Аннотация на рабочую программу по эпидемиологии по направлению подготовки





Скачать 132.12 Kb.
НазваниеАннотация на рабочую программу по эпидемиологии по направлению подготовки
Дата публикации12.06.2015
Размер132.12 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Экономика > Документы
АННОТАЦИЯ НА РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ

ПО ЭПИДЕМИОЛОГИИ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ

060101 - Лечебное дело



1. Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины эпидемиология являются овладение теоретических и практических навыков для проведения профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний в лечебных учреждениях.
2. Место дисциплины в структуре ООП
Дисциплина «Эпидемиология» изучается в одиннадцатом семестре, относится к циклу профессиональных дисциплин образовательного стандарта высшего профессионального медицинского образования 060101 - Лечебное дело
3. Перечень компетенций в процессе освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины эпидемиология направлен на формирование у выпускника компетенций:
а) общекультурных (ОК):

способен и готов анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1);

способен и готов к пониманию и анализу мировоззренческих, социально и личностно значимых философских проблем, основных философских категорий, к самосовершенствованию (ОК-2);

способен и готов понимать и анализировать экономические проблемы и общественные процессы, использовать консолидирующие показатели, характеризующие степень развития экономики, рыночные механизмы хозяйства, методику расчета показателей экономической эффективности (ОК-4);

способен и готов к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, ведению дискуссии и полемики, редактированию текстов профессионального содержания, к осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности (ОК-5);

способен и готов использовать методы управления; организовать работу исполнителей; находить и принимать ответственные управленческие решения в условиях различных мнений и в рамках своей профессиональной компетенции (ОК-7);

способен и готов осуществлять свою деятельность с учётом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдать правила врачебной этики, законы и нормативные правовые акты по работе с конфиденциальной информацией (ОК-8);

б) профессиональных (ПК):

способен и готов реализовать этические и деонтологические аспекты врачебной деятельности в общении с коллегами, средним и младшим медицинским персоналом, взрослым населением и подростками, их родителями и родственниками (ПК-1);

способен и готов выявлять естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности врача, использовать для их решения соответствующий физико-химический и математический аппарат (ПК-2);

способен и готов к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, опираясь на всеобъемлющие принципы доказательной медицины, основанной на поиске решений с использованием теоретических знаний и практических умений в целях совершенствования профессиональной деятельности (ПК-3);

способен и готов анализировать результаты собственной деятельности для предотвращения врачебных ошибок, осознавая при этом дисциплинарную, административную, гражданско-правовую, уголовную ответственность (ПК-4);

Способен и готов проводить и интерпретировать опрос, физикальный осмотр, клиническое обследование, результаты современных лабораторно-инструментальных исследований, написать медицинскую карту амбулаторного и стационарного больного (ПК-5).

способен и готов применять методы асептики и антисептики, использовать медицинский инструментарий, проводить санитарную обработку лечебных и диагностических помещений лечебно-профилактических учреждений, владеть техникой ухода за больными (ПК- 7);

способен и готов к работе с медико-технической аппаратурой, используемой в работе с пациентами, владеть компьютерной техникой, получать информацию из различных источников, работать с информацией в глобальных компьютерных сетях; применять возможности современных информационных технологий для решения профессиональных задач (ПК-9);

способен и готов к научно-обоснованному применению современных социально-гигиенических методик сбора и медико-статистическому анализу информации о показателях здоровья населения различных возрастно-половых групп, характеризующих состояние их здоровья на уровне различных подразделений ЛПУ стационарного и амбулаторного типа (акушерско-гинекологический, сельский врачебный участок и др.) в целях разработки научно обоснованных мер по улучшению и сохранению здоровья населения (ПК-10);

способен и готов использовать методы оценки природных и медико-социальных факторов среды в развитии болезней, их коррекции, осуществлять профилактические мероприятия по предупреждению инфекционных, паразитарных и неинфекционных болезней, проводить санитарно просветительную работу по гигиеническим вопросам (ПК- 11);

способен и готов проводить с прикрепленным населением профилактические мероприятия по предупреждению возникновения наиболее часто встречающихся заболеваний, осуществлять общеоздоровительные мероприятия, мероприятия по формированию здорового образа жизни с учетом возрастно-половых групп и состояния здоровья, давать рекомендации по здоровому питанию, по двигательным режимам и занятиям физической культурой, оценить эффективность диспансерного наблюдения за здоровыми и хроническими больными (ПК-12);

способен и готов организовать проведение туберкулинодиагностики и флюорографические осмотры населения с целью раннего выявления туберкулеза, оценить их результаты; проводить отбор лиц для вакцинации и ревакцинации БЦЖ с учетом результатов массовой туберкулинодиагностики, оценить ее результаты (ПК-13);

способен и готов проводить противоэпидемические мероприятия, защиту населения в очагах особо опасных инфекций, при ухудшении радиационной обстановки и стихийных бедствиях (ПК-14);

способен и готов к обучению среднего и младшего персонала правилам санитарно-гигиенического режима пребывания пациентов и членов их семей в медицинских организациях и проведения среди пациентов основных манипуляций и процедур (ПК-25);

способен и готов к обучению пациентов, членов их семей и общества основным гигиеническим мероприятиям оздоровительного характера, способствующим укреплению здоровья и профилактике возникновения заболеваний, к формированию навыков здорового образа жизни, способствующих поддержанию на должном уровне их двигательной активности, устранению вредных привычек (ПК- 26);

способен и готов использовать нормативную документацию, принятую в здравоохранении (законы Российской Федерации, технические регламенты, международные и национальные стандарты, приказы, рекомендации, терминологию, международные системы единиц (СИ), действующие международные классификации (например, МКБ-10), и т.д., а также документацию для оценки качества и эффективности работы лечебно-профилактических учреждений стационарного и амбулаторного типа (ПК-27);

способен и готов изучать научно-медицинскую и парамедицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования, готовить рефераты, обзоры, доклады; участвовать в решении отдельных научно-исследовательских и научно-прикладных задач, соблюдать основные требования информационной безопасности (ПК- 31);

способен и готов к участию в освоении современных теоретических и экспериментальных методов исследования (ПК-32).
4. В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать:

- историю эпидемиологии, этапы формирования эпидемиологии как науки;

- предмет эпидемиологии, учение об эпидемическом процессе;

- виды эпидемиологических исследований и их предназначение;

- дизайн и основы организации эпидемиологических исследований;

- правовые и этические аспекты проведения эпидемиологических исследований;

- систему доказательств и принципы доказательности в принятии обоснованных решений по проведению профилактических и лечебных мероприятий;

- профилактические, противоэпидемические мероприятия и организация противоэпидемической работы в эпидемическом очаге;

- эпидемиологию и профилактику наиболее распространенных инфекционных болезней; - эпидемиологию и профилактику внутрибольничных инфекций;

- эпидемиологию и профилактику наиболее распространенных неинфекционных болезней.
Уметь:

- выявлять причины (факторы риска) развития болезни;

- проводить оценку потенциальной эффективности и безопасности профилактических и лекарственных препаратов;

- проводить оценку потенциальной и реальной эффективности профилактических и клинических мероприятий;

- проводить оценку потенциальной эффективности и безопасности диагностических и скрининговых тестов;

- принимать обоснованные решения по проведению профилактических и лечебных мероприятий;

- проводить статистическую обработку полученных в эпидемиологических исследованиях результатов;

- анализировать научные статьи и систематические обзоры на предмет их научной обоснованности;

- использовать в повседневной деятельности инструктивно-методические документы, регламентирующие профилактическую и противоэпидемическую работу;

- проводить первичные профилактические и противоэпидемические мероприятия в очагах наиболее распространённых инфекционных болезней;

- поддерживать систему санитарно-противоэпидемического режима в лечебно-профилактических стационарах различного профиля;

- поддерживать систему санитарно-противоэпидемического режима в лечебно-профилактических организованных коллективах детей и взрослых;

- проводить профилактические и противоэпидемические мероприятия на врачебном участке.
Владеть:

- приемами эпидемиологической диагностики приоритетных нозоформ и использовать результаты диагностики в практической деятельности;

- оформлением документов: карты экстренного сообщения о возникшем инфекционном заболевании, пищевом, остром профессиональном отравлении, необычной реакции на прививку; карты эпидемиологического расследования случаев кори и др.; - алгоритмом проведения первичных профилактических и противоэпидемических мероприятий в очагах наиболее распространенных инфекционных болезней.
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоёмкость дисциплины составляет 3 зачётных единицы 108 часов.

Модуль 1: Общая эпидемиология

Краткая история эпидемиологии. Становление эпидемиологии как науки, её место в системе медицинского образования и связь с другими медицинскими науками. Эпидемиологические исследования. Основы доказательной медицины. Базы данных. Систематические обзоры. Мета-анализ.

Эпидемический процесс. Наличие и сочетанное действие трех основных элементов эпидемического процесса: источник инфекции, механизм передачи, восприимчивый организм. Многофакторная природа инфекционного и эпидемического процессов. Проявления эпидемического процесса.

Традиционные определения интенсивности развития эпидемического процесса: спорадическая заболеваемость, эпидемия, пандемия. Понятие об эндемических и экзотических болезнях. Распределение инфекционных заболеваний по территории. Понятие о нозоареале и ареале возбудителя. Особенности нозоареалов при антропонозах, зоонозах и сапронозах. Профилактические и противоэпидемические мероприятия, направленные на источник инфекции при антропонозах и зоонозах, на разрыв механизма передачи (санитарно-гигиенические мероприятия, дезинфекция, стерилизация медицинского инструментария, дезинсекция), на восприимчивый коллектив. Качество и эффективность противоэпидемических мероприятий. Основы организации противоэпидемической работы. Медицинские и немедицинские подразделения противоэпидемической системы. Эпидемиологический надзор - подсистема социально-гигиенического мониторинга (СГМ). Определение, цель и задачи эпидемиологического надзора. Программы эпидемиологического надзора. Предвестники и предпосылки осложнения эпидемиологической ситуации. Роль СГМ в планировании и проведении комплекса противоэпидемических и профилактических мероприятий по охране здоровья населения. Правовые основы противоэпидемической деятельности, документы её регламентирующие. Права и обязанности граждан/исполнителей п/эпидемической системы. Профилактическая работа на врачебном участке. Кабинет инфекционных заболеваний в поликлинике, задачи в области профилактики инфекционных болезней.

Иммунопрофилактика, ее значение при разных группах инфекционных заболеваний. Глобальная и расширенная программа иммунизации (РПИ), этапы ее реализации. Федеральная и региональная программы «Вакцинопрофилактика». Правовые основы иммунопрофилактики  закон РФ о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, основы законодательства РФ об охране здоровья граждан, Федеральный закон «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней человека». Этические и правовые основы иммунопрофилактики. Национальный календарь профилактических прививок как инструктивно-методический документ, регламентирующий сроки, последовательность, показания и схему применения вакцины. Принципы его составления. Учетно-отчетная документация (ф 112-у, ф 063у, ф 026у, ф 156у-93). Организация и проведение прививок в лечебно-профилактических учреждениях. Прививочные кабинеты, их предназначение и особенности работы. Качество прививочных препаратов. «Холодовая цепь». Противопоказания к вакцинации. Вакцинация лиц, не привитых по календарю. Оформление факта отказа от прививок. Поствакцинальные осложнения и порядок их расследования. Предназначение и задачи консультативных центров по иммунопрофилактике.
Модуль 2: Эпидемиология инфекционных болезней

Общая характеристика антропонозов. Определение понятия. Группировка антропонозов в зависимости от реализации основного механизма передачи возбудителей инфекции. Особенности развития и проявления эпидемического процесса при антропонозах с различным механизмом передачи.

Особенности аэрозольного механизма передачи в различные стадии инфекционного процесса. Болезни с аэрозольным механизмом передачи. Общая характеристика группы. Бактериальные болезни: дифтерия, коклюш, менингококковая инфекция, скарлатина. Вирусные болезни: грипп, аденовирусная инфекция, корь, эпидемический паротит, ветряная оспа, краснуха, инфекционный мононуклеоз. Вертикальная передача возбудителя (герпес, краснуха, цитомегаловирусная инфекция, парвовирусная инфекция и др.).

Особенности реализации фекально-орального механизма передачи. Факторы передачи (первичные, промежуточные, конечные). Водный, пищевой, контактно-бытовой пути передачи, их активность при разных кишечных антропонозах в различных социально-бытовых группах населения. Характеристика вспышек с различными путями передачи возбудителя инфекции. Болезни с фекально-оральным механизмом передачи. Общая характеристика группы. Бактериальные болезни: брюшной тиф, шигеллёзы, эшерихиозы, холера; вирусные болезни: ротавирусный и энтеровирусный гастроэнтериты, полиомиелит, вирусные гепатиты А и Е.

Контактный механизм передачи. Пути передачи: естественный и искусственный, их значение. Болезни с контактным механизмом передачи. Общая характеристика. Бактериальные болезни, передаваемые половым путем (БППП): сифилис, гонорея, хламидиозы. Вирусные болезни: ВИЧ-инфекция (СПИД), генитальный герпес. Грибковые заболевания. Паразитарные болезни: чесотка. Распространенность, характеристика эпидемиологических проявлений.

Болезни с трансмиссивным механизмом передачи. Общая характеристика группы (малярия, сыпной эпидемический тиф, болезнь Брилля, возвратный эпидемический тиф и др.).

Общая характеристика зоонозов. Понятие зоонозов облигатных и факультативных, их характеристика. Распространенность. Место в инфекционной патологии. Эпидемиологическое значение членистоногих (насекомых и клещей). Трансмиссивные и нетрансмиссивные зоонозы. Природно-очаговые заболевания. Зависимость эпидемического процесса от эпизоотического. Нозоареалы. Зоонозы бактериальные: бруцеллез, лептоспироз, псевдотуберкулез, иерсиниоз, чума, туляремия, сальмонеллез, сибирская язва, лайм-боррелиоз. Вирусные зоонозы: бешенство, клещевой энцефалит. Противоэпидемические и профилактические мероприятия при зоонозах. Эпидемиологический (эпизоотологический) надзор. Роль отделов особо опасных инфекций центров санэпиднадзора и противочумных учреждений в борьбе с зоонозами.

Сапронозы: столбняк, листериоз, легионеллез и др. Влияние социально-экономических факторов на эпидемический процесс сапронозов в современных условиях. Техногенная очаговость инфекционных болезней применительно к сапронозам. Механизмы сохранения возбудителей сапронозов во внешней среде. Профилактические мероприятия. Особенности эпидемиологического надзора.

Паразитозы: протозоозы и гельминтозы. Распространенность. Кратковременность иммунитета при большинстве инвазий. Влияние паразитозов на клиническое течение инфекционных и неинфекционных болезней. СПИД-ассоциируемые паразитозы. Источники инвазии, пути заражения, условия определяющие распространение паразитозов. Роль природных и социальных факторов в формировании очагов. Противоэпидемические мероприятия, потенциальная и реальная эффективность проводимых мероприятий. Роль лечебно-профилактических учреждений в проведении мероприятий по борьбе с паразитозами. Документы, регламентирующие содержание и проведение мероприятий в эпидемических очагах. Особенности организации и проведения эпидемиологического надзора при паразитарных заболеваниях.

Внутрибольничные инфекции. Актуальность проблемы ВБИ, эпидемиологическая, экономическая и социальная значимость. Этиология. Место гнойно-септических инфекций в структуре ВБИ. Госпитальные штаммы и их характеристика. Восприимчивость. Группы риска. Источники ВБИ. Понятие “микробная колонизация”. Множественность путей и факторов передачи. Естественная и искусственная (артифициальная) передача. Потенциальная роль медицинских работников в распространении ВБИ. Проявления эпидемического процесса. Особенности проявлений традиционных инфекционных заболеваний и гнойно-септических инфекций. Особенности ГСИ в стационарах и отделениях различного профиля и факторы их определяющие. Типы эпидемических вспышек. Профилактические и противоэпидемические мероприятия. Санитарно-гигиенический и противоэпидемический режим ЛПУ. Профилактика ВБИ среди медицинских работников. Содержание и организация эпидемиологического надзора за ВБИ, особенности его проведения в ЛПУ различного профиля.
Модуль 3: Эпидемиология неинфекционных болезней

Общие аспекты эпидемиологии неинфекционных заболеваний. Отличие эпидемиологии инфекционных от неинфекционных: более длительный латентный период, непредсказуемость конкретных сроков его, постепенность развития заболевания, большая вариативность признаков заболевания, мультифакторная природа этиологии и патогенеза, вероятностный характер, сложность выделения невосприимчивой части популяции к заболеванию, прогноза заболеваемости и эффективность профилактики. Значение эпидемиологических исследований в изучении неинфекционных болезней, основные задачи. Эпидемиология актуальных болезней. Профилактические мероприятия.


Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

108

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

72

в том числе:




лекции

21

практические занятия

51

контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

36

в том числе:




самостоятельная внеаудиторная работа

36

Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен) зачёт



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Аннотация на рабочую программу по эпидемиологии по направлению подготовки iconАннотация на рабочую программу дисциплины
Содержание дисциплины и требования к формам и содержанию текущего, промежуточного, итогового контроля
Аннотация на рабочую программу по эпидемиологии по направлению подготовки iconАннотация на рабочую программу дисциплины
Содержание дисциплины и требования к формам и содержанию текущего, промежуточного, завершающего контроля
Аннотация на рабочую программу по эпидемиологии по направлению подготовки iconАннотация рабочей программы учебной дисциплины
Дисциплина «Микроскопия и оптические методы в биологии» входит в основную образовательную программу по направлению подготовки 020400...
Аннотация на рабочую программу по эпидемиологии по направлению подготовки iconАннотация на рабочую программУ
Целью освоения дисциплины «Конституционное право» является формирование профессиональных компетенций, необходимых для успешной профессиональной...
Аннотация на рабочую программу по эпидемиологии по направлению подготовки iconАннотация на рабочую программу по литературе для 10 класса
Министерством образования Российской Федерации, авторы-составители: Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев (М. «Русское слово»,...
Аннотация на рабочую программу по эпидемиологии по направлению подготовки iconУчебник русского языка для 6 класса, авторами которого являются М....
Аннотация на рабочую программу по русскому языку в 6 классе, составленную на основе программы общеобразовательных учреждений: Русский...
Аннотация на рабочую программу по эпидемиологии по направлению подготовки iconПояснительная записка Пояснительная записка на рабочую программу...
Пояснительная записка на рабочую программу по дисциплине «Физическая культура для специальных медицинских групп» специальности 050709...
Аннотация на рабочую программу по эпидемиологии по направлению подготовки iconРецензия на рабочую программу дисциплины
Программа подготовлена преподавателем филиала Ургупс в г. Златоусте Ковалевой Ольгой Евгеньевной
Аннотация на рабочую программу по эпидемиологии по направлению подготовки iconПрограмма «Ритмика и танец» Срок реализация 1 год Программу составила...
При составлении рабочей программы автор использовал образовательную программу дополнительного образования детей "Гармония" (ритмика...
Аннотация на рабочую программу по эпидемиологии по направлению подготовки iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Для подготовки к итоговому тестированию студент заочник должен изучить перечень вопросов, составляющих основное теоретическое содержание...
Аннотация на рабочую программу по эпидемиологии по направлению подготовки iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
При составлении рабочей программы автор использовал образовательную программу дополнительного образования детей "Гармония" (ритмика...
Аннотация на рабочую программу по эпидемиологии по направлению подготовки iconРабочая программа По учебному курсу «Окружающий мир» Для 1 4 класса
Рабочую программу составили учителя Белова И. А., Лунякова Н. Н., Белоусова Е. М., Долотова В. А
Аннотация на рабочую программу по эпидемиологии по направлению подготовки iconВопросы к зачету
Дополнения и изменения, внесенные в рабочую программу «Элективные курсы по физической культуре», утверждены на заседании кафедры...
Аннотация на рабочую программу по эпидемиологии по направлению подготовки iconИтоговый тестовый контроль по Эпидемиологии – 2009 год Предметную...
Методы и сооружения утилизации, захоронения и сжигания твердых: бытовых и промышленных отходов
Аннотация на рабочую программу по эпидемиологии по направлению подготовки iconАннотация основной образовательной программы по направлению подготовки

Аннотация на рабочую программу по эпидемиологии по направлению подготовки iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочую программу составили учителя Белова И. А., Лунякова Н. Н., Белоусова Е. М., Долотова В. А


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск