Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА
И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
-
Оренбургский филиал РАНХиГС
|
|
| УТВЕРЖДАЮ Директор _______________
_________________________
_________________________
«___»__________20___г.
| Направление подготовки: 081100.62 – «Государственное и муниципальное управление»
Кафедра: «Теории и практики управления»
Рабочая программа УЧЕБНой дисциплины
Государственная кадровая политика
(наименование дисциплины)
Квалификация (степень) выпускника: Бакалавр
Форма обучения: заочная
Оренбург
2011 г.
Автор-составитель: преподаватель Звонова И.Ю.
Программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры Теории и практики управления Оренбургского филиала РАНХиГС «20» октября 2011 г., протокол № 3.
Рецензент: ФИО, ученое звание__________________________________________________
кафедра ____________________________________________________________ Согласовано: ФИО, ученое звание__________________________________________________
кафедра ____________________________________________________________
Заведующий кафедрой ТПУ,
к.полит.н. В.В. Наточий
© Звонова И.Ю., 2011
© ОФ РАНХ и ГС, 2011
АННОТАЦИЯ
к рабочей программе учебной
дисциплины
«Государственная кадровая политика» 1. Цели и задачи освоения дисциплины Цели освоения дисциплины: сформировать у студентов целостное представление о сущности, роли и функциях государственной кадровой политики в Российской Федерации в современных условиях, рассмотреть специфику социально-трудовых отношений в органах государственной власти и местного самоуправления, обозначить формы участия в современных социально-экономических и политических процессах в контексте кадровых перемещений. Задачи освоения дисциплины:
- формирование профессиональных навыков в области продуктивного формирования, прогнозирования и оптимального использования кадровой политики, повышения эффективности деятельности органов управления в современных условиях;
- выработка знаний и умений использования на практике методов регулирования социально-трудовых отношений в органах государственной власти и местного самоуправления;
- формирование у студентов четкого представления о сути, роли и особенностях кадровой политики в органах государственной власти и местного самоуправления;
- усвоение опыта применения наиболее действенных способов повышения эффективности трудовой деятельности в органах государственной власти и местного самоуправления;
- изучение практических методов разрешения проблем организации и оптимизации кадровой политики в органах государственной власти и местного самоуправления. 2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО Дисциплина относится к дисциплинам по выбору учебного цикла – Б.3 Профессиональный цикл – Б3.В.ДВ.2. 3. Требования к результатам освоения содержания дисциплины Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО и ООП ВПО по направлению подготовки «Государственное и муниципальное управление»: ОК-2, ПК-8,11, 38.
Компетенция
| Структурные элементы компетенции (знания, умения, навыки и опыт деятельности, получаемые в результате освоения дисциплины)
| Знание требований профессиональной этики и готовность поступать в соответствии с этими требованиями; обладание нетерпимостью к отступлениям от правил этического поведения, в том числе в отношении других лиц; обладание гражданской ответственностью и требовательностью к соблюдению правил этического поведения (ОК-2)
| Знание требований профессиональной этики и готовность поступать в соответствии с этими требованиями
| Умение определять основные этические требования к профессиональной служебной деятельности в органах государственной власти и местного самоуправления
| Владение гражданской ответственностью и требовательностью к соблюдению правил этического поведения
| Способность применять имеющиеся технологии и методы кадровой работы (ПК-8)
| Знание современных технологий кадровой работы на государственной и муниципальной службе
| Умение применять современные методы кадровой работы на практике
| Владение новейшими методиками управления кадрами в сфере государственного и муниципального управления
| Способность эффективно участвовать в групповой работе на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды (ПК-11)
| Знание основных процессов групповой динамики и принципов формирования команды
| Умение организовывать групповую работу на основе знания процессов групповой динамики
| Владение методами формирования команды для групповой деятельности
| Владение основными технологиями формирования и продвижения имиджа государственной и муниципальной службы (ПК – 38)
| 1. Знание основных технологий формирования и продвижения имиджа государственной и муниципальной службы
| 2. Умение планировать собственную карьеру и профессиональный рост
| 3. Владение методами планирования служебной карьеры в органах государственной власти и местного самоуправления
|
4. Общая трудоемкость дисциплины Общая трудоемкость дисциплины составляет 5 зачетных единиц (180 часов). 5. Образовательные технологии В ходе освоения дисциплины при проведении аудиторных занятий используются следующие образовательные технологии: лекции (вводная, обучающая, обобщающая, проблемная, лекция-консультация, лекция-беседа), семинарские занятия, кейс-технологии, дидактический диктант, работа в парах, взаимоконтроль, интерактивные технологии.
При организации самостоятельной работы занятий используются следующие образовательные технологии: конспектирования, реферирования, презентации, критического мышления при подготовке к семинарским занятиям, составление терминологического словаря, проектная технология 6. Контроль успеваемости По данной дисциплине предусмотрена форма отчетности: экзамен.
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО третьего поколения с учетом рекомендаций и Примерной ООП ВПО по направлению подготовки 081100.62 «Государственное и муниципальное управление». Автор(ы) рабочей программы учебной дисциплины: преподаватель кафедры Теории и практики управления, начальник отдела кадров и муниципальной службы администрации МО город Оренбург Звонова И.Ю.
Рецензент(ы) _________________________________________________
СОДЕРЖАНИЕ
| С.
| 1 Цели и задачи дисциплины…………………………………………..
| 6
| 2 Учебная программа……………………………………………………
| 8
| 2.1 Содержание и структура дисциплины………………………….
| 8
| 2.1.1 Содержание разделов дисциплины…………………………..
| 8
| 2.1.2 Структура дисциплины………………………………………..
| 11
| 2.1.3 Лекции……………………………………………………………..
| 11
| 2.1.4 Практические занятия (семинары)………………………….
| 12
| 2.1.5 Курсовые работы (курсовые проекты)……………………..
| 12
| 2.1.6 Самостоятельное изучение разделов дисциплины………..
| 12
| 3 Образовательные технологии……………………………………….
| 14
| 3.1 Образовательные технологии, используемые при реализации различных видов учебной работы………………………………………
|
14
| 3.2 Интерактивные образовательные технологии, используемые в аудиторных занятиях…………………………………………………..
|
15
| 4 Оценочные средства текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации и реализуемых в дисциплине компетенций………………………………………………………………
|
15
| 4.1 Оценочные средства текущего контроля успеваемости……….
| 15
| 4.2 Оценочные средства промежуточной аттестации и реализуемых в дисциплине компетенций бакалавров………………….
|
15
| 4.3 Критерии оценки формируемых в дисциплине компетенций…
| 18
| 5 Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины……………………………………………………………….
|
18
| 5.1 Основная литература……………………………………………..
| 18
| 5.2 Дополнительная литература……………………………………..
| 19
| 5.3 Интернет-ресурсы…………………………………………………
| 19
| 6 Материально-техническое обеспечение дисциплины…………….
| 19
| Лист регистрации изменений и дополнений к рабочей программе учебной дисциплины……………………………………………………..
|
21
|
1 Цели и задачи дисциплины Основные принципы построения содержания дисциплины
Дисциплина «Государственная кадровая политика» занимает важное место в структуре подготовки будущих государственных и муниципальных служащих. Ее предметом являются особенности разработки и реализации кадровой политики в органах государственной власти и местного самоуправления Российской Федерации на современном этапе.
Дисциплина «Государственная кадровая политика» является одной из завершающих в ряду дисциплин профессионального цикла, предусмотренных Федеральным государственным образовательным стандартом по направлению подготовки 081100.62 «Государственное и муниципальное управление». Отбор содержания учебного материала и его организация обусловлены принципами развития высшего профессионального образования и задачами обучения бакалавра:
личностной ориентации образования (принцип предполагает выявление возможностей содержания для самовоспитания и самообразования);
гуманитаризации (принцип определяет тенденции интеграции знаний в сфере человекознания и обосновании ценностных основ теоретических построений, диалогичность учебного материала, ориентацию студентов на сопоставление различных точек зрения, позиций, концепций);
фундаментализации (принцип определяет концентрацию учебного материала вокруг «ядра» научной дисциплины как основы решения профессиональных задач и «задачное построение» содержания, предполагающего активизацию исследовательской деятельности);
практико-ориентированности (технологичности) (принцип направлен на реализацию методологической взаимосвязи науки и практики);
принципа дополнительности (принцип характеризует взаимодействие различных форм знания: обыденного, научного, вненаучного (литература, искусство);
вариативности (принцип ориентирует на максимальный учет индивидуальных особенностей профессионального становления и профессионально-личностной рефлексии, потребностей рынка труда);
историзма, который предполагает научную объективность в освещении исследуемых процессов; рассмотрение изучаемых явлений и фактов в контексте конкретно-исторического времени; сочетания ретроспективы с перспективой, что обусловливает определенную актуализацию прогностической функции и ориентацию на современные проблемы.
Цели освоения дисциплины «Государственная кадровая политика»: сформировать у студентов целостное представление о сущности, роли и функциях государственной кадровой политики в Российской Федерации в современных условиях, рассмотреть специфику социально-трудовых отношений в органах государственной власти и местного самоуправления, обозначить формы участия в современных социально-экономических и политических процессах в контексте кадровых перемещений. В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
иметь представление: - об общих принципах разработки государственной кадровой политики РФ на современном этапе;
- о нормативно-правовых актах, регулирующих современную государственную кадровую политику РФ;
- о предусмотренных законодательством методах реализации государственной кадровой политики;
знать:
- основные методы регулирования социально-трудовых отношений в органах государственной власти и местного самоуправления;
- специфику порядка поступления и прохождения государственной и муниципальной службы;
- основные права и обязанности государственных и муниципальных служащих;
- ограничения и запреты, связанные с поступлением и прохождением государственной и муниципальной службы;
- общие основания прекращения служебных отношений в органах государственной власти и местного самоуправления;
- особенности дисциплинарной ответственности в органах государственной власти и местного самоуправления;
- способы повышения эффективности трудовой деятельности в органах государственной власти и местного самоуправления;
уметь:
- оперировать юридическими понятиями и категориями, применяемыми в государственной кадровой политике;
- логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения по проблемным вопросам государственной кадровой политики;
- уметь применять практические методы разрешения проблем организации и оптимизации кадровой политики в органах государственной власти и местного самоуправления;
- со стороны научных позиций давать оценку проблемным вопросам государственной кадровой политики, анализировать их сущность, понимать их социальное значение;
- анализировать и толковать меры, предпринимаемые органами управления в сфере кадровой политики;
владеть:
- терминологией, применяемой в области государственной кадровой политики;
- навыками анализа различных явлений фактов в сфере государственной кадровой политики;
- навыками в области продуктивного формирования, прогнозирования и оптимального использования кадровой политики, повышения эффективности деятельности органов управления в современных условиях;
иметь опыт:
- применения наиболее действенных способов повышения эффективности трудовой деятельности в органах государственной власти и местного самоуправления. Изучение данной дисциплины способствует развитию у студентов следующих компетенций: ОК-2, ПК-8,11, 38. 2 Учебная программа
2.1 Содержание и структура дисциплины
2.1.1 Содержание разделов дисциплины
№ раздела
| Наименование раздела
|
Содержание раздела
| Форма текущего контроля
| 1
| 2
| 3
| 4
| 1
| Концептуальные основы государственной кадровой политики РФ
| Понятие государственной кадровой политики, ее цели и задачи. Понятия «кадры», «трудовые ресурсы», «персонал», «кадровая работа», «кадровый процесс» и «кадровые отношения» в контексте государственной кадровой политики. Кадровая доктрина и приоритетные направления государственной кадровой политики РФ. Теоретические и практические проблемы государственной кадровой политики и кадровой деятельности в современной России. Проблемы безработицы, протекционизма и коррупции в контексте государственной кадровой политики. Негативные явления в работе органов управления с кадрами
| Домашнее задание (ДЗ)
| 2
| Кадровый потенциал государственной гражданской и муниципальной службы РФ и тенденции его развития
| Состояние кадрового потенциала и кадрового корпуса государственной гражданской и муниципальной службы России. Дифференциация кадрового состава по ветвям государственной власти; по категориям должностей; по полу; по степени укомплектованности кадровым составом; по возрасту; по стажу службы; по уровню профессионального образования; по группам специальностей и направлениям подготовки базового высшего образования. Основные тенденции развития кадрового потенциала государственной и муниципальной службы РФ
| Домашнее задание (ДЗ)
| 3
| Принципы и механизмы реализации государственной кадровой политики
| Основные принципы реализации государственной кадровой политики РФ. Общие, базисные, специальные и частные принципы современной государственной кадровой политики. Механизмы реализации государственной кадровой политики в системе государственного и муниципального управления. Механизмы организации кадровой работы в государственной, региональной и муниципальной кадровой политике. Инновационность и разнообразие механизмов реализации государственной кадровой политики
| Домашнее задание (ДЗ)
| 4
| Кадровая политика и кадровая работа в системе государственной и муниципальной службы
| Сущность, задачи, принципы и приоритетные направления кадровой политики в сфере государственной и муниципальной службы. Базовые, специальные и частные принципы государственной кадровой политики. Кадровая работа и кадровая служба органов управления. Основные составляющие кадровой работы. Положение о кадровой службе. Приоритетные задачи и направления работы кадровых служб органов управления. Кадровый резерв на государственной и муниципальной службе. Организационные основы работы с кадровым резервом. Теоретическое обучение и практическая подготовка кадрового резерва
| Реферат (Р)
| 5
| Кадровые технологии оценки персонала государственной и муниципальной службы
| Теоретические основы оценки персонала. Элементы системы оценки персонала, ее предмет, цели и механизмы. Критерии профессионального и управленческого соответствия занимаемой должности: профессиональные, деловые, личностные и интегральные. Показатели личностно - профессионального уровня проверяемого. Методика оценки персонала государственной и муниципальной службы и ее основные критерии. Интегральная оценка качеств государственных и муниципальных служащих. Организация и проведение аттестации государственных и муниципальных служащих, квалификационного экзамена и испытания при поступлении на службу
| Домашнее задание (ДЗ)
| 6
| Прохождение службы и служебная карьера
| Специфика поступления на государственную и муниципальную службу. Организация и проведение конкурса на замещение вакантной должности. Прохождение государственной и муниципальной службы. Этапы и факторы служебной карьеры служащего.
| Домашнее задание (ДЗ)
| 7
| Профессиональное развитие кадров государственной и муниципальной службы
| Принципы профессионального развития служащих. Недостатки системы профессионального развития и образования государственных и муниципальных служащих России. Организация профессионального развития государственных и муниципальных служащих. Профессиональная подготовка кадров для государственной и муниципальной службы. Служебные задачи служащего. Знания, умения и навыки государственных и муниципальных служащих. Дополнительное профессиональное образование служащих: профессиональная переподготовка, повышение квалификации и стажировка. Государственный заказ на профессиональную переподготовку и повышение квалификации служащих
| Домашнее задание (ДЗ)
| 8
| Нравственные основы государственной и муниципальной службы и кадровой политики
| Нравственные принципы кадровой политики и служебной деятельности государственных и муниципальных служащих. Сущностные различия морали и права. Этические правила и требования к служебному поведению государственных и муниципальных служащих. Специфические правила этики государственных и муниципальных служащих. Требования к служебному поведению государственных и муниципальных служащих России. Кодексы служебной этики на государственной и муниципальной службе
| Реферат (Р)
|
2.1.2 Структура дисциплины Общая трудоемкость дисциплины составляет 5 зачетных единиц (180 часов). Распределение трудоемкости дисциплины по видам работ по семестрам Учебная дисциплина «Государственная кадровая политика» изучается в 9 семестре.
Вид учебной работы
| Трудоемкость
| Зач.ед.
| час.
| семестр
| Общая трудоемкость по учебному плану
| 5
| 180
| 9
| Аудиторные занятия
| 0,44
| 16
| 9
| Лекции (Л)
| 0,22
| 8
| 9
| Семинары (С)
| 0,22
| 8
| 9
| Самостоятельная работа (СР)
| 4,31
| 155
| 9
| Подготовка к семинарским занятиям
| 1,67
| 60
| 9
| Реферат (Р)
| 1,38
| 50
| 9
| Индивидуальное домашнее задание (ДЗ)
| 1,26
| 45
| 9
| Подготовка к экзамену
| 0,25
| 9
| 9
| Вид контроля:
| экзамен
|
2.1.3 Лекции
№
Раздела
| Наименование
темы
| Кол-во часов
| 2.
| Кадровый потенциал государственной гражданской и муниципальной службы РФ и тенденции его развития
| 2
| 4.
| Кадровая политика и кадровая работа в системе государственной и муниципальной службы
| 2
| 5.
| Кадровые технологии оценки персонала государственной и муниципальной службы
| 2
| 7.
| Профессиональное развитие кадров государственной и муниципальной службы
| 2
|
2.1.4 Практические занятия (семинары)
№
Раздела
| Наименование
темы
| Кол-во часов
| 1.
| Концептуальные основы государственной кадровой политики РФ
| 2
| 3.
| Принципы и механизмы реализации государственной кадровой политики
| 2
| 6.
| Прохождение службы и служебная карьера
| 2
| 8.
| Нравственные основы государственной и муниципальной службы и кадровой политики
| 2
|
2.1.5 Курсовые работы (курсовые проекты) Курсовые работы (курсовые проекты) не предусмотрены. 2.1.6 Самостоятельное изучение разделов дисциплины Подготовка к семинарским занятиям
Прежде всего, студентам необходимо обратиться к своим конспектам лекции и соответствующему разделу учебника или учебного пособия. После этого можно приступить к изучению руководящей и другой специальной литературы, нормативного материала. Изучение всех источников должно идти под углом зрения поиска ответов на вынесенные на семинар вопросы: нужно законспектировать первоисточники, выписать в словарик и выучить термины.
Завершающий этап подготовки к семинару состоит в составлении развернутых планов выступления по каждому вопросу семинара (конкретного задания). Студенты должны быть готовы к докладу по каждому вопросу плана семинара (8-10 минут) и к участию в обсуждении и дополнении докладов (3-5 минут).
К каждому семинарскому занятию в учебной группе необходимо подготовить научное сообщение или доклад по тематике, представленной в плане семинара. Докладчику необходимо заблаговременно согласовать с преподавателем план своего выступления и получить необходимые рекомендации по разработке научного сообщения или доклада. Темы семинарских занятий |