Негосударственное образовательное частное учреждение
высшего профессионального образования
«МОСКОВСКИЙ НОВЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ
Высшее профессиональное образование
специальность
080507.65 МЕНЕДЖМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ
МОСКВА, 2013
Учебно-методический комплекс подготовлен Малиновским Л. Ф. кандидатом экономических наук, доцентом
Обновления учебно-методического комплекса одобрены кафедрой Экономики протокол от 15 января 2013 №5
Учебно-методический комплекс одобрен и рекомендован к опубликованию Учебно-методическим советом Протокол №1 от 24 января 2013 года
Рецензент: Чередниченко Л. Г., доктор экономических наук, профессор,
профессор кафедры экономической теории Российской экономической академии имени
Г. В. Плеханова
Рецензент – Макаров А.А., кандидат экономических наук, доцент
© МНЮИ
Оглавление
Раздел I. Пояснительная записка 4
4.1. Планы семинарских занятий для студентов очной формы обучения 13
Раздел I. Пояснительная записка
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Экологический туризм» подготовлен в соответствии с требованиями действующего государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, отражает содержание и основные методические подходы к изучению данного курса, изучаемого студентами по специальности 080507.65 «Менеджмент организации» по всем формам обучения. Учебно-методический комплекс включает описание теоретико-методологических основ курса, его целей и задач, места в системе подготовки специалиста-менеджера, содержания, а также необходимого учебно-методического обеспечения.
Главная цель дисциплины состоит в изучении методологических основ и формировании практических навыков по организации производства на различных предприятиях индустрии туризма.
Дисциплина «Экологический туризм» тесно связана с другими учебными дисциплинами, изучаемыми студентами в процессе обучения:
-в методологическом отношении – с экономической теорией, экономикой отрасли и фирмы, общим менеджментом и маркетингом в туризме, планированием на предприятии туризма;
-в области использования методов и технических средств управления – с информатикой, информационными технологиями в экономике, методами и моделями в экономике.
Основные задачи дисциплины:
-дать студентам методологические основы в области теории экологического туризма;
-научить студентов применять общую теорию организации производства как к индустрии туризма в целом, так и применительно к отдельно взятому предприятию туризма;
-сформировать у студентов навыки по осуществлению расчетов и решению задач оценки эффективности управленческих решений в области организации экологического туризма;
-ознакомить студентов с конкретными программами, автоматизирующими процесс организации экологического туризма.
В результате изучения дисциплины «Экологический туризм» специалист-менеджер должен:
знать:
-теоретические основы и закономерности экономики и организации экологического туризма, принципы, формы и методы рациональной организации туристических программ, обеспечения функционирования и развития экотуризма;
уметь:
-осуществлять диагностику, проектирование организационных и производственных структур в индустрии туризма;
владеть:
-навыками выполнения расчетов и процессом обоснования и выбора принципов, форм и методов организации экологического туризма, оценки экономической эффективности развития туристских систем.
Распределение часов согласно стандарту и учебному плану
по специальности «Менеджмент организации»
Код дисциплины
по ГОС
| Код дисциплины по УП МНЮИ
| Всего часов
| Аудитор. занятия
| Лек.
| Сем.
| Сам. работа
| ДС.06
| ДС.06
| 128 (зачет в 9 сем.)
| 64
| 44
| 20
| 64
| ДС.06
| ДС.06
| 128 (зачет в 7 сем.)
| 28
| 20
| 8
| 100
| ДС.06
| ДС.06
| 128
(зачет
в 11 сем.)
| 14
| 10
| 4
| 114
|
Принципы отбора содержания и организации учебного процесса
Концепция изучения курса строится на следующих положениях:
комплексный подход к рассмотрению изучаемых процессов и событий;
сочетание анализа современного состояния туризма с историей его предыдущего развития;
рассмотрение как общих закономерностей туристской отрасли в целом, так и особенностей функционирования предприятий туризма в условиях национальной экономики и глобализации.
Программа изучения дисциплины предусматривает:
Курс построен на сочетании глубокой теоретической подготовки с конкретным анализом реальных ситуаций по принципу «практика — теория — новые стратегические и практические решения», организован по модульному принципу, суть которого — сочетание аудиторных занятий с самостоятельной проработкой тем.
Лекционные занятия и самостоятельное изучение курса «Экологический туризм» по настоящей программе проходят с использованием рекомендуемой литературы и источников.
Лекционный материал посвящается рассмотрению основных концептуальных вопросов: основным экономическим понятиям и категориям, подходам, а также вопросам, трактовка которых имеет особое значение для современной экономики предприятия.
В учебном процессе наряду с традиционными формами обучения (лекции, семинары) предусматривается использование различных активных форм и методов обучения (дискуссии, круглые столы, деловые игры, разборы практических ситуаций, групповая работа, практикумы и др.). Для более эффективного усвоения студентами данной дисциплины предлагается необходимая учебная и методическая литература.
Самостоятельная работа предполагает изучение теории и практики и рекомендованных литературных источников; изучение по рекомендации преподавателя наиболее интересных, проблемных вопросов.
Кафедра осуществляет содержательно-методическое обеспечение самостоятельной работы: преподаватели проводят индивидуальные и групповые консультации со студентами с целью оказания им помощи в изучении основных тем.
Проведение семинарских занятий. Такая форма занятий предполагает активную, целенаправленную работу студентов.
Цель семинарского занятия - усвоение важнейших вопросов курса и выступление каждого студента на каждом семинаре. На семинаре студенты должны уметь объяснить понимание ими вопросов темы. Для этого при подготовке к семинару студент должен внимательно изучить рекомендованную литературу и методические рекомендации, подготовиться и ответить на любой вопрос темы семинара, продолжить выступление предыдущего выступающего.
Студент должен иметь на семинаре основные нормативные акты и может пользоваться конспектом изученной литературы. Каждый студент должен по указанию преподавателя отрецензировать сообщение, сделанное предыдущим выступающим. Текущая аттестация качества усвоения знаний
Дисциплина изучается в 9 учебном семестре студентами очной формы обучения, в 7 учебном семестре - студентами очно-заочной формы обучения, в 11 учебном семестре – студентами заочной формы обучения.
Текущая аттестация работы студентов осуществляется в процессе проведения семинарских занятий на протяжении семестра путем оценки устных ответов, а также решения тестов и задач.
Если студент не выполнил ни одного задания, а также не проявил активности на семинарах, то его работа в течение семестра оценивается как неудовлетворительная.
Если студент пропускает занятия по уважительной причине (по болезни, график свободного посещения), то он выполняет задания самостоятельно, во внеаудиторное время, знакомя преподавателя с полученными результатами. При этом тесты могут быть заменены разбором проблемных ситуаций по названным темам.
Предполагается также промежуточная аттестация в форме контрольного тестирования и выполнения практических заданий.
Итоговая аттестация по курсу
По итогам изучения дисциплины сдается зачет.
Зачет проводится устно по билетам. При выставлении итоговой оценки оцениваются ответы на вопросы зачета, дополнительные вопросы и учитывается оценка за работу в течение семестра, включая все элементы рубежного контроля. Раздел II.Тематический план
2.1. Тематический план для студентов очной формы обучения
№ пп
| Наименование разделов и тем
| Общее
к-во
часов
| Аудиторные часы
| Самостоя-
тельная
работа
| всего
| в том числе:
| лекции
| семинар.,
практич. занятия
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 1
| Феномен экологического туризма. Понятие, принципы, цели и задачи экологического туризма.
| 6
| 2
| 2
|
| 4
| 2
| Экологический туризм как инструмент устойчивого развития территории и экономики.
| 11
| 6
| 6
|
| 5
| 2а
| Концепция устойчивого развития и туристическая деятельность.
| 9
| 4
|
| 4
| 5
| 3
| Туристический продукт в экологическом туризме:
специфика, виды, типология.
| 11
| 6
| 6
|
| 5
| 3а
| Соотношение и взаимодействие экологического туризма и других видов туризма.
| 9
| 4
|
| 4
| 5
| 4
| Экономико-географические подходы к оценке потенциала, ресурсов и продукта туризма и рекреации в российской провинции.
| 11
| 6
| 6
|
| 5
| 4а
| Влияние различных видов природно-ориентированного туризма на окружающую среду.
| 9
| 4
|
| 4
| 5
| 5
| Геоэкологические подходы к оценке воздействия туристско-рекреационной деятельности на окружающую среду.
| 11
| 6
| 6
|
| 5
| 5а
| Экономическая роль экологического туризма.
| 9
| 4
|
| 4
| 5
| 6
| Экологический менеджмент и маркетинг в туризме.
| 11
|
| 6
|
| 5
| 7
| Экологическое просвещение и обучение.
| 11
| 6
| 6
|
| 5
| 8
| Ландшафтное планирование как организационно-правовая
основа развития туризма.
| 11
| 6
| 6
|
| 5
| 8а
| Природно-ресурсный и этнографический и историко-культурный потенциал экологического туризма.
| 9
| 4
|
| 4
| 5
| Всего
| 128
| 64
| 44
| 20
| 64
| 2.2.Тематический план для студентов очно-заочной формы обучения
№ пп
| Наименование разделов и тем
| Общее
к-во
часов
| Аудиторные часы
| Самостоя-
тельная
работа
| всего
| в том числе:
| лекции
| семинар.,
практич. занятия
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 1
| Феномен экологического туризма. Понятие, принципы, цели и задачи экологического туризма.
| 6
| 2
| 2
|
| 4
| 2
| Экологический туризм как инструмент устойчивого развития территории и экономики.
| 11
| 4
| 4
|
| 7
| 2а
| Концепция устойчивого развития и туристическая деятельность.
| 9
| 2
|
| 2
| 7
| 3
| Туристический продукт в экологическом туризме:
специфика, виды, типология.
| 11
| 4
| 4
|
| 7
| 3а
| Соотношение и взаимодействие экологического туризма и других видов туризма.
| 9
| 2
|
| 2
| 7
| 4
| Экономико-географические подходы к оценке потенциала, ресурсов и продукта туризма и рекреации в российской провинции.
| 11
| 2
| 2
|
| 9
| 4а
| Влияние различных видов природно-ориентированного туризма на окружающую среду.
| 9
|
|
|
| 9
| 5
| Геоэкологические подходы к оценке воздействия туристско-рекреационной деятельности на окружающую среду.
| 11
| 2
| 2
|
| 9
| 5а
| Экономическая роль экологического туризма.
| 9
| 2
|
| 2
|
| 6
| Экологический менеджмент и маркетинг в туризме.
| 11
| 2
| 2
|
| 9
| 7
| Экологическое просвещение и обучение.
| 11
| 2
| 2
|
| 9
| 8
| Ландшафтное планирование как организационно-правовая
основа развития туризма.
| 11
| 2
| 2
|
| 9
| 8а
| Природно-ресурсный и этнографический и историко-культурный потенциал экологического туризма.
| 9
| 2
|
| 2
| 7
| Всего
| 128
| 28
| 20
| 8
| 100
|
2.3.Тематический план для студентов заочной формы обучения
№ пп
| Наименование разделов и тем
| Общее
к-во
часов
| Аудиторные часы
| Самостоя-
тельная
работа
| всего
| в том числе:
| лекции
| семинар.,
практич. занятия
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 1
| Феномен экологического туризма. Понятие, принципы, цели и задачи экологического туризма.
| 6
| 1
| 1
|
| 5
| 2
| Экологический туризм как инструмент устойчивого развития территории и экономики.
| 11
| 2
| 2
|
| 9
| 2а
| Концепция устойчивого развития и туристическая деятельность
| 9
|
|
|
| 9
| 3
| Туристический продукт в экологическом туризме:
специфика, виды, типология.
| 11
| 2
| 2
|
| 9
| 3а
| Соотношение и взаимодействие экологического туризма и других видов туризма
| 9
| 2
|
| 2
| 7
| 4
| Экономико-географические подходы к оценке потенциала,
ресурсов и продукта туризма и рекреации в российской провинции.
| 11
| 2
| 2
|
| 9
| 4а
| Влияние различных видов природно-ориентированного туризма на окружающую среду
| 9
|
|
|
| 9
| 5
| Геоэкологические подходы к оценке воздействия туристско-рекреационной деятельности на окружающую среду.
| 11
| 2
| 2
|
| 9
| 5а
| Экономическая роль экологического туризма
| 9
|
|
|
| 9
| 6
| Экологический менеджмент и маркетинг в туризме.
| 11
| 2
| 2
|
| 9
| 7
| Экологическое просвещение и обучение.
| 11
| 1
| 1
|
| 10
| 8
| Ландшафтное планирование как организационно-правовая
основа развития туризма.
| 11
| 2
| 2
|
| 9
| 8а
| Природно-ресурсный и этнографический и историко-культурный потенциал экологического туризма
| 9
| 2
|
| 2
| 7
| Всего
| 128
| 14
| 10
| 4
| 114
| *Обзорные лекции – 2 часа
Раздел III. Содержание дисциплины Тема 1. Феномен экологического туризма. Понятие, принципы, цели и задачи экологического туризма. Содержание дисциплины и ее задачи. Связь с другими дисциплинами, с теорией и практикой рыночной экономики. Значение дисциплины для подготовки специалистов в сфере туризма.
Понятие экологического туризма. Экотуризм как устойчивый и природно ориентированный туризм и рекреация. Принципы экологического туризма. Цели и задачи экологического туризма. Источники: обязательные - 1-7
дополнительные – 8,10-17,19-24 Тема 2. Экологический туризм как инструмент
устойчивого развития территории и экономики. Современная индустрия туризма как одна из наиболее динамичных отраслей мирового хозяйства. Экологический туризм как сектор индустрии туризма: характеристика, состояние и перспективы развития. Источники: обязательные - 1-7
дополнительные – 8,10-17,19-24 Тема 3. Туристический продукт в экологическом туризме:
специфика, виды, типология. Социально-экономические факторы развития отечественного туризма. Развитие туристско-рекреационных зон. Типы экологического туризма. Экотуризм в границах особо охраняемых природных территорий (акваторий). Организованный и самодеятельный туризм. Источники: обязательные - 2-9
дополнительные – 10-14,17,19,21 Тема 4. Экономико-географические подходы к оценке потенциала,
ресурсов и продукта туризма и рекреации в российской провинции. Природное и культурное наследие, региональное разнообразие России. Социальный потенциал российского экотуризма. Региональная структура российского экотуризма. Интегральная оценка ландшафтов для развития туризма и рекреации. Источники: обязательные - 1-7
дополнительные – 8,10-17,19-24
Тема 5. Геоэкологические подходы к оценке воздействия
туристско-рекреационной деятельности на окружающую среду. Туристско-рекреационное освоение территорий и его воздействие на окружающую среду. Типы воздействий на окружающую среду. Оценка воздействия туристско-рекреационной деятельности на окружающую среду. Категории воздействия рекреации и туризма на территории. Источники: обязательные – 1-9
дополнительные – 10,11, 13,15,18-22 Тема 6. Экологический менеджмент и маркетинг в туризме. Проблемы развития внутреннего туризма и рекреации. Рекреационный менеджмент как предоставление разнообразных высококачественных рекреационных возможностей. Управленческие реализации. Задачи рекреационного менеджмента.
Особенности маркетинга в экологическом туризме. Направления информационно-аналитической и рекламной работы. Сетевая Интернет-реклама. Источники: обязательные - 1,5-9
дополнительные – 10-16,18,19,21-23
Тема 7. Экологическое просвещение и обучение. Организация и задачи эколого-просветительной работы. Мировой опыт экологического просвещения. Эколого-просветительные функции государственных природных заповедников. Экологическое обучение. Задачи экологического обучения. Источники: обязательные - 1,5-9
дополнительные – 10-15, 17-18, 20-22 Тема 8. Ландшафтное планирование как организационно-правовая
основа развития туризма. Актуальность ландшафтного планирования. Проблемы организационного и правового обеспечения ландшафтного планирования. Совершенствование управления в туристско-рекреационной сфере. Источники: обязательные - 1-7
дополнительные – 8,10-17,19-24
Раздел IV. Планы семинарских занятий
|