Скачать 46.53 Kb.
|
Учись учиться Academic skills (академические навыки) – так называется не изучение теории, а практика самой учебы. Ни для кого не секрет, что студенту-первокурснику приходится нелегко. От него требуется немало умений, которым школа его никогда не учила. Как правильно вести конспект лекции, чтобы потом по нему можно было хорошо подготовиться к экзамену? Как написать реферат на заданную тему, уложившись в определенный объем? Как с минимумом затрат времени и сил подготовить доклад и быть готовым ответить на вопросы по его содержанию? Все эти и многие другие «велосипеды» нашим студентам приходится изобретать заново. Студенту необходимо также научиться планировать свое время, эффективно готовиться к экзаменам, правильно вести себя на этих экзаменах и, наконец, работать в команде, разрабатывать и защищать групповые проекты. Рубрика нашего раздела «Учись учиться» будет помогать студентам в решении всех этих проблем. Мы ждем также ваших вопросов по организации учебы, на которые охотно ответим.Специального внимания студентов старших курсов заслуживают такие рубрики сайта как юридическая теория и практика за рубежом; наше кадровое агентство; производственная практика: где и как работают юристы; специализации: корпоративный юрист; работник аппарата представительных органов власти, налоговый консультант. В разделе будут также представлена рубрика «В расписании - предмет….», в котором будут публиковаться конспекты лекций, практические задания – тесты, задачи, контрольные вопросы Как вести конспекты лекций Зачем нужен конспект лекций Первый вопрос который возникает в связи с этим сформулировал давным-давно поэт Андрей Вознесенский - «а на фига»? Действительно, зачем нужен конспект лекций, если есть учебники, методические пособия, Интернет, различные справочные системы и т.д. Вопрос, конечно, интересный и стоит того, чтобы в нем разобраться. Уясним сначала, что такое образование. Это – все, что ты знаешь, после того как все забыл, говорят одни. Это сумма знаний, которую ты получаешь в школе, в институте и т.д. Чем больше сумма знаний, тем ты образованней, говорят другие. Рискну предложить еще одну версию. Но сначала пример. В одной фирме вышел из строя станок. Чего только не делали хозяева, чтобы его починить, не получалось. Наконец, нашли специалиста, который сказал, сделаю. - Вот здорово, обрадовались хозяева. - Заплатим за работу любую сумму. - Хорошо, говорит специалист, - отремонтируем. Пришел он на фирму, подошел к станку, в одном месте стукнул молоточком, в другом подвернул шуруп на пол-оборота, и станок заработал как новый. - Ты корифей, сказали восхищенные хозяева специалисту.- Сколько хочешь за свою работу? - Сто тысяч долларов - скромно сказал специалист. Хозяева обалдели. - Сто тысяч – за что? Ты работал всего минуту. Один раз стукнул и один раз подвернул. - За то, что я стукнул и подвернул, мне полагается 1 доллар, а все остальное мне полагается за то, что, что я знаю, где стукнуть и где подвернуть. Чему же учит этот пример, спросит скептик? А тому, скажу я, что образование в ХХ1 веке - это не столько сумма знаний, сколько система ориентиров, знание где стукнуть, и где подвернуть, фигурально выражаясь. Так вот – этих ориентиров, в учебниках, монографиях, Интернете, к сожалению, не найти. Их можно узнать только в личном общении с преподавателем. Как правило, знающим и опытным специалистом. В этом отношении наш МГИМО(У) уникальный университет. В нем работают очень много ярких и интересных людей, общение с которыми не заменят никакие учебники. И мне, искренне скажу, жаль тех, кто, поступив в институт, плохо использует эту уникальную возможность общения с преподавателями. Какое все это имеет отношение к ведению конспекта? Прямое. Ориентиры, которые дают преподаватели мало один раз услышать. Надо их запомнить, записать, иметь, когда надо под рукой. Три ориентира для начинающих В связи с этим несколько рекомендаций по такого рода записям. Во-первых, если вы пишете конспекты по всем предметам в одной записной книжке, которую носите в косметичке или в заднем кармане джинсов, то, как память о юности этот документ, возможно, и будет вам дорог в будущем, но практической пользы в учебе от таких конспектов нет никакой. Запомните в связи с этим первый ориентир. Каждому предмету – свой конспект. Во-вторых, мало толку от конспекта и в том случае, если вы пишете конспект одной левой, отвлекаясь, то и дело на исключительно привлекательное общение друг с другом. В связи с этим второй ориентир. В конспекте должна быть видна логика размышления преподавателя, его выводы. Для этого преподавателя нужно слушать, вместе с ним размышлять не пять минут в начале и еще две минуты в конце лекции, а страшно подумать, что я такое хочу – всю лекцию. В-третьих, не очень много пользы и от конспектов полных, но написанных так, что надо долго гадать - о чем это, интересно, здесь написано. Отсюда, третий ориентир. Учебный материал в конспекте должен быть записан так, чтобы его можно было бы не читать, а просто листать, вспоминая все содержание каждой страницы с первого взгляда. Помогите своей памяти Для этого необходимо своей памяти помочь. Как? Психологи в этих случаях рекомендуют: Первое. Обязательно запишите тему, лекции, план. Литературу по теме. Второе. При ведении конспекта используйте три цвета чернил, маркеров и т.д. Рассуждения пишите одним, цветом, примеры, другим, выводы – третьим. Будьте осторожны только с красным цветом, от него устаешь и с зеленым – большой кусок зеленого текста трудно читается. Третье. Материал на странице должен быть структурно организован в отдельные блоки. Запомните роковое для нашей памяти число семь. Если на странице больше семи блоков материала, такую страницу надо будет читать от первой строчки до последней. Перед экзаменом и зачетом у вас не так много времени, поэтому запомните: раз уж вы все равно потратились и купили тетрадку для конспекта вместо косметики или жвачки, деньги все равно пропали - поэтому проявите широту натуры – не лепите на каждой строчке. Пишите просторно с полями, подчеркиваниями, большими абзацами. Четвертое и последнее. Больше рисуйте схем. Это дает наглядность, обеспечивает структурирование материала, лучшее его запоминание. А что будет, если вам не нравятся эти рекомендации? А что будет, если у вас своя система ведения конспекта, которая вами проверена в деле? Поздравляю, это здорово. Действуйте по своему. В конце концов, конспект нужен вам, и если ваш конспект вам помогает, больше ничего и не требуется. Впрочем, если не жалко поделитесь своим опытом с другими. Пришлите свои рекомендации по ведению конспекта на е-mail: krasnov@mgimo.ru Обнародуем в нашем разделе. Авторство сохраним. И даже напечатаем ваше фото. Хотите в профиль, хотите в анфас. Ю.К.Краснов д.ю.н. профессор |
Эссе «Учиться и учить» Я знала, что вернусь обратно. Так и случилось. Окончив педагогический институт, я вернулась в свою родную сельскую школу, в родные... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Ни для кого не секрет, что в последнее время рождаемость падает с каждым годом. Исключение составил лишь 2000 год, так как многие... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... В последние годы учительство все больше и больше тревожит то обстоятельство, что значительное число учащихся теряют интерес к учению,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Ни для кого не секрет, что совместная деятельность родителей и специалистов дает наиболее эффективный результат в коррекционной работе... | ||
Мы уже студенты! У кого-то появились новые друзья и знакомые, кто-то уже активно участвует в общественной жизни университета, а у кого-то нашлось... | Пояснительная записка Ни для кого не секрет, что принцип наглядности... Ушинский говорил: «Чем большим количеством органов чувств мы познаем предмет, тем правильнее наши суждения о нем» | ||
Хотите ли вы выработать у своего ребенка жизненно необходимые умения и навыки? «Что же делает обучение правильным?» Вы скажете, что обучение требует терпения. Но кроме терпения необходимы специальные знания.... | Зачем нужна литература в школе? Что такое культура, зачем она нужна? (2)Что такое культура как система ценностей? (З)Какова цель того широкого гуманитарного образования,... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Ни для кого не секрет, что школьники давно догнали и обогнали основную массу педагогов в смысле использования компьютерных технологий.... | Личностно-ориентированный образовательный подход на уроках английского языка Ни для кого не секрет, что авторитарное преподавание, сложившееся в школе в течение многих десятков лет, обезличивает ученика, делает... | ||
Проверка готовности к уроку У них есть секрет и сегодня мы его с вами откроем. А так же я расскажу вам об одном замечательном ученом из Великобритании который... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Многие термины и понятия, о которых они должны иметь представление в этом возрасте, им просто неизвестны и неинтересны. Ни для кого... | ||
Реферат. Мольер «Мещанин во дворянстве» Сатира на дворянство и буржуа «из грязи в князи». Ведь есть же люди, которые день и ночь работают на своей земле, чтобы только была возможность жить, а такие,... | Реферат. Мольер «Мещанин во дворянстве» Сатира на дворянство и буржуа «из грязи в князи». Ведь есть же люди, которые день и ночь работают на своей земле, чтобы только была возможность жить, а такие,... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Дополнительные учебные пособия: “Focus on Academic Skills for ielts”, Morgan Terry, Judith Wilson. Pearson Longman, 2010. “Focus... | Развитие взглядов на научный менеджмент и управление предприятием... Научный менеджмент стал зарождаться в период с 1491 г до н э по XX век. Этот период явился последней и самой крупной вехой в развитии... |