Скачать 0.51 Mb.
|
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по подбору кадров в органы местного самоуправления 1. Общие положения 1.1. Настоящие методические рекомендации разработаны в целях совершенствования и развития системы подбора кадров в органах местного самоуправления муниципальных образований Ростовской области (далее – рекомендации). 1.2. Рекомендации подготовлены с учетом практического опыта проведения аналогичной работы в областных органах исполнительной власти Ростовской области, а также практики применения современных кадровых технологий в органах власти других субъектов Российской Федерации. 1.3. Правовую основу подбора кадров в органах местного самоуправления (далее – подбор кадров) составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 25-ФЗ), иные правовые акты Российской Федерации, Устав Ростовской области, Областной закон от 09.10.2007 № 786-ЗС «О муниципальной службе в Ростовской области», Областной закон от 09.10.2007 № 787-ЗС «О Реестре муниципальных должностей и Реестре должностей муниципальной службы в Ростовской области», постановление Администрации Ростовской области от 10.08.2010 № 106 «Об утверждении Областной долгосрочной целевой программы «Развитие государственной гражданской службы Ростовской области и муниципальной службы в Ростовской области (2011-2014 годы)», иные правовые акты Ростовской области, а также муниципальные правовые акты. 1.4. Под подбором кадров в рамках настоящих рекомендаций понимается система целенаправленных действий кадровых служб органов местного самоуправления (специалистов по кадровой работе) по привлечению на муниципальную службу специалистов, обладающих качествами, необходимыми для достижения целей и задач, поставленных органами местного самоуправления. 1.5. Подбор кадров может осуществляться по следующим направлениям: привлечение кандидатов на вакантные должности муниципальной службы без проведения конкурса; привлечение кандидатов на вакантные должности муниципальной службы с проведением конкурса; привлечение кандидатов на вакантные должности муниципальной службы с предварительной оценкой их профессиональных и деловых качеств специализированной организацией. 1.6. В качестве основных способов поиска кандидатов на имеющиеся вакансии в органах местного самоуправления предполагается использование как внешних (вне органов местного самоуправления), так и внутренних источников (внутри органов местного самоуправления) подбора кадров. 2. Задачи и принципы подбора кадров 2.1. Основными задачами подбора кадров являются: выявление высококвалифицированных специалистов, подготовленных к работе в органах местного самоуправления; обеспечение своевременного замещения вакантных должностей муниципальной службы; обеспечение замещения вакантных должностей муниципальной службы высококвалифицированными специалистами. 2.2. Основными принципами подбора кадров являются: единство основных требований к кандидатам на должности муниципальной службы; равный доступ кандидатов, претендующих на должности муниципальной службы в соответствии с их способностями и профессиональной подготовкой; объективность и всесторонняя оценка профессиональных и личностных качеств кандидатов на должности муниципальной службы; профессионализм и компетентность лиц, поступающих на муниципальную службу; открытость и доступность информации о муниципальной службе; обеспечение законности, соблюдение установленных требований и процедур при поступлении на муниципальную службу. 3. Кадровое планирование в органах местного самоуправления 3.1. Любой процесс подбора кадров необходимо начинать с кадрового планирования. Формирование кадрового состава органов местного самоуправления осуществляется на основе кадрового планирования путем определения количественной и качественной потребности в кадрах на краткосрочную и среднесрочную перспективы. 3.2. Количественная потребность в кадрах – это потребность в определенном числе работников разных специальностей. Она определяется путем расчета оптимальной штатной численности органов местного самоуправления. 3.2.1. При определении количественной потребности в кадрах учитываются нормативы штатной численности муниципальных служащих, утвержденные решением коллегии Администрации области от 11.07.2011 № 61 «О нормативах штатной численности выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, и муниципальных служащих в исполнительно-распорядительных органах муниципальных образований на 2012-2014 годы». 3.3. Качественная потребность в кадрах – это потребность в работниках определенных специальностей, определенного уровня квалификации. Качественная потребность в кадрах определяется путем включения в штатное расписание органа местного самоуправления должностей с различными квалификационными требованиями в зависимости от функций, выполняемых его подразделениями. 3.3.1. Перечень основных квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы в Ростовской области установлен статьей 5 Областного закона от 09.10.2007 № 786-ЗС «О муниципальной службе в Ростовской области». 3.4. В рамках кадрового планирования также решаются следующие задачи: разрабатываются методики привлечения кандидатов на муниципальную службу; формируются направления оптимизации штатной численности муниципальных служащих; осуществляется расчет затрат, связанных с реализацией кадровых мероприятий. 3.5. Кадровое планирование осуществляется кадровыми службами (специалистами по кадровой работе) органов местного самоуправления. 3.6. При определении потребности в кадрах и планировании процедуры поиска кандидатов на должности муниципальной службы учитываются предложения (заявки) руководителей соответствующих подразделений органов местного самоуправления (приложение № 1). 4. Способы поиска (выявления) кандидатов на должности муниципальной службы 4.1. Поиск (выявление) кандидатов на должности муниципальной службы осуществляется кадровыми службами (специалистами по кадровой работе) органов местного самоуправления посредством применения процедуры внутреннего и внешнего подбора кадров. 4.2. Внешний подбор кадров может осуществляться по следующим направлениям: работа с органами местного самоуправления других муниципальных образований (например, с администрациями поселений, входящих в состав муниципальных районов, или поселений и муниципальных районов, прилегающих к городскому округу); работа с организациями, как государственными или муниципальными, так и частными; работа со службой занятости населения; работа с кадровыми агентствами; работа с учебными заведениями (в том числе организация практики учащихся в органах местного самоуправления); анализ итогов профессиональных конкурсов (проведение, сбор и анализ информации о результатах профессиональных конкурсов, проведенных государственными органами, территориальными органами федеральных органов государственной власти, органами местного самоуправления и иными организациями на территории муниципального образования); мониторинг базы данных выпускников Президентской программы подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации; мониторинг средств массовой информации (телевидение, публикации в печатных СМИ и т.д.). 4.3. Внутренний подбор кадров может осуществляться по следующим направлениям: работа с муниципальным кадровым резервом; ротация муниципальных служащих; анализ итогов аттестации муниципальных служащих; мониторинг профессиональной деятельности наиболее успешно работающих муниципальных служащих; изучение отзывов и рекомендаций руководителей подразделений органов местного самоуправления о муниципальных служащих; результаты оценки муниципальных служащих, претендующих на должности муниципальной службы; рекомендации муниципальных служащих, работающих в органах местного самоуправления; через знакомых. 4.4. Поиск кандидатов на должности муниципальной службы может осуществляться по иным направлениям, не противоречащим действующему законодательству. 5. Привлечение кандидатов на вакантные должности муниципальной службы без проведения конкурса 5.1. В соответствии со статьей 16 Федерального закона № 25-ФЗ на муниципальную службу вправе поступать граждане, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям, установленным для замещения должностей муниципальной службы. 5.2. Подбор кадров на должности муниципальной службы проводиться в три этапа. 5.3. На первом этапе осуществляется поиск (выявление) кандидатов с применением процедур подбора кадров, описанных в разделе 4 настоящих рекомендаций, формируется предварительная база данных о кандидатах, осуществляется сбор информации от кандидатов (заполнение стандартных форм, резюме и т.д.). 5.4. На втором этапе после формирования предварительной базы кандидатов на вакантную должность, отвечающих необходимым требованиям, проводится предварительный отбор, который может включать в себя следующий алгоритм действий: изучение сведений, содержащихся в стандартных формах, анкетах, резюме, в справке-объективке (приложение № 2). На данном этапе помимо анализа информации о профессиональной компетенции, опыте, широте квалификации и стремлений развиваться, целесообразно уделить внимание, таким моментам как качество заполнения стандартных форм (ошибки, почерк, цвет чернил, использование корректирующих жидкостей и т.д.). Сведения, представленные гражданином при поступлении на муниципальную службу, могут подвергаться проверке в установленном федеральными законами порядке. В случае установления в процессе проверки, обстоятельств, препятствующих поступлению гражданина на муниципальную службу, указанный гражданин информируется в письменной форме о причинах отказа в поступлении на муниципальную службу. сбор, проверка информации (характеристик (отзывов) о кандидате с прежних мест работы и (или) учебы), (приложение № 3). предварительное собеседование кандидата с руководителем кадровой службы органа местного самоуправления (специалистом по кадровой работе). 5.5. Предварительный отбор, как правило, осуществляется работниками кадровой службы (специалистами по кадровой работе) с привлечением, в случае необходимости, непосредственного руководителя подразделения органа местного самоуправления, в котором имеется вакантная должность муниципальной службы, для замещения которой проводится отбор кандидатов. 5.6. На следующем этапе кандидаты, прошедшие предварительный отбор, привлекаются кадровой службой органа местного самоуправления (специалистом по кадровой работе) к основным мероприятиям по отбору кадров, которые направлены на оценку профессиональных и личностных качеств кандидатов, их соответствия квалификационным требованиям (далее – оценка). 5.7. Оценку кандидатов целесообразно проводить по следующим критериям: профессиональные знания (например, знание действующего законодательства в сфере муниципального управления, а также отраслевых нормативных правовых актов, необходимых для замещения соответствующей должности муниципальной службы); профессиональные навыки (например, владение: навыками планирования и организации работы, навыками эффективно и последовательно организовывать работу по взаимодействию с другими государственными органами, ведомствами, организациями и органами местного самоуправления, навыками подготовки информационно-аналитических материалов, иных документов по вопросам профессиональной деятельности, навыками работы с компьютером и офисной оргтехникой, а также с необходимым программным обеспечением и т.д.); личностные качества (например, коммуникабельность, уровень личностной зрелости, эмоциональная устойчивость и т.д.); отношение к работе (например, исполнительность, умение работать в команде, трудолюбие, инициативность, настойчивость, энергичность, личная дисциплинированность, умение доводить начатое дело до конца и т.д.); комплексные, профессионально значимые психофизиологические качества (например, наличие лидерских качеств, организаторских способностей, способность к аналитической работе, способность к творческой работе, быстрота мышления, развитая память, стрессоустойчивость и т.д.); общекультурные качества личности (например, широкий кругозор, эрудиция, культура речи, скромность, тактичность в общении, нравственность в семейных отношениях и т.д.); 5.8. Перечень необходимых профессиональных знаний и профессиональных навыков, требуемых для замещения вакантной должности муниципальной службы, должен содержаться в должностной инструкции муниципального служащего. 5.9. Оценка кандидатов может осуществляться любым методом отбора персонала, не противоречащим законодательству Российской Федерации и Ростовской области. В качестве примера, можно отметить (приложение № 4): анкетирование; тестирование; групповые дискуссии; решение проблем (кейс-методы); написание реферата; личностные опросники; иные методы оценки. 5.10. Для оценки кандидата применяются критерии, предусмотренные в пункте 5.7 настоящих рекомендаций. 5.11. При оценке качеств кандидата также учитываются основные квалификационные требования, предъявляемые к должности муниципальной службы, предусмотренные статьей 5 Областного закона от 09.10.2007 № 786-ЗС «О муниципальной службе в Ростовской области». 5.12. Применение всех перечисленных в пункте 5.9 настоящих рекомендаций методов оценки является не обязательным. Выбор оптимального метода оценки кандидата осуществляется кадровой службой (специалистом по кадровой работе) органа местного самоуправления (обычно 2-3 метода). 5.13. Итоги оценки кандидата, как правило, используется для проведения следующего отборочного мероприятия – собеседования (интервью) с кандидатом. 5.14. Собеседования (интервью) с кандидатами на должности муниципальной службы могут проводиться следующими способами: индивидуальное интервью, проводится вышестоящим руководителем , иным лицом (например, заместителем главы администрации муниципального образования, курирующим соответствующее структурное подразделение местной администрации); панельное интервью, проводиться специально созданной экспертной группой (комиссией) (формируется, как правило, для отбора кандидатов на определенную должность (должности) муниципальной службы); иные способы проведения интервью. 5.15. В случае положительного прохождения кандидатом всех отборочных мероприятий осуществляется его назначение на должность муниципальной службы на условиях трудового договора в соответствии с трудовым законодательством с учетом особенностей, предусмотренных Федеральным законом № 25-ФЗ. 5.16. При поступлении на муниципальную службу гражданин представляет в кадровую службу (специалисту по кадровой работе) органа местного самоуправления следующие документы: заявление с просьбой о поступлении на муниципальную службу и замещении должности муниципальной службы; собственноручно заполненную и подписанную анкету по форме, установленной Правительством Российской Федерации (приложение № 5); паспорт; трудовую книжку; страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования. (примечание: трудовая книжка и страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования при поступлении на муниципальную службу не представляются в случае, когда трудовой договор (контракт) заключается впервые, то есть когда служебная (трудовая) деятельность осуществляется впервые. Данные положения соответствуют норме части 4 статьи 65 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которой при заключении трудового договора впервые трудовая книжка и страховое свидетельство государственного пенсионного страхования оформляются работодателем); документ об образовании; свидетельство о постановке физического лица на учет в налоговом органе по месту жительства на территории Российской Федерации; документы воинского учета – для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу; заключение медицинского учреждения об отсутствии заболевания, препятствующего поступлению на муниципальную службу (примечание: в качестве заключения медицинского учреждения об отсутствии заболевания, препятствующего поступлению на муниципальную службу, используется медицинская справка (врачебное профессиональное заключение) формы № 086/у (формат А5), утвержденная приказом Минздрава СССР от 04.10.1980 № 1030 «Об утверждении форм первичной медицинской документации учреждений здравоохранения»); сведения о доходах за год, предшествующий году поступления на муниципальную службу, об имуществе и обязательствах имущественного характера; иные документы, предусмотренные федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации (установление муниципальными правовыми актами требований о предоставлении дополнительных документов при поступлении на муниципальную службу запрещено). 5.17. Поступление гражданина на муниципальную службу оформляется актом представителя нанимателя (работодателя) о назначении на должность муниципальной службы (например, в администрации муниципального образования распоряжением местной администрации). 5.18. В соответствии со статьей 2 Федерального закона № 25-ФЗ нанимателем для муниципального служащего является муниципальное образование, от имени которого полномочия нанимателя осуществляет представитель нанимателя (работодатель). Представителем нанимателя (работодателем) по отношению к муниципальному служащему могут быть: глава муниципального образования, руководитель органа местного самоуправления, председатель избирательной комиссии муниципального образования, иное лицо, уполномоченное исполнять обязанности представителя нанимателя (работодателя). 6. Привлечение кандидатов на вакантные должности муниципальной службы с проведением конкурса 6.1. В соответствии с Федеральным законом № 25-ФЗ при замещении должности муниципальной службы в муниципальном образовании заключению трудового договора может предшествовать конкурс, в ходе которого осуществляется оценка профессионального уровня претендентов на замещение должности муниципальной службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности муниципальной службы. 6.2. Порядок проведения конкурса на замещение должности муниципальной службы устанавливается муниципальным правовым актом, принимаемым представительным органом муниципального образования. Порядок проведения конкурса должен предусматривать опубликование его условий, сведений о дате, времени и месте его проведения, а также проекта трудового договора не позднее, чем за 20 дней до дня проведения конкурса. Проведение конкурса в муниципальном образовании осуществляется специальной созданной конкурсной комиссии. 6.3. Методические рекомендации по проведению конкурсов на замещение вакантных должностей муниципальной службы, а также типовое Положение о порядке проведения конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы размещены на официальном сайте Правительства Ростовской области (www.donland.ru) в разделе «Регистр муниципальных актов». 7. Привлечение кандидатов на вакантные должности муниципальной службы с предварительной оценкой их профессиональных и деловых качеств специализированной организацией 7.1. В целях повышения эффективности проведения оценки профессиональных и личностных качеств кандидатов на должности муниципальной службы могут привлекаться методические разработки и эксперты организаций, специализирующихся на оценке муниципальных служащих (далее – специализированные организации). 7.2. Результаты оценки проводимой специализированными организациями могут быть использованы: для предварительного отбора кандидатов на вакантные должности муниципальной службы; при проведении конкурсов на замещение должности муниципальной службы; при проведении аттестации муниципальных служащих; для иных целей, определенных органами местного самоуправления. 7.3. Привлечение специализированной организации для проведения оценки муниципальных служащих осуществляется путем размещения муниципального заказа на выполнение указанных видов работ в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Приложение № 1 к Методическим рекомендациям ФОРМА ЗАЯВКИ для подбора кандидатов на имеющиеся вакансии в подразделении органа местного самоуправления Наименование должности_________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________ Основные функции, которые должен будет выполнять муниципальный служащий, содержание работы (в соответствии с должностной инструкцией)___________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________ Квалификационные требования к муниципальному служащему (в соответствии с должностной инструкцией)___________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________ Режим работы и условия труда _______________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________ Желательные деловые и личностные качества муниципального служащего__ __________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________ Примечания _______________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________ Руководитель подразделения органа местного самоуправления подпись Ф.И.О
ПРИМЕРНАЯ ФОРМА индивидуальной справки-объективки кандидата и пример ее заполнения
|
Методические рекомендации для органов местного самоуправления по обучению населения Методические рекомендации предназначены для органов местного самоуправления в целях эффективной организации работы по обучению населения... | Методические рекомендации по проведению местного референдума, голосований граждан ... | ||
Российская федерация федеральный закон о порядке рассмотрения обращений Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается... | Вечерняя форма обучения По расписанию планировалось проведение лекций №7,№8 по темам: «Органы и должностные лица местного самоуправления» и «Экономическая... | ||
Реформа местного самоуправления: достижения и проблемы Талалаев Н.... Коплен большой опыт в данной сфере. Начиная с ХVII в создаются и действуют различные местные органы и представители центра на местах.... | Методические рекомендации разработаны в целях совершенствования и... Обеспечить условия для изучения особенностей влияния на здоровье человека различных факторов (наследственности, уровня развития здравоохранения,... | ||
Методические рекомендации по организации и проведению праздничных... Президента РФ проводить соответствующие мероприятия, Совет муниципальных образований Республики Дагестан предлагает в практической... | Мир детей и подростков Методические рекомендации предназначены для органов местного самоуправления в целях эффективной организации работы по обучению населения... | ||
Красулина Ирина Викторовна Методические рекомендации предназначены для органов местного самоуправления в целях эффективной организации работы по обучению населения... | Материалы по лицензированию Действие вышеназванного Закона распространяется на органы государственной власти, органы местного самоуправления, юридические лица,... | ||
Городского округа город сибай Методические рекомендации предназначены для органов местного самоуправления в целях эффективной организации работы по обучению населения... | Организация обучения студентов вузов Методические рекомендации предназначены для органов местного самоуправления в целях эффективной организации работы по обучению населения... | ||
Развитие творческих способностей на уроках информатики Методические рекомендации предназначены для органов местного самоуправления в целях эффективной организации работы по обучению населения... | Методические рекомендации по выполнению рефератов по дисциплине «Основы... Ем организации местного самоуправления. Цель выполнения реферата — более углубленное изучение теоретических взглядов и практического... | ||
Биолого-географический факультет Дисциплина: «Неорганическая химия» Методические рекомендации предназначены для органов местного самоуправления в целях эффективной организации работы по обучению населения... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Методические рекомендации предназначены для органов местного самоуправления в целях эффективной организации работы по обучению населения... |