Всероссийский образовательный форум «Новое поколение – ресурс будущего»
Олимпиадные задания по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
Инструкция по выполнению работы
На выполнение олимпиадных заданий по обществознанию отводится 1 час (60 минут). Работа включает в себя 6 заданий. Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям. Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Максимальное количество баллов, которое можно набрать за правильное решение всех заданий, 300 баллов. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
Желаем успеха!
ФИО______________________________________________________________________
ОУ__________________________________город/область__________________________
Задание 1. Если вы согласны с утверждением, напишите «Да», если не согласны напишите «Нет». Ответы занесите в таблицу.
1. В первобытных обществах не существовало культуры. 2. Относительность истины обусловлена безграничностью и изменчивостью постигаемого мира. 3. На теоретическом уровне научного познания для получения знаний преимущественно используется метод проведения экспериментов. 4. Онтология – это учение о бытии. 5. Аксиология – это учение о ценностях. 6. Классовое деление – частный случай социальной стратификации. 7. Когда экономика функционирует в условиях близких к полной занятости, то увеличение денежной массы приводит к росту инфляции. 8. Каждый из социальных институтов создается для воплощения определенных общественных потребностей и интересов. 9. Для заключения брака до достижения совершеннолетия требуется согласие родителей. 10.Теократия – это одна из форм демократии Задание 2. Выберите правильный вариант ответа.
1. По способу территориального устройства все государства подразделяются на: А) унитарные и федеративные Б) республики и монархии В) конфедеративые и теократические Г) федерации и республики
2. Временно исполнять обязанности президента может только А) Председатель Правительства Б) Спикер Государственной Думы В) Председатель Конституционного Суда Г) Председатель Верховного Суда
3. Часть правовой нормы, содержащая меры наказания за совершенное преступление это А) санкция Б) гипотеза В) диспозиция Г) состав
4. Согласно Конституции РФ, высшим органом исполнительной власти является А) Администрация Президента РФ Б) Правительство РФ В) Государственная Дума РФ Г) Совет Федерации
5. Найдите в приведенном списке конституционные обязанности граждан РФ А) сохранять природу и окружающую среду Б) получить специальное образование В) платить законно установленные налоги и сборы Г) разрешать споры в судебном порядке Д) защищать Отечество
6. Найдите в приведенном ниже списке функции Верховного Суда РФ А) рассматривает особа важные дела высших должностных лиц Б) является судом кассационной инстанции В) высший судебный орган по экономическим спорам
Г) рассматривает запросы о соответствии нормативно-правовых актов Конституции РФ Д) высший судебный орган по гражданским, уголовным и административным делам
Задание 3. О каком термине идет речь.
_____________________ - человек, не являющийся гражданином данной страны и не имеющий доказательств наличия гражданства другого государства.
_____________________ - совокупность прав и обязанностей, которыми наделяется субъект права.
_____________________- бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ на безвозмездной и безвозвратной основе.
____________________ - отказ государства от выполнения своих долговых обязательств.
Задание 4. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков. В данной ниже таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову.
«В философии под отражением объективной действительности в сознании человека понимается процесс _________(1). Ученые выделяют две его ступени. Одна из ступеней _________(2) характеризуется получением информации о предметах и явлениях окружающего мира с помощью органов чувств и проявляется в форме ощущений, восприятия и _________(3). Она является исходным пунктом освоения мира, в результате которого создается _________(4). Другая ступень познавательного процесса _________(5) обеспечивает постижение сущности предметов и явлений. Эту ступень отличает понятийный, абстрактно-теоретический (связанный только с мыслительной деятельностью) характер. К основным мыслительным операциям относятся анализ, синтез, сравнение, уподобление. В результате этих операций формируются понятия, _________(6), умозаключения».
А) образ Б) рациональное познание В) эмоциональное Г) представление Д) познание Е) суждение Ж) теоретическое З) чувственное познание И) смысл Задание 5. Заполните таблицу.
Религия
| Человек (пророк), с чьим именем связывают возникновение данной религии
| Священное писание (священный текст) данной религии
| Примерное время возникновения
| Буддизм
|
|
|
| Зороастризм
|
|
|
| Ислам
|
|
|
| Иудаизм
|
|
|
| Христианство
|
|
|
| Задание 6. Прочитайте текст, в котором представлены две различные позиции по вопросу о социальном значении девиантного поведения. Автор, к сожалению, не сумел отделить аргументы и оценки, отражающие одну позицию, от аргументов и оценок, отражающих иную позицию. Выполните это самостоятельно. Для этого:
1. Озаглавьте колонки приведенной ниже таблицы, определив сущность представленных позиций.
2. Впишите в них порядковые номера предложений, отражающих соответствующие позиции.
1.Девиантное поведение представляет угрозу стабильности общества. 2. Оно является одним из путей адаптации культуры к социальным изменениям. 3. Даже совершенно изолированные от мировых цивилизаций сообщества должны время от времени изменять образцы своего поведения из-за изменения окружающей среды. 4. При наличии в обществе или социальной группе многочисленных случаев социальных отклонений люди утрачивают чувство ожидаемого поведения. 5. Отклоняющееся от старых, отживших, привычных норм поведение небольшого числа индивидов может быть началом создания новых нормативных образцов. 6. Происходит дезорганизация культуры и разрушение социального порядка. 7. Принятие на себя роли девианта может привести человека к социальной изоляции. 8. Преодолевая традиции, девиантное поведение, содержащее новые жизнеспособные нормы, все в большей степени проникает в сознание людей. 9. Девиантное сознание не позволяет человеку овладеть положительными социальными ролями и полезными видами деятельности. 10. По мере усвоения членами социальных групп поведения, содержащего новые нормы, оно перестает быть отклоняющимся.
Северск 27-29 марта 2013 года
|