Скачать 172.06 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО СПОРТА, ТУРИЗМА И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Национальный государственный Университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф.Лесгафта, Санкт-Петербург
Рабочая программа дисциплины ФД.А.02 ЛОГИКА основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура) по научной специальности 01.02.08. Биомеханика Санкт-Петербург 2012 ДИСЦИПЛИНА Логика Научная специальность: 01.02.08 (бимеханика). Цикл дисциплин (по учебному плану): Факультативные дисциплины ФД.А.00 Курс: 1 Трудоёмкость в ЗЕТ - 2 Трудоёмкость в часах - 72 Количество аудиторных часов на дисциплину: 14 В том числе: Лекции - 18 Практические занятия - 18 Количество часов на самостоятельную работу: 36 Рабочая программа дисциплины ФД.А.02 «Логика» разработана на основе паспорта научной специальности и составлена на основании федеральных государственных требований к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура) и учебного плана подготовки аспирантов в НГУ им. П.Ф.Лесгафта, Санкт-Петербург по основной профессиональной образовательной программе послевузовского профессионального образования (аспирантура) по специальности 01.02 08 – Биомеханика Цели изучения дисциплины: Сформировать у аспирантов теоретические знания по основным разделам общего курса логики и умения правильно по форме мыслить, находить формальные ошибки в мышлении, а также привить им навыки логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения по государственно-правовой и политической проблематике. Привить практические навыки решения логических задач и упражнений, построения выводов Задачи дисциплины:
Основные задачи учебной программы сводятся к тому, чтобы обеспечить условия и возможность самостоятельной подготовки аспирантов к сдаче экзаменов, учитывая их профессиональный и личностный интерес к углубленному изучению тех или иных разделов и тем. Требования к уровню подготовки аспиранта, завершившего изучение дисциплины В процессе изучения учебной дисциплины аспирант должен овладеть следующими знаниями и умениями. Знать: -основные понятия и принципы логики; -основные логические законы и методы формализации; -основные логические теории (силлогистику, логику высказываний и логику предикатов); -критерии и основные виды правильных рассуждений; -правила выполнения логических операций. Уметь: -осуществлять логические операции; -строить выводы; -выполнять логические упражнения; -распознавать логические ошибки; - иметь навыки логического анализа различного рода суждений; -приобретать опыт по построению аргументации. Владеть: - методами, алгоритмами и приемами обобщения, анализа, восприятия информации; - методами и алгоритмами анализа и оценки процессов в профессиональной сфере; - опытом применения логических законов, правил и алгоритмов при постановке цели и выборе путей её достижения. Принципы отбора содержания и организации учебного материала:Содержание курса распределяется главным образом между лекционной и практической частями на основе принципов дополнительности: практические занятия не дублируют лекции. В лекционном курсе главное место отводится общетеоретическому аспекту логики. На практических занятиях рассматриваются вопросы применения теоретических знаний к конкретным примерам и задачам. В основу отбора содержания и организации учебного материала данной дисциплины положены следующие принципы: - принцип научности, требующий отображения современных достижений в теории науки - в теоретической части курса, и использования педагогических технологий - в его практической части; - принцип профессиональной ориентированности, предполагающий отбор содержания и выбор стратегий обучения, ориентированных на решение профессиональных задач; - принцип целостности и междисциплинарности, предполагающий обеспечение единства, преемственности, связи и взаимосвязи дисциплин различных предметных блоков, объединяемых общей идеей научно и профессионально направленной подготовки аспиранта; - принцип вариативности, допускающий введение в содержание дополнительных учебных элементов и выстраивание единиц содержания в авторской логике; - принцип адаптивности, ориентирующий на необходимость адаптации при отборе содержания и организации учебного материала, что выражается в учете готовности аспирантов к восприятию и пониманию материала, а также их потребностей и потребностей общества к подготовке научно-педагогических кадров с требуемыми качествами. В структуре дисциплины использован дедуктивно-индуктивный метод изложения материала: от характеристики педагогической системы и проблем качества подготовки переход к рассмотрению педагогических технологий, а далее – к их применению физкультурном образовании и спортивной подготовке атлетов Отбор содержания учебного материала построен на принципах системности, фундаментальности и преемственности. Основное содержание: Распределение часов по темам и видам работ
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА Тема 1.Логика как наука. Предмет формальной логики, ее возникновение и развитие. Основные критерии правильного мышления. Понятие логической формы. Роль логики в повышении культуры мышления. Связь логики с другими науками. Основные этапы истории логика Теоретическое и практическое значение логики. Тема 2. Понятие как форма мышления. Общая характеристика понятия. Виды признаков понятий. Основные логические приемы образования понятий: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение. Объем и содержание понятий. Закон обратного отношения объема и содержания понятий. Виды понятий. Логическая операции с понятиями. Обобщение, ограничение и деление понятий. Дихотомия. Классификация. Сущность определения. Явные и неявные определения. Реальные и номинальные определения. Определение через ближайший род и видовое отличие. Генетическое определение. Правила определения.Тема 3. Суждение как форма мышления. Суждение и его состав. Виды суждений. Общая характеристика суждения. Структура суждения: субъект, предикат, связка. Простые суждения их виды и структура. Виды простых суждений. Деление атрибутивных суждений по качеству и количеству. Объединенная классификация суждений по качеству и количеству. Распределённость терминов суждения. Логические отношения между простыми суждениями. "Логический квадрат". Сложные суждения их виды. Модальность суждений. Тема 4. Основные логические законы. Логические законы как законы определенного, последовательного доказательного и непротиворечивого мышления. Закон тождества. Закон непротиворечия. Закон исключенного третьего. Закон достаточного основания. Тема 5. Умозаключение как форма мышления. Непосредственные умозаключения. Общее понятие об умозаключении. Структура умозаключения: посылки, заключение; логическая связь между посылками и заключением (вывод). Виды умозаключений: непосредственные и опосредствованные. Основные способы построения непосредственных умозаключений: превращение, обращение и противопоставление предикату. Дедуктивные умозаключения. Понятие дедуктивного умозаключения. Категорический силлогизм. Состав, фигуры, модусы. Правила категорического силлогизма. Сокращенный категорический силлогизм (энтимема и эпихейрема). Полисиллогизмы и сориты. Выводы из сложных суждений: условное и условно-категорическое умозаключения, разделительно-категорическое умозаключение, условно разделительное умозаключение. Недедуктивные умозаключения. Понятие индуктивного умозаключения и его виды. Методы установления причинных связей с помощью индукции. Аналогия и виды умозаключений по аналогии: аналогия свойств и аналогия отношений. Условия, соблюдение которых повышает достоверность вывода по аналогии. Тема 6. Логические основы доказательства и опровержения Структура доказательства: тезис, ошибки и правила, относящиеся к тезису; довод, ошибки и правила, относящиеся к доводу; демонстрация, ошибки и правила в (форме) демонстрации доказательства. Прямое и косвенное доказательство и его разновидности. Опровержение и его виды: опровержение тезиса, критика аргументов, выявление несостоятельности демонстрации. Тема 7. Вопрос как форма мысли. Логическая структура и виды вопросов. Общие и частные, простые и сложные вопросы. Открытые и закрытые вопросы. Корректные и некорректные вопросы. Общие правила постановки вопросов. Ответы и их виды: правильные и неправильные; полные, неполные и избыточные. Основные понятия:Логика, логическая форма, содержание и объем понятия, род и вид, ограничение понятия, обобщение понятия, деление понятия, Правила деления, дихотомия, классификация, определения понятия, суждение, распределенность терминов суждений, логический квадрат, закон тождества, закон непротиворечия, закон исключенного третьего, закон достаточного основания, умозаключение, превращение, обращение, противопоставление предикату, категорический силлогизм, фигура категорического силлогизма, модус категорического силлогизма, условный силлогизм, разделительный силлогизм, энтимема, эпихейрема, сорит, индукция, аналогия, доказательство, опровержение, тезис, аргумент, демонстрация, вопрос, Технологии освоения программы:Лекции, практические занятия (семинары), интерактивные диалоги, аналитические обзоры, рефераты, контрольные работы, индивидуальные собеседования. Аттестация – очно. Организация самостоятельной работыСамостоятельная работа предполагает: углубленное изучение отдельных вопросов дисциплины с использованием дополнительной литературы и Internet-ресурсов, выполнение системы индивидуальных заданий. Организация самостоятельной работы в рамках учебной дисциплины предполагает:
Типовые задания для самостоятельной работы:Темы для самостоятельной работы отражают наиболее важные аспекты изучения логики и определяются в процессе консультаций с целью содействия формированию необходимых навыков
Аттестация: а) Текущая аттестация: - устный контроль (устный опрос, выступление с докладом, защита рефератов и др.); - письменный контроль (тест, контрольная работа, решение творческих задач и ситуаций, - практический контроль; периодический контроль (промежуточная аттестация) - один раз в два месяца; б) Промежуточная аттестация. Зачет. СПИСОК ВОПРОСОВ ДЛЯ ЗАЧЕТА ПО ЛОГИКЕ.
Учебно-методическое обеспечение: А) Основная литература
Б) Дополнительная литература
В) Интернет-ресурсы
Автор-составитель рабочей программы дисциплины: Тимофеев Александр Иванович, доктор философских наук, профессор. Программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры протокол № 9 от 15 июня 2012 Заведующий кафедрой профессор Н.А. Кармаев (подпись) |
Курс лекций дисциплины «логика» Рабочая программа составлена в соответствии с государственными образовательными стандартами, направления "Логика " специальности... | Рабочая программа дисциплины логика степень выпускника бакалавр Форма... ... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины логика и теория аргументации... Рабочая программа составлена в соответствии с государственными образовательными стандартами, направления "Логика " специальности... | Рабочая программа учебной дисциплины основная образовательная программа... Рабочая программа учебной дисциплины «Логика» составлена в соответствии с требованиями ооп 030900. 62 Направление Юриспруденция на... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины основная образовательная программа... Рабочая программа учебной дисциплины «Логика» составлена в соответствии с требованиями ооп 030900. 62 Направление Юриспруденция на... | Учебно-методический комплекс дисциплины логика федеральное агентство... Логика, изучающая познающее мышление и применяемая как средство познания, возникла и развивалась в рамках теории познания, и в настоящее... | ||
Логика и теория аргументации Рабочая программа определяет содержание и структуру учебной дисциплины "Логика" и предназначена для обучения студентов образовательных... | 1. Мировоззрение, его структура. Исторические типы м- мифология, религия, философия Рабочая программа составлена в соответствии с государственными образовательными стандартами, направления "Логика " специальности... | ||
Ых классах (Обобщение опыта работы) Учитель второй квалификационной... Рабочая программа составлена в соответствии с государственными образовательными стандартами, направления "Логика " специальности... | Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо... Математика, профили подготовки: «Алгебра, теория чисел, математическая логика»; «Вещественный, комплексный и функциональный анализ»;... | ||
Умк дисциплины Логика для специальности 080102. 65 “Мировая экономика Требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускника вуза, предъявляемые Государственным образовательным... | Рабочая учебная программа по дисциплине «Логика» разработана в соответствии... Логика [Текст]: рабочая учебная программа. Тюмень: гаоу впо то «тгамэуп». 2013. – 54 с | ||
Программа учебной дисциплины логика направление подготовки: 030900... Задачей дисциплины является научить студентов данной специальности правильно мыслить; продумывать ситуации, возможные в их профессиональной... | Рабочая программа дисциплины «Математическая логика и теория алгоритмов» Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины вариативной части профессионального цикла студентам очной формы обучения... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины логика Рабочая программа составлена на основании фгос впо по направлению– 030900 – «Юриспруденция». Блок дисциплин – б-1 | Учебно-методический комплекс дисциплины «логика» Учебно-методический комплекс «Логика» предназначен для студентов I курса специальности 030900. 62 Юриспруденция, составлен в соответствии... |