Формирование математической культуры будущих менеджеров в процессе обучения в вузе





Скачать 398.9 Kb.
НазваниеФормирование математической культуры будущих менеджеров в процессе обучения в вузе
страница1/3
Дата публикации27.01.2015
Размер398.9 Kb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > Право > Автореферат
  1   2   3


На правах рукописи

ОКУНЕВА Ольга Анатольевна

Формирование математической культуры

будущих менеджеров в процессе обучения в вузе

13.00.08 – теория и методика профессионального образования

АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук

Астрахань ─ 2008

Работа выполнена в государственном образовательном учреждении
высшего профессионального образования
«Калужский государственный педагогический университет
им.К.Э. Циолковского»
Научный руководитель ─ доктор педагогических наук, профессор
Хачикян Елена Ивановна
Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор

Зайнутдинова Лариса Хасановна

кандидат педагогических наук, доцент
Зиновьева Валентина Николаевна
Ведущая организация - Государственное образовательное
учреждение высшего профессионального
образования «Брянский государственный
университет им. академика И.Г. Петровского»

Защита состоится «26» декабря 2008 г. в 13.00 часов на заседании диссертационного совета ДМ 212.009.07 в Астраханском государственном университете по адресу: 414056, Астрахань, ул. Татищева 20а.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Астраханского государственного университета.

Текст автореферата размещен на официальном сайте Астраханского государственного университета: http: // www.aspu.ru


Автореферат разослан «21» ноября 2008 г.


Ученый секретарь
диссертационного совета И.О. Попова

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. В ходе реформы профессионального образования постоянно изменяются требования к специалисту, способному качественно выполнять свою работу. С одной стороны, все больший упор в процессе его подготовки делается на овладение общими, инвариантными для различных видов деятельности знаниями и умениями. С другой стороны, эти требования очень быстро дифференцируются в зависимости от особенностей той или иной деятельности. Подготовка специалиста должна осуществляться таким образом, чтобы он имел возможность при необходимости быстро и качественно овладеть новой специализацией, а иногда и новой специальностью. Большое внимание в процессе профессиональной подготовки будущего специалиста уделяется совершенствованию его личных качеств.

В течение многих столетий математика является неотъемлемым элементом системы образования во всем мире. Объясняется это уникальной способностью учебного предмета «математика» в формировании личности. Образовательный, воспитательный и развивающий потенциал математики огромен.

Математическая образованность – это подсистема общей образованности студентов. Изучение математики способствует не только накоплению определенной системы знаний, умений и навыков, но и развитию интеллектуальной сферы учащихся, формированию различных способов мышления. Математическое образование следует рассматривать как важнейшую составляющую в системе фундаментальной подготовки современного экономиста. Целью такой подготовки становится готовность студента к непрерывному самообразованию и практическому применению математических знаний.

Математика обучает, воспитывает, развивает подрастающее поколение, готовит его к продолжению образования в рамках профессиональной высшей школы.

Социальные ожидания нашего государства – это появление нового работника, обладающего потребностью творчески решать сложные профессиональные задачи, владеющего высокой математической культурой.

Студент как будущий специалист за время обучения в вузе должен сформировать у себя математическую культуру, т.е. он должен стать творческой личностью, живущей и работающей в обществе массовой информации во всех сферах человеческой деятельности. Проблема формирования математической культуры у будущих специалистов вызвана недостаточно высоким общим интеллектуальным и культурным уровнем выпускников высшей школы, нарушением принципа гуманизации и гуманитаризации образования в вузах.

Как показывает анализ литературы, понятие «культура» в общефилософском плане рассматривается в работах К.А. Абульхановой-Славской, А.И. Арнольдова, М.М. Бахтина, В.С. Библера, М.С. Кагана, Л.Н. Кагана, Э.С. Маркаряна, М.К. Мамардашвили, А.И. Громова, Ю.И. Ефимова, Э.В. Соколова, В.Б. Чурбанова, О.В. Хановой и др.

Общетеоретические направления в изучении исследуемого феномена отражены в работах И.Ф. Исаева, В.А. Сластенина, М.Л. Левицкого, В.К. Розова, Б.П. Шемякина, А.Н. Ходусова, И.Я. Лернера, М.Н. Скаткина, Ю.К. Васильева, И.Л. Хроменкова и др. Выполненные исследования позволили обосновать культурологический подход к раскрытию сущности математической культуры личности студента, выявить ее структуру и специфику формирования.

Заслуживает внимания научное направление, исследователи которого рассматривают культуру как проблему изменения самого человека, становления его как творческой личности (Е.М. Бабосов, Б.С. Библер, Н.С. Злобин, Л.Н. Коган, А.Н. Леонтьев, В.М. Межуев, Л.Б. Сохонь, Э.В. Соколов, И.А. Ильяева, В.Б. Чурбанов и др.). Данный подход открывает широкие возможности в плане исследования проблемы формирования личности, взаимодействия культуры и личности, культуры и творчества, развития индивидуального стиля профессиональной деятельности и т.д.

Проблемам совершенствования математического образования и профессиональной направленности образования посвящены работы В.А. Герлингер, В.А. Далингер, Г.А. Луканкина, И.А. Новик и др. Вопросы, связанные с оптимизацией процесса обучения, рассмотрены в работах С.И. Архангельского, Ю.К. Бабанского, М.М. Поташника, В.А. Черкасова и др. Проблемы оптимального сочетания форм, методов и средств как условия эффективного обучения и воспитания представлены в исследованиях А.А. Вербицкого, Т.Т. Зогородной, В.А. Синицкой, В.П. Тарантай и др.

Однако в большинстве отмеченных выше работ недостаточно акцентируется внимание на понятии математической культуры специалиста. Эта проблема приобретает сегодня особенно важное значение в связи с модернизацией высшего образования. Связано это с тем, что профессиональная культура специалиста базируется на его математической культуре, которая в свою очередь является составляющей профессиональной культуры и базовой культуры личности.

Анализ психолого-педагогической и методической литературы, изучение опыта работы высшей школы, собственной деятельности в качестве преподавателя математики позволил выявить основные противоречия между:

- потребностями практики в научно-методическом обеспечении процесса формирования математической культуры и недостаточной разработанностью указанного процесса в педагогической науке;

- потребностью общества в менеджерах, обладающих высокой математической культурой, конкурентоспособных на рынке труда, и недостаточным уровнем сформированности данной культуры у студентов экономических специальностей.

Проблема исследования заключается в определении организационно-педагогических условий формирования математической культуры будущих менеджеров. Актуальность и практическая значимость проблемы, а также её недостаточная научная разработанность и обусловили выбор темы настоящего диссертационного исследования: «Формирование математической культуры будущих менеджеров в процессе обучения в вузе».

Объектом исследования является профессиональная подготовка будущих менеджеров в вузе.

Предмет исследованияпроцесс формирования математической культуры будущих менеджеров.

Цель исследования заключается в научном обосновании и экспериментальной проверке организационно-педагогических условий, способствующих формированию математической культуры будущих менеджеров.

Гипотеза исследования состоит в том, что формирование математической культуры будущих менеджеров осуществляется эффективнее, если определены критерии и показатели ее сформированности, позволяющие фиксировать динамику ее развития, и выполняются следующие организационно-педагогические условия: усиление роли межпредметных связей в процессе обучения студентов; акцентирование внимания на гуманитарном потенциале изучаемой дисциплины; овладение студентами обобщенной структурой решения задач; непрерывное формирование математических знаний и умений студентов в процессе профессиональной подготовки; повышение роли самообразования студентов; оптимальное сочетание форм, методов и средств в профессиональной деятельности.

Исходя из цели и гипотезы исследования, мы определили следующие задачи исследования:

  1. Раскрыть сущность и структуру математической культуры будущего менеджера.

  2. Выявить организационно-педагогические условия формирования математической культуры.

  3. Определить критерии, показатели и уровни сформированности математической культуры.

  4. Разработать технологию формирования математической культуры будущих менеджеров.

Методологической основой исследования являются методологические подходы, сформированные в отечественной и зарубежной педагогике и психологии, философии и культурологии, касающиеся общей теории культуры, профессиональной деятельности, теории воспитания личности и формирования деловых качеств, теории развития творческой личности, проблемного обучения в процессе образования высшей школы.

Методологическая позиция исследования формировалась под влиянием деятельностного подхода, при котором культура выступает специфическим способом человеческой жизнедеятельности (Т.В. Боровикова, В.С. Давидович, Ю.А. Жданов, М.С. Каган, Э.С. Маркорян). В рамках этого подхода культура существует и развивается как важнейший способ функционирования общества, как основная форма осуществления специфической человеческой деятельности, включения людей в их взаимодействие с внешним миром и реализации ими своих потребностей, интересов, целей. При этом методологическая позиция автора пересекается с аксиологическим (А.Г. Здравомыслов, С.Л. Франк, Н.З. Чавчавадзе и др.) и социологическим (Э. Дюркгейм, Л.Н. Коган, П.А. Сорокин и др.) подходами к пониманию культуры.

Большое внимание уделено концепции системности педагогического процесса (Ю.К. Бабанский, В.П. Беспалько, Т.А. Ильина, П.И. Пидкасистый и др.) и положениям гуманно-личностно-ориентированной педагогики (Ш.А. Амонашвили, М. Гриндер, К.Г. Селевко, Г.Е. Сенькина, В.Ф. Шаталов, И.С. Якиманская и др.).

Теоретической основой исследования являются:

- фундаментальные работы отечественных ученых-педагогов (Ю.К. Бабанского, В.П. Беспалько, И.Я. Лернера, М.Н. Скаткина и др.);

- современные психолого-педагогические теории личности, деятельности, мышления (Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, Л.С. Выготский, З.Ф. Чехлова, Д.Б. Эльконин и др.);

- теория организации самостоятельной познавательной деятельности (В.В. Гузеев, В.В. Давыдов, Л.В. Жарова, В.П. Зинченко, А.Н. Леонтьев, И.Я. Лернер и др.);

- концепция системно-целостного подхода к формированию личности в учебно-воспитательном процессе (Ю.К. Бабанский, В.С. Ильин, А.М. Саранов, Н.К. Сергеев и др.);

- личностно-ориентированный подход к профессиональному образованию(Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков, Е.А. Крюкова и др.);

- деятельностный подход, реализующий принцип единства сознания и деятельности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.).

Методы исследования:

- теоретические (анализ, синтез, педагогическое моделирование);

- педагогический эксперимент: констатирующий, формирующий, итоговый;

- эмпирические (анкетирование, тестирование, наблюдение, анализ результатов учебной деятельности студентов);

- методы математической обработки статистических данных эксперимента.

База исследования. Работа велась на базе экономического факультета Калужского филиала Российского аграрного университета – МСХА им.К.А. Тимирязева. В опытно-экспериментальную работу было вовлечено 250 студентов и преподавателей вуза.

Основные этапы исследования.

Исследование проводилось в несколько этапов.

На первом этапе исследования (2002-2003гг.) решались следующие задачи: изучение философской, психологической и педагогической литературы, посвященной проблеме развития математической культуры в учебном процессе; проведение констатирующего эксперимента, основной задачей которого являлось изучение состояния формирования математической культуры в вузе; экспериментальная обработка и поиск критериев и показателей оценивания диагностирования уровней сформированности математической культуры студентов; уточнение выявленной гипотезы.

Второй этап исследования (2003-2004гг.) разработка содержания основных методик констатирующего этапа эксперимента; подбор экспериментальных групп; изучения математической культуры студентов в процессе учебной и внеучебной деятельности; экспериментальная работа по технологии формирования математической культуры и последующая локальная диагностика с аналитическим осмыслением полученных результатов; статистическая обработка поступающих данных.

На третьем этапе исследования (2004-2006гг.)проведение формирующего эксперимента с учетом результатов, полученных в процессе констатирующего этапа эксперимента; внедрение разработанной технологии формирования математической культуры студентов; фиксирование, обоснование и практическая проверка совокупности педагогических условий реализации разработанной технологии; комплексная проверка эффективности технологии; контрольная диагностика и коррекция полученных данных формирующего этапа; статистическая обработка показателей.

Четвертый этап (2006-2008гг.) — анализ опытно-экспериментальной работы, обобщение и систематизация полученных результатов, оформление проведенного исследования в виде кандидатской диссертации.

Достоверность и обоснованность полученных результатов заключается в возможности повторения опытно экспериментальной работы и перенесении технологии в новые педагогические условия; репрезентативности объема выборки; использовании методов математической статистики и статистической значимости экспериментальных данных и обусловлена применением комплексной методики теоретического и экспериментального исследования, которое соответствовало целям и задачам работы, воспроизводимостью полученных результатов и результативностью экспериментальных данных, а также их количественным и качественным анализом.

Основные результаты исследования, их научная новизна состоит в том, что: определены сущность и структура математической культуры, обоснованы организационно-педагогические условия формирования математической культуры будущих менеджеров; выявлены критерии, показатели и уровни сформированности математической культуры студентов; на их основе осуществлен анализ ее современного состояния; разработана технология формирования математической культуры будущих менеджеров;

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты дополняют теорию и методику профессионального образования по проблеме формирования математической культуры будущих менеджеров в процессе обучения в вузе. В научном обороте отечественной теории профессионального образования уточнено понятие математической культуры специалиста. Результаты исследования развивают теоретические положения, раскрывающие реализацию компонентного и функционального подходов к математической культуре. Разработаны критерии уровня сформированности математической культуры будущих менеджеров. Полученные в диссертации данные позволяют вести дальнейшие теоретические разработки формирования математической культуры специалиста.

Практическая значимость исследования состоит в том, что:

- предложена методика определения уровня сформированности математической культуры в рамках профессиональной подготовки студентов;

- разработана технология реализации организационно-педагогических условий формирования математической культуры будущих менеджеров, которая может использоваться в практике преподавания математики для студентов других специальностей;

- выделенные организационно-педагогические условия формирования математической культуры будущих менеджеров позволяют более эффективно организовать работу преподавателей математики экономических вузов;

- разработанные на кафедре общественных дисциплин спецкурсы «Человековедческая компетентность специалиста», «Культура речевого общения» позволяют усилить гуманитарный потенциал изучаемой дисциплины- математики в процессе профессиональной подготовки будущих менеджеров.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Формирование математической культуры будущих менеджеров в процессе обучения в вузе iconФормирование историко-математической компетентности будущих учителей...
Работа выполнена в гоу впо «Калужский государственный педагогический университет имени К. Э. Циолковского»
Формирование математической культуры будущих менеджеров в процессе обучения в вузе iconФормирование нравственной компетентности будущих педагогов физической...
Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Уральский государственный...
Формирование математической культуры будущих менеджеров в процессе обучения в вузе iconПроект: Формирование технологической культуры как основы инновационного ноосферного образования
Ляет расширение проекта «Развитие творческого потенциала учащихся в школе и вузе как основы инновационного образования» [1], дополняя...
Формирование математической культуры будущих менеджеров в процессе обучения в вузе iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: повышение математической, педагогической и методической культуры будущих учителей математики
Формирование математической культуры будущих менеджеров в процессе обучения в вузе iconОбучение устной иноязычной речи в неязыковом вузе
В процессе курса обучения иностранному языку в неязыковом Вузе должен быть осуще­ствлен переход от изучения иностранного языка как...
Формирование математической культуры будущих менеджеров в процессе обучения в вузе iconСпецифика подготовки менеджеров в области обучения письменному переводу...
В настоящем издании раскрывается сущность понятия pr и подробно рассматриваются все направления по связям с общественностью. Материал...
Формирование математической культуры будущих менеджеров в процессе обучения в вузе iconПроцессе
Учебная программа ориентирована на менеджеров высшего и среднего уровней управления, руководителей служб по управлению персоналом,...
Формирование математической культуры будущих менеджеров в процессе обучения в вузе iconПоказательная функция, ее свойства и график
Развивающие: развитие графической культуры, математической речи, формирование алгоритма рефлексивного мышления
Формирование математической культуры будущих менеджеров в процессе обучения в вузе iconПроблемные вопросы каждого урока: с какой целью осуществляется информационная...
Развивающие: развитие культуры учебно-научного общения, навыков, необходимых для обучения в вузе и в будущей профессиональной деятельности,...
Формирование математической культуры будущих менеджеров в процессе обучения в вузе iconИнформация о реализации программы основных мероприятий по подготовке...
Целью принятия Программы является повышение правовой, прежде всего, электоральной культуры молодежи, повышение уровня информированности...
Формирование математической культуры будущих менеджеров в процессе обучения в вузе iconЧерникова наталья Владимировна формирование эстетической культуры...
Работа выполнена в учреждении образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка»
Формирование математической культуры будущих менеджеров в процессе обучения в вузе iconПредпрофильный курс по выбору "Социальные сервисы We 0" Соловьева Татьяна Александровна
Компетентностный подход предполагает создание условий для самоопределения и самореализации потенциальных возможностей ребенка в процессе...
Формирование математической культуры будущих менеджеров в процессе обучения в вузе iconПояснительная записка Основной целью
Основной целью курса геометрии в 9 классе является формирование языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного...
Формирование математической культуры будущих менеджеров в процессе обучения в вузе iconПланы семинарских занятий и методические указания по курсу для студентов...
Преподавание курса философии в вузе имеет своей целью формирование мировоззренческой и методологической культуры будущего специалиста...
Формирование математической культуры будущих менеджеров в процессе обучения в вузе iconГлавная цель художественного образования формирование духовной культуры...
Учебный предмет «Изобретательное искусство» в общеобразовательной школе достигает этой цели, с помощью специальных средств содержания,...
Формирование математической культуры будущих менеджеров в процессе обучения в вузе iconУчебно-методический комплекс дисциплины
В первую очередь, это определяется тем, что в процессе обучения в вузе, студенты должны овладеть всеми необходимыми видами компетенций,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск