Рабочая программа составлена в соответствии с фгт к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура)





Скачать 244.18 Kb.
НазваниеРабочая программа составлена в соответствии с фгт к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура)
Дата публикации17.11.2014
Размер244.18 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Право > Рабочая программа
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

«УТВЕРЖДАЮ»:

И.о. проректора-начальник

управления по научной работе

_______________________ Г.Ф. Ромашкина

__________ _____________ 2011 г.

ЭТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ БИОТЕХНОЛОГИИ

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для аспирантов специальности 03.01.06 – Биотехнология (в том числе бионанотехнология), очной и заочной форм обучения


«ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»:

Автор работы _____________________________/О.Н. Жигилева/

«______»___________2011 г.

Рассмотрено на заседании кафедры экологии и генетики «___»________2011 протокол № ___

Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению.

«РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»:

Объем 14 стр.

Зав. кафедрой ______________________________/И.В. Пак/

«______»___________ 2011 г.

Рассмотрено на заседании УМК отделения биологии Института математики, естественных наук и информационных технологий «___»________2011 протокол № ___

Соответствует ФГОС ВПО и учебному плану образовательной программы.

«СОГЛАСОВАНО»:

Председатель УМК ________________________/Фролова О.В./

«______»_____________2011 г.

«СОГЛАСОВАНО»:

Нач. отдела аспирантуры

и докторантуры_____________М.Р. Сорокина

«______»_____________2011 г.

2011

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ


Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт математики, естественных наук и информационных технологий

Кафедра экологии и генетики



О.Н. Жигилева


ЭТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ БИОТЕХНОЛОГИИ

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для аспирантов специальности 03.01.06 – Биотехнология (в том числе бионанотехнология), очной и заочной форм обучения


Тюменский государственный университет

2011


Жигилева О.Н. Этические проблемы биотехнологии. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности 03.01.06 – Биотехнология (в том числе бионанотехнология), очной и заочной форм обучения. Тюмень, 2011, 11 стр.

Рабочая программа составлена в соответствии с ФГТ к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура).

Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: этические проблемы биотехнологии [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3.utmn.ru., свободный.

Рекомендовано к изданию кафедрой экологии и генетики. Утверждено и.о. проректора-начальника управления по научной работе Тюменского государственного университета.

ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР:

заведующий кафедрой экологии и генетики

Тюменского государственного университета,

д.б.н. Пак И. В.



© Тюменский государственный университет, 2011.

© Жигилева О.Н., 2011.

1. Пояснительная записка.

    1. Цели и задачи дисциплины

Содержание курса посвящено теоретическим основам и ключевым вопросам биоэтики и биомедицинской этики в связи с успехами науки и развитием биотехнологий на современном этапе, а также правовому сопровождению и социо-культурным вопросам биоэтики. Целью преподавания дисциплины является формирование у аспирантов общих и профессиональных компетенций в области биоэтики. В задачи курса входит ознакомление с современными биоэтическими проблемами и их решением в рамках международных нормативных документов, рассмотрение альтернативных точек зрения и формирование способности самостоятельно вырабатывать решение по биоэтическим вопросам. Особое внимание в программе уделяется вопросам профессиональной этики ученого-биолога, чему посвящено 2 раздела курса.

Учебно-методический комплекс «Этические проблемы биотехнологии» соответствует «специальные дисциплины отрасли науки и научной специальности»

1.2. Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина «Этические проблемы биотехнологии» относится к циклу «специальные дисциплины отрасли науки и научной специальности». Она логически и содержательно-методически взаимосвязана с дисциплинами бакалавриата и магистратуры: Б.1. Гуманитарного, социального и экономического цикла: базовой частью и Б.3. Профессионального цикла: базовой (общепрофессиональной) и вариативной частями: философия, история, психология, право, правовые основы охраны природы и природопользования, социология, генетика и селекция, введение в биотехнологию и генетическую инженерию, психогенетика, науки о биологическом многообразии, биология человека. Для успешного освоения дисциплины необходимы базовые знания по дисциплинам: философия, история, психология, науки о биологическом многообразии, биотехнология, биология человека, социология, генетика и селекция.

1.3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

- следует этическим и правовым нормам в отношении других людей и в отношении к природе (принципы биоэтики), имеет четкую ценностную ориентацию на сохранение природы и охрану прав и здоровья человека;

- выстраивает и реализует перспективные линии интеллектуального, культурного, нравственного, физического и профессионального саморазвития и самосовершенствования;

- использует нормативные правовые документы в своей деятельности;

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

  • Знать: теоретические основы биомедицинской этики, основные правила биоэтики, содержание Всеобщей декларации о биоэтике и правах человека и других подобных документов, этические принципы проведения эксперимента на животных, существо моральных проблем медицинской генетики и биотехнологии, трансплантации органов и тканей человека, моральные нормы внутрипрофессиональных взаимоотношений.

  • Уметь: проявлять гуманность по отношению к лабораторным животным, оценивать степень риска для испытуемых при проведении эксперимента или исследований и предупреждать недопустимый риск.

  • Владеть: способностью вести дискуссию по биоэтическим проблемам.



    2. Структура и трудоемкость дисциплины.

    Семестр 3. Форма промежуточной аттестации – зачет. Общая трудоемкость дисциплины составляет 1 зачетных единицы 36 часа.

    3. Тематический план.

    Таблица 1.







Тема

Всего часов

Виды учебной работы и самостоятельная работа, в час.

Из них в интерактивной форме

Формы контроля

Лекции

Семинарские (практические) занятия

Самостоятельная работа

1.

Введение

3

1




2




Ответ на семинаре

2.

Теоретические основы биоэтики

4

1




3

2

Ответ на семинаре

3.

Биоэтика и специфика предмета биологии

4

1

1

2

1

Контрольная работа

4.

Биоэтика и биотехнология

3

1




2




Реферат

5.

Этические проблемы в сфере генноинженерной деятельности

3

1




2

2

Ответ на семинаре

6.

Этические аспекты клонирования человека

3

1




2




Ответ на семинаре

7.

Вмешательство в генетические основы психики

3

1




2

2

Ответ на семинаре

8.

Правовые аспекты биотехнологических новшеств

3

1




2




Ответ на семинаре

9.

Проблемы обеспечения конфиденциальности генетической информации

3




1

2




Контрольная работа

10.

Международные документы о биоэтике и правах человека

3




1

2

2

Реферат

11.

Профессиональная этика ученого

4




1

3




Контрольная работа




Итого:

36

8

4

24

9

Зачет




Из них в интерактивной форме




1




8








Таблица 2.

    Планирование самостоятельной работы аспирантов



    Темы

    Виды СРС

    Объем часов

    обязательные

    дополнительные

    1.

    Введение

    Изучение отдельных тем (ответы на семинарах).

    Чтение литературы

    2

    2.

    Теоретические основы биоэтики

    Изучение отдельных тем (ответы на семинарах).

    Чтение литературы

    3

    3.

    Биоэтика и специфика предмета биологии

    Изучение отдельных тем (подготовка к контрольной работе)

    Чтение литературы

    2

    4.

    Биоэтика и биотехнология

    Выполнение индивидуальных заданий (рефератов).

    Чтение литературы

    2

    5.

    Этические проблемы в сфере генноинженерной деятельности

    Изучение отдельных тем (ответы на семинарах).

    Чтение литературы

    2

    6.

    Этические аспекты клонирования человека

    Изучение отдельных тем (ответы на семинарах).

    Чтение литературы

    2

    7.

    Вмешательство в генетические основы психики

    Выполнение индивидуальных заданий (эссе).

    Чтение литературы

    2

    8.

    Правовые аспекты биотехнологических новшеств

    Изучение отдельных тем (ответы на семинарах).

    Чтение литературы

    2

    9.

    Проблемы обеспечения конфиденциальности генетической информации

    Изучение отдельных тем (подготовка к контрольной работе)

    Чтение литературы

    2

    10.

    Международные документы о биоэтике и правах человека

    Выполнение индивидуальных заданий (рефератов).

    Чтение литературы

    2

    11.

    Профессиональная этика ученого

    Изучение отдельных тем (подготовка к контрольной работе)

    Чтение литературы

    3

    ИТОГО:

    24



  1. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами




№ п/п

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

Темы дисциплины необходимые для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

1.

Теоретические и прикладные аспекты биотехнологии










+







+










+




  1. Содержание дисциплины.

1. Введение

Особенности современного научного познания. Биоэтика как дисциплина и социальный институт. История формирования биоэтики. Формы социальной регуляции деятельности биолога: этика, этикет, право, религия, обычаи, мораль. Ключевые вопросы биоэтики: эвтаназия, пересадка органов, аборт, клонирование, стволовые клетки, суррогатное материнство, евгеника, проведение клинических испытаний.

2. Теоретические основы биоэтики

Антропоцентризм. Биоцентризм. Экоцентризм. Эмпатия как психологическое основание биоэтики.

Структура и уровни этического знания: теория, принципы, правила, конкретные моральные суждения. Всеобщность этической нормы и уникальность нравственного выбора. Проблема основания морального выбора: божественное откровение, природная очевидность, социальный договор, этический императив. Личность в ситуации нравственного выбора. Свобода воли, совести и творчества.

3. Биоэтика и специфика предмета биологии

Место биологии в системе наук. Методы научного познания в биологии. Биологический эксперимент. Моделирование биологических явлений и процессов.

Моральные принципы проведения экспериментов на животных. Минимизация страданий лабораторных животных. Гуманное содержание. Моральный смысл обезболивания. Замещение животных молекулярно-биологическими, компьютерными или иными моделями, использование культур клеток. Эвтаназия лабораторных животных. Этика отношения к лабораторным животным в практике преподавания.

Морально-этические проблемы проведения клинических испытаний и экспериментов на человеке. Научная обоснованность осуществления эксперимента или испытания как фундаментальный моральный принцип. Принципы уважения автономии личности и "не навреди" при проведении биомедицинских экспериментов. Правило добровольного информированного согласия как необходимое условие проведения испытаний и экспериментов на человеке. Суррогатное согласие. Проблема не раскрытия информации по научным основаниям (исследования с использованием плацебо). Терапевтические и нетерапевтические эксперименты. Оценка риска для испытуемых при проведении эксперимента или исследования. Права испытуемых и ответственность специалистов, проводящих эксперименты. Роль исследовательских этических комитетов при проведении исследований на человеке. Проблемы проведения испытаний и исследований на пре-эмбрионах, эмбрионах и плодах человека, детях, недееспособных пациентах, заключенных, военнослужащих. Этическая допустимость и размер вознаграждения испытуемым за участие в эксперименте. Этика научных публикаций результатов испытаний и экспериментов.

4. Биоэтика и биотехнология

Развитие биотехнологий на современном этапе. Статус субъекта в связи с применением биотехнологий. Биоэтика и методы генной инженерии, трансплантологии, репаративной медицины. Этико-философские проблемы нанотехнологии. Проекты микрочипирования человека и животных.

5.Этические проблемы в сфере генноинженерной деятельности

Биоэтика на пути адаптации к новым технологиям. Генетическая инженерия и спортивные достижения. Проблема патентирования генома человека. Этические проблемы современной прогностической медицины.

  1. Этические аспекты клонирования человека

Проблемы репродуктивного клонирования. Моральная проблема статуса эмбриона человека.

7.Вмешательство в генетические основы психики.

Проблемы современной психогенетики. Вмешательство в деятельность мозга: за и против.

8.Правовые аспекты биотехнологических новшеств

Необходимость правового регулирования в сфере антропогенетики. Проблема генетического паспорта. Проблема правового статуса эмбриона человека. Юридические проблемы клонирования человека. Антропогенетика и криминалистика: пути сотрудничества.

9. Проблема обеспечения конфиденциальности генетической информации

10. Международные документы о биоэтике и правах человека

Основополагающие документы биомедицинской этики. "Нюрнбергский кодекс" и "Хельсинская декларация" Всемирной Медицинской Ассоциации (ВМА) как основополагающие источники современных моральных норм проведения экспериментов и клинических испытании на человеке. Конвенция Совета Европы "О правах человека и биомедицине" 1996 года.

Конвенция о защите прав и достоинства человека в связи с использованием достижений биологии и медицины. Всеобщая декларация о геноме человека и правах человека (ЮНЕСКО, 11 ноября 1997 г.). Международная декларация о генетических данных человека (Генеральная конференция ЮНЕСКО 16 октября 2003 г.). Всеобщая декларация о биоэтике человека.

Деятельность международных организаций в области биоэтики (ООН, ЮНЕСКО, Совет Европы и др.).

11. Профессиональная этика ученого

Профессиональная этика и этикет. Правила хорошего тона и принципы деловых отношений. Репутация ученого. Автономия ученого и административная дисциплина. Проблема коллегиальности и корпоративности. Отношение к ошибке коллеги: этический и юридический аспекты. Профессиональная солидарность и наставничество. Этические аспекты соавторства.


  1. Планы семинарских (практических) занятий.

Тема 1. Введение.

Вопросы для обсуждения на семинаре:

  1. История формирования биоэтики.

  2. Биоэтика как дисциплина и социальный институт.

  3. Антропоцентризм.

  4. Биоцентризм.

  5. Экоцентризм.

  6. Мораль и нравственность.

  7. Понятия: этика, этикет, право, религия, обычаи, мораль. Их соотношение.

Тема 2. Теоретические основы биоэтики.

Вопросы для обсуждения на семинаре:

  1. Методы научного познания в биологии.

  2. Формы социальной регуляции деятельности биолога.

  3. Моральные принципы проведения экспериментов на животных.

  4. Морально-этические проблемы проведения клинических испытаний и экспериментов на человеке.

  5. Проблемы проведения испытаний и исследований на пре-эмбрионах, эмбрионах и плодах человека, детях, недееспособных пациентах, заключенных, военнослужащих.

  6. Биоэтика и успехи современной биологии.

Тема 5. История биомедицинской этики.

Вопросы для обсуждения на семинаре:

  1. Религиозные и философские истоки биомедицинской этики.

  2. Этика Гиппократа.

  3. Врачебная этика и христианство.

  4. Злоупотребление в медицине нацистской Германии.

  5. Принципы медицинской этики.

  6. Правила медицинской этики.

Тема 6. Принципы и правила медицинской этики.

Вопросы для обсуждения на семинаре:

  1. Морально-этические проблемы контрацепции и стерилизации.

  2. Моральные проблемы абортов.

  3. Этические проблемы искусственного оплодотворения.

  4. Морально-этические проблемы пренатальной диагностики.

  5. Проблема эвтаназии новорожденных с тяжелыми пороками развития.

  6. Этические принципы генодиагностики и генетической терапии и инженерии.

  7. Проблема клонирования человека.

Тема 8. Смерть и умирание. Моральные проблемы трансплантации органов и тканей.

Вопросы для обсуждения на семинаре:

1. Споры вокруг понятия "право на смерть".

2. История проблемы эвтаназии.

3. Основные моральные дилеммы, связанные с пересадкой органов от живых доноров.

4. Трансплантология и проблема дефиниции смерти.

5. Проблемы некомпетентных доноров (детей, психически больных лиц), доноров с резким ограничением свободы выбора (заключенные, приговоренные к смерти).

6. Моральные проблемы ксенотранспланталогии. Проблема оценки риска ксенотрансплантаций.
7. Примерная тематика контрольных работ.

  1. Клонирование человека: «за» и «против».

  2. Трансплантация органов: «за» и «против».

  3. Отношение к эвтаназии в разных странах.

  4. Особенности католической, протестантской, иудейской, мусульманской и буддистской (на выбор студента) религиозной морали.

  5. Этико-правовые аспекты проекта "Геном человека".

  6. Половая дискриминация: прошлое, настоящее и будущее.

  7. Расовая дискриминация: история вопроса.

  8. Права ребенка в различных государственных системах.

  9. Отношение к инвалидам в различных странах.

  10. Отношение к ВИЧ-инфицированным людям в различных странах.

  11. Этические вопросы проекта микрочипирования человека.

  12. Отношение к медицинским абортам в различных культурах.

  13. Преступления нацистской медицины: уроки прошлого.

  14. Культурное разнообразие, проблемы малых народностей и племен.

  15. Моральные аспекты генетических методов идентификации личности.

  16. Евгеника.

  17. Искусственное оплодотворение и суррогатное материнство: проблемы нравственного выбора.

  18. История биоэтики.

  19. Отношение к смерти в разных философских системах.

  20. Этика практической психиатрии.

  21. Биоэтика Гоппократа.

  22. Отношение к смертному приговору в разных странах.

  23. Стволовые клетки, эмбрионы и пре-эмбрионы в современной медицине: биоэтические вопросы.

  24. Моральный облик врача.

  25. Этика и фармакология.


8. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

Тема 3. Биоэтика и специфика предмета биологии.

Контрольная работа № 1.

  1. Перечислите методы научного познания в биологии.

  2. Перечислите отрасли современной биологии и медицины, которые сталкиваются с проблемами биоэтики.

  3. В чем состоит различие понятий «этика» и «этикет», «право» и «мораль»?

  4. Что такое антропоцентризм, биоцентризм, экоцентризм?

Тема 4. Биоэтика и биотехнология.

Темы рефератов:

1. Биоэтика и методы генной инженерии.

2. Биоэтика и методы трансплантологии.

3. Биоэтика и методы репаративной медицины.

4. Этико-философские проблемы нанотехнологии.

5. Проекты микрочипирования человека и животных.

Тема 10. Международные документы о биоэтике и правах человека.

Темы рефератов:

  1. "Нюрнбергский кодекс".

  2. "Хельсинская декларация".

  3. Конвенция о защите прав и достоинства человека.

  4. Международная декларация о генетических данных.

Тема 11. Профессиональная этика ученого.

Контрольная работа № 3.

    1. Какие источники современных моральных норм проведения экспериментов и клинических испытаний на человеке Вам известны?

    2. Деятельность международных организаций в области биоэтики.

    3. Конвенция о защите прав и достоинства человека.

    4. Международная декларация о генетических данных.



9. Образовательные технологии.

Мультимедийные средства обучения (компьютерные презентации по всем темам), проблемные и исследовательские методы при написании рефератов, курсовых работ и эссе, круглый стол на тему: «Отношение к биоэтическим проблемам в современном мире» (Тема 3).



10. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.

10.1. Основная литература:

  1. Дульзон А.А., Васильева О.М. Прикладная этика. Учебное пособие. Томск, 2004.

  2. Разин А.В. Этика. Учебник для вузов. М., 2003.

  3. Биомедицинская этика / Под ред. В.И. Покровского и Ю.М. Лопухина. Вып. 2. М.: Медицина, 1999.

  4. Биоэтика: принципы, правила, проблемы / Под ред. Б.Г. Юдина. М.: Эдиториал УРСС, 1998.

  5. Введение в биоэтику / Под ред. Б.Г. Юдина. М.: Прогресс-Традиция, 1998.

  6. Силуянова И.В. Биоэтика в России: ценности и законы. М.,1997.


10.2. Дополнительная литература:

  1. Алтухов Ю.П. Монолог о генетике // Человек, 2003. № 6.

  2. Асланов А., Шишина Ю. Преступления антимедицины // Наука и жизнь, 1970. № 5.

  3. Бартко А.Н., Михайлова Е.П. Биомедицинская этика: теория, принципы и проблемы. Части 1 и 2. М.: Изд-во ММСИ, 1995-1996.

  4. Биомедицинская этика / Под ред. В.И. Покровского. М.: Медицина, 1997.

  5. Врачебные ассоциации, медицинская этика и общемедицинские проблемы. Сб. Официальных документов. М., 1996.

  6. Врачи, пациенты, общество. Права человека и профессиональная ответственность врача в документах международных организаций. Киев, 1996.

  7. "Гавайская декларация" Всемирной психиатрической ассоциации 1977 года.

  8. Гиппократ. Избранные книги. М., 1994.

  9. Деонтология в медицине. В 2-х томах / Под ред. Б.В. Петровского. М.: Медицина, 1988.

  10. Клонирование: «за» и «против» // Знание-сила, 1998. № 5.

  11. Ксенотрансплантация – научные и этические проблемы // Человек, 1999. № 6.

  12. Кубарь О. Этические и правовые проблемы исследований на человеке: Из истории России ХХ века // Человек, 2001. № 5.

  13. Кьеркегор С. Болезнь смерти. Антология мировой философии. М., 1971. Т.3.

  14. Павлова М. Общие проблемы правового регулирования деятельности по трансплантологии. БД «Кодекс», 2000.

  15. Медицина и права человека: Нормы и правила международного права, этики, католической, протестантской, иудейской, мусульманской и буддистской религиозной морали. М.: АО И/Г "Прогресс", "Прогресс-Интер", 1992.

  16. На грани жизни и смерти: краткий очерк современной биоэтики в США. / Под ред. Д. Уиклера и др., пер. с англ. М.: Знание, 1989.

  17. Основы биоэтики / Под ред. А.Н. Орлова. Красноярск: Изд-во ПИК "Офсет", 1997.

  18. Пулмэн Д. Достоинство человека, боль и страдание // Человек, 2001. № 3.

  19. Сборник нормативных актов по охране здоровья граждан Российской Федерации / Под ред. Ю.Д. Сергеева. М., 1995.

  20. Силуянова И.В. Современная медицина и православие. М., 1978.

  21. Спирин А. Современные биотехнологии: наука и жизнь // Человек. 1995. № 5.

  22. Федеральный закон РФ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" 1998 года.

  23. Харрис Дж. Стволовые клетки и воспроизводство // Человек, 2003. № 5.

  24. Эвтаназия: дилемма доктора // Знание-сила, 1999. №№ 11,12.

  25. Этико-правовые аспекты проекта "Геном человека". Международные документы и аналитические материалы / Под ред. Б.Г. Юдина. М., 1994.

  26. Этика практической психиатрии. Руководство для врачей // Под ред. В.А. Тихоненко. М., 1996.

  27. Этические и правовые проблемы клинических испытаний и научных экспериментов на человеке и животных. Сборник материалов к конференции. М.: Российский Национальный Комитет по биоэтике, 1994.


10.3. Программное обеспечение и Интернет – ресурсы:

  1. http://www.bioethics.ru/rus/bioee/

  2. http://www.msu.ru/bioetika/

  3. http://www.bioethics.ru/rus/library/

  4. http://www.bioethics.ru/rus/res_eth/

  5. http://www.remedium.ru/section/marketing/detail.php

  6. http://www.vita.org.ru/exper/education/lukjanov-bioethics.htm


11. Технические средства и материально-техническое обеспечение дисциплины.

Дисциплина обеспечена компьютерными презентациями, составленными автором. На факультете имеется для проведения занятий 3 мультимедийные аудитории.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа составлена в соответствии с фгт к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура) iconРабочая программа составлена в соответствии с фгт к структуре основно
...
Рабочая программа составлена в соответствии с фгт к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура) iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности
Рабочая программа составлена в соответствии с фгт к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского...
Рабочая программа составлена в соответствии с фгт к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура) iconРабочая программа составлена в соответствии с фгт к структуре основной...
Рассмотрено на заседании умк института математики, естественных наук и информационных технологий «28» июня 2011г., протокол №4
Рабочая программа составлена в соответствии с фгт к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура) iconРабочая программа составлена в соответствии с фгт к структуре основной...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности 03. 01. 06 Биотехнология (в том числе бионанотехнология),...
Рабочая программа составлена в соответствии с фгт к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура) iconРабочая программа составлена в соответствии с фгт к структуре основной...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности 03. 01. 06 Биотехнология (в том числе бионанотехнология),...
Рабочая программа составлена в соответствии с фгт к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура) iconРабочая программа составлена в соответствии с фгт к структуре основной...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности 03. 01. 06 Биотехнология (в том числе бионанотехнология),...
Рабочая программа составлена в соответствии с фгт к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура) iconРабочая программа составлена в соответствии с фгт к структуре основной...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности 03. 01. 06 Биотехнология (в том числе бионанотехнология),...
Рабочая программа составлена в соответствии с фгт к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура) iconРабочая программа составлена в соответствии с фгт к структуре основной...
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности 13. 00. 03 Коррекционная педагогика (сурдопедагогика...
Рабочая программа составлена в соответствии с фгт к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура) iconРабочая программа составлена в соответствии с фгт к структуре основной...
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности 13. 00. 03 Коррекционная педагогика (сурдопедагогика...
Рабочая программа составлена в соответствии с фгт к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура) iconРабочая программа составлена в соответствии с фгт к структуре основной...
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности 13. 00. 03 Коррекционная педагогика (сурдопедагогика...
Рабочая программа составлена в соответствии с фгт к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура) iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности
...
Рабочая программа составлена в соответствии с фгт к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура) iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности 25. 00. 26
...
Рабочая программа составлена в соответствии с фгт к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура) iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности 25. 00. 26
...
Рабочая программа составлена в соответствии с фгт к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура) iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности 25. 00. 26
...
Рабочая программа составлена в соответствии с фгт к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура) iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности 25. 00. 26
...
Рабочая программа составлена в соответствии с фгт к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура) iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности...
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск