Скачать 249.99 Kb.
|
российская федерация министерство образования и науки Федеральное агенство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ БИОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ КАФЕДРА БОТАНИКИ И БИОТЕХНОЛОГИИ РАСТЕНИЙ Н.А. Алексеева ЭКОЛОГИЯ РАСТЕНИЙ Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов специальности «Садово-парковое и ландшафтное строительство» очная и заочная формы обучения Тюмень 2010 Н.А. Алексеева: Экология растений. Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов специальности «Садово-парковое и ландшафтное строительство», очная и заочная формы обучения. Тюмень, 2010. 13 с. Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для студентов специальности 250203.65 «Садово-парковое и ландшафтное строительство». Рабочая учебная программа включает в себя пояснительную записку, содержание дисциплины, тематический план с указанием аудиторных часов для самостоятельной работы по темам, темы рефератов, перечень контрольных вопросов к экзамену, список литературы. Рабочая учебная программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Экология растений [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk.utmn.ru, свободный. Рекомендовано к электронному изданию кафедрой ботаники и биотехнологии растений. Утверждено проректором по учебной работе ТюмГУ. ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: Н.А. Боме, д.с.-х.н., профессор © Тюменский государственный университет, 2010 © Н.А. Алексеева, 2010.
Требования к уровню освоения содержания дисциплины. В ходе изучения дисциплины студенты должны получить следующие теоретические знания и практические навыки: - знать механизмы воздействия факторов среды на организм и основные закономерности взаимоотношений организма со средой; - иметь представления о физиологических, морфологических и анатомических адаптациях растений различных экологических групп; - владеть навыками и методами анатомических и морфологических исследований: приготовление срезов, микроскопирование, зарисовка, работа с гербарием и др.; - уметь комплексно оценивать ситуацию, применять знания из разных дисциплин. Дисциплина читается на дневном отделении в 6 семестре, на заочном – в 8 семестре, форма отчетности – экзамен. Цель курса: изучение закономерностей взаимоотношений между растениями и средой их обитания. Задачи курса:
Курс «Экология растений» рассчитан на 56 часов, их них аудиторных занятий при очной форме обучения – 24 часа, при заочной – 12 часов. 2. Тематический план изучения дисциплины Таблица 1
Таблица 2 Балльная оценка успеваемости студентов очной формы обучения
Таблица 3 Программа самостоятельной работы студента (СРС) ОДО
Таблица 3 Программа самостоятельной работы студента ОЗО
3. Содержание дисциплины МОДУЛЬ 1. ВВЕДЕНИЕ. Тема 1. Экологические факторы как элементы среды. Объекты и методы исследования экологии растений, отношение к смежным наукам, краткая история развития. Основные понятия: среда обитания, условия существования, экологическая ниша, экосистема. Экологические факторы как элементы среды, их классификация. Закономерность действия экологических факторов. Экологические кривые. Кардинальные точки, экологическая валентность. Эвритопы. Стенотопы. Экологические единицы. МОДУЛЬ 2. АБИОТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ. Тема 2.1. Вода как экологический фактор. Экологическое значение различных форм воды в жизни растений. Вода как среда обитания. Экологические особенности водных растений. Гидрофиты, нейстофиты, гелофиты. Вода в почве, ее состояния. Значение свободной и связанной воды для жизни растительных организмов. Гидратура и ее экологическое значение. Пойкилогидрические и гомойогидрические растения. Экологические группы наземных растений по отношению к водному режиму. Экологические особенности гигрофитов, мезофитов, ксерофитов (склерофитов и суккулентов). Понятие о психрофитах и криофитах, сочетание ксероморфных и гигроморфных черт. Тема 2.2. Свет как экологический фактор. Значение света в жизни растений и в их распределении в сообществах. Спектральный состав света. Понятие о фотосинтетической активной радиации (ФАР). Световой режим различных широт. Влияние света на растения. Значение прямого и рассеянного света. Экологические группы растений по отношению к свету. Морфолого-анатомические различия гелиофитов и сциофитов. Световой режим внутри леса. Световой режим открытых пространств на примере луга. Фотопериодизм, его экологическое значение, группы растений. Тема 2.3. Тепло как экологический фактор. Понятия и термины: радиация, инсоляция, теплообмен, конвекция, альбедо. Поступление тепла к земной поверхности. Тепловой режим в слое растений. Распределение температур в лесных фитоценозах. Температура частей растений. Влияние тепла на жизненные процессы растения. Термопериодизм. Влияние на растения низких температур. Реакция растений на низкие температуры. Микротермы и гегистотермы. Холодостойкость и морозостойкость растений, процессы закалки и изнеживания. Иссушающее действие холода. Защитные функции растений. Влияние на растения высоких температур. Тепловые повреждения. Приспособления мегатермов против перегрева. Тепло как ботанико-географический фактор. Изменение теплового режима под влиянием рельефа, экспозиции, высоты над уровнем моря. Природные зоны Тюменской области. Тема 2.4. Растения и почва, эдафический фактор. Экологическое значение механического состава, химизма и кислотности почвы. Реакции растений на содержание в почве элементов минерального питания. Эвтрофы, мезотрофы, олиготрофы. Экологические группы растений по отношению к кислотности почвы. Тема 2.5. Экологическое Значение физических и химических свойств атмосферы. Состав воздуха, постоянные и непостоянные компоненты атмосферы. Движение воздуха. Экологическое значение физических и других свойств воздуха. Газоустойчивость и газочувствительность растений. Растения как биоиндикаторы. МОДУЛЬ 3. БИОТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ СРЕДЫ Тема 3.1. Взаимовлияния растений. Роль животных, бактерий и грибов в жизни растений. Классификация биотических факторов. Физиологические и механические взаимовлияния растений. Конкуренция, аллелопатия. Взаимоотношения между животными и растениями. Роль бактерий и грибов в жизни растений. Тема 3.2. Антропогенные факторы. Исторический обзор влияния человека на растительный мир. 4. Темы лабораторных работ для студентов очной формы обучения.
5. Темы лабораторных работ для студентов заочной формы обучения.
6. Темы, вынесенные на самостоятельное изучение.
7. Примерные темы рефератов (сообщений). В ходе изучения дисциплины студенты предоставляют реферат (сообщение) на одну из указанных тем.
8. Текущий контроль знаний – тестирование по модулям. 9. Вопросы к экзамену
10. Рекомендуемая литература А) Основная:
Б) Дополнительная:
В) Периодические издания:
11. Технические средства и материально-техническое обеспечение дисциплины. При чтении лекций и поведении лабораторных занятий применяются различные иллюстративные материалы: рисунки, гербарий высших растений, мультимедийное оборудование и др. На лабораторных занятиях студенты работают с микроскопами и бинокулярами. |
Н. А. Алексеева экология растений ... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности... Алексеева Н. А. Экология растений. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности 03. 02. 08 – экология... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности... Алексеева Н. А. Экология растений. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности 03. 02. 08 Экология... | Программа кружка «Экология растений» для детей 12-14 лет Трефилова Раиса Поликарповна Программа «Экология растений» направлена на развитие познавательного интереса детей, расширение кругозора, воспитание ответственного... | ||
Исследовательская работа Экология аллохорных и автохорных растений Введение в культуру растений, ранее не произраставших в этом районе, называют интродукцией. Растения интродуценты часто обладают... | Список диссертаций и авторефератов Алексеева,Е. В. Развитие обязательного... Данный учебник предназначается для студентов вузов, изучающий современную экологическую ситуацию в рамках дисциплин «экология», «Социальная... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности... Алексеева Н. А. Экология растений. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 020803. 65 Биоэкология,... | Программа «Экология комнатных растений» Мы рады приветствовать тебя в очно-заочной школе для одарённых детей «Звёздное поколение» эколого-биологического направления | ||
Урок по теме «Сожительство растений с грибами и бактериями. Бактериальные... Цель урока: организовать знакомство обучающихся с ролью грибов и бактерий в жизни растений | Роль комнатных растений в жизни людей. Разновидности комнатных растений Цели: познакомить учащихся с ролью комнатных растений в жизни человека; разновидностями комнатных растений | ||
Особенности факторов среды и функциональных процессов у травянистых... Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Урока в теме Дата Тема урока Тип урока Знать: многообразие жизненных форм растений, особенности органов растений, давать характеристику общих признаков растительных организмов,... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель урока: повторить классификацию растений, значение растений в жизни человека, познакомить с новой группой растений комнатными... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель урока: Повторить классификацию растений, значение растений в жизни человека. Познакомить с новой группой растений комнатными... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель урока: повторить классификацию растений, значение растений в жизни человека, познакомить с новой группой растений комнатными... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель урока: повторить классификацию растений, значение растений в жизни человека, познакомить с новой группой растений комнатными... |