При президенте РФ





Скачать 471.17 Kb.
НазваниеПри президенте РФ
страница1/3
Дата публикации18.01.2015
Размер471.17 Kb.
ТипРабочая учебная программа
100-bal.ru > Право > Рабочая учебная программа
  1   2   3
УРАЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ - ФИЛИАЛ

РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА

И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РФ
Кафедра ­­­­управления персоналом

Деловые коммуникации

Рабочая учебная программа дисциплины
081100.62 «Государственное и муниципальное управление»

Очная форма обучения

Составитель: Г.В.Макович

д.филол.н., профессор

Екатеринбург

2014 г.


1. ВВЕДЕНИЕ
1.1. Актуальность дисциплины

Коммуникация  - от лат. "communicatio" - сообщение, передача и от "communicare" - делать общим, беседовать, связывать, сообщать, передавать - средство, с помощью которого люди конструируют и поддерживают свои отношения. Коммуникация – это социальное взаимодействие. В то же время коммуникация - это процесс передачи информации или переноса содержания от одной обладающей им психической системы к другой.

Деловая коммуникация   — это взаимодействие   руководителя с подчиненными или подчиненных с руководителем в процессе их профессиональной деятельности, а также взаимодействие сотрудников, находящихся в равных горизонтальных связях между собой. Деловая коммуникация может быть не только внутренней (внутри учреждения государственной и муниципальной службы), но и внешней – с населением, другими организациями разных форм собственности, общественными организациями и др. Поведение человека при этом определяется структурой  и  характером решаемых задач, а также культурой  деловой коммуникации. Поскольку сфера ГМУ обладает спецификой решаемых задач, то и деловая коммуникация в ней имеет некоторые особые признаки. Понять их важно для специалиста-менеджера в сфере ГМУ. В процессе  деловой коммуникации  выделяют следующие этапы:

• установление контакта;

• ориентация в ситуации;

• обсуждение вопроса, проблемы;

• принятие решения;

• выход из контакта.

Актуальным является владение эффективными приемами коммуницирования на каждом из указанных этапов, что в целом повысит эффективность профессиональной деятельности государственного и муниципального служащего, ибо коммуникация входит во все другие профессиональные функции специалиста в сфере ГМУ.

Настоящая рабочая учебная программа дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Ею предусмотрены традиционные формы обучения (лекции, семинары);     ситуационное моделирование, анализ типичных случаев, организационно-деятельные игры; видеотренинг;  раздаточный материал; мультимедийное сопровождение занятий.

1.2. Цель и задачи изучения дисциплины

Цель - освоение модели формирования коммуникативного пространства учреждения государственной и муниципальной службы с учетом специфики выполняемых задач, которая позволяет эффективно решать управленческие задачи.

Задачи изучения дисциплины:

- научиться формировать и реализовывать коммуникационные цели государственного и муниципального управления, делая это достоянием широкой общественности, населения;

- раскрыть собственные потенциальные возможности в сфере деловых коммуникаций, сформировать навык управления основными процессами в ходе коммуникаций, качественное улучшить стратегии своего поведения для достижения поставленной цели;

- овладеть приемами и техниками деловых коммуникаций;

- освоить конкретные формы деловых коммуникаций, распространенных в сфере ГМУ, овладеть их моделями;

- отбирать, аккумулировать управленчески значимую информацию в учреждениях государственной и муниципальной службы, осуществлять ее классификацию, трансформацию, обеспечивать ее доступность определенным группам сотрудников;

- воплощать специфические коммуникации сферы ГМУ в продуктах, услугах, документах, базах данных и программном обеспечении;

- управлять горизонтальными и диагональными коммуникациями, эффективно выстраивать вертикальные коммуникации,

- выстраивать оптимальную обратную связь в учреждении государственной и муниципальной службы, с населением, общественностью, организациями разных форм собственности, СМИ.

- поддержка формирования и продвижения имиджа государственной и муниципальной службы, страны и территории на основе современных коммуникативных технологий;

- участие в подготовке и проведении коммуникационных кампаний и мероприятий в соответствии с целями и задачами государственного и муниципального управления
1.3. Место дисциплины в структуре ООП

Объектами профессиональной деятельности бакалавров по направлению 081100.62 Государственное и муниципальное управление являются процессы управления в государственных и муниципальных органах власти, в органах местного самоуправления,

в государственных и муниципальных учреждениях и организациях, в институтах гражданского общества, в организациях общественного сектора, в некоммерческих организациях.

Она предполагает знания, умения, навыки, сформированные в процессе освоения дисциплины «Общая психология». Дисциплина «Деловые коммуникации» показывает практическую действенную реализацию психологических принципов в коммуникативном поле организации. Курс развивает умения выстраивать эффективные межличностные и групповые коммуникации в организации. Предполагается, что бакалавр имеет представления о роли и значении информации в развитии современного общества (на основе знаний, умений, навыков, полученных в курсе «Информатика»), владеет основными методами, способами  и средствами получения, хранения, переработки информации.
1.4. Требования к результатам освоения дисциплины

Дисциплина формирует следующие общекультурные  компетенции  (ОК):

  • Способность развивать свой общекультурный и профессиональный уровень и самостоятельно осваивать новые методы исследования (ОК-1);

  • способность принимать организационно-управленческие решения и оценивать их последствия (ОК-4);

  • навыки публичных деловых и научных коммуникаций (ОК-6).

Дисциплина формирует следующие профессиональные  организационно-управленческие компетенции  (ПК):

  • способность управлять организациями, подразделениями, группами (командами) сотрудников, проектами и сетями (ПК-1).

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать: каковы коммуникационные цели государственного и муниципального управления, как управлять основными процессами в ходе коммуникаций, что такое коммуникативные стратегии, какие приемы и техники деловых коммуникаций существуют, формы и модели

деловых коммуникаций, распространенных в сфере ГМУ, что такое управленчески значимая информация в учреждениях государственной и муниципальной службы, как выстраивать оптимальную обратную связь в учреждении государственной и муниципальной службы, с населением, общественностью, организациями разных форм собственности, СМИ, а также внутри организации с сотрудниками;

уметь: раскрыть собственные потенциальные возможности в сфере деловых коммуникаций, формировать стратегии своего поведения для достижения поставленной цели; использовать приемы и техники деловых коммуникаций; владеть конкретными формами деловых коммуникаций, распространенных в сфере ГМУ, их моделями; уметь отбирать, аккумулировать управленчески значимую информацию в учреждениях государственной и муниципальной службы, осуществлять ее классификацию, трансформацию, обеспечивать ее доступность определенным группам сотрудников, воплощать специфические коммуникации сферы ГМУ в продуктах, услугах, документах, базах данных и программном обеспечении; управлять горизонтальными и диагональными коммуникациями, эффективно выстраивать вертикальные коммуникации, выстраивать оптимальную обратную связь в учреждении государственной и муниципальной службы, с населением, общественностью, организациями разных форм собственности, СМИ, формировать и продвигать имидж государственной и муниципальной службы, страны и территории на основе современных коммуникативных технологий; уметь готовить и проводить коммуникационные кампании и мероприятия в соответствии с целями и задачами государственного и муниципального управления;
владеть: навыками управления основными процессами в ходе коммуникаций, навыками выбора стратегии своего поведения для достижения поставленной цели; навыками деловых коммуникаций в разных формах, владеть моделями деловых коммуникаций, в том числе и письменных, навыком эффективно выстраивать вертикальные и горизонтальные коммуникации, а также выстраивать оптимальную обратную связь.
2. СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы,

108 часов



Формы обучения

Лекции

(часы)

Практические

Занятия (часы)

Самостоятельная

работа (часы)

Всего часов

1

дневная

12

16

80

108

Форма итогового контроля: зачет.

3.​ СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Тематический план




Тема

Часы

Формируемые компетенции

ОК1

ОК4

ОК6

ПК1

лекции

Пр.занят

Самост.

работа

1

Коммуникационный процесс: структура и содержание. Особенности деловой коммуникации

1 i

1 i

10

+

+

+




2

Социологические подходы к исследованию деловой коммуникации

1 i

1

8

+




+

+

3

Управленческая деятельность как вид коммуникационного взаимодействия. Специфика деловых коммуникаций в сфере ГМУ

1 i

2 i

10

+

+

+

+

4

Внутренние коммуникации в учреждениях государственной и муниципальной службы с персоналом управления

2i

2 i

10

+




+

+

5

Внешние коммуникации специалистов ГМУ с общественностью, населением

2i

2 i

10

+

+




+

6

Устная публичная речь руководителя: особенности организации, правила подготовки

1 i

2

8




+

+

+

7

Работа со СМИ, подготовка материалов для них

1 i

2

8

+




+

+

8

Аудитория и коммуникация. Коммуникативная компетентность

2 i

2 i

8




+

+




9

Информационные технологии как средство деловых коммуникации в ГМУ

1 i

2

8

+




+







ИТОГО

12

16

80





3.2. Содержание дисциплины

3.2.1. Содержание лекционного курса

Лекционные занятия проводятся по ключевым темам дисциплины и носят проблемный характер. Лекционные занятия проводятся с использованием интерактивных форм (i). В частности, используется такая форма лекций, как лекции-визуализации.
Тема 1. Коммуникационный процесс: структура и содержание. Особенности деловой коммуникации
Понятие деловых коммуникаций. Cредства процесса коммуникации. Cоставные элементы процесса коммуникации. Виды деловых коммуникаций. Коммуникативные стратегии и тактики. Потребности, ценности адресанта. Перцептивные умения адресанта. Стереотипы и установки восприятия. Эмпатийность адресанта. Картина мира адресанта и адресат. Стили коммуникации. Структура коммуникации. Проблемы в кодировании и декодировании в коммуникации. Типы, формы, модели коммуникации. Разновидности коммуникации. Межличностные коммуникации, коммуникации в малых группах и массовые коммуникации. Коммуникации в организации. Функции профессионально-ориентированной коммуникации. Коммуникативная деятельность: субъект, мотив, целеполагание, содержание, средства, язык. Обратная связь в системе взаимодействия. Барьеры коммуникации и искажение информации. Коммуникационные риски. Формальные и неформальные каналы коммуникации. Коммуникативная успешность и коммуникативная эффективность. Коммуникативные технологии. Вербальные и невербальные коммуникации.
Тема 2. Социологические подходы к исследованию деловой коммуникации
Социологический подход к исследованию социальных явлений. Социальное взаимодействие и коммуникация . Понятие коммуникации в социологии: способы интерпретации. Объяснительная функция понятия "коммуникация". Коммуникация в макро- и микротеориях. Коммуникация как понятие и как  категория. Коммуникация как интегрирующая категория в социальных теориях Ю. Хабермаса и Н. Лумана. Репутационные коммуникации. Риски потери деловой репутации и управление ими. Коммуникационный менеджмент лояльности Коммуникационный менеджмент брэндинга. Коммуникации как инструмент управления конфликтами. Доверительные коммуникации: лоббизм. Коммуникации спонсоринга и фанд-рейзинга. Антикризисные коммуникации. Коммуникативные технологии имиджмейкинга. Речевая деятельность как имиджсоставляющий фактор; речевые особенности харизматической личности. Методики формирования имиджа Миссия, видение, стратегия корпоративные кодексы, корпоративная легенда как коммуникативные модули для построения корпоративного имиджа. Сплоченность и ее коммуникативное проектирование.
Тема 3.Управленческая деятельность как вид коммуникационного взаимодействия. Специфика деловых коммуникаций в сфере ГМУ
Объединенность звеньев управленческой структуры системой коммуникационных каналов для взаимодействия между ними. Понятие информационного взаимодействия субъектов управленческого процесса. Административное взаимодействие . Виды административного взаимодействия по назначению: координационное и интеграционное. Техническое взаимодействие между субъектами управленческой структуры. Формы технического управленческого взаимодействия. Совещания, переговоры, сбор, фиксация, хранение, выдача различного рода документов, ведение делопроизводства. Прямое и косвенное управленческое взаимодействие. Непосредственное и опосредованное управленческое взаимодействие.

Совокупность каналов взаимодействия субъектов управления как коммуникационная структура управления. Глобальная и локальная коммуникационная структура управления. Централизованная и полицентричная коммуникационная структура управления. Коммуникационные каналы, связывающие элементы управленческой структуры. Пропускная способность канала. Вертикальные и горизонтальные каналы. Объединение коммуникационных каналов как коммуникационные сети. Три вида коммуникационных сетей: открытые, замкнутые и комбинированные. Линейная коммуникационная сеть. Коммуникационная сеть типа звезда. Коммуникационная сеть типа шпора. Коммуникационная сеть «тент» и его модификации. Замкнутые сети в консультационных и совещательных гибких структурах. Замкнутая коммуникационная сеть «круг».

Принципы коммуникации, актуальные для сотрудника  государственной  службы  и   муниципального   управления. Принцип последовательности, принцип предпочитаемой структуры, принцип кооперации. Максимы такта, великодушия, одобрения, скромности, согласия, симпатии. Принципы Грайса и Лича как основа потенциального кодекса общения специалиста государственной и муниципальной службы. Типичные цели общения и намерения участников в деловых коммуникациях в ГМУ. Активное гуманистическое отношение к  общению   и  его участникам. Принцип равной безопасности. Принцип децентрической направленности. Принцип адекватности того, что воспринято, тому, что сказано. Признаки культуры речевого поведения государственного и муниципального служащего и его коммуникативные свойства. Коммуникативные свойства государственных и муниципальных служащих. Поисковая активность, педантичность ума, ориентация на инструкцию, предписание, целеустремленность, ориентация во времени и пространстве, чувство аудитории, умение слушать партнера по общению, владение мастерством убеждения, быстрая адаптация к изменению темы общения, к смене стратегии и тактики общения, четкая дикция, гибкость голоса.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

При президенте РФ iconХозяйства и государственной службы при президенте российской федерации
Ставропольский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования...
При президенте РФ iconХозяйства и государственной службы при президенте российской федерации
Ставропольский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования...
При президенте РФ iconСтенографический отчёт о совместном заседании президиума Государственного...
Потому что мы сегодня с вами обсудим меры по дальнейшему развитию физкультуры и спорта в нашей стране. Это давно запланированное...
При президенте РФ iconПринят за основу рабочей группой по подготовке Стратегии государственной...
Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации Совета при Президенте Российской Федерации по межнациональным...
При президенте РФ iconПри президенте российской федерации III международная социологическая...
При разработке учебно-методического комплекса учебной дисциплины в основу положены
При президенте РФ iconПоложение о формировании оценочных средств в федеральном государственном...
Смоленский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
При президенте РФ iconГосударственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального...
Обстоятельства, подлежащие доказыванию при расследовании грабежей и разбойных нападений
При президенте РФ iconА кадемия при Президенте Российской Федерации (ранхиГС) Кафедра акмеологии...
При написании индивидуальной письменной работы должно быть исследовано не менее трех литературных источников
При президенте РФ iconПрофессор Академии государственного управления при Президенте Республики...
Профессор Академии государственного управления при Президенте Республики Казахстан, кандидат философских наук
При президенте РФ iconАнализ учебно- воспитательной работы на основании решений, принятых...
Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике 13 сентября...
При президенте РФ iconХозяйства и государственной службы при президенте российской федерации
Общие сведения о филиале
При президенте РФ iconХозяйства и государственной службы при президенте российской федерации
Общие сведения о филиале
При президенте РФ iconДокладчик
«российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте российской федерации»
При президенте РФ iconПрограмма 23 ноября, среда
А. И. Пригожин (Российская академия народного хозяйства и гос службы при Президенте рф)
При президенте РФ iconПрограмма 23 ноября, среда
А. И. Пригожин (Российская академия народного хозяйства и гос службы при Президенте рф)
При президенте РФ iconВолгоградский филиал
«российская акАдемия народного хозяйства и Государственной службы при президенте российской федерации»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск