МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Бузулукский гуманитарно-технологический институт (филиал)
государственного образовательного учреждения
высшего профессионального образования -
«Оренбургский государственный университет» Кафедра психологии и педагогики
УТВЕРЖДАЮ
Декан факультета
___________Мясников Ю.А.
«___»_______________2010г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Конфликтология»
Специальность: 030501.65 Юриспруденция
Специализация: гражданско-правовая, уголовно-правовая
Факультет заочного обучения
Форма обучения: заочная Бузулук 2010
Рецензент
кандидат психологических наук Л.А. Омельяненко
Рабочая программа дисциплины «Конфликтология» /сост. В.Г. Кудинова – БГТИ (филиал) ГОУ ОГУ, 2010. – 18 с.
Рабочая программа предназначена для преподавания общей гуманитарной и социально-экономической дисциплины вузовского компонента студентам специальности 030501.65 «Юриспруденция» гражданско-правовой и уголовно-правовой специализации заочной формы обучения сокращенного срока в 3 семестре.
Рабочая программа составлена с учетом Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования специальности – 030501.65 «Юриспруденция», утвержденного 27.03.2000 Министерством образования Российской Федерации.
Составитель ____________________ В.Г.Кудинова
(подпись)
«____»_________________2010г.
©Кудинова В.Г., 2010
©БГТИ (филиал) ГОУ ОГУ, 2010
Содержание
1
| Цели и задачи дисциплины……………………………………………...
| 4
| 2
| Место дисциплины в учебном процессе………………………………..
| 4
| 3
| Организационно-методические данные дисциплины………………….
| 5
| 4
| Содержание дисциплины………………………………………………...
| 5
| 4.1
| Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы по дисциплине…..
|
5
| 4.2
| Разделы дисциплины, их содержание и виды занятий………………...
| 6
| 5
| Тематический план изучения дисциплины……………………………..
| 8
| 5.1
| Практические занятия………………………………………………….
| 8
| 5.2
| Темы рефератов…………………………………………………….
| 8
| 5.3
| Самостоятельное изучение разделов дисциплины…………………….
| 10
| 6
| Учебно-методическое изучение разделов дисциплины……………….
| 10
| 6.1
| Рекомендуемая литература………………………………………………
| 10
| 6.1.1
| Основная литература……………………………………………………..
| 10
| 6.1.2
| Дополнительная литература……………………………………………..
| 10
| 6.1.3
| Периодическая литература………………………………………………
| 11
| 6.2
| Средства обеспечения освоения дисциплины………………………….
| 11
| 6.2.1
| Методические указания и материалы по видам занятий………………
| 11
| 6.2.2
| Программное обеспечение современных информационно-коммуникационных технологий по видам занятий……………............
|
13
| 6.2.3
| Контрольные вопросы для самоподготовки……………………………
| 14
| 6.2.4
| Критерии оценки знаний и умений……………………………………..
| 16
| 7
| Материально-техническое обеспечение дисциплины…………............
| 16
| 7.1
| Учебно-лабораторное оборудование ……….…………………………..
| 16
| 7.2
| Технические и электронные средства обучения и контроля знаний студентов …………………………………………………….................
|
16
|
| Лист согласования рабочей программы ………………………………..
| 17
|
| Дополнения и изменения в рабочей программе………………………..
| 18
|
1 Цели и задачи дисциплины
Целью преподавания дисциплины является формирование у студентов знаний о конфликтах, как форме взаимодействия людей, их содержании, видах, закономерностях возникновения и развития; выработка навыков анализа конфликтов, применения различных способов их предупреждения и разрешения.
В результате изучения дисциплины студент должен:
- иметь представление о сфере проблем, связанных с вопросами изучения данной дисциплины, об основных источниках получения знаний; о современном состоянии научных знаний, необходимых для освоения курса;
- знать о понятии конфликтов, как форме социального взаимодействия, об их роли в социальных отношениях, видах, причинах возникновения, содержании, закономерностях развития, способах предупреждения и разрешения;
- уметь анализировать конфликты, прогнозировать их возникновение;
-иметь навыки практического применения различных способов профилактики конфликтных столкновений и способов урегулирования конфликтов. 2 Место дисциплины в учебном процессе Дисциплина «Конфликтология» относится к общим гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам вузовского компонента. Преподается студентам специальности 030501.65 «Юриспруденция» гражданско-правовой и уголовно-правовой специализации заочной формы обучения сокращенного срока в 3 семестре.
Дисциплина базируется на дисциплинах «Отечественная история», «Культурология», «Логика», «Философия», «Социология».
Вместе с тем знания, умения и навыки, приобретенные при изучении данной дисциплины могут использоваться при изучении дисциплин «Психология и педагогика профессиональной деятельности», «Социология», «Безопасность жизнедеятельности»,«Основы ораторского искусства», «Юридическая риторика».
3 Организационно-методические данные дисциплины
Вид работы
| Трудоемкость (часы)
| 3
семестр
| 1
| 2
| Общая трудоемкость
| 78
| Аудиторная работа
| 4
| Лекции (Л)
| 2
| Практические занятий (ПЗ)
| 2
| Самостоятельная работа
| 26
| Реферат
| 6
| Самоподготовка
(самостоятельное изучение разделов, проработка и повторение лекционного материала и материала учебников и учебных пособий, подготовка к практическим занятиям и т.д.), (СР)
| 20
| Переаттестация
| 48
| Вид итогового контроля
| зачет
|
4 Содержание дисциплины
Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы по дисциплине.
Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы по дисциплине «Конфликтология» рассмотрены и утверждены на заседании кафедры психологии и педагогики БГТИ (филиала) ГОУ ОГУ (Протокол № 10 от «28» июня 2010г.) Конфликтология: предмет и задачи, история возникновения. Сущность конфликта и его проявление в природе и обществе. Предпосылки появления конфликтологии. Предмет и объект конфликтологии. Конфликтология как наука и учебная дисциплина. Основные цели и задачи конфликтологии. Междисциплинарные связи наук, исследующих конфликт. Социальный конфликт: сущность, основные виды и причины возникновения. Конфликт и социальное противоречие. Связь интересов с ценностями и целями. Сущность социального противоречия как основа общественного конфликта. Объективные и субъективные причины возникновения конфликтов. Многообразие типологий конфликтов. Структура конфликта, функции, модели поведения личности в конфликте. Внутриличностные конфликты: понятие, формы проявления и способы разрешения Основные подходы к пониманию внутриличностного конфликта. Основные виды внутриличностных конфликтов. Межличностные конфликты: особенности, классификация и меры предупреждения. Виды межличностных конфликтов. Особенности возникновения и развития межличностных конфликтов. Понятие семейных конфликтов и их особенности.Семья как социальный институт человеческого взаимодействия, виды и специфические особенности семейных конфликтов. Межличностные супружеские конфликты: причины, факторы конфликтности, последствия супружеских конфликтов, предупреждение и разрешение супружеских конфликтов. Конфликты во взаимодействии родителей и детей: психологические факторы, возрастные кризисы детей, личностные факторы. Типы отношения детей и родителей, конструктивное поведение родителей как фактор разрешения конфликтов с детьми. Конфликты в организации: понятие и управление ими. Сущность и виды трудовых конфликтов. Конфликты по вертикали и горизонтали: особенности возникновения и разрешения. Организационно-управленческие причины возникновения конфликтов на производстве, формы и функции трудовых конфликтов. Предупреждение и профилактика, пути разрешения трудовых конфликтов. Групповые конфликты: понятие и классификация.Характеристика групповых конфликтов. Механизмы возникновения групповых конфликтов: межгрупповая враждебность, объективный конфликт интересов, внутригрупповой фаворитизм. Конфликты между большими социальными группами: политические, межэтнические, межгосударственные конфликты – специфические особенности, характеристика, основные пути предупреждения и разрешения. Конфликты в деятельности юриста: их значение, способы решения.Значение конфликтологии в функционировании и развитии современного российского общества. Юридическая конфликтология и ее специфика. Юридический и правовой конфликт – теоретические подходы к пониманию сущности. Виды юридических конфликтов. Технологии управления конфликтами: прогнозирование, урегулирование и профилактика. Предупреждение конфликтов. Прогнозирование конфликтов. Регулирование конфликта. Разрешение конфликта. Переговоры в разрешении конфликтов. Тактики, используемые в переговорах. 4.2 Разделы дисциплины, их содержание и виды занятий
Разделы дисциплины, изучаемые в 3 семестре
№
раздела
| Наименование разделов
и их содержание
| Количество часов
| Внеауд. работа СР
| Всего
| Ауд.работа
| Л
| ПЗ
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 1
| Конфликтология: предмет и задачи, история возникновения.
| 4
| 2
| -
| 2
|
| Сущность конфликта и его проявление в природе и обществе. Противоречие как основа зарождения конфликта. Конфликт, как средство разрешения противоречия. Насилие как содержательный атрибут конфликта. Динамика конфликта и развитие природы и общества. Предпосылки появления конфликтологии. Предмет и объект конфликтологии. Конфликтология как наука и учебная дисциплина. Основные цели и задачи конфликтологии. Междисциплинарные связи наук, исследующих конфликт.
|
|
|
|
| 2
| Социальный конфликт: сущность, основные виды и причины возникновения
| 6
| -
| 2
| 4
|
| Конфликт и социальное противоречие. Борьба противоположностей как составляющая противоречия. Противоположность интересов как существенный признак конфликта. Связь интересов с ценностями и целями. Осознанность противоположных интересов, ценностей и целей как непременный признак конфликта.
|
|
|
|
| 3
| Структура конфликта, функции, модели поведения личности в конфликте
| 5
| -
| -
| 5
|
| Взаимозависимость структуры и функции в конфликте. Структура как совокупность основных элементов конфликта. Основные субъекты конфликта.
Основное содержание предмета конфликта. Основные модели поведения личности в конфликте. Нормативная, переговорная, конфронтационная и манипулятивные стратегии поведения личности в конфликте.
|
|
|
|
| 4
| Внутриличностные конфликты: понятие, формы проявления и способы разрешения
| 5
| -
| -
| 5
|
| Основные подходы к пониманию внутриличностного конфликта. Основные виды внутриличностных конфликтов. Генезис внутриличностного конфликта: ситуационные и личностные условия, особенности переживания внутриличностного конфликта, последствия внутриличностных конфликтов, условия предупреждения и механизмы разрешения внутриличностных конфликтов.
|
|
|
|
| 5
| Межличностные конфликты: особенности, классификация и меры предупреждения
| 5
| -
| -
| 5
|
| Характеристика межличностных конфликтов как основного вида социального конфликта. Виды межличностных конфликтов. Особенности возникновения и развития межличностных конфликтов. Причины возникновения межличностных конфликтов. Характеристика и особенности взаимодействия с «трудными» людьми.
Психотехнические приемы снижения напряжения в процессе межличностного взаимодействия, способы и приемы разрешения межличностных конфликтов.
|
|
|
|
| 6
| Конфликты в деятельности юриста: их значение, способы решения
| 5
| -
| -
| 5
|
| Значение конфликтологии в функционировании и развитии современного российского общества. Юридическая конфликтология и ее специфика.
Юридический и правовой конфликт – теоретические подходы к пониманию сущности. Виды юридических конфликтов. Основные причины возникновения конфликтов в юридической области. Прогностически-управленческая задача: разработка прогностических моделей диагностики, управления и разрешения конфликтов. Управление конфликтами в области юридической практики. Стратегии разрешения юридических конфликтов.
|
|
|
|
|
| Переаттестация
| 48
| -
| -
| -
|
| Итого:
| 78
| 2
| 2
| 26
|
5 Тематический план изучения дисциплины 5.1 Практические занятия
№
занятия
| № раздела
| Тема
| Количество часов
| 1
| 2
| 3
| 4
| 1
| 5
| Социальный конфликт: сущность, основные виды и причины возникновения
| 2
|
|
| Итого:
| 2
|
5.2Примерные темы рефератов Реферат по конфликтологии выполняется в соответствии с учебным планом в 3 семестре
Целью реферата является систематизация, закрепление теоретических и практических знаний студента в области конфликтологии. Примерные темы рефератов:
Тема № 1 Основные предпосылки формирования конфликтологических идей.
Тема № 2. Сущность конфликта и его проявление в природе и обществе.
Тема № 3. Конфликтология как междисциплинарная область науки и как отдельная теоретико-прикладная дисциплина.
Тема № 4. Основные этапы формирования конфликтологии и их краткая характеристика.
Тема № 5. Методологические основы конфликтологии.
Тема № 6. Сущность, структура и функции конфликта.
Тема № 7. Основания классификации конфликтов.
Тема № 8. Внутриличностные конфликты: понятие, виды и способы разрешения
Тема № 9. Социальный конфликт: сущность и основные разновидности.
Тема № 10. Конфликт как социальный феномен.
Тема № 11. Политические конфликты и их особенности.
Тема № 12. Международные и межэтнические конфликты.
Тема № 13. Юридические конфликты и их специфика.
Тема № 14. Конфликты в организации: характеристика, специфические особенности и причины возникновения
Тема № 15. Межгрупповой конфликт – причины возникновения и способы разрешения
Тема № 16. Медиаторство как способ урегулирования конфликтов
Тема № 17. Технологии предупреждения конфликтов.
Тема № 18. Основные методы и приемы урегулирования конфликтов.
Тема № 19. Переговорный процесс как основной метод разрешения конфликтных ситуаций.
Тема № 20. Семейные конфликты – определение, специфические особенности, основные направления урегулирования
Тема № 21. Роль права в урегулировании конфликтов.
Тема № 22. Противоречия и конфликты на постсоветском пространстве.
Тема № 23. Механизм разрешения конфликта.
Тема № 24. Психотехнические приемы разрешения конфликтов
Тема № 25. Динамика и механизм конфликта.
Тема № 26. Стратегии поведения в конфликте
Тема № 27. Основные формы социальных конфликтов в развитии обществ.
Тема № 28. Значение знания конфликтологии в деятельности юриста.
Тема № 29. Межличностный конфликт. Приемы взаимодействия с «трудными людьми»
Тема № 30. Основные направления профилактики конфликтов в организации
5.3 Самостоятельное изучение разделов дисциплины
№ раздела
| Вопросы, выносимые на самостоятельное изучение
| 1
| 2
| 2
| Понятие семейных конфликтов и их особенности
| 2
| Конфликты в организации: понятие и управление ими
| 2
| Групповые конфликты: понятие и классификация
| 3
| Технологии управления конфликтами: прогнозирование, урегулирование и профилактика.
| 3
| Переговоры в разрешении конфликтов
| 3
| Структура конфликта, функции, модели поведения личности в конфликте
| 4
| Внутриличностные конфликты: понятие, формы проявления и способы разрешения
| 5
| Межличностные конфликты: особенности, классификация и меры предупреждения
| 6
| Конфликты в деятельности юриста: их значение, способы решения
|
6 Учебно-методическое изучение разделов дисциплины 6.1 Рекомендуемая литература 6.1.1 Основная литература
Дмитриев, А.В. Конфликтология : учебник / А.В. Дмитриев.- 3-е изд., перераб.. - М. : Альфа-М : Инфра-М, 2009. - 335 с. - Библиогр.: с. 329-332 - ISBN 978-5-98281-189-9 ("Альфа-М"). - ISBN 978-5-16-003725-7 ("ИНФРА-М").
Конфликтология : учеб. / под ред. В.П. Ратникова .- 2-е изд., перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ, 2009. - 511 с. - Библиогр.: с. 496-499. - ISBN 978-5-238-00970-4.
Кильмашкина, Т.Н. Конфликтология. Социальные конфликты : учеб. / Т.Н. Кильмашкина .- 2-е изд., доп. и перераб. - М. : ЮНИТИ, Закон и право, 2009. - 287 с. - Библиогр.: с. 279-285. - ISBN 978-5-238-01542-2.
Красникова, Е.А. Этика и психология профессиональной деятельности / Красникова Е.А..- 2-е изд., исправ. и доп. - М. : Форум : Инфра-М, 2009. - 224 с - ISBN 978-5-91134-075-9. - ISBN 978-5-16-002820-0.
6.1.2 Дополнительная литература
Самоукина, Н.В. Психология профессиональной деятельности : учеб.пособие / Н.В. Самоукина.- 2-е изд.. - CПб. : Питер, 2004. - 224 с. - (Учебное пособие) - ISBN 5-318-00560-8.
Столяренко, А.М. Психология и педагогика : учеб. пособие / А.М. Столяренко.- 2-е изд., перераб. и доп . - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 527 с. - ISBN 978-5-238-01332-9.
Смирнов, С.Д. Педагогика и психология высшего образования: От деятельности к личности : учеб. пособие / С.Д. Смирнов .- 2-е изд., перераб. и доп . - М. : Издательский центр "Академия", 2005. - 400 с.. - (Высшее профессиональное образование). - Библиогр.: с, 364-377 - ISBN 5-7695-2491-х.
Анцупов, А.Я. Конфликтология / И.Я. Анцупов, А.И. Шипилов . - М. : ЮНИТИ, 2002. - 551 с - ISBN 5-238-00062-6.
Ворожейкин, И.Е. Конфликтология: учеб. пособие / И.Е. Ворожейкин, А.Я. Кибанов, Д.К. Захаров . - М. : ИНФРА-М, 2002. - 239 с. - (Высшее образование) - ISBN 5-16-000964-7. - ISBN 5-16-000256-1.
Мастенбрук, Уильям Управление конфликтными ситуациями и развитие организации = ConflictManagementandOrganizationDevelopment / У. Мастенбрук ; пер. с англ.- Расширенное издание. - М. : Логос, 1996. - 256 с. - (Менеджмент) - ISBN 5-86225-238-Х.
Дмитриев, А.В. Конфликтология: учеб. пособие / А.В. Дмитриев . - М. : Гардарики, 2001. - 318 с - ISBN 5-8297-0044-1.
Крысько, В.Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах : учеб.-методич. пособие / В.Г. Крысько . - Минск : Харвест ; М. : АСТ, 2000. - 384 с. - (Библиотека практической психологии). - Библиогр.: с. 368-369. - ISBN 985-13-0173-6.
Психология и педагогика : учеб.пособие; под ред. А.А. Радугина. - М. :Библионика, 2006. - 256 с - ISBN 98685-009-2.
Шадриков, В.Д. Психология деятельности и способности человека : учеб.пособие / В.Д. Шадриков .- 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Логос, 1996. - 320 с. - ISBN 5-88439-015-7.
6.1.4 Периодическая литература Журналы:
Педагогика: журнал. - М. : РАО,
Философия права: журнал. - Ростов-на-Дону : ФГОУ ВПО "РЮИ МВД России"
Адвокат: журнал. - М. : ЗАО "Законодательство и экономика",
Труд и право: журнал. - М. : Изд-во Труд и отдых
Психология: журнал. - г. Обнинск : ГУ ВШЭ
Открытое образование: журнал. - М.: МЭСИ
Качество. Инновации. Образование: журнал. - М.: Европейский центр по качеству,
Высшее образование сегодня : журнал. - М. : Редакционный совет журнала "высшее образование сегодня",
Высшее образование в России : журнал. - М.: Московский государственный университет печати,
6.2 Средства обеспечения освоения дисциплины 6.2.1 Методические указания и материалы по видам занятий 6.2.1.1 Методические указания к лекционным занятиям Чтобы любое занятие было плодотворным, студент должен к нему готовиться. Перед лекцией рекомендуется ознакомиться с соответствующей темой по источникам, которые указаны в программе курса в привязке к соответствующей теме. При предварительной подготовке у студента могут появиться вопросы, которые он может задать лектору в консультационные часы.
Для того чтобы студенту легче было разобраться в сложном и обширном материале, методика преподавания построена так, что, наиболее трудные и важные темы рассматриваются на аудиторных занятиях - лекциях. Их тематический план содержится в программе данной дисциплины.
Часть вопросов теоретического курса выносится на самостоятельное изучение. Самостоятельная проработка студентов должна обязательно заканчиваться проверкой знаний в виде устного или письменного опроса, контрольной работы, написания эссе и т.д.
При чтении лекций рекомендуются использовать демонстрацию слайдов или компьютерные программы для проведения презентации по теме лекции.
Порядок подготовки лекционного занятия: изучение требований программы дисциплины, определение целей и задач лекции, разработка плана проведения лекции, подбор литературы (ознакомление с методической литературой, публикациями периодической печати по теме лекционного занятия), отбор необходимого и достаточного по содержанию учебного материала, определение методов, приемов и средств поддержания интереса, внимания, стимулирования творческого мышления студентов, написание конспекта лекции, моделирование лекционного занятия. Осмысление материалов лекции, уточнение того, как можно поднять ее эффективность.
Порядок проведения лекционного занятия: вводная часть, знакомящая студентов с темой лекции, ее планом, целью и задачами, рекомендуемой литературой для самостоятельной работы; основная часть, раскрывающая тему лекции; заключительная часть, содержащая выводы и обобщения. 6.2.1.2 Методические указания к практическим занятиям Студентам рекомендуется в подготовку к практическому занятию включать изучение нормативных правовых и иных правовых источников и ознакомиться на выбор с источниками из литературы, указанной к каждой теме в программе по учебной дисциплине.
Важная часть занятий - это выполнение заданий и решение задач. К ним надо приступать, хорошо усвоив теоретический материал. В решении задач нельзя ограничиваться односложным ответом на поставленный вопрос, а необходимо дать правовую оценку всем обстоятельствам дела, не забывая теоретических положений. Свои рассуждения и выводы следует обосновать точными правовыми нормами с указанием их источника. Решение должно быть подробным и аргументированным.
Эссе - это краткая научная работа студента, в которой студент должен раскрыть один узкий проблемный вопрос. Отличие эссе от других научных работ студентов - в его краткости, лаконичности изложения материала на предложенную тему. Эссе сравнимо с устными высказываниями студентов по определенному научному вопросу на семинарах или докладом. В эссе студент выражает собственное мнение, обосновывая его ссылками на нормативный материал и учебную и научную литературу. Наличие авторской позиции, собственного отношения к вопросу в эссе обязательно. 6.2.1.3 Методические указания к выполнению реферата Реферат по дисциплине «Конфликтология» должен свидетельствовать о том, что студент умеет работать с научной и учебной литературой, периодической печатью, грамотно излагать свои мысли, высказывать собственные суждения по рассматриваемому вопросу.
Выполнение работы начинается с подбора литературы, относящейся к теме.
Реферат должен носить творческий, самостоятельный характер.
Выполнению работы предшествует тщательное изучение соответствующего минимума литературы, которая рекомендуется к теме. Студенты вправе помимо указанной использовать иную учебную и научную литературу: монографии, статьи, помещенные в сборниках научных трудов, в журналах. В реферате должны содержаться примеры конфликтных ситуаций с самостоятельным анализом.
В работе должны быть использованы сноски. Сноски помещаются в квадратных скобках. Количество вопросов в работе должно быть не менее трех. В работе обязательно должно присутствовать введение, заключение.
В конце работы следует обязательно указать список использованных источников, которые фактически были использованы в процессе выполнения работы.
Каждому студенту предлагается отдельная тема для написания реферата. Темы закрепляются за студентами по вариантам в зависимости от порядкового номера студента в журнале по данной дисциплине. 6.2.2 Программное обеспечение современных информационно-коммуникационных технологий по видам занятий 6.2.2.1 Программное обеспечение для практических занятий
В ходе подготовки к практическим занятиям рекомендуется использование информационных ресурсов Internet:
Информационные серверы международных организаций (Международная ассоциация юристов (http://www.ibanet.org/), Международная ассоциация труда (http://www.unrussia.ru/ru/); Шанхайская организация сотрудничества (http://www.infoshos.ru/); Совет Европы (http://www.coe.ru/); Организация объединенных наций (http://www.un.org/ru/) и др.).
WEB-сайты - информационные представительства ВУЗов (Московский государственный университет имени О.Е. КУТАФИН (http://msal.ru/); Оренбургский государственный университет (http://www.osu.ru/)) и др.).
Информационные и справочные порталы (Гарант (http://www.garant.ru/); Кодекс (http://www.kodeks.ru/) и др.).
6.2.3 Контрольные вопросы для самопроверки
|