Скачать 471.03 Kb.
|
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тверская государственная медицинская академия» Министерства здравоохранения и социального развития Российской ФедерацииКафедра факультетской терапии
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Базлов С.Н., Вакулин Г.В., Королюк Е.Г, Бабаян К.В., Нечаева Ю.С. ПОМОЩНИК ВРАЧА СТАЦИОНАРА (терапевтический, хирургический и акушерско-гинекологический профиль) для студентов __4__ курса лечебного факультетаПод редакцией профессора Г.С. Джулай Тверь, 2012 УДК Базлов С.Н.,Вакуклин Г.В. Королюк Е.Г.,Бабаян К.В.,Нечаева Ю.С. Помощник врача стационара (терапевтический, хирургический и акушерско-гинекологический профиль) Методические рекомендации для студентов 4 курса лечебного факультета/ под ред. профессора Г.С. Джулай Тверь,2012 В методических рекомендациях изложены цели и задачи практики, требования к входным и выходным знаниям, ожидаемые результаты обучения, критерии оценки полученных навыков, образцы отчетной документации. ОГЛАВЛЕНИЕ: 1. Цель и задачи практики……………………………………. 2. Место производственной практики в структуре основной образовательной программы,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,……………………….. 3. Результаты обучения…………………………………………. 5. Образовательные технологии,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,, 6. Формы промежуточной аттестации…………………………. 7. Учебная программа практики………………………………. 8. Перечень практических навыков (умений), которые необходимо освоить студенту. ……………………………………………………. 9. Оценочные средства для контроля прохождения практики………………………………………………. 10. Учебно-методическое и информационное обеспечение практики. 11. НИРС,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,, 12. Приложения,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,, Методические рекомендации производственной практики «Помощник врача стационара»разработаны в соответствии с Государственным образовательным стандартом (ГОС) высшего профессионального образования по специальности 060101 Лечебное дело.
Целью производственной практики «Помощник врача стационара» студентов лечебного факультета является изучение работы врача в стационаре терапевтического, хирургического и акушерско-гинекологического профиля. Задачами освоения практики являются:Умение обследовать больных с наиболее частыми терапевтическими и хирургическими заболеваниями, оценка данных осмотра и опроса больного, формулирования предварительного диагноза, составления плана обследования, оценки данных параклинических методов обследования, оценки ближайшего и отдаленного прогноза, рекомендации для амбулаторного лечения, правильного оформления медицинской документации. Студент должен быть ознакомлен с: - порядком выписки, хранения, учета и назначения медикаментов (особо: сильнодействующих, наркотических, дорогостоящих), - работой физиотерапевтического отделения, техникой процедур, - работой патологоанатомического отделения,
Производственная практика «Помощник врача стационара» является базовой частью образовательной программы Государственного образовательного стандарта. Данная практика закрепляет знания по основным нозологическим формам, принципы их диагностики и лечения и позволяет приобрести опыт в лечении больных терапевтического профиля. Производственная практика «Помощник врача стационара» является частью единого комплекса профилей терапевтического, хирургичекого, акушерского, позволяющего овладеть основными практическими врачебными навыками. Требования к входным знаниям обучающегося для успешного освоения практики: Терапевтический профиль
Хирургический профиль
Акушерско-гинекологический профиль
Дисциплины и практики, необходимые для освоения производственной практики Перечень дисципин и практик, усвоение которых студентами необходимо для успешного прохождения производственной практики «Помощник врача стационара Дисциплины и практики, необходимые для освоения производственной практики «Помощник врача стационара». Латинский язык. 1. Знание медицинской терминологии. Философия Разделы: философия и её роль в обществе, философские вопросы в медицине, материя и основные формы ее существования, сознание и его сущность, диагностика как учение о всеобщей связи и развитии, основные законы и категории диалектики, познание как отражение действительности, методы и формы научного познания, наука и культура, личность и общество. Биоэтика Разделы: морально-этические нормы, правила и принципы профессионального врачебного поведения, права пациента и врача. Биология Разделы: биологические основы жизнедеятельности, наследственность и изменчивость, закономерности наследования, биология развития. Анатомия человека Разделы: артрология - учение о соединениях костей, спланхнология - учение о внутренностях, пищеварительная система, дыхательная система, мочеполовой аппарат, сердечно-сосудистая система. Гистология, эмбриология, цитология Разделы: общая гистология: эпителиальные клетки, ткани внутренней среды, опорно-трофические, кровь и лимфа, кроветворение; частная гистология: сердечно-сосудистая система, органы кроветворения, эндокринная система, пищеварительная система, дыхательная система, выделительная система. Физика Разделы: электричество, основы электроники, основы медицинской электроники. Химия общая и биоорганическая Разделы: буферные системы и буферные растворы, активная реакция среды и методы ее измерения, аэрозоли. Биологическая химия Разделы: гетерофункциональные органические соединения - метаболиты и родоначальницы важнейших групп лекарственных средств, полимеры, омыляемые липиды, природные биологически активные соединения (биорегуляторы), взаимосвязь обмена углеводов, липидов, аминокислот, обмен воды и минеральных солей, биохимия печени, биохимия крови, биохимия соединительной ткани, биохимия мышц, регуляция обмена веществ, гормоны. Нормальная физиология Разделы: общая физиология: организм и его защитные силы, основные принципы формирования и регуляции физиологических функций; фчастная физиология и биофизика: кровь, лимфа, тканевая жидкость, кровообращение, сосуды и периферическое кровоснабжение, дыхание, пищеварение, обмен веществ и энергия, питание, терморегуляция, выделение, физиологические основы поведения, приспособление организма к различным условиям существования. Микробиология, вирусология, иммунология Учение об иммунитете, реакции иммунитета, аллергия, бактерии, вирусы. Патологическая анатомия Разделы: общая патологическая анатомия: дистрофии, некроз, нарушение кровообращения, нарушение содержания тканевой жидкости, воспаление, иммунопатологические процессы, компенсаторно-приспособительные процессы, гипертрофия и гиперплазия, атрофия, перестройка тканей и метаплазии; частная патологическая анатомия: понятие о болезни, этиология и патогенез, патоморфология болезней, классификация и номенклатура болезней, диагноз, болезни системы крови (анемии), болезни сердечно-сосудистой системы (эндокардит, миокардит, кардиомиопатии, пороки сердца, кардиосклероз, васкулиты, гипертоническая болезнь и симптоматическая гипертония, ишемическая болезнь сердца), ревматические болезни (ревматизм, ревматоидный артрит, системная красная волчанка, системная склеродермия, узелковый периартериит, дерматомиозит), болезни органов дыхания (острые воспалительные заболевания легких, хроническая обструктивная болезнь легких, бронхиальная астма, плеврит), болезни органов пищеварения (эзофагит, гастрит, язвенная болезнь, желудка и 12-перстной кишки, восплительные заболевания кишечника, гепатоз, гепатит, цирроз печени, холецистит, панкреатит), болезни почек (гломерулонефрит, нефротический синдром, амилоидоз почек, острая и хроническая почечная недостаточность, хронические тубулопатии, пиелонефрит, мочекаменная болезнь, поликистоз почек, нефросклероз), сепсис. Патофизиология Разделы: общая патологическая физиология: учение о болезни, общая этиология, общий патогенез, наследственные формы патологии; типовые патологические процессы: повреждение клетки, нарушения микроциркуляции, местные нарушения кровообращения, воспаление, лихорадка, типовые нарушения обмена веществ, гипоксия, экстремальные состояния, иммунопатологические процессы; патофизиология органов и системы крови: патофизиология системы крови, патофизиология системы кровообращения, патофизиология внешнего дыхания, патофизиология пищеварения, патологическая физиология печени, патологическая физиология почек. Фармакология Разделы: общая фармакология: фармакокинетика лекарственных средств, фармакодинамика лекарственных средств, побочное и токсические действие лекарственных средств; частная фармакология: средства, влияющие на функции органов дыхания, средства, влияющие на сердечно-сосудистую систему, мочегонные средства, средства, влияющие на функции органов пищеварения, средства, влияющие на систему крови, вещества с преимущественным влиянием на процессы тканевого обмена, гормональные препараты, их синтетические заменители и антагонисты, ферментные препараты, ингибиторы протеолитических ферментов, витаминные препараты, антисклеротические средства, средства, уменьшающие в организме содержание мочевой кислоты, кислоты и щелочи, соли щелочных и щелочно-земельных металлов, вещества, влияющие на процессы воспаления и аллергии, антибактериальные химиотерапевтические средства, противопротозойные средства, противогрибковые средства, противоглистные средства, принципы взаимодействия различных лекарственных средств, основные принципы терапии острых отравлений фармакологическими веществами. Пропедевтика внутренних болезней Разделы: методы исследования больного, семиотика заболеваний, основы синдромной диагностики. Лучевая диагностика и терапия Разделы: рентгенологические исследования костей и суставов, легких и диафрагмы, сердца и сосудов, органов пищеварения, органов выделения. Дерматовенерология Разделы: анатомия кожи, физиология и биохимия кожи, основные патологические процессы в коже, кожный зуд, крапивница, отёк Квинке, псориаз, системные заболевания соединительной ткани, предраковые и опухолевые заболевания кожи и слизистых оболочек, сифилис. Неврология, нейрохирургия, детская неврология Разделы: проводящие пути головного и спинного мозга, семиотика и топическая диагностика поражений нервной системы, чувствительность и симптомы ее нарушения, вегетативная нервная система, синдромы поражения, синдромы нарушения высших мозговых функций, менингеальный синдром, инструментальные методы исследования нервной системы, сосудистые заболевания нервной системы, инфекционные и инфекционно-аллергические поражения нервной системы (менингит, арахноидит, энцефалит), заболевания периферической нервной системы (радикулиты, токсические полирадикулоневропатии), эпилепсия и судорожные состояния, заболевания вегетативной нервной системы, изменение нервной системы при заболеваниях внутренних органов. Оториноларингология Разделы: отогенный сепсис, воспалительные заболевания придаточных пазух носа, хронический тонзиллит (раздела для циклов по физиотерапии и функциональной диагностике). Психиатрия и наркология Разделы: ощущения, восприятия и их расстройства, память и ее расстройства, мышление и его расстройства, интеллект и его расстройства, эмоции и их расстройства, внимание и его расстройства, синдромы нарушения сознания, психические нарушения при соматических заболеваниях различной этиологии, психические нарушения при сосудистых заболеваниях головного мозга, сосудистые нарушения при интоксикациях, психические нарушения, обусловленные приемом алкоголя, наркомании, различные виды наркомании, психические нарушения при лекарственных отравлениях, психические нарушения при опухолях головного мозга, шизофрения, эпилепсия, психозы предстарческие и старческие, психогении (неврозы и реактивные состояния), реактивные состояния (психозы). Производственная практики:
Общеврачебная практика необходима как предшествующая для дисциплин: внутренние болезни госпитальная хирургия онкология и лучевая терапия анестезиология, реаниматология акушерство и гинекология педиатрия 3.Общая трудоемкость практики составляет 5 недель(каждый профиль-10 дней). 4. Результаты обучения В результате прохождения практики студент должен: Знать:
основные этапы работа врача в стационаре хирургического профиля.
Уметь:
. Владеть:
5. Образовательные технологии В процессе учебно-производственной практики используются следующие образовательные технологии, способы и методы формирования знаний и умений: Терапевтический профиль клинические разборы больных, просмотр мультимедийных презентаций, подготовка и защита истории болезни, кураторского листа, занятие- конференция, участие в научно-практических конференциях, беседы с пациентами и родственниками больных в стационаре, подготовка и защита рефератов, использование компьютерных обучающих программ и симуляторов. Работа студента осуществляется под контролем врача стационара, заведующего отделением или преподавателя и включает:
- работой физиотерапевтического отделения, техникой процедур, - работой патологоанатомического отделения, - организацией и проведением противоэпидемической работы.
Хирургический профиль В процессе проведения производственной практики используются следующие образовательные технологии, способы и методы формирования навыков и умений: тренинги, учебная ролевая игра, метод работы в малых группах, демонстрация больного, активизация творческой деятельности, НИРС, работа в Интернете, в читальном зале библиотеки академии. Акушерско-гинекологический профиль используются следующие образовательные технологии, способы и методы формирования компетенций: тренинг акушерских пособий на фантомах, разбор клинических случаев, беседы с беременными и родильницами в женской консультации и родильном доме, подготовка НИРС 6. Формы промежуточной аттестации Аттестация по итогам практики проводится на основании установленных критериев с оформлением в соответствии с установленными требованиями письменного отчета студента и отзыва руководителя практики от ЛПУ. Студенты оформляют дневники по практике, справки по сан-просвет работе,НИРС. По итогам аттестации выставляется оценка в ведомость. III. Учебная программа практики 1. Содержание практики Во время прохождения практики «Помощник врача стационара» (терапевтический, хирургический, акушерско-гинекологический профиль) студент выполняет освоение и закрепление практических навыков под руководством специалиста по данному профилю лечебного учреждения. Терапевтический профиль
Ознакомление с работой физиотерапевтического отделения, техникой процедур, - работой патологоанатомического отделения,
Хирургический профиль
Акушерско-гинекологический профиль
2. Перечень практических навыков (умений), которые необходимо освоить студенту. Терапевтический профиль
2.1. Перечень навыков оказания неотложной помощи
|
Методические материалы для студентов 4 курса по прохождению производственной... В программе производственной практики изложены цели, задачи, организация производственной практики в качестве помощника врача стационара... | Рабочая программа производственной практики «Помощник врача стационара» Приложение к программе производственной практики составлена в соответствии с требованиями гос впо к м н., доцентом А. В. Барановым... | ||
Учебно-методический комплекс по производственной практике Помощник врача Методические рекомендации для руководителей по проведению производственной практики (Приложение 2) | Рабочая программа производственной практики «Помощник врача стационара» Приложение к программе производственной практики составлена в соответствии с требованиями гос впо по специальности Лечебное дело... | ||
Рабочая программа производственной практики студентов V курса «помощник... Цели производственной практики закрепление знаний и совершенствование практических умений врача по специальности «медико-профилактическое... | Рабочая программа по производственной практике «помощник врача стационара» Программы по хирургическим болезням для студентов высших медицинских учебных заведений (Москва, 2000г.) | ||
Методические материалы для студентов 5 курса по прохождению производственной... Методические материалы для студентов 5 курса по прохождению производственной практики | Рабочая программа по производственной практике Рабочая программа по производственной практике «Помощник врача-стационара (хирургия, терапия, акушерство)» разработана на основании... | ||
Фгаоу впо северо-восточный федеральный университет имени м. К. Аммосова... Методические указания предназначены для студентов II, III, VI, V курсов лечебного факультета медицинского института для прохождения... | Программа производственной практики «Помощник врача амбулаторно-поликлинического учреждения» Производственная практика в качестве помощника врача амбулаторно-поликлинического учреждения студентов 5 курса лечебного факультета... | ||
Учебно-методического комплекса производственной практики рабочая... Целью биохимической практики является приобретение навыков работы в основных подразделениях клинико-диагностической лаборатории (в... | Рабочая программа производственной практики «Помощник врача стоматолога-ортопеда» Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский... | ||
Российской Федерации Кафедра педиатрии №2 производственная практика... Рекомендовано фмс гбоу впо игму минздрава России Минздрава России в качестве методических материалов для преподавателей по проведению... | Методические рекомендации по прохождению производственной практики... Методические рекомендации по прохождению производственной практики и написании отчета для студентов, обучающихся по специальности... | ||
Рабочая программа по производственной практике «Помощник врача скорой... Рабочая программа по производственной практике «Помощник врача скорой и неотложной помощи» разработана на основании гос впо по специальности... | Методические рекомендации по прохождению практики (учебной, производственной... Программа практики (учебной, производственной и преддипломной), для студентов, обучающихся по направлению 070600. 62 «Дизайн». М.:... |