Скачать 100.59 Kb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Амурский государственный университет»
ПРОГРАММА вступительного экзамена в аспирантуру по направлению 45.06.01 – ЯЗЫКОЗНАНИЕ И ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ по специальности (профилю) 10.02.04 – ГЕРМАНСКИЕ ЯЗЫКИ Благовещенск, 2014 г. Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 10.02.04 – Германские языки разработана в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования по программам специалитета. Программа обсуждена и переутверждена на заседании кафедры иностранных языков « 07 » марта 2014 г., протокол № 7 . Заведующий кафедрой ________________ Морозова О.Н. Цель подготовки к вступительному экзамену по специальности 10.02.04 – германские языки состоит в приобретении аспирантами и соискателями знаний, касающихся важнейших вопросов теории языка. Целью вступительного экзамена является проверка уровня теоретической подготовки будущего аспиранта (соискателя) по специальности 10.02.04 – германские языки, наличия у него навыков эвристического поиска и научно-исследовательской работы, а также готовности к ее продолжению. В программу включены вопросы теории языка (теоретическая фонетика, лексикология, теоретическая грамматика, стилистика), а также вопросы, связанные с общими тенденциями языковых исследований. Кроме вопросов, выносимых на экзамен, будущий аспирант готовит реферат по одной из актуальных проблем современной германистики, отражающий его научные интересы. Основные положения реферата обсуждаются во время экзамена. I. Фонетика 1. Предмет фонетики как науки о звуковых средствах языка. Фонологический, артикуляторный, акустический и перцептивный аспекты изучения звуковых средств. 2. Сегментные и супрасегментные средства языка. 3. Фонема как минимальная линейная единица звуковой системы языка. Сегментация речевого потока на минимальные языковые единицы. 4. Фонема в свете различных фонологических концепций. 5. Фонема и различительные признаки. Интегральные и дифференциальные признаки. Фонема и аллофон. Аллофонное варьирование. 6. Система фонем и фонемный состав морфемы и словоформы. Живые и исторические чередования. 7. Полный и неполный типы произнесения. Стили произношения и типы произнесения. Фонетические свойства спонтанной речи. 8. Слог. Основные теории слога и слогоделения.. 9. Способы фонетического оформления целостности слова. Пограничные сигналы, словесное ударение, сингармонизм. 10. Лингвистический статус фразовой интонации. Интонация и синтаксис. Функции интонации. Интонационные модели языка. 11. Компоненты интонации, их взаимодействие в потоке речи. 12. Социолингвистические аспекты фонетики. Произносительная норма и варианты. Орфоэпия и орфофония. 13. Письмо как оптическое средство передачи речи. Фонетика и теория письма. Алфавит, графика и орфография. 14. Транскрипция и транслитерация. Фонетическая и фонематическая транскрипция. 15. Основные акустические понятия. Основные акустические свойства звуков речи. Соотношение акустических и артикуляционных характеристик. II. Лексикология 1. Семасиология. Слово как единица языка. Основные проблемы теории слова. Семантическая структура слова и методы ее изучения, типы значения слова. 2. Словообразовательная структура слова. Способы словообразования. 3. Когнитивные аспекты: прототипическая семантика. 4. Синонимия. Критерии синонимичности слов. Проблема классификации синонимов. Гипонимия. Антонимия. 5. Фразеология. Идиоматика. Категории словосочетаний. 6. Паронимия и паронимическая аттракция. 7. Проблемы лексикографии. Типы словарей. 8. Основы терминоведения и учение о терминологии. 9. Основные направления сравнительного исследования лексики в синхроническом плане (типологические, сопоставительные и контрастивные). 10. Корпусные исследования лексики современного языка. III. Грамматика 1. Проблема частей речи. Когнитивные основания классификации знаменательных слов. 2. Синтетизм и аналитизм в грамматической системе языка. 3. Категории рода, падежа. 4. Категории вида, залога, времени, наклонения. 5. Члены предложения и синтаксические связи. Прототипический подход к категории подлежащего. 6. Основные структурные типы предложения. 7. Вторичная предикация и средства её выражения. Роль вторично-предикативных структур в развёртывании текста. 8. Актуальное членение и функциональная перспектива высказывания. 9. Категории текста. 10. Понятие дискурса. Роль языковой личности в дискурсе. 11. Текст и дискурс: типы и прагматические особенности построения. 12. Модели репрезентации знаний в когнитивной лингвистике. 13. Понятие прототипа и современные теории прототипа. IV. Стилистика 1. Функциональная стилистика. Основные понятия стилистики. Понятие функционального стиля, признаки функциональных стилей. 2. Тропы, их типы и классификации. Текстовые функции тропов. 3. Теория метафоры. Функции метафоры. 4. Основные стилистические средства языка. 5. Синтаксис и стилистика. Выразительные средства синтаксиса. Синтаксические стилистические приёмы. 6. Стилистическая стратификация слов. 7. Стилистическая фразеология. Классификация ФЕ в стилистике. Стилистическое использование устойчивых выражений. 8. Методы лингвостилистического анализа. Рекомендуемая основная литература
8. Базылев, В.Н. Общее языкознание: учеб. пособие: рек. Министерством образования РФ. – М : Гардарики, 2007. – 287 с. 9. Бондарко, Л.В. Основы общей фонетики: учеб. пособие: Рек. УМО / Л.В. Бондарко, Л.А. Вербицкая, М.В. Гордина. – 4-е изд., испр. – М. : Академия; СПб. : Изд-во СПбГУ, 2004. – 160 с. 10. Бондарко Л.В. Фонетика современного русского языка: учеб. пособие: Рек. Министерством общего и профессионального образования РФ / Л.В. Бондарко. – СПб. : Изд-во СПбГУ, 1998. – 276 с. 11. Бюлер, К. Теория языка. Репрезентативная функция языка : пер. с нем. / К. Бюлер. – М. : Прогресс, 2000. – 502 с. 12. Введение в языковедение : хрестоматия: учеб. пособие для вузов / Сост. А.В. Блинов, И.И. Богатырева, И.П. Мурат, Г.И. Рапова. – М. : Аспект-Пресс, 2001. – 343 с. 13. Вежбицкая, А. Семантические универсалии и описание / А. Вежбицкая. - М. : Языки славянской культуры, 1999. – 778 с. 14. Вендина, Т.И. Введение в языкознание : учеб. пособие: рек. УМО РФ / Т.И. Вендина. – М. : Высш. шк., 2001, 2002. – 288 с. 15. Виноградов, В.В. История лингвистических учений : учеб. пособие: доп. Мин. обр. РФ / В.В. Виноградов. - М. : Высш. шк., 2005. – 560 с. 16. Ворожбитова, А.А. Теория текста: Антропоцентрическое направление : учеб. пособие: рек. УМО / А.А. Ворожбитова. –М. : Высш. шк., 2005. – 367 с. 17. Гируцкий, А.А. Введение в языкознание : учеб. пособие / А.А. Гируцкий. – Минск : ТетраСистемс, 2005. – 286 с. 18. Глинских, Г.В. Введение в языкознание : учебник / Г.В. Глинских, О.В. Петрова. – Нижний Новгород : Изд-во НГЛУ им. Н.А. Добролюбова, 1999. – 252 с. 19. Гумбольдт В., фон Избранные труды по языкознанию / В. фон Гумбольдт. – М. : Прогресс, 2000. – 399 с. 20. Дискурсивность и художественность : сб. науч. тр. / отв. ред. М.Н. Дарвин. – М. : Изд-во Ипполитова, 2005. – 328 с. 21. Жинкин, Н.И. Язык – речь – творчество (Избранные труды) : исслед. по семиотике, психолингвистике, поэтике / Н.И. Жинкин. – М. : Лабиринт, 1999. – 368 с. 22. Залевская, А.А. Ведение в психолингвистику : учеб.: рек. Мин. обр. РФ / А.А. Залевская. – М. : Изд-во Рос.гос. гуманит. ун-та, 1999. – 384 с. 23. Звегинцев, В.А. Очерки по общему языкознанию / В.А. Звегинцев. –М. : Либроком, 2009. –383 с. 24. Зиндер, Л.Р. Общая фонетика и избранные статьи : учеб. пособие / Л.Р. Зиндер. – 2-е изд. испр. и доп. – М. : Академия, 2007. – 576 с. 25. Зиндер, Л.Р. Теоретический курс фонетики современного немецкого языка : учеб. пособие: рек. Министерством образования РФ / Л.Р. Зиндер. – М. : Академия, 2003. – 158 с.
34. Мухин, А.М. Функциональный синтаксис : моногр. / А.М. Мухин ; Рос. Акад. наук. Ин-т лингв. Исслед. – Спб. : Наука, 1999. – 184 с. 35. Нелюбин, Л.Л. Лингвостилистика современного английского языка : учеб. пособие / Л.Л. Нелюбин. – М. : Флинта : Наука, 2007. – 128 с. 36. Никитин, М.В. Курс лингвистической семантики : учеб. пособие к курсам языкознания, лексикологии, теор. грамматики: рек. УМО пед. вузов / М.В. Никитин. – СПб. : Науч. центр проблем диалога, 1996. – 760 с. 37. Прохоров, Ю.В. Действительность. Текст. Дискурс : [учеб. пособие] / Ю.Е. Прохоров. - М. : Флинта : Наука, 2004. – 224 с. 38. Реализация фонетических единиц в информационной структуре высказывания : [моногр.] / С.В. Андросова [и др.] ; АмГУ, ФФ. – Благовещенск : Изд-во Амур. гос. ун-та, 2006. – 272 с. 39. Рождественский, Ю.В. Введение в языкознание : учеб. пособие: рек. Мин. обр. РФ / Ю.В. Рождественский, А.В. Блинов. – М. : Академия, 2005. – 333 с. 40. Сепир, Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии / Э. Сепир. – М. : Прогресс, 1993. – 654 с.
46. Тюпа, В.И. Анализ художественного текста : учеб. пособие: рек. УМО / В.И. Тюпа. – 3-е изд., стер. – М. : Академия, 2009. – 333 с. 47. Фразеология в контексте культуры / Отв. ред. В.Н. Телия. – М. : Языки русской культуры, 1999. – 336 с. 48. Фундаментальные направления современной американской лингвистики : сборник обзоров. – М. : Изд-во МГУ, 1997. – 455 с. 49. Хлебникова, И.Б. Введение в германскую филологию и историю английского языка (фонология, морфология) : учеб. пособие / И.Б. Хлебникова. – М. : Высш. шк., 1996. – 156 с. 50. Хроленко, А.Т. Теория языка : учеб. пособие: рек. Мин. обр. РФ / А.Т. Хроленко, В.Д. Бондалетов. – М. : Флинта : Наука, 2006. – 527 с. 51. Черемисина, М.И. Язык как явление действительности и объект лингвистики: учеб. пособие по курсу «Общее языкознание» / М.И. Черемисина. – Новосибирск, 1998. – 128 с. 52. Широкова, А.В. Сопоставительная типология разноструктурных языков : учеб. пособие / А.В. Широкова. – М. : Добросвет : Книжный дом Уиверситет, 2006. – 199 с. 53. Шулежкова, С.Г. История лингвистических учений : учеб. пособие: рек. Мин. обр. РФ / С.Г. Шулежкова. – М. : Флинта : Наука, 2007. – 406 с. 54. Языки мира: Германские языки. Кельтские языки / Рос. Акад. Наук. Ин-т языкознания ; осн. изд. В.Н. Ярцева. – М. : Academia, 2000. – 472 с. 55. Языкознание : большой энциклопед. словарь. – 2-е изд. – М. : Большая Рос. Энцикл., 1998. – 687 с.
61. Scollon, R. Intercultural Communication: A Discource Approach : учеб пособие / R. Scollon, S. Wong Scollon : Foreign Language Teaching and Research Press : Blackwell Publishing Ltd., 2007. – 276 p. 62. Yule, G. Pragmatics : учеб. пособие / G. Yule. – Shanghai : Shanghai Foreign Language Education Press, 2000. – 138 p. Периодические издания Вестник Московского университета. Сер. 19, Лингвистика и межкультурная коммуникация Вестник Московского университета. Сер. 9, Филология Вопросы языкознания (периодическое издание) Вопросы когнитивной лингвистики (периодическое издание) Филологические науки (периодическое издание) |
«Иностранный язык» Рабочая учебная программа обсуждена на заседании кафедры иностранных языков Ургпу | Учебно-методический комплекс дисциплины «Теория и методика обучения языкам» Программа обсуждена и утверждена на заседании кафедры теории и методики обучения иностранным языкам Института иностранных языков... | ||
Программа обсуждена и переутверждена на заседании кафедры русского языка «12» Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 10. 02. 01 – Русский язык разработана в соответствии с федеральными... | Программа обсуждена и переутверждена на заседании кафедры русского языка «5» Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 07. 00. 02 – Отечественная история разработана в соответствии с... | ||
Программа итоговой аттестации по специальности 031201 «Теория и методика... Воробьева Е. И., кандидат педагогических наук, доцент, кафедры современных языков и методики преподавания иностранных языков пгу... | Кафедра иностранных языков Профессионально-ориентированное обучение... Утверждено на заседании Совета Института иностранных языков (Протокол №11 от 24. 05. 12) | ||
Кафедра иностранных языков Профессионально-ориентированное обучение... Утверждено на заседании Совета Института иностранных языков (Протокол №11 от 24. 05. 12) | Кафедра иностранных языков Профессионально-ориентированное обучение... Утверждено на заседании Совета Института иностранных языков (Протокол №4 от 01. 12. 11) | ||
Программа обсуждена и переутверждена на заседании кафедры теории... Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 12. 00. 01 – Теория и история права и государства; история учение... | Ростовский государственный строительный университет Рассмотрена на заседании кафедры «Иностранных языков», протокол №6 от 11. 01. 2011г | ||
Кафедра иностранных языков Белинская Г. П. – канд филол наук, доцент, Лесникова Н. А., доцент, Муха И. П. ст преподаватель кафедры иностранных языков фгбоу... | «Наука логики» была переведена на ряд западноевропейских языков: итальянский { Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры философии и гуманитарных дисциплин 2012 года. Протокол № | ||
Программа по теории и методике обучения иностранным языкам (ИЯ) предназначена... Учебно-методический комплекс дисциплины обсужден и утвержден на заседании кафедры западноевропейских языков и переводоведения от... | Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Английский язык»... Учебно-методический комплекс дисциплины обсужден и утвержден на заседании кафедры Западноевропейских языков и переводоведения от... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины Составитель И. А. Юмашева Оренбург... Обсуждена на заседании кафедры «Теории управления и маркетинга» от 29 августа 2014 г., протокол №1 | Рабочая программа учебной дисциплины Составитель А. Г. Алятина Оренбург... Обсуждена на заседании кафедры «Управления персоналом, туризма и сервиса» от г., протокол № … |