МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ВЛАДИВОСТОКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА ИНСТИТУТ ПРАВА И УПРАВЛЕНИЯ КАФЕДРА МЕНЕДЖМЕНТА
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ВНЕШНЕТОРГОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ Рабочая программа учебной дисциплины 080200.68 МЕНЕДЖМЕНТ. Правовое обеспечение
хозяйственной деятельности
Владивосток
Издательство ВГУЭС
2012
ББК **.**
Рабочая программа учебной дисциплины «Внешнеторговый менеджмент» составлена в соответствии с требованиями ООП: 080200.68. Менеджмент. Правовое обеспечение
хозяйственной деятельности, на базе ФГОС ВПО.
Составитель: Копьёва С.В., к.э.н.,доцент, доцент кафедры Менеджмент Утверждена на заседании кафедры _____________от __.__.2011 г., протокол № __, редакция 2012 г.
Рекомендована к изданию учебно-методической комиссией Института права и управления
© Издательство ВГУЭС
2012
ВВЕДЕНИЕ
В соответствии с учебными планами подготовки магистров в цикл специальных дисциплин включен курс «Внешнеторговый менеджмент».
В процессе осуществляемых в Российской Федерации рыночных преобразований и связанных с ними структурных реформ существенная роль принадлежит менеджменту внешнеторговой деятельности хозяйствующих субъектов различных форм собственности, охватывающему широкий спектр направлений, интересов и механизмов для реализации стоящих перед обществом задач. Внешнеторговая деятельность (ВТД), как элемент рыночного хозяйства любого государства, позволяет через участие в международном разделении труда обеспечить ускоренное развитие экономики страны, а ее менеджмент определяет нужный вектор и оптимальность внешнеэкономической деятельности. Поэтому магистрантам необходимо уметь решать проблемы, связанные с выбором иностранных контрагентов, организацией и управлением ВТД, исполнением внешнеторговых операций, оценкой эффективности их реализации для достижения поставленных целей.
1 ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
1.1 Цель и задачи освоения учебной дисциплины
Целью освоения дисциплины «Внешнеторговый менеджмент» является привитие магистрантам знаний, навыков и умений в области управления внешнеторговой деятельности и формирование компетенций в данной области.
Задачи дисциплины:
- изучить теоретические и методологические основы внешнеторгового менеджмента и связанных с ним понятий;
-изучить внешнюю и внутреннюю среду внешнеторговой деятельности;
-усвоить организационно-экономический механизм управления внешнеторговой деятельности;
-овладеть методикой оценки экономической эффективности менеджмента внешнеторговой деятельности.
1.2 Место учебной дисциплины в структуре ООП (связь с другими дисциплинами)
Дисциплина «Внешнеторговый менеджмент» относится к вариативной части профессионального циклаучебного плана ООП 080200.68. Менеджмент, Правовое обеспечение хозяйственной деятельности.
Для успешного освоения курса магистранты должны владеть компетенциями, полученными при изучении смежных дисциплин: «Управленческая экономика», «Методы исследования в менеджменте», «Современный стратегический анализ», «Управление человеческими ресурсами», «Психологическое сопровождение управленческой деятельности», «Методы принятия управленческих решений», «ТО и организационное поведение», «Управление изменениями», «Гражданское и предпринимательское право», «Управление связями с общественностью».
1.3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения учебной дисциплины. ООП
| Вид компетенций
| Компетенции
| 080200.68, Менеджмент. Правовое обеспечение хозяйственной деятельности
| Профессиональные
| ПК-3 умением использовать современные методы управления корпоративными финансами для решения стратегических задач
| ПК-4 способностью разрабатывать программы организационного развития и изменений и обеспечивать их реализацию
| ПК-6 владением методами экономического анализа поведения экономических агентов и рынков в глобальной среде
| ПК-7 владением методами стратегического анализа
|
В результате освоения дисциплины у обучающегося должны быть сформированы компетенции:
| ООП
| Коды компетенций
| Знания, Умения, Владение
| 080200.68, Менеджмент. Правовое обеспечение хозяйственной деятельности
| ПК-3
| Владения:
| навыками количественного и качественного анализа для принятия управленческих решений
| ПК-4
| Владения:
| навыками количественного и качественного анализа для принятия управленческих решений
| ПК-6
| Знания:
| модели поведения экономических агентов и рынков
| Умения:
| обрабатывать эмпирические и экспериментальные данные
| Владения:
| навыками количественного и качественного анализа для принятия управленческих решений
| ПК-7
| Владения:
| навыками количественного и качественного анализа для принятия управленческих решений
| 1.4 Основные виды занятий и особенности их проведения Изучение дисциплины организовано в соответствии с учебными планами подготовки магистрантов и включает в себя три зачетных единицы: лекции, семинарские/практические занятия и самостоятельную работу.
Объем и сроки изучения дисциплины.
Курс читается для магистрантов второго курса в осеннем семестре в объеме 108 учебных часов, из них 24 аудиторных, в том числе 8 лекционных часов и 16 часов практических занятий. На самостоятельное изучение дисциплины магистрантам выделяется 84 часа. Промежуточная аттестация по курсу — зачет.
1.5 Виды контроля и отчетности по дисциплине
Контроль успеваемости магистрантов осуществляется в соответствии с рейтинговой системой оценки знаний студентов (магистрантов) на основе объективных процедур оценки уровня знаний , умений и компетенций магистрантов.
Текущий контроль предполагает:
- проверку уровня самостоятельной подготовки студента при выполнении индивидуального задания;
- опросы и дискуссии по основным моментам изучаемой темы;
-написание докладов, рефератов, творческих заданий и их защиты (в форме выступления) на семинарских занятиях;
-решение ситуационных задач на практических занятиях;
- проведение контрольных работ по блокам изученного материала;
- тестирование остаточных знаний (предварительные аттестации).
Промежуточная аттестация знаний магистрантов осуществляется в форме зачета (на основе итогового тестирования).
Помимо индивидуальных оценок в традиционной форме используются инновационные формы взаимооценки такие как рецензирование и оппонирование магистрами работ друг друга (исследовательских работ, творческих заданий)
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Разделы учебной дисциплины и их содержание по темам лекций Раздел 1. Теоретические и методологические основы внешнеторгового менеджмента (ВТМ). Тема1.1. Введение в курс ВТМ.
Предмет, цель, задачи курса, место в системе научных знаний. Основные понятия и категории ВТМ. Их сущность и взаимосвязь. Концепции внешнеторговой деятельности и управления.
Проблемная лекция: Современные тенденции развития ВТМ – 1 час.
Тема1.2. Субъекты ВТМ: их классификация и роль в ВТД.
Классификация субъектов и видов их деятельности. Малые предприятия РФ в ВЭД. Роль союзов предпринимателей, торгово-промышленных палат (ТПП).
Групповая консультация с руководством Приморской торгово-промышленной палаты – 1 часа.
Тема.1. 3. Формы внешнеэкономической деятельности (ВЭД) как основной объект ВТМ.
ВТД – основной вид ВЭД, ее структура. Товарная номенклатура ВТД России и Гармонизированная система описания и кодирования товаров. Внешнеторговые экономические операции и сделки: их виды, классификация, организация.
Раздел 2. Внешняя и внутренняя среды внешнеторговой деятельности (ВТД)
Тема 2.1. . Внешняя среда ВТД.
Правовые, политические, экономические среды. Государственное и международное регулирование ВТД. мировая финансовая среда.
Тема 2.2.. Внутренняя среда ВТД.
Человеческая и культурная среды ВТД, Факторы. влияющие на внутреннюю среду: физические особенности людей, специфические характеристики поведения, национальные и международные различия.
Проблемная лекция: Национальные и международные различия, как фактор влияния на ВТМ – 1 час. Раздел 3.Организационно-экономический механизм управления ВТД и ее эффективность
Тема 3.1. Управление ВТД на предприятии.
Подготовка российской фирмы к ВЭД. Функции предприятий по развитию ВЭД. Стратегическое планирование ВТД. Организационное и коммуникативное построение фирмы – участника ВЭД. Типы организационных структур управления и их характеристика. Примеры международной деятельности внутри компании. стратегического планирования ВЭД. Развитие персонала, требования к личным качествам специалиста ВЭД. Тема 3.2. Международные договоры, контракты и их исполнение.
Договоры. контракты: сущность, виды и механизм действия. Внешнеторговый контракт купли-продажи; содержание разделов, типовые формы. Особенности транспортных условий поставки товаров и перемещения их через границу. Базисные условия поставки ИНКОТЕРМС: формирование цен товаров, перевозка, переход рисков, право собственности. Предконтрактная работа на предприятии. Основные этапы международной коммерческой сделки.
Тема 3.3. Экономическая эффективность управления ВТД
Оценка эффективности ВТД предприятия: стратегические и текущие показатели. Расчет экономического эффекта и эффективности экспорта, импорта, экспортно-импортных товарообменных операций. Интегральный экономический эффект.
Групповая консультация с представителем ОАО «Парк групп»: Повышение эффективности менеджмента ВТД – 1 час. 2.2 Перечень тем практических/семинарских занятий
Раздел 1. Теоретические и методологические основы внешнеторгового менеджмента
Тема1.2. Субъекты ВТМ: их классификация и роль в ВТД.
Роль малых предприятий, внешнеторговых организаций, торгово-промышленных палат, союзов предпринимателей в развитии экспорта.
Форма проведения занятия – семинар – 2 часа.
Тема.1. 3. Формы внешнеэкономической деятельности (ВЭД) как основной объект ВТМ
Внешнеторговые экономические операции и сделки: их виды, классификация, организация .
Форма проведения занятия –практикум. Разбор ситуационных заданий 1.2.3 из п. 4.1.2 – 2 часа.
Раздел 2. Внешняя и внутренняя среды внешнеторговой деятельности (ВТД)
Тема 2.1. . Внешняя среда ВТД
Государственное и международное регулирование ВТД.
Форма проведения занятия – дискуссия. Круглый стол с участием руководства Приморской ТПП – 2 часа.
Тема 2.2.. Внутренняя среда ВТД
Человеческая и культурная среда ВТД. Международная дипломатия.
Форма проведения занятия – семинар в диалоговом режиме. Заслушивание и обсуждение творческих заданий с рецензированием и оппонированием их магистрантами друг у друга по темам п. 4.1.1 – 2 часа
Раздел 3.Организационно-экономический механизм управления ВТД и ее эффективность
Тема 3.1. Управление ВТД на предприятии
Подготовка фирмы к ВТД. Стратегическое планирование ВТД.
Форма проведения занятия – семинар – 2 часа. Тема 3.2. Международные договоры, контракты и их исполнение
Исполнение контрактов. Базисные условия поставки ИНКОТЕРМС. Формирование цен товаров, перевозка, страхование, переход рисков, права собственности.
Форма проведения занятия – практикум. Разбор ситуационных заданий 7,8,9 из п. 4.1.2 2 часа.
Тема 3.3. Экономическая эффективность управления ВТД
Расчет экономических показателей экспортных, импортных, товарообменных операций,
повышение эффективности ВТМ.
Форма проведения занятия – практикум. Разбор ситуационных заданий 4,5,6,10 из п. 4.1.2 – 2 часа. 3 ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Программой дисциплины предусмотрено чтение лекций, проведение практических/семинарских занятий, самостоятельная работа во внеаудиторное время. В течение изучения дисциплины магистранты изучают на лекционных занятиях теоретический материал. На практических/семинарских занятиях под руководством преподавателя, решают практические задачи, разбирают конкретные ситуации, рассматривают аналитические эссе, обсуждают проблемы практики ВТД.
При реализации дисциплины «Внешнеторговый менеджмент», в соответствии с требованиями ФГОС ВПО, предусматривается широкое использование в учебном процессе инновационных активных и интерактивных форм проведения занятий ( в объёме не менее 50% аудиторных занятий) в сочетании с внеаудиторной работой, с целью формирования и развития профессиональных навыков магистров. Используемые активные и интерактивные методы обучения, характеризующиеся высокой степенью включенности обучающихся в учебный процесс, активизируют познавательную и творческую деятельность магистров при решении поставленных задач.
Среди активных и интерактивных методов обучения применяются не имитационные и имитационные (58% от общего объема аудиторных занятий)
Не имитационные методы обучения предусматривают интерактивные лекции, в частности проблемные лекции; семинары в диалоговом режиме – проблемные семинары; дискуссии; групповые консультации. Проблемная лекция предполагает постановку и разрешение учебных проблем с различной степенью приобщения к этому обучению магистров. Предусматривается следующее методическое обеспечение: перечень вопросов и тем для обсуждения, контрольные вопросы и тесты. Проблемный семинар проводится в форме совместного обсуждения поставленной проблемы для выработки общих решений или поиска новых идей. Цель - выявить как можно больше точек зрения и расширить горизонт мышления у магистров. Задачи преподавателя в этом случае: направлять дискуссию, задавать вопросы, предлагать пути решения, способствовать открытому обмену мнениями.
Групповая консультация, как форма проведения интерактивной лекции, предусматривает вовлечение магистров в творческие обсуждения поставленных вопросов. Вопросы формулируются магистрами. Преподаватель помогает найти верный ответ.
Среди активных не имитационных методов обучения предлагается применять встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, успешно осуществляющих внешнеэкономическую и внешнеторговую деятельность на территории региона.
Среди интерактивных имитационных неигровых методов обучения магистров применяются ситуационный подход, кейс-стади, анализ конкретных ситуаций (проблем), навыков и умений по их разрешению, результатов студенческих исследований (творческих заданий), рецензирование и оппонирование их студентами друг у друга. Это предусматривает с их помощью не только и не столько оценку знаний, но и умений, уровня приобретаемых общекультурных и профессиональных компетенций, развитие способностей к творческой деятельности, навыков межличностной коммуникации, лидерских качеств, готовности вести поиск новых задач, принятию решений.
Для магистрантов в качестве самостоятельной работы предполагается подготовка докладов и сообщений на основе изучения литературных источников, выполнение творческих домашних заданий, групповая работа над ситуационными заданиями.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ КУРСА
4.1.Перечень и тематика творческих самостоятельных работ по дисциплине
4.1.1.Темы докладов, сообщений, творческих работ
Современное состояние внешнеэкономических связей, задачи и пути их совершенствования.
Система, специфика и принципы организации внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации, других странах
Новые и традиционные формы развития внешнеэкономических связей
Структура и содержание международных контрактов купли-продажи товаров и услуг
Актуальные проблемы теории и практики внешнеторговой рекламной деятельности
Основы государственного и международного регулирования внешнеэкономической деятельности Российской Федерации. Меры по защите экономических интересов России.
Особенности правового регулирования труда во внешнеэкономических связях;
Правое регулирование важнейших видов договоров, используемых во внешнеэкономической деятельности, практика их применения ( в том числе при заключении и исполнении внешнеэкономических контрактов и арбитражном разрешении споров, возникающих при их неисполнении или ненадлежащем исполнении).
Экономические и правовые основы инвестиционной внешнеторговой деятельности в российской экономике
Содержание и применение типовых контрактов ВТД.
Модификация или создание управленческой структуры для развития ВЭД предприятия.
12. Содержание и характер международных торговых сделок
Анализ и расчет контрактных цен ВТД.
Методика изучения и выбора зарубежных контрагентов ВТД.
Выбор посредников российских предприятий в международной торговле.
Основные условия договоров купли-продажи услуг ВТД.
Международная встречная торговля.
Международные выставки и ярмарки как средство развития ВЭД.
Программа подготовки и проведения коммерческих переговоров
Анализ структуры, географии, динамики, перспектив внешней.
торговли России.
Особенности разработки контракта бартерной сделки ВТД.
Таможенно-тарифное и нетарифное регулирование ВЭД.
Анализ схем заключения экспортных и импортных контрактов ВТД.
Международная электронная торговля
Роль торгово-промышленных палат в ВТД.
Сертификация в мировой торговле.
4.1.2.Ситуационные задания по курсу
1. Функция спроса на товар в стране имеет вид QD = 90 – 2P, а функ-
ция предложения QS = –10 + 2P (P – в руб.; Q – в млн ед.).
А. Какова функция спроса на импорт?
Б. Какова функция экспортного предложения?
(Привести графики и аналитическое решение).
2. Небольшая страна импортирует товар Х. Мировая цена 10 $. Функ-
ция спроса на товар в стране имеет вид QD = 400 – 10P, а функция предло-
жения QS= –50 + 5P (P – в $; Q – в млн ед.).
Определить влияние специфического таможенного тарифа 5 $ на еди-
ницу товара на доходы изготовителей товара в данной стране.
(Привести графики и аналитическое решение).
3. Сегодня можно купить товар у одного продавца за 500 $, а у друго-
го – за 400 €. Сегодня курсы: 30 руб./$ и 35 руб./€.
А. У кого выгодно покупать?
Б. Можно купить сейчас в кредит (товарный) под 10% годовых инва-
люты, но через год курсы будут 32 руб./$ и 37 руб./ €. Инфляцией пренеб-
речь. У кого выгодно покупать?
В. Выгодно ли купить в кредит на условиях предыдущего пункта при
инфляции в РФ 5%? Если да, то – у кого?
Г. Выгодно ли купить в кредит при инфляции в РФ 20%? Если да, то –
у кого?
4. Определить изменение общего дохода фирмы-изготовителя импор-
тозамещающего товара от импорта товара, если QS = –10 + 2P, равновесная
цена до импорта была P0 = 10, а мировая цена Pм = 6?
(Привести графики и аналитическое решение).
5. Рассчитать ППС в конце года, если в начале года он был равен
10 руб./$, а инфляция была в РФ 21%, в США – 10%.
6. Определить эффект и эффективность экспорта, если известно:
1. Объем продаж, ед. 10
2. Производстственная себестоимость единицы изделия, руб. 50
3. Цена единицы изделия, $ 3
4. Коммерческие затраты, связанные с реализацией
на внешнем рынке, $/ед.
5. Курс валюты, руб./$ 30.
7. Определить индекс экспортных цен Ix, индекс импортных цен Im, ус-
ловия внешней торговли для предприятия T, если известны объемы экспорта
Qx, объемы импорта Qm и цены в базовом году и в рассматриваемом году:
Экспорт в году Импорт в году
базовом рассматрив. базовом рассматрив.
Товар
Px Qx Px Qx Pm Qm Pm Qm
A 5 4 6 6
B 4 7 5 8
C 6 1 7 2
D 3 7 5 4
Ix = Σ Dxi • Sx i, Im = Σ Dm i • Sm i,
где Di – доля i-того товара в экспорте (импорте) базового года; Si – отноше-
ние цены в рассматриваемом году к цене в базовом году. T = Ix / Im.
8. Определить индекс экспортных цен Ix, индекс импортных цен Im, ус-
ловия внешней торговли для предприятия T, если известны объемы экспорта
Qx, объемы импорта Qm и цены в базовом году и в рассматриваемом году:
Экспорт в году Импорт в году
базовом рассматрив. базовом рассматрив.
Товар
Px Qx Px Qx Pm Qm Pm Qm
A 5 4 6 6
В 6 1 7 2
9. Выбрать лучший вариант сделки (заключить контракт с контраген-
том в стране А или с контрагентом в стране B), если известны вероятности
Pi получения доходов Ri в вариантах исходов:
Вариант В стране А В стране B
исходов Pi Ri (тыс. $) Pi Ri (тыс. $)
1. 0,5 400 0,3 600
2. 0,5 500 0,7 400
10. Вычислить коэффициент кредитного влияния ККР с учетом дисконтирования и определить выгодность кредита для продавца-покупателя , если известны: рублевый эквивалент валютной выручки при отсутствии коммерческого кредита ВН = 10 млн руб., норматив дисконтирования d = 10%, платежи погашения основного долга в году t, ВOt, платежи
процентов в году t, ВПt
1 год: ВOt (млн руб.)-12, ВПt (млн руб.)- 1
2 год 10,5 0,9 4.2 Контрольные вопросы для самостоятельной оценки качества освоения учебной дисциплины. По теме1.1
1. Основные понятия и категории ВТМ. Их сущность и взаимосвязь.
2. Концепции внешнеторговой деятельности и управления, современные тенденции развития.
3. Теории международной торговли и поведение фирмы относительно направлений деятельности, объемов и цен продукции, прогнозов. По теме1.2
4. Субъекты ВТМ: их классификация и роль в ВТД. Малые предприятия РФ в ВЭД
5. Субъекты ВТМ: . Характеристика и роль союзов предпринимателей, торгово-промышленных палат в развитии экспорта. По теме1.3
6. ВТД – основной вид ВЭД. Структура внешнеторговой деятельности. Товарная номенклатура внешнеторговой деятельности России и Гармонизированная система описания и кодирования товаров.
7. Внешнеторговые экономические операции и сделки: их виды, классификация, организация.
8. Влияние субсидий и таможенных тарифов на результаты
экспортных и импортных операций фирмы По теме2.1
9. Внешняя среда ВТД. Правовые, политические, экономические среды.
10. Государственное и международное регулирование ВТД. мировая финансовая среда. По теме2.2
11. Внутренняя среда ВТД. Человеческая и культурная среды ВТД.
12. Факторы. влияющие на внутреннюю среду: физические особенности людей, специфические характеристики поведения, национальные и международные различия. По теме3.1
13. Управление ВТД на предприятии. Подготовка российской фирмы к ВЭД. Основные препятствия международной деятельности фирмы за рубежом.
14. Функции предприятий по развитию ВЭД . Стратегическое планирование ВТД.Организационное и коммуникативное построение внешнеторговой фирмы (предприятия-участника ВЭД).
15. Развитие персонала внешне-экономической организации. Требования к личным качествам специалиста ВЭД. По теме3.2
16. Международные договоры, контракты и их исполнение. Внешнеторговый контракт купли-продажи; содержание разделов, типовые формы.
17. Роль торгово-посреднических звеньев. Особенности транспортных условий поставки.
Особенности транспортных условий поставки товаров и перемещения их через границу.
18. Базисные условия поставки ИНКОТЕРМС: формирование цен товаров, перевозка, переход рисков, право собственности.
19. . Предконтрактная работа на предприятии. Основные этапы международной коммерческой сделки. По теме3.3
20. Экономическая эффективность управления ВТД. Оценка эффективности ВЭД предприятия: текущие и стратегические показатели.
21. Конкурентоспособность предприятий и их продукции на внешнем рынке.
22. Расчет экономического эффекта и эффективности экспорта
23. Расчет экономического эффекта и эффективности импорта
24. Экономический эффект и экономическая эффективность экспортно-импортных операций
25. Экономический эффект и экономическая эффективность товаро-обменных операций.
26. Информационное обеспечение ВЭД, источники коммерческой
информации. Постоянные публикации. Использование баз данных 4.3 Методические рекомендации по организации СРС
Для магистрантов в качестве самостоятельной работы предполагается подготовка докладов, сообщений, выполнения творческих домашних заданий, групповая работа над ситуационными заданиями.
4.4. Итоговый тест
|