МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТМЕНЕДЖМЕНТА»
Специальность 080507.65 «Менеджмент организации»,
ФИЛОСОФИЯ
Рабочая программа учебной дисциплины Составитель А.Г. Алятина
Оренбург
2010
УДК
ББК Ф Обсуждена на заседании кафедры «Управления персоналом, туризма и сервиса» от ….….. 2010 г., протокол № … Рекомендована учебно-методическойкомиссией от __ _________ 2010 г., протокол № _. Утвержденаучебно-методическим советом от __ _________ 2010 г., протокол №_. Составитель: А.Г.Алятина
Ф Философия: рабочая программа учебной дисциплины /
А.Г. Алятина – Оренбург: ОГИМ, 2010. –60 с.
Рабочая программа учебной дисциплины «Философия» определяет ее содержание, объем, порядок изучения и преподавания студентам очной и заочной форм обучения специальности «Менеджмент организации», Программа составлена в соответствии с ГОС ВПО специальности 080507.65 «Менеджмент организации»и Положением [временное] «Рабочая программа учебной дисциплины. Общие требования к содержанию, построению, изложению и оформлению», принятым в институте.
Рабочая программа учебной дисциплины «Философия» адресована студентам очной и заочной форм, обучающимся в институте по специальности «Менеджмент организации».
© Алятина А.Г. 2010
© Оренбургский государственный
институт менеджмента, 2010 г.
Содержание
|
| Организационно-методические указания
|
| 1.1 Цели и задачи изучения дисциплины
|
| 1.2 Краткая характеристика дисциплины и ее место в учебном процессе
|
| Объем дисциплины и виды учебной работы
|
| 2.1 Очная и заочная формы обучения
|
| Содержание дисциплины
|
| 3.1 Выписка из государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по дисциплине
|
| 3.2 Наименование тем, их содержание
|
| 3.3 Тематический план изучения дисциплины
|
| 3.4 Самостоятельная работа
|
| 3.4.1 Темы рефератов
|
| 3.4.2 Материалы курса, выносимые студентам очной формы обучения для самостоятельного изучения
|
| 3.4.3 Примерный перечень вопросов к экзамену по всему курсу
|
| Учебно-методическое обеспечение дисциплины
|
| 4.1 Основная литература
|
| 4.2 Дополнительная литература
|
| 4.3 Тесты контроля качества усвоения материала (примерный вариант)
|
| 4.4 Наименование тем для изучения и конспектирования первоисточников
|
| 4.5 Методические рек5омендации по использованию информационных технологий
|
| Требования к уровню освоения программы дисциплины и формы контроля
|
| 5.1 Система и форма контроля
|
| 5.2 Критерии оценки качества знаний студентов
|
| Положение А Методические рекомендации студентам по изучению дисциплины
|
| Приложение Б Планы семинарских занятий
|
| Приложение Б Методические рекомендации по конспектированию первоисточников
|
|
1 ОРГАНИЗАЦИОННО – МЕТОДИЧЕСКИЕ
УКАЗАНИЯ
1 Цель и задачи изучения дисциплины
Цель:дать студентам систему философских знаний, научить их ориентироваться в истории философии, прослеживать в многообразии и постоянном обновлении взглядов философов единство, воспроизведение, дальнейшую проработку «вечных» тем.
Задачи:
1. Иметь представление о своеобразии философии, ее месте в культуре, научных, философских и религиозных картинах мироздания, сущности, назначении и смысле жизни человека;
2.Иметь представление о многообразии форм человеческого знания, соотношении истины и заблуждения, знания и веры, рационального и иррационального в человеческой жизнедеятельности, особенностях функционирования знания в современном обществе, духовных ценностях, их значении в творчестве и повседневной жизни;
3. Пониматьсмысл взаимоотношения духовного и телесного, биологического и социального начал в человеке, отношения человека к природе и современных противоречий существования человека в ней;
4. Понимать роль науки в развитии цивилизации, во взаимодействии науки и техники, иметь представление о связанных с ними современных социальных и этических проблемах, понимать ценность научной рациональности и ее исторических типов, знать структуру, формы и методы научного познания, их эволюцию.
5. знать условия формирования личности, ее свободы, ответственности за сохранение жизни, природы, культуры; понимать роль и ненасилия в истории и человеческом поведении, нравственных обязанностей человека по отношению к другим и самому себе;
Таким образом, в ходе изучения курса «Философия» дипломированный специалист должен иметь представление:
о структуре философии как науки;
о месте философии среди других наук о человеке;
об основных этапах истории становления философии как науки;
знать:
понятие, предмет, особенности, методологическую основу философской науки;
уметь:
творчески использовать теоретические знания по курсу в процессе последующего обучения;
применять знания для научного подхода в своей профессиональной деятельности;
самостоятельно работать с научной литературой;
осуществлятьпознавательно-исследовательскую деятельность;
аналитически воспринимать информацию, систематизировать и обобщать ее;
владеть:
навыками самостоятельного овладения новыми знаниями, используя современные образовательные технологии;
навыками взаимодействия с другими людьми, общения в коллективе.
1.2Краткая характеристика дисциплины, ее место
в учебном процессе В соответствии с ГОС ВПО (раздел 1.3 «Квалификационная характеристика выпускника, область и объекты профессиональной деятельности менеджера») выпускник специальности 080507.65 «Менеджмент организации», должен быть подготовлен к профессиональной деятельности, которая обеспечивала бы эффективное управление организацией, организацию систем управления, решение вопросов по совершенствованию управления в соответствии с тенденциями социально-экономического развития, а также к работе на научно-производственных объединениях, в научных, конструкторских и проектных организациях, в органах государственного управления и социальной инфраструктуры народного хозяйства.В учебном плане изучение курса «Философия» предусмотрено федеральным компонентом в цикле дисциплин «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины» и преподается на втором курсе.Курс философии предполагает предварительное знакомство студентов с материалом курса истории, культурологи, психологии и педагогики.
«Изучение философии составляет фундамент общекультурной и общетеоретической гуманитарной подготовки специалиста любого профиля».(Государственный комитет РФ по высшему образованию, из разъяснительной записки к Государственным стандартам).
Философия является одной из наидревнейших форм человеческого знания. Изучение философии – это апробированная многовековым опытом человечества лучшая школа разумного мышления, которая позволяет свободно оперировать понятиями, выдвигать, обосновывать и подвергать критике те или иные суждения, отделять существенное от несущественного, раскрывать взаимосвязи всех явлений действительности. Философия является системообразующим знанием, так как придает знанию целостный и общеобязательный характер.
В рабочей программе курса воссоздается картина возникновения, развития, современного состояния философии. Особое внимание уделяется основным философским учениям, творчеству выдающихся мыслителей, чьи идеи играли ключевую роль в истории культуры, в создании новых «образцов» миропонимания. Важное место отводится также изучению сути и смысла проблем занимавших этих мыслителей, их современному пониманию. Таким образом, история философии представлена не только в собственных именах, датах, событиях, названиях трактатов, но и как панорама философской мысли: уяснение природы, человека, познания, социальной жизни, политики, права, морали, религии, искусства, науки и техники.
Курс философии состоит из двух частей: исторической и теоретической. В ходе освоения историко-философского раздела студенты знакомятся с процессом смены типов познания в истории человечества, обусловленных спецификой цивилизации и культуры отдельных регионов, стран и исторических эпох, его закономерностями и перспективами. Теоретический раздел курса включает в себя основные проблемы бытия и познания, рассматриваемые как в рефлексивном, так и в ценностном планах.
Освоение курса философии должно содействовать:
- выработке навыков непредвзятой, многомерной оценки философских и научных течений, направлений и школ;
- формированию способностей выявления экологического, космопланетарного аспекта изучаемых вопросов;
- развитию умения логично формулировать, излагать и аргументировано отстаивать собственное видение рассматриваемых проблем;
- овладению приемами ведения дискуссии, полемики, диалога.
Изучение дисциплины «Философия» является базовой подготовкой для дальнейшего изучения дисциплин управленческого блока цикла общепрофессиональных дисциплин, специальных дисциплин и факультативов.
Данная рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ГОС ВПО специальности 080507.65 (061100) «Менеджмент организации»и Положением [временное] «Рабочая программа учебной дисциплины. Общие требования к содержанию, построению, изложению и оформлению», принятым в институте.
Рабочей программой дисциплины предусмотрено чтение лекций, проведение семинарских занятий, организация самостоятельной работы студентов.
Теоретический материал курса философии обобщен и сконцентрирован вокруг проблем, имеющих важное значение для современного специалиста, который понимает, конструирует и управляет деловой коммуникацией. В этой связи на занятиях используются современные обучающие технологии, которые раскрывают личностный потенциал студентов, развивают их творческие способности, формируют качества, необходимые для преодоления трудностей в овладении профессиональными знаниями. Общеизвестно, что профессиональный успех зависит от способности специалиста постоянно учиться. С этой целью в курсе уделяется большое внимание мотивации учения, умениям и навыкам самостоятельного овладения разнообразной информацией.
Дисциплина «Философия» рассчитана на 136 часов (все формы обучения) и носит интегрированный характер, 3 семестр. Итоговый контроль осуществляется в конце третьего семестра в форме экзамена.
2ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ 2.1 Очная и заочная формы обучения
Вид
Занятий
| Количество часов в семестре
| Всего часов
| 1
| 2
| очн.
| заочн.
| очн.
| заочн.
| Лекции (Л)
| 34
| 8
| 34
| 8
| Семинарские занятия
| 34
| 6
| 34
| 6
| Самостоятельная работа, в т. ч.
| 64
| 116
| 64
| 116
| Подготовка к семинарским занятиям
| 20
| 35
| 20
| 35
| Изучение тем дисциплины, выносимых для самостоятельного изучения
| 15
| 35
| 15
| 35
| Выполнение контрольных работ
| -
| 30
| -
| 30
| Конспектирование первоисточников
| 25
| 8
| 25
| 8
| Подготовка рефератов
| 4
| 8
| 4
| 8
| Вид итогового контроля
| Экзамен (36)
| Экз.
| Экз. (36)
| Экз.
| Итого часов:
| 172*
| 130*
| 172
| 136
| *В том числе 4 часа КСР
*В том числе 6 часов КСР
2.2 Заочная форма обучения, осуществляемая в сокращенные сроки
Вид занятий
| Количество часов в семестре
| Всего часов
| У
| 1
| Лекции (Л)
| 8
| -
| 8
| Семинарские занятия
| 6
| -
| 6
| Самостоятельная работа, в т. ч.
| 6
| 110
| 116
| Подготовка к семинарским занятиям
| 6
| 50
| 56
| Изучение тем дисциплины, выносимых для самостоятельного изучения
|
| 50
| 50
| Выполнение контрольных работ
|
| 10
| 10
| Вид итогового контроля
| -
| экз.
| экзамен
| Итого часов
| 20
| 116
| 136*
| *В том числе 6 часов КСР
3 СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1 Выписка из государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по дисциплине ГСЭ. Ф.01. Философия
Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Становление философии. Основные направления, школы и этапы ее исторического развития. Структура философского знания.
Учение о бытии. Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия. Понятия материального и идеального.
Пространство, время. Движение и развитие, диалектика. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статистические закономерности.
Научные, философские и религиозные картины мира.
Человек, общество, культура. Человек и природа. Общество и его структура. Гражданское общество и государство. Человек в системе социальных связей. Человек и исторический процесс; личность и массы, свобода и необходимость. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития.
Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие. Свобода и ответственность. Мораль, справедливость, право. Нравственные ценности. Представления о совершенном человеке в различных культурах. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Религиозные ценности и свобода совести.
Сознание и познание. Сознание, самосознание и личность. Познание, творчество, практика. Вера и знание. Понимание и объяснение. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности.
Проблема истины. Действительность, мышление, логика и язык. Научное и вненаучное знание. Критерии научности. Структура научного познания, его методы и формы. Рост научного знания. Научные революции и смены типов рациональности. Наука и техника.
Будущее человечества. Глобальные проблемы современности. Взаимодействие цивилизации и сценарии будущего.
3.2 Наименование тем, их содержание
|