Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов магистерской программы«Геоэкологические основы устойчивого водопользования»





Скачать 270.95 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов магистерской программы«Геоэкологические основы устойчивого водопользования»
Дата публикации16.11.2014
Размер270.95 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Право > Учебно-методический комплекс
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Федеральное государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
«УТВЕРЖДАЮ»

Проректор по учебной работе

_______________________Л.М. Волосникова

"_____"__________________2013 г.


Модуль 2.Профессиональный цикл

ДВ.2.04 ЭКОСИСТЕМЫ БОЛОТ

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов магистерской программы«Геоэкологические основы устойчивого водопользования»

направления подготовки 022000.68 «Экология и природопользование»

очной формы обучения
«ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»:

Автор работы _______________ Т.В.Попова

« » ____________________ 2013 г.

Рассмотрено на заседании кафедры физической географии и экологии

«__»____________-, протокол №

Соответствует требованию к содержанию, структуре и оформлению.

«РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»:

Объем ….. стр.

Зав.кафедрой _________________В.Ю. Хорошавин

« » 2013 г.

Рассмотрено на заседании УМК Института наук о Земле от __________ 2013г. протокол № _____

Соответствует ФГОС ВПО и учебному плану образовательной программы

«СОГЛАСОВАНО»:

Председатель УМК ________________________/О.А.Столярова/

«______»_____________2013 г.

«СОГЛАСОВАНО»:

И.о. директора ИБЦ ________________________/К.М. Кетцян/

«______»_____________2013 г.

«СОГЛАСОВАНО»:

Зав. методическим отделом УМУ_____________/И.Ю. Фарафонова/

«______»_____________2013 г.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра физической географии и экологии


Т.В.Попова

ЭКОСИСТЕМЫ БОЛОТ

МОДУЛЬ 2. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЦИКЛ

ДВ.2.04 ЭКОСИСТЕМЫ БОЛОТ

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов магистерской программы«Геоэкологические основы устойчивого водопользования» направления подготовки 022000.68 «Экология и природопользование»

очной формы обучения

Тюменский государственный университет

2013

Попова Т.В. Модуль 2. Профессиональный цикл ДВ.2.04. ЭКОСИСТЕМЫ БОЛОТ. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов магистерской программы «Геоэкологические основы устойчивого водопользования» направления подготовки 022000.68.«Экология и природопользование» очной формы обучения. Тюмень, 2013.

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО и с учетом ПрООП ВПО по направлению 022000.68 – Экология и природопользование.

Рабочая программа опубликован на сайте Тюменского государственного университета. Экосистемы болот [электронный ресурс] / Режим доступа: http// www.umk3.utmn.ru., свободный.

Рекомендовано к изданию кафедрой физической географии и экологии. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.

ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: заведующий кафедрой физической

географии и экологии, к.г.н.

В.Ю. Хорошавин

© ФГБОУ ВПО Тюменский государственный университет, 2013

© Т.В. Попова, 2013

1. Пояснительная записка

1.1. Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины «Экосистемы болот» являются знакомство магистров с закономерностями формирования болот в разных природных условиях и особенностями структуры и состава болотных экосистем в зависимости от географических условий существования. Дисциплина способствует формированию экологического мышления и пониманию разнообразной роли болот в биосферных процессах.

1.2. Место дисциплины в структуре ООП магистратуры

Дисциплина «Экосистемы болот» относится к вариативной части профессионального цикла. Для освоения предмета необходимо знать основы биологии, экологии, физической географии, ландшафтоведения и гидрологии.

1.3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины.

В результате освоения ООП магистратуры выпускник должен обладать следующими компетенциями:

ПК-2 - владеть базовыми и теоретическими знаниями по биологии, экологии, гидрологии, физической географии, владеть методами отбора и анализа проб, картографических материалов, иметь навыки оценки современными методами количественной информации.

Знать:

- основные закономерности формирования болотных экосистем в разных географических поясах и природных зонах;

- основные компоненты болотных экосистем и их значение в функционировании болот;

- особенности антропогенной трансформации болотных экосистем

Уметь:

- анализировать и достоверно интерпретировать данные о болотных экосистемах;

- анализировать взаимосвязь между компонентами экосистем болот;

- применять знания о действии антропогенных факторов в профессиональной деятельности;

- использовать данные систематических наблюдений за состоянием болотных экосистем;

- уметь составлять таблицы, диаграммы, геоботанические карты болот;

Владеть:

- навыками расчетов различных статистических показателей;

- способностью к обобщению, анализу, восприятию научной информации;

- способностью логически верно, аргументировано и публично представлять научные результаты о болотных экосистемах и их роли в устойчивом водопользовании;

-навыками ведения дискуссии, обсуждения путей решения экологических проблем, связанных с вмешательством в природные процессы.


Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины.

Код компетенции

Формулировка компетенции

Результат обучения в целом

Результаты обучения по уровням освоения материала

Виды занятий

Оценочные средства

минимальный

базовый

повышенный







ПК -2

владеть базовыми и теоретическими знаниями по биологии, экологии, гидрологии, физической географии, владеть методами отбора и анализа проб, картографических материалов, иметь навыки оценки современными методами количественной информации.


Знает

Основные закономерности формирования болотных экосистем в разных географических поясах и природных зонах;


1.Основные закономерности формирования болотных экосистем в разных географических поясах и природных зонах;

2.Анализировать процессы функциониро-вания болот и характеризовать

основные компоненты болотных экосистем

1.Основные закономерности формирования болотных экосистем в разных географических поясах и природных зонах;

2.Анализировать процессы функциониро-вания болот и характеризовать

основные компоненты болотных экосистем

3.Методы изучения - антропогенной трансформации болотных экосистем

Лекции, Практические занятия, Консультации, Самостоятельные работы

Контрольные работы,

Тесты, Творческие задания,

Устные ответы,

Расчеты

Умеет

Анализировать и достоверно интерпретировать данные о болотных экосистемах


1.Анализировать и достоверно интерпретировать данные о болотных экосистемах;

2.Аанализировать взаимосвязь между компонентами экосистем болот


1.Анализировать и достоверно интерпретировать данные о болотных экосистемах;

2.Анализировать взаимосвязь между компонентами экосистем болот;

3.Применять знания о действии антропогенных факторов в профессиональной деятельности

4.Использовать данные систематических наблюдений за состоянием болотных экосистем;

5.Уметь составлять таблицы, диаграммы, геоботанические карты болот

Лекции, Практические занятия, Консультации, Самостоятельные работы

Контрольные работы,

Тесты, Творческие задания,

Устные ответы,

Расчеты

Владеет

Навыками расчетов различных статистических показателей

1.Навыками расчетов различных статистических показателей;

2.бездарностью к обобщению, анализу, восприятию научной информации

1.Навыками расчетов различных статистических показателей;

2.Способнотью к обобщению, анализу,

восприятию научной информации

3.Способностью логически верно, аргументировано и публично представлять научные результаты о болотных экосистемах и их роли в устойчивом водопользовании;

4.Навыками ведения дискуссии, обсуждения путей решения экологических проблем, связанных с вмешательством в природные процессы.

Лекции, Практические занятия, Консультации, Самостоятельные работы

Контрольные работы,

Тесты, Творческие задания,

Устные ответы,

Расчеты


2. Структура трудоемкость дисциплины

Семестр 3. Форма промежуточной аттестации - зачет. Трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы, общий объем - 72 часа, из них практические работы 28 часов, самостоятельная работа 44 часа, контрольная работа.
3. Тематический план изучения дисциплины

Таблица 2




Наименование темы

Недели семестра

Виды учебной работы и самостоятельная работа, в час

Итого часов по теме

Итого количество баллов

Практические занятия

Самостоятельная работа

1

2




4

5

6

8

1

Особенности природных условий формирования болот.

1-2

4

4

8

0-5

2

Особенности растительности и животного населения болотных экосистем

3-4

4

10

14

0-10

3

Структура и динамика болотных экосистем

5-6

4

8

12

0-10

4

Методы изучения экосистем болот

7-8

4

4

8

0-5

5

Региональные особенности болот

9-10

4

10

14

0-11

6

Использование болот и влияние хозяйственной деятельности на болотные экосистемы

11-12

4

4

8

0-10

7

Охрана болотных экосистем

13-14

4

4

8

0-10

8

ИТОГО

14

28

44

72

0-61


Таблица 3.

Виды и формы оценочных средств в период текущего контроля

№ темы

Устный опрос

Письменные работы

Итого количество баллов

Ответ консультациях

практическая работа

контрольная работа, тест

реферат

Модуль 1

1.1. Особенности природных условий формирования болот..







0-5




0-5

1.2. Особенности растительности и животного населения болотных экосистем.




0-10







0 - 10

Всего




0-10

0-5




0-15

Модуль 2

2.1.Структура и динамика болотных экосистем

0-5

0-5







0-10

2.2. Методы изучения экосистем болот

0-5




0-5




0-5

Всего

0-10



0-5




0-15

Модуль 3

3.1.Региональные особенности болот

0-5

0-6







0-11

3.2 Использование болот и влияние хозяйственной деятельности на болотные экосистемы

0-5

0-5







0-10

3.3.Охрана болотных экосистем

0-5





0-5

0-10

Всего

0-15

0-11



0-5

0-31

Итого

0-25

0-21

0-10

0-5

0-61


Таблица 4.

Планирование самостоятельной работы магистрантов



Модули и темы

Виды СРС

Неделя семестра

Объем часов

Кол-во баллов

обязательные

дополнительные

Модуль 1
















1.1 .

. Особенности природных условий формирования болот..

конспектирование лекций, работа с источниками




1-2

4

0-5

1.2.

Особенности растительности и животного населения болотных экосистем.

конспектирование лекций, работа с источниками, расчетно-графические работы по теме




3-4

10

0-10




Всего по модулю 1:

1-4

22

0-25

Модуль 2
















2.1.

Структура и динамика болотных экосистем

конспектирование лекций, работа с источниками, расчетно-графические работы по теме, подготовка к семинару




5-7

4

0-5

2.2

Методы изучения экосистем болот

работа с источниками, расчетно-графические работы по теме




7-9

10

0-11




Всего по модулю 2:




14

0-16

Модуль 3
















3.1.

Региональные особенности болот

конспектирование лекций, работа с источниками, картами



9-10

12

0-10

3.2.

Использование болот и влияние хозяйственной деятельности на болотные экосистемы

конспектирование лекций, работа с источниками, расчетно-графические работы по теме, подготовка к семинару




11-12

4

0-10

3.3.

Охрана болотных экосистем

конспектирование лекций, работа с источниками, расчетно-графические работы по теме,

реферат

13-14

4

0-10




Всего по модулю 3:

8

0-20




ИТОГО:

44

0-61




  1. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами




№ п/п

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

Темы дисциплины необходимые для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1.1.

1.2.

2.1.

2.2.

3.1.

3.2.

3.3.

1.

Лимноэкология

+

+

+







+

+

2.

Водно-технические изыскания при обустройстве нефтегазовых промыслов

+







+

+

+

+

3.

Научно-педагогическая практика

+

+






+




+

4.

Научно-исследовательская практика

+

+

+




+




+


5. Практические занятия

Цели практических работ:

  1. Закрепление и более глубокое изучение материала на основе самостоятельного выполнения практических заданий;

  2. Усвоение основных понятий, проблематики и терминологии по заданным темам;

  3. Формирование умения работать с полевыми, картографическими материалами, делать на их основе обоснованные обобщения и выводы.

  4. Текущий контроль знаний необходимо проводить при приеме

проведении практических работ. Он включает оценку уровня выполнения работ, правильность и полноту теоретической подготовки по теме работы

Тема 1. Особенности природных условий формирования болот.

Главное в работе - изучение климатических условий и рельефа, способствующих болотообразованию. Необходимо рассмотреть место болот в природных комплексах и значение болот в природных процессах. При выполнении работы проводится составление табличных и графических характеристик гидротермического режима и рельефа в разных природных зонах, способствующих формированию болот.

Тема 2. Особенности растительности и животного населения болотных экосистем.

При изучении темы необходимо познакомиться с характеристикой основных систематических групп и жизненных форм растений верховых, переходных и низинных болот, систематических групп животных.

В ходе выполнения практической работы осуществляется просмотр гербарных образцов, видеофильмов и слайдов, характеризующих представителей систематических групп растений и животных.

Тема 3. Структура и динамика болотных экосистем

Изучаются экологическая, ценотическая, вертикальная, горизонтальная и функциональная структуры болотных экосистем. Циклическая динамика болотных экосистем. Сукцессии болотных экосистем разного типа . Обязательным является изучение особенностей структуры и функционирования болотных экосистем тундры, тайги, летнезеленых лесов, лесостепи и степи

Выполняется построение схем всех видов структур и динамических процессов в болотных экосистемах.

Тема 4.Методы изучения экосистем болот

Знакомство с полевыми методами изучения болотной растительности и животного населения – экологические профили, трансекты, расположение учетных площадей, описания. Методы камеральной обработки полевых материалов: составление таблиц, расчет коэффициента сходства, градиентный анализ, методы индикации, методы изучения продуктивности.

Составляются характеризующие таблицы, проводится расчет коэффициентов сходства, индексов разнообразия..

Тема 5. Использование болот и влияние хозяйственной деятельности на болотные экосистемы

Изучаются хозяйственные воздействия на болота в разных природных зонах, антропогенные изменения болотных экосистем. Рассматривается синантропизация флоры и фауны.

Выполняется построение схем хозяйственного воздействия на болота и форм изменения, трофических цепей.

Тема 6. Охрана болот

Изучается организация охраны водно-болотных угодий, ООПТ, кадастр редких видов.

Рассматриваются уровни биоразнообразия, составляются схемы, таблицы, анализируются карты сетей водно-болотных угодий, ООПТ, списки редких видов Красных книг РФ, Тюменской области, ХМАО и ЯНАО.
6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

Тема 1. Особенности природных условий формирования болот.

Подготовка докладов по актуальным проблемам болотоведения.

Тема 2. Особенности растительности и животного населения болотных экосистем.

Работа в группах («Карусель») - обсуждение особенностей систематического состава и экологических особенностей растений, животных, лишайников.

Тема 3. Структура и динамика болотных экосистем.

Решение ситуационных заданий.

Тема 5. Использование болот и влияние хозяйственной деятельности на болотные экосистемы.

Решение ситуационных заданий.

Тема 6. Охрана болот.

Подготовка докладов
7. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.

7.1.Темы докладов

1. Генезис болот в в разных природных условиях

2. Характеристика болтн6ых экосистем лесостепи и степи европейской части России.

3. Характеристика болотных экосистем тундры Тюменской области.

4. Характеристика болотных экосистем северной тайги Тюменской области.

5.Характеристика болотных экосистем средней тайги Тюменской области.

6.Характеристика болотных экосистем южной тайги Тюменской области.

7.Характеристика болотных экосистем сельскохозяйственной зоны Тюменской области.

8.Продукцйионные процессы и ромт болот.

9.Продуктивность болотных ягодников.

10. Торф и торфяные залежи.

11. Болотные зоны и провинции России.

12.Фитомасса, зоомасса, и продуктивность верховых болот.

13. Зона полигональных болот.

14.Зона плоскобугристых болот

15.Зона выпуклых бугристых болот

16.Зона пресноводных и соленых травянистых болот.
7.2. Вопросы для самостоятельной подготовки:

1.Болота как компонент природных ландшафтов

2.Условия образования болот и особенности болотных местообитаний.

3.Происхождение болотной флоры.

4.Осоновные экологические группы растений болот.

5.Водоросли болот

6.Лишайники болот

7.Грибы болот

8. Высшие растения болотных экосистем.

9.Животное население болот.

10.Закономерности пространственной структуры болотных экосистем.

11.Классификация болотных экосистем.

12.Трофические цепи и сети болотных экосистем.

13. Биомасса и продуктивность болотных экосистем.

14.Торф и торфяные залежи болот разного типа

15.Экосистемы тундровых болот европейской части России

16. Экосистемы таежных болот европейской части России

17. Экосистемы болот смешанных лесов европейской части России

18. Экосистемы лесостепных болот европейской части России

19. Экосистемы тундровых болот Тюменской области

20. Экосистемы таежных болот Тюменской области

21. Экосистемы болот подтайги Тюменской области

22. Экосистемы болот лесостепи Тюменской области

23. Экосистемы тундровых болот Тюменской области

24.Районирование болот

25.Экосистемы среднесибирских и восточносибирских болот России

26.Система водно-болотных угодий России

27.Водноболотные угодья Тюменской области

28.Охрана болотных экосистем.


8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины



Основная литература

8.1. Основная литература

1. Еськов Е. К.Биологическая история Земли. М.: Высшая школа, 2009. - 462 с

2. Шимова О. С. Экономическая эффективность мероприятий по сохранению биологического разнообразия [Электронный ресурс] / О. С. Шимова, В. М. Байчоров, О. Н. Лопачук. - Минск: Белорусская наука, 2010. - 124 с. - 978-985-08-1135-6. Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=142354 (дата обращения 11.09.2013)
8.2. Дополнительная литература

  1. Кочеева, Н. А. Механизмы адаптации биоразнообразия к изменению климата в Алтае-Саянском экорегионе/ Н. А. Кочеева, Ю. М. Семенов. - (Хроника, информация) //География и природные ресурсы. - 2012. - № 3. - С. 185.

  2. Сычев, А. А.. Этические измерения биоразнообразия/ А. А. Сычев //Постигая добро: сб. ст. к 60-летию Р. Г. Апресяна. - Москва, 2013. - С. 385-401.

  3. Биоразнообразие растений, микроорганизмов и методы их изучения: - Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2008. - 140 с.;


Для подготовки к семинарским и практическим занятиям рекомендуется использовать также следующие источники:

1. Бродский, А. К..   Введение в проблемы биоразнообразия: Санкт-Петербург: ДЕАН, 2002. - 144 с.
8.3. Программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

1. http://www. biodat.ru/vart/doc/gef/book2.html

2. http://www. nature.air.ru/biodiversity/book3

3. http://www. zapovednik-mordovia.ru/index.php.

4. http://www. bookzie.com

5. http://geo.web.ru/db/glossary.html vipbook.info/nauka-i-ucheba/geograf... Экосистемы болот СССР. Авторы: Боч М. С., Мазинг В. В.

6. Электронный каталог библиотеки Московского Педагогического Государственного университета


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов магистерской программы«Геоэкологические основы устойчивого водопользования» iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
«Геоэкологические основы устойчивого водопользования» направления подготовки 022000. 68 «Экология и природопользование» очной формы...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов магистерской программы«Геоэкологические основы устойчивого водопользования» iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
«Геоэкологические основы устойчивого водопользования» направления подготовки 022000. 68 «Экология и природопользование» очной формы...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов магистерской программы«Геоэкологические основы устойчивого водопользования» iconОсобо охраняемые природные территории и устойчивое развитие учебно-методический комплекс
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов, обучающихся по магистерской программе «Ландшафтное планирование» направления...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов магистерской программы«Геоэкологические основы устойчивого водопользования» iconМинистерство образования и науки федеральное государственное бюджетное...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов магистерской программы «Прикладная экономика»
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов магистерской программы«Геоэкологические основы устойчивого водопользования» iconМинистерство образования и науки федеральное государственное бюджетное...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов магистерской программы «Прикладная экономика»
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов магистерской программы«Геоэкологические основы устойчивого водопользования» iconМинистерство образования и науки федеральное государственное бюджетное...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов магистерской программы «Прикладная экономика»
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов магистерской программы«Геоэкологические основы устойчивого водопользования» iconМинистерство образования и науки федеральное государственное бюджетное...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов магистерской программы «Прикладная экономика»
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов магистерской программы«Геоэкологические основы устойчивого водопользования» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Основы экологической геологии»
Дополнение к учебно-методическому комплексу «Основы экологической геологии». Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов магистерской программы«Геоэкологические основы устойчивого водопользования» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов магистерской программы«Геоэкологические основы устойчивого водопользования» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов магистерской программы«Геоэкологические основы устойчивого водопользования» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов магистерской программы«Геоэкологические основы устойчивого водопользования» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов магистерской программы«Геоэкологические основы устойчивого водопользования» iconУчебно-методический комплекс для слушателей магистерской программы «Правовая информатика»
Умк-мпи: Учебно-методический комплекс для слушателей магистерской программы «Правовая информатика» на 2010-2011 и 2011-2012 учебный...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов магистерской программы«Геоэкологические основы устойчивого водопользования» iconУчебно-методический комплекс для слушателей магистерской программы «Правовая информатика»
Умк-мпи: Учебно-методический комплекс для слушателей магистерской программы «Правовая информатика» на 2010-2011 и 2011-2012 учебный...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов магистерской программы«Геоэкологические основы устойчивого водопользования» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов магистерской программы
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо с учетом рекомендаций и ооп впо по направлению подготовки
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов магистерской программы«Геоэкологические основы устойчивого водопользования» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Основы консультативной психологии»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит учебно-тематический план, учебную программу,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск