МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Бузулукский гуманитарно-технологический институт (филиал)
федерального государственного бюджетного образовательного
учреждения высшего профессионального образования
«Оренбургский государственный университет» Кафедра гражданского права и процесса
| Утверждаю
Декан факультета
Ожерельева Т. М.
(подпись, расшифровка подписи)
“____”______________2011 г
|
|
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ФИНАНСОВОЕ ПРАВО» Направление подготовки
080100.62 «Экономика» Профиль подготовки
Финансы и кредит Квалификация выпускника
бакалавр Форма обучения
очная, заочная
Бузулук 2011
Рецензент Доцент кафедры истории и теории государства и права Т.П. Пестова
Рабочая программа дисциплины «Финансовое право» /сост. Ю.Л. Шумских. – Бузулук: БГТИ (филиал) ОГУ, 2011. – 44 с.
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины по выбору гуманитарного, социального и экономического цикла студентам по направлению подготовки 080100.62 «Экономика» очной формы обучения полного срока в 7 семестре, сокращенного срока – в 6 семестре; студентам заочной формы обучения полного срока – в 9 семестре, сокращенного срока обучения – в 6 семестре.
Рабочая программа составлена с учетом Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 080100.62 «Экономика», утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «21» декабря 2009 г. № 747. Составитель ______________ Ю.Л. Шумских
«____»______________2011 г.
© Шумских Ю.Л., 2011
© БГТИ (филиал) ОГУ, 2011 Содержание
|
| с.
| 1
| Цели и задачи освоения дисциплины……………………………………….
| 4
| 2
| Место дисциплины в структуре ООП ВПО....... …………………………...
| 5
| 3
| Требования к результатам освоения содержания дисциплины...................
| 5
| 4
| Содержание и структура дисциплины....…………………………………...
| 7
| 4.1
| Содержание разделов дисциплины................................................................
| 7
| 4.2
| Структура дисциплины....................................................................................
| 15
| 4.3
| Практические занятия (семинары)....……………………………………….
| 19
| 4.4
| Курсовой проект (курсовая работа)…………………………………………
| 20
| 4.5
| Самостоятельное изучение разделов дисциплины………………………...
| 21
| 5
| Образовательные технологии.........................................................................
| 35
| 5.1
| Интерактивные образовательные технологии, используемые в аудиторных занятиях………………………………………………………………….
|
35
| 6
| Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации............................................................................................
|
36
| 7
| Учебно-методическое обеспечение дисциплины ........................................
| 39
| 7.1
| Нормативные правовые акты………………………………………………..
| 39
| 7.2
| Основная литература………………………………………………………...
| 40
| 7.3
| Дополнительная литература………………………………………...............
| 40
| 7.4
| Периодические издания.....………………………………………………….
| 41
| 7.5
| Интернет-ресурсы............................................................................................
| 41
| 7.6
| Методические указания и материалы по видам занятий .............................
| 41
| 7.7
| Методические указания к курсовому проектированию и другим видам самостоятельной работы. ................................................................................
|
42
| 7.8
| Программное обеспечение современных информационно-коммуникационных технологий ....................................................................
|
42
| 8
| Материально-техническое обеспечение дисциплины……………………..
| 42
|
| Лист согласования рабочей программы дисциплины……………………..
| 43
|
| Дополнения и изменения в рабочей программе дисциплины…………….
| 44
| 1 Цели и задачи освоения дисциплины В процессе изучения учебной дисциплины «Финансовое право» бакалавры по направлению подготовки 080100.62 «Экономика» готовятся к следующим видам профессиональной деятельности:
расчетно-экономическая;
аналитическая, научно-исследовательская;
организационно-управленческая;
педагогическая.
Цели освоения дисциплины: в условиях формирования рыночных отношений повышается роль таких экономических рычагов, как финансы, кредит, бюджет, налоги и другие, с помощью которых государство управляет общественными процессами, реализуя поставленные перед ним цели и задачи.
Целями освоения дисциплины «Финансовое право» на основе изучения содержания и практики применения источников законодательства являются: ознакомление с содержанием финансовых правовых норм и практики их применения; уяснение значения норм, регулирующих отношения в финансовой сфере; получения комплексного представления о финансовом праве; формирование навыков применения финансовых правовых норм в практической деятельности.
Бакалавр по направлению подготовки 080100.62 «Экономика» по результатам изучения учебной дисциплины «Финансовое право» должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:
расчетно-экономическая деятельность
- подготовка исходных данных для проведения расчетов экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов;
- проведение расчетов экономических и социально-экономических показателей на основе типовых методик с учетом действующей нормативно-правовой базы;
- разработка экономических разделов планов предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств;
аналитическая, научно-исследовательская деятельность
- поиск информации по полученному заданию, сбор и анализ данных, необходимых для проведения конкретных экономических расчетов;
- обработка массивов экономических данных в соответствии с поставленной задачей, анализ, оценка, интерпретация полученных результатов и обоснование выводов;
- построение стандартных теоретических и эконометрических моделей исследуемых процессов, явлений и объектов, относящихся к области профессиональной деятельности, анализ и интерпретация полученных результатов;
- анализ и интерпретация показателей, характеризующих социально-экономические процессы и явления на микро- и макро- уровне как в России, так и за рубежом;
- подготовка информационных обзоров, аналитических отчетов;
- проведение статистических обследований, опросов, анкетирования и первичная обработка их результатов;
- участие в разработке проектных решений в области профессиональной деятельности, подготовке предложений и мероприятий по реализации разработанных проектов и программ;
организационно-управленческая деятельность
- участие в разработке вариантов управленческих решений, обосновании их выбора на основе критериев социально-экономической эффективности с учетом рисков и возможных социально-экономических последствий принимаемых решений;
- организация выполнения порученного этапа работы;
- оперативное управление малыми коллективами и группами, сформированными для реализации конкретного экономического проекта;
- участие в подготовке и принятии решений по вопросам организации управления и совершенствования деятельности экономических служб и подразделений предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств с учетом правовых, административных и других ограничений;
педагогическая деятельность
- преподавание экономических дисциплин в общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и дополнительного профессионального образования. 2 Место дисциплины в структуре ООП ВПО Дисциплина «Финансовое право» относится к дисциплинам по выбору учебного цикла - Б.1.2.5.2.1 Гуманитарного, социального и экономического цикла Основной образовательной программы высшего профессионального образования направления подготовки 080100.62 «Экономика» (квалификация «бакалавр»).
Для изучения дисциплины «Финансовое право» бакалавру необходим достаточный набор знаний по таким дисциплинам как: «История денег, кредита и банковского дела», «Макроэкономика», «Микроэкономика», «Деньги, кредит, банки», «Мировая экономика и международные экономические отношения», «Финансы», «Государственные и муниципальные финансы», «Налоги и налогообложение», «Финансовые рынки и институты», «Инвестиции», «Банковское дело».
Взаимосвязь финансового права прослеживается с последующими дисциплинами Основной образовательной программы: «Бюджетная система Российской Федерации», «Организация исполнения бюджета», «Страхование», «Международные валютно-кредитные и финансовые отношения», «Государственный и муниципальный долг», «Бюджетное право», «Финансы государственных и муниципальных учреждений», «Финансы бюджетных учреждений». 3 Требования к результатам освоения содержания дисциплины Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО и ООП ВПО по данному направлению подготовки (специальности):
а) общекультурных (ОК):
владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);
умеет использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5);
способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6);
способен к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-9);
способен критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-10);
осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-11);
б) профессиональных (ПК):
в расчетно-экономической деятельности
- способен собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-1);
в аналитической, научно-исследовательской деятельности
способен, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет (ПК-9);
в организационно-управленческой деятельности
способен критически оценить предлагаемые варианты управленческих решений и разработать и обосновать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий (ПК-13);
в педагогической деятельности
способен преподавать экономические дисциплины в образовательных учреждениях различного уровня, используя существующие программы и учебно-методические материалы (ПК-14);
В результате освоения дисциплины студент должен:
|