Скачать 0.6 Mb.
|
Автор: учитель биологии высшей категории МОУ ГСОШ г. Калязина Степина Лариса Васильевна e-mail: larisastepina69@yandex.ru Пути совершенствования подготовки учащихся к ЕГЭ по биологии Важнейшим показателем качества образования является объективная оценка учебных достижений учащихся. Этот показатель важен как для всей системы образования, так и для каждого отдельного ученика. Объективная оценка учебных достижений осуществляется, как правило, стандартизированными процедурами, при проведении которых все учащиеся находятся в одинаковых (стандартных) условиях и используют примерно одинаковые по свойствам измерительные материалы. На современном этапе проведения единого государственного экзамена как стандартизированной процедуры оценки учебных достижений актуальной проблемой является психологическая подготовка к данной процедуре всех ее участников, включая и организаторов, и педагогов, и учеников, и их родителей. Подготовка - комплексное понятие, включающее в себя: психологическую и педагогическую готовность (наличие знаний, умений и навыков по предмету) и личностную готовность (опыт, особенности личности, необходимые для процедуры единого государственного экзамена). Единый государственный экзамен, как бы его не ругали политики, чиновники, общественность, является не копированием «западной» системы образования, а системой, обеспечивающей объективность и единообразие комплекса оценивания результатов образования школьника. ЕГЭ создает единые базовые условия для продолжения учащимися профессиональной подготовки на уровне ССУЗа или ВУЗа, в независимости от социальных групп, слоев, места обучения. Основными показателями психолого-педагогической готовности к единому государственному экзамену служат [9]:
Институционированное введение ЕГЭ выявило, как его достоинства, так и его недостатки. ЕГЭ по отдельным предметам, без сомнения, имеют свои особенности, сложности и болевые точки. Целями проекта по совершенствованию системы подготовки к ЕГЭпо биологии являются:
Для реализации поставленных целей. Необходимо решение следующих задач:
Гипотеза: на основании реализованного проекта, будет выстроена система подготовки учащихся к профессиональному выбору, выбору профильного обучения и экзаменов по выбору. При этом, будут созданы условия для оптимального уровня сдачи ЕГЭ по предмету ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА С 2009 г. единый государственный экзамен по биологии введен в штатный режим в соответствии с Федеральным законом от 9 февраля 2007 г. и является экзаменом по выбору. Его выбирают те выпускники, которые намерены связать свою дальнейшую профессиональную деятельность с биологией и будут сдавать биологию в качестве профильного экзамена в соответствующие вузы. Поэтому главное назначение ЕГЭ по биологии в 2011 г. – определение уровня подготовки выпускников средней (полной) школы с целью отбора для поступления в высшие учебные заведения. Основу разработки КИМ вариантов ЕГЭ составляет инвариантное ядро содержания биологического образования, которое находит отражение в Стандарте 2004 г. для базового и профильного уровней, различных учебных программах по биологии, рекомендованных МО РФ для средней (полной) школы. [8] С учетом указанных документов разработаны перечни контролируемых элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников по биологии (кодификаторы), спецификация экзаменационной работы и демонстрационный вариант, которые после обсуждения педагогической общественностью доработаны по высказанным замечаниям. Эти документы служат основой для создания модели и вариантов экзаменационной работы по биологии, используемых в ЕГЭ 2011 г. Положительный опыт проведения экзамена в предыдущие годы показал необходимость сохранения в целом структуры экзаменационной работы и подходов, реализованных в контрольных измерительных материалах. В то же время было увеличено число заданий на оценку сформированности умений применять полученные знания в различных ситуациях, на освоение умений, связанных с анализом и обобщением информации, необходимых для сравнения биологических объектов и установления последовательности биологических процессов и явлений. Хочется отметить, что введение ЕГЭ изменил не только подготовку к итоговой аттестации, но и всю систему образования, поменяв вектор её содержания и форм контроля и обучения. С одной стороны, современное образование не укладывается в рамки стандартных программ, а для созревания гармонично развитого выпускника, требуется объем материала, куда больший, чем предполагает программа. Поэтому на современном уровне актуальнейшей проблемой становится открытость образования в плане источников информации и методов обработки. Следующей стороной «многогранника» системы подготовки к итоговой аттестации становится формирование формально – операциональных структур интеллекта (логического мышления). К сожалению, мы не можем опережающим темпом использовать логические структуры и говорить о логическом мышлении, так как согласно генетической эпистемиологии (Ж. Пиаже), у детей младшего подросткового возраста преобладает еще конкретно – операциональные структуры интеллекта. [7] К сожалению, это не всегда исповедуют педагоги, пытаясь опередить развитие ребенка, ставя его при этом в ситуацию неуспешности, что значимо снижает мотивацию к образованию. В данном аспекте, ЕГЭ как система образования и контроля выстроена логично и правильно: Уровень А – фактологические знания; уровень Б – сравнительный анализ; уровень С – задачи на системный анализ материала. Разноуровневый характер заданий делает возможным учет знаний и способностей экзаменуемых на более высоком уровне и помогает более четко установить пробелы в образовании по предмету, в случае использования ЕГЭ в тренинговом режиме. Достаточно сложным для меня, как методиста, является разработка ежегодно новых КИМов, хотя я использую и материалы, предлагаемые для тренинга ФИПИ и ЦОРы по подготовке к ЕГЭ. Этапы реализации проекта Разработанная мною подготовка к ЕГЭ начинается с программы «Равный – равному», в рамках которой учащиеся 6 класса собирают материал, работая с Интернетом, составляют тексты, сочиняют сказки, делают презентации, а затем проводят занятия с воспитанниками группы предшкольной подготовки и 1-2 классами начальной школы (тематика: гигиена, уход за волосами, уход за зубами, уход за домашними животными). Учащиеся 5-6 классов заканчивают каждую тему тестами, разработанными учителем с использованием методической литературы. В связи с преобладанием у младших подростков визуального типа усвоения (конкретно – операциональное мышление), мною часто используются ЦОРы, как разработанные мною, так и предлагаемые авторами программы (1С: Образование 3,0 Издательский центр Вентана – Граф к программе И. Н. Пономаревой 6-8 классы……….). Используемые мною и разработанные ЦОРы имеют различные характер: сопровождение освоения нового материала, опорные конспекты по темам, обучающее и контролирующее тестирование, подробное изучение биологических объектов, анимационное представление биологических процессов. При этом, одни формы использования ЦОРов подготавливают учащихся к распознанию объектов (часть А), другие способствуют изучению процессов и сравнению последовательности развития их элементов (часть В), фрагменты фильмов по темам способствуют формированию целостных представлений и анализа, необходимого при выполнении заданий части С. В процессе работы, я использую игровые технологии, в частности, ролевые игры, в рамках которых учащиеся пытаются найти проблемы в материале и построить к ним вопросы. С 6 класса к темам «Клетка», «Семя», «Простейшие» я использую для контроля и усвоения материала творческие задания деятельностного характера, через которые дети в виде аппликаций, лепки, подручных средств, изготавливают модель клетки, понимая при этом, что такое система в природе. Данная часть работы связана с ЕГЭ напрямую, обеспечивая умение видеть в материале проблему и выстраивать логику исследования. [3] В младшем подростковом возрасте я часто использую на уроках доски – «отвечалки» на которых дети мелками пишут ответы и поднимают их во время опроса. Данная методика позволяет индивидуализировать результаты фронтального опроса и выяснить проблемные моменты усвоения материала. Основным видом образовательной деятельности младших школьников и младших подростков является игра. В связи с этим я часто в рамках обобщения материала использую ролевые и деловые игры, дети аплодисментами реагируют на правильные ответы одноклассников и т.д. Я активно использую мнемонические способы запоминания материала. Основой биологического образования на современном этапе является проблемное обучение, которое так же может вводиться лишь с учетом возрастных особенностей: Схема уровней проблемности обучения (по В.А. Крутецкому) [2]
В рамках подготовки к ЕГЭ, уже с 6 класса мною используются уроки по развитию критического мышления в виде модельных заданий, что позволяет на уроках обобщения определиться и отрефлексировать основные положения пройденного материала. С этой же целью используется методика составления кроссвордов. Освоению детьми современных подходов к оцениванию и самооцениванию служат задания нетрадиционного характера (крестики – нолики, морской бой, блиц – опрос, звездный час и т.д.). В 7 – 8 классах при контроле знаний, мною используются разноуровневые задания по аналогии с уровнем А и Б, дидактические карточки и система решения биологических задач. На уроках мною используются ЦОРы к учебнику Пономаревой с дидактическими заданиями в виде тестового контроля. В шестом – седьмом классах для лучшего освоения используется невербальная рефлексия на изученные темы, т.е., учащиеся в качестве проверочных работ рисуют свое отношение к изученному материалу. Это особенно важно, так как все освоение программы продвигается через следующее целеполагание: представления – отношения – стратегия поведения или мышления. Используются в работе опорные конспекты, особенно в случаях выстраивания логических цепей. [11]. При оценивании знаний используется зачетная система, в рамках которой учащиеся защищают рефераты, проекты, исследовательские работы, демонстрируют презентации. Материал программы по биологии в 8 классе представлен курсом Человек и его здоровье». Материал по этому курсу представлен в ЕГЭ в объеме 60%, почему внимание данному разделу должно уделяться достаточно много. В рамках изучения курса учащиеся составляют плакаты с рекомендациями по отдельным блокам программы, активно участвуют в подготовке и проведению в младших классах уроков здоровья, а в своих классах проводят ролевые игры, формируя правильные здоровые модели поведения и мышления. [5] Важным фактором подготовки к итоговой аттестации в 9, а затем и в 11 классах является исследовательская деятельность. В аспекте внедрения ФГОС II поколения, данная технология образования становится наиболее актуальной, формируя предметные и метапредметные результаты обучения. Именно с целью подготовки к единому государственному экзамену я использую и устные занятия, сопровождаемые поднятием планшетов или табличек с ответами на поставленные перед классом проблемными вопросами, что позволяет мне видеть готовность каждого ученика и соответственно корригировать опрос. Исследовательская деятельность реализуется с 8-9 класса через школьные, районные и региональные конференции учащихся, большинство из докладов на которых отражают здоровьесберегающее направление. Начиная с 9 по 11 классы подготовка к ЕГЭ и ГИА в новой форме становится наиболее интенсивной. Все представленные выше методики используются и на этом этапе, только с большей сложностью и интенсивностью. Подготовка в 9 классе осуществляется в рамках предпрофильной подготовки через элективный курс «Здоровье человека и окружающая среда» и промежуточные тестовые работы в количестве 6 в течение года. Тот же режим сохраняется в 10. В 11 классе тестирование проводится по каждой теме. Особо надо отметить, что позитивные результаты сдачи ЕГЭ (на высокие баллы) возможны лишь при профильном обучении в старшей школе. Я работаю в профильном режиме четвертый год. Основной формой образования в старшей школе является проектная деятельность. Она реализуется, как на классном, так и на школьном уровне. Примерные темы проектов, рефератов, творческих работ по биологии отражают тематику программ курса и элективных программ, разрабатываемых мною для разных класс сов и уровней обучения. Использование новых форм проведения уроков в виде круглых столов, дебатов, семинаров и конференций способствует развитию критического мышления у учащихся, формированию адекватной самооценки и системного анализа (метапредметные результаты). В 10-11 классах я часто использую обобщающие сводные таблицы [11], которые учащиеся заполняют сами, анализируя материал и составляя при этом целостное представление о процессе или объекте. В 10 и 11 классе невозможно подготовить детей к ЕГЭ, не используя тьюторское сопровождение отдельных учащихся и групп школьников. Коррелируя состав групп с усвояемостью, уровнем креативности и познавательного интереса. Необходимо тьюторство и в исследовательской деятельности старшеклассников при создании их портфолио и презентации их успехов в конкурсах, олимпиадах и мероприятиях различного уровня. Без сомнения, важным элементом подготовки к ЕГЭ является самостоятельная работа учащихся на уровне подготовки и защиты рефератов, докладов, проектных и исследовательских работ, что делает образование деятельностным и эффективным. |
Список литературы и электронных ресурсов для подготовки к егэ по английскому языку Вербицкая, М. В., Махмурян, К. С., Симкин В. Н. Методические рекомендации по некоторым аспектам совершенствования преподавания английского... | Реферат Тема: Использование элементов обучающего программирования на уроках биологии Вместе с тем в методической литературе превалирует собственно проверочный материал, а пособия для подготовки к егэ выполнены по классическим... | ||
Программа по элективному курсу «Подготовка к егэ по биологии.» Знания,полученные на таких занятиях по биологии,должны не только определить общий культурный уровень современного человека, но и... | Реферат по теме: «Методика подготовки учащихся к выполнению части а в егэ» Методический принцип повторения и обобщения материала при подготовке учащихся к выполнению заданий части а в егэ | ||
6: Активные методы обучения Активизация обучения может идти как посредством совершенствования форм и методов обучения, так и по пути совершенствования организации... | Рабочая программа основана на авторской программе элективного курса... Целью курса является: Содействовать формированию прочных знаний по общей биологии, умений и навыков решения задач для сдачи егэ | ||
Доклад по биологии на тему: “ Антропогенное воздействие на биосферу” Эволюция биосферы шла по пути усложнения структуры биологических сообществ, умножения числа видов и совершенствования их приспособленности.... | Цели: Формирование адекватного реалистичного мнения о егэ. Знакомство... ... | ||
Вопросы для подготовки к экзамену по биологии за курс Цель: обобщить знания учащихся по биологии; проверить уровень усвоения материала; стимулировать познавательную деятельность учащихся;... | Система подготовки к Единому государственному экзамену (егэ) по биологии... Деловые игры применяются в качестве средства активного обучения экономике, бизнесу, познания норм поведения, освоения процессов принятия... | ||
Егэ по русскому языку Белгородской области «Об участии в апробации системы подготовки экспертов егэ» от 15 января 2013 года №57 и в целях организации и... | Рекомендации по совершенствованию подготовки учащихся к егэ по истории Фипи для проведения экзаменационных испытаний (Кодификатор, Спецификацию, Демонстрационную версию), четко донести до потенциальных... | ||
Словарик участника егэ апелляция Белгородской области «Об участии в апробации системы подготовки экспертов егэ» от 15 января 2013 года №57 и в целях организации и... | Рекомендации для тех, кто решил сдавать егэ по биологии. Вы решили... Образовании предъявляют особые требования к изучению иностранных языков с тем, чтобы учащиеся не просто осваивали грамматические... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Егэ по математике. Сайт предназначен для подготовки учащихся к экзамену. Имеются: on-line тестирование в форме егэ, конспекты по... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Использование мультимедийных продуктов и интернет-ресурсов для совершенствования языковых умений и навыков учащихся при подготовке... |