Министерство здравоохранения
Российской Федерации
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
КИРОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ
МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «УТВЕРЖДАЮ»
проректор по дополнительному
и последипломному образованию
профессор
__________________А.Г. Кисличко
«____»_______________20____г.
ПРОГРАММА ПРАТИКИ ПОСЛЕВУЗОВСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ХИРУРГИЯ»
(ординатура)
КИРОВ
2012 Программа практики послевузовского обучения в ординатуре разработана с учетом:
- Федеральных государственных требований к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (ординатура);
- приказа Министерства здравоохранения Российской федерации «Об утверждении порядка организации и проведения практической подготовки по основным образовательным программам среднего, высшего и послевузовского медицинского и фармацевтического образования и дополнительным профессиональным образовательным программам» от 16 апреля 2012 г. N 362н
- Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 N 323-ФЭ (ред. от 25.06.2012)
- Основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования по специальности «Хирургия» (ординатура), утвержденной «_______» ________________ 2012 г.
Разработчики: к.м.н., доцент
кафедры госпитальной хирургии В.А. Янченко
к.м.н., доцент
кафедры факультетской хирургии А.А. Головизнин Рабочая программа практики одобрена на заседании кафедры госпитальной хирургии от 24 декабря 2012г. Протокол №6
Зав. кафедрой
госпитальной хирургии
д.м.н., профессор В.А. Бахтин
Одобрена Советом ИПО ГБОУ ВПО Кировская ГМА Минздрава России
от «______» _________________ 201___г. Протокол №________
секретарь Совета ИПО
к.м.н. Н.В. Поздеева
© ГБОУ ВПО Кировская ГМА Минздрава России, 2012
ПРОГРАММА ПРАКТИКИ ПОСЛЕВУЗОВСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВРАЧЕЙ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ХИРУРГИЯ» (ординатура)
СОСТАВ РАБОЧЕЙ ГРУППЫ И КОНСУЛЬТАНТОВ по разработке образовательной программы практики послевузовского профессионального образования по специальности «хирургия» (ординатура)
№
пп.
| Фамилия, имя, отчество
| Ученая степень, звание
| Занимаемая должность
| Место работы
| 3.
| Янченко Владимир Александрович
| к.м.н. доцент
| Доцент кафедры госпитальной хирургии
| ГБОУ ВПО Кировская ГМА
| 4.
| Головизнин Андрей Афанасьвич
| к.м.н. доцент
| Доцент кафедры факультетской хирургии
| ГБОУ ВПО Кировская ГМА
|
По методическим вопросам
| 1.
| Поздеева Наталья Владимровна
| К.м.н.
| Специалист по УМР ИПО
| УБОУ ВПО Кировская ГМА
|
Цель: основная цель практики – закрепление теоретических знаний, развитие практических умений и навыков, полученных в процессе обучения врача-ординатора, и формирование профессиональных компетенций врача-специалиста, т.е. приобретение опыта в решении реальных профессиональных задач. В содержании основной образовательной программы послевузовского профессионального образования (ординатура) практика составляет 63% учебного времени. За время обучения в ординатуре обучающиеся овладевают не только теорией, но и учатся применять свои знания в профессиональной деятельности. Для этого предусмотрено 2 вида практики: 1) практика в поликлинике; 2) практика в стационаре.
В поликлинике врачи-ординаторы выполняют функции врача-хирурга поликлиники.
Работа в клинике врача-ординатора направлена на глубокое освоение специальности, изучение клинического подхода к больному, овладение методами современного клинического обследования и комплексного лечения больных. В стационаре врачи-ординаторы выполняют диагностическую и лечебную работу, участвуют в клинических разборах, обходах и различных обследованиях курируемых больных. В перечень видов профессиональной деятельности следует отнести, например, курирование больных, диагностические и лечебные мероприятия, ассистирование на операциях, и т.д. Так, например, врачи-ординаторы хирурги ассистируют и с участием зав. отделением или своего руководителя, выполняют операции, предусмотренные учебным планом и программой ординатуры; во время дежурства в отсутствие зав. отделением они выполняют операции при ассистировании ответственного дежурного врача-хирурга.
Задачи первого года обучения:
Последовательное прохождение обучения в каждом из перечисленных отделений с указанием сроков обучения, освоение знаний.
Общие знания:
основы законодательства о здравоохранении и директивные документы, определяющие деятельность органов и учреждений здравоохранения;
организация хирургической помощи в стране, организация работы скорой и неотложной помощи;
основы топографической анатомии передней брюшной стенки и брюшной полости, забрюшинного пространства, таза, груди, шеи, конечностей;
основные вопросы нормальной и патологической физиологии органов пищеварения, дыхания, сердечно-сосудистой и мочеполовой систем;
взаимосвязь функциональных систем организма и уровня их регуляции;
этиология опухолей, морфологические проявления предопухолевых процессов, морфологическая классификация опухолей, механизмы канцерогенеза на уровне клетки, органа, организма;
профилактика и терапия шока и кровопотери;
закономерности течения раневого процесса и принципы его терапии;
основные разновидности доброкачественных и злокачественных опухолей различной локализации, их клиническая симптоматика, диагностика, принципы лечения и профилактики;
важнейшие разновидности предраковых состояний и заболеваний, их клиническая симптоматика и способы диагностики;
физиология и патология системы гемостаза, коррекция нарушений свертывающей системы крови, показания и противопоказания к переливанию крови и её компонентов;
основы водно-электролитного обмена и кислотно-основного состояния крови, возможные типы их нарушений и принципы лечения;
общие и специальные методы исследования в основных разделах хирургии;
основы применения эндоскопии и методов лучевой диагностики в различных разделах хирургии; различные способы гистологического и цитологического исследования в онкологии;
основные принципы асептики и антисептики в хирургии;
принципы, приемы и методы обезболивания в хирургии, основы интенсивной терапии и реанимации;
основы инфузионной терапии в хирургии, характеристика препаратов крови и кровезаменителей;
принципы предоперационной подготовки и послеоперационного ведения больных, методы реабилитации;
вопросы временной и стойкой нетрудоспособности, врачебно-трудовой экспертизы в хирургии и смежных областях;
особенности санэпидрежима в хирургических отделениях общего и специального профиля, в операционном блоке и диагностических кабинетах;
оборудование и оснащение операционных и палат интенсивной терапии, техника безопасности при работе с аппаратурой, хирургический инструментарий, применяемый при открытых, эндоскопических и транскутанных оперативных вмешательствах;
основы юридического права в хирургии.
Курация больных.
Освоить практические навыки и умения
Общие умения:
получить информацию о развитии и течении заболевания;
выявить факторы риска развития того или иного хирургического заболевания, дать рекомендации в отношении мер профилактики его возникновения и прогрессирования;
применить объективные методы обследования больного, выявить общие и специфические признаки хирургического заболевания;
оценить тяжесть состояния больного, определить необходимость, объем и последовательность лечебных, в том числе, реанимационных мероприятий;
оказать необходимую срочную помощь при неотложных состояниях;
определить необходимость и последовательность применения специальных методов исследования (лабораторных, рентгенологических, эндоскопических, функциональных), интерпретировать полученные данные;
определить показания к госпитализации больного, определить ее срочность, организовать госпитализацию в соответствии с состоянием пациента;
составить дифференцированный план обследования и лечения больного, проводить его коррекцию в динамике;
разработать план подготовки больного к экстренной, срочной или плановой операции, определить степень нарушения гомеостаза, осуществить подготовку всех функциональных систем организма к операции;
определить группу крови и выполнить внутривенное или внутриартериальное переливание крови, реинфузию; выявить возможные трансфузионные осложнения и провести необходимые лечебно-профилактические мероприятия;
оценить критерии выбора адекватного метода обезболивания;
решить вопрос о трудоспособности больного;
вести медицинскую документацию, осуществлять преемственность между лечебно-профилактическими учреждениями;
проводить анализ основных показателей деятельности лечебно-профилактического учреждения;
Специалист хирург должен уметь установить диагноз и провести необходимое лечение при следующих заболеваниях:
острый аппендицит;
язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки; перфорация гастродуоденальных язв, острые и рецидивирующие язвенные гастродуоденальные кровотечения;
кровотечения из верхних отделов желудочно-кишечного тракта при острых язвах, варикозном расширении вен пищевода и желудка, синдроме Меллори-Вейсса;
неосложненные и ущемленные грыжи живота,
острая и хроническая кишечная непроходимость различной этиологии;
острый и хронический калькулезный и бескаменный холецистит;
холедохолитиаз;
холангит и механическая желтуха различной этиологии;
острый и хронический панкреатит, кистозные поражения поджелудочной железы;
желудочные, кишечные, желчные, панкреатические и смешанные наружные и внутренние свищи;
открытая и закрытая травма органов брюшной и грудной полостей;
варикозное расширение вен нижних конечностей, острый и хронический тромбофлебит и флеботромбоз, венозная недостаточность, лимфостаз;
облитерирующие заболевания артерий конечностей, атеросклеротическая и диабетическая гангрена;
гнойные заболевания мягких тканей (абсцесс, флегмона, фурункул, карбункул, панариций, гидраденит, мастит, парапроктит, рожа);
острый и хронический остеомиелит;
ожоги и отморожения, электротравма;
внематочная беременность; апоплексия яичников;
внебольничный аборт;
нормальные и патологические роды;
острая задержка мочи;
почечная колика, острый пиелонефрит, анурия.
Освоить следующие манипуляции и операции
венесекция, внутривенные вливания, трансфузия крови;
катетеризация мочевого пузыря;
зондирование желудка;
сифонная клизма;
парацентез; пункция заднего свода;
остановка кровотечения, перевязка и тампонада ран;
массаж сердца, искусственное дыхание;
трахеостомия;
аппендэктомия;
грыжесечение при несложненных и ущемленных грыжах;
ушивание перфорационного отверстия желудка и кишечника;
вскрытие абсцессов и флегмон;
ампутация конечностей;
наложение эпицистостомы;
Подготовка рефератов и докладов к семинарам, клиническим разборам, конференциям
Проведение санитарно-просветительной работы.
Участие в научно-практической работе.
Задачи второго года обучения:
Последовательное прохождение обучения в каждом из перечисленных отделений с указанием сроков обучения, дальнейшее освоение и закрепление знаний.
Общие знания:
основы законодательства о здравоохранении и директивные документы, определяющие деятельность органов и учреждений здравоохранения;
основы инфузионной терапии в хирургии, характеристика препаратов крови и кровезаменителей;
основы фармакотерапии в хирургии и смежных областях медицины;
принципы предоперационной подготовки и послеоперационного ведения больных, методы реабилитации;
основы патогенетического подхода при лечении в хирургии и смежных областях медицины;
основы физиотерапии и лечебной физкультуры, показания и противопоказания к санаторно-курортному лечению;
основы рационального питания и принципы диетотерапии в хирургической клинике;
вопросы временной и стойкой нетрудоспособности, врачебно-трудовой экспертизы в хирургии и смежных областях;
основы организации и проведения диспансеризации в хирургии;
особенности санэпидрежима в хирургических отделениях общего и специального профиля, в операционном блоке и диагностических кабинетах;
оборудование и оснащение операционных и палат интенсивной терапии, техника безопасности при работе с аппаратурой, хирургический инструментарий, применяемый при открытых, эндоскопических и транскутанных оперативных вмешательствах;
основы юридического права в хирургии.
Курация больных.
Освоить практические навыки и умения
Общие умения:
получить информацию о развитии и течении заболевания;
выявить факторы риска развития того или иного хирургического заболевания, дать рекомендации в отношении мер профилактики его возникновения и прогрессирования;
применить объективные методы обследования больного, выявить общие и специфические признаки хирургического заболевания;
оценить тяжесть состояния больного, определить необходимость, объем и последовательность лечебных, в том числе, реанимационных мероприятий;
оказать необходимую срочную помощь при неотложных состояниях;
определить необходимость и последовательность применения специальных методов исследования (лабораторных, рентгенологических, эндоскопических, функциональных), интерпретировать полученные данные;
определить показания к госпитализации больного, определить ее срочность, организовать госпитализацию в соответствии с состоянием пациента;
составить дифференцированный план обследования и лечения больного, проводить его коррекцию в динамике;
разработать план подготовки больного к экстренной, срочной или плановой операции, определить степень нарушения гомеостаза, осуществить подготовку всех функциональных систем организма к операции;
определить группу крови и выполнить внутривенное или внутриартериальное переливание крови, реинфузию; выявить возможные трансфузионные осложнения и провести необходимые лечебно-профилактические мероприятия;
оценить критерии выбора адекватного метода обезболивания;
решить вопрос о трудоспособности больного;
вести медицинскую документацию, осуществлять преемственность между лечебно-профилактическими учреждениями;
проводить диспансеризацию и оценивать её эффективность;
проводить анализ основных показателей деятельности лечебно-профилактического учреждения;
проводить санитарно-просветительную работу.
Специальные знания и умения:
специалист хирург должен знать профилактику, диагностику, клинику и лечение, уметь диагностировать и оказывать необходимую помощь при следующих неотложных состояниях:
острая кровопотеря, профузное кровотечение в хирургических или гинекологических заболеваниях, травматических повреждениях;
перитонит различной этиологии;
травма головы и позвоночника, повреждения конечностей, в том числе с переломами костей, признаками повреждения магистральных кровеносных сосудов и нервов;
открытый или закрытый, в том числе, напряженный пневмоторакс и гемоторакс;
асфиксия различной природы, острая дыхательная недостаточность;
острая сердечно-сосудистая недостаточность;
коматозные состояния различной природы.
Специалист хирург должен уметь установить диагноз и провести необходимое лечение при следующих заболеваниях:
острый аппендицит;
язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки; перфорация гастродуоденальных язв, острые и рецидивирующие язвенные гастродуоденальные кровотечения;
кровотечения из верхних отделов желудочно-кишечного тракта при острых язвах, варикозном расширении вен пищевода и желудка, синдроме Меллори-Вейсса;
неосложненные и ущемленные грыжи живота,
острая и хроническая кишечная непроходимость различной этиологии;
острый и хронический калькулезный и бескаменный холецистит;
холедохолитиаз;
холангит и механическая желтуха различной этиологии;
острый и хронический панкреатит, кистозные поражения поджелудочной железы;
желудочные, кишечные, желчные, панкреатические и смешанные наружные и внутренние свищи;
открытая и закрытая травма органов брюшной и грудной полостей;
варикозное расширение вен нижних конечностей, острый и хронический тромбофлебит и флеботромбоз, венозная недостаточность, лимфостаз;
облитерирующие заболевания артерий конечностей, атеросклеротическая и диабетическая гангрена;
гнойные заболевания мягких тканей (абсцесс, флегмона, фурункул, карбункул, панариций, гидраденит, мастит, парапроктит, рожа);
острый и хронический остеомиелит;
ожоги и отморожения, электротравма;
внематочная беременность; апоплексия яичников;
внебольничный аборт;
нормальные и патологические роды;
острая задержка мочи;
почечная колика, острый пиелонефрит, анурия.
Освоить следующие манипуляции и операции
наложение гастро- и еюностомы;
стволовая ваготомия; наложение гастроэнтероанастомоза, резекция желудка при язвенной болезни и раке;
устранение тонко- и толсткишечной непроходимости, наложение колостомы;
резекция тонкой кишки с наложением анастомоза конец в конец и бок в бок;
санация и дренирование брюшной полости при перитоните;
холецистостомия, холецистэктомия, наружное дренирование общего желчного протока, наложение билиодигестивных анастомозов;
остановка внутрибрюшного кровотечения, спленэктомия, ушивание ран печени;
операция Троянова-Тренделенбурга;
геморроидэктомия;
выскабливание матки, диагностическое и при прерывании беременности;
ручное пособие при головном и тазовом предлежании плода, экстракция плода;
кесарево сечение;
зашивание разрыва шейки матки, влагалища, промежности;
ручное отделение и выделение последа, ручное обследование послеродовой матки;
операции при внематочной беременности и перекруте кисты яичника.
Подготовка рефератов и докладов к семинарам, клиническим разборам, конференциям
Проведение санитарно-просветительной работы.
Участие в научно-практической работе.
Сдача квалификационного экзамена по хирургии и получение сертификата специалиста.
Категория обучающихся: клинические ординаторы по хирургии
Срок обучения: 2 года учебных часов -3240, 60 – недель, 24 – месяца)
Трудоемкость: 90 ед. (в зачетных единицах)
Режим занятий: 1.5 ед. (54 ак. час.) – в неделю, 9 - учебных часов в день (6 час – аудит., 3 час – неаудит.).
Клиническая база: КОКБ, СГКБ, КООБ №3, КОКОД, хирургические кабинеты поликлинических отделений больниц.
№
| Виды профессиональной деятельности ординатора
| Место работы
| Продолжительность циклов
| Формируемые профессиональ-ные
компетенции
| Форма контроля
| Первый год обучения (19 ЗЕТ – 684 часа, 12 недель и 4 дня)
| Стационар
| 1. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА
| 1.
| Плановая абдоминальная хирургия
| Хирургическое
отделение
| учебных часов 72
недель 1
| 2 ед
1.Курация больных, 2. Определение
групп крови
3. грыжесечение.
4. холецистэктомия,
5.гастроэнтероанастомоз
| зачет
| 2.
| Проктология
| Проктологическое
отделение
| учебных часов 36
недель 1
| 1 ед
1.Курация больных, 2пальцевое ректальное исследование
3. ректороманоскопия.
4.геморроидэктомия5.вскрытие парапроктита
| зачет
| 3.
| Экстренная абдоминальная хирургия
| хирургическое
отделение
| учебных часов 72
недель 1
| 2 ед
1.Курация больных, 2.постановка зонда Блекмора
3. аппендэктомия.
4. ушивание перфоративной язвы ДПК и желудка
5.резекция тонкой кишки и межкишечный анастомоз,6.лапароскопия
| зачет
| 4.
| Ангиохирургия
| Сосудистое
отделение
| учебных часов 36
недель 1
| 1 ед
1.Курация больных, 2.флебография
3. ангиография.
4.флебэктомия,
5.непрямая тромболэмболэктомия
| Зачет
| 5.
| Гнойная хирургия
| хирургическое
отделение
| учебных часов 36
недель 1
| 1 ед
1.Курация больных, 2. перевязки
3. вскрытие фурункулов, карбункулов,флегмон, панарициев.
4. ампутация бедра,
5.некрсеквестрэктомия
| Зачет
| 2. СМЕЖНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
| 1.
| Урология
| урологическое
отделение
| учебных часов 36
недель 1
| 1 ед
1.Курация больных, 2. катетеризация мочевого пузыря
3. эпицистостомия.
4. хромоцистоскопия,
5.циркумцизия
| зачет
| 2.
| Травматология и ортопедия
| ортопедическое
отделение
| учебных часов 36
недель 1.
| 1 ед
1.Курация больных, 2.вправление вывихов
3.закрытая репозиция.
4. скелетное вытяжение,
5.наложение гипсовыхповязок
| Зачет
| 3. ЭЛЕКТИВЫ
| 1.
| Элективы
| хирургическое
отделение
| учебных часов 36
недель……1.
| 1 ед
1.командировка в ЦРБ области
| Зачет
| 4. ПОЛИКЛИНИКА
| 1.
| Поликлиника
| хирургический
кабинет
| учебных часов 324
недель 4 и 4 дня.
| 9 ед
1.первичный прием больных,
2. перевязки,
3.пункции гематом, бурситов, гигром
,4.удаление доброкачественных новообразований кожи и подкожной клетчатки,
5. диспансерный учет
| Зачет
| Итого
| учебных часов 684
недель 12 и 4 дня.
| 19 ед
| зачет
| Второй год обучения (71(50ст+21 полик) ЗЕТ - 2556 часов, 47 недель и 2 дня)
| Стационар
| №
| Виды профессиональной деятельности ординатора
| Место работы
| Продолжительность циклов
| Формируемые профессиональ-ные
компетенции
| Форма контроля
| 1. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА
| 1.
| Плановая абдоминальная хирургия
| хирургическое
отделение
| учебных часов 162
недель…3….
| 7 ед
1.Курация больных, 2. Определение
групп крови
3. грыжесечение.
4. холецистэктомия,
5.гастроэнтероанастомоз,
6.резекция желудка
| зачет
| 2.
| Проктология
| проктологическое
отделение
| учебных часов 54
недель…1….
| 2 ед
1.Курация больных, 2пальцевое ректальное исследование
3. ректороманоскопия.
4.геморроидэктомия5.вскрытие парапроктита
| зачет
| 3.
| Экстренная абдоминальная хирургия
| хирургическое
отделение
| учебных часов 216
недель…4….
| 7 ед
1.Курация больных, 2.постановка зонда Блекмора
3. аппендэктомия.
4. ушивание перфоративной язвы ДПК и желудка
5.резекция тонкой кишки и межкишечный анастомоз,
6.операция Гартмана.
| зачет
| 4.
| Реанимация и интенсивная терапия
| реанимационное
отделение
| учебных часов 54
недель…1….
| 2 ед
1.Курация больных, 2. ИВЛ
3. закрытый массаж сердца
4. катетеризация периферических и магистральных вен,
5.трахеостомия
| зачет
| 5.
| Торакальная хирургия
| торокальное
отделение
| учебных часов 162
недель…3.
| 4 ед
1.Курация больных, 2. плевральная пункция
3. торакоцентез.
4. торакотомия
| зачет
| 6.
| Ангиохирургия
| сосудистое
отделение
| учебных часов 162
недель…3.
| 4 ед
1.Курация больных, 2.флебография
3. ангиография
.4.флебэктомия,
5.непрямая тромболэмболэктомия
| зачет
| 7.
| Гнойная хирургия
| хирургическое
отделение
| учебных часов 162
недель……3.
| 3 ед
1.Курация больных, 2. перевязки
3. вскрытие фурункулов, карбункулов,флегмон, панарициев.
4. ампутация бедра,голени, фаланг пальцев,
5.некрсеквестрэктомия
| зачет
| 2. СМЕЖНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
| 1.
| Эндокринологическая хирургия
| хирургическое
отделение
| учебных часов 54
недель…1.
| 2 ед
1.курациябольных,
2.пункционная биопсия щитовидной железы,
3.резекция щитовидной железы
| зачет
| 2.
| Урология
| урологическое
отделение
| учебных часов 54
недель…1….
| 3 ед
1.Курация больных, 2. катетеризация мочевого пузыря
3. эпицистостомия.
4. хромоцистоскопия,
5.циркумцизия,
6. операция Бергмана.
| Зачет
| 3.
| Травматология и ортопедия
| травматологическое
отделение
| учебных часов 162
недель……3.
| 4 ед
1.Курация больных, 2.вправление вывихов
3.закрытая репозиция.
4. скелетное вытяжение,
5.наложение гипсовыхповязок,
6. пункция суставов
,7.иммобилизация,
8.новокаиновые блокады.
| зачет
| 4.
| Онкология
| абдоминальное
отделение
| учебных часов 54
недель……1.
| 3 ед
1.Курация больных, 2. пункционная биопсия 3гастростомия.
4.еюностомия,
5.колостомия, 6.секторальная резекция молочной железы
| Зачет
| 5.
| Детская хирургия
| хирургическое
отделение
| учебных часов 54
недель……1.
| 3 ед
1.Курация больных, 2. операция Винкельмана,
3. циркумцизия
| Зачет
| 6.
| Гинекология
| гинекологическое
отделение
| учебных часов 54
недель…1….
| 2 ед
1.Курация больных, 2. влагалищное исследование,
3. пункция заднего свода влагалища 4.лапаротомия при внематочной беременности
| Зачет
| 3. ЭЛЕКТИВЫ
| 1.
| Элективы
| хирургическое
отделение
| учебных часов 162
недель……3.
| 4 ед
1. командировка в ЦРБ области
| зачет
| 4. ПОЛИКЛИНИКА
| 1.
| Поликлиника
| хирургический
кабинет
| учебных часов 756
недель 14
| 21 ед
1.первичный прием больных,
2. перевязки,
3.пункции гематом, бурситов, гигром,
4.удаление доброкачественных новообразований кожи и подкожной клетчатки,
5. диспансерный учет
| зачет
| Квалификационный экзамен по хирургии
| Итого
| учебных часов 3240
недель 60 при 54 часовой рабочей неделе
| 90ед
|
|
Рекомендуемая литература:
Основная
Савельев В.С. Кириенко А.И. Клиническая хирургия. Национальное руководство.Том 1.- ГЭОТАР Медиа.-2008г.
Савельев В.С. Кириенко А.И. Клиническая хирургия. Национальное руководство. Том 2.- ГЭОТАР Медиа.-2009г.
Савельев В.С. Кириенко А.И. Клиническая хирургия. Национальное руководство.Том 3.- ГЭОТАР Медиа.-2011г.
Г.К. Котельников, С.П. Миронов: «Травматология: национальное руководство Издание втророе, переработанное и дополненное» .- ГЭОТАР-Медиа, 1104 с.-2011г.
Исаков Ю.Ф., Дронов А.Ф. «Детская хирургия. Национальное руководство»ГЭОТР-Медиа.-2009г.
Дополнительная
Бисенков Н.Л. Торакальная хирургия.-2004г.
В.С. Савельев. 80 лекций по хирургии.- Литтерра 2008.
Гельфанд. Б.Р. Анестезиология и интенсивная терапия.- 2006
Царенко С.В. - Нейрореаниматология - интенсивная терапия черепно-мозговой травмы.- 2006
И.Г.Бобринская и др.-Сердечно-легочная и мозговая реанимация , метод рекоменд.-2002
David L. Brown, Atlas of Regional Anesthesia 3rd Ed Drown 2006 (англ).
«50 лекций по хирургии», под редакцией В.С. Савельева, М., 2003.
Аль-Шукри С.Х. и соавт. Урология, 2005.
Власов А.П., Сараев В.В. Аппендицит, 2005.
Воробьёв Г.И., Шелыгин Ю.А., Благодарный Л.А. Геморрой М.-2002, 191 с.
Гнойная хирургия: Атлас/ С.В.Горюнов, Д.В.Ромашов, И.А.Бутивщенко; Подред. к.м.н. И.С.Абрамова, - М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2004. – 558 с. ил
Граменицкий А.Б., Белокуров Ю.Н., Малафеева Э.В. Хирургический сепсис. – Ярославль,2001.
Гринев М.В., Громов М.И., Комраков В.Е. Хирургический сепсис. – СПб. – М., 2001.
Егиев В.Н. Ненатяжнаягерниопластика М.2002
Егиев В.Н., Лядов К.В., Воскресенский П.К. Атлас оперативной хирургии грыж, Москва, 2003.
Ерюхин И.А. и соавт. Протоколы диагностики и лечения сепсиса и анаэробной инфекции. – СПб., 2001.
Жебровский В.В., Мохамед Т.Э. Хирургия грыж живота и эвентраций, Симферополь, 2002.
Завада Н.В. Хирургический сепсис: Учеб. пособие для мед.вузов /Н.В.Завада, Ю.М. Гаин, С.А.Алексеев. – Минск: ООО «Новое знание», 2003. – 237с.
Инструкция по применению компонентов крови, пр. МЗ РФ от 25.11.02 № 363; Минюст РФ № 4062 от 20.12.02; МЗ РФ, 2002.
Использование балльной оценки прогноза риска рецидива язвенного гастродуоденального кровотечения для выбора лечебной тактики. Информационное письмо для врачей-хирургов. под ред. Никитина Н.А. и др. Киров, 2004.
Материалы Х Российского съезда урологов, 2002.
Мороз, В.Н.Лукач, Е.М.Шифман и др. – Петрозаводск: Интел Тек, 2004. – 291с.
Пиковский Д.Л. Философия экстренной хирургии. М., 2001.
Репин В.Н. и соавт. Диагностика и выбор операции при перфоративных язвах желудка и ДПК. Пермь, 2006.
Руководство по неотложной хирургии органов брюшной полости. Под редакцией В.С. Савельева. «Триада-Х», Москва, 2004. - 608 с.(С.370-438).
Савельев B.C., Буянов Б.М., Огнев Ю.В. Острый панкреатит, 2004.
Седов В. , СтрижелецкийВ.В. Осложнения в лапароскопической хирургии и их профилактика. С-Петербург 2002
Сепсис. Клинико-патофизиологические аспекты интенсивной терапии: руководство для врачей/ В.М. Мороз, В.Н.Лукач, Е.М.Шифман и др. – Петрозаводск: Интел Тек, 2004. – 291с.
Урман М.Г. Травма живота, Пермь 2003
Островерхов Г.Е. с соавт «Топографическая анатомия и оперативная хирургия».-1996г.
Жебровский В.В. «Атлас операций на органах брюшной полости».- МИА.-2009 г.
Лисицын Ю.П. «Общественное здоровье и здравоохранение».-ГЭОТР-Медиа.-2002г.
PeterBCotton, ChristopherBWilliams–«Практическая желудочно-кишечная эндоскопия. Основные принципы» 2008 г.
HelmutMessmann«Атлас колоноскопии. Методы, диагноз, лечебно-диагностические процедуры».- 2006 г
Клигуленко Е.Н. «Интенсивная терапия ожоговой болезни» 2004г
Слесаренко Н.В. «Ожоговая травма» 2002г.
|