Скачать 244.18 Kb.
|
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «УТВЕРЖДАЮ»: И.о. проректора-начальник управления по научной работе _______________________ Г.Ф. Ромашкина __________ _____________ 2011 г. ЭТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ БИОТЕХНОЛОГИИ Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности 03.01.06 – Биотехнология (в том числе бионанотехнология), очной и заочной форм обучения «ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»: Автор работы _____________________________/О.Н. Жигилева/ «______»___________2011 г. Рассмотрено на заседании кафедры экологии и генетики «___»________2011 протокол № ___ Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению. «РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»: Объем 14 стр. Зав. кафедрой ______________________________/И.В. Пак/ «______»___________ 2011 г. Рассмотрено на заседании УМК отделения биологии Института математики, естественных наук и информационных технологий «___»________2011 протокол № ___ Соответствует ФГОС ВПО и учебному плану образовательной программы. «СОГЛАСОВАНО»: Председатель УМК ________________________/Фролова О.В./ «______»_____________2011 г. «СОГЛАСОВАНО»: Нач. отдела аспирантуры и докторантуры_____________М.Р. Сорокина «______»_____________2011 г. 2011 РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Институт математики, естественных наук и информационных технологийКафедра экологии и генетикиО.Н. Жигилева ЭТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ БИОТЕХНОЛОГИИ Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности 03.01.06 – Биотехнология (в том числе бионанотехнология), очной и заочной форм обучения Тюменский государственный университет 2011 Жигилева О.Н. Этические проблемы биотехнологии. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности 03.01.06 – Биотехнология (в том числе бионанотехнология), очной и заочной форм обучения. Тюмень, 2011, 11 стр. Рабочая программа составлена в соответствии с ФГТ к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура). Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: этические проблемы биотехнологии [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3.utmn.ru., свободный. Рекомендовано к изданию кафедрой экологии и генетики. Утверждено и.о. проректора-начальника управления по научной работе Тюменского государственного университета. ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР:заведующий кафедрой экологии и генетикиТюменского государственного университета,д.б.н. Пак И. В.© Тюменский государственный университет, 2011. © Жигилева О.Н., 2011. 1. Пояснительная записка.
Содержание курса посвящено теоретическим основам и ключевым вопросам биоэтики и биомедицинской этики в связи с успехами науки и развитием биотехнологий на современном этапе, а также правовому сопровождению и социо-культурным вопросам биоэтики. Целью преподавания дисциплины является формирование у аспирантов общих и профессиональных компетенций в области биоэтики. В задачи курса входит ознакомление с современными биоэтическими проблемами и их решением в рамках международных нормативных документов, рассмотрение альтернативных точек зрения и формирование способности самостоятельно вырабатывать решение по биоэтическим вопросам. Особое внимание в программе уделяется вопросам профессиональной этики ученого-биолога, чему посвящено 2 раздела курса. Учебно-методический комплекс «Этические проблемы биотехнологии» соответствует «специальные дисциплины отрасли науки и научной специальности» 1.2. Место дисциплины в структуре ООП Дисциплина «Этические проблемы биотехнологии» относится к циклу «специальные дисциплины отрасли науки и научной специальности». Она логически и содержательно-методически взаимосвязана с дисциплинами бакалавриата и магистратуры: Б.1. Гуманитарного, социального и экономического цикла: базовой частью и Б.3. Профессионального цикла: базовой (общепрофессиональной) и вариативной частями: философия, история, психология, право, правовые основы охраны природы и природопользования, социология, генетика и селекция, введение в биотехнологию и генетическую инженерию, психогенетика, науки о биологическом многообразии, биология человека. Для успешного освоения дисциплины необходимы базовые знания по дисциплинам: философия, история, психология, науки о биологическом многообразии, биотехнология, биология человека, социология, генетика и селекция. 1.3. Требования к результатам освоения дисциплины:Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: - следует этическим и правовым нормам в отношении других людей и в отношении к природе (принципы биоэтики), имеет четкую ценностную ориентацию на сохранение природы и охрану прав и здоровья человека; - выстраивает и реализует перспективные линии интеллектуального, культурного, нравственного, физического и профессионального саморазвития и самосовершенствования; - использует нормативные правовые документы в своей деятельности; В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
2. Структура и трудоемкость дисциплины. Семестр 3. Форма промежуточной аттестации – зачет. Общая трудоемкость дисциплины составляет 1 зачетных единицы 36 часа. 3. Тематический план. Таблица 1.
Таблица 2. Планирование самостоятельной работы аспирантов
1. Введение Особенности современного научного познания. Биоэтика как дисциплина и социальный институт. История формирования биоэтики. Формы социальной регуляции деятельности биолога: этика, этикет, право, религия, обычаи, мораль. Ключевые вопросы биоэтики: эвтаназия, пересадка органов, аборт, клонирование, стволовые клетки, суррогатное материнство, евгеника, проведение клинических испытаний. 2. Теоретические основы биоэтики Антропоцентризм. Биоцентризм. Экоцентризм. Эмпатия как психологическое основание биоэтики. Структура и уровни этического знания: теория, принципы, правила, конкретные моральные суждения. Всеобщность этической нормы и уникальность нравственного выбора. Проблема основания морального выбора: божественное откровение, природная очевидность, социальный договор, этический императив. Личность в ситуации нравственного выбора. Свобода воли, совести и творчества. 3. Биоэтика и специфика предмета биологии Место биологии в системе наук. Методы научного познания в биологии. Биологический эксперимент. Моделирование биологических явлений и процессов. Моральные принципы проведения экспериментов на животных. Минимизация страданий лабораторных животных. Гуманное содержание. Моральный смысл обезболивания. Замещение животных молекулярно-биологическими, компьютерными или иными моделями, использование культур клеток. Эвтаназия лабораторных животных. Этика отношения к лабораторным животным в практике преподавания. Морально-этические проблемы проведения клинических испытаний и экспериментов на человеке. Научная обоснованность осуществления эксперимента или испытания как фундаментальный моральный принцип. Принципы уважения автономии личности и "не навреди" при проведении биомедицинских экспериментов. Правило добровольного информированного согласия как необходимое условие проведения испытаний и экспериментов на человеке. Суррогатное согласие. Проблема не раскрытия информации по научным основаниям (исследования с использованием плацебо). Терапевтические и нетерапевтические эксперименты. Оценка риска для испытуемых при проведении эксперимента или исследования. Права испытуемых и ответственность специалистов, проводящих эксперименты. Роль исследовательских этических комитетов при проведении исследований на человеке. Проблемы проведения испытаний и исследований на пре-эмбрионах, эмбрионах и плодах человека, детях, недееспособных пациентах, заключенных, военнослужащих. Этическая допустимость и размер вознаграждения испытуемым за участие в эксперименте. Этика научных публикаций результатов испытаний и экспериментов. 4. Биоэтика и биотехнология Развитие биотехнологий на современном этапе. Статус субъекта в связи с применением биотехнологий. Биоэтика и методы генной инженерии, трансплантологии, репаративной медицины. Этико-философские проблемы нанотехнологии. Проекты микрочипирования человека и животных. 5.Этические проблемы в сфере генноинженерной деятельности Биоэтика на пути адаптации к новым технологиям. Генетическая инженерия и спортивные достижения. Проблема патентирования генома человека. Этические проблемы современной прогностической медицины.
Проблемы репродуктивного клонирования. Моральная проблема статуса эмбриона человека. 7.Вмешательство в генетические основы психики. Проблемы современной психогенетики. Вмешательство в деятельность мозга: за и против. 8.Правовые аспекты биотехнологических новшеств Необходимость правового регулирования в сфере антропогенетики. Проблема генетического паспорта. Проблема правового статуса эмбриона человека. Юридические проблемы клонирования человека. Антропогенетика и криминалистика: пути сотрудничества. 9. Проблема обеспечения конфиденциальности генетической информации 10. Международные документы о биоэтике и правах человека Основополагающие документы биомедицинской этики. "Нюрнбергский кодекс" и "Хельсинская декларация" Всемирной Медицинской Ассоциации (ВМА) как основополагающие источники современных моральных норм проведения экспериментов и клинических испытании на человеке. Конвенция Совета Европы "О правах человека и биомедицине" 1996 года. Конвенция о защите прав и достоинства человека в связи с использованием достижений биологии и медицины. Всеобщая декларация о геноме человека и правах человека (ЮНЕСКО, 11 ноября 1997 г.). Международная декларация о генетических данных человека (Генеральная конференция ЮНЕСКО 16 октября 2003 г.). Всеобщая декларация о биоэтике человека. Деятельность международных организаций в области биоэтики (ООН, ЮНЕСКО, Совет Европы и др.). 11. Профессиональная этика ученого Профессиональная этика и этикет. Правила хорошего тона и принципы деловых отношений. Репутация ученого. Автономия ученого и административная дисциплина. Проблема коллегиальности и корпоративности. Отношение к ошибке коллеги: этический и юридический аспекты. Профессиональная солидарность и наставничество. Этические аспекты соавторства.
Тема 1. Введение. Вопросы для обсуждения на семинаре:
Тема 2. Теоретические основы биоэтики. Вопросы для обсуждения на семинаре:
Тема 5. История биомедицинской этики. Вопросы для обсуждения на семинаре:
Тема 6. Принципы и правила медицинской этики. Вопросы для обсуждения на семинаре:
Тема 8. Смерть и умирание. Моральные проблемы трансплантации органов и тканей. Вопросы для обсуждения на семинаре: 1. Споры вокруг понятия "право на смерть". 2. История проблемы эвтаназии. 3. Основные моральные дилеммы, связанные с пересадкой органов от живых доноров. 4. Трансплантология и проблема дефиниции смерти. 5. Проблемы некомпетентных доноров (детей, психически больных лиц), доноров с резким ограничением свободы выбора (заключенные, приговоренные к смерти). 6. Моральные проблемы ксенотранспланталогии. Проблема оценки риска ксенотрансплантаций. 7. Примерная тематика контрольных работ.
8. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины. Тема 3. Биоэтика и специфика предмета биологии. Контрольная работа № 1.
Тема 4. Биоэтика и биотехнология. Темы рефератов: 1. Биоэтика и методы генной инженерии. 2. Биоэтика и методы трансплантологии. 3. Биоэтика и методы репаративной медицины. 4. Этико-философские проблемы нанотехнологии. 5. Проекты микрочипирования человека и животных. Тема 10. Международные документы о биоэтике и правах человека. Темы рефератов:
Тема 11. Профессиональная этика ученого. Контрольная работа № 3.
9. Образовательные технологии. Мультимедийные средства обучения (компьютерные презентации по всем темам), проблемные и исследовательские методы при написании рефератов, курсовых работ и эссе, круглый стол на тему: «Отношение к биоэтическим проблемам в современном мире» (Тема 3). 10. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины. 10.1. Основная литература:
10.2. Дополнительная литература:
10.3. Программное обеспечение и Интернет – ресурсы:
11. Технические средства и материально-техническое обеспечение дисциплины. Дисциплина обеспечена компьютерными презентациями, составленными автором. На факультете имеется для проведения занятий 3 мультимедийные аудитории. |