Профессионально-педагогическая культура преподавателя





Скачать 161.38 Kb.
НазваниеПрофессионально-педагогическая культура преподавателя
Дата публикации05.03.2015
Размер161.38 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Право > Документы
ОТ ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА
Ю. ДМИТРИЕВ,

доктор юридических наук, профессор
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ

КУЛЬТУРА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
Любая деятельность, в основе которой лежит взаимодействие с другими людьми, направленное на организацию их действий, является управленческой деятельностью. Среди многообразных видов педагогической деятельности ве­дущая роль принадлежит преподавательской и воспитательной. Специфика преподавательской деятельности в среднем и среднем специальном учебном заведении заключается в орга­низации процесса обучения и в управлении познавательной дея­тельностью учащихся. Поскольку обучение – это совместная дея­тельность обучающегося и обучаемого, преподаватель не является единственной центральной фигурой процесса обучения, субъектом этого процесса является и сам обучающийся.

А.С. Макаренко пи­сал, что он сделался настоящим мастером только тогда, когда научился говорить «иди сюда» с 15–20 оттенками, когда научил­ся делать 20 нюансов в постановке лица, фигуры, голоса. Дости­жение раскованности, свободы, внешней поведенческой вырази­тельности, владение мимикой и движениями требует от педагога такой же работы над собой, как и от актера. Именно поэтому разработанная К.С. Станиславским система психотехнической под­готовки актера с успехом используется для отработки педагоги­ческой техники. Помочь преподавателю в ее совершенствовании могут современные технические средства – видео- и аудиозапись занятий, которые обнаруживают недочеты, неосознаваемые в процессе деятельности.

Основное содер­жание управленческой деятельности преподавателя заключается в со­здании мотивации студентов-юристов к учебе, включении их в процесс постановки целей и планирования, реализации планов, самоконтроля, самоанализа и самооценки ее результатов. Однако, для того чтобы управлять деятельностью других, преподаватель должен научиться управлять собственной деятельностью, т.е. предварительно пост­роить систему собственных действий, направленных на организа­цию целенаправленной деятельности студентов-юристов.

Новые задачи, стоящие перед российским образованием, принципиально меняют требования к педагогическим и руководящим кадрам. Возникает естественный вопрос: какими же они должны быть? Современный педагог – это педагог, который используя принципиально иные средства организации учебно-воспитательного процесса и постоянно повышая свой профессионализм, способен обеспечить гибкое индивидуально-ориентированное обучение и воспитание, сформировать у учащегося совершенно новые компетенции. Приступая к реализации инициативы «Наша новая школа», мы должны осознать, что принципиальные изменения произойдут и в системе внутришкольного управления качеством оценки деятельности учителя. В новых условиях работа педагога будет оцениваться как с точки зрения достижений учащегося, так и с точки зрения профессионального роста самого учителя, что потребует от педагогических коллективов отработки технологии создания портфолио ученика и учителя и технологии работы с ними. Эту задачу мы уже ставили в прошлом году, но реально ее пока решили только 13% педагогических коллективов.

Современный директор любого образовательного учреждения должен быть лидером в образовании, ведь уклад и работа учреждения во многом зависят от умения руководителя настроить педагогический коллектив на постоянное разностороннее развитие, творческий поиск и самосовершенствование, обновление педагогических технологий и инновационную деятельность. Сегодня, к сожалению, пока еще далеко не все педагогические коллективы образовательных учреждений отвечают этим требованиям. Чтобы изменить ситуацию, окружные управления должны не только продумать и выстроить целостную систему подготовки руководящих кадров на основе формирования кадрового резерва, но и обеспечить постоянное методическое сопровождение директоров, включая организацию работы школ передового опыта лучших директоров.

Основные направления и содержание деятельности педагога определены квалификационной характеристикой выпускника по специальности «учитель», представленной в государственном стан­дарте высшего профессионального образования. Он должен быть готов к выполнению следующих видов профессиональной деятель­ности: преподавательской, воспитательной, социально-педагоги­ческой, культурно-просветительской, коррекционно-развивающей, научно-методической, управленческой.

Неотъемлемым элементом педагогической деятельности яв­ляется научно-методическая деятельность, обеспечивающая орга­низацию всех других ее видов и реализацию ведущих профессио­нальных функций педагога. Ее содержание составляют освоение преподавателем современных теорий и технологий воспитания и обуче­ния, разработка на их основе своих собственных подходов, содер­жания, способов организации учебно-воспитательного процесса и оформление их в учебно-методической документации и науч­но-методических работах: авторских программах, тематических планах и методических разработках занятий, методических реко­мендациях и пособиях, докладах на научно-практических кон­ференциях, научных статьях.

Стремление к исследовательской работе, свойственное многим современным преподавателям, порождено самим характером педагогической деятельности, которая не может осуществляться полноценно без изуче­ния и анализа исходного уровня и результатов интеллектуального и личностного развития студентов, выявления эффективности ис­пользуемых методов, приемов и форм организации обучающей, воспитательной и других видов деятельности. Педагогическая деятельность является экспериментальной и инновационной, требующей постоянного научного поиска и совершен­ствования преподавателем способов организации учебного процесса.

Осуществляя поиск путей реализации целей педагогической деятельности, преподаватель выбирает профессиональную страте­гию, содержание которой составляет развитие себя и других. Государственную образова­тельную политику и уровень развития самой педагогической на­уки отражают так называемые ценности-цели, которые, субъективируясь, становятся значимыми фактора­ми педагогической деятельности и влияют на инструментальные ценности, называемые ценностями-средствами. Они формируют­ся в результате овладения теорией, методологией и педагогическими технологиями, составляя основу профессионального образования педагога.

Ценности-средства – это три взаимосвязанные подсистемы: собственно педагогические действия, направленные на решение профессионально-образовательных и личностно-развивающих за­дач (технологии обучения и воспитания); коммуникативные дей­ствия, позволяющие реализовать личностно- и профессиональ­но-ориентированные задачи (технологии общения); действия, от­ражающие субъектную сущность преподавателя, которые интегративны по своей природе, так как объединяют все три подсистемы дей­ствий в единую аксиологическую функцию. Ценности-средства подразделяются на три группы: ценности-отношения, цен­ности-качества и ценности-знания.

Ценности-отношения обеспечивают педагогу целесообразное и адекватное построение педагогического процесса и взаимодействия с его субъектами. Отношение к профессиональной деятельности не остается неизменным и варьирует в зависимости от успешно­сти действий педагога, от того, в какой мере удовлетворяются его профессиональные и личностные потребности. Ценностное отно­шение к педагогической деятельности, задающее способ взаимо­действия преподавателя со студентами-юристами, отличается гуманистической на­правленностью. В ценностных отношениях в равной мере значи­мым является и самоотношение, т.е. отношение преподавателя к себе как к профессионалу и личности.

В иерархии педагогических ценностей наиболее высокий ранг имеют ценности-качества, так как именно в них проявляются сущностные личностно-профессиональные характе­ристики преподавателя. К их числу относятся многообразные и взаимо­связанные индивидные, личностные, статусно-ролевые и профессионально-деятельностные качества1.

Суть ценностей-знаний состоит в том, что овладение преподавателем фундаментальными психолого-педагоги­ческими знаниями создает условия для творчества, альтернативно­сти в организации образовательного процесса, позволяет ориенти­роваться в профессиональной информации, отслеживать наиболее значимую и решать педагогические задачи на уровне современной теории и технологии, используя продуктивные творческие приемы педагогического мышления.

Таким образом, названные группы педагогических ценностей, порождая друг друга, образуют аксиологическую модель, имею­щую синкретический характер. Он проявляется в том, что ценно­сти-цели определяют ценности-средства, а ценности-отношения зависят от ценностей-целей и ценностей-качеств и т.д., т.е. они функционируют как единое целое. Аксиологическое богатство преподавателя определяет эффективность и целенаправленность отбора и приращения новых ценностей, их переход в мотивы поведения и педагогические действия2.

Гуманистические параметры педагогической деятельности, вы­ступая его «вечными» ориентирами, позволяют фиксировать уро­вень расхождения между сущим и должным, действительностью и идеалом, стимулируют к творческому преодолению этих разрывов, вызывают стремление к самосовершенствованию и обусловливают смысложизненное самоопределение преподавателя. Его ценностные ори­ентации находят свое обобщенное выражение в мотивационно-ценностном отношении к педагогической деятельности, которое яв­ляется показателем гуманистической направленности личности.

Такое отношение характеризуется единством объективного и субъективного, в котором объективное положение преподавателя явля­ется основой его избирательной направленности на педагогиче­ские ценности, стимулирующие общее и профессиональное са­моразвитие личности и выступающие фактором его профессио­нальной и социальной активности. Социальное и профессиональ­ное поведение преподавателя, следовательно, зависит от того, как он конкретизирует ценности педагогической деятельности, какое место отводит им в своей жизни3.

Выделяют два вида передового педагогического опыта: педагоги­ческое мастерство и новаторство.

Мастерство – умелое, рацио­нальное и комплексное использование педагогом научных рекомен­даций, оно способствует ясному пониманию технологии внедрения науки в практику.

Новаторство – педагогический опыт, содержа­щий инновационные подходы в организации педагогической дея­тельности.

Изучение и обобщение опыта осуществляется в следующей последовательности:

- описание опыта на основе наблюдения, бесед, опросов, изуче­ния документов;

- классификация наблюдаемых явлений, их истолкование, под­ведение под известные определения и правила;

- установление причинно-следственных связей и механизма взаимодействия различных сторон учебного процесса, их оценка: уяснение способов и средств деятельности преподавателя и студентов, приводящих к высокому результату4.

Критерии передового опыта:

1) новизна: от внесения новых положений в науку до эффектив­ного применения уже известных положений и рационализации от­дельных сторон педагогической деятельности;

2) результативность и эффективность: высокий уровень обу­ченности, воспитанности и развития студентов;

3) соответствие требованиям педагогики, методик и психологии: высокие результаты могут быть получены за счет использования неприемлемых методов обучения, воспитания и стимулирования, тог­да опыт не имеет положительной ценности;

4) стабильность и повторяемость результатов в течение длитель­ного периода времени использования этого опыта;

5) воспроизводимость опыта: возможность повторения опыта
другими преподавателями с таким же результатом;

6) оптимальность опыта в целостном педагогическом процессе: достижение высоких результатов при минимальной затрате сил и времени как преподавателя, так и студентов, без необходимости отказываться
от решения каких-то других, не менее важных педагогических задач.

Внедрение передового опыта осуществляется через шефство (наставничество) педагогов-мастеров, педагогические практикумы, семи­нары и тренинги, через различные формы научного и методического обобщения – доклады, брошюры, статьи, бюллетени, методические разработки.

В педагогике существует такое понятие, как опытная работа. По мнению методолога педагогики М.Н. Скаткина, опытная работа мо­жет рассматриваться как самостоятельный метод исследования, ес­ли основана на научных данных в соответствии с теоретически обос­нованной гипотезой, преобразует действительность, создавая новые явления, и сопровождается глубоким анализом и выводами. Ее используют в период пробного применения гипотезы до орга­низации эксперимента и после него для проверки на практике полу­ченных выводов и рекомендаций.

Гуманитарность в структуре профессиональной позиции преподавателя выполняет посредническую функцию в смысловом диалоге преподавателя со студентом и определяет его готовность отказаться от количественной оценки по принципу «лучше – хуже», «боль­ше – меньше», «сильнее – слабее», от монополии на обладание истиной и профессионального догматизма. Изменяя свою прини­мающую систему и воспринимаемую информацию, преподаватель ока­зывается способным к саморазвитию и развитию коммуникатив­ной профессиональной культуры. Гуманитарность как способность преподавателя к позитивному диалогу со студентом способствует развитию профессионально-зна­чимых качеств во взаимном влиянии друг на друга.

К индивидуальным свойствам, определяющим, по мнению многих исследователей (например, Н.М. Борытко, И.А. Соловцова, А.М. Байбакова), успешность педагога, следует относить:

1) перцептивные способности – профессиональную зоркость, эмпатию (как способность сочувствия, понимания состояния студентов), педагогическую интуицию;

2) коммуникативность – расположенность к людям, доброжелательность, общительность, распределенность внимания, приня­тие (по определению К. Роджерса) студента таким, каков он есть;

3) конгруэнтность – соответствие позиции студентов, искренность и открытость им, оптимистическое прогнозирование;

4) креативность – не только способность к творчеству, но и бы­строту реакции в нестандартных ситуациях, своего рода артис­тизм, способность увлекать, реагировать с юмором;

5) суггестивность – умение воздействовать на эмоциональную сфе­ру воспитанников, создавать благоприятную атмосферу; добро­желательный микроклимат; эмоциональную устойчивость (способ­ность владеть собой);

6) терпимость, толерантность – принятие права студента на несовпадающее с позицией преподавателя собственное мнение, права на ошибку;

7) способность к рефлексии – самоанализ своего поведения, самоконтроль в процессе общения и помощь студентам в осмыслении того, что происходит с ними.

Гуманитарно-ориентированный педагог принимает «инакость» как объективную реальность, данность; он способен к рациональ­ному компромиссу, к достижению консенсуса, к утверждению согласованных норм взаимоотношений, к гибкости в профессио­нальной деятельности, поведении и отношениях. Ему свойствен­на предрасположенность к разумности, терпимости к инакомыс­лию, тактичности, взвешенности, критичности. Все свойства, необходимые гуманитарно-ориентированному педагогу, объединяет чувствительность к обучаемому человеку5.

Необходимые педагогу для осуществления успешной преподавательской деятельности способности можно условно разделить на две группы:

1) присущие людям других профессий, но особенно значимые для эффективной деятельности преподавателя учебного заведения;

2) свойственные именно педагогической деятельности. Ко второй группе относятся:

- организаторское чутье; способность учитывать психологиче­ские особенности студента, группы, курса при построении педагогического взаимодействия; умение видеть организаторские возможности других людей, их субъектные свойства;

- способность вести за собой; создавать мотивацию к деятельно­сти; увлекать ее перспективами, мотивировать на собственное развитие;

- возможность «заражать» и заряжать других своей энергией, которая во многом зависит от эмоционального потенциала педа­гога, его увлеченности своей деятельностью;

- склонность, готовность к организаторской деятельности, зави­сящая от внутренней активности личности педагога6.

Умения и навыки составляют педагогическую технику и опре­деляют форму организации профессиональной деятельности, по­ведения и общения педагога. Выделяются следующие две группы педагогических умений:

- умение управлять собой – владение своим телом, эмоцио­нальным состоянием, техникой речи;

- умение взаимодействовать в процессе решения педагогичес­ких задач – дидактические (обучающие), организаторские уме­ния, владение техникой контактного взаимодействия.

Первая группа умений подразделяется на психотехниче­ские умения: владение собой, своим телом, способами релаксации (расслабления) для снятия физического и психического напря­жения, способами эмоциональной саморегуляции, вытеснения от­рицательных эмоций и замены их положительными, способами создания рабочего творческого самочувствия; средства выразитель­ности: вербальные (эмоциональность, образность, интонацион­ная выразительность, ритм и темп речи, точность и языковая грамотность, четкость, дикция) и невербальные (владение мимикой, жестами, движениями, способствующими адекватной передаче мыслей и чувств).

Вторую группу умений также можно разделить на следую­щие подгруппы по компонентам педагогической деятельности:

- диагностические умения изучения и анализа педагогической ситуации (обучающей, воспитывающей, межличностного и груп­пового взаимодействия), а также результатов педагогического взаи­модействия;

- умения целеполагания – постановки целей (обучения, воспи­тания, развития) и их конкретизации в системе задач;

- отбор и конструирование соответствующих содержания, орга­низационных форм и методов обучения и воспитания, создание условий педагогического взаимодействия;

- организация педагогического взаимодействия (обучающего, воспитывающего, развивающего);

- умения обратной связи, оценки текущих результатов деятель­ности и их коррекции.

Знания преподавателя обращены, с одной стороны, к науке, пред­мет которой он преподает; с другой – к студентам, ко­торые их приобретают. Содержание профессиональных знаний со­ставляет знание преподаваемого предмета, его методики, педаго­гики и психологии. Требования к ним определяются Государствен­ным стандартом высшего профессионального образования по спе­циальности и квалификационными характеристиками по долж­ностям педагогов.

Система психолого-педагогических знаний педагога включает в себя несколько блоков: особенности педагогической деятельно­сти, ее структуры, требований, которые она предъявляет к лич­ности педагога; знание психолого-педагогических основ обучения; владение психолого-педагогическими основами общения, теоре­тическими основами процесса воспитания и способами организа­ции воспитательного процесса в образовательном учреждении.

Полифункциональный характер педагогической деятельности в высшей школе проявляется в ее многоаспектности – направленности не только на усвоение студентами знаний и способов деятельности, но и на развитие и становление личности, на построение отношений в группе, на курсе, в учебном заведении (колледже и др.), создающих условия для реализации данных целей, на создание в учебном заведении благоприятной образовательной и развивающей среды и т.д.7

Понимание, осмысление и применение воспринятых обучающимися знаний – вот суть данной парадигмы. Такой подход, по мнению Н.В. Михайловой, требует от преподавателя развитие творческих способностей у студентов, обучению их навыкам самостоятельной работы. В связи с этим кафедра наметила переход от объектно-субъектного к субъектно-субъектному методу преподавания, что подразумевает возникновение партнерских отношений преподавателя и студента в познании учебной дисциплины8. Субъектно-субъектный метод предполагает:

- осуществление постепенного уменьшения учебного времени, выделяемого на лекции, при увеличении времени на семинарские и практические занятия, проводимые с использованием деятельных форм обучения (тренингов, деловых и ролевых игр и т.п.);

- введение дополнительных форм контроля в виде коллоквиумов, рефератов, контрольных работ для достижения продуктивности самостоятельной работы обучающихся;

- внедрение в практику обучения студентов заочной и вечерней форм обучения выполнения ими контрольных работ, разработав для этого примерную тематику контрольных работ, как в традиционной форме вопросов по основополагающим проблемам учебной дисциплины, так и в форме ситуативных задач;

- продолжение практики проведения со студентами викторин, олимпиад, экскурсий как активных форм закрепления знаний, активизирующих в первую очередь мыслительную деятельность обучающегося;

- внедрение практики чтения по определенным темам систематических учебных курсов изучаемых по кафедре дисциплин, отдельных лекций ведущими специалистами в конкретной научной области (как работающими на кафедре, так и приглашаемых из других высших учебных и научных заведений);

- разработку и внедрение в учебный процесс элективных курсов.

Совершенствование подготовки юристов высшей квалификации предполагает совершенствование учебно-методических комплексов, для чего необходимо осуществлять:

- корректировку имеющихся на кафедрах средних и средних специальных учебных заведений России учебно-методических комплексов на основе модулей подготовки бакалавров и магистров по направлению «Юриспруденция»;

- обновление основных компонентов учебно-методических комплексов (учебные программы, планы семинарских занятий, учебно-методические рекомендации, тесты и т.п.) с учетом новейших достижений теоретико-правовой и историко-правовой наук и обучающих методик;

- завершение создания единой базы тестов по учебным дисциплинам кафедр средних и средних специальных учебных заведений, как на бумажном носителе, так и в компьютерном варианте;

- формирование специализированной базы данных, информационно-справочной системы и электронной библиотеки средних и средних специальных учебных заведений (для студентов заочной и вечерней форм обучения – информационной системы с доступом через Интернет; для студентов очной формы – через локальную сеть);

- создание в учебных заведениях библиотечных электронных каталогов, что положит начало внедрению дистанционного обучения, как одного из факультативных параметров Болонского процесса;

- внедрение экспериментальной апробации балльно-рейтинговой системы оценки учебной, научной и социальной деятельности обучающихся, применяемой преподавателями, и разработка нормативной и методической базы по организации учебного процесса в учебном заведении с использованием балльно-рейтинговой системы оценки;

- внедрение инновационных форм и методов обучения, предполагающих использование информационных и мультимедийных технологий в образовательном процессе;

- создание учебников, учебных пособий, сборников задач, и т.п. и издание таких материалов на базе конкретного высшего учебного заведения.


1 См.: Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. 6-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2007. С. 107.

2 Там же. С. 107, 108.

3 Там же. С. 108.

4 См.: Коджаспирова Г.М. Педагогика: Учебник. М.: Гардарики, 2007. С. 100, 101.

5 См.: Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя. Л., 1967. С. 53.

6 См.: Никитина Н.Н. Основы профессионально-педагогической деятельности: Учебное пособие. М., 2002. С. 22, 23.

7 См.: Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Указ. соч. С. 108.

8 См.: Михайлова Н.В. Из опыта работы по совершенствованию преподавания теоретико-правовых и историко-правовых учебных дисциплин в свете реализации «Программы развития юридического образования в Российской Федерации на 2006–2010 годы» // Проблемы модернизации юридического образования: материалы «круглого стола» 15 февраля 2007 г. / Отв. ред. Ю.Е. Винокуров. М.: Изд-во Московского гуманитарного университета, 2007. С. 72.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Профессионально-педагогическая культура преподавателя iconПсихологическая и педагогическая культура преподавателя высшей школы:...
Ы сходства и расхождения рассмотрения этих понятий во взглядах психологов и педагогов. Сформулирован вывод о конвергенции понятий...
Профессионально-педагогическая культура преподавателя iconУроках математики
Педагогическая культура в этом смысле не является исключением. Согласно точке зрения Е. В. Бондаревской, педагогическая культура...
Профессионально-педагогическая культура преподавателя iconМетодические рекомендации фтд. Педагогическое мастерство тренера...
...
Профессионально-педагогическая культура преподавателя iconПроблема, концепция, роли и ожидаемый результат по каждой игре
Совместная деятельность группы обучающихся и преподавателя под управлением преподавателя с целью решения учебных и профессионально-ориентированных...
Профессионально-педагогическая культура преподавателя iconРабочая программа дисциплины Профессионально-спортивное совершенствование...
Пояснительная записка по изучению (модуля) «Профессионально-спортивное совершенствование». (бокс)
Профессионально-педагогическая культура преподавателя iconОтчет по программе педагогической практики Выполнили: студенты 512 группы
Педагогическая деятельность преподавателя профессионального учебного заведения №30
Профессионально-педагогическая культура преподавателя iconПрограмма дисциплины опд. В. 03 Современная массовая культура специальность...
...
Профессионально-педагогическая культура преподавателя icon1. Наименование дисциплин
Профессионально-педагогическая деятельность, её аспекты. Содержание педагогической деятельности. Основные виды и структура педагогической...
Профессионально-педагогическая культура преподавателя iconСанг Педагогическая система профессионально-экологической подготовки...
Работа выполнена на кафедре общей педагогики и психологии Курган-Тюбинского государственного университета имени Носира Хусрава
Профессионально-педагогическая культура преподавателя iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Профессионально-педагогическая подготовка и самоподготовка учителя иностранного языка обязательно должна быть направлена на освоение...
Профессионально-педагогическая культура преподавателя iconТребования к собеседованию в магистратуру 071500 Народная художественная...
Собеседование в магистратуру включает ряд вопросов разного характера: теоретические вопросы в области культуры и искусства; профессиональные...
Профессионально-педагогическая культура преподавателя iconУчебно-методический комплекс дисциплины
«Педагогическая работа с хореографическим коллективом» дисциплина прикладная. Она является связующим звеном между теорией и непосредственной...
Профессионально-педагогическая культура преподавателя iconРефератов по дисциплине «Физическая культура»
...
Профессионально-педагогическая культура преподавателя iconПсихолого педагогическая диагностика психолого-педагогическая диагностика
Пособие содержит формализованные схемы содержания первого раздела курса «Психолого-педагогическая диагностика» («Основы»), тематический...
Профессионально-педагогическая культура преподавателя iconМетодическая разработка оценка качества учебного процесса и деятельности...
Компетентностный подход в образовании в рамках дисциплины «Русский язык и культура речи»
Профессионально-педагогическая культура преподавателя icon4. Сформулируйте возникшие у Вас вопросы, чтобы получить ответ на...
Слушая преподавателя, внимательно следите за информацией в выделенном блоке гипертекста лекции


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск