Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Национальный исследовательский университет
«Высшая школа экономики»
Факультет государственного и муниципального управления Кафедра финансового менеджмента в государственном секторе
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
На тему "Развитие государственного аудита в Российской Федерации"
Студент группы № 493
Кузнецов Николай Владимирович Руководитель ВКР, к.э.н., доц.
Ветрова Евгения Юрьевна Рецензент
Черкес Ксения Александровна Москва, 2013
Оглавление Введение 3
Глава 1. Характеристика государственного аудита 6
1.1.Сущность государственного аудита 6
1.2.Обзор зарубежной практики 9
1.3.Международный опыт в методологических подходах к организации государственного аудита 14
Глава 2. Место государственного аудита в действующей структуре государственного финансового контроля 24
2.1. Нормативное правовое регулирование государственного аудита 24
2.2 Структура органов внешнего государственного финансового контроля 31
Глава 3. Развитие государственного аудита в России 44
3.1. Новые реализуемые формы государственного аудита 44
3.2. Механизмы развития государственного аудита 48
Заключение 53
Библиографический список 55
Приложение 1 61
Введение
До настоящего времени комплексные исследования отдельных механизмов государственного регулирования, в том числе касающихся вопросов государственного финансового контроля и аудита, проводились в Российской Федерации в крайне ограниченном масштабе. На сегодняшний день не разработаны методологические подходы к системному анализу и оптимизации механизмов государственного и муниципального финансового контроля, а также составляющих их полномочий органов исполнительной и законодательной власти. В то же время во многих странах государственный аудит является одним из ключевых элементов согласования реальных интересов общества с декларируемыми целями развития и методами их достижения.
В рамках реализации Программы повышения эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года и перехода к программному бюджету проблема повышения эффективности контроля над эффективностью расходования финансовых средств становится одной из первостепенных. Президент Российской Федерации В.В. Путин в своем Федеральном Послании, говоря о принципах новой модели госуправления, выделил пять ключевых положений, одним из которых является «повсеместное внедрение новых форм и методов контроля»1.
Президент также отметил, что для борьбы с коррупцией «важнейшее значение имеет аудит эффективности и целесообразности бюджетных расходов, закупок государства и госкомпаний, а также публичная отчётность о ходе и результатах исполнения госконтрактов»2.
Низкая институциональная среда, состоящая из все возрастающего числа неэффективных регуляций и массовых коррупционных практик, создает значительные препятствия для роста производства, увеличения числа качественных рабочих мест, инвестиционной активности бизнеса, в том числе для прямых иностранных инвестиций, что, в свою очередь, подрывает возможности модернизации отечественной экономики.
Такое положение дел в системе государственного управления позволяет выдвинуть основную гипотезу данного исследования: недостаточная нормативная и методологическая формализация функций органов государственного финансового контроля тормозит развитие государственного аудита.
Целью данной работы является определение основных направлений развития системы государственного аудита в Российской Федерации, на основе изучения и обобщения международного и российского опыта, а также поиск путей их реализации.
Для достижения поставленной цели в работе сформулированы следующие задачи:
раскрыть сущность и содержание государственного аудита, определить его место и роль в системе государственного финансового контроля;
рассмотреть текущее состояние развития государственного аудита, через анализ существующей практики и нормативного правового регулирования;
выделить основные проблемы развития государственного управления в Российской Федерации;
разработать пути развития системы государственного аудита.
Научная новизна работы заключается в систематизации теоретических и практических положений, направленных на увеличение эффективности внешнего государственного финансового контроля в условиях административной и бюджетной реформ в Российской Федерации. Элементы новизны заключается в том, что были рассмотрены теоретические подходы к определению государственного аудита, проанализированы структура и полномочия органов государственной власти по реализации функции государственного аудита, была систематизирована информация о применении новых методологических и нормативных практик в области государственного аудита и определены основные направления дальнейшего развития данной системы в Российской Федерации.
Объектом исследования определена система государственного аудита в Российской Федерации. Предметом исследования являются новые механизмы финансового контроля, степень их внедрения и текущие проблемы применения.
Методологической основой данного исследования являются следующие основные методы – системный и сравнительный анализ, а также проведение экономической и юридической экспертизы. В частности, системный и сравнительный анализ существующей правоприменительной практики и нормативного правового регулирования административных режимов предполагал мониторинг официальных интернет сайтов федеральных органов исполнительной власти, анализ правоприменительной и судебной практики, а также юридический и сравнительный анализ содержания нормативных правовых актов:
Теоретическую основу исследования составили федеральные законы, Указы и распоряжения Президента РФ, распоряжения и постановления Правительства РФ, Счетной палаты РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, работы отечественных и зарубежных авторов, монографии, сообщения периодической и научной печати, связанные с темой исследования, материалы научно-практических конференций.
|