Рабочая программа дисциплины «русский язык и культура речи»





НазваниеРабочая программа дисциплины «русский язык и культура речи»
страница1/2
Дата публикации04.03.2015
Размер280 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Право > Рабочая программа
  1   2


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Бузулукский гуманитарно-технологический институт (филиал)

государственного образовательного учреждения

высшего профессионального образования -

«Оренбургский государственный университет»

Кафедра гуманитарных и социальных дисциплин






УТВЕРЖДАЮ

Декан факультета

___________Ожерельева Т.М.

«___»_______________2010г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»



Специальность: 030501.65 Юриспруденция

Специализация: гражданско-правовая, уголовно-правовая

Факультет заочного обучения

Форма обучения: заочная

Бузулук 2010

Рецензент


кандидат философских наук, доцент кафедры гуманитарных и социальных дисциплин БГТИ (филиала) ГОУ ОГУ В.С. Пузикова.

Рабочая программа дисциплины «Русский язык и культура речи» /сост. Сергеева С.И. – БГТИ (филиал) ГОУ ОГУ, 2010. – 17 с.


Рабочая программа предназначена для преподавания общепрофессиональной дисциплины федерального компонента студентам специальности 030501.65 «Юриспруденция» гражданско-правовой и уголовно-правовой специализации заочной формы обучения сокращенного срока в 1 семестре.

Рабочая программа составлена с учетом Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования специальности – 030501.65 «Юриспруденция», утвержденного 27.03.2000 Министерством образования Российской Федерации.


Составитель ____________________ С.И. Сергеева

(подпись)
«____»_________________2010г.


©Сергеева С.И., 2010

©БГТИ (филиал) ГОУ ОГУ, 2010
Содержание


1

Цели и задачи дисциплины……………………………………………...

4

2

Место дисциплины в учебном процессе………………………………..

5

3

Организационно-методические данные дисциплины………………….

6

4

Содержание дисциплины………………………………………………...

6

4.1

Выписка из ГОС ВПО «Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы» по дисциплине…..


6

4.2

Разделы дисциплины, их содержание и виды занятий………………...

7

5

Тематический план изучения дисциплины……………………………..

7

5.1

Практические занятия………………………………………………….

7

5.2

Самостоятельное изучение разделов дисциплины…………………….

7

6

Учебно-методическое изучение разделов дисциплины……………….

7

6.1

Рекомендуемая литература………………………………………………

7

6.1.1

Основная литература……………………………………………………..

7

6.1.2

Дополнительная литература……………………………………………..

7

6.1.3

Справочная литература…………………………………………………..

7

6.2

Средства обеспечения освоения дисциплины………………………….

8

6.2.1

Методические указания и материалы по видам занятий………………

8

6.2.2

6.2.3

Контрольные вопросы для самоподготовки……………………………

Контрольная работа для студентов заочной формы обучения………..

12

13

6.2.4

Критерии оценки знаний и умений……………………………………..

15

7

Материально-техническое обеспечение дисциплины…………............

15

7.1

Учебно-лабораторное оборудование ……….…………………………..

15

7.2

Технические и электронные средства обучения и контроля знаний студентов …………………………………………………….................


15




Лист согласования рабочей программы ………………………………..

17


















1 Цели и задачи дисциплины


В результате изучения дисциплины:


Студент будет иметь представление:

1

2
3

4

О сущности языка, его месте в жизни общества и основных функциях.

О структуре и разновидностях речевой деятельности, правилах общения и речевом этикете.

О языке и речи с лингвистической и психологической точек зрения.

О тесной связи культуры речи с общей культурой человека


Студент будет знать:

1
2

3

4
5
6

7

8

9
10

11
12

13
14

15

16

Значение, состояние русского языка в современном мире и происходящие в нем процессы.

Функции языка как средства формирования и трансляции мысли

Специфику устной и письменной речи

Оптимально использовать средства языка при устном и письменном общении в соответствии с целями и содержанием речи.

О языковых особенностях функциональных стилей (лексике, морфологии, синтаксисе), о жанрах.

Особенности структуры научного текста, специфические черты научного стиля.

Владеть навыками оформления официально-деловой документации.

Язык и стиль коммерческой корреспонденции, распорядительных документов.

Языковые формулы официальных документов, приемы унификации языка в служебных документах.

Об ораторском искусстве и публичном выступлении.

Владеть навыками публичного выступления, участия в дискуссии, разговора по телефону.

Кратко, логично, выразительно и аргументированно излагать свои мысли.

Конспектировать текст, составлять тезисы, составлять реферат по одному или нескольким источникам.

Сокращать текст, выделяя главную и второстепенную информацию

Нормы современного русского литературного языка.

Проблемы языка на рубеже веков.


Студент будет уметь:

1 Пользоваться различными лингвистическими словарями, справочниками.

2 Анализировать свою речь с точки зрения ее нормативности, уместности и целесообразности

3 Находить и устранять речевые ошибки, определять их характер, причины нарушения норм литературного языка, строить свою речь в соответствии с языковыми и этическими нормами

4 Систематизировать и обобщать информацию по вопросам профессиональной деятельности.


Студент будет иметь навыки:

1 Успешной коммуникации в бытовой, правовой, научной, политической, социально-государственной деятельности.


2 Место дисциплины в учебном процессе
Дисциплина «Русский язык и культура речи» относится к обще гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам федерального компонента. Преподается студентам специальности 030501.65 «Юриспруденция» гражданско-правовой и уголовно-правовой специализации заочной формы обучения сокращенного срока в 1 семестре.

Для студентов заочной формы, сокращенного срока обучения дисциплина базируется на знаниях школьного курса русского языка. Будет являться опорой для таких дисциплин, как культурология, философия, социология, политология и некоторых разделов специальных дисциплин.
3 Организационно-методические данные дисциплины


Виды работ с разбивкой трудоемкости в 1 семестре.



Виды работ

Трудоёмкость, ч

Общая трудоемкость

34

Аудиторная работа

4

Лекции (Л)

Практические занятия (ПЗ)

2

2

Самостоятельная работа

30

Вид итогового контроля

зачет


4 Содержание дисциплины


    1. Выписка из ГОС ВПО «Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы» по дисциплине


Стили современного русского литературного языка. Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка.

Речевое взаимодействие. Основные единицы общения. Устная и письменная разновидности литературного языка. Нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи.

Функциональные стили современного русского языка. Взаимодействие функциональных стилей.

Научный стиль. Специфика использования элементов различных языковых уровней в научной речи. Речевые нормы учебной и научной сферы деятельности.

Официально-деловой стиль, сфера его функционирования, жанровое разнообразие. Языковые формулы официальных документов. Приемы унификации языка служебных документов. Интернациональные свойства русской официально-деловой письменной речи. Язык и стиль распорядительных документов. Язык и стиль коммерческой корреспонденции. Язык и стиль инструктивно-методических документов. Реклама в деловой речи. Правила оформления документов. Речевой этикет в документе.

Жанровая дифференциация и отбор языковых средств в публицистическом стиле. Особенности устной публичной речи. Оратор и его аудитория. Основные виды аргументов. Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, развертывание и завершение речи. Основные приемы поиска материала и виды вспомогательных материалов. Словесное оформление публичного выступления. Понятливость, информативность и выразительность публичной речи.

Разговорная речь в системе функциональных разновидностей русского литературного языка. Условия функционирования разговорной речи, роль внеязыковых факторов.

Культура речи. Основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения.
4.2 Разделы дисциплины, их содержание и виды занятий



Разделы дисциплины, изучаемые в 1 семестре


№ раздела

Наименование разделов

Количество часов

Внеауд. работа

Всего

Аудиторная работа

Л

ПЗ

1

Введение

Предмет и задачи курса «Русский язык и культура речи», его теоретические и прикладные аспекты. Особенности современной языковой ситуации.

17

2

-

15

5

Нормативный аспект культуры речи

Понятие о языковой норме. Виды норм. Вариантность норм как следствие развития языка. Классификация языковых вариантов.

17

-

2

15

Итого:

34

2

2

30



5 Тематический план изучения дисциплины
5.1 Практические занятия




занятия



раздела

Тема

Кол-во часов

1



5



Лексические нормы. Орфоэпические и акцентологические нормы. Морфологические нормы. Синтаксические нормы

2



Итого:

2



5.2 Самостоятельное изучение разделов дисциплины


№ раздела

Вопросы, выносимые на самостоятельное изучение

1

История возникновения языка

2

Коммуникативная культура личности

3

Этико-социальные аспекты культуры речи

4

Культура делового общения

5

Культура научной речи

6

Логичность речи

7

Понятность и доступность речи


6 Учебно-методическое изучение разделов дисциплины
6.1 Рекомендуемая литература
6.1.1 Основная литература

1. Русский язык и культура речи: Учебник для вузов / Под ред. В.Д. Черняк. - М.: Высш. шк.; С.-Пб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. - 509 с.

2. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Риторика и культура речи: Учеб.пособ. – 3-е изд., доп. и перераб. – Ростов-на-Дону:Феникс, 2008.

3. Ипполитова Н.А., Князева О.Ю., Савова М.Р. Русский язык и культура речи: Учебник / Под ред. Н.А. Ипполитовой. - М.: Изд-во Проспект, 2008.-440с.

4. Русский язык и культура речи: Учебное пособие / Под ред. проф. О.Я. Гойхмана. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 192 с.

5. Федосюк М.Ю., Ладыженская Т.А., Михайлова О.А., Николина Н.А.

Русский язык для студентов-нефилологов: Учебное пособие. - 3-е изд., испр. - М.: Флинта: Наука, 2006. - 256 с.

6. Русский язык и культура речи: Учебник / Под ред. проф. В.И. Максимова. - М.: Гардарики, 2008. - 413 с. (Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений).
6.1.2 Дополнительная литература

1. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. - 3-е изд., испр. - М.: Просвещение, 1989.

2. Рахманин Л.В. Стилистика деловой речи и редактирование служебных документов. - М., 1998.

3. Мучник Б.С. Культура письменной речи: Формирование стилистического мышления. - М.,1996.

4. Культура русской речи. Учебник для вузов / Под ред. проф. Л.К. Граудиной и проф. Е.Н. Ширяева. - М.: Издательская группа НОРМА – ИНФА. М., 2004. - 560 с.

5. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. М.: ООО «Изд-во АСТ-ЛТД», 1998. - 384 с.

6. Кузяева Н.А. УПП «Русский язык и культура речи». – БГТИ, 2007.
Словари и справочные издания

1. Берков В.П. и др. Большой словарь крылатых слов русского языка. – М: Астрель, 2000

2. Горбачевич К.С. Словарь эпитетов русского литературного языка. – СПб: Норинт, 2001

3. Даль В.И. Толковый словарь русского языка: Современное написание. – М.: АСТ, 2005

4. Жуков В.П. Словарь русских пословиц и поговорок. – 7-е изд., стереотип. – М.: Русский язык, 2000

5. Новиков А.Б. Словарь перифраз русского языка (на материале газетной публицистики). - 2-е изд., стереотип. - М.: Рус. яз., 2000.

6. Орфографический словарь русского языка. - М., 2003.

7. Орфоэпический словарь русского языка: произношение, ударение, грамматические формы. - М., 2004.

8. Иванова Т. Ф., Черкасова Т.А. Русская речь в эфире. Комплексный справочник. 2-е изд., испр.- М.: Рус. яз., 2002.

9. Иванова Т. Ф. Новый орфоэпический словарь русского языка. Произношение. Ударение. Грамматические формы. - М.: Рус. яз., 2004.

10. Словарь синонимов русского языка: В 2-х т. - М., 2003.

11. Бельчиков Ю.А., Панюшева М.С. Словарь паронимов русского языка. - М.: ООО «Изд-во АСТ»: ООО «Изд-во Астрель», 2002.

6.2 Средства обеспечения освоения дисциплины
6.2.1 Методические указания и материалы по видам занятий
6.2.1.1 Методические указания к лекционным занятиям
Чтобы любое занятие было плодотворным, студент должен к нему готовиться. Перед лекцией рекомендуется ознакомиться с соответствующей темой по источникам, которые указаны в программе курса в привязке к соответствующей теме. При предварительной подготовке у студента могут появиться вопросы, которые он может задать лектору в консультационные часы.

Для того чтобы студенту легче было разобраться в сложном и обширном материале, методика преподавания построена так, что, наиболее трудные и важные темы рассматриваются на аудиторных занятиях - лекциях. Их тематический план содержится в программе данной дисциплины.

Часть вопросов теоретического курса выносится на самостоятельное изучение. Самостоятельная проработка студентов должна обязательно заканчиваться проверкой знаний в виде устного или письменного опроса, контрольной работы, написания эссе и т.д.

При чтении лекций рекомендуются использовать демонстрацию слайдов или компьютерные программы для проведения презентации по теме лекции.

Порядок подготовки лекционного занятия: изучение требований программы дисциплины, определение целей и задач лекции, разработка плана проведения лекции, подбор литературы (ознакомление с методической литературой, публикациями периодической печати по теме лекционного занятия), отбор необходимого и достаточного по содержанию учебного материала, определение методов, приемов и средств поддержания интереса, внимания, стимулирования творческого мышления студентов, написание конспекта лекции, моделирование лекционного занятия. Осмысление материалов лекции, уточнение того, как можно поднять ее эффективность.

Порядок проведения лекционного занятия: вводная часть, знакомящая студентов с темой лекции, ее планом, целью и задачами, рекомендуемой литературой для самостоятельной работы; основная часть, раскрывающая тему лекции; заключительная часть, содержащая выводы и обобщения.
6.2.1.2 Методические указания к практическим занятиям
Студентам рекомендуется в подготовку к практическому занятию включать изучение нормативных правовых и иных правовых источников и ознакомиться на выбор с источниками из литературы, указанной к каждой теме в программе по учебной дисциплине.

Важная часть занятий - это выполнение заданий и решение задач. К ним надо приступать, хорошо усвоив теоретический материал. В решении задач нельзя ограничиваться односложным ответом на поставленный вопрос, а необходимо дать правовую оценку всем обстоятельствам дела, не забывая теоретических положений. Свои рассуждения и выводы следует обосновать точными правовыми нормами с указанием их источника. Решение должно быть подробным и аргументированным.

Эссе - это краткая научная работа студента, в которой студент должен раскрыть один узкий проблемный вопрос. Отличие эссе от других научных работ студентов - в его краткости, лаконичности изложения материала на предложенную тему. Эссе сравнимо с устными высказываниями студентов по определенному научному вопросу на семинарах или докладом. В эссе студент выражает собственное мнение, обосновывая его ссылками на нормативный материал и учебную и научную литературу. Наличие авторской позиции, собственного отношения к вопросу в эссе обязательно.
6.2.1.3 Методические указания к контрольной работе
Контрольные работы для студентов заочной формы обучения

1 вариант

1. Расставьте ударение в словах.

Алфавит, каталог, аргумент, псевдоним, агент, премировать, иконопись, ракурс, договор, соболезнование, средства, силос, мизерный, ненависть, взята, взяты.

2. Найти речевые ошибки. Исправьте предложения.

а) Работу нужно закончить к пятому апрелю.

б) Наряжая елку, мне вспомнилось детство.

в) Нам остается позавидовать о том, что у вас есть такой музей.

г) Речь этого лектора произвела негативный эффект.

3. Замените слова фразеологическими оборотами.

обманывать –

близко –

быстро –

  1. Даны паронимы. Выбрать нужное слово.

а) Один берег реки луговой, а другой – (глинистый – глиняный).

б) В квартире нужно было (провести –произвести) ремонт.

в) На поляне мы увидели высокий (земельный – земляной) холм.

  1. Раскройте скобки.

а) Я долго греб веслами, отчего на руке (вздуться)(огромный) мозоль.

б) На озере (плавать)(черный) лебедь.

в) Над болотом кружила пара (цапли).

6. Спишите текст, вставьте пропущенные орфограммы, пунктограммы, раскройте скобки.

Весной как только нагреет(?)ся почва на лугах пустырях всюду появят(?)ся ро(сс, с)ыпи ярко(желтых) цветов напом…нающих мален(?)кие по(д,т)солнеч(?)ники. Они словно брызги солнеч(?)ных лучей ра…крывают свои яркие к…розинки (на) встречу яс(?)ному дню.

На вечерней з…ре или в (не)настье ж…лтые цв…тки укладывают(?)ся в з…леные рубашки и з…л…тистый покров на лужайках и…чезает. Цв…тки эти одуван(?)чикм многолетние р..стения самые ра…простране(нн,н)ые на всех к…нтинентах (З,з)емли. Р…стут они повсюду на р…внинах в г…рах на щ…бнистых склонах на со(?)нцепеках в тени.
2 Вариант

1. Расставьте ударение в словах.

Добыча, алкоголь, газопровод, жалюзи, статуя, творог, баловать, квартал, атлас, языковый (мальчик), замок, красивее, простыня, премировать, документ.

2. Найти речевые ошибки. Исправьте предложения.

  1. Он чувствовал, что будет скучать по родителям.

  2. Некоторые люди принимают желательное за действительное.

  3. Нам нужно взаимно помогать друг другу, взаимно поддерживать друг друга.

  4. На будущий день началось обсуждение текущих дел.

3. Заменить слова фразеологическими оборотами.

  1. много –

  2. хорошо работать –

  3. мешать -

4. Даны паронимы. Выбрать нужное слово.

  1. Студент быстро (освоил, усвоил) материал.

  2. Знаток во всем он все же был (невежей, невеждой) в живописи.

  3. В жаркий день приятно проходить по (теневым, тенистым) аллеям.

5. Раскройте скобки.

  1. Головы моют (шампунь).

  2. Лицо дамы (скрывать)(густой) вуаль.

  3. Над болотом кружила пара (цапли).

6. Спишите текст, вставьте пропущенные орфограммы, пунктограммы, раскройте скобки.

Был ч…дес…ный день безветре…ный (не)жаркий (по)летнему теплый и приятный. Я (не)спеша в глубоком раздумье ш…л по алле… одичавшего сада заглуш…ого зар...слями какого(то) диковин…ого кустарника. (Не)заметно дош…л я до низкого деревя…ого домишки окруж…ого (полу)сгнившими точ…ными столбиками.

Обойдя строение справа я оч…тился перед стари…ым двух…этажн…м домом.

Поднявшись на застекле…ую те(р,рр)а(с,сс)у я пр…сел на плете…ое соломе…ое кресло с выг…ревшей полотня…ой обивкой. Сквозь (не)большую стекля…ую дверь была видна гости…ая с паркетным полом. На стенах были развеш…ы гравюры в полирова…ых рамках из красного дерева.
3 Вариант

1. Расставьте ударение в словах.

Свекла, километр, средства, звонит, обеспечить, маркетинг, индустрия, ходатайствовать, колосс, характерный, значимость, медикамент, втридорога, двоюродный, обетованный.

2. Найти речевые ошибки. Исправьте предложения.

  1. Он быстро заполнил анкету, написал свою автобиографию и сдал все документы.

  2. Сегодня холодно, поэтому я одела шубу.

  3. Ребенок держался за коляску обоими руками.

  4. Знание русской грамматики помогает избежать многие ошибки.

3. Замените слова фразеологическими оборотами.

  1. Умереть –

  2. Устать –

  3. Волноваться -

4. Даны паронимы. Выбрать нужное слово.

  1. В этот день я услышала много (обидных – обидчивых) слов.

  2. Молодой рабочий (усвоил – освоил) профессию токаря.

  3. (Болотистый – болотный) ил является отличным удобрением.

5. Раскройте скобки.

  1. Ребенок с удовольствием ест (картофельный) пюре.

  2. В празднике в доме обычно варили (вкусный) студень.

  3. Осенью всегда бывает много (свадьба).

6. Спишите текст, вставьте пропущенные орфограммы, пунктограммы, раскройте скобки.

Птич…ими г…лосами лес нап…лняет(?)ся постепе(нн,н)о. С пр…летом зябликов их песни слышны в разных местах и каждый день пр…бавляют(?)ся новые и новые звуки. Слышнее всего переливы и стр…котан…е др…здов. Лес стоит ещ(о,ё) голый без лис(?)т(?)ев. Он кажет(?)ся доступн…м понятн…м (не)таящ…м секретов во…буждает радость и (не)терпение услышать новые г…лоса.

В г…лосах птиц нач…наеш(?) разл…чать (не) только бойкое пение но и нотки ж…тейских забот идет ра(с,сс)еление птиц по учас(?)кам проверяет(?)ся проч(?)ность гр…ниц с соседом. Бли…ка пора строительства гнезд и забота о потомств… Для всех п…рнатых наступа…т ответстве(нн,н)ое и тр…вожное время.
6.2.2 Контрольные вопросы для самопроверки

1. Язык как знаковая система. Единицы языка. Уровни языка. Язык и речь. Функции языка. Формы существования языка.

2. Понятие национального языка. Литературный язык как высшая форма национального языка. Отличие литературного языка от нелитературных элементов (диалектизмов, просторечия, жаргонизмов). Русский язык среди других языков мира. Международный статус русского языка.

3. Понятие «культуры речи». Культура речи как компонент культуры в целом.

Уровни культуры речи. Особенности современной языковой ситуации: языковые изменения и их социальная обусловленность. Культура речи как лингвистическая дисциплина. Основные аспекты культуры речи.

4. Речевое общение. Основные единицы общения: речевое событие, речевая ситуация, речевое взаимодействие. Организация вербального взаимодействия. Эффективность речевой коммуникации. Невербальные средства общения. Культура несловесной речи.

5. Коммуникативная культура личности. Коммуникативная ситуация: основные компоненты коммуникативной ситуации; основные законы общения. Коммуникативные нормы.

6. Этико-социальные аспекты культуры речи. Основные ситуации общения и речевой этикет. Этические нормы речевой культуры (речевой этикет): культура поведения и этические нормы общения; проявление категории вежливости в русском языке; социальные аспекты культуры речи.

7. Особенности служебно-делового общения. Культура делового общения, требования к речевой коммуникации в деловой среде. Современный деловой этикет. Культура делового письма. Культура устной деловой речи. Телефонный разговор: особенности телефонной коммуникации, телефонный этикет.

8. Понятие правильности речи. Норма (признаки нормы, природа норм). Типы норм (общеязыковые и стилистические).

9. Вариантность как следствие развития языка. Этапы вытеснения одного варианта другим. Понятие языковых вариантов. Виды вариантов по отношению к норме. Причины возникновения вариантов. Последствия вариантности.

10. Орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Историческая основа орфоэпических норм. Основные произносительные нормы (произношение гласных звуков, согласных звуков и их сочетаний; особенности произношения иностранных слов.).

11. Акцентологические нормы. Основные черты русского ударения. Функции ударения. Основные акцентологические нормы современного русского литературного языка (правила постановки ударения в именах существительных, прилагательных, в глаголах, причастиях).

12. Понятие благозвучия речи. Условия благозвучия речи (сочетаемость звуков в русском языке, эстетическая оценка звуков, длина слова, интонация). Факторы, нарушающие благозвучие речи.

13. Морфологические нормы. Особенности употребления форм имён существительных: род несклоняемых существительных и аббревиатур, варианты падежных окончаний. Склонение собственных имен существительных.

14. Морфологические нормы употребления разных видов числительных и количественно-именных сочетаний. Нормы употребления имён прилагательных, глаголов и глагольных форм.

15. Особенности синтаксических норм. Согласование сказуемого с подлежащим. Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов.

16. Синтаксические нормы организации однородного ряда. Ошибки в построении сложных предложений.

17. Понятие точности речи. Виды точности речи. Условия точности речи. Лексические нормы. Правила выбора слова.

18. Правила использования в речи многозначных слов и омонимов. Паронимия и точность речи. Парономазия.

19. Лексическая сочетаемость, ее виды. Логическая сочетаемость слов. Понятие алогизма. Основные логические ошибки. Речевая недостаточность и речевая избыточность. Плеоназм и тавтология.

20. Привычная сочетаемость слов. Правила употребления фразеологических оборотов и устойчивых сочетаний. Стилистическая сочетаемость слов. Виды стилистических ошибок.

21. Чистота речи. Коммуникативные условия чистоты речи. Элементы языка, засоряющие литературную речь. Стилистически не оправданное употребление диалектизмов. Вопрос об употреблении иноязычных слов. Причины активизации употребления иноязычных слов на современном этапе. Правила употребления иноязычной лексики. Слова-паразиты.

22. Жаргоны и жаргонизмы. Основные социальные разновидности жаргонов. Проблема молодежного жаргона. Использование профессиональной и профессионально-жаргонной лексики в литературном языке. Ущербное и ценное в жаргонной речи.

23. Уместность речи. Стилистическая окраска языковых единиц (функционально-стилевое расслоение лексики, эмоционально-экспрессивная окраска слов).Сфера использования в речи стилистически окрашенной лексики. Неоправданное употребление оценочных, эмоционально окрашенных средств и слов различных стилистических пластов (смешение стилей). Стилистическая оценка устаревших слов (историзмов и архаизмов) и неологизмов, правила их использования, ошибки, вызванные их употреблением. Стилистическое использование профессионально-технической и терминологической лексики.

24. Понятие «функциональный стиль». Характеристика разговорного стиля: сфера употребления, основные стилевые черты, жанровые разновидности, языковые черты стиля (фонетический, словообразовательный, морфологический, лексический и синтаксический уровни). Вопрос о стиле художественной литературы. Характеристика художественного стиля. Взаимодействие различных стилей в языке художественной литературы.

25. Характеристика научного стиля: сфера употребления, основные стилевые черты, жанровые разновидности, языковые черты стиля (лексический, морфологический, словообразовательный и синтаксический уровни).

26. Особенности устной научной речи (информативные жанры: реферативное сообщение, лекция, доклад). Особенности письменной научной речи. Первичные жанры собственно научного стиля (научная статья, монография, курсовая и дипломная работа). Конспект, аннотация и реферат как вторичные научные тексты и их разновидности. Научно-популярный стиль изложения.

27. Характеристика официально-делового стиля: сфера употребления, основные стилевые черты, жанровые разновидности, языковые черты стиля (лексический, морфологический, словообразовательный и синтаксический уровни).

28. Официально-деловая письменная речь. Особенности языка деловых бумаг и документов (языковые формулы официальных документов). Типы документов. Требования к оформлению реквизитов документов. Приёмы унификации языка служебных документов. Интернациональные свойства официально-деловой письменной речи.

29. Характеристика публицистического стиля. Сфера употребления и основные функции стиля. Языковые черты стиля (лексический, морфологический, словообразовательный и синтаксический уровни). Жанровые разновидности.

30. Устная публицистическая речь. Дискуссия как управляемый публичный спор. Задачи дискуссии, их типы. Роль ведущего. Дискуссионные (аргументативные) выступления, их особенности. Типы аргументов. Культура выражения несогласия.

31. Особенности публичной речи. Оратор и его аудитория. Диалогичность ораторской речи. Подготовленная и неподготовленная ораторская речь. Приёмы подготовки речи (выбор темы, цель речи и т. д.). Начало, завершение и развёртывание речи. Основные приёмы поиска материала. Культура общения с аудиторией.

32. Особенности публичной речи. Интонационно-мелодические закономерности публичной речи. Способы словесного оформления публичного выступления. Понятность, информативность и выразительность публичной речи. Понятность и доступность как коммуникативные качества хорошей речи. Языковая и речевая доступность речи. Доступность речи и проблема понимания. Основные помехи для доступности речи. Средства достижения доступности речи.

33. Логичность речи. Логичность рассуждения и логичность изложения. Законы логики. Логичность в предложении и тексте. Условия логичности речи. Синтаксические средства для выражения логических связей, основные логические ошибки на уровне предложения. Основные условия логичности на уровне текста. Логичность в научной и художественной речи.

34. Богатство (разнообразие) речи. Условия богатства речи. Лексическое, семантическое, грамматическое, интонационное богатство речи. Значение организации и динамики речи, ее информативной насыщенности. Проблема речевого богатства и речевой бедности применительно к разным функциональным стилям.

35. Выразительность речи. Условия выразительности речи. Неязыковые факторы, повышающие выразительность речи. Факторы, снижающие выразительность речи: канцеляризмы, речевые штампы и стандарты.

36. Языковые средства, усиливающие выразительность речи (тропы и фигуры).
6.2.3 Критерии оценки знаний и умений
Итоговой формой контроля знаний, умений и навыков по дисциплине во 2 семестре является зачет.

Зачет проводится по билетам, включающим два теоретических вопроса.

Оценка знаний студентов проводится по следующим критериям:

-оценка «зачет» выставляется студенту, если он усвоил программный материал или если имеет знания только основного материала в объеме учебника и знаком с основными нормативно-правовыми актами, последовательно его излагает, справляется с задачами, вопросами и другими видами применения знаний, не допуская существенных неточностей в ответе на вопрос,

- оценка «незачет» выставляется студенту, который не знает значительной части программного материала, допускает существенные ошибки, неуверенно, с большими затруднениями решает практические задачи или не справляется с ними самостоятельно.

Итоговой формой контроля знаний, умений и навыков по дисциплине в 4 семестре является экзамен.
7 Материально-техническое обеспечение дисциплины
7.1 Учебно-лабораторное оборудование
Учебно-лабораторное оборудование для изучения дисциплины «Гражданское право» не предусмотрено.

Реализация учебной дисциплины обеспечивается:

- рабочими местами по количеству обучающихся;

- рабочим местом преподавателя;

- комплектом учебно-методической документации по дисциплине.

Для проведения лекционных и практических занятий используются аудитории, оснащенные мультимедийным оборудование (стационарными и переносными проекторами, экранами, компьютерами).
7.2 Технические и электронные средства обучения и контроля знаний студентов
В качестве технического и электронного средства обучения и контроля знаний студентов при проведении практических занятий, тестовых контрольных срезов, рубежного контроля используется компьютерная программа «Универсальный тестовый комплекс». Обеспечен доступ каждого обучающегося в компьютерных классах к сети Интернет.

  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа дисциплины «русский язык и культура речи» iconРабочая программа дисциплины русский язык и культура речи степень...
Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» подготовлена Лазаревой Г. А., к п н., доцентом кафедры общественных...
Рабочая программа дисциплины «русский язык и культура речи» iconТема: Введение в курс «Русский язык и культура речи». Основные понятия курса
«Русский язык и культура речи»: литературный язык, язык и речь, норма, диалект, культура языка и культура речи, устная речь, письменная...
Рабочая программа дисциплины «русский язык и культура речи» iconРабочая программа дополнительного учебного курса «Культура речи....
Русский язык и культура речи вводятся в соответствии с фгос в качестве инвариантной дисциплины гуманитарного цикла
Рабочая программа дисциплины «русский язык и культура речи» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Русский язык и культура речи»
Русский язык и культура речи Направление подготовки 032100. 62 Физическая культура Форма подготовки очная/заочная
Рабочая программа дисциплины «русский язык и культура речи» iconРабочая программа дисциплины (модуля) Русский язык и культура речи...
Дисциплина «Русский язык и культура речи» нацелена на повышение уровня практического владения современным русским языком и приобретение...
Рабочая программа дисциплины «русский язык и культура речи» iconМетодические рекомендации к курсу Русский язык и культура речи
Русский язык и культура речи: Методическое пособие (заочное обучение)/ Пермский институт фсин россии
Рабочая программа дисциплины «русский язык и культура речи» iconРусский язык и культура речи
Данные задания, контрольные вопросы, темы рефератов и тесты помогут вам при изучении предмета «Русский язык и культура речи», а также...
Рабочая программа дисциплины «русский язык и культура речи» iconМетодическая разработка оценка качества учебного процесса и деятельности...
Компетентностный подход в образовании в рамках дисциплины «Русский язык и культура речи»
Рабочая программа дисциплины «русский язык и культура речи» iconРусский язык и культура речи
Русский язык и культура речи: Контрольные задания для студентов заочной формы обучения сгга/ Сост доц. М. К. Чирейкин. ─ Новосибирск:...
Рабочая программа дисциплины «русский язык и культура речи» iconПрограмма зачетной работы для студентов зо факультета лмф письменная...
Указания к выполнению контрольной работы по дисциплине «русский язык и культура речи»
Рабочая программа дисциплины «русский язык и культура речи» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине русский язык и культура речи
«Русский язык и культура речи» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Рабочая программа дисциплины «русский язык и культура речи» iconПрограмма курса «Русский язык и культура речи» Дисциплина «Русский язык и культура речи»
В связи с этим программа базового курса включает материал, позволяющий студентам
Рабочая программа дисциплины «русский язык и культура речи» iconНовороссийский филиал
Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык и культура речи». – Новороссийск: нф мгэи, 2013. – 32 с
Рабочая программа дисциплины «русский язык и культура речи» iconПрограмма дисциплины «Русский язык и культура речи» для направления...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 010400. 62 «Прикладная...
Рабочая программа дисциплины «русский язык и культура речи» iconРабочая программа дисциплины «Русский язык и культура речи»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая программа дисциплины «русский язык и культура речи» iconРабочая программа учебной дисциплины «Русский язык и культура речи»
Направление подготовки (специальности): 022000 Экология и природопользование (изб)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск