Федеральное агентство по образованию
Югорский государственный университет Гуманитарный факультет
институт, факультет
кафедра педагогики и психологии
кафедра
доцент Кузьмина Н.А.
ф. и. о. автора
Учебно - методические указания
для студентов заочной формы обучения
по изучению дисциплины
Дисциплина Психолого-педагогическая антропология
название дисциплины Специальность Педагогика и психология
номер и название специальности
основная образовательная программа
основная, сокращенная (ускоренная) образовательная программа ЮГУ, филиала ЮГУ в г.__________
Курс 2
курс
Группа з- 3590, з-3500
группа
Семестр 3, 4
осенний, весенний
Учебный год 2010 - 2011
учебный год
Ханты-Мансийск 2010
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ИТОГОВОМУ ТЕСТИРОВАНИЮ И ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
К ЗАЧЕТУ ПО КУРСУ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ Часть 1. ТЕСТИРОВАНИЕ
Для подготовки к итоговому тестированию студент заочник должен изучить перечень вопросов, составляющих основное теоретическое содержание дисциплины (см. «Рабочую программу» по дисциплине), выполнить тренировочные тесты, составить словарик антропологических терминов и основных понятий.
ТЕРМИНОЛОГИЯ
Антропология, психологическая антропология, педагогическая антропология, человек, ребенок, организм, психика, душа ребенка, развитие человека как вида, развитие ребенка, пространство и время развития человека, культура, человек в культуре, воспитание, ребенок как объект и субъект воспитания и культуры, сотрудничество, содействие, диалог в воспитании.
Часть 2. КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА. Контрольная работа по данной дисциплине предполагает два вида отчетности: конспект по разделу «Педагогическая антропология К.Д Ушинского» и реферат.
.
2.1. Для выполнения конспекта следует внимательно прочитать и законспектировать основные положения работы К.Д. Ушинского «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии». Далее последовательно выполняются задания 1-9.
Проанализировав «Предисловие» к работе К.Д. Ушинского «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии», поясните причины появления и основную цель написания этого научного труда.
Проанализировав «Предисловие» к работе К.Д. Ушинского «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии», определите, почему антропологическое знание является важным для педагога.
Проанализировав «Предисловие» к работе К.Д. Ушинского «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии», поясните, что осталось актуальным до сих пор и с чем Вы, возможно, не согласны.
Проанализируйте структуру труда К.Д. Ушинского. Содержания каких разделов, на Ваш взгляд, не совсем соответствуют отдельным положениям современных наук?
Проанализируйте «Психологическую часть» работы К.Д. Ушинского «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии». Назовите основные факторы развития человека по Ушинскому.
Проанализируйте «Психологическую часть» работы К.Д. Ушинского «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии». Назовите психологические явления, свойственные только человеку.
Проанализируйте «Психологическую часть» работы К.Д. Ушинского «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии». Обоснуйте большую значимость игры для развития ребёнка.
Проанализируйте «Психологическую часть» работы К.Д. Ушинского «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии». Каковы взгляды К.Д. Ушинского на воспитание, его возможности, значение воспитания?
Какова сущность человека и ребёнка с точки зрения К.Д. Ушинского и по современным представлениям психолого-педагогической антропологии?
2.2. Реферирование научных источников. Для своевременного получения зачета студенту-заочнику следует:
подготовить реферат по одной из предложенных тем (примерные темы рефератов представлены также и в «Рабочей программе» по дисциплине),
оформить его в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению контрольных работ (см. соответствующие «Требования к содержанию и оформлению контрольных работ на заочном отделении»),
представить реферат на проверку до начала весенней сессии (до начала занятий в 4 семестре).
Тематика рефератов
по курсу психолого-педагогической антропологии ( по материалам трудов К. Д. Ушинского и современным данным)
Антропологические представления о развитии ребенка.
Особенности антропологического подхода к понятиям «личность», «индивидуальность» ребенка.
К.Д. Ушинский о природе человека в работе «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии».
Ребенок как предмет анализа в работе К.Д. Ушинского.
Реализация целостного подхода к изучению человека (по работе К.Д. Ушинского «Человек как предмет воспитания»).
Гуманистическая концепция К.Д. Ушинского (на материале произведений о детях и для детей).
Современные гуманистические концепции воспитания.
Детская и юношеская субкультура как фактор воспитания.
Требования К.Д. Ушинского к воспитателю.
Методические советы К.Д. Ушинского по обучению, воспитанию и развитию детей.
Основные понятия «Физиологической части» работы К.Д. Ушинского «Человек как предмет воспитания» и данные современной науки.
Взаимосвязь различных типов культур с особенностями воспитания детей.
Эмоциональная сфера человека в понимании К.Д. Ушинского.
Представления К.Д. Ушинского о характере человека.
Волевая сфера человека с точки зрения педагогической антропологии.
Представления К.Д. Ушинского о врожденных органических и душевных стремлениях человека.
Основные принципы эффективного воспитания (позиция Ушинского и современные представления).
Современные инновации в сфере воспитания.
Факторы развития человека («Психологическая часть» работы К.Д. Ушинского).
Значение слова в развитии ребенка.
Игра как значимая деятельность в развитии ребенка.
Механизмы развития сознания в «Психологической части» работы К.Д. Ушинского «Человек…» и современные представления.
Динамика представлений ребенка о пространстве и времени (по материалам работы К.Д. Ушинского «Человек как предмет воспитания» и данным современной науки).
Каковы особенности и значение физического воспитания с точки зрения К.Д. Ушинского и современных представлений.
Привычки в жизни ребенка. Рекомендации К.Д. Ушинского воспитателю.
Роль антропологического знания для современной теории и практики педагогики.
Педагогическая антропология в трудах Н.И. Пирогова, К.Д. Ушинского, О.Больнова.
Понимание счастья человеком и ребенком с точки зрения К.Д.Ушинского.
|