Скачать 2.6 Mb.
|
Министерство образования и науки РФ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова" Учебно-методический комплекс по курсу «Социальное проектирование в сфере организации волонтерской деятельности людей с инвалидностью» Москва-2013 1. Пояснительная записка Современный мир – это мир реализованных через технологии и экономические отношения талантов и способностей людей. В этой связи в современном мире наука, искусство и образование становятся ключевыми факторами национальной конкурентоспособности. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, основная цель государственной молодежной политики формулируется как создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, развитие потенциала молодежи и его использование в интересах инновационного развития страны. Реализация задачи по гражданскому образованию и патриотическому воспитанию молодежи связана, в первую очередь, с организацией добровольческой (волонтерской) деятельности молодежи. Ее участие в волонтерском движении помогает решать важную задачу повышения конкурентоспособности и профессиональной компетентности молодых людей за счет получения первичного опыта участия в профессиональной деятельности, увеличения возможностей профессионального ориентирования и формирования базовых личностных и социальных компетенций, необходимых для дальнейшего трудоустройства. Указанный аспект, в первую очередь, актуален для студенческой молодежи, т.к. добровольческая деятельность способствует раскрытию ее личностного потенциала в наиболее восприимчивый период возрастного развития и может выступать, как базой социального ориентирования и социализации в русле служения обществу, так и возможностью попробовать себя в разных сферах деятельности, определиться с выбором жизненного пути. На земле насчитывается около 700 миллионов людей с инвалидностью. В среднем это каждый десятый в любой стране. В России около 13 миллионов граждан имеют инвалидность. Известно, что российские инвалиды живут как бы в параллельном мире. Они редко выходят на улицу и почти не появляются в общественных местах. Может быть, из-за этого, сталкиваясь с такими людьми, мы порой не знаем, как себя вести, и даже пугаемся – как сделать так, чтобы его не обидеть? Не замечать его инвалидности или, наоборот, жалеть? То, как мы говорим, тесно связано с тем, что мы думаем и как ведем себя по отношению к другим людям. Увы, слишком часто в нашем обществе звучат такие неприемлемые слова и сравнения как «больной / здоровый», «нормальный / ненормальный», «умственно отсталый», «обычный / неполноценный», «даун», «калека» и т.п. Современному обществу следует приложить особые усилия к изменению ситуации, к выработке культуры инклюзии, к привитию этически выдержанной и грамотной терминологии. Корректный язык помогает формировать позитивный образ человека. Даже если мы считаем себя воспитанными людьми, не лишним будет прислушаться к рекомендациям – что желательно учитывать при общении с людьми, имеющими ту или иную инвалидность. Это – не правила, а всего лишь рекомендации, которые могут помочь нам наладить контакты и снять неловкость, неизбежно возникающую при отсутствии личного опыта общения с людьми с инвалидностью. Как и другие социальные меньшинства, права которых в той или иной мере ущемляются большинством, инвалиды чувствительны к словам, которые усугубляют их положение. Для того чтобы изменить его, люди с инвалидностью в странах, где движение инвалидов активно и влиятельно, пропагандируют собственные определения и понятия, которые не вызывают жалости и других негативных ассоциаций. Что стоит за словом «инвалид»? Инвалидность – это не медицинский диагноз! «Инвалидность является результатом взаимодействия, которое происходит между имеющими нарушения здоровья людьми и отношенческими и средовыми барьерами и которое мешает их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими». Конвенция ООН о правах инвалидов, подписанная Россией 24 сентября 2008 г. Таким образом, инвалидность – это одна из форм социального неравенства; инвалидность – это социальное, а не медицинское понятие. Курс «Социальное проектирование в сфере организации волонтерской деятельности людей с инвалидностью» направлен на выравнивание в социально-полезной деятельности ролей людей с «особыми потребностями» и их вовлечение, социализацию современной жизни, где волонтерство, социальное проектирование в этой сфере занимает чрезвычайно важное место. Характерная черта нашего времени – нарастающий темп перемен. Стремительно меняется экономика отдельных стран и всего мира, а вместе с нею и всё человеческое сообщество. Появляются новые технологии, рождаются принципиально новые продукты, изменяются потребности. В таких условиях трудно рассчитывать на то, что одни и те же способы работы будут обеспечивать нам постоянный успех. В наше время надо быть готовым к тому, что удачный сегодня способ работы уже в обозримом будущем может оказаться совершенно непригодным. Продукт, который кажется нам сейчас безусловно ценным, уже завтра может быть вытеснен с рынка его более эффективным заменителем, о котором мы пока еще даже не подозреваем. Это означает, что мы все чаще сталкиваемся с необходимостью в ограниченный период времени перестраивать нашу деятельность. Результатом такой работы становится появление уникальных и принципиально новых продуктов или услуг. При этом нам приходится действовать в условиях высокой степени неопределенности и ограниченных ресурсов. В коммерческой и социальной сфере резко усилилась конкуренция за внимание клиента к товару или услуге той или иной организации: потребителю есть из чего выбирать. Кроме того, возросло значение индивидуального подхода к каждому клиенту. Следовательно, в выигрыше оказываются те, кто способен постоянно разрабатывать и производить значимые для различных клиентов уникальные продукты. Необходимость постоянного поиска и быстрого выведения на рынок уникальных продуктов и услуг привела к стремительному развитию методов управления проектами. Принципы и методы управления проектами оказались более подходящими для экономической и общественно-политической деятельности, которая протекает в условиях информационного взрыва, усиления глобальной конкуренции и значительного сокращения жизненного цикла товаров (услуг) в результате их быстрого морального старения. Хотя само по себе знание основ управления проектами еще не гарантирует жизненный успех, но их эффективное практическое применение, безусловно, входит в число существенных конкурентных преимуществ. Сейчас для молодого человека вступать в активную жизнь без понимания сути проектной деятельности не только несовременно, но и опасно. Знания, умения и навыки разработки и реализации проектов помогают выжить и добиться успеха несмотря ни на какие кризисы. И тот, кто развивает у себя способность эффективно управлять проектами, закладывает надежный фундамент своего жизненного успеха! Основными видами учебных занятий по данной дисциплине являются лекции, на которых излагается теоретический и эмпирический материал по соответствующим вопросам, и семинарские (практические) занятия, во время проведения которых у ребят происходит усвоение материала, решение смоделированных ситуаций. Лекции читаются по самым сложным и важным теоретическим вопросам проектной деятельности. При этом при чтении лекций внимание ребят акцентируется на наиболее трудных, проблемных аспектах изучаемых тем, обсуждаются альтернативные варианты решения проблемных вопросов и т.д. Семинарские (практические) занятия проводятся в форме дискуссии. Во время занятий приветствуются инициативные выступления студентов. Для тех ребят, которые не могут присутствовать на занятиях лично – организуется вебинар и онлайн-общение. Усвоение курса «Социальное проектирование в сфере организации волонтерской деятельности людей с инвалидностью» предполагает также систематическую, самостоятельную работу, в ходе которой ребята разрабатывают проекты. В ходе изучения материала для оказания помощи регулярно проводятся групповые и индивидуальные консультации. 2. Основные цели и задачи курса. Цель: Основной целью данного курса является формирование у слушателей теоретических основ и практических навыков разработки социальных проектов в сфере волонтерской деятельности. Задачи: 1.Дать представление о понятиях «волонтер», «доброволец», сформировать систему знаний об основополагающих принципах, лежащих в основе волонтерской деятельности, ознакомить с нормативно-правовыми документами, регламентирующими добровольческую (волонтерскую) деятельность, дать представление об истории зарождения волонтерской деятельности в России и за рубежом. 2. Сформировать целостную систему представлений о современных направлениях волонтерской деятельности в России, раскрыть специфику работы в рамках каждого из направлений: целевые группы, решаемые задачи, группы рекрутинга, достигаемые результаты. 3. Научить анализировать способы организации волонтерских проектов разного направления на примерах реально действующих проектов в России и за рубежом. 4. Обучить навыкам организации и реализации проектов: технологии мониторинга (оценка возможностей и ресурсов), технологии привлечения ресурсов, подбор и обучение участников проекта. Главная задача практических занятий состоит в том, чтобы слушатели научились: - находить интересные проектные идеи, грамотно их формулировать и документировать, - оценивать ценность и жизнеспособность проектной идеи, - составлять четко структурированный план проекта, - разрабатывать и оптимизировать расписание и бюджет проекта, - организовывать достойную презентацию проекта, - разрабатывать и реализовывать стратегию поиска инвесторов (спонсоров, заказчиков) проекта, - вырабатывать критерии, по которым заинтересованные лица смогут оценивать результаты проекта, - готовить рабочую проектную документацию. Объем: 16 часов 3. Объем курса и виды работы
4. Содержание курса 4.1. Разделы курс аи виды занятий
4.2. Содержание
Основные понятия Волонтер, доброволец, социальные проекты, добровольность, бескорыстность, общественная значимость, гражданская активность, законность, Социально незащищенные группы населения, профилактика здорового образа жизни, взаимодействие с медицинским персоналом, толерантность общества, сохранение природного и культурного богатства, экологические проекты, волонтеры в сфере искусства, краеведческая деятельность, интернет-добровольчество, Международная взаимопомощь, интернациональный молодежный рабочий лагерь, национальные проекты, межнациональные проекты, социальный год, центры добровольцев, формы социальной активности, международная социальная политика, пацифистское движение, межкультурное понимание, терпимость, антивоенные проекты, международное сотрудничество, альянс европейских волонтерских организаций, классификация проектов, принцип классификации проекта, паспорт проекта, технологии реализации, технологии рекрутинга, эффективность проекта, мотивы волонтерской деятельности, самореализация личностного потенциала, личные качества волонтера, профессиональное ориентирование, социальная значимость, социальные и практические навыки, лидерский потенциал молодежи, самовыражение и самоопределение, личностные и профессиональные компетенции волонтера, внутренний мониторинг, технологии привлечения волонтеров, стратегии набора волонтеров, стихийный набор, целенаправленный набор, алгоритм собеседования, проблемные ситуации на собеседовании, формы поддержки волонтеров, типы добровольческих организаций, благотворительный фонд, благотворительное общество.
А) основная литература
Б) дополнительная:
в) информационное обеспечение (Интернет-ресурсы, программные средства, мультимедиа технологии) http://www.world4u.ru/volonter.html - Voluntary Exchange Russia http://philanthropy.ru/analysis/2010/09/29/3422 - Почувствуйте разницу: волонтерство в развитых странах |
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Социальное моделирование и проектирование» Целью освоения дисциплины «Социальное моделирование и проектирование» является выработка знаний, умений и навыков у будущих бакалавров-социологов... | Учебно-методический комплекс Москва 2013 Учебно-научная серия «Библиотека... Политическая глобалистика: Учебно-методический комплекс. — М.: Макс пресс, 2013. — 95 c | ||
Учебно-методический комплекс Специальность: 100101 Сервис Москва... Учебно – методический комплекс по дисциплине «Безопасность предприятия в сфере услуг» составлен в соответствии с требованиями Государственного... | Учебно-методический комплекс по дисциплине м кв8 «Организация волонтерской помощи лицам с овз» Основной целью данного курса является формирование у слушателей теоретических основ и практических навыков организации волонтерских... | ||
Учебно-методический комплекс экологический туризм высшее профессиональное... Учебно-методический комплекс подготовлен Малиновским Л. Ф. кандидатом экономических наук, доцентом | Учебно-методический комплекс Для специальностей: 080507 Менеджмент... Учебно-методический комплекс «Теория организации» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 14 Социальное прогнозирование... В. Н. Фёдоров, кандидат философских наук, доцент кафедры философии и социологии мгпу | Учебно-методический комплекс для специальности 080507 Менеджмент... Учебно-методический комплекс «Управленческие решения» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта... | ||
Тематический план по курсу «Банковское обслуживание внешнеэкономической... Учебно-методический комплекс «Банковское обслуживание вэд» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного... | Учебно-методический комплекс адвокатура высшее профессиональное образование... Обновления учебно-методического комплекса одобрены кафедрой Предпринимательского права протокол от 18 января 2013 №3 | ||
Учебно-методический комплекс «Психология публичной речи» Специальность:... В любой сфере общения речь включается в жизненные отношения людей, с ее помощью решаются практические задачи, нередко речь выступает... | Учебно-методический комплекс москва 2011 федеральное государственное... Учебно-методический комплекс (умк) по учебной дисциплине «Иностранный язык в сфере юриспруденции» подготовлен на основе требований... | ||
Учебно-методический комплекс таможенное право высшее профессиональное... Обновления учебно-методического комплекса одобрены кафедрой Государственно-правовых дисциплин протокол от 16 января 2013 №5 | А. И. Фоменко преступнления в сфере экономики и высоких технологий Учебно–методический комплекс по курсу «Преступления в сфере экономики и высоких технологий» подготовлены в соответствии с требованиями... | ||
Учебно-методический комплекс Для специальности: 080502 Экономика... Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования / Примерной программой 1 по дисциплине по специальности... | Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо.... Малярчук Н. Н. Неврология. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов очной формы обучения направления 030300.... |