Н. А. Алексеева экология растений





Скачать 249.99 Kb.
НазваниеН. А. Алексеева экология растений
Дата публикации01.11.2014
Размер249.99 Kb.
ТипРабочая учебная программа
100-bal.ru > Право > Рабочая учебная программа


российская федерация

министерство образования и науки

Федеральное агенство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
БИОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА БОТАНИКИ И БИОТЕХНОЛОГИИ РАСТЕНИЙ


Н.А. Алексеева
ЭКОЛОГИЯ РАСТЕНИЙ

Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов специальности «Садово-парковое и ландшафтное строительство»

очная и заочная формы обучения


Тюмень

2010

Н.А. Алексеева: Экология растений. Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов специальности «Садово-парковое и ландшафтное строительство», очная и заочная формы обучения. Тюмень, 2010. 13 с.
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для студентов специальности 250203.65 «Садово-парковое и ландшафтное строительство».
Рабочая учебная программа включает в себя пояснительную записку, содержание дисциплины, тематический план с указанием аудиторных часов для самостоятельной работы по темам, темы рефератов, перечень контрольных вопросов к экзамену, список литературы.

Рабочая учебная программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Экология растений [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk.utmn.ru, свободный.

Рекомендовано к электронному изданию кафедрой ботаники и биотехнологии растений. Утверждено проректором по учебной работе ТюмГУ.

ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: Н.А. Боме, д.с.-х.н., профессор


© Тюменский государственный университет, 2010

© Н.А. Алексеева, 2010.


  1. Пояснительная записка.


Требования к уровню освоения содержания дисциплины. В ходе изучения дисциплины студенты должны получить следующие теоретические знания и практические навыки:

- знать механизмы воздействия факторов среды на организм и основные закономерности взаимоотношений организма со средой;

- иметь представления о физиологических, морфологических и анатомических адаптациях растений различных экологических групп;

- владеть навыками и методами анатомических и морфологических исследований: приготовление срезов, микроскопирование, зарисовка, работа с гербарием и др.;

- уметь комплексно оценивать ситуацию, применять знания из разных дисциплин.

Дисциплина читается на дневном отделении в 6 семестре, на заочном – в 8 семестре, форма отчетности – экзамен.
Цель курса: изучение закономерностей взаимоотношений между растениями и средой их обитания.

Задачи курса:

  1. закрепить знания об экологических факторах и закономерностях их действия на растительный организм;

  2. рассмотреть влияние на растения воды, света, тепла, почвы, рельефа, биотических факторов;

  3. в ходе лабораторных занятий выявить общие принципы структурных приспособлений растений разных экологических групп; сформировать навыки лабораторных исследований.

Курс «Экология растений» рассчитан на 56 часов, их них аудиторных занятий при очной форме обучения – 24 часа, при заочной – 12 часов.

2. Тематический план изучения дисциплины

Таблица 1



Тема

Количество часов


Итого бал-лов

ОДО

ОЗО

Итого по теме

Лек-ции

Лабор.

заня-

тия

Самост. индив. работа

Лек-ции

Лабор.

заня-

тия

Самост., индив. работа

Модуль 1. Введение

1.1. Экологические факторы как элементы среды

2

-

4

1

-

5

6

5,5

Модуль 2. Абиотические факторы среды

2.1. Вода как экологический фактор

4

8

2

2

3

9

14

65

2.2. Свет как экологический фактор

2

2

2

1

1

4

6

2.3. Тепло как экологический фактор

2

-

4

1

-

5

6

2.4. Растения и почва, эдафический фактор

1

-

4

0,5

-

4,5

5

2.5. Экологическое значение физических и химических свойств атмосферы

1

-

8

0,5

-

8,5

9

Модуль 3. Биотические факторы среды

3.1. Взаимовлияния растений. Роль животных, бактерий и грибов в жизни растений

-

2

3

-

1

4

5

29,5

3.2. Антропогенные факторы

-

-

5

-

1

4

5

Итого:

12

12

32

6

6

44

56

100

Таблица 2

Балльная оценка успеваемости студентов очной формы обучения




Тема

Формы контроля

Лекции

Лабораторн.

занятия

Альбом

Коонспекты, таблицы и др.

Презентации, ситуационные задачи

Разработка тестовых заданий

Реферат*

Тестирование

Модуль 1. Введение

1.1. Экологические факторы как элементы среды

0-0,5

-

-

0-2

-

-

-

0-3

Итого по модулю:

0-0,5

-

-

0-2

-

-

-

0-3

Модуль 2. Абиотические факторы

2.1. Вода как экологический фактор

0-1

0-18

0-4,5

0-3

-

-

-

0-3

2.3. Свет как экологический фактор

0-0,5

0-5

0-1,5

0-3

-

-

-

0-2,5

2.4. Тепло как экологический фактор

0-0,5

-

-

-

0-4,5

-

-

0-2,5

2.5. Растения и почва, эдафический фактор

0-0,5

-

-

0-3










0-2

2.6. Экологическое значение физических и химических свойств атмосферы

-

-

-

-

-

0-8

-

0-2

Итого по модулю:

0-2,5

0-23

0-6

0-9

0-4,5

0-8

-

0-12

Модуль 3. Биотические факторы

3.1. Взаимовлияния расте-ний. Роль животных, бакте-рий и грибов в жизни растений

-

0-3

-

-

0-4

-

-

0-4

3.2. Антропогенные факторы

-

0-2,5

-

-

0-3




0-10

0-3

Итого по модулю:




0-5,5

-

-

0-7

-

0-10

0-7

Итого:

0-3

0-28,5

0-6

0-11

0-11,5

0-8

0-10

0-22


Таблица 3

Программа самостоятельной работы студента (СРС) ОДО




Модули и темы

Виды СРС

Объем часов

Кол-во баллов

Обязательные

Дополнитель-ные

Модуль 1. Введение

1.1

Экологические факторы как элементы среды

Работа с литературой, источниками. Составле-ние логической схемы «Экологические единицы»




4

0-2




Всего по модулю:







4

0-2

Модуль 2. Абиотические факторы

2.1

Вода как экологический фактор

Работа с литературой, источниками

Конспект по теме «Психрофиты и криофиты»

2

0-3

2.2

Свет как экологический фактор

Работа с литературой, источниками. Конспект по теме «Фотопериодизм»




2

0-3

2.3

Тепло как экологический фактор

Работа с литературой, источниками. Составление презентации «Природные зоны Тюменской области»




4

0-4,5

2.4

Растения и почва, эдафический фактор

Работа с литературой, источниками. Заполнение таблицы «Экологические группы растений по отношению к рН почвы»




4

0-3

2.5

Экологическое значение физичес-ких и химических свойств атмосферы

Работа с литературой, источниками

Составление 15 тестовых заданий

8

0-8




Всего по модулю:







20

0-21,5

Модуль 3. Биотические факторы

3.1

Взаимовлияния растений. Роль животных, бактерий и грибов в жизни растений

Работа с литературой, источниками. Решение ситуационных задач, работа в малых группах.




3

0-4

3.2

Антропогенные факторы

Работа с литературой, источниками. Решение ситуационных задач




5

0-3







Реферат*







0-10




Всего по модулю:







8

0-17




ИТОГО:







32

0-40,5

Таблица 3

Программа самостоятельной работы студента ОЗО





Модули и темы

Виды СРС

Объем часов

Обязательные

Дополни-

тельные

Модуль 1. Введение

1.1

Экологические факторы как элементы среды

Работа с литературой, источниками.




5




Всего по модулю:







5

Модуль 2. Абиотические факторы

2.1

Вода как экологический фактор

Работа с литературой, источниками

Конспект по теме «Псих-рофиты и криофиты»

9

2.2

Свет как экологический фактор

Работа с литературой, источниками. Конспект по теме «Фотопериодизм»




4

2.3

Тепло как экологический фактор

Работа с литературой, источниками.




5

2.4

Растения и почва, эдафический фактор

Работа с литературой, источни-ками. Заполнение таблицы «Экологические группы растений по отношению к рН почвы»




4,5

2.5

Экологическое значение физических и химических свойств атмосферы

Работа с литературой, источниками




8,5




Всего по модулю:







31

Модуль 3. Биотические факторы

3.1

Взаимовлияния растений. Роль живот-ных, бактерий и грибов в жизни растений

Работа с литературой, источниками. Решение ситуационных задач.




4

3.2

Антропогенные факторы

Работа с литературой, источниками. Сообщение*




4




Всего по модулю:







8




ИТОГО:







44


3. Содержание дисциплины

МОДУЛЬ 1. ВВЕДЕНИЕ.

Тема 1. Экологические факторы как элементы среды.

Объекты и методы исследования экологии растений, отношение к смежным наукам, краткая история развития. Основные понятия: среда обитания, условия существования, экологическая ниша, экосистема. Экологические факторы как элементы среды, их классификация. Закономерность действия экологических факторов. Экологические кривые. Кардинальные точки, экологическая валентность. Эвритопы. Стенотопы. Экологические единицы.

МОДУЛЬ 2. АБИОТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ.

Тема 2.1. Вода как экологический фактор.

Экологическое значение различных форм воды в жизни растений.

Вода как среда обитания. Экологические особенности водных растений. Гидрофиты, нейстофиты, гелофиты.

Вода в почве, ее состояния. Значение свободной и связанной воды для жизни растительных организмов.

Гидратура и ее экологическое значение. Пойкилогидрические и гомойогидрические растения.

Экологические группы наземных растений по отношению к водному режиму. Экологические особенности гигрофитов, мезофитов, ксерофитов (склерофитов и суккулентов). Понятие о психрофитах и криофитах, сочетание ксероморфных и гигроморфных черт.

Тема 2.2. Свет как экологический фактор.

Значение света в жизни растений и в их распределении в сообществах. Спектральный состав света. Понятие о фотосинтетической активной радиации (ФАР).

Световой режим различных широт. Влияние света на растения. Значение прямого и рассеянного света. Экологические группы растений по отношению к свету. Морфолого-анатомические различия гелиофитов и сциофитов. Световой режим внутри леса. Световой режим открытых пространств на примере луга.

Фотопериодизм, его экологическое значение, группы растений.

Тема 2.3. Тепло как экологический фактор.

Понятия и термины: радиация, инсоляция, теплообмен, конвекция, альбедо. Поступление тепла к земной поверхности. Тепловой режим в слое растений. Распределение температур в лесных фитоценозах.

Температура частей растений. Влияние тепла на жизненные процессы растения. Термопериодизм.

Влияние на растения низких температур. Реакция растений на низкие температуры. Микротермы и гегистотермы. Холодостойкость и морозостойкость растений, процессы закалки и изнеживания. Иссушающее действие холода. Защитные функции растений.

Влияние на растения высоких температур. Тепловые повреждения. Приспособления мегатермов против перегрева.

Тепло как ботанико-географический фактор. Изменение теплового режима под влиянием рельефа, экспозиции, высоты над уровнем моря.

Природные зоны Тюменской области.

Тема 2.4. Растения и почва, эдафический фактор.

Экологическое значение механического состава, химизма и кислотности почвы. Реакции растений на содержание в почве элементов минерального питания. Эвтрофы, мезотрофы, олиготрофы. Экологические группы растений по отношению к кислотности почвы.

Тема 2.5. Экологическое Значение физических и химических свойств атмосферы.

Состав воздуха, постоянные и непостоянные компоненты атмосферы. Движение воздуха. Экологическое значение физических и других свойств воздуха. Газоустойчивость и газочувствительность растений. Растения как биоиндикаторы.

МОДУЛЬ 3. БИОТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ СРЕДЫ

Тема 3.1. Взаимовлияния растений. Роль животных, бактерий и грибов в жизни растений.

Классификация биотических факторов. Физиологические и механические взаимовлияния растений. Конкуренция, аллелопатия. Взаимоотношения между животными и растениями. Роль бактерий и грибов в жизни растений.

Тема 3.2. Антропогенные факторы.

Исторический обзор влияния человека на растительный мир.

4. Темы лабораторных работ для студентов очной формы обучения.

  1. Экологические особенности гидрофитов.

  2. Экологические особенности мезофитов.

  3. Экологические особенности ксерофитов.

  4. Экологические особенности гелиофитов и сциофитов.

  5. Подбор ассортимента растений в заданных условиях среды, решение кейсов.

  6. Биотические факторы.


5. Темы лабораторных работ для студентов заочной формы обучения.

  1. Экологические особенности гидрофитов, мезофитов.

  2. Экологические особенности ксерофитов, гелиофитов и сциофитов.

  3. Влияние биотических и антропогенных факторов на растения.


6. Темы, вынесенные на самостоятельное изучение.

  1. Экологические единицы.

  2. Понятие о психрофитах и криофитах, сочетание ксероморфных и гигроморфных черт.

  3. Фотопериодизм, его экологическое значение, группы растений.

  4. Природные зоны Тюменской области.

  5. Экологические группы растений по отношению к кислотности почвы.

  6. Экологическое значение физических и химических свойств атмосферы. Состав воздуха, постоянные и непостоянные компоненты атмосферы. Движение воздуха. Экологическое значение физических и других свойств воздуха.

  7. Биотические факторы. Классификация. Понятия о взаимовлиянии растений. Физиологические и механические взаимовлияние растений Взаимоотношения между животными и растениями. Антропогенные факторы. Исторический обзор влияния человека на растения.

7. Примерные темы рефератов (сообщений).

В ходе изучения дисциплины студенты предоставляют реферат (сообщение) на одну из указанных тем.

  1. Эколого-биологические особенности растений альпинариев.

  2. Особенности выращивания дикорастущих видов растений в комнатных условиях.

  3. Интродуцированные растения Сибири. Районирование ассортимента декоративных видов растений.

  4. Анатомо-морфологические и биологические особенности растений сфагновых болот.

  5. Декоративные гидрофиты.

  6. Насекомоядные растения.

  7. Растения как биоиндикаторы химического состава почв.

  8. Растения и загрязнение атмосферы.

  9. Экологические особенности петрофитов.

  10. Экологические особенности пирофитов.

  11. Растения в оценке загрязнения водоемов.

  12. Выращивание ароматических растений.

  13. Преимущества и недостатки гидропоники.

  14. Методы определения биологических свойств семян.

8. Текущий контроль знаний – тестирование по модулям.

9. Вопросы к экзамену

    1. Задачи и методы исследования экологии растений. Краткая история развития науки.

    2. Среда обитания, экологические факторы как ее элементы. Классификация экологических факторов.

    3. Закономерности действия экологических факторов.

    4. Роль воды в жизни растений. Экологическое значение различных форм воды. Вода в почве, ее состояние.

    5. Вода как среда обитания. Особенности биологии водных растений.

    6. Экологические группы наземных растений по отношению к водному режиму. Анатомо-морфологические особенности гигрофитов.

    7. Мезофиты, их основные группы. Анатомо-морфологические и физиологические особенности.

    8. Ксерофиты, их классификация, анатомо-морфологические и физиологические особенности.

    9. Понятие о криофитах и психрофитах, ксероморфизм этих растений.

    10. Значение света в жизни растений и их распределении в сообществе. Спектральный состав света, понятие о ФАР.

    11. Экологические группы растений по отношению к фактору света.

    12. Световой режим растений лесных и луговых сообществ.

    13. Фотопериодизм, его экологическое значение и практическое применение.

    14. Поступление тепла к земной поверхности. Тепловой обмен на поверхности почвы и в слое растений.

    15. Влияние на растения низких температур. Адаптивные черты холодостойких и морозостойких растений.

    16. Влияние на растения высоких температур. Тепловые повреждения. Приспособления мегатермов против перегрева.

    17. Факторы, определяющие зональность растительного покрова.

    18. Эдафический фактор. Экологическое значение механического состава, химизма и кислотности почвы.

    19. Экологическое значение физических и химических свойств атмосферы.

    20. Газочувствительность и газоустойчивость растений.

    21. Биотические факторы и их классификация. Влияние на растения животных и микроорганизмов.

    22. Роль фитогенных факторов понятие во взаимоотношениях растений.

    23. Влияние антропогенного фактора на растительный покров.

    24. Проблемы и перспективы использования дикорастущих видов растений и интродуцентов во внешнем озеленении в условиях Тюменской области.

    25. Растения как биоиндикаторы.

    26. Использование знаний об экологических особенностях растений в садово-парковом и ландшафтном строительстве.

10. Рекомендуемая литература

А) Основная:

  1. Березина Н.А., Афанасьева Н.Б. Экология растений. М.: Академия, 2009. 400с.

Б) Дополнительная:

  1. Барыкина Р.П., Чубатова Н.В. Большой практикум по ботанике. Экологическая анатомия цветковых растений. Учебно-методическое пособие. М.: КМК, 2005. 77с.

  2. Ботаника в 4 т. Т.3. Высшие растения (часть II - Экологическая ботаника) / А.К. Тимонин М.: Академия, 2007. 352 с.

  3. Ботаника в 4 т. Учебник для вузов (на основе учебника Э. Страсбургера). Т.4. Экология. М.: Академия, 2007. 256с.

  4. Садчиков А.П., Кудряшов М.А. Гидроботаника: Прибрежно-водная растительность. Учебное пособие. М.: Академия, 2005. 240 с.

  5. Экология города. М.: Научный мир, 2004. 624с.

В) Периодические издания:

  1. Ботанический журнал. С.-Пб.: Наука.

  2. Экология. М.: Наука.

  3. Лесной журнал [электронный ресурс, режим доступа]: http://narfu.ru/fj/

  4. В мире растений [электронный ресурс, режим доступа]: http://gardener.ru/library/magazin/v-mire-rastenij

11. Технические средства и материально-техническое обеспечение дисциплины.

При чтении лекций и поведении лабораторных занятий применяются различные иллюстративные материалы: рисунки, гербарий высших растений, мультимедийное оборудование и др. На лабораторных занятиях студенты работают с микроскопами и бинокулярами.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Н. А. Алексеева экология растений iconН. А. Алексеева экология растений
...
Н. А. Алексеева экология растений iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности...
Алексеева Н. А. Экология растений. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности 03. 02. 08 – экология...
Н. А. Алексеева экология растений iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности...
Алексеева Н. А. Экология растений. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности 03. 02. 08 Экология...
Н. А. Алексеева экология растений iconПрограмма кружка «Экология растений» для детей 12-14 лет Трефилова Раиса Поликарповна
Программа «Экология растений» направлена на развитие познавательного интереса детей, расширение кругозора, воспитание ответственного...
Н. А. Алексеева экология растений iconИсследовательская работа Экология аллохорных и автохорных растений
Введение в культуру растений, ранее не произраставших в этом районе, называют интродукцией. Растения интродуценты часто обладают...
Н. А. Алексеева экология растений iconСписок диссертаций и авторефератов Алексеева,Е. В. Развитие обязательного...
Данный учебник предназначается для студентов вузов, изучающий современную экологическую ситуацию в рамках дисциплин «экология», «Социальная...
Н. А. Алексеева экология растений iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности...
Алексеева Н. А. Экология растений. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 020803. 65 Биоэкология,...
Н. А. Алексеева экология растений iconПрограмма «Экология комнатных растений»
Мы рады приветствовать тебя в очно-заочной школе для одарённых детей «Звёздное поколение» эколого-биологического направления
Н. А. Алексеева экология растений iconУрок по теме «Сожительство растений с грибами и бактериями. Бактериальные...
Цель урока: организовать знакомство обучающихся с ролью грибов и бактерий в жизни растений
Н. А. Алексеева экология растений iconРоль комнатных растений в жизни людей. Разновидности комнатных растений
Цели: познакомить учащихся с ролью комнатных растений в жизни человека; разновидностями комнатных растений
Н. А. Алексеева экология растений iconОсобенности факторов среды и функциональных процессов у травянистых...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Н. А. Алексеева экология растений iconУрока в теме Дата Тема урока Тип урока
Знать: многообразие жизненных форм растений, особенности органов растений, давать характеристику общих признаков растительных организмов,...
Н. А. Алексеева экология растений iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: повторить классификацию растений, значение растений в жизни человека, познакомить с новой группой растений комнатными...
Н. А. Алексеева экология растений iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: Повторить классификацию растений, значение растений в жизни человека. Познакомить с новой группой растений комнатными...
Н. А. Алексеева экология растений iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: повторить классификацию растений, значение растений в жизни человека, познакомить с новой группой растений комнатными...
Н. А. Алексеева экология растений iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: повторить классификацию растений, значение растений в жизни человека, познакомить с новой группой растений комнатными...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск