Мониторинг реализации в 2012 году





НазваниеМониторинг реализации в 2012 году
страница1/6
Дата публикации07.03.2015
Размер1.13 Mb.
ТипАнализ
100-bal.ru > Право > Анализ
  1   2   3   4   5   6
МОНИТОРИНГ РЕАЛИЗАЦИИ В 2012 ГОДУ

ДОЛГОСРОЧНОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ УГОЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИИ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА

(доклад в Правительство Российской Федерации)

Введение
Долгосрочная программа развития угольной промышленности России на период до 2030 года (далее – Долгосрочная программа), утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 января 2012 г. № 14-р, предусматривает необходимость мониторинга и ежегодного представления доклада о ходе ее реализации в Правительство Российской Федерации.

Целью программы является реализация потенциальных конкурентных преимуществ российских угольных компаний в рамках осуществления долгосрочной государственной энергетической политики и перехода к инновационному социально ориентированному типу экономического развития страны.

Долгосрочная программа учитывает мероприятия государственных программ, отраслевых стратегий и принятые решения Правительства Российской Федерации в отношении угольной промышленности. В основе программы – оценка перспектив спроса на российский уголь исходя из прогнозируемой конъюнктуры внутреннего и внешнего рынков. Объем бюджетных средств на реализацию Программы составляет менее 9 процентов от общего объема ее финансирования (251,8 млрд из 3,7 трлн руб.), таким образом, планируется выйти на новый уровень государственно-частного партнерства.

Соисполнителями программы являются Минприроды России, Минэкономразвития России, Минфин России, Минтранс России, Минрегион России, Минпромторг России, Минздрав России, Минтруд России, Минобрнауки России, МЧС России, Ростехнадзор, органы государственной власти регионов Российской Федерации, НП «Горнопромышленники России», Российский независимый профсоюз работников угольной промышленности.

В докладе отражен мониторинг выполнения Долгосрочной программы на основании предварительных горнотехнических и технологических показателей и на базе предварительных финансовых показателей работы угольной промышленности в 2012 году, рассмотренных с позиции реализации приоритетов и ориентиров Долгосрочной программы.

Краткие итоги работы угольной промышленности в 2012 году

и отдельные проблемы ее развития
По отчетным оперативным данным, добыча угля в России в 2012 году составила 352,3 млн тонн (104,6 процента к 2011 году). Открытым способом добыто 247,2 млн тонн (104,7 процента к 2011 году), что составило 70,2 процента от общего объема добычи. На шахтах добыто 105,1 млн тонн (104,3 процента к 2011 году). Углей для коксования добыто около 75 млн тонн (114,8 процента к 2011 году), добыча энергетических углей составила 277,3 тыс. тонн (102,3 процента).

Анализ горно-геологических условий добычи позволяет сделать вывод об их ухудшении как на шахтах, так и на разрезах. В 2012 году увеличилась максимальная глубина разработки и составила 441 метр. Увеличилось в 2012 году количество эксплуатируемых шахт, опасных по газообильности. Из общего числа эксплуатируемых – шахты, опасные по внезапным выбросам, составляют 24 процента (в 2010 году – 23,2 процента), сверхкатегорийные – 27 процентов (в 2010 году – 26,8 процента).

Добычу в угольной промышленности России в 2012 году осуществляли 215 угледобывающих организаций, в том числе 129 разрезов и 86 шахт, с общей производственной мощностью 397 млн тонн.

В 2012 году введены новые мощности по добыче угля.

Разрез «Первомайский» (входит в состав ОАО ХК «СДС-Уголь») с производственной мощностью 3 млн тонн угля в год, проектная производственная мощность разреза – 15 млн тонн угля в год. С вводом разреза производительность труда на нем приближается к мировым показателям и на предприятии составляет 761 тонну на человека в месяц (при средних показателях в мире – 800 тонн). Это самый крупный в стране разрез, построенный за последние 20 лет.

ЗАО «Распадская-Коксовая» (холдинг «Евраз Групп») продолжает строительство одноименной шахты. Холдингом «Евраз Групп» принято решение о продолжении строительства шахты «Ерунаковская–VIII», приостановленного в период кризиса, с предполагаемым вводом в 2013 году.

ОАО «Кокс» продолжает строительство ООО «Шахта «Бутовская» мощностью 1,5 млн тонн с планируемым вводом в эксплуатацию в 2013 году. Всего в 2013 году в Кузбассе планируется ввести в строй еще шесть предприятий по добыче и переработке угля.

За 2010-2012 годы планомерно уменьшалось количество административных единиц по добыче угля подземным и открытым способами. На конец 2012 года количество административных единиц составило 180 по сравнению с 197 единицами в 2010 году, происходило их укрупнение за счет объединения более мелких единиц в более крупные.

За последние два года производственные мощности снизились в Дальневосточном федеральном округе (–3,6 процента), в Восточной Сибири (–12,4 процента). При этом доля Дальневосточного федерального округа в объемах добычи угля в целом снизилась с 9,7 процента в 2010 году до 9,5 процента в 2012 году. Основная причина такой тенденции – начавшаяся газификация Дальневосточного региона. В Восточно-Сибирском регионе в удельном отношении добыча угля возросла с 23,7 до 27,1 процента. Происходило снижение производственного потенциала в Центральном федеральном округе (-0,5 процента), Северо-Западном федеральном округе (-7,5 процента), Южном федеральном округе (-1,8 процента). Не росли мощности угледобывающих организаций Приволжского и Уральского федеральных округов.

В 2012 году в угольной промышленности России работало 68 обогатительных фабрик и обогатительных установок суммарной мощностью 199 млн тонн.

Мощности по переработке угля для коксования по состоянию на 1 января 2013 г. составили 105,7 млн тонн, их освоение – 70,3 процента. Мощности по переработке энергетического угля достигли 93,3 млн тонн, их освоение – 69,6 процента.

Если в предыдущие годы развитие переработки горной массы было направлено преимущественно на удовлетворение потребностей металлургии в концентрате коксующегося угля, то в последнее десятилетие в связи с значительным ростом объемов экспортных поставок энергетического угля потребовались срочные меры по вводу мощностей по обогащению такого угля.

В результате за последние десять лет российскими угольными компаниями было введено 20 обогатительных фабрик и установок, в том числе 11 фабрик и установок для обогащения энергетического угля, суммарной мощностью 27,5 млн тонн. Большинство вновь введенных обогатительных фабрик – это фабрики нового поколения, использующие «мокрые» технологии. Их отличает современная компоновка, использование современного оборудования, что позволяет существенно уменьшить расход тепла и электроэнергии, сократить вредное воздействие на экологию, дает возможность в рамках одного предприятия обогащать несколько типов углей.

В 2012 году введена обогатительная фабрика «Матюшинская» (ЗАО «Стройсервис) производственной мощностью по переработке 3 млн тонн угля в год. ХК «СДС-Уголь» завершила строительство новой обогатительной фабрики «Черниговская – Коксовая». Производственная мощность новой фабрики рассчитана на ежегодную переработку 4,5 млн тонн угля в год коксующихся и энергетических марок. ОАО «СУЭК» ввело в строй вторую очередь обогатительной фабрики на шахте им. Кирова с увеличением мощности с 3,2 до 5 млн тонн. Осуществлен запуск сезонной обогатительной фабрики мощностью 3 млн тонн в год для разреза «Эльгинский» (ОАО «Мечел»).

Если внешний рынок стимулирует угольные компании к увеличению объемов выпуска обогащенной продукции, то потребители угольной продукции на внутреннем рынке таких требований не предъявляют.

Исторически сложилось, что основное и вспомогательное котельное оборудование российских электростанций на угле не нуждается в высококачественном угле, оно (за редким исключением) спроектировано и построено в расчете на сжигание «проектного» угля конкретных месторождений (в рядовом виде или в виде отсева).

На сегодня собственники генерирующих на угле электростанций экономически не заинтересованы в инвестициях в разработку и строительстве новых, экологических более чистых мощностей. Отсутствует скоординированная финансово-кредитная и стимулирующая налоговая политика по внедрению нового оборудования и технологий использования обогащенного угля в электроэнергетике.

В связи с этим, чтобы создать спрос на высококачественный энергетический уголь, необходимо стимулировать энергетические компании, эксплуатирующие генерирующее оборудование на твердом топливе, к модернизации физически и морально изношенных энергообъектов с использованием оборудования, работающего на обогащенном угле.

По мнению Минэнерго России, целесообразно рассмотреть следующие предложения.

Внести изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации в части предоставления налоговых каникул на расчетный период освоения объектов генерации тепловой и электрической энергии на основе чистых угольных технологий организациям, инвестирующим в модернизацию действующего оборудования или в приобретение нового современного оборудования.

Принять соответствующие изменения в законодательные и нормативные акты, направленные на увеличение платы за выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду.

Принять нормативный акт Правительства Российской Федерации по компенсации за счет средств федерального бюджета разницы процентных ставок по кредитам, полученным организациями генерирующими тепло и электроэнергию в российских кредитных организациях для реализации инвестиционных проектов по строительству новых или модернизации старых генерирующих мощностей на чистых угольных технологиях.

В настоящее время тарифы на грузовые железнодорожные перевозки дифференцированы по тарифным классам. Энергетические угли отнесены к первому тарифному классу, что позволяет осуществлять такие перевозки по тарифу, уровень которого ниже среднего уровня тарифов в груженом рейсе в среднем на 35 процентов.

Предлагается провести более глубокую дифференциацию тарифов на перевозки энергетических углей. Целесообразно реализовать меры тарифного стимулирования, в том числе провести дополнительное снижение тарифов на грузовые железнодорожные перевозки обогащенного энергетического угля. При этом выпадающие доходы ОАО «РЖД» можно было бы компенсировать за счет соответствующего повышения тарифа на перевозки высокозольного угля, что будет являться дополнительным стимулом для модернизации или закупки и монтажа нового генерирующего оборудования.

Необходимо создание условий для межтопливной конкуренции газа и угля на российских тепловых электростанциях.

В случае внедрения механизма достижения конкурентоспособности угля по сравнению с газом на тепловых электростанциях появляется потребность в новых генерирующих мощностях, основанных на «чистых» технологиях сжигания высококачественного обогащенного угля, и, соответственно, устойчивый спрос на них, что, в свою очередь, является сигналом для угольных компаний к развитию углеобогатительного производства.

В России необходимо стандартизировать весь уголь (угольные концентраты) по нескольким спецификациям их теплотехнических характеристик. При этом меньшее количество таких спецификаций обусловливает повышение эффективности разработки типового основного и вспомогательного котельного оборудования для новой угольной генерации, основанной на «чистых» угольных технологиях. Проведение стандартизации угольного топлива в России позволит угольным компаниям применять типовые решения при строительстве углеобогатительных производств, энергетическим компаниям – при строительстве и модернизации угольных генерирующих мощностей, а энергомашиностроительным и инжиниринговым компаниям – при производстве, монтаже и наладке соответствующего котельного оборудования.

Значительный экономический эффект при использовании обогащенного угля будет получен при его транспортировке. Так как в данном случае осуществляется транспортировка малого количество балластной части угля (зола, влага) и, соответственно, большого количества калорийного топлива.

Общий объем поставок российского угля в 2012 году составил 319 млн тонн угля, что выше аналогичного показателя в 2011 году на 4,6 процента.

Необходимо отметить, что рост поставок угля осуществляется только за счет его отгрузки на экспорт.

В 2012 году произошло уменьшение объема поставок угля на внутренний рынок. Они составили 187,7 млн тонн или на 5,4 процента меньше чем в 2011 году.

В связи с ростом доли экспорта в общем объеме поставок угольной продукции (более 30 процентов в 2012 году) наблюдается усиление зависимости финансовых результатов работы угольных компаний от конъюнктуры внешнего рынка угля. В 2012 году на внешнем рынке наблюдался существенный спад цен как на уголь и концентрат металлургического назначения, так и на энергетический уголь. На внутреннем рынке сложились тенденции медленного роста цен на угли энергетического назначения и снижения цен на уголь для коксования. В результате сальдированный финансовый результат работы по наблюдаемому кругу угольных компаний в 2012 году составил 59,3 млрд рублей против 133,1 млрд рублей по итогам 2011 года.

При этом инвестиции в основной капитал угольных компаний составили 116,9 млрд рублей (против 99,5 млрд рублей в 2011 году), в том числе в шахты – 47,7 млрд рублей, разрезы – 51,4 млрд рублей, обогатительные фабрики – 9 млрд рублей, остальные 8,8 млрд рублей – на сооружение объектов непроизводственного назначения и охрану окружающей среды. В структуре инвестиций на собственные средства предприятий приходилось 61,4 процента, на привлеченные – 38,5 процента (против 66,2 процента и 33,8 процента соответственно в 2011 году).

Численность персонала угледобывающих и углеперерабатывающих организаций на конец 2012 года составила 177 тыс. человек, что на 885 человек больше аналогичного периода прошлого года. В то же время проблема недостатка квалифицированных кадров как по количественному, так и по качественному составу остро стоит перед угольными компаниями.

За период с 2010 по 2012 год рост реальной заработной платы работников в целом по угольной промышленности составил 114 процентов. Темп роста реальной заработной платы работников в целом по Российской Федерации за этот же период составил 110,8 процента.

Покупательная способность среднемесячной заработной платы в целом по угольной промышленности составила: за 2010 год – 4,5 прожиточного минимума, за 2011 год – 4,7 прожиточного минимума, за 2012 год (предварительная оценка) – 4,9 прожиточного минимума.

По итогам за 2012 год существенно вырос объем инвестиций в основной капитал предприятий угольной отрасли, достигнув 113 млрд рублей, что на 13,6 процента превышает объём инвестиционных вложений по отрасли за предыдущий год.

В 2012 году сохранилась прежняя структура инвестиций. Доля собственных средств составила 66 процентов (в 2011 году – 66,2 процента), а доля привлеченных – 34 процента (против 33,8 процента годом ранее).

Важнейшими факторами, определяющими дальнейшее развитие угольной промышленности, являются обеспечение промышленной и экологической безопасности, необходимость улучшения условий труда и снижения уровня производственного травматизма.

За последние годы в угольной промышленности произошли коренные изменения в технике и технологии добычи угля. Закрыты наиболее опасные шахты, исключены из отработки нетехнологичные угольные пласты. Действующие шахты в своем большинстве оснащены высокопроизводительной техникой, автоматизированными системами контроля газа, проветривания, электрозащиты и другими. Это обеспечило заметное снижение общего производственного травматизма. Относительный показатель смертельного травматизма на 1 млн тонн добытого угля имеет устойчивую динамику снижения: при росте угледобычи за последние 10 лет он сократился с 0,66 в 2000 году до 0,15 в 2012 году.

Вместе с тем уровень смертельного травматизма при добыче угля в России значительно выше, чем в ведущих угледобывающих странах. С целью повышения эффективности мер, принимаемых работодателями по снижению аварийности и улучшению условий труда, повышению социальной ответственности угольных компаний, за последние годы по инициативе Минэнерго России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти принято значительное количество законодательных и нормативных актов, нацеленных на создание безопасных условий ведения работ, повышение социальной защищенности работников организаций угольной промышленности.

Отдельного решения требует проблема ликвидации негосударственных шахт с особо сложными горно-геологическими условиями залегания угольных пластов, высокоаварийных и убыточных. Характерным примером являются шахты в городах Прокопьевске и Киселевске в Кузбассе.

В период реструктуризации угольной промышленности (1993 год – по н.в.) ряд шахт в этих городах не были включены в список ликвидируемых из соображений сохранения рабочих мест (создание новых рабочих мест критически отставало от потребностей) и недопущения социального взрыва.

Сегодня большинство этих шахт отрабатывает угольные пласты, склонные к внезапным выбросам, взрывам угольной пыли, опасные по самовозгоранию, с крутым падением, что не позволяет механизировать основные технологические процессы и требует высокого уровня ручного труда. При этом производительность труда на этих предприятиях в разы ниже, чем в среднем по отрасли.

Эти особенности указанных шахт являются причиной высокой себестоимости добываемого ими угля, и, несмотря на ценность марочного состава, их продукция в условиях нестабильного спроса и цен чем дальше, тем больше становится неконкурентоспособной как на внутреннем рынке, так и при экспорте.

Горные отводы действующих шахт расположены на территории городов и около 30 процентов жилой застройки находится над горными выработками. С учетом ранее закрытых шахт 70–80 процентов территории городов Прокопьевска и Киселевска подработаны горными работами, а 20–25 процентов запасов угля находится в охранных целиках под объектами поверхности.

ОАО «Шахта Дальние горы» (ОАО «Луговое») и ООО «Шахта «Краснокаменная» (ОАО «Поляны») прекратили добычу угля в 2006 году, их ликвидация предусмотрена за счет собственника – ЗАО ИК «ЮКАС-Холдинг».

Оставшиеся 10 шахт не могут инвестировать в развитие производства на должном уровне, не имеют перспектив развития и, как результат, не имеют резервов для выхода на безубыточную работу.

Полученные экспертным путем укрупненные затраты на ликвидацию этих шахт составляют 53,9 млрд рублей в текущих ценах, в том числе:

технические работы – 5,5 млрд рублей;

социальная поддержка высвобождаемых работников – 1,8 млрд рублей;

переселение граждан из ветхого и аварийного жилья – 35,3 млрд рублей;

реконструкция и замена объектов инженерно-технической инфраструктуры – 5,8 млрд рублей;

реконструкция и замена объектов социальной инфраструктуры – 5,5 млрд рублей.

Минэнерго России доложило Председателю Правительства Российской Федерации Д.А. Медведеву (письмо от 06 марта 2013 г. № АН-1979/11) о ходе работы, проводимой по ликвидации шахт в Прокопьевско-Киселевском и Анжеро-Судженском районах Кемеровской области. В целях реализации поручения Президента Российской Федерации В.В. Путина от 16 ноября 2012 г. № Пр-2986 по вопросу финансирования комплексной программы поэтапной ликвидации убыточных шахт и переселения жителей городов Прокопьевска, Киселевска, Анжеро-Судженска из ветхого и аварийного жилья Минэнерго России предложило:

поручить Минфину России, Минрегиону России, Минэкономразвития России, Минэнерго России подготовить предложения для принятия специального решения Правительства Российской Федерации в части выделения средств федерального бюджета на переселение граждан из индивидуальных аварийных жилых домов в городах Прокопьевске, Киселевске и Анжеро-Судженске;

поручить Минприроды России совместно с Минэнерго России и администрацией Кемеровской области провести в 2013 году конкурсы на нераспределенные участки недр с обязательным включением в лицензионные соглашения на право пользования участками недр обязательств недропользователей по решению социальных вопросов шахтерских городов Прокопьевска, Киселевска и Анжеро-Судженска, в том числе по защите населения от техногенного воздействия вызванного закрытием шахт.

Энергоемкость ВВП России примерно в 2,5 раза выше среднемирового уровня и в 2,5–3,5 раза выше, чем в ведущих странах мира. Сохранение высокой энергоёмкости российской экономики приводит к снижению энергетической безопасности России и сдерживанию экономического роста.

Основным шагом, направленным на комплексное решение проблемы энергоэффективности, стало принятие Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В соответствии с государственной программой Российской Федерации «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года» предусматривается выделение средств из федерального бюджета регионам на поддержку деятельности по повышению энергоэффективности.

В 2012 году на софинансирование региональных программ повышения энергоэффективности выделено 5,721 млрд рублей.

В соответствии с представленной в Минэнерго России субъектами Российской Федерации информации о ходе проведения обязательных энергетических обследований только 30 процентов организаций провели такое обследование по состоянию на 31 декабря 2012 г.

Необходимо отметить, что организации угольной промышленности также неудовлетворительно проводят работу по выполнению нормы Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части обязательного энергетического обследования.

Всего 10 организаций угольной промышленности полностью провели энергоаудит в установленном порядке, по результатам которого подготовлены энергетические паспорта, которые в свою очередь одобрены Минэнерго России, в том числе 9 подразделений входящих в ОАО «СУЭК» и ОАО «Угольная компания «Северный Кузбасс», и энергетические паспорта еще 16 угольных организаций находятся на рассмотрении в Минэнерго России.

Минэнерго России обратилось к субъектам Российской Федерации (письмо от 21 февраля 2013 г. № ИА-1473/02) с просьбой обеспечить выполнение требований вышеупомянутого Федерального закона в части проведения обязательных энергетических обследований.

Причинами сложившейся ситуации являются: отсутствие мотивации к реализации мероприятий, направленных на ресурсо- и энергосбережение; ограниченность свободных средств у организаций; отсутствие принятых на федеральном уровне методических рекомендаций о порядке ценообразования на энергоаудит, вследствие чего нередко завышается стоимость услуг или возрастают риски проведения формального обследования; высокие ставки кредитных организаций по финансированию энергосберегающих проектов; длительные сроки их окупаемости и др.

Необходимо отметить взаимосвязь горно-геологических условий при проведении горных работ и энергоемкости.

ОАО «СУЭК» осуществляет широкомасштабные мероприятия по модернизации систем энергосбережения и снижению удельных расходов электроэнергии с целью снижения затрат на основное производство и повышения конкурентоспособности продукции, среди таких мероприятий внедрение автоматизированных систем коммерческого и технического учета энергопотребления, позволяющих контролировать энергопотребление отдельных единиц оборудования, использование автоматизированных систем частотного регулирования на энергоемких механизмах, внедрение автоматически управляемых установок компенсации реактивной мощности и др. Статистические данные, представленные ОАО «СУЭК», показывают, что удельные расходы электроэнергии по переработке горной массы снизились с 3,29 кВт·час за тонну в 2009 году до 2,94 кВт·час за тонну в 2012 году, но в результате ухудшения горно-геологических условий удельная энергоемкость при добыче угля стабильно увеличивается (при проведении как подземных так и работ открытым способом) за счет увеличения объемов переработки пустой породы: 2009 год – 12,7 кВт·час/м3, 2010 год – 13,6 кВт·час/м3, 2011 год – 13,8 кВт·час/м3, 2012 год – 14,1 кВт·час/м3, что еще раз показывает на необходимость принятия решений на федеральном уровне по стимулированию освоения новых месторождений с лучшими горно-геологическими условиями.
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Мониторинг реализации в 2012 году iconОб итогах реализации приоритетного национального проекта «Образование»...
Роприятия пнпо осуществлялись в соответствии с сетевым графиком по реализации приоритетного национального проекта «Образование» в...
Мониторинг реализации в 2012 году iconО реализации президентской инициативы «Наша новая школа» в 2012 году в Ялуторовском районе
Мку ялуторовского района «Отдел образования» представляет информацию о выполненных мероприятиях в рамках мониторинга показателей...
Мониторинг реализации в 2012 году iconПланируемый результат (2012 год) Показатели выполнения (результат...
Информация о выполнении плана первоочередных действий по реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в...
Мониторинг реализации в 2012 году iconОтчет о состоянии коррупции и реализации антикоррупционной политики...
А в 2012 году информация о выявлении преступлений коррупционной направленности в органах местного самоуправления Высокогорского муниципального...
Мониторинг реализации в 2012 году iconСтупинского муниципального района Московской области
Мониторинг инновационной деятельности и участия в федеральных и региональных проектах мбоу лицей №1 в 2012 2013 учебном году. 15
Мониторинг реализации в 2012 году iconИтоги реализации проекта "Модернизация общего образования" в 2012...
В 2012- 2013 учебном году в рамках модернизации образования педагогический коллектив школы активно осуществлял мероприятия, направленные...
Мониторинг реализации в 2012 году iconОтчет о проведении в мо крыловский район гиа выпускников 9-х классов...
Комплект учебно-методических материалов курса «Эколого-экономический мониторинг окружающей среды»
Мониторинг реализации в 2012 году iconМониторинг по организации разъяснительной работы среди обучающихся...
...
Мониторинг реализации в 2012 году iconДоклад «Об исполнении Указа президента от 07. 05. 2012 года №597...
Указом Президента РФ от 7 мая 2012 года «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» предусмотрено поэтапное...
Мониторинг реализации в 2012 году iconДоклад о реализации национальной образовательной инициативы «Наша...
Роль педагогического коллектива по успешному завершению учебного года и задачи по подготовке к новому учебному году /Казанфаров И....
Мониторинг реализации в 2012 году iconПрограмма рекомендована Утверждаю: методическим советом к утверждению Директор мбоу дод
Программа прошла первичную экспертизу и допущена к апробации в 2008-2009 учебном году. В 2011 году в содержание программы были внесены...
Мониторинг реализации в 2012 году iconМониторинг политическо-социального пространства России и внешних...
Цели, задачи и направления деятельности педагогического коллектива в 2012-2013 учебном году. Представление основных образовательных...
Мониторинг реализации в 2012 году iconГосударственный доклад «О состоянии санитарно-эпидемиологического...
Российской Федерации в 2012 году» в целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 23. 05. 2012 №513 «О государственном...
Мониторинг реализации в 2012 году iconДоклад «О результатах деятельности Правительства Пермского края по...
«О результатах деятельности Правительства Пермского края по направлению «Территориальное развитие», в том числе в части реализации...
Мониторинг реализации в 2012 году iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Ямало-Ненецкого автономного округа, проведённого в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» в 2012 году....
Мониторинг реализации в 2012 году iconМониторинг учебной деятельности студентов очной формы обучения за 2010-2011
Демонстрационный вариант теста в 2012-2013 учебном году для социальных педагогов, предлагаемый для установления соответствия уровня...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск