Скачать 161.38 Kb.
|
ОТ ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА Ю. ДМИТРИЕВ, доктор юридических наук, профессор ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ Любая деятельность, в основе которой лежит взаимодействие с другими людьми, направленное на организацию их действий, является управленческой деятельностью. Среди многообразных видов педагогической деятельности ведущая роль принадлежит преподавательской и воспитательной. Специфика преподавательской деятельности в среднем и среднем специальном учебном заведении заключается в организации процесса обучения и в управлении познавательной деятельностью учащихся. Поскольку обучение – это совместная деятельность обучающегося и обучаемого, преподаватель не является единственной центральной фигурой процесса обучения, субъектом этого процесса является и сам обучающийся. А.С. Макаренко писал, что он сделался настоящим мастером только тогда, когда научился говорить «иди сюда» с 15–20 оттенками, когда научился делать 20 нюансов в постановке лица, фигуры, голоса. Достижение раскованности, свободы, внешней поведенческой выразительности, владение мимикой и движениями требует от педагога такой же работы над собой, как и от актера. Именно поэтому разработанная К.С. Станиславским система психотехнической подготовки актера с успехом используется для отработки педагогической техники. Помочь преподавателю в ее совершенствовании могут современные технические средства – видео- и аудиозапись занятий, которые обнаруживают недочеты, неосознаваемые в процессе деятельности. Основное содержание управленческой деятельности преподавателя заключается в создании мотивации студентов-юристов к учебе, включении их в процесс постановки целей и планирования, реализации планов, самоконтроля, самоанализа и самооценки ее результатов. Однако, для того чтобы управлять деятельностью других, преподаватель должен научиться управлять собственной деятельностью, т.е. предварительно построить систему собственных действий, направленных на организацию целенаправленной деятельности студентов-юристов. Новые задачи, стоящие перед российским образованием, принципиально меняют требования к педагогическим и руководящим кадрам. Возникает естественный вопрос: какими же они должны быть? Современный педагог – это педагог, который используя принципиально иные средства организации учебно-воспитательного процесса и постоянно повышая свой профессионализм, способен обеспечить гибкое индивидуально-ориентированное обучение и воспитание, сформировать у учащегося совершенно новые компетенции. Приступая к реализации инициативы «Наша новая школа», мы должны осознать, что принципиальные изменения произойдут и в системе внутришкольного управления качеством оценки деятельности учителя. В новых условиях работа педагога будет оцениваться как с точки зрения достижений учащегося, так и с точки зрения профессионального роста самого учителя, что потребует от педагогических коллективов отработки технологии создания портфолио ученика и учителя и технологии работы с ними. Эту задачу мы уже ставили в прошлом году, но реально ее пока решили только 13% педагогических коллективов. Современный директор любого образовательного учреждения должен быть лидером в образовании, ведь уклад и работа учреждения во многом зависят от умения руководителя настроить педагогический коллектив на постоянное разностороннее развитие, творческий поиск и самосовершенствование, обновление педагогических технологий и инновационную деятельность. Сегодня, к сожалению, пока еще далеко не все педагогические коллективы образовательных учреждений отвечают этим требованиям. Чтобы изменить ситуацию, окружные управления должны не только продумать и выстроить целостную систему подготовки руководящих кадров на основе формирования кадрового резерва, но и обеспечить постоянное методическое сопровождение директоров, включая организацию работы школ передового опыта лучших директоров. Основные направления и содержание деятельности педагога определены квалификационной характеристикой выпускника по специальности «учитель», представленной в государственном стандарте высшего профессионального образования. Он должен быть готов к выполнению следующих видов профессиональной деятельности: преподавательской, воспитательной, социально-педагогической, культурно-просветительской, коррекционно-развивающей, научно-методической, управленческой. Неотъемлемым элементом педагогической деятельности является научно-методическая деятельность, обеспечивающая организацию всех других ее видов и реализацию ведущих профессиональных функций педагога. Ее содержание составляют освоение преподавателем современных теорий и технологий воспитания и обучения, разработка на их основе своих собственных подходов, содержания, способов организации учебно-воспитательного процесса и оформление их в учебно-методической документации и научно-методических работах: авторских программах, тематических планах и методических разработках занятий, методических рекомендациях и пособиях, докладах на научно-практических конференциях, научных статьях. Стремление к исследовательской работе, свойственное многим современным преподавателям, порождено самим характером педагогической деятельности, которая не может осуществляться полноценно без изучения и анализа исходного уровня и результатов интеллектуального и личностного развития студентов, выявления эффективности используемых методов, приемов и форм организации обучающей, воспитательной и других видов деятельности. Педагогическая деятельность является экспериментальной и инновационной, требующей постоянного научного поиска и совершенствования преподавателем способов организации учебного процесса. Осуществляя поиск путей реализации целей педагогической деятельности, преподаватель выбирает профессиональную стратегию, содержание которой составляет развитие себя и других. Государственную образовательную политику и уровень развития самой педагогической науки отражают так называемые ценности-цели, которые, субъективируясь, становятся значимыми факторами педагогической деятельности и влияют на инструментальные ценности, называемые ценностями-средствами. Они формируются в результате овладения теорией, методологией и педагогическими технологиями, составляя основу профессионального образования педагога. Ценности-средства – это три взаимосвязанные подсистемы: собственно педагогические действия, направленные на решение профессионально-образовательных и личностно-развивающих задач (технологии обучения и воспитания); коммуникативные действия, позволяющие реализовать личностно- и профессионально-ориентированные задачи (технологии общения); действия, отражающие субъектную сущность преподавателя, которые интегративны по своей природе, так как объединяют все три подсистемы действий в единую аксиологическую функцию. Ценности-средства подразделяются на три группы: ценности-отношения, ценности-качества и ценности-знания. Ценности-отношения обеспечивают педагогу целесообразное и адекватное построение педагогического процесса и взаимодействия с его субъектами. Отношение к профессиональной деятельности не остается неизменным и варьирует в зависимости от успешности действий педагога, от того, в какой мере удовлетворяются его профессиональные и личностные потребности. Ценностное отношение к педагогической деятельности, задающее способ взаимодействия преподавателя со студентами-юристами, отличается гуманистической направленностью. В ценностных отношениях в равной мере значимым является и самоотношение, т.е. отношение преподавателя к себе как к профессионалу и личности. В иерархии педагогических ценностей наиболее высокий ранг имеют ценности-качества, так как именно в них проявляются сущностные личностно-профессиональные характеристики преподавателя. К их числу относятся многообразные и взаимосвязанные индивидные, личностные, статусно-ролевые и профессионально-деятельностные качества1. Суть ценностей-знаний состоит в том, что овладение преподавателем фундаментальными психолого-педагогическими знаниями создает условия для творчества, альтернативности в организации образовательного процесса, позволяет ориентироваться в профессиональной информации, отслеживать наиболее значимую и решать педагогические задачи на уровне современной теории и технологии, используя продуктивные творческие приемы педагогического мышления. Таким образом, названные группы педагогических ценностей, порождая друг друга, образуют аксиологическую модель, имеющую синкретический характер. Он проявляется в том, что ценности-цели определяют ценности-средства, а ценности-отношения зависят от ценностей-целей и ценностей-качеств и т.д., т.е. они функционируют как единое целое. Аксиологическое богатство преподавателя определяет эффективность и целенаправленность отбора и приращения новых ценностей, их переход в мотивы поведения и педагогические действия2. Гуманистические параметры педагогической деятельности, выступая его «вечными» ориентирами, позволяют фиксировать уровень расхождения между сущим и должным, действительностью и идеалом, стимулируют к творческому преодолению этих разрывов, вызывают стремление к самосовершенствованию и обусловливают смысложизненное самоопределение преподавателя. Его ценностные ориентации находят свое обобщенное выражение в мотивационно-ценностном отношении к педагогической деятельности, которое является показателем гуманистической направленности личности. Такое отношение характеризуется единством объективного и субъективного, в котором объективное положение преподавателя является основой его избирательной направленности на педагогические ценности, стимулирующие общее и профессиональное саморазвитие личности и выступающие фактором его профессиональной и социальной активности. Социальное и профессиональное поведение преподавателя, следовательно, зависит от того, как он конкретизирует ценности педагогической деятельности, какое место отводит им в своей жизни3. Выделяют два вида передового педагогического опыта: педагогическое мастерство и новаторство. Мастерство – умелое, рациональное и комплексное использование педагогом научных рекомендаций, оно способствует ясному пониманию технологии внедрения науки в практику. Новаторство – педагогический опыт, содержащий инновационные подходы в организации педагогической деятельности. Изучение и обобщение опыта осуществляется в следующей последовательности: - описание опыта на основе наблюдения, бесед, опросов, изучения документов; - классификация наблюдаемых явлений, их истолкование, подведение под известные определения и правила; - установление причинно-следственных связей и механизма взаимодействия различных сторон учебного процесса, их оценка: уяснение способов и средств деятельности преподавателя и студентов, приводящих к высокому результату4. Критерии передового опыта: 1) новизна: от внесения новых положений в науку до эффективного применения уже известных положений и рационализации отдельных сторон педагогической деятельности; 2) результативность и эффективность: высокий уровень обученности, воспитанности и развития студентов; 3) соответствие требованиям педагогики, методик и психологии: высокие результаты могут быть получены за счет использования неприемлемых методов обучения, воспитания и стимулирования, тогда опыт не имеет положительной ценности; 4) стабильность и повторяемость результатов в течение длительного периода времени использования этого опыта; 5) воспроизводимость опыта: возможность повторения опыта другими преподавателями с таким же результатом; 6) оптимальность опыта в целостном педагогическом процессе: достижение высоких результатов при минимальной затрате сил и времени как преподавателя, так и студентов, без необходимости отказываться от решения каких-то других, не менее важных педагогических задач. Внедрение передового опыта осуществляется через шефство (наставничество) педагогов-мастеров, педагогические практикумы, семинары и тренинги, через различные формы научного и методического обобщения – доклады, брошюры, статьи, бюллетени, методические разработки. В педагогике существует такое понятие, как опытная работа. По мнению методолога педагогики М.Н. Скаткина, опытная работа может рассматриваться как самостоятельный метод исследования, если основана на научных данных в соответствии с теоретически обоснованной гипотезой, преобразует действительность, создавая новые явления, и сопровождается глубоким анализом и выводами. Ее используют в период пробного применения гипотезы до организации эксперимента и после него для проверки на практике полученных выводов и рекомендаций. Гуманитарность в структуре профессиональной позиции преподавателя выполняет посредническую функцию в смысловом диалоге преподавателя со студентом и определяет его готовность отказаться от количественной оценки по принципу «лучше – хуже», «больше – меньше», «сильнее – слабее», от монополии на обладание истиной и профессионального догматизма. Изменяя свою принимающую систему и воспринимаемую информацию, преподаватель оказывается способным к саморазвитию и развитию коммуникативной профессиональной культуры. Гуманитарность как способность преподавателя к позитивному диалогу со студентом способствует развитию профессионально-значимых качеств во взаимном влиянии друг на друга. К индивидуальным свойствам, определяющим, по мнению многих исследователей (например, Н.М. Борытко, И.А. Соловцова, А.М. Байбакова), успешность педагога, следует относить: 1) перцептивные способности – профессиональную зоркость, эмпатию (как способность сочувствия, понимания состояния студентов), педагогическую интуицию; 2) коммуникативность – расположенность к людям, доброжелательность, общительность, распределенность внимания, принятие (по определению К. Роджерса) студента таким, каков он есть; 3) конгруэнтность – соответствие позиции студентов, искренность и открытость им, оптимистическое прогнозирование; 4) креативность – не только способность к творчеству, но и быстроту реакции в нестандартных ситуациях, своего рода артистизм, способность увлекать, реагировать с юмором; 5) суггестивность – умение воздействовать на эмоциональную сферу воспитанников, создавать благоприятную атмосферу; доброжелательный микроклимат; эмоциональную устойчивость (способность владеть собой); 6) терпимость, толерантность – принятие права студента на несовпадающее с позицией преподавателя собственное мнение, права на ошибку; 7) способность к рефлексии – самоанализ своего поведения, самоконтроль в процессе общения и помощь студентам в осмыслении того, что происходит с ними. Гуманитарно-ориентированный педагог принимает «инакость» как объективную реальность, данность; он способен к рациональному компромиссу, к достижению консенсуса, к утверждению согласованных норм взаимоотношений, к гибкости в профессиональной деятельности, поведении и отношениях. Ему свойственна предрасположенность к разумности, терпимости к инакомыслию, тактичности, взвешенности, критичности. Все свойства, необходимые гуманитарно-ориентированному педагогу, объединяет чувствительность к обучаемому человеку5. Необходимые педагогу для осуществления успешной преподавательской деятельности способности можно условно разделить на две группы: 1) присущие людям других профессий, но особенно значимые для эффективной деятельности преподавателя учебного заведения; 2) свойственные именно педагогической деятельности. Ко второй группе относятся: - организаторское чутье; способность учитывать психологические особенности студента, группы, курса при построении педагогического взаимодействия; умение видеть организаторские возможности других людей, их субъектные свойства; - способность вести за собой; создавать мотивацию к деятельности; увлекать ее перспективами, мотивировать на собственное развитие; - возможность «заражать» и заряжать других своей энергией, которая во многом зависит от эмоционального потенциала педагога, его увлеченности своей деятельностью; - склонность, готовность к организаторской деятельности, зависящая от внутренней активности личности педагога6. Умения и навыки составляют педагогическую технику и определяют форму организации профессиональной деятельности, поведения и общения педагога. Выделяются следующие две группы педагогических умений: - умение управлять собой – владение своим телом, эмоциональным состоянием, техникой речи; - умение взаимодействовать в процессе решения педагогических задач – дидактические (обучающие), организаторские умения, владение техникой контактного взаимодействия. Первая группа умений подразделяется на психотехнические умения: владение собой, своим телом, способами релаксации (расслабления) для снятия физического и психического напряжения, способами эмоциональной саморегуляции, вытеснения отрицательных эмоций и замены их положительными, способами создания рабочего творческого самочувствия; средства выразительности: вербальные (эмоциональность, образность, интонационная выразительность, ритм и темп речи, точность и языковая грамотность, четкость, дикция) и невербальные (владение мимикой, жестами, движениями, способствующими адекватной передаче мыслей и чувств). Вторую группу умений также можно разделить на следующие подгруппы по компонентам педагогической деятельности: - диагностические умения изучения и анализа педагогической ситуации (обучающей, воспитывающей, межличностного и группового взаимодействия), а также результатов педагогического взаимодействия; - умения целеполагания – постановки целей (обучения, воспитания, развития) и их конкретизации в системе задач; - отбор и конструирование соответствующих содержания, организационных форм и методов обучения и воспитания, создание условий педагогического взаимодействия; - организация педагогического взаимодействия (обучающего, воспитывающего, развивающего); - умения обратной связи, оценки текущих результатов деятельности и их коррекции. Знания преподавателя обращены, с одной стороны, к науке, предмет которой он преподает; с другой – к студентам, которые их приобретают. Содержание профессиональных знаний составляет знание преподаваемого предмета, его методики, педагогики и психологии. Требования к ним определяются Государственным стандартом высшего профессионального образования по специальности и квалификационными характеристиками по должностям педагогов. Система психолого-педагогических знаний педагога включает в себя несколько блоков: особенности педагогической деятельности, ее структуры, требований, которые она предъявляет к личности педагога; знание психолого-педагогических основ обучения; владение психолого-педагогическими основами общения, теоретическими основами процесса воспитания и способами организации воспитательного процесса в образовательном учреждении. Полифункциональный характер педагогической деятельности в высшей школе проявляется в ее многоаспектности – направленности не только на усвоение студентами знаний и способов деятельности, но и на развитие и становление личности, на построение отношений в группе, на курсе, в учебном заведении (колледже и др.), создающих условия для реализации данных целей, на создание в учебном заведении благоприятной образовательной и развивающей среды и т.д.7 Понимание, осмысление и применение воспринятых обучающимися знаний – вот суть данной парадигмы. Такой подход, по мнению Н.В. Михайловой, требует от преподавателя развитие творческих способностей у студентов, обучению их навыкам самостоятельной работы. В связи с этим кафедра наметила переход от объектно-субъектного к субъектно-субъектному методу преподавания, что подразумевает возникновение партнерских отношений преподавателя и студента в познании учебной дисциплины8. Субъектно-субъектный метод предполагает: - осуществление постепенного уменьшения учебного времени, выделяемого на лекции, при увеличении времени на семинарские и практические занятия, проводимые с использованием деятельных форм обучения (тренингов, деловых и ролевых игр и т.п.); - введение дополнительных форм контроля в виде коллоквиумов, рефератов, контрольных работ для достижения продуктивности самостоятельной работы обучающихся; - внедрение в практику обучения студентов заочной и вечерней форм обучения выполнения ими контрольных работ, разработав для этого примерную тематику контрольных работ, как в традиционной форме вопросов по основополагающим проблемам учебной дисциплины, так и в форме ситуативных задач; - продолжение практики проведения со студентами викторин, олимпиад, экскурсий как активных форм закрепления знаний, активизирующих в первую очередь мыслительную деятельность обучающегося; - внедрение практики чтения по определенным темам систематических учебных курсов изучаемых по кафедре дисциплин, отдельных лекций ведущими специалистами в конкретной научной области (как работающими на кафедре, так и приглашаемых из других высших учебных и научных заведений); - разработку и внедрение в учебный процесс элективных курсов. Совершенствование подготовки юристов высшей квалификации предполагает совершенствование учебно-методических комплексов, для чего необходимо осуществлять: - корректировку имеющихся на кафедрах средних и средних специальных учебных заведений России учебно-методических комплексов на основе модулей подготовки бакалавров и магистров по направлению «Юриспруденция»; - обновление основных компонентов учебно-методических комплексов (учебные программы, планы семинарских занятий, учебно-методические рекомендации, тесты и т.п.) с учетом новейших достижений теоретико-правовой и историко-правовой наук и обучающих методик; - завершение создания единой базы тестов по учебным дисциплинам кафедр средних и средних специальных учебных заведений, как на бумажном носителе, так и в компьютерном варианте; - формирование специализированной базы данных, информационно-справочной системы и электронной библиотеки средних и средних специальных учебных заведений (для студентов заочной и вечерней форм обучения – информационной системы с доступом через Интернет; для студентов очной формы – через локальную сеть); - создание в учебных заведениях библиотечных электронных каталогов, что положит начало внедрению дистанционного обучения, как одного из факультативных параметров Болонского процесса; - внедрение экспериментальной апробации балльно-рейтинговой системы оценки учебной, научной и социальной деятельности обучающихся, применяемой преподавателями, и разработка нормативной и методической базы по организации учебного процесса в учебном заведении с использованием балльно-рейтинговой системы оценки; - внедрение инновационных форм и методов обучения, предполагающих использование информационных и мультимедийных технологий в образовательном процессе; - создание учебников, учебных пособий, сборников задач, и т.п. и издание таких материалов на базе конкретного высшего учебного заведения. 1 См.: Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. 6-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2007. С. 107. 2 Там же. С. 107, 108. 3 Там же. С. 108. 4 См.: Коджаспирова Г.М. Педагогика: Учебник. М.: Гардарики, 2007. С. 100, 101. 5 См.: Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя. Л., 1967. С. 53. 6 См.: Никитина Н.Н. Основы профессионально-педагогической деятельности: Учебное пособие. М., 2002. С. 22, 23. 7 См.: Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Указ. соч. С. 108. 8 См.: Михайлова Н.В. Из опыта работы по совершенствованию преподавания теоретико-правовых и историко-правовых учебных дисциплин в свете реализации «Программы развития юридического образования в Российской Федерации на 2006–2010 годы» // Проблемы модернизации юридического образования: материалы «круглого стола» 15 февраля 2007 г. / Отв. ред. Ю.Е. Винокуров. М.: Изд-во Московского гуманитарного университета, 2007. С. 72. |
Психологическая и педагогическая культура преподавателя высшей школы:... Ы сходства и расхождения рассмотрения этих понятий во взглядах психологов и педагогов. Сформулирован вывод о конвергенции понятий... | Уроках математики Педагогическая культура в этом смысле не является исключением. Согласно точке зрения Е. В. Бондаревской, педагогическая культура... | ||
Методические рекомендации фтд. Педагогическое мастерство тренера... ... | Проблема, концепция, роли и ожидаемый результат по каждой игре Совместная деятельность группы обучающихся и преподавателя под управлением преподавателя с целью решения учебных и профессионально-ориентированных... | ||
Рабочая программа дисциплины Профессионально-спортивное совершенствование... Пояснительная записка по изучению (модуля) «Профессионально-спортивное совершенствование». (бокс) | Отчет по программе педагогической практики Выполнили: студенты 512 группы Педагогическая деятельность преподавателя профессионального учебного заведения №30 | ||
Программа дисциплины опд. В. 03 Современная массовая культура специальность... ... | 1. Наименование дисциплин Профессионально-педагогическая деятельность, её аспекты. Содержание педагогической деятельности. Основные виды и структура педагогической... | ||
Санг Педагогическая система профессионально-экологической подготовки... Работа выполнена на кафедре общей педагогики и психологии Курган-Тюбинского государственного университета имени Носира Хусрава | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Профессионально-педагогическая подготовка и самоподготовка учителя иностранного языка обязательно должна быть направлена на освоение... | ||
Требования к собеседованию в магистратуру 071500 Народная художественная... Собеседование в магистратуру включает ряд вопросов разного характера: теоретические вопросы в области культуры и искусства; профессиональные... | Учебно-методический комплекс дисциплины «Педагогическая работа с хореографическим коллективом» дисциплина прикладная. Она является связующим звеном между теорией и непосредственной... | ||
Рефератов по дисциплине «Физическая культура» ... | Психолого педагогическая диагностика психолого-педагогическая диагностика Пособие содержит формализованные схемы содержания первого раздела курса «Психолого-педагогическая диагностика» («Основы»), тематический... | ||
Методическая разработка оценка качества учебного процесса и деятельности... Компетентностный подход в образовании в рамках дисциплины «Русский язык и культура речи» | 4. Сформулируйте возникшие у Вас вопросы, чтобы получить ответ на... Слушая преподавателя, внимательно следите за информацией в выделенном блоке гипертекста лекции |