Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Российская академия народного хозяйства и государственной службы
при Президенте Российской Федерации» Ивановский филиал Направление подготовки 030900.62 "Юриспруденция"
АННОТАЦИЯ НА РабочУЮ программУ
Дисциплина: Конституционное право
Общая трудоемкость дисциплины: 9 зач.ед. (324 часа.)
1. Цель и задачи изучения дисциплины
| Целью освоения дисциплины «Конституционное право» является формирование профессиональных компетенций, необходимых для успешной профессиональной деятельности в публичной сфере, функционирования гражданского общества, охраны и защиты прав и свобод человека и гражданина.
Цель достигается решением следующих образовательных задач:
- освоение обучающимися комплекса знаний, необходимых для участия в государственно-правовых отношениях, для обеспечения законности и правопорядка в сфере государственного управления, реализации народовластия, прав и свобод человека и гражданина;
- приобретение обучаемыми навыков разработки и экспертизы нормативных правовых актов органов государственной власти в сфере государственного управления, функционирования гражданского общества, обеспечения прав и свобод человека и гражданина;
- приобретение обучающимися навыков применения права; обжалования неконституционных актов;
- приобретение обучающимися навыков консультирования граждан по вопросам конституционного права, защиты их законных интересов.
Дисциплина разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по направлению подготовки 030900.62 «Юриспруденция» и активизирует студента к нормотворческой, правоприменительной, правоохранительной, экспертно-консультационной, педагогической видам деятельности, заключающихся в следующем: нормотворческая - участие в подготовке нормативно-правовых актов; правоприменительная деятельность - обоснование и принятие в пределах должностных обязанностей решений, а также совершение действий, связанных с реализацией правовых норм; составление юридических документов; правоохранительная деятельность - обеспечение законности, правопорядка, безопасности личности, общества и государства; охрана общественного порядка; предупреждение, пресечение, выявление, раскрытие и расследование правонарушений; защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности; экспертно-консультационная деятельность: - консультирование по вопросам права; осуществление правовой экспертизы документов; педагогическая деятельность - преподавание правовых дисциплин; осуществление правового воспитания.
| 2. Место дисциплины в ООП
| Учебная дисциплина «Конституционное право» входит в базовую часть профессионального цикла образовательной программы бакалавра. Дисциплина является фундаментальной в системе подготовки юристов. Это обусловливается местом конституционного права среди других отраслей российского права, спецификой общественных отношений, регулируемых нормами конституционного права России, источниками, в которых они закрепляются. Основным среди них является Конституция Российской Федерации (далее – РФ), закладывающая базовые принципы государственного строя России, формирования и деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, статуса человека и гражданина, развития правовой системы РФ.
Изучению Конституционного права предшествует овладение знаниями и умениями, образующими по отношению к знаниям и умениям конституционного права общенаучную и юридическую основы. Общенаучной основой изучения конституционного права являются философия и экономическая теория, юридической основой - «Теория государства и права», «История отечественного государства и права»; является предшествующей для всех отраслевых дисциплин.
| 3. Компетенции, формируемые в результате освоения учебной дисциплины
| Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);
способен добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);
владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-3);
способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);
обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5);
имеет нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону (ОК-6);
стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7);
способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8);
способен анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9);
способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-10);
владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-11);
способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-12);
владеет необходимыми навыками профессионального общения на иностранном языке (ОК-13);
владеет навыками ведения здорового образа жизни, участвует в занятиях физической культурой и спортом.
Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
в нормотворческой деятельности:
способен участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности (ПК-1);
в правоприменительной деятельности:
способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);
способен обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права (ПК-3);
способен принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4);
способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5);
способен юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6);
владеет навыками подготовки юридических документов (ПК-7);
в правоохранительной деятельности:
готов к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-8);
способен уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9);
способен выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения (ПК-10);
способен осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-11);
способен выявлять, давать оценку коррупционного поведения и содействовать его пресечению (ПК-12);
способен правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации (ПК-13);
в экспертно-консультационной деятельности:
готов принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции (ПК-14);
способен толковать различные правовые акты (ПК-15);
способен давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности (ПК-16);
в педагогической деятельности:
способен преподавать правовые дисциплины на необходимом теоретическом и методическом уровне (ПК-17);
способен управлять самостоятельной работой обучающихся (ПК-18);
способен эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-19).
| 4. Знания, умения и навыки, получаемые в процессе освоения дисциплины
| Процесс обучения направлен на развитие комплекса общекультурных и профессиональных компетенций.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен - общие категории конституционного права, а также специальные термины, применяемые в конституционно-правовом законодательстве;
- специфику конституционно-правовых отношений, права и обязанности субъектов конституционно-правовых отношений;
- источники конституционного права, их соотношение по юридической силе;
- значение, особенности и содержание Конституции Российской Федерации, этапы ее развития;
- значение и содержание основ конституционного строя Российской Федерации; конституционные характеристики Российского государства; конституционные основы экономической, общественно-политической и духовно-культурной деятельности в Российской Федерации;
- основы правового положения личности; становление и развитие института гражданства Российской Федерации, содержание конституционных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина; способы защиты прав и свобод личности;
- федеративное устройство России, основные этапы его становления и развития; принципы современного российского федерализма; конституционно-правовой статус Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;
- конституционные основы организации и обеспечения функционирования системы органов государственной власти и местного самоуправления. - систематизировать полученные знания в области конституционного права;
- правильно применять теоретические знания по конституционному праву, в том числе свободно оперировать конституционно-правовыми терминами и понятиями, точно их использовать в правотворческой и правоприменительной практике;
- осуществлять оценку конституционности и законности проектов нормативных правовых актов;
- анализировать действующее законодательство, тенденции его развития;
- толковать конституционно-правовые нормы, применяя различные способы и виды толкования;
- анализировать решения Конституционного Суда Российской Федерации, руководствоваться ими в своей профессиональной деятельности;
- принимать правовые решения в соответствии с федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими общественные отношения, относящиеся к предмету конституционного права;
- применять процедурные нормы конституционного права, необходимые для реализации конституционных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, полномочий органов и должностных лиц государственной власти и местного самоуправления;
- выявлять, давать оценку и содействовать пресечению коррупционного поведения;
-соблюдать нормы профессиональной этики и правила делового поведения. - навыком подготовки проектов нормативных правовых актов; - навыками прогнозирования в правотворчестве;
- нравственными качествами личности юриста, которые обеспечивают наилучшее выполнение профессиональных обязанностей;
- навыком составления правоприменительных документов избирательных комиссий.
| 5.Краткая характеристика учебной дисциплины (основные блоки, темы)
| Конституционное право как отрасль права, наука и учебная дисциплина. Основы конституционализма. Конституционные основы форм правления и государственных (политических) режимов. Конституционные основы территориальной организации публичной власти. Конституционно-правовой статус личности в зарубежных странах. Гражданство и правовой статус иностранцев. Конституционные системы государственной власти (глава государства, парламент, правительство, судебная власть). Основные этапы конституционного развития России. Понятие и юридические свойства Конституции РФ. Механизм реализации Конституции РФ. Конституционный строй РФ: понятие, содержание, основные элементы. Конституционные основы народовластия и формы его реализации. Конституционные основы гражданского общества в РФ. Гражданство РФ. Основные права, свободы и обязанности человека и гражданина в РФ. Федеративное устройство России. Избирательное право и избирательная система в РФ. Система государственных органов в РФ. Президент РФ. Федеральное Собрание – парламент РФ. Статус депутата в представительной системе РФ. Правительство РФ. Судебная власть и органы прокуратуры в РФ. Система органов государственной власти субъектов РФ. Конституционно-правовые основы местного самоуправления в РФ.
| 6. Используемые инструментальные и программные средства
| - библиотека Ивановского филиала РАНХ и ГС;
- компьютерный класс с выходом в Интернет;
- аудитории с мультимедийным оборудованием.
| 7. Формы промежуточного контроля студентов
| Текущий контроль успеваемости студентов осуществляется в следующих формах:
проведения устного опроса на практических занятиях;
собеседование;
коллоквиум ;
письменные работы: тесты, контрольные работы, эссе, реферат, курсовые работы, решение типовых задач.
| 8.Форма итогового контроля знаний студентов
|
Форма итогового контроля – экзамен.
| |