Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА
И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
-
Оренбургский филиал РАНХиГС
|
|
| УТВЕРЖДАЮ Директор _______________
_________________________
_________________________
«___»__________20___г.
| Направление подготовки: 081100.62 – «Государственное и муниципальное управление»
Кафедра: «Теории и практики управления»
Рабочая программа УЧЕБНой дисциплины
Налоги и налогообложение
(наименование дисциплины)
Квалификация (степень) выпускника: Бакалавр
Форма обучения: заочная Оренбург
2011 г.
Автор-составитель: ст. преподаватель Т.В. Беленкова.
Программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры Теории и практики управления Оренбургского филиала РАНХиГС «20» октября 2011 г., протокол № 3.
Рецензент: ФИО, ученое звание__________________________________________________
кафедра ____________________________________________________________ Согласовано: ФИО, ученое звание__________________________________________________
кафедра ____________________________________________________________
Заведующий кафедрой ТПУ,
к.полит.н. В.В. Наточий
© Беленкова Т.В., 2011
© ОФ РАНХ и ГС, 2011 АННОТАЦИЯ
к рабочей программе учебной
дисциплины
«Налоги и налогообложение» 1. Цели и задачи освоения дисциплины Цель освоения дисциплины: освоение теоретической основы познания сущности налогов, их экономической необходимости, основных видов налогов, налоговой системы в целом и ее роли в экономическом развитии общества. Задачи освоения дисциплины:
- раскрыть экономическую сущность налогов, принципы и методы налогообложения;
- охарактеризовать элементы налоговой системы РФ;
- изучить современную налоговую систему РФ, налоговую политику государства;
- рассмотреть порядок исчисления и уплаты федеральных, региональных и местных налогов;
- раскрыть формы проведения налогового контроля и виды налоговых правонарушений. 2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО Дисциплина относится к дисциплинам вариативной части учебного цикла – Б.3 Профессиональный цикл – Б.3.В.ОД.3. 3. Требования к результатам освоения содержания дисциплины Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО и ООП ВПО по направлению подготовки «Государственное и муниципальное управление»:
Компетенция
| Структурные элементы компетенции (знания, умения, навыки и опыт деятельности, получаемые в результате освоения дисциплины)
| Способность свободно ориентироваться в правовой системе России (ПК-9)
| 1. Знание основных нормативных правовых, регулирующих процедуру налогообложения в Российской Федерации
| 2. Умение применять нормативные правовые акты в сфере налогообложения в практической деятельности
| 3. Владение способностью свободно ориентироваться в правовой системе России
| Умение правильно применять нормы права (ПК-10)
| 1. Знание правил и способов применения норм права в области налогообложения, принципов распределения полномочий в области налогообложения между федеральными, региональными и муниципальными органами управления
| 2. Умение правильно использовать нормативно-правовые акты, действующие в области налогообложения
| 3. Владение научно обоснованными приемами применения норм в сфере налогообложения
|
4. Общая трудоемкость дисциплины Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единицы (144 часов). 5. Образовательные технологии В ходе освоения дисциплины при проведении аудиторных занятий используются следующие образовательные технологии: лекции (вводная, обучающая, обобщающая, проблемная, лекция-консультация, лекция-беседа), кейс-технологии, дидактический диктант, работа в парах, взаимоконтроль, интерактивные технологии.
При организации самостоятельной работы используются следующие образовательные технологии: конспектирования, реферирования, презентации, критического мышления при подготовке к занятиям, составление терминологического словаря, проектная технология. 6. Контроль успеваемости По данной дисциплине предусмотрена форма отчетности: экзамен.
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО третьего поколения с учетом рекомендаций и Примерной ООП ВПО по направлению подготовки 081100.62 «Государственное и муниципальное управление». Автор(ы) рабочей программы учебной дисциплины: старший преподаватель Т.В. Беленкова.
Рецензент(ы) ___________________________________________________
СОДЕРЖАНИЕ
| С.
| 1 Цели и задачи дисциплины…………………………………………..
| 5
| 2 Учебная программа……………………………………………………
| 7
| 2.1 Содержание и структура дисциплины………………………….
| 7
| 2.1.1 Содержание разделов дисциплины…………………………..
| 7
| 2.1.2 Структура дисциплины………………………………………..
| 9
| 2.1.3 Лекции……………………………………………………………..
| 9
| 2.1.4 Практические занятия (семинары)………………………….
| 9
| 2.1.5 Курсовые работы (курсовые проекты)……………………..
| 10
| 2.1.6 Самостоятельное изучение разделов дисциплины………..
| 10
| 3 Образовательные технологии……………………………………….
| 15
| 3.1 Образовательные технологии, используемые при реализации различных видов учебной работы………………………………………
|
15
| 3.2 Интерактивные образовательные технологии, используемые в аудиторных занятиях…………………………………………………..
|
16
| 4 Оценочные средства текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации и реализуемых в дисциплине компетенций………………………………………………………………
|
17
| 4.1 Оценочные средства текущего контроля успеваемости……….
| 17
| 4.2 Оценочные средства промежуточной аттестации и реализуемых в дисциплине компетенций бакалавров………………….
|
17
| 4.3 Критерии оценки формируемых в дисциплине компетенций…
| 19
| 5 Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины……………………………………………………………….
|
20
| 5.1 Основная литература……………………………………………..
| 20
| 5.2 Дополнительная литература……………………………………..
| 20
| 5.3 Интернет-ресурсы…………………………………………………
| 21
| 6 Материально-техническое обеспечение дисциплины…………….
| 21
| Лист регистрации изменений и дополнений к рабочей программе учебной дисциплины……………………………………………………
|
22
|
1 Цели и задачи дисциплины Основные принципы построения содержания дисциплины
Дисциплина «Налоги и налогообложение» занимает достаточно значимое место в структуре образования и подготовки будущих государственных и муниципальных служащих. Ее предметом являются теоретические основы налогообложения, порядок исчисления и взимания налогов, основные виды налогов, объекты налогообложения, а также порядок и сроки взимания налогов.
Дисциплина «Налоги и налогообложение» является основой для изучения дисциплин вариативной части профессионального цикла («Государственные и муниципальные финансы», «Антикризисное управление» «Экономика государственного и муниципального сектора», «Управление государственной и муниципальной собственностью»).
Отбор содержания учебного материала и его организация обусловлены принципами развития высшего профессионального образования и задачами обучения бакалавра:
личностной ориентации образования (принцип предполагает выявление возможностей содержания для самовоспитания и самообразования);
гуманитаризации (принцип определяет тенденции интеграции знаний в сфере человекознания и обосновании ценностных основ теоретических построений, диалогичность учебного материала, ориентацию студентов на сопоставление различных точек зрения, позиций, концепций);
фундаментализации (принцип определяет концентрацию учебного материала вокруг «ядра» научной дисциплины как основы решения профессиональных задач и «задачное построение» содержания, предполагающего активизацию исследовательской деятельности);
практико-ориентированности (технологичности) (принцип направлен на реализацию методологической взаимосвязи науки и практики);
принципа дополнительности (принцип характеризует взаимодействие различных форм знания: обыденного, научного, вненаучного (литература, искусство);
вариативности (принцип ориентирует на максимальный учет индивидуальных особенностей профессионального становления и профессионально-личностной рефлексии, потребностей рынка труда);
историзма, который предполагает научную объективность в освещении исследуемых процессов; рассмотрение изучаемых явлений и фактов в контексте конкретно-исторического времени; сочетания ретроспективы с перспективой, что обусловливает определенную актуализацию прогностической функции и ориентацию на современные проблемы.
Цель учебной дисциплины «Налоги и налогообложение» - сформировать у бакалавров целостных представлений о теоретической основе познания сущности налогов, их экономической необходимости, основных видах налогов, налоговой системе в целом и ее роли в экономическом развитии общества.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
иметь представление:
- о социально-экономической сущности налогов и налогообложения и их роли в общественной жизни;
- об основных этапах становления и развития налоговой системы Российской Федерации;
- об основных принципах управления налоговой системы в современной России;
знать:
важнейшие нормативно-правовые акты, регулирующие процедуры налогообложения в Российской Федерации;
основные элементы налоговой системы современной России;
структуру налоговой системы Российской Федерации;
предмет и научные методы изучения налогов и налогообложения;
уметь:
- ставить цели и формулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций;
- использовать разные формы познания, а также быть готовыми к реализации инновационных технологий для повышения собственного общекультурного уровня;
- выявлять причинно-следственные связи при анализе процессов, происходящих в налоговой системе современной России;
- выделять проблемы реформирования налоговой системы Российской Федерации на современном этапе;
владеть:
навыками целостного подхода к анализу проблем, существующих в сфере налогообложения;
навыками извлечения необходимой информации по проблемам реформирования налоговой системы Российской Федерации;
- методами изучения налоговой системы;
иметь опыт:
- выделения исторических этапов развития налоговой системы Российской Федерации;
- анализа текущего состояния налоговой системы современной России.
Дополнительные задачи:
- иметь представление об основных направлениях реформирования налоговой системы в Оренбургской области;
- знать особенности реализации налоговой реформы в Оренбургской области;
- уметь соотносить региональный опыт реформирования налоговой системы с общероссийской практикой реформ в этой сфере. Изучение данной дисциплины способствует развитию у студентов следующих компетенций: ПК-9,10.
2 Учебная программа
2.1 Содержание и структура дисциплины
2.1.1 Содержание разделов дисциплины
№ раздела
| Наименование раздела
| Содержание раздела
| Форма текущего контроля
| 1
| 2
| 3
| 4
| 1
| Экономическая сущность налогов и основы налогообложения
| Экономическое содержание, функции и классификация налогов
Экономическая природа налогов и сборов, их объективная необходимость. Понятие налога и сбора. Функции налогов, их взаимосвязь. Классификация налогов по видам и признакам Принципы и элементы налогообложения
Принципы налогообложения. А. Смит – основоположник принципов налогообложения. Элементы налогообложения, их характеристика: субъект и объект налога, единица обложения, налоговая база, налоговая ставка, налоговый период, налоговые льготы
| Индивидуальное домашнее задание (ДЗ)
| 2
| Налоговая система РФ и налоговая политика государства
| Налоговая система РФ
Понятие и характеристика налоговой системы, ее составные элементы. Принципы построения налоговой системы. Трехуровневая система налогов и сборов РФ. Федеральные налоги и сборы. Региональные налоги и сборы. Местные налоги и сборы Налоговая политика государства
Налоговая политика государства, ее цели и задачи. Методы налоговой политики. Субъекты и инструменты налоговой политики
| Реферат (Р)
| 3
| Основные виды налогов в РФ и методика расчета
| Основные федеральные налоги, их виды и методика расчета
Экономическая сущность налога на добавленную стоимость, его роль в налоговой системе. Налогоплательщики и объект налогообложения. Определение налоговой базы. Операции, не подлежащие обложению НДС. Налоговые ставки. Налоговый период. Налоговые вычеты и порядок их применения. Порядок исчисления и уплаты налога. Роль и значение акцизов в формировании доходной части бюджета. Подакцизный товар. Плательщики и объекты налогообложения. Налоговая база и налоговая ставка. Порядок исчисления и уплаты налога. Налог на прибыль организаций, его роль в налоговой системе. Плательщики и объекты налогообложения. Классификация доходов и расходов. Налоговая база. Налоговые ставки. Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы. Порядок исчисления и уплаты налога. Страховые взносы во внебюджетные фонды: назначение, плательщики, объект обложения, база, ставки. Налоговые льготы. Суммы, не подлежащие налогообложению. Порядок исчисления и уплаты страховых взносов. Налог на доходы физических лиц: плательщики, объект налогообложения, налоговая база, налоговые вычеты, налоговые ставки, налоговый период. Доходы, не подлежащие налогообложению. Порядок исчисления и уплаты налога. Иные федеральные налоги Региональные налоги и методика их расчета
Значение налога на имущество организаций, его место и роль в налоговой системе. Налогоплательщики, объект налогообложения, налоговая база, налоговый и отчетный период, налоговая ставка. Льготы по налогу. Порядок исчисления и уплаты налога. Транспортный налог: налогоплательщики, объект налогообложения, налоговая база, налоговые ставки, налоговый и отчетный период. Порядок исчисления и уплаты налога и авансовых платежей. Экономическая сущность и роль налога на игорный бизнес. Основные понятия, используемые при определении налога. Налогоплательщики и объекты обложения налогом. Налоговый период. Налоговая база и налоговые ставки. Порядок исчисления и уплаты налога. Местные налоги и сборы, их роль в местном самоуправлении
Роль и значение земельного налога в налоговой системе. Налогоплательщики. Объект налогообложения. Налоговая база, порядок ее определения. Ставки налога. Льготы земельного налога. Порядок исчисления и сроки уплаты налога. Экономическое содержание налога на имущество физических лиц. Плательщики, объекты обложения и ставки по налогу. Налоговые льготы. Порядок исчисления и уплаты налога. Требование об уплате налога.
| Тестирование (Т)
|
2.1.2 Структура дисциплины Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единицы (144 часа). Распределение трудоемкости дисциплины по видам работ по семестрам Учебная дисциплина «Налоги и налогообложение» изучается в 8 семестре.
Вид учебной работы
| Трудоемкость
| Зач.ед.
| час.
| семестр
| Общая трудоемкость по учебному плану
| 4
| 144
| 8
| Аудиторные занятия
| 0,44
| 16
| 8
| Лекции (Л)
| 0,22
| 8
| 8
| Семинары (С)
| 0,22
| 8
| 8
| Самостоятельная работа (СР)
| 3,31
| 119
| 8
| Подготовка к семинарским занятиям
| 0,82
| 29
| 8
| Реферат (Р)
| 0,83
| 30
| 8
| Индивидуальное домашнее задание (ДЗ)
| 0,83
| 30
| 8
| Подготовка к тестированию (Т)
| 0,83
| 30
| 8
| Подготовка к экзамену
| 0,25
| 9
| 8
| Вид контроля:
| экзамен
|
2.1.3 Лекции
№
Раздела
| Наименование
темы
| Кол-во часов
| 1.
| Экономическое содержание, функции и классификация налогов
| 2
| 2.
| Налоговая система РФ
| 2
| 3.
| Основные федеральные налоги, их виды и методика расчета
| 2
| 3.
| Региональные налоги и методика их расчета
| 2
|
2.1.4 Практические занятия (семинары)
№
Раздела
| Наименование
темы
| Кол-во часов
| 1.
| Принципы и элементы налогообложения
| 2
| 2.
| Налоговая политика государства
| 2
| 3
| Основные федеральные налоги, их виды и методика расчета. Региональные налоги и методика их расчета
| 2
| 3.
| Местные налоги и сборы, их роль в местном самоуправлении
| 2
|
2.1.5 Курсовые работы (курсовые проекты) Курсовые работы (курсовые проекты) не предусмотрены. 2.1.6 Самостоятельное изучение разделов дисциплины Подготовка к семинарским занятиям
Прежде всего, студентам необходимо обратиться к своим конспектам лекции и соответствующему разделу учебника или учебного пособия. После этого можно приступить к изучению руководящей и другой специальной литературы, нормативного материала. Изучение всех источников должно идти под углом зрения поиска ответов на вынесенные на семинар вопросы: нужно законспектировать первоисточники, выписать в словарик и выучить термины.
Завершающий этап подготовки к семинару состоит в составлении развернутых планов выступления по каждому вопросу семинара (конкретного задания). Студенты должны быть готовы к докладу по каждому вопросу плана семинара (8-10 минут) и к участию в обсуждении и дополнении докладов (3-5 минут).
К каждому семинарскому занятию в учебной группе необходимо подготовить научное сообщение или доклад по тематике, представленной в плане семинара. Докладчику необходимо заблаговременно согласовать с преподавателем план своего выступления и получить необходимые рекомендации по разработке научного сообщения или доклада. Темы семинарских занятий
|