РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
«УТВЕРЖДАЮ»:
И.о. проректора – начальник
управления по научной работе
_______________________ /Г.Ф. Ромашкина/
__________ _____________ 2011 г. КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ДЕФЕКТОЛОГА Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности 13.00.03 Коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия) очной и заочной форм обучения
«ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»:
Автор работы ___________________________/ А.А. Дмитриев/
«10» июня 2011 г.
Рассмотрено на заседании кафедры Дефектологии, (10.06.2011 г., протокол №15) Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению.
«РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»:
Объем 11 стр.
Зав. кафедрой __________________________/ А.А. Дмитриев/
«10» июня 2011 г.
Рассмотрено на заседании УМК ИПиП (дата, номер протокола)
Соответствует ФГОС ВПО и учебному плану образовательной программы.
«СОГЛАСОВАНО»
Председатель УМК _____________________/ А.В. Арефьева/
«_____»___________2011 г.
«СОГЛАСОВАНО»
Нач. отдела аспирантуры и
докторантуры_____________________/ М.Р. Сорокина/
«_____»___________2011 г.
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ
КАФЕДРА ДЕФЕКТОЛОГИИ
ДМИТРИЕВ АЛЕКСЕЙ АНДРЕЕВИЧ
КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ДЕФЕКТОЛОГА Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности 13.00.03 Коррекционная педагогика (олигофренопедагогика, логопедия, тифлопедагогика, сурдопедагогика) очной и заочной форм обучения
Тюменский государственный университет
2011
Дмитриев А.А. Ключевые компетенции дефектолога. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности 13.00.03 Коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия) очной и заочной форм обучения. Тюмень, 2011, 11 стр.
Рабочая программа составлена в соответствии с ФГТ к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура).
Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Ключевые компетенции дефектолога [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3.utmn.ru, свободный.
Рекомендовано к изданию кафедрой Дефектологии. Утверждено и.о. проректора-начальника управления по научной работе Тюменского государственного университета.
ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: зав.кафедрой Дефектологии, д.пед.н., профессор Дмитриев А.А.
© Тюменский государственный университет, 2011.
© Дмитриев А.А., 2011.
Пояснительная записка
1.1. Цели и задачи дисциплины
Цель учебной дисциплины - формирование у аспирантов компетенций в области профессиональной деятельности дефектолога с лицами с ОВЗ.
Основные задачи дисциплины:
сформировать целостное представления о методах исследования, как базовой основы для проведения коррекционно-развивающей работы;
раскрыть сущность и необходимость проведения исследований, как важного звена в системе всей психолого-педагогической деятельности с детьми, имеющими нарушение в развитии;
обосновать представление о проблемах в развитии ребенка как особенностях формирования его личностной субкультуры и возможностях коррекционного воздействия.
1.2. Место дисциплины в структуре ООП. Дисциплина «Ключевые компетенции дефектолога» относится к блоку «Дисциплины по выбору».
Для освоения курса «Ключевые компетенции дефектолога» аспиранты используют знания, полученные в ходе изучения следующих дисциплин: «Педагогика», «Психология», «Специальная педагогика», «Специальная психология».
Освоение данного курса способствует изучению параллельных дисциплин «Коррекционная педагогика», «Интегрированное обучение детей с ОВЗ». 1.3. Требования к результатам освоения дисциплины «Ключевые компетенции дефектолога».
В результате освоения ООП аспирант должен обладать следующими компетенциями: способностью к рациональному выбору и реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с ОВЗ;
способностью к осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в условиях как специальных (коррекционных), так и общеобразовательных учреждений с целью реализации интегративных моделей образования;
способностью осознавать социальную значимость своей профессии, обладанием мотивацией к выполнению профессиональной деятельности, способностью к эмпатии, корректному и адекватному восприятию лиц с ОВЗ.
В результате освоения дисциплины аспирант должен:
Знать:
- сущность, содержание, структуру образовательных процессов и систем, педагогические технологии и инновационные процессы в сфере общего и специального образования;
общие методические аспекты обучения лиц с ОВЗ: цели, задачи, принципы, методы, приемы организационные формы, коррекционную направленность.
Уметь:
использовать в своей профессиональной деятельности информационные и коммуникационные технологии для решения разного класса профессиональных задач при работе с лицами с ОВЗ;
осуществлять научно-исследовательскую деятельность в сфере общего и специального образования;
проектировать педагогический процесс, ориентированный на решение современных задач конкретной образовательной ступени, конкретного образовательного учреждения, предметной области, воспитательной ситуации на основе использования методов психолого-педагогической диагностики, теории педагогического проектирования.
Владеть:
навыками межличностных отношений;
навыками применения психолого-педагогических знаний в процессе диагностической и коррекционной работы с лицами с ОВЗ;
основами использования различных средств коммуникации в разных видах профессиональной деятельности;
навыками организации профессиональной деятельности с учетом современных методов образования и коррекции нарушений лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Структура и трудоемкость дисциплины.
Семестр 5. Форма промежуточной аттестации – зачет. Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы, 72 часа.
Тематический план.
Таблица 1.
Тематический план
№
|
Тема
| Неделя семестра
| Виды учебной работы и самостоятельная работа, в час.
| Из них в интерактивной форме
| Формы контроля
| Лекции
| Семинарские (практические) занятия
| Лабораторные занятия
| Самостоятельная работа
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 1.
| Дефектолог – интегральная характеристика специалиста в области специального (коррекционного) образования
| 15
| 2
| 2
|
| 11
| 2
| Тест
| 2
| Болонское соглашение и концепция модернизации Российского образования – как базовые условия успешной конкуренции на мировом рынке образовательных услуг
| 15
| 2
| 2
|
| 11
| 2
| Опрос
| 3.
| Компетентностный подход – новая парадигма образования
| 14
| 2
| 2
|
| 10
| 2
| Опрос
| 4.
| Содержание государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования выпускников-дефектологов.
| 14
| 2
| 2
|
| 10
| 2
| Тест
| 5.
| Ключевые компетенции дефектолога, как база успешной реализации образовательных ресурсов в его практической деятельности.
| 14
| 2
| 2
|
| 10
|
| Опрос
|
| Итого
| 72
| 10
| 10
|
| 52
| 10
|
|
| Из них в интерактивной форме
| 10
| 4
| 4
|
|
| 8
|
|
Таблица 2.
Планирование самостоятельной работы аспирантов
№
| Темы
| Виды СРС
| Объем часов
| обязательные
| дополнительные
| 1
| Дефектолог – интегральная характеристика специалиста в области специального (коррекционного) образования
| комплексные ситуационные задания
| тест, эссе, реферат, эл. продукт
| 11
| 2
| Болонское соглашение и концепция модернизации Российского образования – как базовые условия успешной конкуренции на мировом рынке образовательных услуг
| комплексные ситуационные задания
| эссе, реферат, тест, ответ на семинаре
| 11
| 3
| Компетентностный подход – новая парадигма образования
| эссе, тест, эл. продукт
| комплексные ситуационные задания, реферат
| 10
| 4
| Содержание государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования выпускников-дефектологов.
| эссе
тест
| комплексные ситуационные задания, реферат
| 10
| 5
| Ключевые компетенции дефектолога, как база успешной реализации образовательных ресурсов в его практической деятельности.
| комплексные ситуационные задания, тест
| эссе, реферат, эл.продукт
| 10
|
| ИТОГО:
| 52
|
4. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
№ п/п
| Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин
| Темы дисциплины необходимые для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 1.
| Коррекционная педагогика
| *
|
|
|
| *
| 2.
| Интегрированное обучение детей с ОВЗ
| *
| *
| *
| *
| *
|
5. Содержание дисциплины. Тема 1. Дефектолог – интегральная характеристика специалиста в области специального (коррекционного) образования
Опорные слова: дефектология, учителя-дефектологи.
Краткие исторические сведения о развитии специального (коррекционного) образования в России. Основные вехи развития высшего образования по подготовке учителей-дефектологов в нашей стране. Специальности и квалификации в системе высшего дефектологического образования. Тема 2. Болонское соглашение и концепция модернизации Российского образования, как базовые условия успешной конкуренции отечественной системы образования на мировом рынке образовательных услуг
Опорные слова: рынок образовательных услуг, Болонское соглашение.
Конкуренция на мировом рынке образовательных услуг, как основной мотив для развития отечественных систем образования. Россия в Болонском процессе. Краткая история его создания. Основные направления модернизации образования в Российской Федерации. Тема 3. Компетентностный подход – новая парадигма образования
Опорные слова: парадигма, компетенции, компетентность, закон, правовые механизмы, качество образования.
Основные концептуальные положения модернизации Российского образования в свете компетентностного подхода. Основные группы ключевых компетенций, определенные Советом Европы для молодежи. Качество образования в свете компетентностного подхода.
Описание диагностической деятельности, её структурных компонентов, технологий оценивания (измерения), внедрения объективных методов контроля и их практического использования на отдельных этапах образовательного процесса в специальном (коррекционном) образовательном учреждении. Тема 4. Содержание государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования выпускников -дефектологов
Опорные слова: государственный образовательный стандарт, квалификационная характеристика выпускника.
Педагогические профессиограммы. Профессионально-педагогические требования к квалификационным характеристикам выпускников дефектологического профиля в свете компетентностного подхода. Понятие о качестве специального (коррекционного) образования, его составляющих и возможностях управления качеством. Тема 5. Ключевые компетенции дефектолога, как база успешной реализации образовательных ресурсов в его практической деятельности.
Опорные слова: диагностика, алгоритм, коррекционно-развивающая программа, контрольные срезы, знаниевая парадигма в образовании, компетентностный подход в обучении.
Дифференциация компетенций дефектолога в зависимости от его специальности. Диагностические компетенции дефектолога. Выстраивание программ коррекционно-развивающего воздействия на нарушенные функции ребенка. Речевая компетенция дефектолога. Планирование, прогнозирование и достижение эффективных результатов в коррекционной работе – важнейшие компетенции дефектолога.
Особенности и критика знаниевой парадигмы в образовании. Структура компетенций общего, личностного и профессионального характера. Сходство и различия в компетенциях педагогов массовой и специальной (коррекционной) школы. 6. План семинарских занятий Тема 1. Дефектолог – интегральная характеристика специалиста в области специального (коррекционного) образования
Дифференциация специальностей учителей-дефектологов в зависимости от контингента обучающихся.
Специальный психолог и его профессиональная деятельность.
Основные характеристики профессиональной деятельности учителей-дефектологов.
Тема 2. Болонское соглашение и концепция модернизации Российского образования, как базовые условия успешной конкуренции отечественной системы образования на мировом рынке образовательных услуг
История Болонского процесса и создания Болонского соглашения.
Проблемы конкуренции образовательных систем на мировом рынке образовательных услуг, как основной мотив их развития. Россия в Болонском процессе.
Тема 3. Компетентностный подход – новая парадигма образования
Содержание понятий компетенция, компетентность, компетентностный подход.
Основные группы ключевых компетенций, принятые Советом Европы.
Повышение конкурентоспособности личности при условии использования компетентностного подхода в обучении.
Понятие качества образования и его характеристик.
Сходство и различия в показателях качества общего и специального (коррекционного) образования.
Основные направления повышения качества специального (коррекционного) образования.
Тема 4. Содержание государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования выпускников -дефектологов
Анализ содержания ГОС ВПО различных дефектологических специальностей и требований к уровню подготовки специалистов.
Возможности совершенствования содержания ГОС ВПО в блоках общепрофессиональных и профессиональных дисциплин.
Формирование компетенций учителя-дефектолога на основе имеющихся образовательных стандартов.
Тема 5. Ключевые компетенции дефектолога, как база успешной реализации образовательных ресурсов в его практической деятельности.
Общие компетенции.
Личностные компетенции.
Профессиональные компетенции учителя-дефектолога и их структурные составляющие.
Формирование и реализация диагностических компетенций учителя-дефектолога.
Формирование и реализация компетентностей разработки эффективных коррекционно-развивающих программ специалистами-дефектологами.
Планирование и прогнозирование результатов коррекционно-развивающей работы – важнейшие компетенции специалиста-дефектолога.
7. Учебно - методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.
Требования к оформлению рефератов и эссе: 10-12 страниц, 14-й шрифт, 30 строк на странице. Реферат или контрольная работа должны иметь: план, список литературы (не менее трех источников). В содержании работы отражаются введение, основная часть, заключение или выводы. Примерные темы контрольных работ, рефератов и эссе:
Знания, умения, навыки, приобретенные в результате обучения и компетенции: сходство и различия.
Причины, побудившие Европу на создание Болонского соглашения.
Основные положения Болонского соглашения.
Понятия компетенция и компетентность.
Качество учебного процесса и компетентностный подход в образовании.
Компетентностный подход в образовании – его новая парадигма.
Основные признаки качества коррекционно-образовательного процесса.
Профессиональная подготовка учителей-дефектологов в свете компетентностного подхода.
Компетенции дефектолога в диагностике глубины и структуры дефекта.
Компетенции дефектолога в построении коррекционных программ.
Компетенции дефектолога в построении алгоритма коррекционно-развивающих программ.
Компетенции дефектолога в планировании, прогнозировании и достижении эффективных результатов коррекционной работы.
Взаимосвязь общих, личностных и профессиональных компетенций в работе учителя-дефектолога.
Проект квалификационной характеристики учителя-логопеда.
Компетенции дефектолога в профилактике нарушений развития ребенка.
8. Образовательные технологии. Деловая игра по теме № 1: Дефектолог – интегральная характеристика специалиста в области специального (коррекционного) образования (2 часа).
Круглый стол по теме № 2: Болонское соглашение и концепция модернизации Российского образования, как базовые условия успешной конкуренции отечественной системы образования на мировом рынке образовательных услуг (2 часа).
Метод проектов. Проект по теме № 3: Компетентностный подход – новая парадигма образования (2 часа).
Круглый стол по теме № 4: Содержание государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования выпускников -дефектологов (2 часа).
Электронный проект по теме № 5: Ключевые компетенции дефектолога, как база успешной реализации образовательных ресурсов в его практической деятельности (2часа). 9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.
9.1. Основная литература:
Грибова О. Е. Текстовая компетенция: лингвистический, психолингвистический и онтолингвистический анализ: монография. – М.: АПКиППРО, 2009.-120 с.
Дмитриев А. А. Региональная модель системы специального образования в Тюменской области: монография. – Тюмень: «Печатник», - 2008. – 158 с.
Закон Российской Федерации «Об образовании».- М.: ТК Велби, Проспект, 2007.- 48 с.
Специальная педагогика/Под ред. Н.М. Назаровой. – М.: Академия, 2007.- 400 с.
Специальная психология/ Под ред. В.И. Лубовского. – М.: Академия, 2008.-450 с
Специальная психология: учеб. пособие/ З. В. Поливара; Тюм. гос. ун-т. - Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2011. - 256 с.
Яковлева И. М. Формирование профессиональной компетентности учителя-олигофренопедагога в системе непрерывного педагогического образования: автореф….д-ра пед. наук: 13.00.03 / Яковлева Ирина Михайловна; ГОУ ВПО «Моск. Гор. Пед. ун-т». – М., 2010. – 45 с.
9.2. Дополнительная литература:
Барабаш О. А. Управление качеством образования по физической культуре на основе актуализации функции контроля: автореф….д-ра пед. наук: 13,00.04 / Барабаш Ольга Алексеевна; ФГОУ ВПО «СПБ. Гос. ун-т физ. Культуры им. П. Ф. Лесгафта». – СПб.:, 2008. – 46 с.
Болонский процесс: Информация к размышлению. С-П, 2003.
Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования
Дель С.В. Формирование коммуникативной компетентности у младших школьников с заиканием в процессе комплексной коррекции: Автореф. … канд. пед. наук. – Екатеринбург, 2005. – 23 с.
Звягинцева Н.Ю. Формирование инновационной компетентности будущего педагога // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2009. №4. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-innovatsionnoy-kompetentnosti-buduschego-pedagoga.
Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. – М.: Исследовательский Центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. (Серия: Труды методологического семинара «Россия в Болонском процессе»).
Концепция Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=23&ved=0CDQQFjACOBQ&url=http%3A%2F%2Fs27029.edu35.ru%2Fattachments%2Fcategory%2F41%2F%25D0%259A%25D0%25
по психолого-педагогическим специальностям дефектологического профиля 2005 года.
Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация. – М., 2002.- 381 с.
Становление ключевых социальных компетентностей на разных уровнях образовательной системы (дескрипторная характеристика как база оценивания) / Под науч. ред. профессора И. А. Зимней: Материалы XI Симпозиума «Квалиметрия в образовании: методология, методика, практика» г. Москва, 16—17 марта 2006 года. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. — 82 с." [Источник: http://psychlib.ru/mgppu/ZSk/SKZ-001.HTM]
Туманова Т.В. Формирование словообразовательной компетенции детей дошкольного и младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи: Дисс. д-ра пед. наук. – М., 2005. – 397 с.
9.3. Программное обеспечение и Интернет – ресурсы:
http://edu.of.ru.
http://www.ifap.ru
http://gcon.pstu.ac.ru
http://mbttc.mtuci2.ru
http://library.auca.kg
http://www.bj.pu.ru
http://www.edu.ru
http://www.e-teaching.ru
http://www.ict.edu.ru
http://www.asha.org
http://www.aacap.org
http://www.dec-sped.org
http://www.downsideup.org
http://www.logoped.org
http://logoburg.nm.ru
10. Технические средства и материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля).
персональные компьютеры, видеопроектор, мультимедийная доска, видеомагнитофон, телевизор, DVD-проигрыватель;
аудио- и видеоредакторы;
наглядные пособия и средства обучения на печатной основе (схемы, таблицы и т.д.).
|