Пути совершенствования подготовки учащихся к егэ по биологии





НазваниеПути совершенствования подготовки учащихся к егэ по биологии
страница1/4
Дата публикации22.01.2015
Размер0.6 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Право > Документы
  1   2   3   4
Автор:

учитель биологии высшей категории

МОУ ГСОШ г. Калязина

Степина Лариса Васильевна

e-mail: larisastepina69@yandex.ru
Пути совершенствования подготовки учащихся

к ЕГЭ по биологии
Важнейшим показателем качества образования является объективная оценка учебных достижений учащихся. Этот показатель важен как для всей системы образования, так и для каждого отдельного ученика.

Объективная оценка учебных достижений осуществляется, как правило, стандартизированными процедурами, при проведении которых все учащиеся находятся в одинаковых (стандартных) условиях и используют примерно одинаковые по свойствам измерительные материалы.

На современном этапе проведения единого государственного экзамена как стандартизированной процедуры оценки учебных достижений актуальной проблемой является психологическая подготовка к данной процедуре всех ее участников, включая и организаторов, и педагогов, и учеников, и их родителей.

Подготовка - комплексное понятие, включающее в себя: психологическую и педагогическую готовность (наличие знаний, умений и навыков по предмету) и личностную готовность (опыт, особенности личности, необходимые для процедуры единого государственного экзамена).

Единый государственный экзамен, как бы его не ругали политики, чиновники, общественность, является не копированием «западной» системы образования, а системой, обеспечивающей объективность и единообразие комплекса оценивания результатов образования школьника. ЕГЭ создает единые базовые условия для продолжения учащимися профессиональной подготовки на уровне ССУЗа или ВУЗа, в независимости от социальных групп, слоев, места обучения.

Основными показателями психолого-педагогической готовности к единому государственному экзамену служат [9]:

  • многообразие использования в деятельности форм, методов и приемов; способность решать сложные жизненные, учебные задачи;

  • степень целесообразности в действиях;

  • оптимальность использования средств обучения;

  • способность работать по различным методическим схемам, и технологиям; степень овладения диагностическими умениями и навыками;

  • степень овладения исследовательскими умениями и навыками;

  • речевое развитие обучающихся;

  • организаторские и коммуникативные способности.

Институционированное введение ЕГЭ выявило, как его достоинства, так и его недостатки. ЕГЭ по отдельным предметам, без сомнения, имеют свои особенности, сложности и болевые точки.

Целями проекта по совершенствованию системы подготовки к ЕГЭпо биологии являются:

  1. Создание условий для освоения учащимися знаний в объеме, предусмотренном ФГОС II поколения.

  2. Формирование открытого образования, позволяющего учащимся получить возможно полную информацию по изучаемому предмету или области знаний.

  3. Индивидуализация образования на старшей ступени на основе тьюторского сопровождения.

  4. Психолгого – педагогическая подготовка учащихся к осознанному выбору и формированию целеполагания профессиональной траектории.


Для реализации поставленных целей. Необходимо решение следующих задач:

    • Разработка методических материалов для подготовки к ЕГЭ.

    • Разработка КИМов для промежуточной и итоговой аттестации.

    • Подготовка программы элективного курса.

    • Подготовка психологического сопровождения системы подготовки к ЕГЭ.

    • Преемственность начальной, основной и старшей школы в изучении предмета.


Гипотеза: на основании реализованного проекта, будет выстроена система подготовки учащихся к профессиональному выбору, выбору профильного обучения и экзаменов по выбору. При этом, будут созданы условия для оптимального уровня сдачи ЕГЭ по предмету

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

С 2009 г. единый государственный экзамен по биологии введен в штатный режим в соответствии с Федеральным законом от 9 февраля 2007 г. и является экзаменом по выбору. Его выбирают те выпускники, которые намерены связать свою дальнейшую профессиональную деятельность с биологией и будут сдавать биологию в качестве профильного экзамена в соответствующие вузы. Поэтому главное назначение ЕГЭ по биологии в 2011 г. – определение уровня подготовки

выпускников средней (полной) школы с целью отбора для поступления в высшие учебные заведения.

Основу разработки КИМ вариантов ЕГЭ составляет инвариантное ядро содержания биологического образования, которое находит отражение в Стандарте 2004 г. для базового и профильного уровней, различных учебных программах по биологии, рекомендованных МО РФ для средней (полной) школы. [8]

С учетом указанных документов разработаны перечни контролируемых элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников по биологии (кодификаторы), спецификация экзаменационной работы и демонстрационный вариант, которые после обсуждения педагогической общественностью доработаны по высказанным замечаниям. Эти документы служат основой для создания модели и вариантов экзаменационной работы по биологии, используемых в ЕГЭ 2011 г.

Положительный опыт проведения экзамена в предыдущие годы показал необходимость сохранения в целом структуры экзаменационной работы и подходов, реализованных в контрольных измерительных материалах. В то же время было увеличено число заданий на оценку сформированности умений применять полученные знания в различных ситуациях, на освоение умений, связанных с анализом и обобщением информации, необходимых для сравнения биологических объектов и установления последовательности биологических процессов и явлений.

Хочется отметить, что введение ЕГЭ изменил не только подготовку к итоговой аттестации, но и всю систему образования, поменяв вектор её содержания и форм контроля и обучения.

С одной стороны, современное образование не укладывается в рамки стандартных программ, а для созревания гармонично развитого выпускника, требуется объем материала, куда больший, чем предполагает программа. Поэтому на современном уровне актуальнейшей проблемой становится открытость образования в плане источников информации и методов обработки.

Следующей стороной «многогранника» системы подготовки к итоговой аттестации становится формирование формально – операциональных структур интеллекта (логического мышления). К сожалению, мы не можем опережающим темпом использовать логические структуры и говорить о логическом мышлении, так как согласно генетической эпистемиологии (Ж. Пиаже), у детей младшего подросткового возраста преобладает еще конкретно – операциональные структуры интеллекта. [7]

К сожалению, это не всегда исповедуют педагоги, пытаясь опередить развитие ребенка, ставя его при этом в ситуацию неуспешности, что значимо снижает мотивацию к образованию.

В данном аспекте, ЕГЭ как система образования и контроля выстроена логично и правильно: Уровень А – фактологические знания; уровень Б – сравнительный анализ; уровень С – задачи на системный анализ материала.

Разноуровневый характер заданий делает возможным учет знаний и способностей экзаменуемых на более высоком уровне и помогает более четко установить пробелы в образовании по предмету, в случае использования ЕГЭ в тренинговом режиме.

Достаточно сложным для меня, как методиста, является разработка ежегодно новых КИМов, хотя я использую и материалы, предлагаемые для тренинга ФИПИ и ЦОРы по подготовке к ЕГЭ.

Этапы реализации проекта

Разработанная мною подготовка к ЕГЭ начинается с программы «Равный – равному», в рамках которой учащиеся 6 класса собирают материал, работая с Интернетом, составляют тексты, сочиняют сказки, делают презентации, а затем проводят занятия с воспитанниками группы предшкольной подготовки и 1-2 классами начальной школы (тематика: гигиена, уход за волосами, уход за зубами, уход за домашними животными).

Учащиеся 5-6 классов заканчивают каждую тему тестами, разработанными учителем с использованием методической литературы. В связи с преобладанием у младших подростков визуального типа усвоения (конкретно – операциональное мышление), мною часто используются ЦОРы, как разработанные мною, так и предлагаемые авторами программы (1С: Образование 3,0 Издательский центр Вентана – Граф к программе И. Н. Пономаревой 6-8 классы……….). Используемые мною и разработанные ЦОРы имеют различные характер: сопровождение освоения нового материала, опорные конспекты по темам, обучающее и контролирующее тестирование, подробное изучение биологических объектов, анимационное представление биологических процессов. При этом, одни формы использования ЦОРов подготавливают учащихся к распознанию объектов (часть А), другие способствуют изучению процессов и сравнению последовательности развития их элементов (часть В), фрагменты фильмов по темам способствуют формированию целостных представлений и анализа, необходимого при выполнении заданий части С. В процессе работы, я использую игровые технологии, в частности, ролевые игры, в рамках которых учащиеся пытаются найти проблемы в материале и построить к ним вопросы.

С 6 класса к темам «Клетка», «Семя», «Простейшие» я использую для контроля и усвоения материала творческие задания деятельностного характера, через которые дети в виде аппликаций, лепки, подручных средств, изготавливают модель клетки, понимая при этом, что такое система в природе. Данная часть работы связана с ЕГЭ напрямую, обеспечивая умение видеть в материале проблему и выстраивать логику исследования. [3]

В младшем подростковом возрасте я часто использую на уроках доски – «отвечалки» на которых дети мелками пишут ответы и поднимают их во время опроса. Данная методика позволяет индивидуализировать результаты фронтального опроса и выяснить проблемные моменты усвоения материала.

Основным видом образовательной деятельности младших школьников и младших подростков является игра. В связи с этим я часто в рамках обобщения материала использую ролевые и деловые игры, дети аплодисментами реагируют на правильные ответы одноклассников и т.д. Я активно использую мнемонические способы запоминания материала.

Основой биологического образования на современном этапе является проблемное обучение, которое так же может вводиться лишь с учетом возрастных особенностей:

Схема уровней проблемности обучения (по В.А. Крутецкому) [2]


Классы

Уровень

Количество звеньев, сохраняемых за учителем

Количество звеньев, передаваемых ученику

Что делает учитель?

Что делает ученик?

5-6

0 (тради­ционный)

3




Ставит проб­лему, форму­лирует ее, ре­шает проблему

Запоминает решение проблемы

6-7

I

2

1

Ставит проб­лему, форму­лирует ее

Решает проблему

8-9

II

1

2

Ставит проб­лему

Формулирует проблему, решает проблему

10-11

III




3

Проводит об­щую организа­цию, контроль и умелое руко­водство

Осознает проблему, формулирует ее, решает проблему



В рамках подготовки к ЕГЭ, уже с 6 класса мною используются уроки по развитию критического мышления в виде модельных заданий, что позволяет на уроках обобщения определиться и отрефлексировать основные положения пройденного материала. С этой же целью используется методика составления кроссвордов. Освоению детьми современных подходов к оцениванию и самооцениванию служат задания нетрадиционного характера (крестики – нолики, морской бой, блиц – опрос, звездный час и т.д.).

В 7 – 8 классах при контроле знаний, мною используются разноуровневые задания по аналогии с уровнем А и Б, дидактические карточки и система решения биологических задач. На уроках мною используются ЦОРы к учебнику Пономаревой с дидактическими заданиями в виде тестового контроля. В шестом – седьмом классах для лучшего освоения используется невербальная рефлексия на изученные темы, т.е., учащиеся в качестве проверочных работ рисуют свое отношение к изученному материалу. Это особенно важно, так как все освоение программы продвигается через следующее целеполагание: представления – отношения – стратегия поведения или мышления. Используются в работе опорные конспекты, особенно в случаях выстраивания логических цепей. [11]. При оценивании знаний используется зачетная система, в рамках которой учащиеся защищают рефераты, проекты, исследовательские работы, демонстрируют презентации.

Материал программы по биологии в 8 классе представлен курсом Человек и его здоровье». Материал по этому курсу представлен в ЕГЭ в объеме 60%, почему внимание данному разделу должно уделяться достаточно много. В рамках изучения курса учащиеся составляют плакаты с рекомендациями по отдельным блокам программы, активно участвуют в подготовке и проведению в младших классах уроков здоровья, а в своих классах проводят ролевые игры, формируя правильные здоровые модели поведения и мышления. [5]

Важным фактором подготовки к итоговой аттестации в 9, а затем и в 11 классах является исследовательская деятельность. В аспекте внедрения ФГОС II поколения, данная технология образования становится наиболее актуальной, формируя предметные и метапредметные результаты обучения.

Именно с целью подготовки к единому государственному экзамену я использую и устные занятия, сопровождаемые поднятием планшетов или табличек с ответами на поставленные перед классом проблемными вопросами, что позволяет мне видеть готовность каждого ученика и соответственно корригировать опрос.

Исследовательская деятельность реализуется с 8-9 класса через школьные, районные и региональные конференции учащихся, большинство из докладов на которых отражают здоровьесберегающее направление.

Начиная с 9 по 11 классы подготовка к ЕГЭ и ГИА в новой форме становится наиболее интенсивной. Все представленные выше методики используются и на этом этапе, только с большей сложностью и интенсивностью. Подготовка в 9 классе осуществляется в рамках предпрофильной подготовки через элективный курс «Здоровье человека и окружающая среда» и промежуточные тестовые работы в количестве 6 в течение года. Тот же режим сохраняется в 10. В 11 классе тестирование проводится по каждой теме.

Особо надо отметить, что позитивные результаты сдачи ЕГЭ (на высокие баллы) возможны лишь при профильном обучении в старшей школе. Я работаю в профильном режиме четвертый год.

Основной формой образования в старшей школе является проектная деятельность. Она реализуется, как на классном, так и на школьном уровне. Примерные темы проектов, рефератов, творческих работ по биологии отражают тематику программ курса и элективных программ, разрабатываемых мною для разных класс сов и уровней обучения.

Использование новых форм проведения уроков в виде круглых столов, дебатов, семинаров и конференций способствует развитию критического мышления у учащихся, формированию адекватной самооценки и системного анализа (метапредметные результаты).

В 10-11 классах я часто использую обобщающие сводные таблицы [11], которые учащиеся заполняют сами, анализируя материал и составляя при этом целостное представление о процессе или объекте.

В 10 и 11 классе невозможно подготовить детей к ЕГЭ, не используя тьюторское сопровождение отдельных учащихся и групп школьников. Коррелируя состав групп с усвояемостью, уровнем креативности и познавательного интереса. Необходимо тьюторство и в исследовательской деятельности старшеклассников при создании их портфолио и презентации их успехов в конкурсах, олимпиадах и мероприятиях различного уровня.

Без сомнения, важным элементом подготовки к ЕГЭ является самостоятельная работа учащихся на уровне подготовки и защиты рефератов, докладов, проектных и исследовательских работ, что делает образование деятельностным и эффективным.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пути совершенствования подготовки учащихся к егэ по биологии iconСписок литературы и электронных ресурсов для подготовки к егэ по английскому языку
Вербицкая, М. В., Махмурян, К. С., Симкин В. Н. Методические рекомендации по некоторым аспектам совершенствования преподавания английского...
Пути совершенствования подготовки учащихся к егэ по биологии iconРеферат Тема: Использование элементов обучающего программирования на уроках биологии
Вместе с тем в методической литературе превалирует собственно проверочный материал, а пособия для подготовки к егэ выполнены по классическим...
Пути совершенствования подготовки учащихся к егэ по биологии iconПрограмма по элективному курсу «Подготовка к егэ по биологии.»
Знания,полученные на таких занятиях по биологии,должны не только определить общий культурный уровень современного человека, но и...
Пути совершенствования подготовки учащихся к егэ по биологии iconРеферат по теме: «Методика подготовки учащихся к выполнению части а в егэ»
Методический принцип повторения и обобщения материала при подготовке учащихся к выполнению заданий части а в егэ
Пути совершенствования подготовки учащихся к егэ по биологии icon6: Активные методы обучения
Активизация обучения может идти как посредством совершенствования форм и методов обучения, так и по пути совершенствования организации...
Пути совершенствования подготовки учащихся к егэ по биологии iconРабочая программа основана на авторской программе элективного курса...
Целью курса является: Содействовать формированию прочных знаний по общей биологии, умений и навыков решения задач для сдачи егэ
Пути совершенствования подготовки учащихся к егэ по биологии iconДоклад по биологии на тему: “ Антропогенное воздействие на биосферу”
Эволюция биосферы шла по пути усложнения структуры биологических сообществ, умножения числа видов и совершенствования их приспособленности....
Пути совершенствования подготовки учащихся к егэ по биологии iconЦели: Формирование адекватного реалистичного мнения о егэ. Знакомство...
...
Пути совершенствования подготовки учащихся к егэ по биологии iconВопросы для подготовки к экзамену по биологии за курс
Цель: обобщить знания учащихся по биологии; проверить уровень усвоения материала; стимулировать познавательную деятельность учащихся;...
Пути совершенствования подготовки учащихся к егэ по биологии iconСистема подготовки к Единому государственному экзамену (егэ) по биологии...
Деловые игры применяются в качестве средства активного обучения экономике, бизнесу, познания норм поведения, освоения процессов принятия...
Пути совершенствования подготовки учащихся к егэ по биологии iconЕгэ по русскому языку
Белгородской области «Об участии в апробации системы подготовки экспертов егэ» от 15 января 2013 года №57 и в целях организации и...
Пути совершенствования подготовки учащихся к егэ по биологии iconРекомендации по совершенствованию подготовки учащихся к егэ по истории
Фипи для проведения экзаменационных испытаний (Кодификатор, Спецификацию, Демонстрационную версию), четко донести до потенциальных...
Пути совершенствования подготовки учащихся к егэ по биологии iconСловарик участника егэ апелляция
Белгородской области «Об участии в апробации системы подготовки экспертов егэ» от 15 января 2013 года №57 и в целях организации и...
Пути совершенствования подготовки учащихся к егэ по биологии iconРекомендации для тех, кто решил сдавать егэ по биологии. Вы решили...
Образовании предъявляют особые требования к изучению иностранных языков с тем, чтобы учащиеся не просто осваивали грамматические...
Пути совершенствования подготовки учащихся к егэ по биологии iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Егэ по математике. Сайт предназначен для подготовки учащихся к экзамену. Имеются: on-line тестирование в форме егэ, конспекты по...
Пути совершенствования подготовки учащихся к егэ по биологии iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Использование мультимедийных продуктов и интернет-ресурсов для совершенствования языковых умений и навыков учащихся при подготовке...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск