И ее актуальность





НазваниеИ ее актуальность
страница1/16
Дата публикации05.12.2014
Размер2.65 Mb.
ТипЗанятие
100-bal.ru > Право > Занятие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16
c:\documents and settings\user\local settings\temporary internet files\content.word\изображение 074.jpg


Тема: «Методы извлечения органов из трупа и их исследования. Бальзамирование трупа» на основании Примерной программы дисциплины «Судебная медицина» утвержденной МЗ РФ от 2003г., в соответствии с образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 060103.65 – Педиатрия, утвержденным Министерством образования Российской Федерации от 2000г. и с рабочей программой дисциплины «Судебная медицина» утвержденной 2011г., председателем Учебно-методического совета специальности 060103.65 – Педиатрия – профессором Мурзабаевым Х.Х.

Авторы: доцент Чернова Р.Б.

асс., к.м.н. Валитова Г.М.


Рецензенты: зав.каф. патологической физиологии, профессор Еникеев Д.А.


Утверждено на заседании кафедры судебной медицины

«___»______________2012г.

1. Тема и ее актуальность:

«Методы извлечения органов из трупа и их исследования. Бальзамирование трупа».

Знание темы необходимо в практической работе врачей-клиницистов различных специальностей и врачей-экспертов.
2. Учебные цели: изучить правила, последовательность и технику вскрытия трупов. Ознакомиться с инструментами необходимыми для вскрытия.
Для формирования умений студент должен знать:

- виды разрезов мягких тканей передней поверхности тела при внутреннем исследовании трупа (срединный разрез, по Лешке, по Абрикосову);

- способы исследования головного мозга (по Флексигу, по Вирхову);

- методики извлечения внутренних органов (по Шору, по Вирхову, по Абрикосову);

- способы бальзамирования трупов;

- бальзамирующие жидкости;

- инструменты, употребляемые при бальзамировании трупов.
В результате освоения темы студент должен уметь:

- проводить туалет трупа и захоронение после судебно-медицинской экспертизы.
В процессе практического занятия студент должен овладеть следующими навыками:

- бальзамирования трупа;

- извлечения внутренних органов по Шору, по Вирхову, по Абрикосову.
3. Перечень контрольных вопросов к освоению данной темы:

Вопросы для самоподготовки:

1. Какие методы используются для фиксации трупов?

2. Какие методы используются для сохранения естественной окраски фиксирующего материала?

3. Как проводится мумификация трупов?

4. Как проводится бальзамирование трупов?

5. Какие существуют методы бальзамирования трупов?

6. Что такое инъецирование? С какой целью это проводится?
4. Вид занятия: самостоятельная внеаудиторная работа студентов.
5. Продолжительность занятия: 3 часа (135 мин).
6. Оснащение:

6.1. Дидактический материал (учебная и научная литература, перечень контрольных вопросов).

7. Содержание занятия:

7.1. Самостоятельная внеаудиторная работа студентов: (чтение и конспектирование дополнительной литературы, подготовка и защита рефератов).
8. Информационный блок.

Вскрытие трупа.
Полное судебно-медицинское исследование трупа предусматривает вскрытие минимум трех полостей: черепно-мозговой, грудной и брюшной. В необходимых случаях вскрывается спинномозговой канал, придаточные полости черепа, суставы.

Порядок вскрытия избирается судебно-медицинским экспертом в зависимости от особенностей конкретного случая.

Для проведения вскрытия используется специальный инструментарий – секционный набор, включающий:

- пила дуговая;

- пила листовая;

- двойная пила Люэра;

- молоток анатомический с крючком;

- рулетка;

- линейка с делениями;

- зонд хирургический желобоватый;

- зонды пуговчатые двусторонние;

- пинцеты зуболапчатые;

- пинцет Шора;

- пинцеты анатомические;

- иглы изогнутые;

- зонд хирургический с делениями;

- долото медицинское большое;

- ножницы прямые;

- ножницы анатомические;

- крючки четырехзубые острые;

- ложка измерительная (100 мл);

- камень для точки ножей;

- нож ампутационный большой;

- нож ампутационный малый;

- нож реберный;

- скальпели брюшистые большие;

- нож мозговой;

- тупоконечные глазные ножницы.

Для взвешивания органов используются весы.

Вскрытие трупа начинают с разреза кожи, который производят секционным (чаще всего рёберным) ножом. Держат его, как правило, в правой руке почти горизонтально. Предложено довольно много вариантов кожных разрезов: на передней поверхности тела для доступа к органам шеи, к грудной и брюшной полостям; на голове и лице для доступа к костям свода черепа и лицевого скелета; на задней поверхности тела и на конечностях для доступа к позвоночному столбу, лопаткам, костям и суставам верхних и нижних конечностей.
Разрезы кожи передней поверхности тела

Прямой («основной») разрез предложен Р.Вирховым ещё в 80-е годы прошлого столетия. Разрез начинают на передней поверхности шеи на 1-2 см ниже подбородка и ведут его вниз по срединной линии к рукоятке грудины, далее к мечевидному отростку, затем переходят на переднюю брюшную стенку, обходят пупок слева и доводят разрез до лобкового сочленения. Кожу, подкожную жировую клетчатку и мышцы на груди рассекают до кости. На шее рассекают кожу и подкожную жировую клетчатку до поверхностных мышц, а на животе до прямых мышц. Закончив разрез кожи, вскрывают брюшную полость, а затем отделяют мягкие покровы шеи и грудной клетки — отсепарируют кожно-мышечный лоскут на груди до средней или задней подмышечной линии с каждой стороны, а на шее до края нижней челюсти.

Прямой разрез обычно используют при отсутствии каких-либо повреждений на шее и грудной клетке, когда нет необходимости в широком доступе к тканям и органам шеи, боковым и заднебоковым отделам грудной клетки.

Разрез по Лешке. Особенность этого метода заключается в том, что сначала производят поперечный разрез кожи на груди, начиная его слева на 5-6 см ниже акромиального отростка лопатки и заканчивая симметрично на правой стороне. Этот разрез дугообразный, вогнутостью обращенный к шее, проходящий через срединную линию на уровне вторых межрёберных промежутков. От нижнего края поперечного разреза вниз по срединной линии проводят обычный прямой разрез до лобка. Начиная от середины дугообразного разреза отсепарируют кожу шеи с подкожной жировой клетчаткой, оттягивая её кверху до нижнего края нижней челюсти. При этом обнажаются верхняя часть грудины, ключицы, все органы и ткани переднебоковой поверхности шеи. В связи с этим данный метод целесообразно использовать в случаях повреждений на шее, при переломах ключиц, шейных позвонков.

Разрез по И.И. Медведеву. На шее производят два симметричных разреза: от сосцевидных отростков височных костей вниз, по боковым поверхностям шеи до акромиальных отростков лопаток. Затем концы этих разрезов соединяют одним поперечным дугообразным разрезом, а далее от нижнего края дугообразного разреза по срединной линии проводят основной разрез до лобка. Образовавшийся лоскут кожи на шее отсепарируют до корня носа и отбрасывают кверху. Данный метод обеспечивает не только широкий доступ к органам и тканям шеи, но и позволяет, путем отсепарирования кожи на лице, исследовать часть костей лицевого скелета и мягкие ткани.

Разрез по О. Сафир. Проводят два косых разреза от переднего края подмышечных впадин к мечевидному отростку грудины ниже молочных желёз, а далее, от нижнего края первого разреза, срединный вертикальный разрез до лобка.
Разрезы кожи задней поверхности тела

Разрезы мягких покровов задней поверхности тела производят для исследования лопаток, плечевых суставов, позвоночного столба, задних отделов таза, верхних и нижних конечностей. Предложенные методы различаются между собой количеством разрезов, их локализацией и направлением.

В судебно-медицинской практике наиболее распространённым является прямой вертикальный разрез мягких тканей задней поверхности шеи, спины, ягодичных областей, нижних и верхних конечностей. Этот разрез начинают от затылочного бугра и ведут вниз по задней срединной линии до крестца. Затем разрез раздваивается, переходит на ягодичные области, и далее на задние поверхности нижних конечностей до уровня голеностопных суставов.
Методы извлечения органов из трупа и их исследования

Метод Вирхова. Каждый орган извлекается отдельно и затем исследуется соответствующими разрезами.

Метод Абрикосова. Внутренние органы извлекаются и исследуются в виде пяти топографических комплексов: а) органы шеи с органами грудной клетки; б) кишечник; в) селезенка; г) печень с желудком, двенадцатиперстной кишкой и поджелудочной железой; д) почки с надпочечниками, мочеточниками и органами малого таза.

Метод Киари-Мареша. Внутренние органы вскрываются на месте в трупе и только после этого извлекаются для более детального осмотра, взвешивания и измерения.

Метод Шора. Внутренние органы извлекаются из трупа единым органокомплексом и исследуются разрезами без отделения.

Метод Лютелю. После эвисцерации каждый орган отрезается от комплекса и исследуется отдельно.

Для судебно-медицинских исследований рекомендуются методы Шора и Абрикосова, как обеспечивающие достаточную полноту и всесторонность исследования каждого органа. Определенным преимуществом метода Шора является сохранение анатомо-топографических связей между органами, что позволяет проследить направление раневого канала, распространение опухоли и др. болезненных процессов.

Извлеченные из трупа органы тщательно осматриваются, измеряются и взвешиваются. Отмечается их консистенция, кровенаполнение, выраженность рисунка, цвет, состояние крови в просветах рассеченных сосудов и в полостях сердца (жидкая, сгустки белые или красные), специфические запахи, характер содержимого в желудке и кишечнике, в матке и др. полостных органах, состояние слизистых и серозных оболочек, мышцы сердца, сосудистых стенок.
Распил костей черепа

Отделив мягкие ткани головы и сдвинув кожно-мышечный лоскут на лицо (спереди) и шею (сзади), удаляют височные мышцы и приступают к распилу костей свода черепа.

В судебно-медицинской практике наибольшее распространение получил горизонтальный распил (Громов А.С., 1823; Буяльский И.В., 1824).

Косой углообразный распил. Линия распила спереди проходит через лобную и височные кости в направлении наружного слухового прохода, а сзади — через теменные и височные кости, также в направлении наружного слухового прохода. Над последним оба распила соединяют под углом.
Исследование головного мозга

Метод И.В. Буялъского. Извлечённый из полости черепа головной мозг укладывают на препаровальный столик или в кювету полушариями кверху, левой рукой слегка раздвигают большие полушария и удерживая их на уровне мозолистого тела производят влажным секционным или мозговым ножом разрез в горизонтальной плоскости на каждом полушарии. Затем, после разъединения полушарий и удаления верхней части их на нижней пластинке производят два надреза верхней стенки боковых желудочков в области передних и задних рогов в направлении вперед и назад.

Метод С.А. Громова. В отличие от метода И.В. Буяльского состоит в том, что головной мозг, уложенный полушариями кверху, вскрывают не одним, а несколькими разрезами, которые проводят в горизонтальной плоскости параллельно друг другу, сверху вниз, доводя их до уровня мозолистого тела. Далее каждую пластинку исследуют отдельно.

Метод Р. Вирхова. Метод Р. Вирхова позволяет достаточно подробно исследовать желудочки и структуру головного мозга. Головной мозг укладывают на секционном столике полушариями вверх, затылочными долями к вскрывающему. Раздвигают полушария, чтобы было видно мозолистое тело и, придерживая левое полушарие левой рукой, кончиком большого секционного ножа, который держат вертикально, производят разрез на границе мозолистого тела и сводчатой извилины в направлении спереди назад, тем самым, вскрывая центральную часть левого бокового желудочка. Далее вскрывают передний и задний рога левого бокового желудочка. Для этого от концов первого разреза производят два разреза — один вперед, по направлению к верхушке лобной доли, второй назад, по направлению к верхушке затылочной доли. После этого производят частичное отделение левого полушария от узлов основания. Для этого делают глубокий разрез, доходящий до мягкой мозговой оболочки левого полушария. В лобной и затылочной долях этот разрез углубляет сделанные ранее, а в средней части — проникает через нижнюю поверхность желудочка, кнаружи от серых узлов основания. Чтобы не повредить при этом сами серые узлы, нож держат не вертикально, а несколько косо, наклонив рукоятку к средней линии. После глубокого разреза часть левого полушария в силу своей тяжести отваливается кнаружи. Следующий разрез, глубокий, проводят по середине образовавшейся поверхности латеральной части левого полушария, и снова кнаружи отваливается отделившаяся, уже меньшая, часть полушария. Подобные разрезы проводят на правом полушарии головного мозга, при этом, для удобства, его можно развернуть на 180 градусов.

Следующий этап — исследование третьего желудочка, сосудистых сплетений, серых узлов. Оттягивают среднюю часть мозолистого тела кверху и рассекают его в передней части вместе с колоннами свода. Мозолистое тело отводят кзади. Отрезают от стенок бокового желудочка сосудистое сплетение и тоже откидывают назад. Пересекают правую ножку свода, спускающуюся в задний рог правого желудочка. Образуется лоскут, состоящий из мозолистого тела, свода и сосудистого сплетения. Этот лоскут, удерживающийся на левой, не пересечённой ножке свода, отбрасывают назад влево. Для обозрения становятся доступными поверхность больших серых узлов основания, четверохолмие, поверхность третьего желудочка, шишковидная железа. Далее остается вскрыть серые узлы основания, четвёртый желудочек, мозжечок, стволовую часть мозга. Подведя левую руку под мозжечок и слегка приподняв его, делают ряд фронтальных разрезов через серые узлы основания. Продолжая поддерживать мозжечок, рассекают по средней линии червячок, открывая IV желудочек. Далее рассекают каждое полушарие мозжечка в горизонтальной плоскости, начиная разрез от средней линии. В конце производят серию фронтальных разрезов через четверохолмие с ножками мозга, продолговатый мозг с варолиевым мостом и начальную часть спинного мозга.

Метод Флексига. Метод Флексига позволяет составить наглядное представление об объемных процессах во внутренних структурах мозга. Мозг укладывают на секционном столике основанием книзу, лобными долями вправо от вскрывающего. Левой рукой фиксируют мозг. Разрез производят большим секционным или мозговым ножом в горизонтальной плоскости от лобных долей на высоте примерно 4 см от основания мозга, с таким расчётом, чтобы он прошёл непосредственно под мозолистым телом. На этой высоте, держа лезвие ножа параллельно поверхности столика, мозг разрезают до середины височных долей. Отсюда разрез ведут под углом, направляя его назад и несколько вверх, выше червячка мозжечка, и заканчивая в верхней части затылочных долей. Отрезанную верхнюю часть укладывают извилинами книзу и осматривают обе части головного мозга — его внутреннюю структуру (центральные ядра, III и боковые желудочки), кору и белое вещество.

Метод Б. Фишера. Метод Б. Фишера позволяет одинаково хорошо ориентироваться в дислокационных изменениях мозга и повреждениях его глубинных структур, а также коры и ближайшей подкорковой зоны. Мозг укладывают на секционном столике основанием вверх, лобными долями вправо от вскрывающего и производят семь фронтальных разрезов: 1 — на уровне задних краёв обонятельных луковиц; 2 — непосредственно впереди от хиазмы; 3 — сразу сзади от хиазмы, через сосковые тела; 4 — у переднего края моста через ножки мозга; 5 — через середину моста; 6 — позади моста в начале продолговатого мозга; 7 — через середину олив продолговатого мозга. Перед исследованием головной мозг предварительно фиксируют в растворе формалина.

Кроме вышеописанных методов исследования головного мозга рядом авторов предложены свои методы, отличающиеся количеством и локализацией фронтальных разрезов.
Исследование органов сердечно-сосудистой системы

Вскрытие сердца, как правило, производят после исследования органов шеи и грудной полости.

Исследование сердца начинают с внешнего осмотра: отмечают форму, плотность и степень сокращения, поверхность эпикарда, цвет, кровенаполнение, прозрачность, ход венечных сосудов. Затем при помощи металлической линейки измеряют сердце. Определяют его длину — расстояние от места отхождения аорты до верхушки, ширину — расстояние между боковыми поверхностями сердца на уровне основания желудочков и толщину — наибольший переднезадний размер (на уровне основания желудочков).

Массу сердца определяют после вскрытия и освобождения органа от крови и сгустков. Толщину мышцы желудочков измеряют на поперечных разрезах, проводимых на середине расстояния между верхушкой сердца и клапанным кольцом.

После внешнего осмотра приступают к вскрытию сердца. Техника вскрытия меняется в зависимости от задач, стоящих перед экспертом. Обычно вскрытие проводят по ходу тока крови (Абрикосов А.И.). Для осуществления раздельного взвешивания отделов сердца ход вскрытия меняют (Автандилов Г.Г., Muller W., 1983).

Вскрытие сердца по току крови (по А.И. Абрикосову). Сначала вскрывают правое предсердие и правый желудочек, далее левое предсердие и левый желудочек, затем лёгочную артерию и, наконец, аорту.

Сердце вскрывают тупоконечными ножницами или кишечными ножницами. Возможно также вскрытие сердца при помощи длинного секционного ножа.

Вскрытие сердца без пересечения венечных артерий (по Г.Г. Автандилову).

Вскрытие сердца по методике Г.Г. Автандилова проводится в случаях, когда перед экспертом стоит задача углубленного изучения системы венечных артерий сердца. Проводимые разрезы преследуют цели обеспечения доступа к полостям сердца и, в последующем, выделения системы коронарных артерий, для их изолированного тщательного осмотра.

Вскрытие осуществляется тупоконечными ножницами, путем проведения ряда последовательных разрезов.

Для исследования желудка, двенадцатиперстной кишки, печени и поджелудочной железы извлечённый органокомплекс укладывают на препаровальный столик головным концом к себе, так, чтобы задняя поверхность желудка и поджелудочной железы были обращены вниз, печень - висцеральной поверхностью кверху.

После внешнего осмотра желудка и двенадцатиперстной кишки проверяют проходимость входа в желудок путем введения мизинца в рассечённую нижнюю часть пищевода. Далее вскрывают желудок. Для этого длинную браншу кишечных ножниц вводят в отверстие пищевода и рассекают стенку желудка одним непрерывным разрезом, который ведут либо по большой кривизне, следуя непосредственно у линии прикрепления к ней сальника, либо по передней поверхности между большой и малой кривизной. Дойдя до выхода из желудка, извлекают ножницы и проверяют проходимость привратника, для чего вводят палец в пилорическое отверстие. После этого вновь вводят ножницы в просвет желудка и продолжают разрез в прежнем направлении. Рассекают стенку пилорической части желудка и далее стенку двенадцатиперстной кишки по передней её поверхности на всём протяжении.

После разреза желудка переднюю его стенку откидывают вверх, определяют толщину стенки разреза, состояние слизистой оболочки её складок, наличие наложений и их характер, цвет и другие особенности. Осматривают со стороны разреза подслизистую основу и мышечную оболочку. Содержимое желудка целесообразно собрать в чистую посуду, измерить его объем, а также определить консистенцию, цвет, запах, реакцию, наличие и характер непереваренных пищевых ингредиентов. При исследовании двенадцатиперстной кишки особое внимание обращают на состояние её большого (фатерова) сосочка, где открываются общим отверстием желчный проток и проток поджелудочной железы, и малого сосочка, на котором находится отверстие добавочного протока поджелудочной железы.

Исследование печени начинают с выяснения состояния крупных желчных протоков. Сначала проверяют проходимость общего печёночного и пузырного протоков. С этой целью массируют общий печёночный проток в направлении к кишке и наблюдают, выделяется ли в неё из фатерова сосочка желчь, потом сдавливают желчный пузырь и также смотрят за выделением в полость кишки желчи. Появление желчи в первом случае указывает на проходимость общего печёночного протока, а выделении её при давлении на желчный пузырь — на проходимость пузырного протока. При проведении этих проб следует обратить внимание на характер выделяющейся желчи.

Вскрытие желчевыводящих протоков начинают из двенадцатиперстной кишки, введя через большой сосочек в желчный проток зонд, по которому и рассекают его стенку пуговчатыми ножницами. Рассечение продолжают также в пузырный и печёночный протоки. Осмотрев желчные протоки, вводят указательный палец левой руки под печёночно-двенадцатиперстную связку (место сальникового отверстия) и над ним делают поперечный надрез указанной связки, чтобы вскрыть просветы печёночной артерии и воротной вены.

После этого переходят к исследованию самой печени. Печень измеряют - общую длину, ширину правой доли, ширину левой доли, максимальную толщину; при необходимости - взвешивают, определяют её форму и особенности краёв, устанавливают консистенцию, цвет, состояние капсулы и др. При осмотре висцеральной поверхности органа обращают внимание на спаянный с печенью отрезок нижней полой вены, которую вскрывают. После осмотра печени, желчного пузыря и печёночных лимфатических узлов делают разрез органа. Печень висцеральной поверхностью кладут на столик так, чтобы к вскрывающему была обращена правая доля, фиксируют её левой рукой и рассекают одним сечением секционного ножа. Разрез проводят в поперечном направлении по отношению к оси тела через левую и правую доли от выпуклой - диафрагмальной поверхности до ворот органа. При необходимости проводят несколько разрезов, идущих параллельно первому.

По окончании разреза печень переворачивают висцеральной поверхностью кверху, чтобы нижний край органа и желчный пузырь были обращены к вскрывающему. Ножницами или острием скальпеля надрезают стенку желчного пузыря в области его дна, после этого первоначальный надрез удлиняют ножницами по направлению к шейке пузыря. Вскрывают также оставшуюся не вскрытой часть пузырного протока.

После осмотра полости желчного пузыря вскрывают поджелудочную железу. Для этого органы возвращают в то же положение, в котором они находились при вскрытии желудка и двенадцатиперстной кишки. Желудок откидывают по направлению к печени так, чтобы вверх была обращена его задняя стенка. В этом случае открывается поджелудочная железа. Освободив её от соседней клетчатки «тупым путем», устанавливают размер, конфигурацию, консистенцию, цвет и др. особенности. После этого делают поперечный разрез железы, по отношению к продольной оси тела, между её головкой и телом. На таком разрезе хорошо виден выводной проток поджелудочной железы, который описывают (содержимое, ширина просвета, состояние стенок). Затем делают продольные разрезы железы, идущие через её головку, тело и хвост. После этого исследуют на разрезе лимфатические узлы, располагающиеся главным образом около её головки. Заканчивают исследование данного органокомплекса осмотром извлечённой с ним диафрагмы.

Вскрытие кишок проводят с помощью кишечных ножниц, начиная с тощей и заканчивая сигмовидной ободочной кишкой. Отыскивают тощую кишку с наложенной на ней лигатурой, удаляют последнюю и вводят в полость кишки длинную браншу кишечных ножниц. Сделав первое рассечение, захватывают левый край разреза большим и указательным пальцами левой руки и за него начинают надвигать кишку на полуоткрытые ножницы. Захватывая левой рукой левый край разреза, продолжая надвигать кишечную трубку на ножницы, рассекают стенку всей тонкой кишки, производя разрез близ линии прикрепления к ней брыжейки. Дойдя до слепой кишки, на время извлекают ножницы и пальцем исследуют проходимость илеоцекального клапана. Затем снова вводят ножницы в просвет кишки, рассекают отверстие клапана и далее стенку всей толстой кишки.

По окончании вскрытия рассечённый конец тощей кишки расправляют и зажимают между указательным и средним пальцами левой руки так, чтобы слизистая оболочка была обращена кверху к указательному пальцу, и тянут правой рукой отрезок кишки к себе. При этом указательный палец левой руки счищает со слизистой оболочки содержимое кишечной трубки. Таким образом, продвигают между пальцами всю тонкую и далее толстую кишку, производя при этом уже более подробный осмотр содержимого разных их отделов.

При исследовании различных отделов тонкой и толстой кишок оценивают состояние слизистой оболочки (цвет, влажность, набухание и утолщение, или, наоборот, истончение, наложения, язвенные дефекты), толщину стенки и её слоев, состояние подслизистой основы, мышечной оболочки и подсерозной основы, состояние фолликулов и пейеровых бляшек и фолликулов толстой кишки.

Исследуют червеобразный отросток: измеряют его длину, описывают состояние серозной оболочки, зондируют через выходное отверстие в слепой кишке и вскрывают пуговчатыми ножницами по длине, не забывая сделать отдельный поперечный разрез через брыжейку. Если же червеобразный отросток непроходим, то через него делают ряд поперечных разрезов, рассекающих отросток и его брыжейку.

В конце осматривают прямую кишку, извлечённую вместе с органами малого таза, и окружающую её клетчатку. После осмотра кишечными ножницами рассекают кишку по её задней стенке. Раздвинув края разреза, отмечают характер содержимого, состояние слизистой оболочки, стенки кишки и её отдельных слоев. Особое внимание уделяют осмотру стенки и окружающей клетчатки нижнего отдела прямой кишки, где располагаются вены геморроидального сплетения.

При проведении судебно-медицинской экспертизы трупа для решения вопроса о давности приёма пищи, её составе, а также для определения давности наступления смерти изучение содержимого желудочно-кишечного тракта имеет большое значение. В связи с этим К.И. Хижняковой (1986) была предложена следующая методика.

На тонкую кишку накладывают четыре лигатуры: две в начальном отделе тонкой кишки, предварительно сделав разрез брыжейки, и две вблизи слепой кишки. Пересекают тонкую кишку в начальном отделе между двумя лигатурами и отсекают её от брыжейки (извлечение органов по А.И. Абрикосову). После извлечения тонкой кишки накладывают лигатуры (по одной) на толстую кишку в области печёночного, селезеночного её изгибов и сигмовидной ободочной кишки (для определения после извлечения кишки локализации их содержимого) и две лигатуры на прямую кишку. Далее извлекают толстую кишку, желудок, предварительно наложив по две лигатуры в кардиальной и пилорической его частях. Перерезав нижнюю часть пищевода между лигатурами, отделяют от желудка малый сальник, затем большой сальник, подходят к привратнику, перерезают его между двумя лигатурами и извлекают желудок. Отмечают величину, форму, плотность или дряблость стенок, цвет, блеск или тусклость серозной оболочки, степень выраженности трупных явлений и др. Желудок разрезают в кардиальной части по малой кривизне (лучше до её середины), чтобы сохранить содержимое. После осмотра содержимого его выливают в мерный сосуд. Затем продолжают разрез желудка по малой кривизне.

При изучении содержимого желудка обращают внимание на его количество, цвет, запах, наличие слизи и частиц пищи. При наличии пищи определяют размеры, форму, цвет кусочков, степень переваренности по характеру их поверхности (ровная, неровная, с закруглёнными краями, покрыта ли слизью, изменён ли цвет в глубине); отмечают, были ли видны кусочки белого или чёрного хлеба (или же они превратились в однородную массу), кусочки мяса, картофеля и неперевариваемой растительной пищи (кожица, косточки, семена плодов и др.), а также пищевые продукты, сохраняющие свой цвет (свекла, чёрная смородина, черника, зелёный лук и др.); при проникновении крови в желудок обращают внимание на примесь к пище жидкой крови, или в виде прожилок, или свертков крови, цвет и расположение её в содержимом желудка. После этого содержимое желудка промывают в проточной воде и процеживают через сито, что, по мнению К.И. Хижняковой, способствует более чёткому выделению кусочков пищи. Эти кусочки укладывают на сложенную в несколько слоев марлю и сравнивают с кусочками, которые обнаруживают в просвете кишок. Для уточнения состава пищи можно применить микроскопическое исследование.

Далее вскрывают тонкую кишку и исследуют её содержимое. Следует обязательно измерить, на каком расстоянии от начальной части тонкой кишки обнаружены кусочки пищи.

Затем вскрывают толстую кишку, начиная со слепой, и визуально оценивают её содержимое до и после промывания водой, отмечают состояние кала - количество, цвет, степень оформления, наличие примесей, а также состояние слизистой оболочки кишки.

Двенадцатиперстную кишку извлекают в комплексе с печенью и поджелудочной железой (или в ином сочетании в зависимости от метода эвисцерации) и вскрывают одним из методов, описанных выше.

Для вскрытия надпочечников, почек, почечных лоханок органокомплекс оставляют в том же положении, что и при вскрытии лёгких, т.е. головным концом к вскрывающему, задней поверхностью вверх. Оттянув пинцетом край диафрагмы, концом ножа отсепарируют надпочечники от окружающей жировой клетчатки. Правый надпочечник располагается точно над правой почкой, левый — несколько ближе к средней линии. Осмотрев надпочечники снаружи, их разрезают в продольном направлении.

Почки вылущивают из жировой клетчатки руками. Если жировой клетчатки много, её надрезают ножом. Сначала исследуют левую, потом правую почку. Для того чтобы произвести разрез и снять фиброзную капсулу, почку берут в левую руку так, чтобы к ладони были обращены её ворота, а выпуклая поверхность почки направлена кверху; большой палец левой руки располагается с одной стороны, а остальные четыре пальца - с другой.

Захватив почку указанным способом, секционным ножом разрезают её по выпуклой поверхности. Разрез начинают от дальнего, по отношению к вскрывающему, конца почки. В момент разреза почку последовательно поворачивают вокруг её поперечной оси навстречу ножу. Указанный разрез проходит через фиброзную капсулу и лишь слегка погружается в ткань почки. Захватив пинцетом или руками за край разреза, стягивают фиброзную капсулу с почки вниз к её воротам, сначала с одной, затем с другой стороны, оставляя снятую фиброзную капсулу в связи с почкой в области ворот. После осмотра поверхности почки производят её разрез. Продолжая держать почку рукой так же, как при разрезе капсулы, рассекают орган по ходу уже намеченного разреза одним сечением ножа от выпуклой поверхности до ворот, открывая при этом и почечные лоханки. Почка разъединяется на две равные половины, соединяющиеся между собой лишь посредством неразрезанной внешней стенки лоханки.

После исследования почек осматривают почечные лоханки, которые уже вскрыты благодаря разрезу почки. Если же этого разреза недостаточно, дополняют его ножницами и после этого переходят к исследованию мочевого пузыря и мочеиспускательного канала.

Исследование селезёнки, как и других органов, начинают с измерения и взвешивания. Затем её кладут на столик воротами вниз. После описания формы и консистенции органа, цвета и особенностей его поверхности делают разрез. Для этого селезёнку, лежащую на столике воротами вниз, фиксируют левой рукой и одним сечением секционного ножа разрезают по её длиннику от выпуклой поверхности до ворот. При необходимости производят дополнительные разрезы параллельно первому. Раскинув края разреза в стороны, осматривают ткань селезёнки, обращая внимание на толщину капсулы, цвет пульпы, влажность и гладкость поверхности разреза, степень кровенаполнения. Поставленным под углом лезвием ножа делают соскоб с поверхности разреза, отмечая количество и качество соскабливаемого материала. Уделяют также внимание состоянию фолликул и соединительных трабекул селезёнки.

Предусмотренное в Правилах обязательное вскрытие трех основных полостей тела - полости черепа, груди и живота, а если необходимо, то и позвоночного канала, в случаях экспертизы трупов с множественными повреждениями (транспортная травма, падение с высоты и т.д.) не может считаться достаточным. Внутреннее исследование в таких случаях должно производиться значительно детальнее, включать исследование глубоких тканей спины и конечностей, рёбер, позвоночника, костей таза, суставов, трубчатых костей.

Доступ к лопаткам осуществляется путем проведения на спине вертикального и поперечного воротникообразного разрезов мягких тканей. Кожу и мышцы послойно отделяют, начиная от средней линии вправо и влево до задней подмышечной линии с обеих сторон. Мышцы, покрывающие лопатку, рассекают по её наружному краю, тупым путем отслаивают кнутри и удаляют. Таким образом задняя поверхность лопатки становится доступной для осмотра.

Исследование позвоночного столба и спинного мозга следует считать обязательным при экспертизе трупов в случаях транспортной травмы, а также при подозрении на его повреждения.

Метод И.А. Цыбаня заключается в том, что по передней поверхности позвоночного столба на всем его протяжении, справа и слева от средней линии, через тела позвонков производят два параллельных распила. После удаления фрагментов тел позвонков выделяют спинной мозг.

Метод А. С. Обысова, так же как и предыдущий метод, предложен для извлечения спинного мозга спереди. Распил позвоночника производят во фронтальной плоскости на уровне прикрепления головок рёбер.

Метод И. Орта предусматривает исследование спинного мозга доступом со стороны спины, для чего предлагается производить распилы дужек позвонков справа и слева от остистых отростков.

Метод А.А.Солохина так же реализуется посредством доступа к спинному мозгу со стороны спины трупа. Распил позвонков производят листовой пилой с левой стороны в области дужек. Начинают его на уровне V-VII шейных или I-III грудных позвонков, далее ведут вниз до IV поясничного позвонка и продолжают вверх до I-II шейных позвонков. Плоскость распила должна располагаться косо сзади наперед и слева направо. Убедившись, что все позвонки распилены, с левой стороны рассекают связки, межпозвоночные диски и разъединяют межпозвоночные суставы в шейном отделе между II-III позвонками и в поясничном отделе между IV-V позвонками.

После осмотра и оценки состояния оболочек спинного мозга и позвонков производят продольный разрез твердой мозговой оболочки, пересекают все корешки спинномозговых нервов на правой стороне, а спинной мозг на уровне II-III шейных позвонков. Далее, захватив спинной мозг по краю разреза пинцетом, извлекают его из позвоночного канала и исследуют на поперечных разрезах.

Основной целью исследования костей таза, равно как и других костей, при судебно-медицинской экспертизе трупа является выявление повреждений, их всестороннее исследование и оценка.

Метод А.А. Солохина (1968) предполагает исследование костей таза как со стороны брюшной полости и малого таза, так и со стороны ягодичной области. Осмотр тазовых костей со стороны брюшной полости возможен только после предварительного удаления всех тазовых органов. Для осмотра крыльев подвздошных костей и крестцово-подвздошных сочленений полностью удаляют покрывающие их мышцы. Разрез проводят по гребню крыла подвздошной кости от задней верхней ости до подвздошно-лобкового возвышения. Затем тупым путем подвздошную мышцу отслаивают и смещают вниз до пограничной линии тазового кольца и подвздошно-крестцовых сочленений. Вертикальным разрезом рассекают поясничные мышцы у места их прикрепления к позвоночнику, тупым путём отслаивают книзу и удаляют вместе с подвздошной мышцей.

Для исследования костей переднего полукольца таза пересекают пупартову связку и мышцы бедра, прикрепляющиеся в области передних подвздошных остей, лобковых и седалищных костей (портняжная, гребешковая, стройная, наружная запирательная, большая приводящая мышца бедра и др.), далее эти мышцы отслаивают книзу, освобождая верхнюю ветвь лобковой кости с подвздошно-лобковым возвышением, лобковый симфиз, нижнюю ветвь лобковой и ветвь седалищной кости, запирательное отверстие.

Кузнецов Л.Е. (1994), предлагает следующий способ: «Исследование состояния костей таза следует проводить после вскрытия грудного и брюшного органокомплекса и начинать с определения состояния крестцово-подвздошных суставов. Для этого пересекают подвздошно-поясничные мышцы на уровне лобковых костей, освобождают внутреннюю поверхность крыльев подвздошных костей и тазового кольца от мягких тканей. В области крестца и подвздошных костей по пограничной линии рассекают надкостницу и осматривают полость крестцово-подвздошных суставов... Для изучения локализации и морфологических признаков переломов наиболее предпочтительным является извлечение таза из трупа и очистка его от мягких тканей и надкостницы…»

Для выявления повреждений мягких тканей, суставов и костей нижних конечностей разрез кожи от ягодичных областей продолжают вниз, по задней поверхности бёдер и голеней до уровня голеностопных суставов. Для исследования мягких тканей передней поверхности нижних конечностей разрез на уровне голеностопных суставов продолжают в циркулярный, с таким расчётом, чтобы кожный лоскут можно было отсепарировать вверх до требуемого уровня.

Мягкие ткани рассекают и послойно отсепарируют: вначале кожу, далее подкожную жировую клетчатку, поверхностные мышцы, глубокие мышцы, а затем удаляют надкостницу и исследуют кости. Для выявления повреждений связочного аппарата и суставов также послойно отсепарируют и удаляют мягкие ткани.

По ходу вскрытия забирается материал для дополнительных исследований.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

И ее актуальность iconПроект "Здоровый образ жизни" на уроках английского языка Актуальность проблемы
Актуальность проблемы: дефицит информации для подростков о вреде курения, правильном питании и двигательной активности
И ее актуальность iconУрок 11. Семья и семейные ценности. Актуальность
Актуальность: семья играет особую роль в нашей жизни. Именно в семье многие люди узнают о традициях своего народа, своей страны,...
И ее актуальность iconДополнительная общеразвивающая программа «Информатика» для 10-18-летнего...
Актуальность программы в том, что она дает один из приемов решения личных проблем в условиях рыночной экономики – мобилизация интеллектуальных...
И ее актуальность iconРабочая программа по учебному предмету «история»
Актуальность разработки курса. Актуальность данного курса возрастает в связи с переоценкой целого ряда ключевых событий мировой и...
И ее актуальность iconРеферат на тему: «Многоликая мандолина»
Актуальность темы. В настоящее время проблемы сохранения, развития и возрождения традиционной народной культуры приобретают все большую...
И ее актуальность iconПрограмма информатизации школы в рамках внедрения пспо обоснование и актуальность вопроса
Актуальность данного процесса информатизации заключается в обеспечении образовательного учреждения программным обеспечением, независящим...
И ее актуальность iconТемы рефератов по возрастной психологии для студентов 1 курса спецотделения
Введение: смысл введение- в чем актуальность темы (соц запрос, научная актуальность- решение проблемы позволяет уточнить механизмы...
И ее актуальность iconОбщая характеристика работы Актуальность исследования
Актуальность исследования определяется современными тенденциями в системе каникулярного отдыха и оздоровления детей, возникающими...
И ее актуальность iconАктуальность работы Выбор темы исследования и актуальность работы...
«Речевой этикет» разработана на основе авторской программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы: (автор-составитель...
И ее актуальность iconПрограмма дополнительного образования Шарыповой Т. В. Предмет: математике...
Таким образом, расширяется круг школьников, для которых математика становится профессионально значимым предметом. Актуальность кружка...
И ее актуальность iconПрограмма «Кукольный домик» (4 года обучения) 1-5 классы Учитель:...
Актуальность программы Программа кружка «Кукольный домик» «Основы кукольного театрального творчества» рассчитана на 4 года обучения,...
И ее актуальность iconТесты
Введение. Актуальность работы
И ее актуальность iconПояснительная записка Актуальность данного курса объясняется отсутствием...
Актуальность данного курса объясняется отсутствием внимания, уделяемого проблемам наградной системы России в современной школе, возможностью...
И ее актуальность iconПояснительная записка Актуальность
Л. Я. Гайдаржийская; зав экспериментальным дошкольным учреждением №41 км. Вахтель
И ее актуальность iconГоловчанская Татьяна Вячеславовна
Актуальность представленного педагогического опыта востребованность в практике
И ее актуальность iconАктуальность выбранной темы доклада вызвана тем, что работа по методу...
Актуальность выбранной темы доклада вызвана тем, что работа по методу учебных проектов помогает реализации Федеральных государственных...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск