РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Институт математики, естественных наук и информационных технологий Кафедра ботаники, биотехнологии и ландшафтной архитектуры
Белозерова А.А., Иконников П.А.
ФИЗИОЛОГИЯ РАСТЕНИЙ Учебно-методический комплекс. Рабочая программа
для студентов специальности 250203.65 Садово-парковое и ландшафтное строительство очной и заочной форм обучения
Тюменский государственный университет
2011
А.А. Белозерова, П.А. Иконников. Физиология растений: Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов специальности 250203.65 Садово-парковое и ландшафтное строительство очной и заочной форм обучения. Тюмень, 2011. 26 с.
Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Физиология растений [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk.utmn.ru, свободный.
Рекомендовано к изданию кафедрой ботаники, биотехнологии и ландшафтной архитектуры. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.
ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: заведующий кафедрой ботаники, биотехнологии и ландшафтной архитектуры Н.А. Боме, д.с.-х.н., профессор
© Тюменский государственный университет, 2011.
© Белозерова А.А., Иконников П.А. 2011.
Пояснительная записка
Цели и задачи дисциплины:
Целью данного курса является раскрытие особенностей функциональной активности и изучение основных закономерностей жизнедеятельности растительных организмов (водного режима, фотосинтеза, дыхания, механизмов питания, движения растений, роста, развития и др.), познание теоретических основ получения высокой продуктивности растений.
Задачи курса:
1) дать студентам современное представление о природе ведущих физиологических процессов растений, механизмах их регуляции и закономерностях взаимодействия с внешней средой;
2) сформировать знания о сущности физиологических процессов в растениях на всех структурных уровнях организации;
3) дать представления об используемых в физиологии растений экспериментальных методах исследования;
4) дать навыки в использовании полученных знаний в практическом растениеводстве и возможности управления ростом и развитием растений.
Место дисциплины в структуре ООП специальности.
Дисциплина «Физиология растений» входит в естественнонаучный цикл подготовки студентов специальности Садово-парковое и ландшафтное строительство. Данная дисциплина читается на 3 курсе в 5, 6 семестрах (ОДО) и 4 курсе в 6,7 семестрах (ОЗО). Физиология растений базируется на знаниях, полученных студентами при изучении ботаники, экологии, химии. Знания, умения и навыки, полученные при изучении физиологии растений, будут использованы при освоении различных дисциплин: «Защита растений», «Фитопатология», «Селекция растений», «Биотехнология растений», «Экология растений», «Морфобиологические особенности культивируемых видов растений», «Растения в урбанизированной среде».
В результате усвоения дисциплины обучающийся должен:
Знать: особенности растительной клетки, физико-химические процессы осмоса и диффузии, функции воды и водный режим растений; ход и локализацию физиолого-биохимических процессов в растениях, механизмы их регуляции; зависимость направленности физиологических процессов от внутренних и внешних условий среды; принципы формирования продуктивности растений.
Уметь: применять методы микроскопирования при изучении физиологии растительной клетки; рассчитывать осмотический и водный потенциалы различными методами; определять основные показатели водного режима; экспериментальным путем определять интенсивность фотосинтеза в зависимости от факторов среды, качественное и количественное накопление продуктов фотосинтеза; определять интенсивность дыхания и дыхательный коэффициент; определять этапы онтогенеза растений; изучать способы движения растений; применять фитогормоны в экспериментальном регулировании роста и развития растений.
Владеть: современными методами исследования и поиска информации о ходе физиологических процессов в растительном организме, навыками обработки и анализа получаемых экспериментальных данных.
Структура и трудоемкость дисциплины.
Семестр 5,6. Формы контроля в 5 семестре – зачет, в 6 семестре – экзамен. Общая трудоемкость дисциплины 140 часов, из них 36 ч. лекций, 36 ч. лабораторных, 68 ч.-самостоятельная работа (ОДО). На заочном отделении данная дисциплина читается в 6,7 семестрах. Формы контроля в 6 семестре – зачет, в 7 семестре – экзамен. Общая трудоемкость дисциплины 140 часов, из них 8 ч. лекций, 10 ч. лабораторных, 122 ч.-самостоятельная работа. Предусмотрена контрольная работа.
Тематический план.
Таблица 1
Тематический план ОДО
№
|
Тема
| недели семестра
| Виды учебной работы и самостоятельная работа, в час.
| Итого часов по теме
| Итого количество баллов
| Лекции
| Лабораторные занятия
| Самостоятельная работа
|
|
| Семестр 5
|
|
| Модуль 1
|
|
|
|
|
|
| 1
| Введение.
| 1-2
| 2
| 2
| 1
| 5
| 0-12
| 2
| Физиология и функции растительной клетки.
| 3-4
| 2
| 2
| 2
| 6
| 0-10
| 3
| Физиология водного режима растений.
| 5-6
| 2
| 2
| 2
| 6
| 0-8
|
| Всего
|
| 6
| 6
| 5
| 17
| 0-30
|
| Модуль 2
|
|
|
|
|
|
| 1
| Физиология водного режима растений.
| 7-11
| 4
| 2
| 2
| 8
| 0-14
| 2
| Фотосинтез
| 12
| 2
| 4
| 3
| 9
| 0-16
|
| Всего
|
| 6
| 6
| 5
| 17
| 0-30
|
| Модуль 3
|
|
|
|
|
|
| 1
| Фотосинтез
| 13-17
| 4
| 6
| 3
| 13
| 0-40
| 2
| Дыхание растений
| 18
| 2
|
| 3
| 5
| 0-6
|
| Всего
|
| 6
| 6
| 6
| 18
| 0-40
|
| Итого за 5 семестр (часов, баллов):
|
| 18
| 18
| 16
| 52
| 0 – 100
|
Продолжение табл.1
№
| Тема
| недели семестра
| Виды учебной работы и самостоятельная работа, в час.
| Итого часов по теме
| Итого количество баллов
| Лекции
| Лабораторные занятия
| Самостоятельная работа
|
|
| Семестр 6
|
|
| Модуль 1
|
|
|
|
|
|
| 1
| Дыхание растений.
| 1-4
| 4
| 6
| 10
| 20
| 0-30
|
| Всего
|
| 4
| 6
| 10
| 20
| 0-30
|
| Модуль 2
|
|
|
|
|
|
| 1
| Минеральное питание растений. Основы почвенной микробиологии.
| 5-10
| 8
| 4
| 14
| 26
| 0-30
|
| Всего
|
| 8
| 4
| 14
| 26
| 0-30
|
| Модуль 3
|
|
|
|
|
|
| 1
| Обмен веществ и транспорт веществ в растении.
| 11-12
| 2
| 2
| 10
| 14
| 0-12
| 2
| Рост и развитие растений.
| 13-14
| 2
| 4
| 10
| 16
| 0-18
| 3
| Периодические явления в жизни растений
| 15-16
| 2
| 2
| 8
| 12
| 0-10
|
| Всего
|
| 6
| 18
| 28
| 42
| 0-40
|
| Итого за 6 семестр (часов, баллов):
|
| 18
| 18
| 52
| 88
| 0 – 100
|
Таблица 2 Тематический план ОЗО
№п\п
| Наименование темы
| Лекции
(кол-во часов)
| Лабораторные работы
(кол-во часов)
| Самостоятельная работа студента (кол-во часов)
| Итого часов
|
| 6 семестр
|
|
|
|
| 1
| Введение.
| 1
|
| 2
| 3
| 2
| Физиология и функции растительной клетки.
| 1
| 1
| 8
| 10
| 3
| Физиология водного режима растений.
| 1
| 1
| 16
| 18
| 4
| Фотосинтез
| 1
| 4
| 28
| 33
|
| Всего:
| 4
| 6
| 54
| 65
|
| 7 семетр
|
|
|
|
| 5
| Фотосинтез
| 1
|
| 6
| 7
| 6
| Дыхание растений
| 2
| 4
| 20
| 26
| 7
| Минеральное питание растений. Основы почвенной микробиологии.
| 1
|
| 18
| 19
| 8
| Обмен веществ и транспорт веществ в растении.
|
|
| 10
| 10
| 9
| Рост и развитие растений.
|
|
| 10
| 10
| 10
| Периодические явления в жизни растений
|
|
| 4
| 4
|
| Всего:
| 4
| 4
| 68
| 76
|
| Итого за 6 и 7 семестры:
| 8
| 10
| 122
| 140
|
Таблица 3
Виды и формы оценочных средств в период текущего контроля
№ темы
| Устный опрос
| Письменные работы
| Другие формы работы
| Итого количество баллов
| коллоквиум
| собеседование
| лабораторная работа
| контрольная работа
| тест
| реферат
| задачи
| таблица
| презентация
|
| Семестр 5
| Модуль 1
| 1.
|
| 0-4
| 0-8
|
|
|
|
|
|
| 0-12
| 2.
|
| 0-4
| 0-6
|
|
|
|
|
|
| 0-10
| 3.
|
|
| 0-6
|
|
|
|
| 0-2
|
| 0-8
| Всего
|
| 0-8
| 0-20
|
|
|
|
| 0-2
|
| 0-30
| Модуль 2
| 1.
| 0-4
|
|
| 0-4
|
|
| 0-6
|
|
| 0-14
| 2.
|
|
| 0-16
|
|
|
|
|
|
| 0-16
| Всего
| 0-4
|
| 0-16
| 0-4
|
|
| 0-6
|
|
| 0-30
| Модуль 3
| 1.
|
| 0-20
| 0-14
|
|
|
|
|
|
| 0-34
| 2.
|
|
|
|
|
|
| 0-6
|
|
| 0-6
| Всего
|
| 0-20
| 0-14
|
|
|
| 0-6
|
|
| 0-40
| Итого 5 семестр
| 0-4
| 0-28
| 0-50
| 0-4
|
|
| 0-12
| 0-2
|
| 0 – 100
| Семестр 6
| Модуль 1
| 1.
| 0-4
| 0-4
| 0-14
|
| 0-6
|
|
| 0-2
|
| 0-30
| Всего
| 0-4
| 0-4
| 0-14
|
| 0-6
|
|
| 0-2
|
| 0-30
| Модуль 2
| 1.
| 0-4
| 0-4
| 0-6
|
| 0-10
|
| 0-6
|
|
| 0-30
| Всего
| 0-4
| 0-4
| 0-6
|
| 0-10
|
| 0-6
|
|
| 0-30
| Модуль 3
| 1.
|
| 0-4
| 0-8
|
|
|
|
|
|
| 0-12
| 2.
| 0-4
| 0-4
| 0-8
|
|
|
|
| 0-2
|
| 0-18
| 3.
|
|
|
|
|
| 0-6
|
|
| 0-4
| 0-10
| Всего
| 0-4
| 0-8
| 0-16
|
|
| 0-6
|
| 0-2
|
| 0-40
| Итого 6 семестр
| 0-12
| 0-16
| 0-36
|
| 0-16
| 0-6
| 0-6
| 0-4
| 0-4
| 0-100
|
Таблица 4
Планирование самостоятельной работы студентов ОДО
№
| Модули и темы
| Виды СРС
| Неделя семестра
| Объем часов
| Кол-во баллов
| обязательные
| дополнительные
| Семестр 5
| Модуль 1
| 1.1
| Введение
| Работа с литературой. Оформление и подготовка к защите лабораторных работ
|
| 1-6
| 1
| 0-12
| 1.2
| Физиология и функции растительной клетки.
| Работа с литературой. Заполнение таблиц «Строение клетки», «Химический состав клетки», оформление и подготовка к защите лабораторных работ
|
| 3-4
| 2
| 0-10
| 1.3
| Физиология водного режима растений.
| Работа с литературой. Оформление и подготовка к защите лабораторных работ
|
| 5-6
| 2
| 0-8
|
| Всего по модулю 1:
| 10
| 0-30
| Модуль 2
| 2.1
| Физиология водного режима растений.
| Работа с литературой. Подготовка к контрольной работе, коллоквиуму, оформление и подготовка к защите лабораторных работ
| Решение задач
| 7-11
| 2
| 0-14
| 2.2
| Фотосинтез
| Работа с литературой. Оформление и подготовка к защите лабораторных работ.
|
| 12
| 3
| 0-16
|
| Всего по модулю 2:
| 5
| 0-30
| Модуль 3
| 3.1
| Фотосинтез
| Работа с литературой. Подготовка к тестам, оформление и подготовка к защите лабораторных работ, заполнение таблицы «Сравнительная характеристика С3-, С4- и САМ-растений»
|
| 13-17
| 3
| 0-36
| 3.2
| Дыхание растений
| Работа с литературой
| Решение задач
| 18
| 3
| 0-6
|
| Всего по модулю 3:
| 6
| 0-40
|
| ИТОГО за 5 семестр:
| 16
| 0-100
|
Продолжение табл. 4
Семестр 6
| Модуль 1
| 1.1
| Дыхание растений
| Работа с литературой. Подготовка к коллоквиуму, конспект, оформление и подготовка к защите лабораторных работ
| Решение задач
| 1-4
| 10
| 0-30
|
| Всего по модулю 1:
| 10
| 0-30
| Модуль 2
| 2.1
| Минеральное питание растений. Основы почвенной микробиологии.
| Работа с литературой. Подготовка к коллоквиуму, конспект, оформление и подготовка к защите лабораторных работ
| Заполнение таблицы «Физиологическая роль макро- и микроэлементов»
| 5-10
| 14
| 0-30
|
| Всего по модулю 2:
| 14
| 0-30
| Модуль 3
| 3.1
| Обмен веществ и транспорт веществ в растении.
| Работа с литературой. Подготовка к коллоквиуму, конспект
|
| 11-12
| 10
| 0-12
| 3.2
| Рост и развитие растений.
| Работа с литературой. Подготовка и проведение УИРс, реферат, доклад, презентация, оформление и подготовка к защите лабораторных работ
| Заполнение таблицы «Фитогормоны»
| 13-14
| 10
| 0-18
| 3.3
| Периодические явления в жизни растений
| Работа с литературой, конспект
|
| 15-16
| 8
| 0-10
|
| Всего по модулю 3:
| 28
| 0-40
|
| ИТОГО за 6 семестр:
| 52
| 0-100
|
Таблица 5
Планирование самостоятельной работы студентов ОЗО
№
| Темы
| Виды СРС
| Объем часов
| обязательные
| дополнительные
|
| 6 семестр
|
|
|
| 1
| Введение.
| Работа с литературой
|
| 2
| 2
| Физиология и функции растительной клетки.
| Работа с литературой, выполнение контрольной работы
| Заполнение таблиц «Строение клетки», «Химический состав клетки», оформление лабораторных работ
| 8
| 3
| Физиология водного режима растений.
| Работа с литературой. Выполнение контрольной работы
| Оформление лабораторных работ
| 16
| 4
| Фотосинтез
| Работа с литературой. Выполнение контрольной работы
| Оформление лабораторных работ
| 28
|
| Всего:
|
|
| 54
|
| 7 семестр
|
|
|
| 4
| Фотосинтез
| Работа с литературой. Выполнение контрольной работы
|
| 6
| 5
| Дыхание растений
| Работа с литературой. Выполнение контрольной работы
| Оформление лабораторных работ
| 20
| 6
| Минеральное питание растений. Основы почвенной микробиологии.
| Работа с литературой, выполнение контрольной работы
| Заполнение таблицы «Физиологическая роль макро- и микроэлементов»
| 18
| 7
| Обмен веществ и транспорт веществ в растении.
| Работа с литературой, выполнение контрольной работы
|
| 10
| 8
| Рост и развитие растений.
| Работа с литературой, выполнение контрольной работы
|
| 10
| 9
| Периодические явления в жизни растений
| Работа с литературой, выполнение контрольной работы
|
| 4
|
| Всего:
|
|
| 68
|
| Итого:
|
|
| 122
|
Содержание дисциплины.
5 семестр
|