Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов специальности 250203. 65 Садово-парковое и ландшафтное строительство





Скачать 202.47 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов специальности 250203. 65 Садово-парковое и ландшафтное строительство
Дата публикации08.12.2014
Размер202.47 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Право > Учебно-методический комплекс
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

«УТВЕРЖДАЮ»:

Проректор по учебной работе

_______________________ /Волосникова Л.М./

__________ _____________ 2011г.


ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ГЕОГРАФИЯ КУЛЬТУРНЫХ РАСТЕНИЙ
Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа

для студентов специальности 250203.65 Садово-парковое и ландшафтное строительство

«ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»:

Автор работы _____________________________/Белозерова А.А./

«______»___________2011г.

Рассмотрено на заседании кафедры ботаники, биотехнологии и ландшафтной архитектуры, протокол № _____ от «_____» _____________ 2011г.

Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению.

«РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»:

Объем _________ стр.

Зав. кафедрой ______________________________/Боме Н.А./

Рассмотрено на заседании УМК ИМЕНИТ, отделение Биология, протокол № ____

от «____» _____________ 2011 г.

Соответствует ФГОС ВПО и учебному плану образовательной программы.

«СОГЛАСОВАНО»:

Председатель УМК ________________________/Фролова О.В./


«СОГЛАСОВАНО»:

Зав. методическим отделом УМУ_____________/Федорова С.А./

«______»_____________2012 г.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт математики, естественных наук и информационных технологий

Кафедра ботаники, биотехнологии и ландшафтной архитектуры




Белозерова А.А.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ГЕОГРАФИЯ КУЛЬТУРНЫХ РАСТЕНИЙ
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов специальности 250203.65 Садово-парковое и ландшафтное строительство очной и заочной форм обучения

Тюменский государственный университет

2011

А.А. Белозерова. Происхождение и география культурных растений: Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов специальности 250203.65 Садово-парковое и ландшафтное строительство очной и заочной форм обучения. Тюмень, 2011. 11с.

Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Происхождение и география культурных растений [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk.utmn.ru, свободный.

Рекомендовано к изданию кафедрой ботаники, биотехнологии и ландшафтной архитектуры. Утверждено Первым проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.

ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: заведующий кафедрой ботаники, биотехнологии и ландшафтной архитектуры Н.А. Боме, д.с.-х.н., профессор




© Тюменский государственный университет, 2011.

© Белозерова А.А., 2011.


  1. Пояснительная записка

    1. Цели и задачи дисциплины


Целью данного курса является знакомство студентов с понятиями о центрах происхождения и центрах разнообразия, географическом распространении основных видов культурных растений.

Задачами курса являются:

- знакомство с концепциями центров происхождения культурных растений, а также с основными географическими областями исторического развития культурной флоры;

- знакомство с методами определения географических центров происхождения видов культурных растений.

- изучение основных групп культурных растений, их хозяйственного значения, происхождения и географического распространения.


    1. Место дисциплины в структуре ООП специальности:


Дисциплина по выбору «Происхождение и география культурных растений» входит в профессиональный цикл подготовки студентов специальности Садово-парковое и ландшафтное строительство, читается на 1 курсе в 1 семестре (ОДО и ОЗО). Знания, умения и навыки, полученные при изучении этой дисциплины, будут использованы при освоении курсов «Декоративное растениеводство», «Цветоводство», «Декоративная дендрология».


    1. В результате освоения дисциплины обучающийся должен:




  • Знать: центры происхождения культурных растений по Н.И. Вавилову, П.М. Жуковскому, А.И. Купцову, основные географические области исторического развития культурной флоры по Е. Н. Синской; основные методы (археологический, исторический, лингвистический, ботанический); флористическое районирование суши по А.Л. Тахтаджяну, главнейшие группы культурных растений, их хозяйственное значение, центры происхождения и географическое распространение.

  • Уметь: излагать и анализировать полученную информацию, пользоваться компьютерной техникой при подготовке рефератов и докладов.

  • Владеть: навыками использования ресурсов сети Internet, поиска необходимой информации.

Структура и трудоемкость дисциплины.
ОДО - семестр 1. Форма промежуточной аттестации - зачет. Общая трудоемкость дисциплины составляет 61 ч., из них 36 ч. лекций, 25 ч. самостоятельная работа.

ОЗО - семестр 1. Форма промежуточной аттестации - зачет. Общая трудоемкость дисциплины составляет 61 ч., из них 6 ч. лекций, 55 ч. самостоятельная работа.

Тематический план.

Таблица 1

Тематический план ОДО




Наименование темы

Лекции

(кол-во часов)

Самостоятельная работа студента

(кол-во часов)

Итого

часов по теме

Итого количество баллов




Модуль 1













1

История изучения происхождения культурных растений

4

2

6

0-6

2

Понятия об ареале, центре происхождения и центре разнообразия растений

4

4

8

0-6




Всего

8

6

14

0-12




Модуль 2













1

Концепции о происхождении культурных растений

6

4

10

0-22

2

Главнейшие группы культурных растений, их хозяйственное значение, центры происхождения и географическое распространение

2

4

8

0-22




Всего

8

8

18

0-44




Модуль 3













1

Главнейшие группы культурных растений, их хозяйственное значение, центры происхождения и географическое распространение

20

11

29

0-44




Всего

20

11

29

0-44




Итого (часов, баллов)

36

25

61

0-100


Таблица 2

Тематический план ОЗО

№п\п

Наименование темы

Лекции

(кол-во часов)

Самостоятельная работа студента (кол-во часов)

Итого часов

1

История изучения происхождения культурных растений

1

5

6

2

Понятия об ареале, центре происхождения и центре разнообразия растений

1

7

8

3

Концепции о происхождении культурных растений

2

8

10

4

Главнейшие группы культурных растений, их хозяйственное значение, центры происхождения и географическое распространение

2

35

37




Итого

6

55

61


Таблица 3

Формы текущего контроля ОДО


№ п/п

Формы текущего контроля

Итого кол-во баллов

конспект

таблица

доклад

реферат

презентация

Модуль 1

1.

0-6













0-6

2.

0-4

0-2










0-6

Всего

0-10

0-2










0-12

Модуль 2

1.







0-6

0-12

0-4

0-22

2.







0-6

0-12

0-4

0-22

Всего







0-12

0-24

0-8

0-44

Модуль 3

1.







0-12

0-24

0-8

0-44

Всего







0-12

0-24

0-8

0-44

Итого

0-10

0-2

0-24

0-48

0-16

0-100


Таблица 4

Планирование самостоятельной работы студентов ОДО



Темы

Виды СРС

Неделя семестра

Объем часов

Кол-во баллов

обязательные

дополнительные

Модуль 1

1.1

История изучения происхождения культурных растений

Чтение обязательной и дополнительной литературы

Подготовка конспекта

1-2

2

0-6

1.2

Понятия об ареале, центре происхождения и центре разнообразия растений

Чтение обязательной и дополнительной литературы

Подготовка конспекта, таблицы

3-4

4

0-6




Всего по модулю 1:

6

0-12

Модуль 2

2.1

Концепции о происхождении культурных растений

Чтение обязательной и дополнительной литературы, подготовка реферата

Подготовка доклада, презентации

5-7

4

0-22

2.2

Главнейшие группы культурных растений, их хозяйственное значение, центры происхождения и географическое распространение

Чтение обязательной и дополнительной литературы, подготовка реферата

Подготовка доклада, презентации

8-9

4

0-22




Всего по модулю 2:

8

0-44

Модуль 3

3.1

Главнейшие группы культурных растений, их хозяйственное значение, центры происхождения и географическое распространение

Чтение обязательной и дополнительной литературы, подготовка реферата

Подготовка доклада, презентации

10-18

11

0-44




Всего по модулю 3:

11

0-44




ИТОГО:

25

0-100


Таблица 5

Планирование самостоятельной работы студентов ОЗО



Темы

Виды СРС

Объем часов

обязательные

дополнительные

1

История изучения происхождения культурных растений

Чтение обязательной и дополнительной литературы

Подготовка конспекта

5

2

Понятия об ареале, центре происхождения и центре разнообразия растений

Чтение обязательной и дополнительной литературы

Подготовка конспекта, таблицы

7

3

Концепции о происхождении культурных растений

Чтение обязательной и дополнительной литературы, подготовка реферата

Подготовка доклада, презентации

8

4

Главнейшие группы культурных растений, их хозяйственное значение, центры происхождения и географическое распространение

Чтение обязательной и дополнительной литературы, подготовка реферата

Подготовка доклада, презентации

35




ИТОГО:

55


  1. Содержание дисциплины.

Тема 1.1. История изучения происхождения культурных растений

Значение культурных растений в жизни человека и их происхождение. История развития взглядов на проблему происхождения культурных растений. Работы А. Декандоля, Ч. Дарвина, И.Н. Клингена, Г.И. Танфильева, Е.В. Вульфа, Н.И. Вавилова, В.Л. Комарова, Н.В. Базилевской, П.М. Жуковского, Е.Н. Синской, А.И. Купцова и др. Культурные и культивируемые растения. Возраст культурных растений. Сорные растения как родоначальники культурных растений. Первичные и вторичные культуры. Роль бессознательного и сознательного отборов в создании новых видов и сортов культурных растений.
Тема 1.2. Понятия об ареале, центре происхождения и центре разнообразия растений

Понятие ареала, определение, структура. Сплошные (целостные) и прерывистые (дизъюнктивные) ареалы. Форма и размеры ареала. Космополитические ареалы. Эндемичные ареалы. Формирование и типизация ареалов. Викарные (замещающие), циркумполярные, пантропические, биполярные ареалы. Растения-эндемики, неоэндемики, палеоэндемики (реликты). Центры таксономического разнообразия. Первичные и вторичные генцентры. Методы определения географических центров происхождения культивируемых растений Археологический, исторический, лингвистический, ботанический (дифференциальный систематико-географический) методы. Основные моменты, на которые необходимо обращать внимание при изучении происхождения культурных растений (по Е.Н. Синской).

Флористическое районирование суши по А.Л. Тахтаджяну (Голарктическое, Палеотропическое, Неотропическое, Капское, Австралийское, Голантарктическое царства).
Тема 2.1. Концепции о происхождении культурных растений

Роль работ Н.И. Вавилова в установлении центров происхождения культурных растений (Южноазиатский, Восточноазиатский, Юго-западноазиатский, Средиземноморский, Абиссинский, Центральноамериканский, Южноамериканский).

Мегагенцентры происхождения культурных растений по П.М. Жуковскому (Китайско-японский, Индонезийско-индокитайский, Австралийский, Индостанский, Среднеазиатский, Переднеазиатский, Средиземноморский, Африканский, Европейско-сибирский, Центрально-американский, Южно-американский, Северо-американский)

Географические области исторического развития культурной флоры по Е.Н. Синской (Древнесредиземноморская, Восточноазиатская, Южноазиатская, Африканская. Новосветская).

Центры происхождения культурных растений по А.И. Купцову (Переднеазиатский, Среднеазиатский, Средиземноморский, Эфиопский, Северокитайский, Мексиканский, Перуанский, Индийский, Индонезийский, Западносуданский).

Тема 2.2. Главнейшие группы культурных растений, их хозяйственное значение, центры происхождения и географическое распространение

1) Пищевые растения:

а) крахмалоносные (пшеница, рожь, рис, кукуруза, сорго, картофель, хлебное дерево, батат, маниок);

б) растения, дающие белки (фасоль, чечевица, горох, соя, бобы, нут, земляной горох);

в) сахароносные (сахарный тростник, сахарная свекла, сахарная пальма, сахарный клен);

г) масличные (подсолнечник, маслина, арахис, кокосовая пальма, масличная пальма);

е) овощные (капуста, морковь, баклажан, редис, лук);

ж) бахчевые (арбуз, дыня, тыква);

з) плодово-ягодные (яблоня, груша, слива, вишня, цитрусовые и др.);

и) стимулирующие (чай, кофейное дерево, какао, кола).
Тема 3.1. Главнейшие группы культурных растений, их хозяйственное значение, центры происхождения и географическое распространение

2) Технические растения:

а) волокнистые (хлопчатник, лен, конопля, рами, джут, абака, сизаль, канатник, кенаф, кендырь);

б) каучуконосные (гевея, гваюла, кок-сагыз);

в) гуттаперченосные (бересклет бородавчатый);

г) красильные (хна, индигоноска);

д) пряные (ваниль, гвоздичное дерево, имбирь, перец черный, лавр благородный);

е) эфиромасличные (мята, лаванда, кориандр, иланг-иланг, бергамот).

3) Кормовые растения (люцерна, клевер, брюква, репа, турнепс);

4) Лекарственные растения (хинное дерево, камфарное дерево, бальзаминовое дерево, алоэ);

5) Цветочно-декоративные растения (амариллис, кринум, хлорофитум, монстера, бегония, бальзамин, цикламен, тюльпан, гиацинт).



  1. Учебно - методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

При подготовке к занятиям студенты прорабатывают основную и дополнительную литературу, готовят конспекты по темам «История изучения происхождения культурных растений», «Понятия об ареале, центре происхождения и центре разнообразия растений».

При изучении второй темы заполняют таблицу «Центры происхождения растений», на контурных картах изображают местоположение данных центров. По всем темам планируется обсуждение изученного материала.

Также студенты, используя основную и дополнительную литературу, готовят реферат по выбранной теме объемом 10-15 страниц, оформляя его в соответствии с общепринятыми правилами. Затем на основе реферата делают доклад на 5-7 минут, в котором в сжатой форме представляют изученный теоретический материал. Доклад сопровождается демонстрацией презентации. Темы рефератов приведены ниже.

Темы рефератов

  1. Вклад Вавилова Н.И. в развитие теории центров происхождения культурных растений.

  2. Основные положения теории происхождения культурных растений по П.М. Жуковскому.

  3. Географические области исторического развития культурной флоры по Е.Н. Синской

  4. Центры происхождения культурных растений по А.И. Купцову.

  5. Сорные растения – родоначальники культурных растений.

  6. Пшеница – важнейшая зерновая культура.

  7. Происхождение и значение ржи, ячменя и овса в жизни человека.

  8. Представители группы просовидных хлебов (просо, рис, сорго).

  9. Тропические хлебные растения.

  10. Сахароносные растения.

  11. Плодово-ягодные растения.

  12. Основные масличные культуры.

  13. Происхождение и разнообразие овощных и бахчевых растений.

  14. Растения, содержащие стимулирующие вещества.

  15. Группа технических растений, их промышленное использование.

  16. Кормовые растения.

  17. Растения, имеющие лекарственное значение.

  18. Значение и происхождение основных видов цветочно-декоративных растений.


Контрольные вопросы к зачету

  1. Значение культурных растений в жизни человека.

  2. Различие культурных и культивируемых растений.

  3. Возраст основных культурных растений.

  4. Сорные растения как родоначальники культурных растений.

  5. Понятие о первичных и вторичных культурах.

  6. Роль бессознательного и сознательного отборов в создании новых видов и сортов культурных растений.

  7. Типы ареалов растений.

  8. Растения-эндемики и реликты. Приведите примеры.

  9. Отличие первичных и вторичных генцентров происхождения растений.

  10. Центры происхождения культурных растений по Н.И. Вавилову.

  11. Наиболее известные растения, происходящие из Южноазиатского, Восточноазиатского и Юго-западноазиатского центров.

  12. Растения, имеющие родину в Средиземноморском и Абиссинском центрах.

  13. Виды культурных растений, происходящие из Центральноамериканского и Южноамериканского центров.

  14. Центры происхождения культурных растений по П.М. Жуковскому.

  15. Отличия теорий центров происхождения культурных растений по Н.И. Вавилову и П.М. Жуковскому.

  16. Географические области исторического развития культурной флоры по Е.Н. Синской.

  17. Методы, используемые при определении географических центров происхождения культивируемых растений.

  18. Критерии, используемые при изучении происхождения культурных растений (по Е.Н. Синской).

  19. Группы культурных растений. На чем основана данная классификация?

  20. Приведите примеры для каждой группы растений, укажите их значение в народном хозяйстве.



  1. Образовательные технологии.

При обсуждении нового материала и закрепления уже известной информации по всем темам планируется использование метода эвристических вопросов, мозговой штурм, дискуссии.

При изучении темы «Концепции о происхождении культурных растений» планируется анализ концепций различных ученых с целью выявления их достоинств и недостатков, а также показ фильма о биографии и научных достижениях Н.И. Вавилова.

Кроме того, планируется проведение экскурсии в лаборатории Тюменской сельскохозяйственной академии (ТГСХА) для знакомства с разнообразием культурных растений.


  1. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.

7.1.Основная литература:

  1. Попова Т.В. Биогеография. Курс лекций и практических занятий. Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2007.168 с.

  2. Соколова Т.А., Бочкова И.Ю. Декоративное растениеводство: Цветоводство. М.: Академия, 2008. – 432с.

  3. Громадин А.В., Матюхина Д.Л. Дендрология. М.: Издат. центр «Академия», 2009. 368 с.


7.2. Дополнительная литература:

  1. Соколова Т.А., Бочкова И.Ю. Декоративное растениеводство: Цветоводство. М.: Академия, 2004. – 352с.

  2. Громадин А.В., Матюхина Д.Л. Дендрология. М.: Издат. центр «Академия», 2006. 360 с.


7.3. Программное обеспечение и Интернет – ресурсы:
http://ru.wikipedia.org/wiki/Центры_происхождения_культурных_растений

http://a-nomalia.narod.ru/100otkr/88.htm

http://b-energy.ru/biblioteka/46-biogeografiya-s-osnovami-ekologii/188-uchenie-vavilova-o-centrah-proishojdeniya-.html

http://bse.sci-lib.com/article120673.html

http://www.bionet.nsc.ru/vogis/pict_pdf/2008/t12_4/vogis_12_4_27.pdf

http://www2.bioversityinternational.org/publications/Web_version/47/ch06.htm

http://ishulenina.ru/Classiki/Alexeev/stanovlenie/11.html

http://www.bionet.nsc.ru/vogis/pict_pdf/2007/t11_3_4/vogis_11_3_4_06.pdf

http://www.letopisi.ru/index.php/Вавилов,_Николай_Иванович


  1. Технические средства и материально-техническое обеспечение дисциплины.

При изучении курса «Происхождение и география культурных растений» используется мультимедийное оборудование. Имеется коллекция семян и соцветий главнейших групп культурных растений, гербарный материал, фильм о биографии и научных достижениях Н.И. Вавилова.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов специальности 250203. 65 Садово-парковое и ландшафтное строительство iconУчебно-методический комплекс составлен в соответствии с учебным планом...
...
Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов специальности 250203. 65 Садово-парковое и ландшафтное строительство iconУчебно-методический комплекс составлен в соответствии с учебным планом...
...
Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов специальности 250203. 65 Садово-парковое и ландшафтное строительство iconРабочая программа составлена в соответствии с требованиями гос впо...
Алалыкин А. В. Экономика. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов 250203. 65 специальности «Садово-парковое...
Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов специальности 250203. 65 Садово-парковое и ландшафтное строительство iconУчебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов специальности 250203. 65 Садово-парковое и ландшафтное строительство iconУчебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов специальности 250203. 65 Садово-парковое и ландшафтное строительство iconУчебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов специальности 250203. 65 Садово-парковое и ландшафтное строительство iconРабочая программа Основной образовательной программы (ооп) Специальность...
Одобрена пцк «Профилирующих и специальных дисциплин по специальности 270101(270301) Архитектура, специализация «Дизайн интерьера»,...
Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов специальности 250203. 65 Садово-парковое и ландшафтное строительство iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности...
Рассмотрено на заседании кафедры менеджмента, маркетинга и логистики «5» 09 2013 г., протокол №01
Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов специальности 250203. 65 Садово-парковое и ландшафтное строительство iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов специальности 250203. 65 Садово-парковое и ландшафтное строительство iconРабочая программа Основной образовательной программы (ооп) 250203...
Рабочая программа учебной дисциплины «Ботаника с основами физиологии растений» предназначена для реализации Государственных требований...
Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов специальности 250203. 65 Садово-парковое и ландшафтное строительство iconН. А. Алексеева экология растений
...
Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов специальности 250203. 65 Садово-парковое и ландшафтное строительство iconН. А. Алексеева экология растений
...
Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов специальности 250203. 65 Садово-парковое и ландшафтное строительство iconПояснительная записка Дисциплина «Почвоведение»
Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов специальности Садово-парковое и ландшафтное строительство
Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов специальности 250203. 65 Садово-парковое и ландшафтное строительство iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
Гашев С. Н. Биология зверей и птиц. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 250203. 65 Садово-парковое...
Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов специальности 250203. 65 Садово-парковое и ландшафтное строительство iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
Гашев С. Н. Биология зверей и птиц. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 250203. 65 Садово-парковое...
Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов специальности 250203. 65 Садово-парковое и ландшафтное строительство iconРабочая программа для студентов специальности 250203. 65 «Садово-парковое...
Рабочая программа для студентов специальности 250203. 65 – «Садово-парковое и ландшафтное строительство»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск