Скачать 231.04 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования УФИМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ Рабочая программа дисциплины Здания и сооружения для специальности: «Пожарная безопасность»(3203). Уфа 2004ОДОБРЕНА Составлена в соответствии с Предметной (цикловой) Государственными требованиями к комиссией спец. 3203 минимуму содержания и уровню Протокол № 1 от 28.08.2004 г. подготовки выпускников по специальности Председатель ______Шафеев Р.Ю. СОГЛАСОВАНО Зам. директора по учебно- Методист Кильдибекова А.Г. воспитательной работе _________ Туктарова Л. Р. Автор: Шафеев Р. Ю. Рецензент: Латыпов М. Р. Зам. начальника ГУ ОГПС-22 РБ МЧС РФ подполковник внутренней службы Имамутдинов С.А. преподаватель ПЦК «Пожарная безопасность» м.п. Выписка из государственного образовательного стандарта Требования к минимуму содержания основной профессиональной образовательной программы по специальности 3203 «Пожарная безопасность» Дисциплина «Здания и сооружения» Строительные материалы, их свойства и поведение в условиях пожара; части зданий; строительные конструкции зданий и их огнестойкость; огнестойкость зданий и сооружений. Рецензия На программу дисциплины «Здания и сооружения» для специальности 3203 «Пожарная безопасность» В состав рабочей программы по дисциплине входят: тематический план, содержание дисциплины с изложением основных изучаемых вопросов по темам, перечень практических работ, тематика самостоятельной работы студентов. В программе уделено достаточное внимание изучению основных теоретических сведений о строительных материалах, конструкциях, зданиях и их поведении при пожаре. Программой определено изучение наиболее широко применяемых материалов и конструкций при строительстве и реконструкции зданий. Полученные практические навыки позволяют определять показатели огнестойкости строительных конструкций и зданий, разрабатывать мероприятия по обеспечению их пожарной безопасности. Полученные знания будут применены при изучении дисциплины «Пожарная безопасность объектов и населённых пунктов». В рабочей программе изучение отдельных тем, вопросов привязано к объектам, расположенным в городе Уфе. При изложении учебного материала используется базовая литература, справочные и информационные данные последних достижений науки и техники, современные документы и правовые акты. Объём излагаемого материала и привитие студентам практических навыков позволяют добиться реализации основной задачи дисциплины – подготовка специалистов к осуществлению надзорно-профилактической деятельности. Рецензент: М. Р. Латыпов- зам. начальника «ГУ ОГПС-22 РБ МЧС РФ» подполковник вн. службы Рецензия На рабочую программу дисциплины «Здания и сооружения», разработанную преподавателем УГКР Шафеевым Р. Ю. Программа выполнена в соответствии с требованиями УГКР, предъявляемыми к оформлению программ дисциплины и содержит все разделы, расположенные в рекомендуемой последовательности. Программа составлена из расчёта времени, определённого учебным планом УГКР и предусматривает занятия на уроках 48 часов, практические занятия – 20 часов. Отдельные практические занятия проводятся на реальных объектах и предприятиях города. В ходе выполнения самостоятельной работы (20 часов) студенты осуществляют подбор материалов, основываясь на базу данных г. Уфы и РБ. Цель и задача дисциплины, требования к знаниям и навыкам, получаемым студентами по изучению дисциплины, изложены в пояснительной записке. В тематическом плане указана последовательность изучения тем программы с распределением времени между теоретическими и практическими занятиями. Изучаемые вопросы, изложенные в разделе “содержание дисциплины”, соответствуют государственным требованиям к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по дисциплине. В разделе “Профессиональная направленность” перечислены должности, в которых могут быть использованы приобретённые знания и навыки. Рецензент: С.А. Имамутдинов преподаватель ПЦК «Пожарная безопасность» СОДЕРЖАНИЕ Пояснительная записка 7Тематический план 8 Содержание дисциплины 10 Перечень практических работ 13 Перечень самостоятельных работ 14 Профессиональная направленность, региональный компонент 15 Список литературы 16 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа дисциплины “Здания и сооружения” составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности 3203 (Пожарная безопасность) и определяет содержание и структуру дисциплины. Цель дисциплины “Здания и сооружения” - изучить пожарно-техническую классификацию строительных материалов и конструкции, зданий, элементов и частей зданий для принятия необходимых решении по их противопожарной защите в зависимости от огнестойкости и пожарной опасности. Привить навыки проведения проверки проектной документации в части соответствия строительных конструкций требованиям норм. Задачи дисциплины - подготовить специалистов к осуществлению надзорно-профилактической деятельности. Изучение дисциплины полагает проведение лекций и практических занятий, контрольной работы. Практические занятия рекомендуется проводить на реальных объектах в виде деловых игр. Для закрепления теоретических знаний программой предусмотрены лабораторные работы по отработке методик испытаний строительных материалов на горючесть, воспламеняемость. Изучение дисциплины завершается итоговым экзаменом. В результате изучения дисциплины учащиеся должны: ЗНАТЬ: - классификацию строительных материалов по назначению и горючести; - пожарную опасность строительных материалов; - назначение, устройство и поведение в условиях пожара строительных конструкций; - конструктивные решения, направленные на предотвращение распространения пожара и его опасных факторов; - объемно-планировочные и конструктивные решения здании и сооружений; - пожарно-техническую классификацию строительных конструкций, зданий и сооружений; - действующие нормы, обеспечивающие пожарную безопасность зданий, сооружений. УМЕТЬ: - оценивать поведение. строительных материалов и конструкции здании в условиях пожара; - анализировать пожарную опасность веществ, материалов, зданий и сооружении и разрабатывать мероприятия по обеспечению их пожарной безопасности; - определять показатели огнестойкости строительных конструкций, здании и сооружений. - проводить экспертизу соответствия зданий и строительных конструкций по огнестойкости требованиям норм. ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ: - об основных конструктивных схемах зданий. ИМЕТЬ НАВЫКИ: - пользования нормативными документами, справочной литературой, литературой имеющей рекомендательный характер при определении фактических и требуемых классификационных характеристик строительных материалов, конструкций, зданий, пожарных отсеков, помещений. На изучение данной дисциплины отводится 68ч., из которых лекции составляют 48ч., практические занятия - 20 ч. На самостоятельную работу студентам отводится 20 ч. Предметно-цикловой комиссии предоставляется право распределять учебное время между темами, по видам занятий в зависимости от реальной учебной нагрузки на учебный год. Допускается изменять последовательность изучения тем. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ «ЗДАНИЯ И СООРУЖЕНИЯ» ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 3203
Содержание дисциплины. Тема №1. Общие принципы обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений. Студент должен: – знать основные направления противопожарной защиты зданий и сооружений. – уметь разрабатывать мероприятия, направленные на предупреждение пожара. Задачи, содержание и порядок изучения дисциплины, связь с другими дисциплинами. Основные понятия и определения. Пожарная безопасность, пожарная профилактика. Опасные факторы пожара, их воздействие на людей и строительные конструкции. Условия, способствующие возникновению пожара. Основные направления обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений. Системы предотвращения пожара и противопожарной защиты. Тема №2. Основные свойства и пожарная опасность строительных материалов. Студент должен: – знать пожарно-технические характеристики основных строительных материалов. – уметь определять по справочной литературе пожарную опасность строительных материалов. Классификация строительных материалов по происхождению, способу изготовления, назначению. Понятие пожарной опасности строительных материалов. Пожарно-техническая характеристика пожарной опасности строительных материалов: горючесть, воспламеняемость, распространение пламени по поверхности, дымообразующая способность, токсичность. Методы испытания строительных материалов по определению пожарно-технических характеристик. Свойства строительных материалов: плотность, теплопроводность, теплоемкость, тепловое расширение, газонепроницаемость, гигроскопичность, термостойкость, химическая стойкость. Самостоятельная работа: Способы повышения огнестойкости строительных материалов. Практическая работа № 1: Методы испытания строительных материалов (4 часа). Тема №3. Негорючие строительные материалы. Студент должен: – знать область применения в строительстве негорючих материалов. – уметь определять возможность применения строительных материалов для конструкций. Искусственные обжиговые материалы: кирпич глиняный, обыкновенный и эффективный, черепица, керамические плитки. Сырьё, свойства, получение, поведение в условиях воздействия опасных факторов пожара. Строительные металлы. Основные виды металлов, применяемых в строительстве. Марки сталей для изготовления конструкций и арматуры. Понятие «критическая температура сталей». Поведение металлов при высоких температурах. Стекло и изделия на его основе. Сырьё, изготовление стекла, свойства. Виды изделий из стекла: оконное и армированное стекло, стеклоблоки, пеностекло, стекловата, стеклоткань. Поведение в условиях воздействия опасных факторов пожара. Бетоны: растворы, заполнители бетонов, пеногазобетоны. Поведение бетона в условиях высоких температур. Причины разрушения бетонного камня в условиях высоких температур. Железобетон: обычный и предварительно напряженный. Способы изготовления, преимущества и недостатки железобетона. Причины разрушения в условиях высоких температур. Минераловатные плиты. Изготовление, область применения. Поведение в условиях высоких температур. Асбестоцементные изделия: плиты плоские и профильные. Причины и характер разрушения в условиях высоких температур. Изделия на основе извести: силикатный кирпич. Область применения, способ изготовления. Причины разрушения в условиях высоких температур. Армоцемент. Способ изготовления, область применения. Поведение в условиях высоких температур. Портландцемент. Изготовление, область применения. Поведение в условиях высоких температур. Тема №4. Горючие строительные материалы. Студент должен: – знать пожарную опасность горючих строительных материалов, применяемых в строительстве. –уметь анализировать опасность веществ и материалов. Древесина: виды изделий, применяемых в строительстве. Поведение в условиях воздействия опасных факторов пожара. Способы и сущность огнезащиты. Виды и состав огнезащитных красок и обмазок. Конструкции, подлежащие огнезащитной обработке. Органические материалы: толь, рубероид, пергамин, изол, бризол, гидроизол. Поведение в условиях воздействия опасных факторов пожара. Теплоизоляционные материалы: минеральный войлок, войлок строительный, фибролит, минераловатные плиты на фенольной связке, пенополистирол, пенополиуретан, пенопласты на основе смол, мипора. Поведение в условиях воздействия опасных факторов пожара. Отделочные и облицовочные материалы: декоративные пластики, полистирольные плитки и стеклопластики, ДВП, ДСП, пеноплен, изоплен и т.п. Поведение в условиях воздействия опасных факторов пожара. Отделочные материалы для пола: линолеумы, ковровые покрытия, ламинат и т.п. Заполнения подвесных потолков. Мероприятия по повышению сопротивляемости воздействию на строительные материалы опасных факторов пожара. Полимерные строительные материалы: полимеры и пластмассы, область применения в зданиях и сооружениях. Изменение физико-механических свойств при нагревании полимеров и пластмасс, их пожароопасные свойства. Технические решения по снижению горючести. Самостоятельная работа: Пожарная опасность современных строительных материалов. Тема №5. Элементы зданий и сооружений. Студент должен: – знать назначение и устройство конструктивных элементов зданий. – уметь определять конструктивное решение частей зданий в зависимости от нагрузок на них. Классификация зданий по назначению, этажности, конструктивным схемам. Особенности объемно-планировочных решений зданий различного функционального назначения. Конструктивные элементы зданий, их назначение и устройство. Особенности конструктивного решения фундаментов, наружных и внутренних стен, перекрытий, крыш, мансардных этажей, лестниц, тамбуров. Несущие каркасы. Нагрузки, действующие на здание. Связи. Схемы расстановки связей в каркасах здания. Нагрузки и воздействие на строительные конструкции при нормальных и аварийных режимах. Самостоятельная работа: Составить перечень строительных конструкций и материалов, применяемых в строительстве учебного корпуса колледжа. Практическая работа № 2: изучение конструктивных схем производственных зданий (4 часа). Тема №6. Поведение строительных материалов при пожаре. Студент должен: – знать виды, устройство и поведение при пожаре конструкций из различных стройматериалов. – уметь определять предел огнестойкости реальных конструкций. Причины разрушений строительных конструкций и зданий при пожаре. Виды, назначение, устройство основных строительных конструкций. Пожарнотехническая классификация строительных конструкций. Определение пределов огнестойкости и пределов распространения огня по строительным конструкциям. Предельные состояния по огнестойкости. Методика испытания конструкций на огнестойкость и распространение огня. Нормативные документы, регламентирующие эти испытания. Порядок определения требуемых и фактических пределов огнестойкости и распространения огня. Классификация строительных конструкций по классам пожарной опасности. Методика испытания строительных конструкций на пожарную опасность. Нормативные документы, регламентирующие эти испытания. Виды, устройство и поведение при пожаре конструкций из древесины (стен, перегородок, перекрытий, лестниц, покрытий). Требования норм по предотвращению распространения пожара по пустотам в перекрытиях и перегородках. Определение фактических пределов огнестойкости по конструкциям из древесины. Виды, устройство и поведение при пожаре каменных конструкций (стен, перегородок, колонн, опор). Определение фактических пределов огнестойкости каменных конструкций. Виды, устройство и поведение при пожаре металлических конструкций (опор, балок, дверей, колонн, покрытий, стен). Допустимость применения в зданиях незащищенных металлических конструкций. Определение фактических пределов огнестойкости металлических конструкций. Приведенная толщина металла. Способы повышения пределов огнестойкости металлических конструкций. Виды, устройство и поведение при пожаре железобетонных конструкций (стен, перегородок, перекрытий и покрытий, лестниц, балок). Факторы, влияющие на поведение железобетонных конструкций в условиях пожара. Величина защитного слоя, определение пределов огнестойкости железобетонных конструкций. Самостоятельная работа: Оценка состояния здания и его конструктивных элементов после пожара. Практическая работа № 3: Ознакомление со строительными конструкциями зданий после пожара (4 часа). Тема №7. Огнестойкость зданий и сооружений. Студент должен: {из программы} знать классификацию зданий по степеням огнестойкости. – уметь определять требуемую и фактическую степени огнестойкости зданий. Классификация зданий по степеням огнестойкости, классам конструктивной и функциональной пожарной опасности. Категорирование помещений и зданий по взрывопожарнои и пожарной опасности. Требуемая и фактическая степень огнестойкости здания. Методика определения требуемой степени огнестойкости производственных, общественных, жилых, складских зданий по таблицам СНиП. Факторы, определяющие требуемую степень огнестойкости: этажность, площадь, вместимость, категория по взрывопожарнои и пожарной опасности. Методика определения фактической степени огнестойкости здания. Методика проверки соответствия зданий по огнестойкости требованиям норм. Самостоятельная работа: Выполнение плакатов с изображением конструктивных элементов зданий и сооружений. Практическая работа № 4: Решение задач по определению требуемой и фактической степени огнестойкости зданий (8 часов). Перечень практических работ.
Перечень самостоятельных работ.
Профессиональная направленность.
Региональный компонент.
Список литературы
|
Рабочей программы учебной дисциплины (модуля) «Здания, сооружения... Изучение данной дисциплины базируется на знании общеобразовательной программы по следующим предметам: математика; физика; химия;... | Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности... Программа предназначена для поступающих в аспирантуру кафедры Строительных конструкций по специальности 05. 23. 01 Строительные конструкции,... | ||
Рабочая программа по дисциплине сд. 08 Здания, сооружения и их устойчивость при пожаре Цели дисциплины – является приобретение студентами знаний, касающихся поведения строительных материалов, конструкций, зданий и сооружений... | Министерство образования и науки российской федерации Задачей изучения дисциплины является получение четкого представления о системе обеспечения безопасности в горном деле и строительстве... | ||
Система нормативных документов в строительстве строительные нормы и правила российской федерации Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Акт приёмки здания (сооружения) государственной комиссией от 15. 08. 1957года, утверждённый решением исполкома Унечского райсовета... | ||
Материально-техническая база Школа расположена в центре города Арска Республики Татарстан. Площадь территории – 5727+/-26. 49 кв м., кадастровый №3-16: 08-105587... | Материально-техническая база школы Территория школы расположена в зоне сложившейся смешанной жилой застройки центральной части села Остафьево поселения Рязановское... | ||
Программа и методические указания к изучению В процессе эксплуатации все градостроительные и промышленные комплексы, а также здания и сооружения, входящие в их состав, подвергаются... | Реферат по обж тема : «Оружие массового поражения» Оно способно в короткое время вывести из строя большое количество людей, разрушить здания и сооружения на обширных территориях. Массовое... | ||
И. Я. Лукасевич Анализ операций с ценными бумагами с Microsoft Excel Роль рынка ценных бумаг, называемого также фондовым рынком, в современной системе финансовых отношений исключительно велика. С его... | «Отдельные аспекты государственного кадастрового учета объектов капитального строительства» Ических планов, установлены требованиями к подготовке технических планов здания, сооружения, помещения, объекта незавершенного строительства... | ||
Материально – техническое обеспечение образовательной деятельности... Нное хореографическое училище имени Л. М. Лавровского размещается в 5-ти этажном здании гбоу гимназии №1257 на территории общей площадью... | Реферат по курсу: «введение в специальность» для специальности 290503... Здания и сооружения играют важную роль в жизни современного общества. Можно утверждать, что уровень цивилизации, развитие науки,... | ||
2. Сведения о материально – технической базе учреждения Детские ясли-сады. Нормы проектирования, площадью застройки 475,1 кв м, строительный объем здания 3963 куб м, в том числе подвала... | Рабочая программа по направлению 280700 «Техносферная безопасность» Целью дисциплины является изучение гидрологии, знание которой используются при изучении специальных дисциплин, связанных с водными... |