Скачать 202.47 Kb.
|
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «УТВЕРЖДАЮ»: Проректор по учебной работе _______________________ /Волосникова Л.М./ __________ _____________ 2011г. ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ГЕОГРАФИЯ КУЛЬТУРНЫХ РАСТЕНИЙ Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов специальности 250203.65 Садово-парковое и ландшафтное строительство «ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»: Автор работы _____________________________/Белозерова А.А./ «______»___________2011г. Рассмотрено на заседании кафедры ботаники, биотехнологии и ландшафтной архитектуры, протокол № _____ от «_____» _____________ 2011г. Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению. «РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»: Объем _________ стр. Зав. кафедрой ______________________________/Боме Н.А./ Рассмотрено на заседании УМК ИМЕНИТ, отделение Биология, протокол № ____ от «____» _____________ 2011 г. Соответствует ФГОС ВПО и учебному плану образовательной программы. «СОГЛАСОВАНО»: Председатель УМК ________________________/Фролова О.В./ «СОГЛАСОВАНО»: Зав. методическим отделом УМУ_____________/Федорова С.А./ «______»_____________2012 г. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Институт математики, естественных наук и информационных технологийКафедра ботаники, биотехнологии и ландшафтной архитектурыБелозерова А.А. ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ГЕОГРАФИЯ КУЛЬТУРНЫХ РАСТЕНИЙ Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 250203.65 Садово-парковое и ландшафтное строительство очной и заочной форм обучения Тюменский государственный университет 2011 А.А. Белозерова. Происхождение и география культурных растений: Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов специальности 250203.65 Садово-парковое и ландшафтное строительство очной и заочной форм обучения. Тюмень, 2011. 11с. Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Происхождение и география культурных растений [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk.utmn.ru, свободный. Рекомендовано к изданию кафедрой ботаники, биотехнологии и ландшафтной архитектуры. Утверждено Первым проректором по учебной работе Тюменского государственного университета. ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: заведующий кафедрой ботаники, биотехнологии и ландшафтной архитектуры Н.А. Боме, д.с.-х.н., профессор© Тюменский государственный университет, 2011. © Белозерова А.А., 2011.
Целью данного курса является знакомство студентов с понятиями о центрах происхождения и центрах разнообразия, географическом распространении основных видов культурных растений. Задачами курса являются: - знакомство с концепциями центров происхождения культурных растений, а также с основными географическими областями исторического развития культурной флоры; - знакомство с методами определения географических центров происхождения видов культурных растений. - изучение основных групп культурных растений, их хозяйственного значения, происхождения и географического распространения.
Дисциплина по выбору «Происхождение и география культурных растений» входит в профессиональный цикл подготовки студентов специальности Садово-парковое и ландшафтное строительство, читается на 1 курсе в 1 семестре (ОДО и ОЗО). Знания, умения и навыки, полученные при изучении этой дисциплины, будут использованы при освоении курсов «Декоративное растениеводство», «Цветоводство», «Декоративная дендрология».
Структура и трудоемкость дисциплины. ОДО - семестр 1. Форма промежуточной аттестации - зачет. Общая трудоемкость дисциплины составляет 61 ч., из них 36 ч. лекций, 25 ч. самостоятельная работа. ОЗО - семестр 1. Форма промежуточной аттестации - зачет. Общая трудоемкость дисциплины составляет 61 ч., из них 6 ч. лекций, 55 ч. самостоятельная работа. Тематический план. Таблица 1 Тематический план ОДО
Таблица 2 Тематический план ОЗО
Таблица 3 Формы текущего контроля ОДО
Таблица 4 Планирование самостоятельной работы студентов ОДО
Таблица 5 Планирование самостоятельной работы студентов ОЗО
Тема 1.1. История изучения происхождения культурных растений Значение культурных растений в жизни человека и их происхождение. История развития взглядов на проблему происхождения культурных растений. Работы А. Декандоля, Ч. Дарвина, И.Н. Клингена, Г.И. Танфильева, Е.В. Вульфа, Н.И. Вавилова, В.Л. Комарова, Н.В. Базилевской, П.М. Жуковского, Е.Н. Синской, А.И. Купцова и др. Культурные и культивируемые растения. Возраст культурных растений. Сорные растения как родоначальники культурных растений. Первичные и вторичные культуры. Роль бессознательного и сознательного отборов в создании новых видов и сортов культурных растений. Тема 1.2. Понятия об ареале, центре происхождения и центре разнообразия растений Понятие ареала, определение, структура. Сплошные (целостные) и прерывистые (дизъюнктивные) ареалы. Форма и размеры ареала. Космополитические ареалы. Эндемичные ареалы. Формирование и типизация ареалов. Викарные (замещающие), циркумполярные, пантропические, биполярные ареалы. Растения-эндемики, неоэндемики, палеоэндемики (реликты). Центры таксономического разнообразия. Первичные и вторичные генцентры. Методы определения географических центров происхождения культивируемых растений Археологический, исторический, лингвистический, ботанический (дифференциальный систематико-географический) методы. Основные моменты, на которые необходимо обращать внимание при изучении происхождения культурных растений (по Е.Н. Синской). Флористическое районирование суши по А.Л. Тахтаджяну (Голарктическое, Палеотропическое, Неотропическое, Капское, Австралийское, Голантарктическое царства). Тема 2.1. Концепции о происхождении культурных растений Роль работ Н.И. Вавилова в установлении центров происхождения культурных растений (Южноазиатский, Восточноазиатский, Юго-западноазиатский, Средиземноморский, Абиссинский, Центральноамериканский, Южноамериканский). Мегагенцентры происхождения культурных растений по П.М. Жуковскому (Китайско-японский, Индонезийско-индокитайский, Австралийский, Индостанский, Среднеазиатский, Переднеазиатский, Средиземноморский, Африканский, Европейско-сибирский, Центрально-американский, Южно-американский, Северо-американский) Географические области исторического развития культурной флоры по Е.Н. Синской (Древнесредиземноморская, Восточноазиатская, Южноазиатская, Африканская. Новосветская). Центры происхождения культурных растений по А.И. Купцову (Переднеазиатский, Среднеазиатский, Средиземноморский, Эфиопский, Северокитайский, Мексиканский, Перуанский, Индийский, Индонезийский, Западносуданский). Тема 2.2. Главнейшие группы культурных растений, их хозяйственное значение, центры происхождения и географическое распространение 1) Пищевые растения: а) крахмалоносные (пшеница, рожь, рис, кукуруза, сорго, картофель, хлебное дерево, батат, маниок); б) растения, дающие белки (фасоль, чечевица, горох, соя, бобы, нут, земляной горох); в) сахароносные (сахарный тростник, сахарная свекла, сахарная пальма, сахарный клен); г) масличные (подсолнечник, маслина, арахис, кокосовая пальма, масличная пальма); е) овощные (капуста, морковь, баклажан, редис, лук); ж) бахчевые (арбуз, дыня, тыква); з) плодово-ягодные (яблоня, груша, слива, вишня, цитрусовые и др.); и) стимулирующие (чай, кофейное дерево, какао, кола). Тема 3.1. Главнейшие группы культурных растений, их хозяйственное значение, центры происхождения и географическое распространение 2) Технические растения: а) волокнистые (хлопчатник, лен, конопля, рами, джут, абака, сизаль, канатник, кенаф, кендырь); б) каучуконосные (гевея, гваюла, кок-сагыз); в) гуттаперченосные (бересклет бородавчатый); г) красильные (хна, индигоноска); д) пряные (ваниль, гвоздичное дерево, имбирь, перец черный, лавр благородный); е) эфиромасличные (мята, лаванда, кориандр, иланг-иланг, бергамот). 3) Кормовые растения (люцерна, клевер, брюква, репа, турнепс); 4) Лекарственные растения (хинное дерево, камфарное дерево, бальзаминовое дерево, алоэ); 5) Цветочно-декоративные растения (амариллис, кринум, хлорофитум, монстера, бегония, бальзамин, цикламен, тюльпан, гиацинт).
При подготовке к занятиям студенты прорабатывают основную и дополнительную литературу, готовят конспекты по темам «История изучения происхождения культурных растений», «Понятия об ареале, центре происхождения и центре разнообразия растений». При изучении второй темы заполняют таблицу «Центры происхождения растений», на контурных картах изображают местоположение данных центров. По всем темам планируется обсуждение изученного материала. Также студенты, используя основную и дополнительную литературу, готовят реферат по выбранной теме объемом 10-15 страниц, оформляя его в соответствии с общепринятыми правилами. Затем на основе реферата делают доклад на 5-7 минут, в котором в сжатой форме представляют изученный теоретический материал. Доклад сопровождается демонстрацией презентации. Темы рефератов приведены ниже. Темы рефератов
Контрольные вопросы к зачету
При обсуждении нового материала и закрепления уже известной информации по всем темам планируется использование метода эвристических вопросов, мозговой штурм, дискуссии. При изучении темы «Концепции о происхождении культурных растений» планируется анализ концепций различных ученых с целью выявления их достоинств и недостатков, а также показ фильма о биографии и научных достижениях Н.И. Вавилова. Кроме того, планируется проведение экскурсии в лаборатории Тюменской сельскохозяйственной академии (ТГСХА) для знакомства с разнообразием культурных растений.
7.1.Основная литература:
7.2. Дополнительная литература:
7.3. Программное обеспечение и Интернет – ресурсы: http://ru.wikipedia.org/wiki/Центры_происхождения_культурных_растений http://a-nomalia.narod.ru/100otkr/88.htm http://b-energy.ru/biblioteka/46-biogeografiya-s-osnovami-ekologii/188-uchenie-vavilova-o-centrah-proishojdeniya-.html http://bse.sci-lib.com/article120673.html http://www.bionet.nsc.ru/vogis/pict_pdf/2008/t12_4/vogis_12_4_27.pdf http://www2.bioversityinternational.org/publications/Web_version/47/ch06.htm http://ishulenina.ru/Classiki/Alexeev/stanovlenie/11.html http://www.bionet.nsc.ru/vogis/pict_pdf/2007/t11_3_4/vogis_11_3_4_06.pdf http://www.letopisi.ru/index.php/Вавилов,_Николай_Иванович
При изучении курса «Происхождение и география культурных растений» используется мультимедийное оборудование. Имеется коллекция семян и соцветий главнейших групп культурных растений, гербарный материал, фильм о биографии и научных достижениях Н.И. Вавилова. |
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с учебным планом... ... | Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с учебным планом... ... | ||
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями гос впо... Алалыкин А. В. Экономика. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов 250203. 65 специальности «Садово-парковое... | Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Рабочая программа Основной образовательной программы (ооп) Специальность... Одобрена пцк «Профилирующих и специальных дисциплин по специальности 270101(270301) Архитектура, специализация «Дизайн интерьера»,... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности... Рассмотрено на заседании кафедры менеджмента, маркетинга и логистики «5» 09 2013 г., протокол №01 | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Рабочая программа Основной образовательной программы (ооп) 250203... Рабочая программа учебной дисциплины «Ботаника с основами физиологии растений» предназначена для реализации Государственных требований... | ||
Н. А. Алексеева экология растений ... | Н. А. Алексеева экология растений ... | ||
Пояснительная записка Дисциплина «Почвоведение» Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов специальности Садово-парковое и ландшафтное строительство | Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе Гашев С. Н. Биология зверей и птиц. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 250203. 65 Садово-парковое... | ||
Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе Гашев С. Н. Биология зверей и птиц. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 250203. 65 Садово-парковое... | Рабочая программа для студентов специальности 250203. 65 «Садово-парковое... Рабочая программа для студентов специальности 250203. 65 – «Садово-парковое и ландшафтное строительство» |