Скачать 51.08 Kb.
|
Конспект урока: История символов России. ( Балаева А.А., учитель истории МБОУ СОШ с.Краснополье Углегорского района Сахалинской области) Цели:
План урока.
Основные понятия: геральдика, герб, флаг (знамя), гимн. Оборудование урока: изображения российских флага, герба (фото или презентация), музыкальная запись гимна Российской Федерации, слова текста гимна. Ход урока:
-Дети, как называется государство, в котором мы живем? - А какие другие государства вы знаете? Любое государство имеет свои государственные символы - герб, флаг и гимн. Каждый из символов России имеет свою историю. Как же появились эти символы?
Понятие «герб» происходит от немецкого слова «наследство» или «наследие» и является знаком отличия, важнейшей эмблемой государства, города, области, а также отдельных лиц и родов. Его изображение помещается на флагах, монетах, печатях, бланках, марках и других предметах, чтобы показать принадлежность к тому или иному государству. Гербы появились давным – давно в зарубежных странах. Это был отличительный знак рыцарей. Он служил для того, чтобы можно было отличить друг от друга закованных в железные доспехи воинов. Такой символ появился на рыцарских щитах. Герб являлся знаком рода и его воинских доблестей. Специальные люди – герольды давали описание гербов, следили за их правильным составлением. Была выработана целая система строгих правил, по которым составлялись гербы. Шло время, не стало рыцарей, но остались гербы. Они сохранили форму щита. Какой формы наш современный герб? (фото) б) Слово учителя: Наше государство не сразу стало таким сильным и единым. В период феодальной раздробленности в XII-XII веках каждое княжество имело свой герб. И когда государство стало единым, централизованным стали необходимы новые символы. Рассмотрите печать Ивана III, что на ней изображено? (фото) в) Сообщение учащегося о печати Ивана III, о Георгии Победоносце. Считается что гербы возникли в нашей стране давно. Сначала отличительными знаками русских князей были печати, которые впоследствии приняли значение герба. На них встречались изображения святых покровителей князя, изображения львов, олицетворяющих силу, вооруженных конных всадников, которые позже превратились в образ святого Георгия Победоносца, поражающего копьем змея (дракона). Издревле змей считался олицетворением зла, образом врага. Воин (Георгий Победоносец) – символ защиты Родины (страны) от врагов. (Учащиеся записывают в тетради) (фото) Изображение Георгия Победоносца стало гербом столицы нашей Родины – Москвы. г) Учитель: Итак, что же символизировал всадник, поражающий змея? Что изображено на другой стороне печати? Двуглавый орел стал символом русского государства более 500 лет назад. Двуглавый орел был символом многих государств средневековья (монета монголов Золотой Орды). Двуглавый орел был заимствован нами из герба Священной Римской империи. Страна не стояла на месте, она изменялась, изменялись и ее символы, являясь знаками царской власти и государства. При Иване грозном знаками царской власти были три предмета: шапка Мономаха, скипетр и держава (фото). При следующих царях, например, при Александре Михайловиче Романове Орел был окружен гербами присоединенных к Русскому государству земель. В XIX в. в страну был приглашен известный специалист по геральдике Бернгард Кене. Под его руководством были составлены проекты Большого, Среднего и Малого гербов Российской империи . В XXв. произошло событие, которое коренным образом повлияло на будущее России. После революции возникла необходимость в новых символах нового государства. Проектов было много. У союзных республик были свои гербы отражающие характерные особенности территорий, занятий республик входящих в состав союза. Рассмотрите герб СССР(1922г.). Что на нем изображено? (Щит заменен земным шаром, пролетарский девиз повторен на лентах, обвивающих колосья, по числу входящих в союз республик) (фото) В начале 90-х годов XXв. Советский Союз распался. В 1991 году наша страна вернула себе имя Россия и Правительством России было принято решение о создании Государственного герба и Государственного флага. Восстановление двуглавого орла как традиционного государственного символа России вызывало немало споров и возражений. Несмотря на это вновь государственным символом стал двуглавый орел. Итак, Что же изображено на гербе РФ? Какой он формы? Откуда появилось изображение Георгия Победоносца? Как называется наука, изучающая гербы?
а) Сообщение учащегося о возникновении флага ( о военном знамени – стяге, гербовом знамени Петра I, о триколоре флага Алексея Михайловича, флагах СССР и Российской Федерации, значении цветов российского флага – белый- чистота, мир, правда, добро, - синий – вера, верность, - красный – огонь, смелость, честность, красота ) (Презентация флагов) 22 августа 1991 года – день российского флага.
(Учащиеся записывают названия гимнов в тетради) Итак, назовите гимны нашей страны в той последовательности, как они существовали.
а) О каких символах государства мы говорили? Что нового вы узнали о государственных символах? Как вы думаете, почему когда звучит гимн государства, когда поднимают государственный флаг мы встаем? Зачем нужно знать символы своей страны? Где мы можем видеть наши герб и флаг? Где и когда может звучать гимн страны? Как мы должны относится в символам России? В нашей стране существуют законы: «О государственном гербе», «Государственном флаге», «Государственном гимне», Основной закон нашей страны - Конституция. За осквернение символов государства наступает ответственность и наказание. Б) Разгадывание кроссворда. По горизонтали:
2. Цвета современного флага. (Триколор) 4. Символ страны , состоящий из древка и полотнища. Синоним знамени. ( Стяг) 6. Наука о гербах (геральдика). По вертикали:
3.Документ (основной закон) нашей страны, фиксирующий символы герб, флаг, гимн как государственные. (Конституция) 5. Торжественное музыкальное произведение со словами или без слов-символ государства. (Гимн) 7. Предмет княжеской власти, на котором впервые были изображены символы – Георгий Победоносец и двуглавый орел. ( Печать). Домашнее задание (по выбору) Подготовить сообщение о гербе нашей области, района, города, придумать и нарисовать герб села (используя правила составления герба). Литература: Ю.А.Алексеев, М.Н.Зуев,В.Е.Ковалев «Государственные символы России. Моя Родина-Россия.-М.:-Триада-фарм», 2002. |
Название Содержание Современная российская символика (история государственных символов России и СССР в XX в.) | Конспект урока с применением мультимедийного учебника «История России... План-конспект урока с применением мультимедийного учебника «История России XX век. Ч. 2» в гимназии №25 г. Ставрополя | ||
Конспект виртуальной экскурсии План-конспект урока с применением мультимедийного учебника «История России XX век. Ч. 2» в гимназии №25 г. Ставрополя | План-конспект урока с применением Данная рабочая программа курсов «История России» и «Всеобщая история» предназначена для учащихся 10 класса средней общеобразовательной... | ||
Конспект дистанционного урока. Тема: Кодирование чисел и символов МС(К)оу для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья С(К)ош «Гармония» | План-конспект урока Предмет История России Цель урока: Ознакомить обучающихся с разнообразием основных форм рельефа Земли на примере гор | ||
Конспект урока тема урока «Смутное время» 10 класс Предмет: История Цель урока: подвести учащихся к пониманию причин смутного времени в России, сформировать представление о Смуте и значении данного... | Конспект занятия из курса «Развивающие игры». 1 класс. Тема: «Путешествие «Москва Лондон Москва» План-конспект урока с применением мультимедийного учебника «История России XX век. Ч. 2» в гимназии №25 г. Ставрополя | ||
Конспект урока слово о погибели земли Русской… (Тема урока) Федорина Елена Васильевна Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России 6класс «Просвещение»; Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В. Литература 6 класс «Баласс» | Конспект урока на тему: «Россия в Первой мировой войне» 9класс, история... Методы: словесные, работа с текстовым источником, метод постановки проблемы, контроль (письменные) | ||
План конспект урока Базовый учебник: А. А. Данилов; Л. Г. Косулина «История России» 7 класс (издательство «Просвещение») | Тема: «Европа и мир накануне и в годы Первой мировой войны» Тема урока План-конспект урока с применением мультимедийного учебника «История России XX век. Ч. 2» в гимназии №25 г. Ставрополя | ||
Федеральное агентство по образованию ставропольский государственный... Оборудование: изображения гербов на листах, кроссворд, выставка литературы, энциклопедия, таблички, учебник по истории Саплина Е.... | Конспект урока по истоии. 6 Класс. Автор: Созинова Галина Александровна... Методы оказания первой помощи лицам, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях | ||
План-конспект урока в 5-м классе Оборудование: расписные полотенца (рушники), таблицы с видами национального орнамента, таблицы с изображением древних знаков-символов... | Тема: «Средства выразительности устной речи» План-конспект урока с применением мультимедийного учебника «История России XX век. Ч. 2» в гимназии №25 г. Ставрополя |