Скачать 237.83 Kb.
|
Государственное управление образования Псковской области Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Псковской области «Опочецкий индустриально-педагогический колледж» Рассмотрено на заседании кафедры УТВЕРЖДАЮ _______________________________ Заместитель директора по «____» ________________ учебной работе Протокол № ___________ Л.Е.Забейда Заведующая кафедрой «_____» _________ 20 _________ _____________ подпись ФИО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ Профессиональный цикл. Общепрофессиональные дисциплины ВЧ.07 Основы учебно-исследовательской деятельности студентов основной профессиональной образовательной программы по специальности 050144 Дошкольное образование Составитель: Поливара Т.О., преподаватель ГБОУ СПО ПО «Опочецкий индустриально-педагогический колледж» ОПОЧКА, 2014 Учебно-методический комплекс по УД Основы учебно-исследовательской деятельности студентов составлен в соответствии с требованиями к минимуму результатов освоения дисциплины, изложенными в Федеральном государственном стандарте среднего профессионального образования по специальности 050144 Дошкольное образование, утвержденном приказом Министерства образования и науки РФ от «05» ноября 2009г. № 530. Учебно-методический комплекс по дисциплине (далее УМКД) Основы учебно-исследовательской деятельности студентов входит в вариативную часть профессионального цикла ОПОП и является частью основной профессиональной образовательной программы СПО ПО «Опочецкий индустриально-педагогический колледж» по специальности 050144 Дошкольное образование, разработанной в соответствии с ФГОС СПО третьего поколения. Учебно-методический комплекс по дисциплине Основы учебно-исследовательской деятельности студентов адресован студентам заочной формы обучения. УМКД включает теоретический блок, задания по самостоятельному изучению тем дисциплины, вопросы для самоконтроля. СОДЕРЖАНИЕ
Уважаемый студент! Учебно-методический комплекс по дисциплине Основы учебно-исследовательской деятельности студентов создан Вам в помощь для работы на занятиях, при выполнении домашнего задания и подготовки к текущему и итоговому контролю по дисциплине. УМК по дисциплине включает теоретический блок, задания для самостоятельного изучения тем дисциплины, вопросы для самоконтроля. Приступая к изучению новой учебной дисциплины, Вы должны внимательно изучить список рекомендованной основной и вспомогательной литературы. Из всего массива рекомендованной литературы следует опираться на литературу, указанную как основную. По каждой теме в УМК перечислены основные понятия и термины, вопросы, необходимые для изучения, а также краткая информация по каждому вопросу из подлежащих изучению. Наличие тезисной информации по теме позволит Вам вспомнить ключевые моменты, рассмотренные преподавателем на занятии. Основные понятия, используемые при изучении содержания дисциплины, приведены в глоссарии. В процессе изучения дисциплины предусмотрена самостоятельная внеаудиторная работа, включающая составление планов, тезисов, конспектов, обобщающих таблиц, написание рецензий, аннотаций, работу с библиотечными каталогами, анализ КР и ВКР. По итогам изучения дисциплины проводится дифференцированный зачет. В зачетную книжку выставляется дифференцированная оценка. Зачет выставляется на основании оценок за межсессионное и контрольное задания. В результате освоения дисциплины Вы должны уметь:
В результате освоения дисциплины Вы должны знать:
В результате освоения дисциплины у Вас должны формироваться общие компетенции (ОК):
Содержание дисциплины поможет Вам подготовиться к последующему освоению профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей ПМ.01 Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребёнка и его физическое развитие, ПМ.05 Методическое обеспечение образовательного процесса. В таблице приведены профессиональные компетенции, к освоению которых готовит содержание дисциплины.
Внимание! Если в ходе изучения дисциплины у Вас возникают трудности, то Вы всегда можете к преподавателю прийти на дополнительные занятия, которые проводятся согласно графику. Время проведения дополнительных занятий Вы сможете узнать у преподавателя, а также познакомившись с графиком их проведения, размещенном на двери кабинета преподавателя. В случае, если Вы пропустили занятия, Вы также всегда можете прийти на консультацию к преподавателю в часы дополнительных занятий.
Таблица 1
Желаем Вам удачи!
Раздел 1. Наука и научное познание. Тема 1.1 Понятие о науке, ее целях, особенностях. Наука как научная деятельность. Цели, особенности научной деятельности. Отличие научных знаний от стихийно-эмпирических. Различия практической и научной деятельности. Фундаментальные, прикладные исследования. Эмпирические и теоретические уровни научного познания. Раздел 2. Методологические основы психолого-педагогического исследования. Тема 2.1. Методика психолого-педагогического исследования. Методология педагогики. Компоненты методологического педагогического знания. Понятие о методах психолого-педагогического исследования. Классификация методов исследования. Теоретические методы: анализ и синтез, индукция и дедукция, восхождение от абстрактного к конкретному, анализ литературы и документации, моделирование и др. Эмпирические методы: наблюдение, опрос, беседа, изучение передового педагогического опыта, анкетирование, тестирование, педагогический эксперимент. контент-анализ, социометрия, метод экспертных оценок. Требования, предъявляемые к использованию различных методов исследования Раздел 3. Технология работы с информационными ресурсами. Тема 3.1. Методы и приемы работы с информационными ресурсами. Источниковедческая база исследовательской работы (библиотеки, архивы, музеи, Интернет и др.). Методика работы с литературными источниками. Приемы работы с библиотечными каталогами (тематическими, алфавитными, электронными). Составление библиографии по библиотечным карточкам. Особенности работы с научной литературой. Правила введения авторов в текст, цитирование, оформление сносок. Раздел 4. Категориально-понятийный аппарат и структура исследования. Тема 4.1. Основные виды учебно-исследовательских работ студентов. План, тезисы, конспект как важные средства организации умственного труда. Основные виды исследовательских работ студентов: аннотация, отзыв, рецензия. Доклад, реферат, особенности данных видов исследовательских работ. Курсовая работа, выпускная квалификационная работа. Особенности данных видов исследовательских работ. Структура исследования: тема, план, объект, предмет, проблема, цель, задачи, гипотеза. Раздел 5. Организация исследовательской опытно-экспериментальной работы студентов. Тема 5.1. Выбор темы и постановка проблемы, объект и предмет исследования. Порядок проведения исследовательской опытно-экспериментальной работы. Выбор темы, постановка проблемы, обоснование актуальности темы – первоначальный этап учебно-исследовательской деятельности. Объект и предмет исследования, их соотношение. Определение цели и задач исследования. Тема 5.2. Организация эксперимента, обобщение и анализ результатов. Принципы, правила, условия проведения экспериментальной работы. Формулировка гипотезы. Этапы эксперимента: подготовительный, прогностический, организационный, практический, обобщающий. Констатирующий, формирующий, контрольный эксперименты. Педагогический мониторинг. Обобщение, анализ и представление результатов эксперимента. Раздел 6. Оформление и защита курсовых и выпускных квалификационных работ. Тема 6.1. Требования к оформлению работы, защита курсовых и выпускных квалификационных работ. Основные требования к оформлению работы исследовательского характера, ее структурным частям. Язык и стиль научной работы. Представление текстового материала: цитаты, ссылки, сноски. Представление табличного и иллюстративного материала. Требования к библиографическому описанию, оформлению приложений. Подготовка и защита курсовых и выпускных квалификационных работ. Рекомендации к построению доклада студента на защите выпускной квалификационной работы.
3.4 Самостоятельная работа (виды, формы контроля, методические рекомендации)
Форма контроля самостоятельной работы: проверка тетрадей, конспектов, таблиц, карточек, заданных видов работ. Методические рекомендации Реферирование Составить полное представление о содержании, о самой сути излагаемого в оригинале позволяет реферат. РЕФЕРАТ- это сжатое изложение основной информации первоисточника на основе ее смысловой переработки. Он строится в основном с опорой на оригинал, поскольку в него включают фрагменты из первоисточника. Это обобщения и формулировки, которые имеются в первичном документе и переносятся в реферат в виде цитаты. По цели (назначению) рефераты можно разделить на библиографические; для научно-популярных журналов; учебные. УЧЕБНЫЙ РЕФЕРАТ - пишется для того, чтобы глубоко изучить материал. С такими рефератами студенты часто выступают на семинарах и конференциях. Исследовательская работа начинается с составления учебного реферата. В нем раскрывается суть исследуемой проблемы; приводятся различные токи зрения, а также собственные взгляды на нее. Этапы работы над учебным рефератом.
Примерная структура учебного реферата. Титульный лист. Оглавление. Последовательно излагаются названия пунктов реферата с указанием страницы, с которой начинается каждый пункт. Введение. Определяется актуальность темы, формулируется суть исследуемой проблемы, указываются цель и задачи реферата. Основная часть. Каждый ее раздел, доказательно раскрывая отдельный вопрос, логически является продолжением предыдущего. Заключение. Подводятся итоги или дается обобщенный вывод по теме реферата. Список литературы. Как правило, при разработке реферата используют не мене 7-10 различных источников. Приложение. Рекомендации к составлению реферата.
Критерии оценки учебного реферата
Конспектирование Конспект определяется как краткое изложение, запись какого-либо сочинения, лекции, речи. КОНСПЕКТ - это сокращенная запись информации. В конспекте, как и в тезисах, должны быть отражены основные положения текста, которые при необходимости дополняются, аргументируются, иллюстрируются одним или двумя самыми яркими и в то же время краткими примерами. Конспект может быть кратким или подробным. Вы можете сохранить без изменения предложения конспектируемого текста или использовать другие, более сжатые формулировки. КОНСПЕКТ нужен для того, чтобы: - научиться перерабатывать любую информацию, передавая ее в сокращенном виде; - выделить в письменном тексе самое необходимое и нужное для решения учебной или исследовательской задачи; - создать модель проблемы (понятийную или структурную); - упростить запоминание текста, облегчить овладение специальными терминами; - накопить информацию для написания более сложной работы (доклада, реферата, курсовой, дипломной работы); Итак, конспектирование является одним из эффективных способов сохранения основного содержания прочитанного текста. Тезисы тоже помогают сохранять основное содержание текста. Каковы различия между ними? Различия между тезисами и конспектом
Различают четыре типа конспектов: плановый, тематический, текстуальный и свободный. Плановый конспект составляется на основе плана статьи или книги. Каждому пункту плана соответствует определенная часть конспекта. Тематический конспект составляется на основе ряда источников и представляет собой более исчерпывающий ответ на поставленный вопрос. Текстуальный конспект состоит в основном из цитат статьи или книги. Свободный конспект включает в себя выписки, цитаты, тезисы. Правила конспектирования.
Анкета Анкетирование Аннотация Беседа Библиографическая ссылка Библиографический аппарат Библиографический список График Доклад Документ Квалификационная работа Конспект Контент-анализ Курсовая работа Метод Методология Наблюдение Объект исследования Опрос Отзыв Педагогический мониторинг Педагогический опыт Передовой опыт План Предмет исследования Реферат Рецензия Социометрия Тезис Тест Эксперимент
УД
Вопросы и задания к дифференцированному зачету Вариант 1 1.Перечислите теоретические методы педагогических исследований. 2. Перечислите части структуры ВКР. 3.Оформите список литературы из 5-и источников. 4. Оформите таблицу с окончанием на следующей странице. Вариант 2 1.Перечислите эмпирические методы педагогических исследований. 2. Перечислите части структуры ВКР. 3.Оформите список литературы из 5-и источников. 4. Оформите дословную цитату в тексте; сделайте ссылку на автора.
Основные источники (не старше 5 лет)
Дополнительные источники (доступные для студентов)
Периодические издания:
Интернет-ресурсы:
|
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы экологической геологии» Дополнение к учебно-методическому комплексу «Основы экологической геологии». Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для... | Тематика рефератов Дисциплина: Основы учебно-исследовательской деятельности студентов Учет темперамента младших школьников в организации учебно-воспитательной деятельности | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы нейропсихологии» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий,... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы патопсихологии» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий,... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы консультативной психологии» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит учебно-тематический план, учебную программу,... | Учебно-методический комплекс к спецкурсу «Психологические основы... ... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Физиология высшей нервной... Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий,... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Налогообложение участников... Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной и заочной форм обучения; содержит учебно-тематический план, учебную... | ||
Учебно-методический комплекс для студентов специальности 050706. 65 «Педагогика и психология» Е. А. Соловьева. Основы психологии семьи и семейного консультирования: Учебно-методический комплекс. Методические указания и индивидуальные... | Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050202 Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Основы искусственного интеллекта» студентов очной формы обучения по специальности... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине основы менеджмента Учебно-методический комплекс «Основы менеджмента» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта... | Аннотация учебно-методического комплекса дисциплины «Информатика»... Учебно-методический комплекс составлен на основании требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | ||
Харитонов Н. П. Методические основы учебно-исследовательской деятельности... Фрагменты из брошюры Харитонов Н. П. Методические основы учебно-исследовательской деятельности учащихся в полевой биологии — М.:... | Программа «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности» Направления работы с содержанием образования в процессе проектно-исследовательской деятельности | ||
Учебно-методического комплекса дисциплины «Основы культуры речи»... Учебно-методический комплекс составлен на основании требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | Учебно-методический комплекс дисциплины «основы психотерапии» Учебно-методический комплекс обсужден и утвержден на заседании кафедры клинической и специальной психологии |