфекции;

  5. Рганизацию транспортировки детей с острой хирургической патологией, в т.ч. с переломами и вывихами конечностей;

  6. Порядок направления на консультации к специалистам и на стационарное лечение;

  7. Порядок направления на медико-социальную экспертизу детей и подростков.


УМЕТЬ:

  1. Собрать и оценить социальный, биологический и генеалогический анамнез;

  2. Определить физкультурную группу для детей дошкольного возраста;

  3. Определить группу здоровья ребенка на основании комплексной оценки состояния здоровья;

  4. Составить режим дня для здоровых детей раннего возраста;

  5. Составить режим дня для больных детей различных возрастов и групп здоровья;

  6. Оценить степень тяжести адаптации детей к дошкольно-школьным учреждениям;

  7. Составить индивидуальный календарь профилактических прививок;

  8. Выписать рецепты на бесплатные медикаменты, рецепты на бесплатное питание детям различных групп;

  9. Оформить основную медицинскую документацию;

  10. Выявить и обосновать противопоказания к проведению профилактических прививок; побочные явления при проведении профилактических прививок;


ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ:

  1. О принципах назначения и проведения комплексов массажа и гимнастики детям раннего возраста;

  2. О методике проведения лечебной физкультуры, массажа и физиотерапевтических методов лечения у детей с различными заболеваниями;



ВЛАДЕТЬ:

  1. Методикой подготовки ребенка к эндоскопическому исследованию желудочно-кишечного тракта и органов дыхания;

  2. Методикой проведения и оценки желудочного и дуоденального зондирования;

  3. Правилами забора материала для лабораторных исследований при соматической и инфекционной патологии у детей: крови, мочи, кала, костного мозга, спинномозговой жидкости;

  4. Оценкой ревматологического комплекса (общий белок, белковые фракции, сиаловая кислота, проба Вельтмана, С-реактивный белок, формоловая проба);

  5. Проведением антропометрического обследования ребенка: измерение массы тела, окружности грудной клетки, окружности головы; оценку физического развития ребенка на основании использования данных антропометрических стандартов и индексов;

  6. Оценкой физического развития ребенка;

  7. Методикой проведения и оценкой функциональных нагрузочных проб по Шалкову, Штаге-Генча;

  8. Измерением артериального давления, частоты сердечных сокращений и дыханий в минуту;

  9. Методикой клинического обследования здорового и больного ребенка: осмотр, аускультация, перкуссия, пальпация;

  10. Оценкой результатов анализов: общего анализа крови; анализов мочи общего, по Нечипоренко, Аддису-Каковскому, Амбурже, пробы по Зимницкому; копрограмму;

  11. Оценкой результатов биохимических анализы крови при соматических и инфекционных заболеваниях;

  12. Методикой расчета и коррекции питания детей первого года жизни;

  13. Навыками гигиенического ухода за новорожденным (уход за кожей и слизистыми, обработка пупочной ранки, гигиеническая ванна и др.);

  14. Методикой и техникой введения лекарственных средств (внутримышечно, подкожно, внутривенно), рассчитать дозы и разведение лекарственных средств;

  15. Методикой промывания желудка;

  16. Методикой постановки очистительных и сифонных клизм;

  17. Методикой наложения бактерицидных повязок;

  18. Методикой наложения транспортной шины.


ОБЛАДАТЬ НАБОРОМ КОМПЕТЕНЦИЙ:

  1. Способностью и готовностью реализовать этические и деонтологические аспекты врачебной деятельности;

  2. Способностью и готовностью к формированию системного подхода к анализу медицинской информации;

  3. Способностью и готовностью проводить с населением профилактические мероприятия по предупреждению возникновения наиболее частот встречающихся заболеваний, осуществлять общеоздоровительные мероприятия по формированию здорового образа жизни, давать рекомендации по здоровому питанию;

  4. Способностью и готовностью к постановке диагноза на основании результатов биохимических исследований;

  5. Способностью и готовностью выявлять у пациентов основные патологические симптомы и синдромы;

  6. Способностью и готовностью выполнять основные лечебные мероприятия при наиболее часто встречающихся заболеваниях и состояниях;

  7. Способностью и готовностью осуществлять первую врачебную помощь в случае возникновения неотложных и угрожающих жизни состояниях;

  8. Способностью и готовностью назначать и использовать медикаментозные средства;

  9. Способностью и готовностью использовать нормативную документацию, принятую в здравоохранении;

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Введение. Краткое содержание историческихсведений о дисциплине. Предмет и задачи дисциплины. Литература. Отчетность.
Раздел 1. Профилактическая работа врача педиатра с детьми и подростками в поликлинике и на дому.

Тема 1.Структура и организация работы детской поликлиники (ДП). Профилактическая работа педиатра.

Основные задачи и направления деятельности ДП. Режим и порядок работы. Разделы работы участкового педиатра. Стандарты профилактической помощи, этапность диспансеризации. Этика и деонтология в педиатрии.

  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Поликлиническая педиатрия» iconУчебное пособие предназначено для студентов 5 курса педиатрического...
Пособие предназначено для преподавателей при прохождении производственной практики студентами 5 курса педиатрического факультета...
«Поликлиническая педиатрия» iconМетодическая разработка к практическому занятию для студентов по...
Содержание работы врача дошкольно-школьного отделения детской поликлиники
«Поликлиническая педиатрия» iconМетодические указания для обучающихся по дисциплине «Поликлиническая педиатрия»
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Красноярский государственный медицинский...
«Поликлиническая педиатрия» iconМетодические указания для обучающихся по дисциплине «Поликлиническая педиатрия»
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Красноярский государственный медицинский...
«Поликлиническая педиатрия» iconПоликлиническая педиатрия
Определение унифицированных рекомендаций диспансерного наблюдения детей с различной патологией в амбулаторной практике врача педиатра,...
«Поликлиническая педиатрия» iconМетодическая разработка к практическому занятию для студентов по...
Тема Система диспансерного наблюдения за детьми, перенесшими острые заболевания и детьми с хроническими заболеваниями. Медицинская...
«Поликлиническая педиатрия» iconРабочая программа по элективной дисциплине «поликлиническая терапия»...
«Поликлиническая терапия» составлена на основании Программы по поликлинической терапии для студентов лечебных факультетов высших...
«Поликлиническая педиатрия» iconРабочая учебная программа по дисциплине патофизиология, клиническая...
Педиатрия, утверждённым Учёным советом университета от 26 июня 2013 г протокол №11
«Поликлиническая педиатрия» iconИ ее актуальность
Педиатрия, утвержденным Министерством образования Российской Федерации от 2000г и с рабочей программой дисциплины «Судебная медицина»...
«Поликлиническая педиатрия» iconРабочая учебная программа дисциплины «Поликлиническая терапия»
Московский государственный медико-стоматологический университет им. А. И. Евдокимова
«Поликлиническая педиатрия» iconРабочая программа по физике, математике цикла математический, естественнонаучный...
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо 060101, с учетом рекомендаций примерной программы по специальности подготовки...
«Поликлиническая педиатрия» iconРабочая программа по дисциплине педиатрия для специальности 060201...
Рабочая программа разработана в соответствии с фгос впо по специальности педиатрия, утвержденным приказом Министерства образования...
«Поликлиническая педиатрия» iconРабочая учебная программа по дисциплине Синдром жестокого обращения...
Рабочая программа составлена заведующим кафедрой детской хирургии ПетрГУ, профессором И. Н. Григовичем
«Поликлиническая педиатрия» iconМетодические рекомендации по преподаванию специальности педиатрия....
Образовательный стандарт послевузовской профессиональной подготовки специалистов с высшим образованием по специальности «педиатрия»...
«Поликлиническая педиатрия» iconМетодические рекомендации по преподаванию специальности педиатрия....
Образовательный стандарт послевузовской профессиональной подготовки специалистов с высшим образованием по специальности «педиатрия»...
«Поликлиническая педиатрия» iconМетодические рекомендации по преподаванию специальности педиатрия....
Образовательный стандарт послевузовской профессиональной подготовки специалистов с высшим образованием по специальности «педиатрия»...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск