Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности 020501. 65





Скачать 266.34 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности 020501. 65
страница1/2
Дата публикации24.12.2014
Размер266.34 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Право > Учебно-методический комплекс
  1   2
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

«УТВЕРЖДАЮ»:

Проректор по учебной работе

_______________________ /Волосникова Л.М./

__________ _____________ 2013г.


МОЛЕКУЛЯРНЫЕ МЕХАНИЗМЫ СТАБИЛЬНОСТИ И ИЗМЕНЧИВОСТИ ГЕНОМА

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов специальности 020501.65

Биоинженерия и биоинформатика, очной формы обучения.

«ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»:

Автор (ы) работы _____________________________/Петухова Г.А./

«______»___________2013г.

Рассмотрено на заседании кафедры экологии и генетики …….2013 г. № протокола12 Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению.

«РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»:

Объем 11 стр.

Зав. кафедрой ______________________________/Пак И.В./

«______»___________2013г.

Рассмотрено на заседании УМК биологического факультета ……….2013 г. № протокола ..

Соответствует ФГОС ВПО и учебному плану образовательной программы.

«СОГЛАСОВАНО»:

Председатель УМК ________________________/Мелентьева А.А./

2013г.

«______»___________2013г.

……

«СОГЛАСОВАНО»:

Зав. методическим отделом УМУ_____________/Федорова С.А./

«______»_____________2013 г.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт биологии

Кафедра экологии и генетики
Петухова Г.А.

МОЛЕКУЛЯРНЫЕ МЕХАНИЗМЫ СТАБИЛЬНОСТИ И ИЗМЕНЧИВОСТИ ГЕНОМА

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов студентов специальности 020501.65

Биоинженерия и биоинформатика, очной формы обучения.


Тюменский государственный университет

2013
Петухова Г.А. Молекулярные механизмы стабильности и изменчивости генома. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 020501.65– Биоинженерия и биоинформатика, очной формы обучения. Тюмень,2013.13 стр.

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки.

Рабочая программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ: Молекулярные механизмы стабильности и изменчивости генома. [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3.utmn.ru., свободный.

Рекомендовано к изданию кафедрой экологии и генетики. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.

ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: заведующий кафедрой экологии и генетики, д.б.н. Пак Ирина Владимировна

© Тюменский государственный университет, 2013.

© Петухова Г.А., 2013.


  1. Пояснительная записка.

    1. Цели и задачи дисциплины

Целью дисциплины «Молекулярные механизмы стабильности и изменчивости генома» является получение базовых знаний о структуре и функционировании генома, о научных и прикладных аспектах использовании молекулярной генетики.

В процессе изучения дисциплины специалисты решают следующие задачи: в систематизированной форме усваивают основы молекулярных процессов в коетках; вопросы функционирования сложных внутриклеточных систем репарации, репликации, транскрибции и трансляции; рассматривают процессы миграции генов, причины, вызвавшие нестабильность генома, изучают прикладные аспекты использования нестабильности в практической деятельности человека.

Учебно-методический комплекс «Молекулярные механизмы стабильности и изменчивости генома» соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.


    1. Место дисциплины в структуре ООП специалитета

Дисциплина «Молекулярные механизмы стабильности и изменчивости генома» относится к циклу Б3. Профессиональный цикл: базовая общепрофессиональная часть. Она логически и содержательно-методически взаимосвязана с дисциплинами Б.1. Гуманитарного, социального и экономического цикла: базовой частью и Б.3. Профессионального цикла: базовой (общепрофессиональной) частью: экономикой; биологией размножения и развития; микробиологией, физиологией человека и животных, генетикой и селекцией, биохимией и молекулярной биологией. Для успешного освоения дисциплины необходимы базовые знания по генетике, биологии размножения и развития, микробиологии, физиологии, биохимии, умение к биометрической обработке материала, владение компьютерными статистическими программами. Для успешного освоения данной дисциплины необходимо предшествующее изучение следующих модулей: биологии размножения и развития, цитологии и гистологии; физиологии человека и животных, генетики и селекции, биохимии и молекулярной биологии.

    1. Компетенции выпускника ООП специалитета, формируемые в результате освоения данной ООП ВПО.

В результате освоения ООП специалитета выпускник должен обладать следующими компетенциями:

- способен на научной основе организовать свой труд, владеет методами сбора, хранения, систематизации и обработки информации, в том числе статистическими и компьютерными методами, применяемыми в сфере его профессиональной деятельности – ПК-8;

- способен использовать основные биологические базы данных, в том числе содержащих геномную, структурную и другую инеформацию, в научно-исследовательской работе – ПК-13;

- способен ориентироваться в основных проблемах и задачах биологии, физико-химической биологии, биоинженерии и биоинформатики и использовать эти знания в экспериментальной и теоретической деятельности –ПК-18;

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

  • Знать: основы молекулярной генетики

  • Уметь: демонстрировать базовые представления по молекулярной генетике, применять их на практике, критически анализировать полученную информацию и представлять результаты исследований.

  • Владеть: навыками к научно-исследовательской работе, преподаванию молекулярной генетики, ведению дискуссии.



Карта компетенций дисциплины


Компетенции

Формулировка

компетенции

Результаты обучения в целом

Результаты обучения по уровням освоения материала

Виды занятий

(лекции, практические, семинарские, лабораторные)

Оценочные средства (тесты, творческие работы, проекты и др.)

минимальный

базовый

повышенный

ПК-8

способен на научной основе организовать свой труд, владеет методами сбора, хранения, систематизации и обработки информации, в том числе статистическими и компьютерными методами, применяемыми в сфере его профессиональной деятельности

Знает:

основные механизмы стабильности геномов

О роли изменчивости и генетической нестабильности в приспособлениях особей

О причинах формирования

геномной нестабильности

О роли вегетативной нервной и нейроэндокринной систем в становлении нестабильности генома

Лекции

Контрольная работа

Умеет:оценивать уровень нестабильности генетической структуры

Оценивать уровень

генетической нестабильности на границах ареалов

Вычленить вклад генетической нестабильности в приспособлениях особей

Проанализировать вклад белковых систем в генетическую нестабильность

Лекции

Творческие задания

Владеет:методами оценки изменчивости генома

Ценностной ориентацией на сохранение стабильности наследственной информации

Способностью применять навыки оценки изменчивости генома для прогнозирпования состояния популяций и экосистем

Навыками применения правовых норм в сохранении стабильности структуры популяций

Лекции

Тесты

ПК-13

способен использовать основные биологические базы данных, в том числе содержащих геномную, структурную и другую инеформацию, в научно-исследовательской работе

Знает: причины возникновения нестабильности генома

О необходимости сохранения видового разнообразия организмов в меняющихся условиях среды

Основные принципы эволюции генома и причины формирования изменений в генетической структуре

Основные механизмы формирования наследственной нестабильности генома

Лекции

Контрольная работа

Умеет: исследовать вклад нестабильности в оценку сосояния окружающей среды


Выявлять основные причины нарушения целостности генетической структуры и формирования нестабильности генома

Использовать полученные знания для выяснения более тонких генетических корректировок формирования генетической нестабильности

Применять принципы теории изменчивости генетического материала для оценки состояния окружающей среды

Лекции

Творческие задания

Владеет:основными методавми оценки гетерогенности популяций

Ценностной ориентацией на сохранение видового разнообразия и онтогенетической стабильности

Способностью применять полученные знания для анализа факторов, влияющих на эволюцию генома человека

Навыками изучения формирования полиморфизма и эволюции наследственного материала,

Лекции

Презентации и доклады

ПК-18

способен к овладению основными средствами анализа геномной, структурной и другой биологической информацией

Знает: основные процессв формировании нестабильности генома

Основые понятия о теории хромосомной и геномной нестабильности

Основные процессы формирования особенностей протекания процессов репарации репликации, реализации наследственного материала

Виды генетической нестабильности, причины и факторы, влияющие на нестабильность.

Лекции

Контрольная работа

Умеет: анализировать регуляцию генетической стабильности и изменчивости

Демонстрировать знания по теории генетического гомеостаза

Демонстрировать базовые представления о роли стволовых клеток в поддержании стабильности генетической информации

Применять принципы и закономерности гомеостатической регуляции генетической активности

Лекции

Творческие задания

Владеет: приемами проведения дискуссий по вопросам нестабильности генетических структур

Основными терминами, касающимися основ эволюции генома и изменения его структуры

Способностью вести дискуссию по актуальным вопросам теории эволюции генома

Практическими навыками применения методов оценки генетической нестабильности

Лекции

Презентации и доклады


1.Структура и трудоемкость дисциплины.

Семестр 9. Форма промежуточной аттестации зачет. Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 часов.
Таблица 1.

Тематический план





Тема

недели семестра

Виды учебной работы и самостоятельная работа, в час.

Итого часов по теме

Из них в интерактивной форме

Итого баллов

Лекции*

Семинарские (практические) занятия*

Самостоятельная работа*

1

2

3

4

5

6

7

8

9




Модуль 1.






















1.

Введение

1-2

4




6

10

8

0-10

2.

Роль матричных процессов в стабилизации жизнедеятельности клетки.

3-5

6




8

14

10

0-15

3.

Реализация наследственной информации

6-8

6




16

22

14

0-15




Всего




16




30

46

32

0-40




Модуль 2.






















1.

Репликация и ее роль в стабильности генома.

9-11

6




9

15

8

0-15

2.

Репарация.

12-14

6




9

15

8

0-15




Всего




12




18

30

16

0-30




Модуль 3.






















1.

Нестабильность генома.

15-18

8




12

20

14

0-15

2.

Мобильные диспергированные гены

19-21

6




6

12

6

0-15




Всего




14




18

32

20

0-30




Итого (часов, баллов):




42




66

108

68

0-100




Из них в интерактивной форме




34




34




68




Таблица 2.

Виды и формы оценочных средств в период текущего контроля

№ темы

Устный опрос

Письменные работы

Информационные системы и технологии


Итого количество баллов

собеседование

ответ на семинаре

контрольная работа

тест

реферат

эссе

другие формы




Модуль 1
















1.Введение

0-2
















0-4

0-6

2. Роль матричных процессов в стабилизации жизнедеятельности клетки.










0-5







0-9

0-14

3.Реализация наследственной информации

























Всего

0-2







0-5







0-13

0-20

Модуль 2

























1.Репликация и ее роль в стабильности генома.









0-5




0-5

0-10

0-20

2. Репарация.







0-10




0-10




0-10

0-30

Всего







0-10

0-5

0-10

0-5

0-20

0-50

Модуль 3













1. Нестабильность генома.










0-10

0-5







0-15

2.Мобильные диспергированные гены







0-10







0-5




0-15

Всего







0-10

0-10

0- 5

0-5




0-30

Итого

0-2




0-20

0-20

0-15

0-10

0-33

0-100


Таблица 3.

Планирование самостоятельной работы студентов




Модули и темы

Виды СРС

Неделя семестра

Объем часов

Кол-во баллов

обязательные

дополнительные

Модуль 1
















1.1

Введение

Изучение отдельных тем

(ответы на семинарах)

Выполнение индивидуальных заданий (эссе)

Работа с литературой по теме

1-2

6

0-10

1.2

Роль матричных процессов в стабилизации жизнедеятельности клетки.

Изучение отдельных тем

(ответы на семинарах)

Выполнение индивидуальных заданий (рефератов),

Работа с литературой по по теме

3-5

8

0-15

1.3

Реализация наследственной информации

Изучение отдельных тем

(ответы на семинарах)

Выполнение контрольных работ.

Выполнение индивидуальных заданий (библиографиче-ского списка)

Работа с литературой по теме

6-8

16

0-15




Всего по модулю 1:

8 30

0-40

Модуль 2
















2.1

Репликация и ее роль в стабильности генома.

Изучение отдельных тем (ответы на семинарах)

Выполнение индивидуальных заданий (рефератов, презентаций)

Работа с литературой по теме

9-11

9

0-15

2.2

Репарация.

Изучение отдельных тем (ответы на семинарах)

Выполнение индивидуальных заданий (эссе, компьютерный вариант глоссариев)

Работа с литературой по теме

12-14

9

0-15




Всего по модулю 2:

6 18

0-30

Модуль 3
















3.1

Нестабиьность генома.

12

Работа с литературой по теме

15-18

12

0-15

3.2

Мобильные диспергированные гены

6

Работа с литературой по теме

19-21

6

0-15




Всего по модулю 3: 7

18

0-30




ИТОГО: 21

66

0-100



  1. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами




№ п/п

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

Темы дисциплины необходимые для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1.1

1.2

1.3

2.1

2.2

3.1

3.2

1.

Молекулярная генетика




+

+













2.

Иммунология
















+




3.

Общая генетика

+
















+

4.

Биоинженерия




+

+

+










5.

Молекулярные механизмы стабильности и изменчивости геномов




+

+




+









  1. Содержание дисциплины.

1.Введение Стабильность и изменчивость. Их взаимосвязь. Общие механизмы поддержания стабильности генома. Роль изменчивости и генетической нестабильности в приспособлениях особей. Общая характеристика мобильных генов. Хромосомная нестабильность. Геномная нестабильность. Роль митохондрий в стабилизации функциональных процессов в клетке.Апоптоз и его роль в стабилизации генома. Роль вегетативной нервной и нейроэндокринной систем, выработка глюкокортикоидных гормонов и генетическая стабильность.

2. Роль матричных процессов в стабилизации жизнедеятельности клетки. Поливариантность матричных процессов как основа приспособляемости организмов к меняющимся условиям среды. Ферментные комплексы и поливариантность. Генетические основы контроля поливариантности. Кластер генов Zscan4. Регуляция активности генов. Способы регуляции.

3. Реализация наследственной информации. Транскрибция, процессинг, трансляция как процессы стабилизации функциональной активности клетки. Структура РНК-полимеразы. Роль стволовых клеток в поддержании стабильности генетической информации. Гемопоэз и генетическая стабильность.

4. Репликация и ее роль в стабильности генома. Репликация. Репликонные вилки. Особенности репликации у про- и эукариот. Ферменты репликации. ДНК-полимеразы и их особенности. Инициация репликации. Прерывистый и непрерывный синтез. Конкурентный синтез ведущей и отстающей цепей ДНК. Проверка и коррекция ошибок. Когерентная модель синтеза. Теломеры. Теломеразы.

5. Репарация. Основные виды репарации. Фотореактивация. Эксцизионная репарация. Репарация неспаренных оснований. ПРР, SOS-репарация. Участие белка р53 в репарации. Тканеспецифичнось репарации. Активация МАР-киназных каскадов в тканях в ходе репарации. Мутации как проявление ошибок репарации. Защита клеток от оксидативного стресса

6. Нестабиьность генома. Виды генетической нестабильности. Причины и факторы, влияющие на нестабиьность. Вклад белковых систем в генетическую нестабильность. Особенности генетической нестабильности на границах ареалов. Радиация. Загрязнение среды химическими агентами. Физические факторы и генетическая нестабильность. Изменение в генетической структуре клеток и в популяциях особей в ходе адаптации особей к действию повреждающих агентов.

7.Мобильные диспергированные гены. История открытия. Особенности строения. Роль транспозонов. Классы транспозонов. Is-элементы, их строение и функционирование. Транспозазы. Особенности вирусов как транспозонов. Бактериальные транспозоны. Поддержание стабильности генома и наследственные заболевания. Синдром Цинссера-Энгмена-Коула, синдромом Вернера,синдромом Луи-Бар и др. Ген-супрессор опухолевого роста р53 и поддержание стабильности генома. Роль транспозонов в созревании половых клеток и в эмбриогенезе.

  1. Учебно - методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины (модуля).

I. Введение.

  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности 020501. 65 iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности...
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов очной формы обучения специальности 020501. 65 «Биоинженерия и биоинформатика»...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности 020501. 65 iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности...
Федеральное Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности 020501. 65 iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности 020501. 65
Рассмотрено на заседании кафедры экологии и генетики 25 марта 2013 г. № протокола12 Соответствует требованиям к содержанию, структуре...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности 020501. 65 iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности...
Рассмотрено на заседании кафедры экологии и генетики (27. 02. 2013 протокол №13) Соответствует требованиям к содержанию, структуре...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности 020501. 65 iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности...
Рассмотрено на заседании кафедры экологии и генетики 27 02 2013 г., протокол №13. Соответствует требованиям к содержанию, структуре...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности 020501. 65 iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности...
Рассмотрено на заседании кафедры экологии и генетики (27. 02. 2013 протокол №13) Соответствует требованиям к содержанию, структуре...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности 020501. 65 iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Матюхина Е. Н. Политология. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов для студентов специальности 020501. 65...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности 020501. 65 iconУчебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями...
Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов специальности «Биоэкология»
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности 020501. 65 iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 080200. 62 «Менеджмент»
О. И. Девяткова Бизнес- планирование пректа: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности. Тюмень:...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности 020501. 65 iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов 020501...
Рассмотрено на заседании кафедры анатомии и физиологии человека и животных (6 октября 2011г протокол №3) Соответствует требованиям...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности 020501. 65 iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов 020501...
Рассмотрено на заседании кафедры анатомии и физиологии человека и животных (6 октября 2011г протокол №3) Соответствует требованиям...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности 020501. 65 iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности...
Федорец Александр Анатольевич. Микро- и нанофлюидика. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности 020501. 65 iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности...
Добрякова В. А. Геоинформационные системы в геологии. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов для студентов...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности 020501. 65 iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности...
Васильева И. В. Организационно-психологическая диагностика. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности 020501. 65 iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности...
Еманов А. Г. История мировых цивилизаций. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 030301. 65...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности 020501. 65 iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности...
Пинигина Е. П. Гидравлика с основами гидротехники. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 020601....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск