Скачать 266.34 Kb.
|
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «УТВЕРЖДАЮ»: Проректор по учебной работе _______________________ /Волосникова Л.М./ __________ _____________ 2013г. МОЛЕКУЛЯРНЫЕ МЕХАНИЗМЫ СТАБИЛЬНОСТИ И ИЗМЕНЧИВОСТИ ГЕНОМА Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 020501.65 Биоинженерия и биоинформатика, очной формы обучения. «ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»: Автор (ы) работы _____________________________/Петухова Г.А./ «______»___________2013г. Рассмотрено на заседании кафедры экологии и генетики …….2013 г. № протокола12 Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению. «РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»: Объем 11 стр. Зав. кафедрой ______________________________/Пак И.В./ «______»___________2013г. Рассмотрено на заседании УМК биологического факультета ……….2013 г. № протокола .. Соответствует ФГОС ВПО и учебному плану образовательной программы. «СОГЛАСОВАНО»: Председатель УМК ________________________/Мелентьева А.А./ 2013г. «______»___________2013г. …… «СОГЛАСОВАНО»: Зав. методическим отделом УМУ_____________/Федорова С.А./ «______»_____________2013 г. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Институт биологии Кафедра экологии и генетики Петухова Г.А. МОЛЕКУЛЯРНЫЕ МЕХАНИЗМЫ СТАБИЛЬНОСТИ И ИЗМЕНЧИВОСТИ ГЕНОМА Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов студентов специальности 020501.65 Биоинженерия и биоинформатика, очной формы обучения. Тюменский государственный университет 2013 Петухова Г.А. Молекулярные механизмы стабильности и изменчивости генома. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 020501.65– Биоинженерия и биоинформатика, очной формы обучения. Тюмень,2013.13 стр. Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки. Рабочая программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ: Молекулярные механизмы стабильности и изменчивости генома. [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3.utmn.ru., свободный. Рекомендовано к изданию кафедрой экологии и генетики. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета. ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: заведующий кафедрой экологии и генетики, д.б.н. Пак Ирина Владимировна © Тюменский государственный университет, 2013. © Петухова Г.А., 2013.
Целью дисциплины «Молекулярные механизмы стабильности и изменчивости генома» является получение базовых знаний о структуре и функционировании генома, о научных и прикладных аспектах использовании молекулярной генетики. В процессе изучения дисциплины специалисты решают следующие задачи: в систематизированной форме усваивают основы молекулярных процессов в коетках; вопросы функционирования сложных внутриклеточных систем репарации, репликации, транскрибции и трансляции; рассматривают процессы миграции генов, причины, вызвавшие нестабильность генома, изучают прикладные аспекты использования нестабильности в практической деятельности человека. Учебно-методический комплекс «Молекулярные механизмы стабильности и изменчивости генома» соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.
Дисциплина «Молекулярные механизмы стабильности и изменчивости генома» относится к циклу Б3. Профессиональный цикл: базовая общепрофессиональная часть. Она логически и содержательно-методически взаимосвязана с дисциплинами Б.1. Гуманитарного, социального и экономического цикла: базовой частью и Б.3. Профессионального цикла: базовой (общепрофессиональной) частью: экономикой; биологией размножения и развития; микробиологией, физиологией человека и животных, генетикой и селекцией, биохимией и молекулярной биологией. Для успешного освоения дисциплины необходимы базовые знания по генетике, биологии размножения и развития, микробиологии, физиологии, биохимии, умение к биометрической обработке материала, владение компьютерными статистическими программами. Для успешного освоения данной дисциплины необходимо предшествующее изучение следующих модулей: биологии размножения и развития, цитологии и гистологии; физиологии человека и животных, генетики и селекции, биохимии и молекулярной биологии.
В результате освоения ООП специалитета выпускник должен обладать следующими компетенциями: - способен на научной основе организовать свой труд, владеет методами сбора, хранения, систематизации и обработки информации, в том числе статистическими и компьютерными методами, применяемыми в сфере его профессиональной деятельности – ПК-8; - способен использовать основные биологические базы данных, в том числе содержащих геномную, структурную и другую инеформацию, в научно-исследовательской работе – ПК-13; - способен ориентироваться в основных проблемах и задачах биологии, физико-химической биологии, биоинженерии и биоинформатики и использовать эти знания в экспериментальной и теоретической деятельности –ПК-18; В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Карта компетенций дисциплины
1.Структура и трудоемкость дисциплины. Семестр 9. Форма промежуточной аттестации зачет. Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 часов. Таблица 1. Тематический план Таблица 2. Виды и формы оценочных средств в период текущего контроля
Таблица 3. Планирование самостоятельной работы студентов
1.Введение Стабильность и изменчивость. Их взаимосвязь. Общие механизмы поддержания стабильности генома. Роль изменчивости и генетической нестабильности в приспособлениях особей. Общая характеристика мобильных генов. Хромосомная нестабильность. Геномная нестабильность. Роль митохондрий в стабилизации функциональных процессов в клетке.Апоптоз и его роль в стабилизации генома. Роль вегетативной нервной и нейроэндокринной систем, выработка глюкокортикоидных гормонов и генетическая стабильность. 2. Роль матричных процессов в стабилизации жизнедеятельности клетки. Поливариантность матричных процессов как основа приспособляемости организмов к меняющимся условиям среды. Ферментные комплексы и поливариантность. Генетические основы контроля поливариантности. Кластер генов Zscan4. Регуляция активности генов. Способы регуляции. 3. Реализация наследственной информации. Транскрибция, процессинг, трансляция как процессы стабилизации функциональной активности клетки. Структура РНК-полимеразы. Роль стволовых клеток в поддержании стабильности генетической информации. Гемопоэз и генетическая стабильность. 4. Репликация и ее роль в стабильности генома. Репликация. Репликонные вилки. Особенности репликации у про- и эукариот. Ферменты репликации. ДНК-полимеразы и их особенности. Инициация репликации. Прерывистый и непрерывный синтез. Конкурентный синтез ведущей и отстающей цепей ДНК. Проверка и коррекция ошибок. Когерентная модель синтеза. Теломеры. Теломеразы. 5. Репарация. Основные виды репарации. Фотореактивация. Эксцизионная репарация. Репарация неспаренных оснований. ПРР, SOS-репарация. Участие белка р53 в репарации. Тканеспецифичнось репарации. Активация МАР-киназных каскадов в тканях в ходе репарации. Мутации как проявление ошибок репарации. Защита клеток от оксидативного стресса 6. Нестабиьность генома. Виды генетической нестабильности. Причины и факторы, влияющие на нестабиьность. Вклад белковых систем в генетическую нестабильность. Особенности генетической нестабильности на границах ареалов. Радиация. Загрязнение среды химическими агентами. Физические факторы и генетическая нестабильность. Изменение в генетической структуре клеток и в популяциях особей в ходе адаптации особей к действию повреждающих агентов. 7.Мобильные диспергированные гены. История открытия. Особенности строения. Роль транспозонов. Классы транспозонов. Is-элементы, их строение и функционирование. Транспозазы. Особенности вирусов как транспозонов. Бактериальные транспозоны. Поддержание стабильности генома и наследственные заболевания. Синдром Цинссера-Энгмена-Коула, синдромом Вернера,синдромом Луи-Бар и др. Ген-супрессор опухолевого роста р53 и поддержание стабильности генома. Роль транспозонов в созревании половых клеток и в эмбриогенезе.
I. Введение. |
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности... Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов очной формы обучения специальности 020501. 65 «Биоинженерия и биоинформатика»... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности... Федеральное Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности 020501. 65 Рассмотрено на заседании кафедры экологии и генетики 25 марта 2013 г. № протокола12 Соответствует требованиям к содержанию, структуре... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности... Рассмотрено на заседании кафедры экологии и генетики (27. 02. 2013 протокол №13) Соответствует требованиям к содержанию, структуре... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности... Рассмотрено на заседании кафедры экологии и генетики 27 02 2013 г., протокол №13. Соответствует требованиям к содержанию, структуре... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности... Рассмотрено на заседании кафедры экологии и генетики (27. 02. 2013 протокол №13) Соответствует требованиям к содержанию, структуре... | ||
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Матюхина Е. Н. Политология. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов для студентов специальности 020501. 65... | Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями... Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов специальности «Биоэкология» | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 080200. 62 «Менеджмент» О. И. Девяткова Бизнес- планирование пректа: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности. Тюмень:... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов 020501... Рассмотрено на заседании кафедры анатомии и физиологии человека и животных (6 октября 2011г протокол №3) Соответствует требованиям... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов 020501... Рассмотрено на заседании кафедры анатомии и физиологии человека и животных (6 октября 2011г протокол №3) Соответствует требованиям... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности... Федорец Александр Анатольевич. Микро- и нанофлюидика. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности... Добрякова В. А. Геоинформационные системы в геологии. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов для студентов... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности... Васильева И. В. Организационно-психологическая диагностика. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности... Еманов А. Г. История мировых цивилизаций. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 030301. 65... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности... Пинигина Е. П. Гидравлика с основами гидротехники. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 020601.... |