ОГЛАВЛЕНИЕ
стр.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ - ФАРМАКОЛОГИЯ, ЕЁ МЕСТО В
СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ 3
КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ
ДИСЦИПЛИНЫ - ФАРМАКОЛОГИЯ 4
ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ 5
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 5
Лекционный курс 5
Практические занятия 10
Самостоятельная внеаудиторная работа студентов 19
5 МАТРИЦА РАЗДЕЛОВ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ И ФОРМИРУЕМЫХ В НИХ
ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ 20
Разделы дисциплины 20
Матрица разделов учебной дисциплины и формируемых в них общекультурных и
профессиональных компетенций 21
ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ 21
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО- ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ДИСЦИПЛИНЫ - ФАРМАКОЛОГИЯ 22
Основная литература 22
Дополнительная литература 22
Учебно-методическая литература 23
Материально-техническое обеспечение 23
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ – ФАРМАКОЛОГИЯ, ЕЕ МЕСТО В СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ 1.1 Цели преподавания дисциплины-фармакология:- формирование у студентов умения грамотного подбора наиболее эффективных и безопасных лекарственных средств по их фармакодинамическим и фармакокинетическим характеристикам, взаимодействию лекарственных средств; настороженности к нежелательным лекарственным реакциям при заданной патологии и устранению последствий этих реакций;
- обучение студентов методологии освоения знаний по фармакологии с использованием научной, справочной литературы, официальных статистических обзоров, ресурсов Интернет и принципов доказательности;
-основам рецептурного документооборота и правилам выписывания рецептов на лекарственные средства, хранения и использования лекарственных препаратов.
1.2 Задачи изучения дисциплины-фармакология:
сформировать у студентов представление о роли и месте фармакологии среди фундаментальных и медицинских наук, о направлениях развития дисциплины и ее достижениях;
ознакомить студентов с историей развития фармакологии, деятельностью наиболее выдающихся лиц медицины и фармации, вкладом отечественных и зарубежных ученых в развитие мировой медицинской науки;
ознакомить студентов с основными этапами становления фармакологии как медико-биологической дисциплины, основными этапами развития, фундаментальными подходами к созданию лекарственных средств;
ознакомить студентов с современными этапами создания лекарственных средств, использованием современных международных стандартов в доклинических (GLP) и клинических (GCP) исследованиях и производстве (GMP) лекарственных препаратов, общими принципами клинических исследований с учетом доказательности, с базисными закономерностям фармакокинетики и фармакодинамики лекарственных средств;
научить студентов анализировать действие лекарственных средств по совокупности их фармакологических эффектов, механизмов и локализации действия, фармакокинетических параметров;
сформировать у студентов умение оценивать возможности выбора и использования лекарственных средств на основе представлений об их свойствах для целей эффективной и безопасной профилактики, фармакотерапии и диагностики заболеваний отдельных систем организма человека;
научить студентов распознавать возможные побочные и токсикологические проявления при применении лекарственных средств и осуществлять их лечение;
обучить студентов принципам оформления рецептов и составления рецептурных прописей, умению выписывать рецепты лекарственных средств в различных лекарственных формах, а
также при определенных заболеваниях и патологических состояниях у пациентов, исходя из особенностей фармакодинамики и фармакокинетики препаратов;
обучить студентов организации работы с медикаментозными средствами в лечебно-профилактических учреждениях, базовым навыкам рецептурного документооборота, правилам хранения лекарственных средств из списка сильнодействующих и ядовитых, а также списков наркотических средств и психотропных веществ;
сформировать у студентов умения, необходимые для решения отдельных научно-исследовательских и научно-прикладных задач по разработке новых методов и технологий в области фармакологии и с учетом этических, деонтологических аспектов, основных требований информационной безопасности;
сформировать у студентов навыки здорового образа жизни, организации труда, правил техники безопасности и контроля за соблюдением экологической безопасности.
2. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Дисциплина «Фармакология» изучается в пятом и шестом семестре, относится к циклу математических, естественнонаучных, медико-биологических дисциплин (С
2) Федерального образовательного стандарта высшего профессионального медицинского образования Медико-профилактическое дело.
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование у выпускника следующих компетенций:
2.2 Профессиональные (ПК):организационно-управленческая деятельность - способен и готов к проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, защите населения в очагах особо опасных инфекций, при стихийных бедствиях и различных чрезвычайных ситуациях (ПК-29);
научно-исследовательская деятельность
способен и готов изучать научно-медицинскую и парамедицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования (ПК 31);
способен и готов к участию в освоении современных теоретических и экспериментальных методов исследования с целью создания новых перспективных средств, в организации работ по практическому использованию и внедрению результатов исследований (ПК 32).
2.3 В результате изучения дисциплины
студент должен: Знать:
основы законодательства РФ в сфере обращения лекарственных средств, основные нормативно-технические документы: Федеральный закон «О лекарственных средствах», приказ
№110 от 12 февраля 2007г. «О порядке назначения и выписывания лекарственных средств, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания», приказ МЗ РФ от 20 декабря 2012г. №1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения», основные нормативно-технические документы на лекарственные средства;
принципы изыскания новых лекарственных средств и научные подходы к созданию лекарственных препаратов, общие представления об изготовлении лекарственных средств химикофармацевтической промышленностью.
государственную систему экспертизы испытаний новых лекарственных средств.
общие принципы фармакокинетики и фармакодинамики лекарственных средств, факторы, изменяющие их, основные нежелательные и токсические реакции.
классификацию и характеристику основных групп лекарственных препаратов, фармакодинамику и фармакокинетику, показания и противопоказания к применению лекарственных средств; виды лекарственных форм, дозы отдельных препаратов; фармацевтическую и фармакологическую несовместимость;
основные нежелательные реакции наиболее распространенных лекарственных средств, их выявление, способы профилактики и коррекции.
общие принципы оформления рецептов и составления рецептурных прописей лекарственных средств, общепринятые сокращения и обозначения в рецептах, употребление латинского языка, правила хранения и использования лекарственных средств;
- источники информации: Государственная фармакопея, Регистр лекарственных средств России, Государственный реестр лекарственных средств и др. и др.
Уметь:
отличать понятия лекарственная форма, лекарственное вещество, лекарственное средство, лекарственный препарат, лекарственное сырье, биологическая активная добавка (БАД) к пище, гомеопатическое средство;
анализировать действие лекарственных средств по совокупности их фармакологических свойств и возможность их использования для терапевтического лечения пациентов;
- оценивать возможности использования лекарственных средств для фармакотерапии;
выписывать рецепты лекарственных средств; использовать различные лекарственные формы при определенных заболеваниях и патологических процессах у больных, исходя из
особенностей их фармакодинамики и фармакокинетики;
оценивать возможность токсического действия лекарственных средств и способы терапии отравлений лекарственными средствами;
выписывать врачебный рецепт на конкретный лекарственный препарат;
- проводить поиск по вопросам фармакологии, используя источники информации - справочники, базы данных, Интернет-ресурсы.
Владеть:
навыками назначения лекарственных средств при лечении, реабилитации, профилактике различных заболеваний и патологических процессов у пациентов;
навыком выбора лекарственного средства по совокупности его фармакологических свойств, механизмов и локализации действия и возможности замены препаратом из других групп;
навыками выбора определенной лекарственной формы, дозы и пути введения препаратов с учетом патологического состояния;
навыками прогнозирования возможного взаимодействия лекарственных средств при комбинированном применении различных препаратов;
навыками выписывания лекарственных средств в рецептах при определенных патологических состояниях, исходя из особенностей фармакодинамики и фармакокинетики;
- основами лечебных мероприятий по оказанию первой врачебной помощи при неотложных и угрожающих жизни состояниях, остром отравлении лекарственными средствами.
3. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ Таблица 1 - Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
| Объем (в часах) - всего
| Объем в (часах) по семестрам
|
IV
|
V
|
1
| 2
| 3
| 4
|
Аудиторные занятия (всего):
| 138
| 72
| 66
|
в том числе:
|
|
|
|
Лекции
| 33
| 19
| 14
|
Практические занятия
| 105
| 53
| 52
|
|
|
|
|
Внеаудиторная самостоятельная работа студентов (всего):
|
69
|
36
|
33
|
в том числе НИРС
| 8
| 4
| 4
|
4. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 4.1 Лекционный курс (Л)- всего 33 часа, в том числе по семестрам и по темам:V семестр - 19 часов
Общая фармакология - 2 часа.
Определение фармакологии. Основные термины. Исторические этапы развития фармакологии. Этапы создания новых лекарственных средств. Общая фармакология (понятия фармакокинетики, фармакодинамики). Метаболизм лекарственных средств. Характер и основные принципы действия лекарственных средств. Аффинитет, авидность, внутренняя активность ЛС. Явления при повторном введении лекарств. Комбинированное применение лекарственных средств.
Форма контроля: экзаменационные вопросы, собеседование.
Средства, влияющие на холинергические структуры - 2 часа.
Строение холинергического синапса, этапы медиации. Структура и виды холинорецепторов, механизмы синаптической передачи. Принципы классификации. Фармакодинамика атропина. Показания. Побочные эффекты. Противопоказания. Фармакодинамика миорелаксантов. Показания. Побочные эффекты. Противопоказания.
Форма контроля: экзаменационные вопросы, собеседование.
Средства, влияющие на адренорецепторы – 2 часа.
Структура адренергического синапса, этапы адренергической медиации. Типы адренорецепторов и эффекты, вызываемые их стимуляцией. Принципы классификации. Фармакодинамика эпинефрина. Показания. Побочные эффекты. Противопоказания.
Форма контроля: экзаменационные вопросы.
Противосудорожные средства - 2 часа.
Принципы классификации противоэпилептических препаратов. Фармакодинамика. Показания. Побочные эффекты. Противопоказания. Противопаркинсонические средства. Принципы классификации. Фармакодинамика. Показания. Побочные эффекты. Противопоказания.
Форма контроля: экзаменационные вопросы, собеседование.
Наркотические анальгетики - 2 часа.
Фармакофизиология проведения боли. Принципы классификации. Фармакодинамика морфина гидрохлорида. Показания. Побочные эффекты. Противопоказания.
Форма контроля: экзаменационные вопросы.
Психотропные средства угнетающего типа действия - 2 часа.
Принципы классификации нейролептиков. Фармакодинамика хлорпромазина. Показания. Побочные эффекты. Противопоказания.
Принципы классификации анксиолитиков. Фармакодинамика бензодиазепинов. Показания. Побочные эффекты. Противопоказания.
Форма контроля: экзаменационные вопросы.
Антидепрессанты - 2 часа.
Принципы классификации антидепрессантов. Фармакодинамика антидепрессантов. Показания. Побочные эффекты. Противопоказания. Сравнительная характеристика антидепрессантов
Форма контроля: экзаменационные вопросы.
Средства, влияющие на функции органов пищеварения – 2 часа.
Принципы классификации. Фармакодинамика Н
2-гистаминоблокаторов и блокаторов протонной помпы. Показания. Побочные эффекты. Противопоказания. Гастропротекторы, механизмы действия, показания, побочные эффекты, противопоказания.
Фармакодинамика слабительных средств и антидиарейных препаратов. Показания. Побочные эффекты. Противопоказания.
Форма контроля: экзаменационные вопросы, собеседование.
Кардиотонические средства. Средства, применяемые при ишемической болезни сердца - 2 часа.
Принципы классификации кардиотонических средств. Фармакодинамика дигоксина. Показания. Побочные эффекты. Противопоказания.
Принципы классификации антиангинальных препаратов. Фармакодинамика нитроглицерина, верапамила, триметазидина. Показания. Побочные эффекты. Противопоказания.
Форма контроля: экзаменационные вопросы.
Диуретики - 1 час.
Фармакофизиология мочеотделения. Фармакодинамика гидрохлоротиазида, фуросемида, спиронолактона. Показания. Побочные эффекты. Противопоказания.
Форма контроля: экзаменационные вопросы.