Учебное пособие по дисциплине «Общая экология»





НазваниеУчебное пособие по дисциплине «Общая экология»
страница1/13
Дата публикации04.11.2014
Размер2.21 Mb.
ТипУчебное пособие
100-bal.ru > Право > Учебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

Ставропольский государственный аграрный университет


Биотические взаимоотношения

в популяциях и биогеоценозах

учебное пособие по дисциплине «Общая экология»

Ставрополь

2003
УДК 574 (075.8)

ББК
Составители: Толоконников В.П., докт. вет. наук, профессор, зав. кафедрой паразитологии и ветсанэкспертизы СГАУ;

Лысенко И.О., к.б.н., доцент кафедры экологии СГАУ
Рецензенты: Иванов А.Л., д.б.н., профессор, зав. кафедрой ботаники СГУ;

Хохлов А.Н., д.б.н., профессор кафедры зоологии СГУ;


Биотические взаимоотношения в популяциях и биогеоценозах. Учебное пособие по дисциплине «Общая экология» для студентов, обучающихся по специальности 013400 – Природопользование. – Ставрополь: СГАУ. – 2003.
Учебное пособие по дисциплине «Общая экология» построено в соответствии с государственным общеобразовательным стандартом.

Данное учебное пособие содержит теоретический материал в котором отражены все основные разделы необходимые для полного и глубокого изучения сущности биотических взаимоотношений в природе, их многообразии и особенностях, а также практические задания, темы рефератов и вопросы для самоконтроля знаний студентов.
Для студентов высших учебных заведений, специализирующихся в области экологии, охраны окружающей среды и преподавателей.


Учебное пособие печатается по решению методического совета Ставропольского государственного аграрного университета.

Протокол № 3 от 5 ноября 2003г.

 ФГОУ ВПО Ставропольский

государственный аграрный университет, 2003.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Важнейшим свойством любой экосистемы является ее устойчивость, сбалансированность происходящих в ней процессов.

Экологическое равновесие в экосистемах поддерживается сложными механизмами взаимоотношений между живыми организмами и условиями среды, между особями одного вида и особями разных видов друг с другом.

Данное учебное пособие содержит все основные разделы необходимые для полного и глубокого изучения сущности биотических взаимоотношений в природе, их многообразии, особенностях взаимоотношений между разными видами живых организмов и организмами, принадлежащими к одному виду или популяции, а так же включает разделы, посвященные динамическим процессам, происходящим в популяциях и механизмы регуляции численности живых организмов в популяциях и биогеоценозах.

Учебное пособие состоит из 4 глав, в которых отражена теоретическая основа для изучения биотических взаимоотношений. По ходу изучаемого материала предложены вопросы для самоконтроля знаний студентов. Кроме того, в конце пособия разработаны вопросы и задания для практического выполнения, и темы рефератов для самостоятельной работы студентов. Список основной и дополнительной литературы поможет студентам в подготовке рефератов, а преподавателям при подготовке лекционного материала.

На наш взгляд, данное учебное пособие может быть использовано на лабораторных и практических занятиях при изучении курса «Общая экология» для студентов биологических специальностей и по специальностям экология и природопользование, при подготовке к семинарским занятиям в качестве дополнительного источника информации. Методическая разработка рекомендуется слушателям спецкурсов в качестве основного и дополнительного материала, а также может быть использована в кружковой работе.

Введение. Общая характеристика биотических факторов

В отличие от абиотических факторов, охватывающих всевозможные действия неживой природы, биотические факторы - это совокупность влияния жизнедеятельности одних организмов на другие.

Среди них обычно выделяют: влияние животных организмов (зоогенные факторы), влияние растительных организмов (фитогенные факторы), влияние человека (антропогенные факторы).

Действие биотических факторов может рассматриваться как действие на среду, на отдельные организмы, населяющие эту среду, или действие этих факторов на целые сообщества.

Эти факторы носят самый разнообразный характер и проявляются во взаимоотношениях организмов при совместном обитании. Так, растения представляют собой важный биотический фактор для животных фитофагов – от их количества зависит численность и распространение последних. В свою очередь фитофаги оказывают влияние на растения – снижают их продуктивность и создают неблагоприятные условия для размножения.

Определенную среду обитания для многих животных создают растительные ассоциации. Хорошо известны типичные лесные или степные животные, приспособленные к жизни либо в густом лесу, либо в травянистой степной растительности.

Важным биотическим фактором для ряда цветковых растений выступают животные-опылители. Взаимные приспособления цветков и животных, опыляющих их, выработавшиеся в процессе длительного совместного существования, часто бывают прямо-таки изумительными. Не менее поразительны взаимные приспособления у плодов растений и животных, способствующих их расселению.

Хищники регулируют динамику численности своих жертв. С другой стороны, то или иное количество добычи обусловливает динамику численности хищников.

Весьма интересные взаимоотношения складываются у паразитических видов со средой обитания, которой служит организм хозяина. В данном случае и паразит, и хозяин взаимно приспосабливаются к совместному существованию.

Взаимоотношения организмов осуществляются с помощью разнообразных средств и методов. Хорошо известно, например, химическое воздействии организмов друг на друга. Выделяемые растениями колины, фитонциды и другие, биологически активные вещества, оказывают либо угнетающее, либо стимулирующее действие на различные организмы, антибиотики также меняют условия жизни многих организмов. Кроме того, организмы могут механически воздействовать друг на друга. Например, вытаптывание животными травяного покрова. Факторы, воздействующие на живые организмы непосредственно, называются прямыми.

Действие биотических факторов может быть и косвенным. Живые организмы в процессе жизнедеятельности вносят изменения в окружающую неживую природу, а это влечет за собой изменения среды обитания. Так, бактерии влияют на состав почвы, изменяют условия существования растений и почвенных животных. Под пологом леса, на лугу и других местообитаниях формируются специфические микроклиматы, где одни организмы находят благоприятные факторы, а другие нет.

В 1939 году Клементс и Шелфорд взаимодействиям между различными организмами, населяющими данную среду, дали название коакций. Коакции подразделяются на два типа: гомотипические и гетеротипические. Гомотипические реакции - взаимодействия между особями одного и того же вида, гетеротипические – между особями разных видов.
Как называют совокупность влияния жизнедеятельности одних организмов на жизнедеятельность других?

Какие основные группы взаимовлияния живых организмов можно выделить среди многообразия биотических факторов?

Какие уровни биологической организации вам известны?

Какие уровни биологической организации являются объектами изучения экологии?

На какие уровни биологической организации воздействуют биотические факторы?

В чем заключается важность биотических факторов для популяций и сообществ живых организмов?

Как можно охарактеризовать прямое и косвенное действие биотических факторов на живые организмы?

Какое название Клементс и Шелфорд дали взаимодействиям между различными организмами населяющими данную среду?

Какие коакции принято называть гомотипическими, а какие гетеротипическими?
Глава 1. Внутривидовые биотические взаимоотношения

Многообразное население популяции постоянно взаимодействует между собой. Удовлетворение потребностей в питании, распределении кормовых угодий, выбор места для постройки гнезда, спаривание, выращивание потомства, охрана занимаемой территории, расселение и т.д. осуществляются при постоянном взаимодействии особей, входящих в каждую популяцию, которая и обеспечивает ее существование.

Эти связи складывались по мере образования и развития вида как целостной системы. Поэтому все особи, входящие в популяцию, обладают и общностью происхождения, и многочисленными специфическими приспособлениями к совместной жизни. Эти приспособления были названы С.А. Северцовым (1951) конгруэнциями. Конгруэнции охватывают морфофизиологические и этологические (поведенческие) черты. Сюда можно отнести: особенности строения, обеспечивающие встречи разнополых особей, размножение выращивание молодняка, приспособления, обеспечивающие расселение или объединение в стаи (к миграциям или на зиму), разнообразные «сигналы» - запахи, цвет, голос, поведение и другие - все, что привлекает или отвлекает особей, предупреждает их о занятой территории.

Данные приспособления могут носить характер индивидуальных и групповых контактов. Они по-разному осуществляются на разных стадиях развития организмов и могут изменяться в течение жизни особи, в разные сезоны года, а также в связи с изменениями условий жизни. Взаимоотношения между членами популяции зависят, прежде всего, от того, одиночный или групповой образ жизни свойственен виду. Формы же существования особей в популяции чрезвычайно различны.

Эти связи складывались по мере образования и развития вида как целостной системы. Поэтому все особи, входящие в популяцию, обладают и общностью происхождения, и многочисленными специфическими приспособлениями к совместной жизни. Эти приспособления были названы С.А. Северцовым (1951) конгруэнциями. Конгруэнции охватывают морфофизиологические и этологические (поведенческие) черты. Сюда можно отнести: особенности строения, обеспечивающие встречи разнополых особей, размножение выращивание молодняка, приспособления, обеспечивающие расселение или объединение в стаи (к миграциям или на зиму), разнообразные «сигналы» - запахи, цвет, голос, поведение и другие - все, что привлекает или отвлекает особей, предупреждает их о занятой территории.
Дайте определение внутривидовым биотическим взаимоотношениям.

Какова экологическая сущность внутривидовых биотических взаимоотношений?

Какими свойствами обладают особи входящие в данную популяцию?

Как называются специфические приспособления особей к совместной жизни? Кто дал определение этому понятию?

Какие приспособления особей к совместной жизни можно отнести к конгруэнциям?

Какой характер могут носить данные приспособления?
1.1. Одиночный образ жизни

Особи популяции обособлены и независимы друг от друга. Такой образ жизни характерен для многих видов, главным образом на определенных стадиях жизненного цикла. Полностью одиночное существование организмов в природе не встречается. Причина этого явления – невозможность осуществления их основной жизненной функции – размножения. Однако, для некоторых видов характерны очень слабые контакты между совместно живущими особями. Так, у видов с внутренним оплодотворением встречи самцов и самок могут быть очень кратковременными, для осуществления копуляции. В остальное время животные живут отдельно, независимо друг от друга, например, хищные жуки-жужелицы, божьи коровки и многие другие насекомые. Подобный образ жизни ведут отдельные водные обитатели (одиночные актинии) с наружным способом оплодотворения, при котором нет необходимости в непосредственной встрече партнеров. Нередко виды с одиночным образом жизни образуют временные скопления особей. Например, в период, предшествующий размножению или в местах зимовок и т. д. Бабочки-крапивницы поздней осенью в большом количестве собираются в чердачных помещениях, божьи коровки и жужелицы – возле пней и корней деревьев в сухой подстилке, щуки и сомы – в зимовальных ямах на дне водоема. Вместе с тем подобные скопления не сопровождаются установлением тесных связей между животными.

1.2. Семейный образ жизни.

Усложнение отношений внутри популяций происходит по двум направлениям: усиление связи между половыми партнерами и возникновение контактов между родительским и дочерним поколениями.

В популяциях на этой основе формируются семьи, разнообразные по составу и длительности существования. Родительские пары могут создаваться на короткий или длительный срок, а у некоторых видов – на всю жизнь взрослых особей. Среди птиц тетерева, глухари не образуют устойчивых семейных пар. У многих воробьиных самка и самец держатся вместе в течение всего периода гнездования. Сохраняются на долгие годы семейные пары лебедей, журавлей, голубей. Выбор партнеров у животных сопровождается особым брачным поведением, нередко большой сложности, - «танцы», «ухаживания» и др.

У многих насекомых, птиц млекопитающих ухаживание нередко предотвращает агрессивные и оборонительные реакции особей противоположного пола, приводит к синхронизации полового созревания, стимулирует готовность к спариванию, что имеет большое значение для размножения, к которому самец и самка должны быть готовы в одно и то же время.

В период выбора половых партнеров в популяциях животных усиливаются конкурентные отношения. У многих животных возникают драки самцов, ритуальные демонстрации и другие типы специализированного поведения, которые направлены на устранение конкурентов.

Несмотря на частую ожесточенность, эти столкновения редко приводят к большим травмам соперников, большей частью ограничиваются изгнанием одного из них с территории, где находится самка. Токующие турухтаны стремительно бросаются друг на друга, а затем внезапно замирают со взъерошенным «воротником», после этого вновь повторяют броски. В таких сражениях у рыб преобладает ритуал угрозы или противники кусают друг друга в пасть – наименее уязвимую часть тела, но не наносят более опасных укусов в бок.

Следовательно, период, предшествующий размножению в популяциях животных, характеризуется активным поиском и резким усилением контактов между особями.

Семейный образ жизни усиливает связи между родителями и их потомством. Простейшим видом такой связи является забота одного из родителей, например, об отложенных яйцах – охрана кладки, инкубации, дополнительное аэрирование и. д. У птиц забота о птенцах продолжается до поднятия их на крыло, а у ряда крупных млекопитающих, таких, как медведи, тигры, детеныши воспитываются в семейных группах до наступления их половой зрелости, в течение нескольких лет. В зависимости от того, кто из родителей берет на себя уход за потомством, различают семьи отцовского, материнского и семейного типов. В охране и выкармливании потомства в семьях с устойчивым образованием пар принимают участие обычно как самец, так и самка.

Дальнейшее усложнение поведенческих связей в популяциях приводит к формированию более крупных объединений животных – колоний, стай, стад.
Возможно ли полностью одиночное существование особей в популяции? Почему?

Для каких видов возможны очень слабые контакты между особями? Почему?

Какие виды образуют временные скопления особей?
1.3. Групповой образ жизни

1.3.1. Биологические преимущества группового образа жизни.

Существование в составе группы имеет свои выгоды.

1. В группе животные легче обеспечивают себя кормом и затрачивают меньше энергии на добывание пищи. Известно, например, что эффективность питания многих рыб в стае выше, чем у одиночных особей. Так, в условиях эксперимента стайки из 10 особей бычка-желтокрылки потребляли за сутки 400-600 мг корма, тогда как одиночные особи практически не питались вообще. Гольяны в стае из 20-30 рыб поедали за сутки до 1 г личинок омуля или до 2 г личинок бычка-желтокрылки, в стае из 10 особей – соответственно 700 мг и 1,5 г, а одиночные гольяны поедали не более 10 % указанного рациона. Если рацион стаи из 50 двухлетних омулей принять за 100%, то такая же стая их 40 особей потребляет 80%, из 10 особей – 70%; рацион одиночных особей – 47%. Аналогичные данные имеются и по другим видам стайных рыб. Характерно, что виды с одиночным образом жизни и охоты интенсивнее питаются в одиночку, чем в экспериментально созданных группах. То же известно и для птиц. Например, большие синицы эффективнее добывают корм в составе групп (или даже пар), чем в одиночку. В зимнее время преимущество стайного кормления используют и виды, обладающие индивидуальным участком. Стаи морских птиц выслеживают косяки рыб или скопления планктона с большим успехом, чем это делают одиночные особи.

Добывание корма северными оленями и некоторыми другими копытными в составе стад более результативно и требует меньших энергозатрат – опять-таки отчасти потому, что в стаде каждая особь меньше времени тратит на ориентировочные реакции. Кроме того, северные олени зимой в составе стада успешнее разрывают снег и добираются до ягеля.

Есть и другие преимущества группового кормления. Известно, что стая хищных рыб способна окружить добычу, оттеснить ее от укрытий и воспрепятствовать бегству; описана эффективность совместной охоты стай бакланов (иногда вместе с пеликанами). Волки в зимнее время образуют стаи главным образом потому, что только таким образом они могут добыть крупную жертву (мелкая добыча зимой практически недоступна). Сходное явление наблюдается у койотов. Охота гиеновых собак на антилоп в малочисленных (менее 4-6 животных) стаях становится неэффективной, а добычу часто отнимают гиены.

2. Велико значение группового образа жизни в защите от хищников. Скопление большого числа особей существенно повышает вероятность раннего обнаружения опасности; свойственная групповым животным система взаимного оповещения делает этот факт достоянием всей группы. Эффективность реакции группы на хищника прослежена в ряде наблюдений и экспериментов. Так, в опытах с красноклювыми ткачиками установлено, что более крупные стаи раньше обнаруживают опасность; в экспериментальных условиях овсянки юрко реагировали на регулярные полеты ручного канюка образованием более крупных стаек: если при отсутствии хищника средний размер стаи составлял 3,9 особи, то при его регулярном появлении –7,3.

Своевременное обнаружение опасности и сигнализация о ней обеспечивает повышение эффективности избежания нападения хищников (убегание, рассредоточение, затаивание и пр.). При этом и возможности непосредственной обороны, несомненно, выше в составе стаи: в ряде случаев стадо (стая) вполне успешно обороняется против хищника, от которого одиночная особь защищаться не в состоянии. Например, наблюдения за стаями скворцов обнаружили активную реакцию их на пернатых хищников: обнаружив хищника, большая (до 50 тысяч особей) стая скворцов уплотняется, выстраивается клином и бросается на него. Оборона столь эффективна, что хищники избегают встреч с массовыми скоплениями скворцов. Столь же активно ведут себя колониальные околоводные и морские птицы (чайки, чистиковые).

Известна коллективная оборона от нападения волков у крупных копытных; вообще в стадах копытных хищники обычно берут лишь отставших или «умышленно» отбитых в сторону животных. У обезьян самцы, в норме довольно агрессивно относящиеся друг к другу, «кооперируются» при совместной защите от хищников.

Жизнь в группе сопряжена и с некоторыми другими преимуществами.

3. Экономный тип энергозатрат (метаболический «эффект группы»). Например, многие насекомые (сверчки, тараканы, саранчовые и др.) в группе имеют более интенсивный, чем при жизни поодиночке, метаболизм, быстрее растут и созревают.

4. Возможность передачи опыта молодым через подражание и прямое обучение и др.

Вместе с тем, как уже говорилось, в многочисленных скоплениях возрастает вероятность конкуренции. Поэтому биологические преимущества группового образа жизни должны быть поддержаны упорядоченными взаимоотношениями особей и специальными формами интегративного поведения.
Почему животные образуют группу?

Перечислите преимущества группового образа жизни.

Приведите примеры живых организмов добывающих пищу совместно.

В чем основное преимущество совместного добывания пищи?

Почему животные, совместно добывающие пищу, затрачивают на это меньше энергии, чем питающиеся в одиночку?

Каково значение группового образа жизни в защите от хищников?

Как вы понимаете выражение «метаболический «эффект группы»»?

В чем его преимущество?

В чем проявляется возможность передачи опыта молодым через подражание и прямое обучение?
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебное пособие по дисциплине «Общая экология» iconУчебное пособие для преподавателей и студентов образовательных учреждений...
«Гигиена и экология человека» и Примерной интегрированной программой блока дисциплин для всех специальностей средних медицинских...
Учебное пособие по дисциплине «Общая экология» iconУчебное пособие по дисциплине «Биология и биоэкология»
Пища как экологический фактор. Учебное пособие по дисциплине «Биология и биоэкология» для студентов, обучающихся по специальности...
Учебное пособие по дисциплине «Общая экология» iconУчебное пособие по дисциплине ен. 01 Математика составлено в соответствии...
Учебное пособие предназначено студентам очной формы обучения. Данное пособие методические указания по выполнению самостоятельной...
Учебное пособие по дисциплине «Общая экология» iconУчебное пособие по дисциплине «Теория государства и права»
Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по очной, заочной формам, в том числе с использованием дистанционных технологий...
Учебное пособие по дисциплине «Общая экология» iconУчебное пособие
С 59 Общая теория социальной коммуникации: Учеб­ное пособие. — Спб.: Изд-во Михайлова В. А., 2002 г. — 461 с
Учебное пособие по дисциплине «Общая экология» iconУчебное пособие по дисциплине «Основы экологии и охраны природы»
Учебное пособие по дисциплине «Основы экологии и охраны природы» для студентов фармацевтического факультета (специальность 060103...
Учебное пособие по дисциплине «Общая экология» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учебное пособие по дисциплине «Прикладная экология» составлено в соответствии с государственным общеобразовательным стандартом для...
Учебное пособие по дисциплине «Общая экология» iconОбщая психокоррекция. Учебное пособие

Учебное пособие по дисциплине «Общая экология» iconОбщая психокоррекция. Учебное пособие

Учебное пособие по дисциплине «Общая экология» iconРабочая программа по экологии для 7 класса Пояснительная записка
Региональной программы для общеобразовательных учреждений 5-11 класс. Программно-методические материалы: Экология. 5-11 кл. /Сост....
Учебное пособие по дисциплине «Общая экология» iconОсновы педагогического мастерства Учебное пособие
Учебное пособие к п н. Якушевой С. Д. предназначено для преподавателей и студентов (обучающихся по педагогическим специальностям...
Учебное пособие по дисциплине «Общая экология» iconУчебное пособие Для специальности: 030501 Юриспруденция Ростов-на-Дону
Учебное пособие «Теория конституционализма в России» составлено в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта...
Учебное пособие по дисциплине «Общая экология» iconУчебное пособие для студентов технического отделения по дисциплине «Немецкий язык»
Учебное пособие предназначено для студентов Омгкпт технического отделения специальностей 1705, 1706
Учебное пособие по дисциплине «Общая экология» iconМодуль 7 (1)
Усольцев А. А. Общая электротехника : Учебное пособие. – Спб: Спбгу итмо, 2009. – 301 с
Учебное пособие по дисциплине «Общая экология» iconУчебное пособие М.: Руссобит-М, 2001. 1 Cd-rom математика. 5 класс....

Учебное пособие по дисциплине «Общая экология» iconПсихология Учебное пособие
Учебное пособие предназначено для студентов заочного отделения и обучающихся в сокращенные сроки


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск