Конспект дистанционного урока. Тема: Кодирование чисел и символов. Класс: 10. Учебный предмет: информатика. Оснащение: компьютеры с выходом в Интернет.
Ученица: Осилова Надежда.
Рекомендации к уроку: данный урок рассчитан на 45 минут, но протяженность урока зависит от состояния ребенка. Я предлагаю делить весь урок на две части: в первой части мы изучаем кодирование символьной информации, а во второй кодирование числовой информации. Между частями уроков нужно сделать перерыв в течение 7-10 минут, так как заболевание Осиловой Надежды не позволяет ей долго сидеть за компьютером.
Цели урока: познакомить с понятием кодирование информациисистемное представление о функционировании ПЭВМ и логической организации информационных процессов; научить кодировать числа и символы;
развивать самостоятельность, логику мышления;
формировать естественнонаучную картину мира и восприятие компьютера как рабочего инструмента, позволяющего решать задачи различного направления;
воспитание бережного отношения к оборудованию компьютера.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование: Методическое пособие «Информатика» И. Угринович. Ход урока:
I. Огрмомент.
Учитель заранее отправляет ученику презентацию по теме «Кодирование информации», практическую работу.
Урок проходит через программу Скайп. II. Актуализация изученного материала.
Учитель задает вопросы, ученик должен на них ответить.
Что такое код?
Что такое кодирование информации?
Что такое декодирование?
III. Сообщение темы и целей урока.
Учитель сообщает тему и цель урока. IV. Изучение нового материала. В традиционных кодировках для кодирования одного символа используется 8 бит. В качестве международного стандарта принята кодовая таблица ASCII (American Standard Code for Information Interchange), кодирующая первую половину символов с числовыми кодами от 0 до 127 (коды от 0 до 32 отведены не символам, а функциональным клавишам).
Рис. 2.3. Международная кодировка ASCII
Национальные стандарты кодировочных таблиц включают международную часть кодовой таблицы без изменений, а во второй половине содержат коды национальных алфавитов, символы псевдографики и некоторые математические знаки. К сожалению, в настоящее время существуют пять различных кодировок кириллицы (КОИ8-Р, Windows. MS-DOS, Macintosh и ISO), что вызывает дополнительные трудности при работе с русскоязычными документами.
Хронологически одним из первых стандартов кодирования русских букв на компьютерах был КОИ8 ("Код обмена информацией, 8-битный"). Эта кодировка применялась еще в 70-ые годы на компьютерах серии ЕС ЭВМ, а с середины 80-х стала использоваться в первых русифицированных версиях операционной системы UNIX.
Рис. 2.4. Кодировка КОИ8-Р
Наиболее распространенной в настоящее время является кодировка Microsoft Windows, обозначаемая сокращением CP1251 ("CP" означает "Code Page", "кодовая страница").
Рис. 2.5. Кодировка CP1251
От начала 90-ых годов, времени господства операционной системы MS DOS, остается кодировка CP866. Компьютеры фирмы Apple, работающие под управлением операционной системы. Mac OS, используют свою собственную кодировку Mac. Кроме того. Международная организация по стандартизации (International Standards Organization, ISO) утвердила в качестве стандарта для русского языка еще одну кодировку под названием ISO 8859-5.
В конце 90-ых годов появился новый международный стандарт Unicode, который отводит под один символ не один байт, а два, и поэтому с его помощью можно закодировать не 256, а 65536 различных символов. Полная спецификация стандарта Unicode включает в себя все существующие, вымершие и искусственно созданные алфавиты мира, а также множество математических, музыкальных, химических и прочих символов.
Пример 2.46. Представьте в форме шестнадцатеричного кода слово «ЭВМ» во всех пяти кодировках. Воспользуйтесь CD-ROM для получения кодировочных таблиц CP866, Mac и ISO и компьютерным калькулятором для перевода чисел из десятичной в шестнадцатеричную систему счисления.
Последовательности десятичных кодов слова «ЭВМ» в различных кодировках составляем на основе кодировочных таблиц:
КОИ8-Р: 252 247 237
CP1251: 221 194 204
CP866: 157 130 140
Mac: 157 130 140
ISO: 205 178 188
Переводим с помощью калькулятора последовательности кодов из десятичной системы в шестнадцатеричную:
КОИ8-Р: FC F7 ED
CP1251: DD C2 CC
CP866: 9D 82 8C
Mac: 9D 82 8C
ISO: CD B2 BC
Для преобразования русскоязычных текстовых документов из одной кодировки в другую используются специальные программы-конверторы. Одной из таких программ является текстовый редактор Hieroglyph, который позволяет осуществлять перевод набранного текста из одной кодировки в другую и даже использовать различные кодировки в одном тексте.
Кодирование числовой информации. Просмотр видео фрагмента, как кодировать числовую информацию. V. Закрепление материала.
Учитель просит выполнить самостоятельную работу, для закрепления изученного материала. Ученик выполняет задания, учитель проверяет.
Задания для самостоятельного выполнения 2.58. Закодируйте с помощью кодировочной таблицы ASCII и представьте в шестнадцатеричной системе счисления следующие тексты:
a)Password; б) Windows; в) Norton Commander.
2.59. Декодируйте с помощью кодировочной таблицы ASCII следующие тексты, заданные шестнадцатеричным кодом:
а) 54 6F 72 6Е 61 64 6F;
б) 49 20 6С 6F 76 65 20 79 6F 75;
в) 32 2А 78 2В 79 3D 30.
VI. Итог урока.
Учитель задает вопросы, ученик на них отвечает.
- Какие кодовые таблицы ты знаешь?
- Как кодируется символьная информация?
- Как кодируется числовая информация? VII.Домашнее задание. Пар 11. Читать. |